Научная статья на тему 'Стратегии и особенности выборов 45-го президента США: новые возможности и технологии'

Стратегии и особенности выборов 45-го президента США: новые возможности и технологии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
316
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА США / ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / ELECTION PRESIDENT OF USA. ELECTORAL STRATEGY / ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / LEADERSHIP POTENTIAL / ПРАЙМЕРИЗ / PRIMARIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ирхин Юрий Васильевич

В статье проанализированы основные стратегии, этапы и особенности президентской кампании в Соединенных Штатах Америки в 2016 г. Показан потенциал, достижения и проблемы Д. Трампа и Х. Клинтон в процессе праймериз. Автор проанализировал причины избрания Д. Трампа 45-м президентом США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features and the strategy and peculiarities of the elections of 45th president of USA: new possibilities and technologies

The article analysis basic strategy, phase and possibilities of the presidential campaign in the United States of America in 2016. Showed potential, achievement and problems of D. Tramp and H. Clinton in the process of primaries. The author analysis the reasons for the elections Tramp 45th President of the United States of America.

Текст научной работы на тему «Стратегии и особенности выборов 45-го президента США: новые возможности и технологии»

Ю.В. ИРХИН доктор философских наук, профессор РАНХиГС при Президенте РФ, профессор РГГУ, академик Академии гуманитарных наук РФ*

Стратегии и особенности выборов 45-го президента США: новые возможности и технологии

«Самый лучший совет, который Вы могли бы дать? -Никогда не сдавайтесь. С таким настроением вы сможете добиться большего, чем пользуясь любым моим советом» (Д. Трамп, 45-й Президент США).

«Критику нужно воспринимать серьезно, потому что благодаря ей вы можете научиться чему-то новому, но нельзя позволять ей вас уничтожить» (Х. Клинтон).

Выборы очередного президента США представляют значительный общественный и научный интерес. С одной стороны, речь идет о главе самого развитого в промышленном отношении и одного из влиятельнейших в мире государств; с другой - на таких выборах (особенно, если к власти спустя 8 лет приходит представитель другой политической партии) обычно обостряется электоральное соперничество и демонстрируются некоторые новые технологии.

Избирательная кампания любого президента США, проводимая один раз в четыре года, по времени ее проведения и организации распадается на два основных периода. Во время первого - с января по июль - в ходе праймериз определяются кандидаты в президенты от политических партий: летом на партийных конвентах по их итогам утверждается претендент от каждой партии. Во втором периоде, который завершается выборами президента 8 ноября, в праймериз участвуют только выдвинутые конвентами партий кандида-

* Ирхин Юрий Васильевич, e-mail: [email protected]

туры. Обычно на президентских выборах основную борьбу ведут два кандидата: от Демократической партии (основана в 1828 г., от нее было избрано 16 президентов) и Республиканской партии (основатель А. Линкольн 1854 г., избрано 19 президентов).

Для Демократической партии первый этап не внес особых неожиданностей. В ней практически сразу определились два основных претендента. Ведущей кандидатурой от этой партии выступила хорошо известная в США и за рубежом Хилла-ри Клинтон (26.10.1947 г.), являвшаяся Государственным секретарем США (67-м) в период 2009-2013 гг. (при Президенте Б. Обаме), сенатором от штата Нью-Йорк в 2001-2009 гг., жена 42 Президента США Б. Клинтона1.

Другим кандидатом от демократической партии явился один из старейших сенаторов (с 2007 г., а до этого - конгрессмен) от небольшого штата Вермонт Берни Сандерс (8.09.1941 г.), выступавший с умеренно социалистическими взглядами: повышение минимального уровня зарплаты, помощь малоимущим, бесплатное высшее образование, отмена налоговых льгот для богатых. Б. Сандерса во время праймериз поддерживала молодежь, часть среднего класса, прогрессивных (левых) членов или сторонников Демократической партии. Однако в целом за его кандидатуру выступила меньшая часть партии и голосовавших в ходе праймериз избирателей.

От Демократической партии также принял участие в выборах Мартин О'Мэлли (губернатор Мэриленда), однако, он показал посредственные результаты в ходе праймериз и отказался от дальнейшей борьбы..

26 июля 2016 г. на конвенте (съезде) Демократической партии в г. Филадельфия кандидатура Х. Клинтон в поименном голосовании получила поддержку более 2383 из 4700 делегатов. После этого Б. Сандерс попросил делегатов выдвинуть именно ее кандидатом от партии на выборах президента на основании «единодушного одобрения, а не продолжать процесс поименного голосования», и конвент согласился с этим предложением.

Х. Клинтон в своей заключительной речи произнесла, в частности, фразу о том, что на этом конвенте демократам

1 См.: Ирхин Ю.В. Институт первых леди: формирование, признание и очарование // Социально-гуманитарные знания, 2015, №2, с. 184-197.

впервые в истории США удалось «разбить стеклянный потолок» (так называют неформальные препятствия для занятия женщинами высших государственных и политических постов) и тем самым открыть дорогу к избранию женщины на высшую государственную должность. Кандидатом в вице-президенты США был одобрен Тим Кейн (20.02.1958 г.) -сенатор (в прошлом губернатор) от штата Виргиния и в 2009-2011 гг. председатель Национального комитета Демократической партии.

Президент Б. Обама (избран от Демократической партии в 2008 и 2012 гг.) поддержал решение конвента, а затем, особенно на завершающей части выборов, открыто выступил в поддержку Клинтон и даже посетил несколько ее выступлений перед избирателями.

В отличие от Х.Клинтон, боровшейся в основном с Б. Сандерсом, кандидат от Республиканской партии Дональд Трамп (14.06.1947 г.), известный миллиардер (глава TNK Trump Organization, расположенной в Нью-Йорке в Трамп-Тауэр -Башня Трампа: 725 5-я авеню, на первом этапе праймериз конкурировал с 11 претендентами. В ходе острой электоральной борьбы он показал лучшие результаты. В итоге в разное время первого этапа праймериз отказались от дальнейшего участия в выборах следующие республиканские кандидаты: Джеб Буш (губернатор Флориды, брат 43-го Президента США Дж. Буша мл.), Тед Круз (сенатор от штата Техас), Марко Рубио (сенатор от штата Флорида), Джон Кейсик (губернатор от штата Огайо), Бен Карсон (директор госпиталя Дж. Хоп-кинса), Джим Гилмор (губернатор Вирджинии), Крис Кристи (губернатор Нью Джерси), Карли Фиорина (генеральный директор Hewlett-Packard), Рэнд Пол (сенатор от штата Кентукки), Рик Санторум (сенатор от штата Пенсильвания) и Майк Хакаби (экс-губернатор штата Арканзас).

Дж. Трамп выиграл первый этап праймериз в 36 штатах, при этом он в принципе сохранил нормальные отношения с большинством претендентов и руководством Демократической партии. Уже на этом первом этапе праймериз Трамп выглядел гораздо ярче своих соперников, резко отличался от них своей положительной позицией по отношению к России, поддержкой промышленного сектора и национальной экономики в целом и др.

Съезд республиканской партии, прошедший 12-21 июля 2016 г., утвердил Д. Трампа официальным кандидатом в пре-

зиденты США, а Майкла Пенса (7.06.1959 г., губернатора штата Индиана) - кандидатом в вице-президенты США.

Официальными кандидатами от «третьих» сил выступили: Гэри Джонсон - от Либертарианской партии (в прошлом губернатор Нью-Мексико) и Джилл Стайн (врач из штата Массачусетс) - от партии зеленых.

Программы кандидатов в президенты США

Избирательная программа Х. Клинтон в целом была довольно умеренной и традиционной для Демократической партии: акцент делался больше на сохранение существующих порядков, чем на их реформирование. По сути речь шла о продолжении политики предыдущего президента от демократов - Б. Обамы. Среди основных положений:

- продолжение и развитие реформы здравоохранения ОЬатасаге - программы, которую многие критикуют как непозволительную роскошь в условиях дефицита бюджета и принуждение для всех граждан покупать дорогую медицинскую страховку, а также поощрение абортов в рамках обязательного медицинского страхования и повышение доступности наркотических лекарственных препаратов;

- миграционная реформа: выдача гражданства нелегальным мигрантам и выделение еще большего количества государственных средств на приезжих. (Так, мигранты получили бы возможность доступа к медицинскому обслуживанию и их не будут высылать с запретом последующего въезда за просроченные визы. Также мигранты получат возможность воссоединения семей - подобным механизмом давно и активно пользуются европейские «беженцы». Планировалось создание специального ведомства по делам мигрантов, которому выдавались бы многомиллионные гранты на различные программы адаптации);

- обеспечение субсидий для бесплатного высшего образования. (Тема более чем болезненная для США, где объем студенческих кредитов в 2016 г. достиг 1,3 трлн. долл., из которых около 125 млрд. - просроченные. Ситуация с кредитами в образовании напоминает ипотечный пузырь и Хиллари не смогла бы решить эту проблему, так что ее заявления являлись предвыборным популизмом);

- определенный подъем подоходного налога для богатых, но при этом оставление неизменного налога для компаний; дополнительный 4% налог на тех, то зарабатывает

более 5 млн. долл. в год; повышение налога на унаследованное имущество, особенно на дорогую собственность;

- финансовая поддержка женщин после родов на определенный срок, если они не могут продолжить работу;

- возможное реформирование инфраструктуры в течение первых 100 дней на посту и создание новых рабочих мест;

- ужесточение регулирования Уолл-стрита с учетом последствий финансового кризиса 2008 г., введение пошлины для крупных финансовых организаций в зависимости от их размера и уровня риска, который они представляют, обеспечение контроля над хедж-фондами, частными инвестиционными компаниями и другими игроками так называемой теневой банковской системы, ужесточение наказаний для тех, кто совершает финансовые преступления;

- в области внешней политики - борьба против ИГИЛ, терроризма, введение бесполетной зоны над Сирией, расширение контингента американского спецназа для поддержки арабских и курдских бойцов (без согласия Сирии);

- расширение транстихоокеанского сотрудничества;

- жесткая позиция по отношению к России, продолжение и расширение политики антироссийских санкций, критика российской политики в Сирии, поддержка предложений о снабжении оружием украинских правительственных войск для борьбы с «российской агрессией в Европе», «поддержка цветных революций» и антиправительственных движений;

- агрессивное расследование торговых дел и введение мер в отношении КНР, если тот будет нарушать правила торговли; отказ от предоставления Китаю статуса страны с рыночной экономикой, чего Пекин будет добиваться, когда в декабре истечет срок для перестройки экономики, предоставленный стране Всемирной торговой организацией;.

- рассмотрение кибератак, якобы, инициированных Россией и КНР против США (кстати, до сих пор никем не подтвержденных!), как обыкновенные нападения и подготовка США серьезных политических, экономических и военных ответных мер.

Финансовая нагрузка на экономику США в случае выполнения социальной части программы Клинтон составила бы до 1,7 трлн. долл., однако, суммарный экономический эффект от подобных затрат представлялся незначительным.

Кроме того, выполнение многих из них представлялось весьма проблематичным.

Избирательная программа Д. Трампа, по сравнению с Клинтон, была более перспективной, нацеленной на поддержку реального экономического производящего сектора экономики, а не исключительно финансовых кругов, упрочения национальных интересов США, реалистической внешней политики, хотя в ней были известные противоречия и элементы популизма. Среди основных положений:

- полный отказ от программы ОЬатасаге, чрезвычайно затратной для многих штатов и граждан. (Трамп уточнял, что это вовсе не означает прекращение поддержки малоимущих и пожилых американцев, у которых нет денег на дорогую страховку или нет достойной работы);

- высылка нескольких миллионов нелегалов-мигрантов, объявление войны радикальным исламистам и обеспечение приоритетов для граждан США при принятии на работу;

- анонсирование крупнейшей экономической реформы со времен Рональда Рейгана: улучшение условий для бизнеса, чтобы американские компании не переносили свои активы за границу; снижение подоходного налога для компаний с 35 до 15%, а также изменение прогрессивной шкалы налогообложения, оставив только три фиксированные ставки, самая высокая из которых составляла бы 33% против сегодняшних 40%; возвращение из-за рубежа в США целого ряда промышленных и высокотехнологических предприятий (или их сборочных цехов); создание или восстановление десятков миллионов рабочих мест;

- во внешней политике: радикальное сокращение военных расходов и трансформация НАТО; режим экономии на зарубежных базах; уменьшение военного вмешательство во внутренние дела других стран. (Ежегодный торговый дефицит в 800 млрд. долл. и постоянно растущий государственный долг США, достигший 19 трлн. долл., представляются для Трампа более важной проблемой, чем желание казаться той же сверхдержавой, что и 10 лет назад. Взаимоотношения с Россией для Трампа кажутся менее проблематичными, чем с КНР, где на первое место вышли финансово-экономические противоречия и геополитические коллизии в Юго-Восточной Азии). Он говорил, что хотел бы иметь хорошие отношения с Россией: «Было бы прекрасно, если бы мы ладили». Трамп предлагал наладить взаимо-

действие с Россией в интересах общей борьбы с терроризмом, включая координацию действий с сирийскими правительственными войсками.

В программе Д. Трампа был ряд противоречий и заведомо проблемных мест, как, например, предложение отгородиться от мигрантов из Мексики, построив стену между ней и США. Однако в ходе дебатов Трамп умело ставил на первое место интересы избирателей конкретного штата, а то, что им противоречило, из его общей программы -затушевывал.

Потенциал кандидатов в президенты США, стратегии и прогностика

В целом потенциал Х. Клинтон как кандидата в президенты США представлялся большинству политологов и журналистов предпочтительнее ее соперника. На ее стороне были: опыт работы в должности Государственного секретаря (и мировая известность) и сенатора от штата Нью-Йорк; поддержка Президента США Б. Обамы, мощного аппарата Демократической партии, большей части интеллигенции, большинства традиционных СМИ (за исключением сетей), влиятельнейшей мировой и северо-американской (Нью-Йоркской) финансовой элиты, правящего политического класса Евросоюза; в ее пользу высказывалось до 70% граждан Западной и Центральной Европы.

О карьере Клинтон и истории ее жизни был опубликован целый ряд исследований1. Она написала автобиографические книги, ставшие бестселлерами и принесшие ей мировую и национальную известность2. Х. Клинтон легко узнавалась избирателями и на старте выборов в целом имела неплохой имидж. В своей кампании Х. Клинтон делала акцент на возможную преемственность политического курса Б. Обамы; обращалась к тем социальным группам, которые выиграли от него; ориентировалась на средний классу, женскую аудиторию, афро-американцев, испано-говорящих граждан США, мигрантов, получивших гражданство.

1 См.: Дедерихс М.Р. Хиллари Клинтон и власть женщин. М., 1995; Моррис Д., МакГэн Э. Конди и Хиллари: Пути восхождения к власти. М., 2007; Kelley C.E. The rhetoric of First Lady Hillary Rodham Clinton. NY, 2001; и др.

2.См.: Clinton, Hillary Rodham H. R. Living History. N.Y., 2003; Clinton, Hillary Rodham. Hard Choices. N.Y., 2014.

К слабым или специфическим местам ее позиционирования относились: «перенос» недостатков правления Оба-мы на нее как представительницу его курса, отсутствие комплексной инновационной программы преобразований, лидерских черт, признаки слабого здоровья и, особенно, обнаружившиеся в ходе праймериз серьезные утечки информации по ее вине в период работы Х. Клинтон на должности Госсекретаря. Кроме того, она недостаточно внимания уделяла нуждам избирателей конкретных штатов (особенно, Средней полосы), делала неоправданный перекос в своей кампании на две проблемы, которые вскоре перестали быть главными для избирателей: постоянная критика Д. Трампа ради его критики и голословные обвинения России (и даже лично В.В. Путина) в некоем вмешательстве в избирательную кампанию Демократической партии, включая организацию хакерских атак, которые, как и следовало ожидать, так и не были установлены. Риторика команды Клинтон временами напоминала фразеологию и истерию времен холодной войны. Определенный удар по имиджу Клинтон нанесли публикации WikiLeaks о ее связях с Вашингтонским финансовым и политическим истэблишментом - обещаниях преференций для него даже ценой сокращения социальных ассигнований; другие утечки служебных документов Демократической партии США.

Однако в целом Х. Клинтон практически весь сентябрь и первую половину октября 2016 г. имела постоянное «преимущество» в свою пользу по отношению к Трампу. Как отмечали представители многочисленных социологических служб США и СМИ, за ее кандидатуру в открытых опросах обычно было готовы проголосовать на 5-10% больше опрошенных граждан, чем за Трампа.

Потенциал Д. Трампа как кандидата в президенты США составил ряд факторов. Среди них: сильная харизма, известная личная и политическая независимость как миллиардера, который «сделал себя сам», преодолев многие трудности, не только наличие необходимых финансовых средств, но и рациональное их использование (в избирательном фонде Клинтон финансовых средств было в два раза больше -до 800 млн. долл.), его поддержка частью руководства республиканской партии и губернаторов ряда штатов (позже Трамп привлек некоторых к работе в правительственных структурах), опытная и сплоченная команда советников,

хорошо владеющая современными информационными и маркетинговыми технологиями, многочисленные связи в деловой среде, сложившиеся за годы его карьеры и др.

О личности Трампа и его жизненном пути был опубликован ряд исследований. Сериал книг, написанных самим Трампом, стал бестселлером и принес ему широкую известность в США и за рубежом. Так, например, в России опуб-

1

ликовано восемь его книг .

Во время избирательной кампании Трамп делал акцент на необходимость восстановить былое величие США, возродить производительную национальную экономику, создать значительное число новых рабочих мест, укрепить финансовую систему, обеспечить права, прежде всего, коренных граждан, ограничить бюрократический произвол чиновников из Вашингтона («осушить Вашингтонское болото»). Он учел недовольство многих избирателей положением дел в стране, часто обращался к синим воротничкам (в основном со средним образованием), предпринимательскому классу и др. Трамп предлагал повысить почасовую зарплату до 10 долл.

Яркий и запоминающийся имидж, разумный популизм, ксенофобия. национализм, знание экономических проблем штатов создавали ему определенный уровень поддержки избирателей. Причем, некоторые радикальные высказывания трампа, характерные для начала его кампании, были им значительно смягчены к ее завершению. На протяжении электоральной кампании против него конкуренты смогли использовать лишь одно двусмысленное высказывание Трампа о женщинах, сделанное им десять лет назад, которое он дезавуировал.

Почти до конца избирательной кампании Трамп отставал по рейтингам от Х. Клинтон, однако, после скандала с утечкой официальной информации в бытность ее Государственным секретарем США и привлечения ФБР к его расследованию шансы кандидатов в президенты почти сравнялись. Однако подавляющее большинство специалистов и журналистов, прогнозировавших результаты президентских выборов, отдавали несомненное преимущество Х. Клинтон. Эти

1 См.: Трамп Д., МакИвер М. Лидерство. Золотые правила Дональда Трампа. М., 2013; Трамп Д. Мысли по крупному и не тормози. М., 2015; Трамп Д. Трамп никогда не сдается. 41 урок лидерства от эксцентричного миллиардера. М., 2016; и др.

мнения широко тиражировались СМИ. В силу этого победа Трампа оказалась неожиданной как для исследователей, так и для элит США и ЕС.

Однако отдельные ученые, используя объективистские, системные подходы, показали еще до конца выборов, что Д. Трамп может их выиграть. Речь, прежде всего, идет об исследовании профессора истории Американского университета в Вашингтоне Алана Лихтмана, выполненного в соавторстве с российским геофизиком Владимиром Кейлис-Бороком. В книге «13 ключей к президентству. Предсказание без опросов» А. Лихтман выделил тринадцать показателей, которые являются решающими для прогнозирования любой президентской кампании США1.

Причем, за последние 8 избирательных кампаний автор книги ни разу не ошибся в своих прогнозах президентских выборов2. За неделю до выборов президента США он выступил в СМИ (New York Times) и снова предсказал правильный их результат. В России его прогноз также был представлен телевидением и печатными СМИ. За несколько дней до выборов президента США правильный их результат был с уверенностью предсказан и В.В. Жириновским по центральному телевидению (канал Россия) в известной программе В.Р. Соловьева.

В исследовании Лихтмана перечисляются 13 системных показателей («ключей»), результаты которых оказывают существенное влияние на итоги выборов. Идеальный вариант для кандидата от правящей партии - иметь положительные показания по всем 13 индексам таблицы. Если же 6 индексов (или больше) таблицы свидетельствуют в пользу оппонента, то, скорее всего, он и будет избран. Рассмотрим эти положения (индексы), применительно к ситуации электоральной кампании 2016 г., определив соответствующего кандидата там, где он имеет преимущество.

1 См.: Lichtman A. The Keys To The White House. Lanham, Madison Books, 1996; Lichtman A. J. Predicting the Next President: The Keys to Т1пе White House 2012. Rowman & Littlefield Publishers, Inc. 2012; Lichtman A. J., Keilis-Borok, V. I. Pattern Recognition Applied to Presidential Elections in the United States, 1860-1980: Role of Integral Social, Economic and Political Traits // Proceedings of the National Academy of Science, Vol. 78, No. 11, November, 1981, p. 7230-7234.

2 См.: Докторов Б.З. Восемь верных прогнозов Алана Лихтмана. М., 2013.

1. После промежуточных выборов партия власти имеет большинство в палате представителей, чем после предыдущих промежуточных выборов - (показатель в пользу Трампа - у республиканцев лучшие итоги и большинство даже в обеих палатах).

2. Нет серьезной борьбы за номинацию в правящей партии - (показатель в пользу Клинтон).

3. Кандидат правящей партии - действующий президент (Хиллари - не действующий президент) - (показатель в пользу Трампа).

4. Нет сильного кандидата от третьей партии или независимого кандидата - (показатель в пользу Клинтон).

5. Экономика страны не находится в состоянии рецессии в год выборов - (показатель в пользу Клинтон).

6. Рост реальных доходов на душу населения был не ниже, чем во время предыдущих двух сроков президента -(показатель в пользу Клинтон).

7. Действующая администрация проводит значительные позитивные изменения во внутренней политике - (показатель в пользу Трампа - недовольство Obamacare и др.)

8. Отсутствуют масштабные социальные явления -(показатель в пользу Клинтон).

9. Действующая администрация не запятнана крупным скандалом - (показатель в пользу Трампа - скандал с утечкой информации у Клинтон и др.).

10. Действующая администрация не допустила серьезных ошибок во внутренней и внешней политике - (показатель в пользу Клинтон).

11. Действующая администрация добилась крупных успехов во внутренней и внешней политике - (показатель в пользу Трампа).

12. Кандидат от правящей партии обладает харизмой -(показатель в пользу Трампа).

13. Кандидат от оппозиционной партии обладает харизмой - (показатель в пользу Трампа).

Итак, у Трампа, по предложенной Лихтманом и Бороком методике, в 2016 г. набиралось как минимум шесть преимуществ («ключей от Белого дома») и это означало, что у него есть серьезные шансы выиграть президентские выборы.

Вместе с тем, следует обратить внимание, что методология Лихтмана не учитывает текущие данные тонких (фрагментированных) социологических опросов и тактик

кандидатов в борьбе за голоса избирателей в конкретных штатах. Дело в том, что в США существуют две большие группы штатов, избиратели которых традиционно сориентированы на Демократическую или Республиканскую партию. В этом смысле для кандидатов в президенты, разумеется, важно «подтвердить» традиционный выбор избирателей «своих штатов», особенно крупных по численности населения, дающих наибольшее количество голосов выборщиков. Например, Калифорния и Нью-Йорк обычно дают, соответственно, по 45 и 29 голосов выборщиков в пользу кандидата от Демократической партии, а Техас и Флорида - по 38 и 29 - для Республиканской партии. Понятно, что роль этих штатов весьма велика в выборах.

Но не менее важно попытаться склонить на свою сторону голоса избирателей «колеблющихся штатов», а еще лучше - традиционно голосовавших за конкурентов из другой партии.

Таким образом, последним ключевым аргументом при определенном равенстве шансов кандидатом является позиция именно «колеблющихся штатов» и/или штатов, традиционно голосующих за конкурента.

По аналогии с методологией и оценками Лихтмана мы бы назвали этот фактор (позиция выборщиков «колеблющихся штатов») 14-м, или последним, ключом от Белого дома. И, как известно, этот ключ достался Трампу, получившему поддержку избирателей как традиционно «республиканских штатов» - Техас, Флорида и др. - так и «колеблющихся штатов». После его победы на выборах Трамп подчеркнул, что Хиллари Клинтон, в частности, проиграла из-за того, что сделала ставку не на те штаты. Он заявил, что гонка за голоса выборщиков существенно труднее, чем борьба за мнение избирателей.

Д. Трамп и его команда весьма эффективно провела последнюю неделю до выборов, сделав акцент на голоса избирателей штатов так называемого ржавого пояса или Среднего Запада (Айова, Висконсин, Мичиган, Огайо, Пенсильвания), где наблюдалось массовое закрытие промышленных предприятий и снижение уровня жизни. Избиратели этих штатов (белые рабочие консервативных взглядов), прежде голосовавшие за Демократическую партию, но из-за кризиса и упадка индустриального производства, безработицы и соответствующей агитации в 2016 г. проголосовали за Трампа

(особенно в сельских округах), дав ему «дополнительно» более 60 голосов выборщиков. В этом смысле ряд обозревателей назвал Трампа президентом «Ржавого пояса».

Можно обратить внимание на некоторые новации информационного воздействия на избирателей, использованные командой Трампа. Речь идет об использовании «Больших данных» (Big Data), в которых содержится и обрабатывается огромная информация, выявляются разнообразные связи пользователей социальных сетей, по которым можно определять их характерные черты, идентифицировать и направлять адресную политическую информацию, учитывающую психологические склонности субъектов информационной Сети.

Дело в том, что почти все граждане оставляют определенные «следы» в компьютерных (социальных) сетях. Классификация граждан по их привычкам и психологическим чертам дает возможность установить их политические и иные приоритеты, а также влиять на них путем целенаравленной рассылки информации по сетям. Так, по мнению аналитиков, анализ 68 лайков (кликов на определенные сообщения) в Facebook достаточен, чтобы определить цвет кожи испытуемого (с 95% вероятностью), его гомосексуальность (88% вероятности) и приверженность Демократической или Республиканской партии США (85% вероятности).

Центром таких исследований является Cambridge Ana-lytica, специализирующийся по Big Data. Важную роль в ее деятельности сыграли разработки А. Козински и А. Никса. В Cambridge Analytica есть психограммы всех совершеннолетних американцев (220 млн. человек) и компьютер, в принципе, может по запросу программы предложить соответствующую информацию о любом гражданине и его политических симпатиях, антипатиях или неопределенности (пассивности). Это дает широкие возможности как для получения соответствующей социологической картины потенциальных избирателей, так и персональных рассылок для них, а для кандидата на руководящий пост - необходимый материал для коррекции своих выступлений. Так, например, в день третьих дебатов между Д. Трампом и Х. Клинтон его команда отправила в социальные сети (преимущественно, Facebook) свыше 175 тыс. различных вариаций посланий. Они различались лишь в мельчайших деталях, чтобы максимально точно психологически подстроиться

под конкретных получателей информации: заголовки и подзаголовки, фоновые цвета, использование фото или видео в посте. Филигранность исполнения позволяла сообщениям находить отклик у мельчайших групп населения.

Если во время президентских выборов 2016 г. команда Клинтон использовала традиционные методы социологии (большие группы (срезы) населения и построение соответствующих их интересам образов, программ, имиджа), то помощники Трампа применили также и дифференцированные подходы, включавшие выходы на мельчайшие группы населения, которые показывали более точно ориентации избирателей. В частности, было учтено недовольство властью значительного числа белых мужчин (синих воротников) в Северо-Восточных штатах, где из-за конкуренции с китайскими производителями было закрыто много заводов.

Таким образом, профессиональное использование новых информационно-психологических подходов в системе Big Data во время избирательных кампаний может давать определенное преимущество тем, кто лучше (эффективнее) их применяет. В то же время методики Big Data не подменяют иные способы коммуникационного и культурного взаимодействия в политике, становясь лишь современным способом определения позиции избирателей и дальнейшего воздействия на нее. Телеканал ABC показал, что команда Клинтон не сумела наладить должный диалог с избирателями. В то время, как в обществе созрел запрос на перемены, демократы апеллировали к опытности своего кандидата и его поддержке избирателями штатов (например, Калифорнии, где была массовая поддержка Х. Клинтон), ориентированных на глобализационные, неолиберальные практики. Трампу помогли победить средние избиратели (белые мужчины), уровень жизни которых ухудшился, поколение 40- и 50-летних, не успевающих за глобализирующимся миром.

Клинтон не сумела привлечь подавляющее большинство молодых избирателей: за нее проголосовало 54% молодых американцев, а за Трампа - 37%. Для сравнения, в 2012 г. среди избирателей от 18 до 29 лет более 70% поддержали Б. Обаму. Трамп привлек также голоса 29% граждан США латиноамериканского происхождения. Клинтон не удалось привлечь на свою сторону и значимое большинство афро-американцев.

Итак, в результате президентских выборов 2016 г., большее число голосов избирателей получила Х. Клинтон (на два миллиона, чем Трамп). Однако в силу существующей избирательной модели, в которой засчитываются только голоса выборщиков, уверенную победу в ней одержал Д. Трамп. Коллегия выборщиков в США поставила точку в президентских выборах, подтвердив победу Д. Трампа. Его кандидатуру поддержало 304 выборщика при минимально необходи мых 270. За Х. Клинтон свои голоса отдали 168 выборщиков; несколько из них проголосовало без учета воли избирателей. Х. Клинтон и действующий президент-демократ Б. Обама признали результаты голосования.

За все годы избирательных кампаний в истории США -это пятый случай, когда победитель получает меньше голосов избирателей, нежели побежденный соперник. По сути повторилась картина выборов 43-го президента США, когда кандидат от Демократической партии Эл Гор, набрав на полмиллиона голосов избирателей больше, чем кандидат от республиканской партии Джордж. Буш (мл.), уступил ему по голосам выборщиков. Учитывая известные достижения Клинтон во время выборов, руководство Демократической партии, ее сторонники, пытаются делегитимизировать достижения Трампа и продолжить борьбу уже в новых условиях.

По сравнению, скажем, с европейскими избирательными моделями, электоральная система США, действительно, довольно необычна. Однако она имеет свои преимущества и цели. Не следует забывать, что США по сути представляют собой союз штатов. И данная система выборов нацелена на обеспечение необходимого минимального представительства штатов.

В принципе, каждый народ имеет ту электоральную систему, которую он принимает. Америка с нынешней системой существует уже более 200 лет. Результаты президентских выборов в США в 2016 г. признаны как в стране, так и во всем мире. 45-й Президент США Дональд Трамп за его достижения и характер назван ведущими мировыми журналами «Человеком года». Будущее покажет эффективность этого выбора американских избирателей для их страны и для мира в целом.

Ирхин Ю.В. Стратегии и особенности выборов 45-го президента США: новые возможности и технологии. В статье проанализированы основные стратегии, этапы и особенности президентской кампании в Соединенных Штатах Америки в 2016 г. Показан потенциал, достижения и проблемы Д. Трампа и Х. Клинтон в процессе праймериз. Автор проанализировал причины избрания Д. Трампа 45-м президентом США.

Ключевые слова: выборы президента США, электоральная стратегия, лидерский потенциал, праймериз.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Irhin Y.V. Features and the strategy and peculiarities of the elections of 45th president of USA: new possibilities and technologies. The article analysis basic strategy, phase and possibilities of the presidential campaign in the United States of America in 2016. Showed potential, achievement and problems of D. Tramp and H. Clinton in the process of primaries. The author analysis the reasons for the elections Tramp 45th President of the United States of America.

Keywords: election president of USA. electoral strategy, leadership potential, primaries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.