Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ДЕФИНИЦИИ «КОРПОРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ»'

ПРОБЛЕМЫ ДЕФИНИЦИИ «КОРПОРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ДЕФИНИЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ / ВИДЫ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малиновская Наталья Владимировна

В последние десятилетия наблюдается общий тренд, направленный на развитие и внедрение в управленческую практику новых видов отчетности, базирующихся на иных концептуальных основах, нежели финансовая, меняющих представление о корпоративной отчетности и ее целевой направленности, но для выстраивания системы корпоративной отчетности требуется упорядочение понятийно-категориального аппарата. Целью исследования стало выявление и систематизация подходов к дефиниции «корпоративная отчетность», определение роли и места различных видов отчетности в этой системе; при этом был применен библиометрический анализ, а также такие общенаучные методы познания, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, системный подход. На основе библиометрического анализа установлена динамика научных публикаций, размещенных на платформе eLibrary.Ru за период 2000-2021 гг. по данной теме. Исходя из целевой направленности корпоративной отчетности и состава компонентов, включаемых в ее систему, обобщены и систематизированы подходы к определению термина «корпоративная отчетность»; выявлены факторы, оказывающие влияние на трансформацию данного понятия; определены виды отчетности, входящие в эту систему; рассмотрены возможные форматы ее представления. На основе рассмотрения основных сущностных характеристик корпоративной отчетности уточнена ее дефиниция. Предложено проведение дальнейших научных исследований и дискуссий для выработки общего подхода к дефиниции не только термина «корпоративная отчетность», но и других видов отчетности, входящих в ее систему, с целью развития института корпоративной отчетности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE DEFINITION OF CORPORATE REPORTING

In recent decades, there has been a general trend aimed at the development and introduction of new types of reporting into the management practice. These methods were based on a different conceptual framework than financial statements, changing the perception of corporate reporting and its target orientation. There has to be streamlined the conceptual and categorical apparatus which is necessary for building a corporate reporting system. The aim of the study is to identify and systematize approaches to the definition of corporate reporting in order to determine the role and place of various types of statements in the corporate reporting system. There were used bibliometric analysis, general scientific methods of cognition, such as analysis, synthesis, generalization, abstraction, and a systematic approach. There were established the dynamics of scientific publications based on the bibliometric analysis which had been posting on the eLibrary.Ru platform for the period 2000-2021 by the keyword “corporate reporting”. Approaches to the definition of the term “corporate reporting” are generalized and systematized, based on the target of corporate reporting, the composition of the components included in the corporate reporting system. There were identified factors influencing the transformation of the corporate reporting concept and considered its possible formats. The definition of corporate reporting was clarified based on the main essential characteristics of reporting. It is proposed to conduct further scientific research and discussions to develop a common approach to the definition of the term “corporate reporting”, as well as to the definitions of other types of reporting included in the corporate reporting system with the intention of development of its institution in Russia.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ДЕФИНИЦИИ «КОРПОРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ»»

ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ / REPORTING ORGANIZATIONS

31

Дискуссия. Корпоративная отчетность: проблемы и пути их решения

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

001: 10.26794/2408-9303-2021-8-6-31-41 УДК 657.37(045) JEL М40, М41

Проблемы дефиниции «корпоративная отчетность»

Н. В. Малиновская

Финансовый университет, Москва, Россия http://orcid.org/0000-0001-8153-2233

АННОТАЦИЯ

В последние десятилетия наблюдается общий тренд, направленный на развитие и внедрение в управленческую практику новых видов отчетности, базирующихся на иных концептуальных основах, нежели финансовая, меняющих представление о корпоративной отчетности и ее целевой направленности, но для выстраивания системы корпоративной отчетности требуется упорядочение понятийно-категориального аппарата. Целью исследования стало выявление и систематизация подходов к дефиниции «корпоративная отчетность», определение роли и места различных видов отчетности в этой системе; при этом был применен библиометрический анализ, а также такие общенаучные методы познания, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, системный подход. На основе библиометри-ческого анализа установлена динамика научных публикаций, размещенных на платформе eLibrary.Ru за период 2000-2021 гг. по данной теме. Исходя из целевой направленности корпоративной отчетности и состава компонентов, включаемых в ее систему, обобщены и систематизированы подходы к определению термина «корпоративная отчетность»; выявлены факторы, оказывающие влияние на трансформацию данного понятия; определены виды отчетности, входящие в эту систему; рассмотрены возможные форматы ее представления. На основе рассмотрения основных сущностных характеристик корпоративной отчетности уточнена ее дефиниция. Предложено проведение дальнейших научных исследований и дискуссий для выработки общего подхода к дефиниции не только термина «корпоративная отчетность», но и других видов отчетности, входящих в ее систему, с целью развития института корпоративной отчетности в России.

Ключевые слова: корпоративная отчетность; дефиниции корпоративной отчетности; виды корпоративной отчетности; финансовая отчетность; нефинансовая отчетность

Для цитирования: Малиновская Н. В. Проблемы дефиниции «корпоративная отчетность». Учет. Анализ. Аудит. 2021;8(6):31-41. Р01: 10.26794/2408-9303-2021-8-6-31-41

ORiGiNAL PAPER

Problems of the Definition of Corporate Reporting

N.V. Malinovskaya

Financial University, Moscow, Russia http://orcid.org/0000-0001-8153-2233

ABSTRACT

In recent decades, there has been a general trend aimed at the development and introduction of new types of reporting into the management practice. These methods were based on a different conceptual framework than financial statements, changing the perception of corporate reporting and its target orientation. There has to be streamlined the conceptual and categorical apparatus which is necessary for building a corporate reporting system. The aim of the study is to identify and systematize approaches to the definition of corporate reporting in order to determine the role and place of various types of statements in the corporate reporting system. There were used bibliometric analysis, general scientific methods of cognition, such as analysis, synthesis, generalization, abstraction, and a systematic approach. There were established the dynamics of scientific publications based on the bibliometric analysis which had been posting on the eLibrary. Ru platform for the period 2000-2021 by the keyword "corporate reporting". Approaches to the definition of the term "corporate reporting" are generalized and systematized, based on the target of corporate reporting, the composition of the components included in the corporate reporting system. There were identified factors influencing the transformation

© Малиновская Н. В., 2021

(CC) ]

BY 4.0

of the corporate reporting concept and considered its possible formats. The definition of corporate reporting was clarified based on the main essential characteristics of reporting. It is proposed to conduct further scientific research and discussions to develop a common approach to the definition of the term "corporate reporting", as well as to the definitions of other types of reporting included in the corporate reporting system with the intention of development of its institution in Russia.

Keywords: corporate reporting; definitions of corporate reporting; types of corporate reporting; financial statements; non-financial statements

For citation: Malinovskaya N. V. Problems of the definition of corporate reporting. Uchet. Analiz.Audit = Accounting. Analysis. Auditing. 2021;8(6):31-41. (in Russ.). DOi: 10.26794/2408-9303-2021-8-6-31-41

введение

Усиление конкуренции на глобальном и страно-вом уровнях приводит к необходимости интеграции экономических субъектов различных секторов экономики, финансовых институтов, органов государственной власти в различные сетевые структуры (кластеры, холдинги и др.) для развития отдельных отраслей экономики, создания инновационных продуктов, социально-экономического развития регионов с целью повышения экономической эффективности участников этого процесса, достижения положительного социального и экологического эффекта.

В условиях усложнения бизнеса, ведущего к росту информационной асимметрии, необходимости адекватного ответа на глобальные вызовы современности, стремительного развития цифровой экономики, существенное значение приобретает информационная прозрачность деятельности отдельных экономических субъектов, сетевых структур, регионов [в том числе различных институтов регионального развития (корпораций регионального развития, территорий опережающего социально-экономического развития)] и страны в целом.

Одним из инструментов реализации информационной прозрачности является публичная отчетность. Повышение требований различных групп-заинтересованных сторон к информационной прозрачности, желание более глубокого понимания стратегии организации и инструментов ее реализации, возможностей и рисков компании, а также ее реагирования на них, бизнес-модели создания ценности на протяжении времени, характера взаимоотношений со стейкхолдерами привели к трансформации подходов к публичной отчетности. Появление достаточно большого разнообразия ее видов отчетности [1-2], направленных на удовлетворение информационных запросов заинтересованных сторон, различие между которыми не всегда понятно составителям и пользователям и для формирования которых используются свои национальные

или международные стандарты (рекомендации, основы) [3-4], усилило фрагментарность раскрытия информации. В результате несвязного представления данных информационная ценность публичной отчетности значительно снижается.

Учитывая вышеизложенное, важной научной задачей является выстраивание системы публичной отчетности, определение роли и места в ней различных видов отчетности, для чего необходима однозначная и четкая трактовка используемого понятийно-категориального аппарата, отсутствие которой тормозит развитие научного знания. Данная публикация нацелена на решение этой характерной для российской практики проблемы, так как до недавнего времени понятие корпорации в России не было определено. В этой связи исследование проведено исключительно на отечественных опубликованных материалах.

методология и результаты исследования

Методологической основой исследования стали научные труды российских ученых, занимающихся проблемами бухгалтерского учета, анализа и аудита в части дефиниции термина «корпоративная отчетность», формулирования ее цели, определения состава отчетов, входящих в систему корпоративной отчетности, размещенные на платформе eLibrary.Ru — крупнейшем в России электронном библиотечном ресурсе. Поскольку на этой платформе по диссертациям и авторефератам диссертаций, как правило, размещаются только метаданные, для доступа к полноценным текстам была использована электронная платформа Российской государственной библиотеки.

Результаты проведенного библиометрического анализа научных трудов, размещенных на платформе eLibrary.Ru за период 2000-2021 гг. по ключевому слову «корпоративная отчетность», приведены в таблице.

Таблица / Table

Количество научных публикаций на платформе eLibrary.Ru, отобранных по ключевому слову «корпоративная отчетность» / The number of scientific publications on the eLibrary.Ru platform by the keyword "corporate reporting"

Год / Year 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Количество публикаций / Number of publications 0 1 2 6 19 14 22 36 46 58 62

Год / Year 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 на 01.10 / 2021 on 01.10

Количество публикаций / Number of publications 63 82 114 162 203 267 251 238 243 234 118

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

Как видно из таблицы, с 2013 г. ежегодный прирост публикаций составлял от 40 до 50, достигнув максимума в 2016 г. Затем их количество стабилизировалось на уровне 230-240 публикаций в год; поскольку содержащиеся в таблице данные за 2021 г. отражают количество размещенных в информационной базе материалов по состоянию на 01.10.2021 г., говорить о снижении интереса к исследованиям в области корпоративной отчетности преждевременно, учитывая, что информация на платформе eLibrary.Ru размещается с некоторым временным лагом.

В результате качественного анализа контента выяснилось, что значительное количество попавших в выборку научных работ в действительности не имело словосочетания «корпоративная отчетность» или же слов «отчетность» и «корпоративная» в составе ключевых слов.

Эти публикации затрагивали вопросы, связанные с учетно-оценочными аспектами отдельных объектов бухгалтерского учета при составлении отчетности (бухгалтерской и финансовой), социальной ответственностью, экономической безопасностью, прозрачностью деятельности экономических субъектов и др. В то же время ряд работ посвящен роли отдельных видов отчетности, проблемам и особенностям их формирования, аналитическим возможностям при обосновании инвестиционных решений, методическому инструментарию внутреннего контроля и аудита, взаимосвязи качества корпоративной отчетности и корпоративного управления и ряду других аспектов, не связанных с темой исследования.

Результаты проведенного нами исследования показали, что, несмотря на широкое применение термина «корпоративная отчетность», в настоящее время среди российских ученых в отношении дефиниции «корпоративная отчетность» единства мнений не существует. Большинство исследователей (Е. В. Никифорова, И. Ф. Ветрова, Н. Г. Сапожнико-ва, О. В. Ефимова, М. В. Фомин, Л. А. Кузьмишки-на, Л. З. Шнейдман, И. В. Алексеева, Р. Г. Осипова и др.) рассматривают корпоративную отчетность как систему или комплекс отчетов корпоративных структур различного вида. При этом целевая направленность отчетности и состав отчетов, включаемых в систему корпоративной отчетности исследователями, значительно различаются.

В исследовании Е. В. Никифоровой, посвященном развитию теории и методологии составления, представления, анализа и интерпретации корпоративной публичной отчетности, она рассматривается, прежде всего, как публичная отчетность, цель которой — предоставление «заинтересованным пользователям полезной информации о финансовой, производственной деятельности корпорации для принятия экономических решений о дальнейшем развитии делового партнерства, оценки деятельности менеджмента хозяйствующего субъекта по управлению вверенными ему ресурсами, снижении риска от взаимодействия с ним» [5]. Структура корпоративной публичной отчетности, предлагаемая автором, включает отчет совета директоров; бухгалтерский отчет; аудиторское заключение.

По мнению И. Ф. Ветровой, цель корпоративной отчетности состоит не только в возможности

пользователей на ее основе «увидеть стоимостное выражение потенциала и порядок его финансирования, но и понять, каким образом компания собирается извлечь выгоды от него, в каком направлении и насколько эффективно будет осуществляться управление этим потенциалом» [6].

Корпоративная отчетность должна включать финансовые отчеты и стратегический отчет компании.

В исследовании Н. Г. Сапожниковой, также посвященном развитию методологии и практики корпоративного учета и отчетности, цель корпоративной отчетности определена как формирование «информации об экономическом потенциале корпорации, стратегии развития и существенных рисках, обеспечивающей достаточную степень привлекательности в глазах инвесторов для устойчивого роста ее стоимости и способствующей минимизации конфликта интересов у различных агентских групп» [7]. В состав корпоративной отчетности предлагается включать финансовую отчетность, пояснительную записку и аудиторское заключение. В пояснительной записке к финансовой отчетности, по утверждению автора, следует раскрывать достаточно большой объем дополнительной информации, не связанной с пояснениями в отношении показателей, раскрытых в основных формах финансовой отчетности, в частности:

• перечень дочерних обществ, включая место их государственной регистрации или ведения хозяйственной деятельности; долю участия головной организации; долю принадлежащих головной организации голосующих акций; стоимостную оценку влияния на финансовое положение и на показатели деятельности группы операций, связанных с приобретением и выбытием дочерних и зависимых обществ;

• перечень зависимых обществ с указанием практически такого же перечня информации, как и для дочерних обществ;

• риски корпорации;

• кадровый потенциал и социальную политику;

• информацию о видах вознаграждений персоналу, системе вознаграждения совета директоров;

• методы и структуру корпоративного управления;

• стратегию корпорации и результаты ее реализации;

• оценку стоимости корпорации на основе дисконтированных денежных потоков (DCF) и экономической добавленной стоимости (EVA) и др.

По мере развития знаний в области корпоративной отчетности, появления и внедрения новых видов отчетности, поддержки концепции устойчивого развития, теории заинтересованных сторон и ряда других прогрессивных экономических теорий, в том числе и в области менеджмента, понятие корпоративной отчетности стало изменяться.

Так, сформулированное И. В. Алексеевой и Р. Г. Осиповой уточненное понятие корпоративной отчетности предлагает понимать под ней комплексную синтезированную отчетность, «которая аккумулирует и раскрывает всю информацию о финансово-хозяйственном положении организации на данное время, а также на перспективу, позволяя вести диалог с заинтересованными сторонами и укрепить их доверие» [8]. Авторы поддерживают мнение Н. Г. Сапожниковой в отношении целевой направленности корпоративной отчетности, приводя аналогичную формулировку ее цели.

В своем более позднем исследовании Р. Г. Оси-пова предлагает следующее ее модифицированное определение: «система взаимоувязанных показателей в составе комплексной синтезированной отчетности, интегрирующей финансовую и нефинансовую информацию, обеспечивающую достоверное и полное представление об экономическом потенциале и тенденциях развития деятельности коммерческой организации на текущий момент, а также на перспективу, во всех существенных аспектах, позволяющая вести диалог с заинтересованными сторонами и укрепить их доверие» [9].

Другие исследователи (Ю. Е. Чистякова, Р. Г. Кас-пина, Т. А. Рудакова, М. Н. Семиколенова и др.) определяют корпоративную отчетность как систему показателей:

• «смоделированную по принципу и требованиям МСФОдополненную сбалансированной системой показателей деятельности корпораций» [10];

• «отражающих деятельность компании за определенный период и являющуюся инструментом наблюдения и контроля собственниками, инвесторами и другими пользователями за работой корпорации. Указанная система показателей определяется, исходя из интересов пользователей, которые могут быть различными» [11];

1 МСФО — международные стандарты финансовой отчетности, разрабатываемые Советом по международным стандартам финансовой отчетности.

Рис. 1 /Fig. 1. Соотношение концепций и видов корпоративной отчетности / Relation of concepts and types

of corporate reporting

Источник/Source: разработано автором на основе [13] / developed by the author based on [13].

• «совокупность учетно-отчетнои, дополнительной и сопутствующей информации, формируют хозяйствующие субъекты, имеющие название корпорации» [12].

Однако такое определение корпоративной отчетности обладает существенным недостатком, поскольку не содержит указания на то, что же является системообразующим фактором, а именно какая концепция или концепции будут лежать в основе этой системы показателей. По нашему мнению, сбалансированная система показателей является лишь одним из инструментов управления бизнесом, инструментом стратегического управленческого учета, а не концептуальной основой построения корпоративной отчетности.

Как известно, в основе бухгалтерской и финансовой отчетности лежит концепция капитала

(финансового или физического) и поддержания капитала. Концепции, лежащие в основе других видов отчетности, представлены на рис. 1.

Однако сравнительный анализ предлагаемых Р. Г. Каспиной и Ю. Е. Чистяковой моделей корпоративной отчетности показал, что авторы вместе с финансовой (Р. Г. Каспина [14]) или бухгалтерской отчетностью (Ю. Е. Чистякова), отвечающими требованиям российского законодательства и МСФО, включают в состав корпоративной отчетности также внутреннюю управленческую отчетность, содержащую систему финансовых и нефинансовых показателей. По сути, несмотря на определение ими корпоративной отчетности как системы показателей, она также отождествляется с системой публичных отчетов корпорации.

www.accounting.fa.ru

Профессор М. А. Вахрушина в свою очередь полагает, что одной из составляющих корпоративной отчетности выступает внутренняя управленческая отчетность [15].

В то же время в ряде исследований (Г. Е. Кро-хичева, Л. А. Кузьмишкина и др.) корпоративной признается любая отчетность, составляемая экономическим субъектом, признаваемым корпорацией. Так, Г. Е. Крохичева, исследуя теорию, методологию и организацию корпоративного сетевого учета и отчетности, полагает, что корпоративная финансовая отчетность включает в себя все виды отчетности: бухгалтерскую, управленческую, по фракталам времени, по внутренним сегментам деятельности, налоговую и т.д. [16].

Схожей точки зрения придерживается и Л. А. Кузьмишкина, рассматривающая корпоративную отчетность холдинга как «комплекс отчетов дочерних структур холдинговой компании, содержащих финансовую, налоговую и управленческую информацию о финансово-хозяйственной деятельности дочерних предприятий, консолидированную на уровне корпорации, позволяющую произвести анализ и дать оценку экономического потенциала и тенденций развития корпорации в целом в условиях окружающей рыночной среды» [17]. На наш взгляд, при таком понимании корпоративной отчетности происходит замена понятия «корпоративная отчетность» на понятие «отчетность корпорации», а также изменяется ее целевое предназначение.

Однако если обратиться к международной практике, в частности к методике оценки инфраструктуры корпоративной отчетности, разработанной в рамках Конференции по торговле и развитию ООН и рекомендованной к использованию Межправительственной рабочей группой экспертов по международным стандартам учета и отчетности ООН, ни налоговая, ни статистическая, ни управленческая отчетность в состав корпоративной не включаются. Как отмечает Л. З. Шнейдман, освещая результаты оценки инфраструктуры корпоративной отчетности, впервые проведенной в России в 2012 г., для этих целей «понятие корпоративной отчетности применяется в широком смысле, как вся совокупность финансовой и нефинансовой информации об экономическом субъекте, предоставляемой внешним пользователям, включая государственные органы. Корпоративная отчетность включает консолидированную и индивидуальную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, экологическую отчет-

ность, отчетность о социальной ответственности, отчетность о корпоративном управлении» [18]. Таким образом, не все виды отчетности, составляемые корпорациями, входят в корпоративную отчетность. Корпоративная отчетность — это публичная отчетность, адресованная широкому кругу заинтересованных сторон, направленная на удовлетворение их законных интересов и требований, и которая, как справедливо отмечал В. В. Ковалев, является «наиболее информативной и приемлемо достоверной исходной базой для принятия управленческих решений» [19].

Ряд авторов не дают собственной трактовки корпоративной отчетности, занимаясь развитием ее новых направлений (моделей), форматов их представления. В частности, М. В. Фомин, обосновывая основные направления совершенствования составления, представления и аудита корпоративной отчетности, определяет следующие характерные для нее признаки:

• наличие совокупности финансовых и нефинансовых, системных и несистемных показателей, итоговой и плановой информации, сведений об объектах, процессах, операциях;

• отражение прозрачности (транспарентности) деятельности корпорации;

• использование широкими группами стейк-холдеров с целью принятия управленческих решений, которые зависят от степени достоверности и полноты данных об экономическом потенциале, тенденциях показателей, перспективах устойчивого развития [20].

Особое внимание он уделяет интегрированной отчетности как новому направлению развития корпоративной отчетности, ставящему «своей целью предоставление разнообразным стейк-холдерам, включающим существующих и потенциальных инвесторов, информации о ключевых факторах настоящего и будущего создания стоимости компанией» [20].

В исследовании А. А. Абоянцевой обосновано влияние концепций корпоративного управления на формирование информации, отражаемой в корпоративной отчетности, предложена модель корпоративной отчетности, построенная на основе концепции устойчивого развития организаций [21].

В научной работе М. А. Вахрушиной и Н. В. Малиновской, посвященной новым требованиям и направлениям развития корпоративной отчетности, рассматриваются три ее вида (финансовая

отчетность, отчетность в области устойчивого развития и интегрированная отчетность), исследуются их сущностные характеристики (цель отчетности, ее пользователи, фундаментальные концепции, ведущие принципы, регулирование) и структурные элементы; подчеркивается, что эти «виды корпоративной отчетности взаимно дополняют друг друга» [22].

И. С. Пивоваров и Д. А. Островский особое внимание уделяют такому динамично развивающемуся сегменту корпоративной отчетности, как нефинансовая отчетность, которая «позволяет менеджменту компаний донести рынку и иным внешним стейкхолдерам собственную стратегическую позицию по ключевым социальным, гендер-но-демографическим, природоохранным и иным вопросам, имеющим признанную общественную значимость, а также отразить отличительные особенности, которые влияют на восприятие такой компании не только рынком, но и внешними стейкхолдерами в широком смысле» [23].

Корпоративная отчетность в формате годового отчета рассматривается в исследовании О. В. Ефимовой [24], посвященном развитию корпоративной отчетности в инновационной экономике. Автор отмечает, что годовые отчеты, наряду с собственно финансовой отчетностью, включают большой объем дополнительной информации, представляемой в виде финансового обзора руководства, отчетов, касающихся: сотрудников, взаимодействия с местным сообществом, вопросов экологии, корпоративного управления, вознаграждения совета директоров и др.

Анализируя развитие корпоративной отчетности сферы услуг, Л. Н. Парамонова предлагает включать в годовой отчет следующие разделы:

• раскрытие информации в бухгалтерской финансовой отчетности компании в формате, регламентированном приказом Минфина РФ2;

• раскрытие нефинансовой информации, включающей цели компании, структуру капитала и корпоративного контроля над собственностью, информацию о правилах и процедурах приобретения корпоративного контроля на рынках капиталов, об экстраординарных сделках, процессе проведения общих собраний, составе

2 11 Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н (ред. от 19.04.2019) «О формах бухгалтерской отчетности организаций». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_103394 (дата обращения: 12.10.2021).

совета директоров, кодексе корпоративной этики и механизмах обеспечения его соблюдения, вознаграждении директоров, кадровой политике, социальной ответственности, экономической и экологической безопасности, прогнозируемых существенных рисках, процедурах привлечения и взаимодействия с внешними аудиторами и другая существенная информация [25].

Своеобразный с научных позиций подход к структурированию корпоративной отчетности сформулирован Т. В. Бобровской. Автор рассматривает корпоративную отчетность как информационную модель, выполняющую «ряд важнейших функций: основное средство коммуникации между компанией и внешней средой; механизм повышения прозрачности и информационной открытости; элемент информационного обеспечения анализа и оценки рисков для пользователей; способ повышения вероятности реальности прогнозов», отмечая, что она «может быть представлена различными моделями. Первая модель — традиционный годовой отчет, включающий отдельные элементы информации об устойчивом развитии. Вторая модель — комбинированный годовой отчет, содержащий как годовой отчет, так и отчет об устойчивом развитии либо тематические отчеты. Третья модель — интегрированный отчет» [26].

Таким образом, после анализа множества научных работ по заявленной проблеме мы пришли к выводу, что корпоративная отчетность представляет собой систему отчетов, взаимосвязь которых представлена на рис. 2.

Учитывая вышеизложенное, а также основные сущностные характеристики отчетности (наличие систематизированной информации, формируемой в учетной системе; установленных стандартов представления информации; заинтересованных в ее получении сторон; цели, на удовлетворение которой будет направлена отчетность [27]) предлагаем следующую дефиницию корпоративной отчетности: «Корпоративная отчетность — система публичных отчетов, сформированных на основе национальных и международно признанных стандартов и предназначенных для удовлетворения информационных запросов ключевых заинтересованных сторон».

Системообразующим фактором является предоставление релевантной информации для принятия экономических решений различными группами заинтересованных пользователей.

Финансовая отчетность / Financial reporting

Интегрированная

отчетность / Integrated reporting

Бухгалтерская отчетность / Accounting statements

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прочая информация (о целях и стратегии их достижения) / Other data (about goals and strategies to achieve them)

Отчетность в области устойчивого развития / Sustainability reporting

Социальная отчетность / Social reporting

Экологическая отчетность / Environmental reporting

Рис. 2/Fig. 2. Система корпоративной отчетности / Corporate reporting system

Источник/Source: разработано автором / developed by the author.

результаты исследования

Корпоративная отчетность является основным информационным каналом, связывающим организацию и заинтересованные стороны, и ее цель — удовлетворение различных информационных потребностей ключевых заинтересованных сторон.

Существуют различные подходы к пониманию корпоративной отчетности: одни исследователи определяют ее как систему публичных отчетов, формируемых корпорациями и предназначенных для принятия управленческих решений ключевыми заинтересованными сторонами; другие — как систему показателей; третьи понимают под ней все виды отчетности, которые составляются в корпорации и предназначаются для информационного обеспечения как внешних, так и внутренних пользователей.

В 2000-х гг. корпоративная отчетность рассматривалась как система отчетов крупных корпораций и холдингов, представленная в основном консолидированной финансовой отчетностью, дополненной отчетом совета директоров (стратегическим отчетом, пояснительной запиской и т.п.) вместе с аудиторским заключением, подтверждающим достоверность представленной информации.

Наблюдается тенденция к постоянному развитию корпоративной отчетности под влиянием изменений информационных запросов ключевых заинтересованных сторон, что требует постоянного развития учетных систем.

По мере эволюции экономических теорий в области менеджмента и внедрения их в управленческую практику состав видов отчетности, включаемых

в систему корпоративной отчетности, значительно расширился. В связи с закреплением в российском гражданском законодательстве понятия «корпорация» также существенно расширился состав корпоративных структур, поскольку определяющими признаками корпорации стали, во-первых, право участия (членства) в них, во-вторых, правила управления ими (формирование их членами высшего органа управления в виде общего собрания участников корпорации), а не масштабы деятельности, формы объединения и др. Корпоративная отчетность может выходить за границы отдельного юридического лица.

Меняется состав и формат представления корпоративной отчетности, на которые в значительной «степени оказали влияние: требования общества в части достижения целей устойчивого развития и раскрытия информации об этом; процессы цифровой трансформации и возможности применения цифровых технологий» [28].

Результаты данного исследования показали, что требуется проведение дальнейших научных работ и дискуссий в части выработки общего подхода к дефиниции термина «корпоративная отчетность», определения роли и места различных видов отчетности в системе корпоративной отчетности, что необходимо для развития института корпоративной отчетности в России. Считаем, что сделанные нами выводы могли бы быть использованы Министерством финансов РФ при проведении научно-методических мероприятий и подготовке новых инструктивно-директивных документов.

список источников

1. Zhou S., Simnett R., Green W. Does Integrated Reporting Matter to The Capital Market? Abacus. 2017;53(1):94-132.

2. Busco C., Grana F., Izzo M. F. Sustainable Development Goals and Integrated Reporting. London: Routledge; 2018. 136 p.

3. Girella L. The Boundaries in Financial and Non-Financial Reporting. A Comparative Analysis of their Constitutive Role. London: Routledge; 2018.

4. Abhayawansa S., Adams C. A., Neesham C. Accountability and governance in pursuit of Sustainable Development Goals: conceptualising how governments create value. Accounting, Auditing & Accountability Journal. 2021;34(4):923-945.

5. Никифорова Е. В. Методология корпоративной публичной отчетности. Автореф. дис ... д-ра экон. наук. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ; 2004. 48 с.

6. Ветрова И. Ф. Корпоративная отчетность организаций АПК. Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ; 2005. 26 с.

7. Сапожникова Н. Г. Развитие методологии и практики корпоративного учета и отчетности. Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Воронеж: Воронежский государственный университет; 2009. 48 с.

8. Алексеева И. В., Осипова Р. Г. Развитие ключевых характеристик дефиниции «корпоративная отчетность». Международный бухгалтерский учет. 2015;12(354):25-34.

9. Макаренко Е. Н., Лабынцев Н. Т., Алексеева И. В. и др. Современные тенденции развития отчетности хозяйствующих субъектов. Монография. Ростов-на-Дону: РГЭУ (РИНХ); 2019:202-211.

10. Чистякова Ю. Е. Концепция корпоративной отчетности, ее учетно-аналитическое обеспечение и внутренний контроль. Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет; 2010. 18 с.

11. Каспина Р. Г. Концепция формирования корпоративной отчетности. Аналитическое и контрольное обеспечение управления инновационным развитием. Бариленко В. И., Мельник М. В., ред. М.: Финансовый университет; 2012:56-60.

12. Рудакова Т. А., Семиколенова М. Н. Интегрированная отчетность как результат информационных ожиданий пользователей. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2017;11(3):101-107.

13. Малиновская Н. В., Гордова М. А., Ермакова М. Н. и др. Корпоративная отчетность: проблемы и перспективы. Монография. М.: КНОРУС; 2021:25-35.

14. Каспина Р. Г. Бухгалтерская отчетность в системе корпоративного управления. Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Казань: Казанский финансово-экономический институт; 2004. 52 с.

15. Вахрушина М. А. Новые ориентиры формирования корпоративной отчетности. Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2009;6(34):34-43.

16. Крохичева Г. Е. Корпоративный сетевой учет и отчетность: концепция, методология и организация. Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М.: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; 2004. 48 с.

17. Кузьмишкина Л. А. Совершенствование системы корпоративной управленческой отчетности федерального торгового холдинга. Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет; 2011. 23 с.

18. Шнейдман Л. З. Оценка инфраструктуры корпоративной отчетности в России. Бухгалтерский учет. 2012;(11):6-9.

19. Ковалев В. В. О новых моделях корпоративной отчетности: обзор материалов форума по отчетности бизнеса и экономическому развитию. Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. 2014;(3):165-173.

20. Фомин М. В. Особенности позиционирования и аудита корпоративной отчетност. Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М.: Финансовый университет при Правительстве РФ; 2013. 28 с.

21. Абоянцева А. А. Развитие методического инструментария формирования корпоративной отчетности. Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет; 2012. 19 с.

22. Вахрушина М. А., Малиновская Н. В. Корпоративная отчетность: новые требования и направления развития. Международный бухгалтерский учет. 2014;(16):2-9.

23. Пивоваров И. С., Островский Д. А. Эволюция нефинансовой корпоративной отчетности компаний в контексте корпоративного управления. Наука и бизнес: пути развития. 2020;5(107):139-144.

24. Ефимова О. В. Развитие корпоративной отчетности в инновационной экономике. Школа университетской науки: парадигма развития. 2010;1(1):76-81.

25. Парамонова Л. А. Корпоративная отчетность организаций сферы услуг: тенденции развития. Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2010;(1):194-195.

26. Бобровская Т. В. Корпоративная отчетность: современные требования и модели. XI Международная научно-практическая конф. «Современный менеджмент: проблемы и перспективы». СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет; 2016:128-133.

27. Малиновская Н. В. Интегрированная отчетность: теория, методология и практика. Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М.: Финансовый университет при Правительстве РФ; 2017. 46 с.

28. Богатая И. Н. Будущее корпоративной отчетности. Проблемы экономики и юридической практики. 2021:17(2):131-137.

references

1. Zhou S., Simnett R., Green W. Does integrated reporting matter to the capital market? Abacus. 2017;53(1):94-132.

2. Busco C., Grana F., Izzo M. F. Sustainable development goals and integrated reporting. London: Routledge; 2018. 136 p.

3. Girella L. The boundaries in financial and non-financial reporting. A Comparative Analysis of their Constitutive Role. London: Routledge; 2018.

4. Abhayawansa S., Adams C. A., Neesham C. Accountability and governance in pursuit of sustainable development goals: Conceptualizing how governments create value. Accounting, Auditing & Accountability Journal. 2021;34(4):923-945.

5. Alekseeva I. V., Osipova R. G. Developing the key characteristics of the corporate reporting definition. International Accounting. 2015;12(354):25-34. (In Russ.).

6. Nikiforova E. V. Methodology of corporate public reporting: Abstract. Diss. Dr. Sci. (Econ.). Moscow: Financial University; 2004. 48 p. (In Russ.).

7. Vetrova I. F. Corporate reporting of agribusiness organizations: Abstract. Diss. Cand. Sci. (Econ.). Moscow: Financial University; 2005. 26 p. (In Russ.).

8. Sapozhnikova N. G. Development of methodology and practice of corporate accounting and reporting. Abstract. Diss. Dr. Sci. (Econ.). Voronezh: Voronezh State University; 2009. 48 p. (In Russ.).

9. Modern development trends in the development of business entities' reporting. Monograph. Rostov-on-Don: RSUE; 2019:202-211. (In Russ.).

10. Chistyakova Yu. E. The concept of corporate reporting, its accounting and analytical support and internal control: Abstract. Diss. Cand. Sci. (Econ.). Yoshkar-Ola: Mari State Technical University; 2010. 18 p. (In Russ.).

11. Kaspina R. G. The concept of corporate reporting formation. In: Analytical and control support of innovative development management: collection of scientific tr. Barilenko V. I., Melnik M. V., eds. Moscow: Financial University; 2012:56-60. (In Russ.).

12. Rudakova T. A., Semikolenova M. N. Integrated reporting as a result of information expectations of users. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management. 2017;11(3):101-107. (In Russ.).

13. Corporate reporting: problems and prospects. Monograph. Malinovskaya N. V., ed. Moscow: Knorus; 2021:25-35. (In Russ.).

14. Kaspina R. G. Accounting reporting in the corporate governance system: Abstract. Diss. Dr. Sci. (Econ.). Kazan: Kazan Institute of Finance and Economics; 2004. 52 p. (In Russ.).

15. Vakhrushina M. A. New guidelines for the formation of corporate reporting. Corporate financial statements. The international standards. 2009;6(34):34-43. (In Russ.).

16. Krokhicheva G. E. Corporate network accounting and reporting: Concept, methodology and organization: Abstract. Dis. Dr. Sci. (Econ.). Moscow: Lomonosov Moscow State University; 2004. 48 p. (In Russ.).

17. Kuzmishkina L. A. Improvement of the system of corporate management reporting of the federal trade holding: Abstract. Diss. Cand. Sci. (Econ.). Stavropol: North Caucasus State Technical University; 2011. 23 p. (In Russ.).

18. Shneidman L. Z. Assessment of corporate reporting infrastructure in Russia. Accounting. 2012;(11):6-9. (In Russ.).

19. Kovalev V. V. On new models of corporate reporting: An overview of the materials of the forum on business reporting and economic development. Bulletin of Saint Petersburg University Ser.5. 2014;(3):165-173. (In Russ.).

20. Fomin M. V. Features of positioning and auditing of corporate reporting. Abstract. Diss. Cand. Sci. (Econ.). Moscow: Financial University; 2013. 28 p. (In Russ.).

21. Aboyantseva A. A. Development of methodological tools for the formation of corporate reporting: Abstract. Diss. Cand. Sci. (Econ.). Yoshkar-Ola: Mari State Technical University; 2012. (In Russ.).

22. Vakhrushina M. A., Malinovskaia N. V. Corporate reporting: New requirements and lines of development. International Accounting. 2014;(16):2-9. (In Russ.).

23. Pivovarov I. S., Ostrovskiy D. A. Evolution of companies non-financial corporate reporting in the corporate governance context. Science and business: Development ways. 2020;5(107):139-144. (In Russ.).

24. Efimova O. V. Development of corporate reporting in the innovative economy. School of University Science: A development Paradigm. 2010;1(1):76-81. (In Russ.).

25. Paramonova L. A. Corporate reporting of service sector organizations: Development trends. Economics and management: new challenges and prospects. Economics and Management: New Challenges and Prospects. 2010;(1):194-195. (In Russ.).

26. Bobrovskaya T. V. Corporate reporting: Modern requirements and models. XI International Sci.-pract. conf. «Modern Management: Problems and Prospects» St. Petersburg: St. Petersburg State University of Economics; 2016:128-133. (In Russ.).

27. Malinovskaya N. V. Integrated reporting: Theory, methodology and practice. Abstract. Dis. Dr. Sci. (Econ.). Moscow: Financial University; 2017. 46 p. (In Russ.).

28. Bogataya I. N. The future of corporate reporting. Economic problems and legal practice. 2021;17(2):131-137. (In Russ.).

информация об авторе

Наталья Владимировна Малиновская — доктор экономических наук, доцент, профессор Департамента аудита и корпоративной отчетности Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, Финансовый университет, Москва, Россия nvmali@mail.ru

about the author

Natal'ya V. Malinovskaya — Dr. Sci. (Econ.), Associate Professor, Professor of the Department of audit and corporate reporting of the faculty of taxes, audit and business analysis, Financial University, Moscow, Russia nvmali@mail.ru

Статья поступила 12.10.2021; после рецензирования 01.12.2021; принята к публикации 09.12.2021. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи.

The article was received 12.10.2021; revised on 01.12.2021; accepted for publication 09.12.2021. The author read and approved the final version of the manuscript.

www.accounting.fa.ru

_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.