Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / КОРПОРАЦИЯ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / РИСК-ОРИЕНТИРОВАНИЕ / БИЗНЕС-РИСК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Румянцева Вера Максимовна

Статья посвящена вопросам совершенствования учетной политики как основополагающего методологического инструмента организации и реализации учетного процесса и формируемой на его основе отчетности экономического субъекта, которая является основным источником информации о его финансово-хозяйственной деятельности. Отчетность и учетная политика должны находиться в стадии постоянного развития и эволюции, чтобы отвечать адекватным тенденциям развития бизнеса и запросам стейкходеров. В условиях, когда базовой формой организации бизнеса являются корпорации, корпоративная отчетность, показывающая процесс создания стоимости во временной перспективе, является результатом развития существующей модели консолидированной отчетности, а корпоративная учетная политика - инструментом корпоративного управления. В то же время уровневый риск-ориентированный подход к ее исполнению может рассматриваться как инструмент реализации корпоративной стратегии.Целью исследования служит выявление тенденций совершенствования корпоративной учетной политики, а задачей - актуализация ее стратегического значения. В ходе работы автором обосновано расширение границ и функций учетной политики в корпоративном пространстве, а именно: наделение ее функциями инструмента корпоративного управления и реализации корпоративной стратегии. Результаты исследования могут быть использованы в целях корпоративного управления и оптимизации согласованной деятельности участников корпоративных отношений в процессе исполнения единой стратегии за счет раскрытия управленческих функций учетных систем и актуализации их прогнозного риск-ориентированного значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC IMPORTANCE OF CORPORATE ACCOUNTING POLICIES

The paper describes issues of improving the accounting policy as a fundamental methodological tool for organizing and implementing the accounting process and the reporting of an economic entity formed on its basis, which is the primary source of information about its financial activities. Reporting and accounting policies should be in a stage of constant development and evolution in order to meet adequate business development trends and the needs of stakeholders. In an environment where corporations are the basic form of business organization, corporate reporting, showing the process of creating value over time, results from the development of the existing merged reporting model, and corporate accounting policy is a corporate governance tool. At the same time, level-based risk-based approach to its implementation can be considered as a tool for implementing a corporate strategy. The purpose of the research is to identify trends in improving corporate accounting policies, and the task is to update its strategic significance. In the course of the work, the author substantiates the expansion of the boundaries and functions of accounting policy in the corporate space as endowing it with the functions of a corporate governance instrument and the implementation of corporate strategy. The results of the study can be used for the purposes of corporate governance and optimization of the coordinated activities of participants in corporate relations. This caused to the process of implementing a single strategy by revealing the management functions of accounting systems and updating their predictive risk-based value.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ»

ФОРУМ МОЛОДЫХ / YOUTH FORUM

(CC) ]

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

001: 10.26794/2408-9303-2022-9-4-87-94 УДК 657.6.012.16(045) JEL М.41, М.42, G34

Стратегическое значение корпоративной учетной политики

В. М. Румянцева

Финансовый университет, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам совершенствования учетной политики как основополагающего методологического инструмента организации и реализации учетного процесса и формируемой на его основе отчетности экономического субъекта, которая является основным источником информации о его финансово-хозяйственной деятельности. Отчетность и учетная политика должны находиться в стадии постоянного развития и эволюции, чтобы отвечать адекватным тенденциям развития бизнеса и запросам стейкходеров. В условиях, когда базовой формой организации бизнеса являются корпорации, корпоративная отчетность, показывающая процесс создания стоимости во временной перспективе, является результатом развития существующей модели консолидированной отчетности, а корпоративная учетная политика - инструментом корпоративного управления. В то же время уровневый риск-ориентированный подход к ее исполнению может рассматриваться как инструмент реализации корпоративной стратегии.Целью исследования служит выявление тенденций совершенствования корпоративной учетной политики, а задачей - актуализация ее стратегического значения. В ходе работы автором обосновано расширение границ и функций учетной политики в корпоративном пространстве, а именно: наделение ее функциями инструмента корпоративного управления и реализации корпоративной стратегии. Результаты исследования могут быть использованы в целях корпоративного управления и оптимизации согласованной деятельности участников корпоративных отношений в процессе исполнения единой стратегии за счет раскрытия управленческих функций учетных систем и актуализации их прогнозного риск-ориентированного значения. Ключевые слова: учетная политика; корпорация; корпоративное управление; корпоративная отчетность; корпоративная стратегия; риск-ориентирование; бизнес-риск

BY 4.0

Для цитирования: Румянцева В. М. Стратегическое значение корпоративной учетной политики. Учет.Анализ.Аудит = Accounting.Analysis.Auditing. 2022;9(4):87-94. DOI: 10.26794/2408-9303-2022-9-4-87-94

ORiGiNAL PAPER

Strategic importance of Corporate Accounting Policies

V. M. Rumyantseva

Financial University, Moscow, Russia

ABSTRACT

The paper describes issues of improving the accounting policy as a fundamental methodological tool for organizing and implementing the accounting process and the reporting of an economic entity formed on its basis, which is the primary source of information about its financial activities. Reporting and accounting policies should be in a stage of constant development and evolution in order to meet adequate business development trends and the needs of stakeholders. In an environment where corporations are the basic form of business organization, corporate reporting, showing the process of creating value over time, results from the development of the existing merged reporting model, and corporate accounting policy is a corporate governance tool. At the same time, level-based risk-based approach to its implementation can be considered as a tool for implementing a corporate strategy. The purpose of the research is to identify trends in improving corporate accounting policies, and the task is to update its strategic significance. In the course of the work, the author substantiates the expansion of the boundaries and functions of accounting policy in the corporate space as endowing it with the functions of a corporate governance instrument and the implementation of corporate strategy. The results of the study can be used for the purposes of corporate governance and optimization of the coordinated activities of participants in

© Румянцева В. М., 2022

WWW.ACCOUNTiNG.FA.RU

ФОРУМ МОЛОДЫХ / YOUTH forum

corporate relations. This caused to the process of implementing a single strategy by revealing the management functions of accounting systems and updating their predictive risk-based value.

Keywords: accounting policy; corporation; corporate governance; corporate reporting; corporate strategy; risk orientation; business risk

For citation: Rumyantseva V. M. Strategic importance of corporate accounting policies. Учет.Анализ.Аудит = Accounting. Analysis.Auditing. 2022;9(4):87-94. (in Russ.). DOi: 10.26794/2408-9303-2022-9-4-87-94

ВВЕДЕНИЕ

Хозяйствующие субъекты, являясь частью единой глобальной экономической системы и будучи зависимыми от нее, вынуждены оперативно реагировать на ее непрерывные изменения и приспосабливаться к ним. Организация как открытая система зависит от внешнего мира по части поставок различного рода ресурсов, а также потребителей своей продукции, товаров и услуг [1].

Источником информации о деятельности экономического субъекта является его отчетность. Чтобы отвечать запросам пользователей, быть актуальной информационной базой и адаптироваться к стихийно меняющимся условиям бизнеса, она должна расширять свои границы и менять формы.

Эволюция учета и отчетности — это поступательный постепенный процесс их изменения и развития, в результате которого преобразуются уже существующие их виды и возникают новые [2].

Тенденцией развития учетного процесса и отчетности в условиях развития бизнеса является расширение их традиционных границ: от системы бухгалтерского учета и отчетности, предоставляющих ретроспективную информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности, до формирования моделей отчетности, презентующих стейкхолдерам информацию о том, как бизнес создает свою стоимость во временной перспективе с учетом сопутствующих рисков.

Учетная политика должна способствовать не только предоставлению ретроспективной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности, но и формированию моделей отчетности нового информационного уровня, становясь инструментом корпоративного управления и приобретая особое значение благодаря раскрытию корпоративной стратегии.

Последняя служит для компании способом формирования и координации своих действий на рынках, что позволяет создавать стоимость [3].

Также учетная политика, являясь методологической основой формирования отчетности эконо-

мического субъекта, обязана следовать тенденциям развития последней [вследствие изменения специфики экономических отношений (в том числе договорных), углубления хозяйственных связей и взаимоотношений со стейкхолдерами] и концептуально соответствовать идеологическому подходу ее формирования и раскрытия, отвечающему актуальным запросам бизнеса.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Можно выделить следующие особенности современного этапа развития экономики, которые необходимо учитывать при совершенствовании методики построения учетной политики:

• появление новых организационно-правовых форм экономических субъектов, в частности со смешанным капиталом;

• развитие хозяйственных связей между экономическими субъектами, что оказывает влияние на систему расчетов между партнерами;

• усложнение системы управленческого учета и контроля;

• появление новых требований к отчетности (включая экономическую и социальную ответственность бизнеса) и расширение ее границ;

• проведение контрольных процедур, ориентированных на риск, что требует развития стратегического учета и аудита.

В условиях современной экономики базовыми формами организации бизнеса являются корпоративные структуры. Именно они составляют основу мировой экономики, реализуя тенденции совершенствования учетного процесса и составления отчетности, отвечающие современным требованиям среды функционирования.

Корпорация (от лат. corporation — объединение) — это широко распространенный в странах с рыночной экономикой вид организации предпринимательской деятельности, предусматривающий долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих, работающих по найму [4]. Ныне корпорация

УЧЕТ. АНАЛИЗ. АУДИТ • Т. 9, № 4'2022

Управление на уровне отдельных юридических лиц, входящих в состав

консолидированной Группы / Management at the level of individual legal entities that are part of the merged Group

Управление на уровне Группы, консолидированной по капиталам / Management at the level of the Group, merged by equity

Управление на уровне Группы, консолидированной по воспроизводственному процессу / Management at the level of the Group, merged by the reproduction process

Рис. 1 /Fig. 1. Уровни корпоративного управления / Levels of corporate management

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

является одной из масштабных форм интеграции компаний с целью реализации согласованной политики многопрофильной деятельности [5]. Корпорация представляет собой сложную иерархическую структуру, тип интеграции и периметр консолидации которой определены спецификой договорных отношений в соответствии с единой корпоративной стратегией.

Последняя являет собой систему действий, отражающую экономически и научно обоснованные направления развития, цели и долгосрочные задачи, пути их эффективной реализации, разработанные на основе анализа и прогнозирования будущего корпорации с учетом возможных и ожидаемых изменений внутренней и внешней среды. При этом корпоративная стратегия (как и сами корпорации) находится в процессе постоянного развития [6].

Корпоративная стратегия реализуется посредством регламентируемой долевой вовлеченности отдельных участников корпоративных отношений в единый воспроизводственный процесс. Корпорации нуждаются в эффективной отлаженной системе управления в целях оптимальной

координации деятельности своих участников в процессе достижения единых целей и исполнения общей стратегии. Должная проработанность корпоративной учетной политики позволяет ей быть эффективным инструментом управления стратегического значения в условиях глобальной нестабильности, а также меняющихся запросов стейкхолдеров.

Корпоративная учетная политика позволяет своими методами регламентировать вовлеченность отдельных участников в единый воспроизводственный процесс; она является инструментом корпоративного управления, а уровневый подход к ее исполнению может рассматриваться как средство реализации корпоративной стратегии.

Рассмотрим структуру корпоративной учетной политики (рис. 1), соответствующую конкретным уровням управления (рис. 2) [7].

Для решения насущных задач бизнеса, исполнения единой корпоративной стратегии и учета сопутствующих рисков интеграция капиталов интенсифицируется, что приводит к консолидации воспроизводственного процесса, т.е. происходит объединение группы не только юридически (прин-

WWW.ACCGUNTiNG.FA.RU

форум молодых / youth forum

Управление на уровне отдельных юридических лиц, входящих в состав консолидированной Группы / Management at the level of individual legal entities that are part of the merged Group

I

Управление на уровне Группы, консолидированной по капиталам / Management at the level of the Group, merged by equity

I

Учетная политика для отдельных юридических лиц,

входящих в состав консолидированной Группы /

Accounting policies for the individual legal entities that are part of the merged Group

Учетная политика для Группы, консолидированной по капиталам / Accounting policies for the Group, merged by equity

Управление на уровне Группы, консолидированной по воспроизводственному процессу / Management at the level of the Group, merged by the reproduction process

Учетная политика для Группы, консолидированной по воспроизводственному

процессу / Accounting policies for the Group, merged by the reproduction process

Рис. 2 /Fig. 2. Соответствие уровней корпоративной учетной политики уровням корпоративного управления / correspondence of corporate accounting policy levels with corporate management levels

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

цип объединения капиталов), но и по принципу устойчивости хозяйственных связей и договорных отношений.

Практическая необходимость данного процесса обуславливает актуальность формирования корпоративной отчетности (появившейся в результате эволюции существующей модели консолидированной отчетности и выхода за ее стандартизированные границы).

Корпорации уделяют большое внимание и тратят немалые ресурсы на ее создание и публикацию в целях повышения инвестиционной привлекательности, улучшения репутации на рынке; презентации через нее процесса создания стоимости с учетом сопутствующих рисков во временной перспективе (кратко-, средне- и долгосрочной) для стейкхолдеров.

Расширение границ отчетности связано с необходимостью выхода за регламентируемые рамки фактического ретроспективного отражения финансового состояния экономического субъекта

и свершившихся фактов хозяйственной жизни и наделения ее прогнозными функциями.

Корпоративная отчетность является средством раскрытия информации о реализации корпоративной стратегии, основанной на качественных данных и выходящей за рамки возможностей существующей стандартизированной модели учета.

Таким образом, корпоративная учетная политика, являющаяся методологией организации корпоративного учетного процесса и формирования корпоративной отчетности, имеет стратегическое значение: через регламентацию долевой вовлеченности отдельных участников корпоративных отношений в единый воспроизводственный процесс она учетными методами регламентирует реализацию корпоративной стратегии.

результаты исследования

В процессе реализации корпоративной стратегии управление отдельными участниками воспроизводственного процесса происходит через мате-

ринскую компанию путем организации и регламентации целевой направленности их деятельности в едином корпоративном пространстве во временной перспективе с учетом сопутствующих бизнес-рисков; корпоративная учетная политика координирует уровневую согласованность их действий, обеспечивая ориентирование на целевой конечный продукт.

Учитывая, что свои бизнес-риски присущи всем уровням корпоративного управления, учетная политика (будучи инструментом реализации корпоративной стратегии) на каждом из них должна руководствоваться риск-ориентированным подходом при своем формировании и раскрытии [8].

Визуальной формой исполнения данной политики служит корпоративная отчетность, включающая учетную и неучетную информацию финансового и нефинансового характера, представляющую интерес для стейкхолдеров.

Каждый экономический субъект в процессе своей деятельности следует определенной стратегии, которая реализуется через систему его бизнес-процессов, координируемых организационной структурой. Уровневый подход к их описанию применительно к корпорации как единой бизнес-системе позволяет определять сопутствующие бизнес-риски, присущие каждому ее уровню.

В общем случае бизнес-риски определяются как риски, возникающие в результате значительных условий, событий, обстоятельств, действий или бездействия, способных оказать негативное влияние на способность организации реализовать свою стратегию или же по причине установления ею ненадлежащих целей1.

При рассмотрении экономического субъекта с точки зрения бизнес-системы именно контроль над бизнес-процессами и операциями будет являться:

• индикатором этих существующих на каждом уровне проблем и сопутствующих рисков;

• превентивной мерой наступления кризисной ситуации;

• фактором дальнейшего эффективного функционирования и устойчивого развития данного

1 Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный, 2019 г.) «Выявление и оценка рисков существенного искажения» (введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 27.10.2021 № 163н). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_404880/ (дата обращения: 06.06.2022).

экономического субъекта в соответствии с выбранной стратегией.

Контроль должен быть организован с учетом специфики конкретной сферы деятельности, в силу чего развивается и особую актуальность приобретает аудит, а именно — аудит бизнеса — ряд последовательных действий, в результате которых компетентное независимое лицо накапливает и оценивает данные, поддающиеся количественной оценке и относящиеся к соответствующей бизнес-системе, чтобы определить и выразить в своем заключении или ином публичном сообщении степень соответствия этой информации общепринятым критериям [9].

Аудит бизнеса должен учитывать сопутствующие бизнес-риски: внутренние и внешние, финансовые и нефинансовые; он предполагает анализ бизнес-процессов и хозяйственных взаимосвязей в контексте меняющихся условий среды функционирования. Его цель — не поиск каких-либо искажений, а выражение мнения о достоверности, которое относится к бизнес-системе в целом и способности экономического субъекта следовать выбранной стратегии в существующих условиях. Особую актуальность в ходе аудита бизнеса приобретает промежуточный аудит, а также непрерывный мониторинг показателей бизнес-процессов, что повышает значение бизнес-анализа и операционного аудита.

Операционный аудит (называемый также управленческим, производственным, аудитом результатов) представляет собой системное исследование операций, входящих в качестве простейших элементов в бизнес-процессы любого экономического субъекта с целью оценки их эффективности и выработки управленческих рекомендаций [1] в русле их соответствия стратегии функционирования экономического субъекта и взаимодействия с внешней средой и является частью более широкого понятия «аудита бизнеса».

Операционный аудит (или аудит эффективности бизнес-процессов) служит также методом бизнес-анализа, который выступает в качестве информационно-аналитической базы корпоративного управления — системы взаимодействия между акционерами и менеджментом компании (а также другими заинтересованными пользователями) для реализации интересов собственников и соблюдения законных прав остальных участников [10]. Упрощенно данный метод можно трактовать как сравнительное изучение требований

форум молодых / youth forum

ключевых стейкхолдеров коммерческих компаний и соответствующих фактических параметров их деятельности, а также выявление на этой основе проблем бизнеса и обоснование путей их решения [10].

Через исследование внешнего окружения и рыночной среды бизнес-анализ приобретает черты стратегического; объединение в нем функций анализа внутренней и внешней среды экономического субъекта при грамотном организационно-исполнительном подходе позволяет своевременно вносить корректировки в действующую бизнес-модель и текущую стратегию корпорации, а также отслеживать сопутствующие бизнесу риски и должным образом реагировать на них, влияя на эффективность корпоративного управления и принимаемых решений. Аудит эффективности представляет собой оценку последствий реализации управленческих решений [11].

Другой ключевой функцией управления является контроль, позволяющий выявить проблемы и скорректировать деятельность экономического субъекта до того, как они перерастут в кризис [12]. Поэтому важнейшей задачей каждого экономического субъекта представляется разработка и построение своей индивидуальной системы внутреннего контроля, которая должна основываться не только на государственных и отраслевых регламентах, но и на внутренних регулятивных документах, основным из которых является именно учетная политика.

Уровневый подход к ее реализации позволяет определять иерархию уровней управления в целях оптимизации бизнес-процессов и соответствующей им системы внутренних договорных отношений и внутренней подотчетности, результатом чего будет являться минимизация сопутствующих деятельности рисков, а также оптимизация всего учетного процесса и повышение качества отчетности всех уровней.

выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Любая публичная отчетность является основной информационной базой для заинтересованных пользователей: иными словами — это инструмент оповещения стейкхолдеров о реализации экономическим субъектом на практике стратегии своего развития. В условиях информационного общества трендом становится включение в публикуемую отчетность не только сведений о самих результатах деятельности экономиче-

ского субъекта, но и качественных данных аналитического и прогнозного характера о факторах его развития (о внешних связях, договорных отношениях, механизме взаимодействия с рынком, сопутствующих рисках и т.д.), что предполагает интеграцию учетной и неучетной информации финансового и нефинансового характера. Сегодня во многих случаях это является уже не конкурентным преимуществом, а необходимостью.

Учетная политика корпораций должна соответствовать данным тенденциям развития, расширять свои границы, в том числе разделяя свои положения для каждого уровня отчетности на стандартизированные и нестандартизированные в зависимости от степени и методов регламентации.

Учетная политика должна формироваться исходя из условий функционирования конкретного экономического субъекта. Экономическим субъектам следует подходить к процессу ее создания методически, на основе законодательно установленных общих правил, принимая во внимание свои индивидуальные особенности, сущность деятельности и стратегию развития. Учетная политика — это не просто совокупность правил ведения учета: она должна отражать принципы формирования отчетности, что предполагает разработку собственно методики, которая даст экономическому субъекту возможность использовать различные варианты отображения бизнес-операций и фактов хозяйственной жизни в своей системе учета в зависимости от конкретных поставленных целей и стратегии развития.

Будучи нацеленной на результат формирования отчетности, учетная политика раскрывает экономическую сущность деятельности, стратегию развития, а также интересы всех групп пользователей отчетности, что предполагает анализ хозяйственных связей и мониторинг постоянно меняющихся условий внешней среды с целью оперативного должного реагирования на них.

Дифференциация интересов пользователей отчетности (вследствие их разнообразия) усложняет механизм ее стандартизации, соответственно, расширяются методологические аспекты ее формирования.

Корпорация — это юридически оформленная ассоциация субъектов хозяйствования, чья совместная деятельность должна приводить к эффективному достижению целей бизнеса через допустимую оптимизацию основных показателей деятельности. Главная цель функционирования

любого коммерческого предприятия — получение прибыли, и корпорация не является исключением — она заинтересована в ее максимизации. Но, помимо этого, в корпоративной среде большое внимание уделяется нефинансовым задачам, главная из которых — завоевание доверия стей-кхолдеров. Поэтому качественно разработанная и открыто публикуемая отчетность будет являться фактором повышения репутации корпорации на рынке, что станет причиной зримого улучшения ее финансовых показателей деятельности, роста стоимости и инвестиционной привлекательности.

Методологическая основа формирования корпоративной отчетности — учетная политика, от степени разработки и грамотного применения которой во многом зависит качество организации учетного процесса и формируемой и публикуемой отчетности, цель которой презентация заинтересованным пользователям, как корпорация реализует свою стратегию и создает стоимость во временной перспективе с учетом сопутствующих рисков. Яв-

ляясь методологической основой создания корпоративной отчетности, корпоративная учетная политика через регламентацию своих положений раскрывает учетными методами корпоративную стратегию в разрезе уровней корпоративного управления.

Стратегическое значение корпоративной учетной политики выявляется и показывается через:

• уровневый характер ее формирования и раскрытия;

• содержание в ней стандартизированных и нестандартизированных положений;

• ее риск-ориентированную направленность.

Корпоративная учетная политика как инструмент управления выполняет свою роль, выявляя возможности развития корпорации, раскрывая учетными методами корпоративную стратегию и обеспечивая управляемость бизнес-системой не только в настоящем времени, но и во временной перспективе с учетом сопутствующих бизнес-рисков.

СПИСОК источников

1. Ситнов А. А. Операционный аудит: теория и организация. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М; 2015. 240 с.

2. Румянцева В. М. Тенденции совершенствования учетной политики, обусловленные эволюцией парадигм отчетности. Проблемы экономики и юридической практики. 2021;17(2):138-144.

3. Коллис Д. Дж., Монтгомери С. А. Корпоративная стратегия: ресурсный подход. Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес; 2007. 371 с.

4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. Пер. с англ. СПб.: Питер Ком; 1999. 416 с.

5. Кукура С. П. Теория корпоративного управления. М.: Экономика; 2004. 477 с.

6. Кирюхина С. Е. Корпоративная стратегия: история, сущность и современное содержание. Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2013;(2):69-74.

7. Румянцева В. М. Уровневая учетная политика как инструмент корпоративного управления. Инновационное развитие экономики. 2018;3(45):271-275.

8. Румянцева В. М. Риск-ориентированный подход как основа формирования корпоративной учетной политики. Учет. Анализ. Аудит. 2018;5(4):120-130.

9. Булыга Р. П. Аудит бизнеса. Практика и проблемы развития. Монография. М.: ЮНИТИ-Дана; 2015. 263 с.

10. Бариленко В. И. Основы бизнес-анализа. М.: КНОРУС; 2014. 272 с.

11. Рябухин С. Н., Климанов С. Б. Аудит эффективности государственного сектора экономики. М.: Триа-да-Лтд; 2006. 304 с.

12. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело; 2016. 665 с.

REFERENCES

1. Sitnov A. A. Operational audit: Theory and organization. Moscow: FORUM: INFRA-M; 2015. 240 p. (In Russ.).

2. Rumyantseva V. M. Trends in improvement of accounting policies due to the evolution of reporting paradigms. Problemy ekonomiki i yuridicheskoj praktiki = Problems of economics and legal practice. 2021;17(2):138-144. (In Russ.).

3. Collis D. J., Montgomery S. A. Corporate strategy: Resource approach. Transl. from Eng. Moscow: Olimp-Business; 2007. 371 p. (In Russ.).

4. Ansoff I. New corporate strategy. Transl. from Eng. St. Petersburg: Peter Kom; 1999. 416 p. (In Russ.).

5. Kukura S. P. Theory of corporate governance. Moscow: Economics; 2004. 477 p. (In Russ.).

6. Kiryukhina S. E. Corporate strategy: History, essence and modern content. Vestnik RUDN. Seriya: Ekonomika = Bulletin of RUDN University. Series: Economy. 2013;(2):69-74. (In Russ.).

7. Rumyantseva V. M. Tiered accounting policy as an instrument of corporate governance. Innovacionnoe razvitie ekonomiki = Innovative development of the economy. 2018;3(45):271-275. (In Russ.).

8. Rumyantseva V. M. Risk-oriented approach as the basis for the formation of corporate accounting policy. Uchet. Analiz. Audit = Accounting. Analysis. Audit. 2018;5(4):120-130. (In Russ.).

9. Bulyga R. P. Business audit. Practice and development problems. Monograph. Moscow: UNITI-Dana; 2015. 263 p. (In Russ.).

10. Barylenko V. I. Fundamentals of business analysis. Moscow: KNORUS; 2014. 272 p. (In Russ.).

11. Ryabukhin S. N., Klimanov S. B. Audit of the effectiveness of the public sector of the economy. M.: Triada-Ltd; 2006. 304 p. (In Russ.).

12. Meskon M. Kh., Albert M., Hedouri F. Fundamentals of management. Transl. from Eng. Moscow: Delo; 2016. 665 p. (In Russ.).

информация об авторе / about the author

Вера Максимовна Румянцева — соискатель департамента аудита и корпоративной отчетности, Финансовый университет, Москва, Россия

Vera M. Rumyantseva — Applicant Department of the Audit and Corporate Reporting, Financial University, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0001-5420-551X vm.rumyantseva@yandex.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 29.06.2022; после рецензирования 20.07.2022; принята к публикации 05.09.2022.

Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 29.06.2022; revised on 20.07.2022 and accepted for publication on 05.09.2022. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.