Научная статья на тему 'Особенности участия американских профсоюзов в президентской избирательной кампании 2016 г'

Особенности участия американских профсоюзов в президентской избирательной кампании 2016 г Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
376
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА США / ПРОФСОЮЗЫ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / ЛОББИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фельдман Павел Яковлевич

В статье рассматривается опосредованное участие американских профсоюзов в кампании по выборам президента США 2016 г. На основе анализа первичных и вторичных данных устанавливаются электоральные предпочтения ассоциаций наемных работников, а также выявляются механизмы, посредством которых соответствующие организации оказывают поддержку кандидатам на пост главы государства. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что подавляющее большинство американских профсоюзов выступили сторонниками Х. Клинтон, вложив значительные финансовые ресурсы в предвыборную кампанию проигравшего кандидата. По мнению автора, победа Д. Трампа на выборах президента доказательство ослабления профсоюзного движения США и необходимости изменения существующей модели политического участия организованных объединений наемных работников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности участия американских профсоюзов в президентской избирательной кампании 2016 г»

Особенности участия американских профсоюзов в президентской избирательной кампании 2016 г.

Аннотация

В статье рассматривается опосредованное участие американских профсоюзов в кампании по выборам президента США 2016 г. На основе анализа первичных и вторичных данных устанавливаются электоральные предпочтения ассоциаций наемных работников, а также выявляются механизмы, посредством которых соответствующие организации оказывают поддержку кандидатам на пост главы государства. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что подавляющее большинство американских профсоюзов выступили сторонниками Х. Клинтон, вложив значительные финансовые ресурсы в предвыборную кампанию проигравшего кандидата. По мнению автора, победа Д. Трампа на выборах президента — доказательство ослабления профсоюзного движения США и необходимости изменения существующей модели политического участия организованных объединений наемных работников.

Ключевые слова: выборы президента США, профсоюзы, политическое участие, избирательная кампания, лоббизм.

Автор

Фельдман Павел Яковлевич

Кандидат политических наук, доцент кафедры философии и политологии Академии труда и социальных отношений (Москва, Россия)

Состоявшиеся в ноябре 2016 г. выборы президента США ознаменовали завершение продолжительной электоральной кампании, в ходе которой оформились политические предпочтения широких слоев граждан, элит и наиболее влиятельных лоббистских групп. Беспрецедентно острая борьба за пост главы государства, нередко выходившая за рамки элементарных этических норм, спровоцировала крайнюю степень поляризации общества, расколов его на два идеологически непримиримых лагеря. Характер-

ная особенность политической системы США заключается в том, что именно в период президентской гонки достигаются стратегические соглашения о взаимной поддержке между кандидатами и группами влияния, стремящимися обеспечить удовлетворение своих интересов со стороны государства в течение ближайших четырех лет. Подобные соглашения предполагают рыночный обмен голосов и материальных ресурсов на потенциальные политико-управленческие решения, которые обязуется принять кандидат в случае

победы. Наряду с крупнейшими американскими компаниями и корпорациями, ощутимую моральную и материальную поддержку кандидатам оказывают некоммерческие организации, в том числе профессиональные союзы, представляющие социально-трудовые интересы 15 млн своих членов.

В настоящий момент на территории США функционируют более 450 общенациональных и региональных объединений наемных работников. При этом 55 наиболее крупных профсоюзов, в которых состоят 12,5 млн граждан, входят в ассоциацию AFL-CIO (The American Federation of Labor and Congress of Industrial Organizations), представляющую собой конгломерат Американской федерации труда и Конгресса производственных профсоюзов. Коллективные члены AFL-СЮ занимают консолидированную позицию относительно своих электоральных предпочтений и действуют согласованно в рамках федеральных избирательных кампаний. Лидерами по широте профсоюзных рядов считаются Профсоюз работников образования США (National Education Association of the United States) — более 2,5 млн человек; Профсоюз работников сферы обслуживания (Service Employees International Union) — 1,5 млн человек; Профсоюз государственных, региональных и муниципальных служащих (American Federation of State, County, and Municipal Employees) — 1,4 млн человек; Профсоюз перевозчиков, дальнобойщиков и складских рабочих (Teamsters) — 1,4 млн человек; Профсоюз работников пищепрома и торговли (United Food and Commercial Workers) — 1,3 млн человек [1].

Не являясь субъектами политической борьбы, профсоюзы стараются оказывать опосредованное влияние на центры принятия политико-управленческих решений при помощи широкого спектра инструментов электорального и функционального представительства интересов. Американская федерация труда и Конгресс производственных профсоюзов

декларируют стремление к тому, чтобы «голоса работников были услышаны в Белом доме, на Капитолийском холме, а также в кабинетах руководителей корпо -раций» [2]. Однако, по мнению экспертов крупного аналитического интернет-портала «Qpensecrets.org», публикующего информацию о лоббистской и спонсорской деятельности широкого круга заинтересованных групп, начиная с 2012 г., профсоюзы США начали стремительно терять свое политическое влияние [3]. Отчасти это связано с резким сокращением численности профсоюзных рядов — если в 1983 г. в соответствующих организациях состояло более 20 % от общей численности американских работников, то к 2015 г. этот показатель сократился до 11,1 % [4]. Тем не менее профсоюзы США, согласно данным официальной отчетности, затрачивают существенные финансовые ресурсы на продвижение своих интересов в органах власти федерального, регионального и локального уровней. Только в 2015 г. 422 американских объединения наемных работников в совокупности потратили на услуги профессиональных лоббистов 46 млн долларов [5]. При этом наиболее существенные средства на лоббистскую деятельность направили профсоюзы бюджетников и государственных служащих (около 14 млн долларов), объединения работников транспортной отрасли (свыше 11 млн) и профсоюзы работников промышленной сферы (8,7 млн) [6].

Как известно, в США существует развитый институт сбора пожертвований и спонсорских средств на реализацию избирательных кампаний. В 2008 г. американские профсоюзы выделили участникам президентской гонки в общей сложности 76 млн долларов, а спустя 4 года на аналогичную электоральную кампанию ими было потрачено уже вдвое больше. Средства от профсоюзных объединений поступают кандидатам и партиям в форме прямых пожертвований и взносов в комитеты политических действий (PACs). Традиционно американские про-

фсоюзы оказывают поддержку Демократической партии и выдвигаемым ею кандидатам на пост главы государства. В 2012 г. демократы получили 91 % от всех средств, вложенных профсоюзами в президентскую кампанию. Баллотируясь на пост главы государства во второй раз, Б. Обама получил от профсоюзных организаций в виде пожертвований более 519 млн долларов. Кроме того, объединения наемных работников США направили значительные средства на политическую рекламу кандидата от демократов и принесли ему более 10 млн голосов своих членов. Лидер профцентра AFL-CIO Р. Трумка отмечает, что Б. Обама «хорошо знает нужды людей труда и всячески прислушивается к их требованиям, однако встречает сильное сопротивление республиканской оппозиции» [7]. Отвечая на лояльность объединений наемных работников конкретными политическими решениями, 44-й президент США за 8 лет пребывания у власти воплотил в жизнь ряд инициатив, соответствующих как публичным, так и узкокорпоративным интересам профсоюзов. В частности, администрация Б. Обамы в 2015 г. выделила 70 млн долларов в виде грантов на «содействие продвижению интересов работников в политическом процессе» [8], что вызвало большой общественный резонанс. Кроме того, по инициативе президента был принят весьма неоднозначный закон, обязывающий работодателей публично оглашать имена внештатных советников, консультирующих их по вопросам взаимодействия с профессиональными союзами. Согласно данному закону, консалтинговым компаниям также предписано раскрывать информацию о своих клиентах и о размере получаемого от них материального вознаграждения. При этом на профсоюзы аналогичных обя -зательств по обеспечению информационной открытости не возлагается. Подобные политико-управленческие решения принимались на фоне противодействия со стороны республиканцев, традицион-

но артикулирующих интересы среднего и крупного предпринимательства.

Тенденция к укреплению сотрудничества между американскими профсоюзами и Демократической партией нашла свое продолжение в ходе президентской электоральной кампании 2015-2016 гг. Как только посредством праймериз были определены два основных претендента на пост главы государства, крупнейший профцентр США (AFL-CIO) и его членские организации начали агрессивную информационную кампанию в поддержку Х. Клинтон. Уже на старте президентской гонки глава Американской федерации труда назвал кандидата от демократов чемпионом профсоюзного движения и пообещал, что профсоюзы станут опорой в ее борьбе за Белый дом. В программных документах AFL-CIO отмечается, что Х. Клинтон, занимая пост сенатора, добивалась равной оплаты труда для мужчин и женщин, противодействовала законодательному закреплению экспорта рабочей силы (аутсорсингу), способствовала расширению прав и свобод объединений наемных работников, а также боролась за сохранение рабочих мест, когда им угрожали возведенные Китаем торговые барьеры. Осуществляя информационное сопровождение президентской кампании, организация AFL-CIO активно применяла технологии политической рекламы — в частности, размещала в сети Интернет фотографии своих рядовых членов различной этнической и половой принадлежности, снабженные следующими слоганами: «У нее есть план развития нашей экономики», «Нам нужна женщина-президент, которая будет бороться за женские права», «Я за Хиллари, потому что она поддерживает простых людей труда, как я», «Хиллари борется за средний класс — я буду бороться за нее», «Она будет отстаивать интересы профсоюзов, потому что уже делала это прежде» [9].

Выборы президента США 2016 г. ознаменовались беспрецедентной конфронтацией между подавляющим большинством

отраслевых профсоюзов и кандидатом от партии республиканцев. За два месяца до выборов лидер AFL-СЮ Р. Трумка в интервью газете «Financial Times» заявил: «Трамп — это Трамп. Он расист, фанатик, ксе -нофоб и женоненавистник. Он противник человека труда» [10]. Профсоюз работников образования США (The National Education Association — NEA) прибегнул к массовой рассылке электронных писем, повествующих о так называемом «Эффекте Трампа»— деморализующем воздействии строительного магната на неокрепшие умы школьников. Глава NEA Л. Эллисон публично заявила, что «миллионы детей, наблюдая за тем, как Трамп в своих выступлениях принижает людей по расовому признаку, неосознанно копируют модель его поведения, что ведет к притеснению афроамериканцев, мусульман и мигрантов в среде учащихся». Более того, по мнению профсоюзных экспертов, внушаемый Д. Трампом страх перед депортацией погружает юных представителей национальных меньшинств в состояние депрессии, не позволяющее успешно осваивать учебную программу [11].

Абстрагируясь от агрессивной предвыборной риторики Д. Трампа и традиционно негативного отношения большинства профсоюзных лидеров к Республиканской партии, следует признать, что у объединений наемных работников имелись и объективные претензии к его политической программе. Во-первых, одним из предвыборных обещаний республиканца было принятие на федеральном уровне закона «right-to-work», согласно которому всех граждан планируется наделить равными правами на труд, вне зависимости от их принадлежности к тем или иным объединениям (на данный момент в большинстве американских штатов члены профсоюзов имеют значительные преимущества при приеме на работу). Во-вторых, Д. Трамп в ходе праймериз неоднократно заявлял, что снижение минимального размера оплаты труда — это «не такая уж и плохая вещь для США» [12]. В-третьих, строительный магнат предложил на пост вице-прези-

дента кандидатуру губернатора штата Индиана М. Пенса, за которым на региональном уровне прочно закрепился образ борца с профсоюзным движением. Наконец, противники обвинили Д. Трампа в прямом нарушении трудового законодательства за отказ вести переговоры с членами профсоюзной организации его собственного отеля в г. Лас-Вегасе. Можно констатировать, что с подачи профсоюзных структур за кандидатом от республиканцев в средствах массовой информации прочно закрепился ярлык «противника человека труда».

Об электоральных предпочтениях объединений наемных работников красноречиво свидетельствует объем денежных средств, направляемых ими на предвыборную кампанию того или иного кандидата. Согласно официальным данным, американские профсоюзы в совокупности потратили более 110 млн долларов на президентскую гонку 2016 г., при этом, 85 % от этих средств были вложены ими в кампанию Х. Клинтон [13]. Наиболее масштабные пожертвования в пользу кандидата от демократов сделали национальный профцентр AFL-СЮ, Американская федерация учителей, Международное объединение работников сферы услуг, Профсоюз перевозчиков, дальнобойщиков и складских рабочих, а также Профсоюз работников торговли и пищевой промышленности. В свою очередь, Д. Трампу удалось заручиться поддержкой лишь со стороны профсоюзных организаций пограничников и полицейских. Во многом данное обстоятельство объясняется заявленным в ходе его избирательной кампании стремлением воспрепятствовать нелегальной миграции и даже возвести защитную стену на границе с Мексикой.

Как показали итоги выборов, официальная поддержка кандидата со стороны большинства американских профсоюзов не является гарантом того, что за него проголосуют рядовые работники. Согласно исследованию, проведенному Wall Street Journal и NBC News в конце октября 2016 г., 59 % белых представи-

телей рабочего класса, составляющего ядро профсоюзного движения Америки, выразили готовность избрать на пост президента Д. Трампа. Фактические результаты голосования свидетельствуют о том, что политические предпочтения наемных работников коренным образом разошлись с официальной позицией профсоюзных лидеров [14]. Например, в штате Огайо 52 % членов профсоюзов проголосовали за Д. Трампа (четырьмя годами ранее подавляющее большинство представителей данной категории отдали свои голоса кандидату от демократов Б. Обаме). Согласно результатам экзит-пола, проведенного «Edison media research», в масштабах страны за Д. Трампа проголосовало на 8 % меньше членов профсоюзов, чем за Х. Клинтон, однако подобный результат стал для Демократической партии худшим за последние 20 лет [15]. Например, в 2012 г. Б. Обама получил от представите -лей соответствующей категории граждан на 18 % больше голосов, чем республиканец М. Ромни. Таким образом, несмотря на агрессивные выпады американских профсоюзов в адрес Д. Трампа и их ко -лоссальные материальные вложения в кампанию Х. Клинтон, кандидату от республиканцев удалось собрать весьма существенное количество голосов людей труда. Специалисты американской организации «Center for Public Integrity», оценивая итоги прошедших выборов, справедливо констатировали: «Клинтон получила от профсоюзов деньги, но Трамп завоевал умы и сердца работников» [16].

Победа Д. Трампа на выборах президента США была воспринята профсоюзами весьма болезненно: сделав ставку на проигравшего кандидата, они оказались вынужденными выстраивать конструктивные отношения с тем, против кого так активно боролись в недавнем прошлом. Например, председатель Профсоюза работников сферы коммуникации (Communications Workers of America) М. Шелтон публично признал, что его организация «сделала лучшую по -

литическую работу в своей истории, собрав рекордное количество пожертвований на избирательную кампанию», однако «итог дня голосования оказался не тем, ради которого было потрачено столько усилий и средств» [17]. Действительно, десятки миллионов долларов, вложенных в кампанию Х. Клинтон, не принесли профсоюзам никакой практической выгоды. Урон, нанесенный имиджу и авторитету профсоюзного движения США, с высокой долей вероятности может способствовать массовому выходу граждан из их его рядов. Кроме того, некоторые эксперты полагают, что в ближайшем будущем Д. Трамп заставит Верховный Суд пересмотреть резонансное дело «Фридрихс против Ассоциации учителей Калифорнии» [18]. Суть данного дела заключается в требовании работников освободить их от уплаты членских взносов в том случае, если они не разделяют позицию своих профсоюзных организаций. Потенциальная победа истцов станет ударом по финансовой стабильности профсоюзов и существенно сократит ресурсы их политического влияния.

С наибольшим оптимизмом победу Д. Трампа восприняли профсоюзы пограничников и полицейских, оказавшиеся в числе его немногочисленных сторонников. Однако уже в ближайшие дни после выборов непримиримые противники кандидата от Республиканской партии поспешили сделать шаг ему навстречу. Один из главных критиков Д. Трампа — глава AFL-СЮ Р. Трумка, выразил готовность к сотрудничеству с новым президентом и пообещал содействовать в реализации его обещаний [19]. «Если Трамп хочет взаимодействовать с нами, разделяя наши ценности, то мы готовы работать вместе с ним», — заявил лидер крупнейшего профцентра США [20]. Американская федерация учителей направила избранному президенту открытое письмо, в котором призвала его «защищать интересы всех американцев» и «использовать свою внушительную политическую платформу» для борьбы с ненавистью в любых ее про-

явлениях [21]. С высокой долей вероятности можно предположить, что завершение президентской электоральной кампании будет способствовать постепенной гармонизации всех политико-коммуникационных процессов в США. Первые заявления, сделанные Д. Трампом в качестве избранного президента, носят примиряющий характер: он обещает сплотить все

группы интересов ради возвращения «былого величия» Америки. Однако очевидно, что в условиях тотального доминирования республиканцев в Сенате, Конгрессе и Белом доме профсоюзам США уже в ближайшее время придется пересмотреть стратегию политического участия и, возможно, принципиальным образом изменить свои идеологические позиции.

Литература

1. Bureau of Labor Statistics — URL: http://www.bls.gov/news.release/union2.N9 0.htm (дата обращения 22.11.2016).

2. Официальный сайт AFL-CIO — URL: http://www.aflcio.org (дата обращения 22.11.2016).

3. Интернет-портал Opensecrets.org — URL: http://www.aflcio.org (дата обращения 22.11.2016).

4. Bureau of Labor Statistics — URl: http://www.bls.goV/news.release/union2.N 0.htm (дата обращения 22.11.2016).

5. Интернет-портал Opensecrets.org — URL:http://www.opensecrets.org/lobbying.php (дата обращения 22.11.2016).

6. Интернет-портал Opensecrets.org — URL:http://www.opensecrets.org/lobbying/trade unions.php (дата обращения 22.11.2016).

7. Meister D. Labor & Obama: sweethearts no more — URL: http://www.dickmeister.com/ id318.html (дата обращения 22.11.2016).

8. Howell K. The Golden Hammer // The Washington Times, 10.12.2015 — URL: http:// www.washingtontimes.com/news/2015/dec/10/golden-hammer-obama-administration-spends-millions (дата обращения 22.11.2016).

9. Официальный сайт AFL-CIO — URL: http://www.aflcio.org (дата обращения 22.11.2016).

10. US trade union chief says Trump is deceiving working class voters // Financial Times,

11.09.2016 — URL: https://www.ft.com/content/7405451c-76df-11e6-bf48-b372cdb1043a (дата обращения 22.11.2016).

11. LitvinovА. «Trump Effect» elicits «disgraceful» behavior from some students, strikes fear in others, educators say — URL: http://www.aflcio.org (дата обращения 22.11.2016).

12. Nichols J. Against fair wages, worker rights and unions — URL: https://www.thenation. com/article/donald-trump-is-the-anti-labor-day-candidate-running-against-fair-wages-worker-rights-and-unions (дата обращения 22.11.2016).

13. MullinsB., BallhausR., HackmanM. Labor Unions Step Up Presidential-Election Spending // The Wall Street Journal, 18.10.2016 — URL: http://www.wsj.com/articles/big-labor-unions-step-up-presidential-election-spending-1476783002 (дата обращения 22.11.2016).

14. WSJ/NBC News Polls: 2016 Election and More — URL: http://graphics.wsj.com/wsjnbcpoll (дата обращения 22.11.2016).

15. Edison media research official website — URL: http://www.edisonresearch.com (дата обращения 22.11.2016).

16. Center for Public Integrity official website — URL: https://www.publicintegrity.org (дата обращения 22.11.2016).

17. A Message from CWA President Chris Shelton — URL: http://www.cwa-union.org/news/ message-cwa-president-chris-shelton (дата обращения 22.11.2016).

18. Nolan H. The Grim Future Of Labor Under Trump — URL: http://theconcourse.deadspin. com/the-grim-future-of-labor-under-trump (дата обращения 22.11.2016).

19. Higgins S. AFL-CIO's Trumka «ready to work with» Trump // The Washington Examiner, 9.11.2016 — URL: http://www.washingtonexaminer.com/afl-cios-trumka-ready-to-work-with-trump/article/2607017 (дата обращения 22.11.2016).

20. DevaneyT AFL-CIO vows to work with Trump on trade // The Hill, 9.11.2016 — URL: http:// thehill.com/policy/flnance/305307-afl-cio-vows-to-work-with-trump-on-trade (дата обращения 22.11.2016).

21. TortoraJ. 'Hate Cannot Be the New Normal': Teachers, Working People in Unions, Faith and Civil Rights Leaders Urge President-Elect Trump to Condemn Hate Speech — URL: http:// www.aflcio.org/Blog/Political-Action-Legislation/Hate-Cannot-Be-the-New-Normal-Teachers-Working-People-in-Unions-Faith-and-Civil-Rights-Leaders-Urge-President-Elect-Trump-to-Condemn-Hate-Speech (дата обращения 22.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.