ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/2408-9303-2021-8-6-6-20 УДК 336.717(045) JEL C12, C51, L66, M21
(CC) ]
Методология исследования корпоративного раскрытия социальной ответственности бизнеса: информационная база и этапы проведения
О. В. Ефимоваа, О. В. Рожноваь
Финансовый университет, Москва, Россия а https://orcid.org/0000-0002-3574-6916; b https://orcid.org/0000-0002-8955-5904 АННОТАЦИЯ
Данной статьей авторы продолжают цикл публикаций, изучающих проблемы учета, анализа и оценки социальной ответственности экономических субъектов в условиях быстро меняющейся среды и возникающих новых вызовов для общества и бизнеса. В статье изложены методологические решения для исследования социальной ответственности российских публичных компаний различного рода деятельности на основе анализа данных, раскрываемых в их финансовой и нефинансовой отчетности. При этом использовались методы абдукции; логического анализа; логико-контентного, экспертного анализа стандартов финансовой и нефинансовой отчетности в части требований к раскрытиям социальных аспектов; анализа социальной отчетности российских компаний различного рода деятельности, а также лингвистического анализа с целью выявления практики использования отдельных терминов и понятий в финансовой и нефинансовой отчетности компаний. Изучение стандартов корпоративной отчетности позволило предложить новую модель анализа раскрытий в области корпоративной социальной ответственности. На основе оценки тенденций в социальной сфере, а также выявления возможностей и угроз для ее дальнейшего развития (обусловленных эволюцией общества, экономики и экологии, процессов цифровизации) идентифицированы наиболее важные проблемы, участие в решении которых характеризует социальную ответственность бизнеса, а также предложены и подробно описаны все этапы ее исследования. В качестве документарной базы использованы Международные стандарты финансовой отчетности, Стандарты отчетности в области устойчивого развития, Базовые индикаторы результативности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП); финансовая и нефинансовая отчетность компаний отраслей материального производства. Итогом проведенных исследований стали предложения о применении многоэтапного подхода, позволяющего оценивать социальную ответственность отдельных экономических субъектов сквозь призму глобальных задач, стоящих перед страной и мировым сообществом. Анализ комплексных проблем бизнеса и цивилизации в целом позволил выделить пять топ-проблем, в свете которых следует оценивать социальную ответственность крупных компаний, а также прослеживать логическую связь этих топ-проблем с ключевыми темами раскрытий в корпоративной отчетности.
Ключевые слова: социальная ответственность; социальная отчетность; раскрытия в корпоративной отчетности; глобальные социальные проблемы; социальная деятельность экономических субъектов; социальные риски
Для цитирования: Ефимова О. В., Рожнова О. В. Методология исследования корпоративного раскрытия социальной ответственности бизнеса: информационная база и этапы проведения. Учет. Анализ. Аудит. = Accounting. Analysis. Auditing. 2021;8(6):6-20. DOI: 10.26794/2408-9303-2021-8-5-6-20
ORiGiNAL PAPER
Methodology for Researching Corporate Disclosure of Business Social Responsibility: information Base and Stages of implementation
o. V. Efimova3, O. V. Rozhnovab
Financial University, Moscow, Russia 3 https://orcid.org/0000-0002-3574-6916; b https://orcid.org/0000-0002-8955-5904
ABSTRACT
This article continues a series of publications on the issues of accounting, analysis and assessment of the corporate social responsibility in a rapidly changing environment when society and business face new challenges. The authors
© Ефимова О. В., Рожнова О. В., 2021
BY 4.0
provide methodological solutions to the problem of studying the social responsibility of Russian public companies based on the analysis of data disclosed in their financial and non-financial statements. The research uses abduction methods; logical analysis; logical content analysis of financial and non-financial reporting standards in terms of requirements for disclosure of social aspects; expert analysis of social reporting of Russian companies; linguistic analysis in order to identify the practice of using certain terms and concepts in the financial and non-financial reporting. The analysis of corporate reporting standards made it possible to propose a new model for analyzing disclosures in the field of corporate social responsibility. The authors reveal the most important issues of the corporate social responsibility by assessing the trends in the social sphere, identifying opportunities and threats for its further development connected with the evolution of society, economy and ecology, ongoing digitalization processes. Procedures of researching business social responsibility are developed and fully described. The documentary base of the research includes International Financial Reporting Standards, Sustainable Development Reporting Standards, Basic Performance Indicators of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs (RSPP) as well as financial and non-financial reports of Russian companies operating in production industries. The results of the research are the proposals to apply the multi-stage approach, which makes it possible to assess the social responsibility of certain economic entities through the prism of global tasks the country and the world community face with. The analysis of the complex problems of business and civilization allows us to identify five top problems in the light of which the social responsibility of large companies should be assessed, as well as to build a logical connection between these top problems and the key topics of disclosures in corporate reports. Keywords: social responsibility; social reporting; disclosures in corporate reporting; global social problems; social activities of economic entities; social risks
For citation: Efimova 0. V., Rozhnova 0. V. Methodology for researching corporate disclosure of business social responsibility: information base and stages of implementation. Uchet.Analiz.Audit = Accounting.Analusis.Auditing. 2021;8(6):6-20. (in Russ.). D0I: 10.26794/2408-9303-2021-8-6-6-20
введение
В последние годы существенно возросли требования стейкхолдеров1 к раскрытию политики и действий в области социальной ответственности, предъявляемые к крупным компаниям. С учетом пристального внимания, которому они все чаще подвергаются в связи с возникающими и прогрессирующими социальными проблемами [1], такого рода предприятия начали все более активно и развернуто публиковать информацию о деятельности в области корпоративной социальной ответственности (КСО).
Внедрение и раскрытие подобной информации вносит значительный вклад в повышение конкурентоспособности организации [2]. Как показывают исследования зарубежных и отечественных ученых, социальная ответственность бизнеса способна повлиять на его финансовую эффективность за счет улучшения взаимодействия заинтересованных сторон [2-6].
Раскрытие политики в области КСО — это самостоятельное, но в то же время тесно связанное с финансовой информационной системой предоставление заинтересованным сторонам сведений о бизнес-стратегии, социальных инвестициях,
1 Стейкхолдер — это физическое или юридическое лицо, группа лиц, чьи действия и решения могут влиять на деятельность бизнеса, процессы в нем и прибыль.
воздействии на окружающую среду и общество [3]. С одной стороны, оно является ответом на запросы извне различных заинтересованных сторон, а с другой — инструментом управления репутационными рисками, что, в свою очередь, оказывает влияние на рыночные риски и стоимость компании [4, 5].
Социальная отчетность становится важной частью раскрытия информации, отражающей ответственность бизнеса перед стейкхолдерами за деятельность в области устойчивого развития. Эмпирические исследования, связанные с изучением тенденций в данной области, раскрытия информации социального характера, как правило, базируются на «теории заинтересованных сторон». Когда компания признает интересы законных заинтересованных сторон, она добровольно или в силу обязательных требований предоставляет экологическую и социальную информацию [6].
Публичное раскрытие такого рода экологической и социальной информации становится способом выполнения организациями принципа непрерывности своей деятельности при формировании отчетности [5, 7, 8]. Экономические субъекты готовы представлять больше информации об окружающей среде и обществе, чтобы справиться с давлением заинтересованных сторон и сохранить имидж законопослушной компании, что помогает им получить доступ к ресурсам общества. Показательно, что компании таких отраслей промышленности, как
нефтегазовая, химическая, горнодобывающая и металлургическая, традиционно воспринимающиеся как негативно влияющие на окружающую среду, стремятся раскрывать больше информации о КСО, поскольку они подвергаются наиболее сильному давлению и контролю со стороны стейкхолдеров, а также связаны с соблюдением трудовых норм, требований местных сообществ и общества в целом. Следовательно, этим компаниям необходимо собирать и предоставлять больше информации о социальной ответственности [9-11]. Отсутствие или задержка в предоставлении информации социального характера может явиться сигналом о том, что компания не соблюдает социальное законодательство и принятые в стране принципы корпоративного поведения, а это ведет к увеличению коммерческих и финансовых рисков данного экономического субъекта [12, 13].
Объем и содержание раскрытий о КСО в немалой степени зависят от отраслевой принадлежности компании. Исследование Ньюсона и Дигана [4] отчетливо показывает, что компании, работающие в разных секторах, имеют неодинаковый уровень раскрытий в данной области. Так, экономические субъекты, ориентированные на потребителя (финансовые организации, предприятия сферы торговли), уделяют, как правило, особое внимание тем аспектам социальной ответственности, которые связаны с клиентами [5, 14]; а компании производственного сектора — вопросам экологических требований и безопасности персонала. В силу отмеченных особенностей одними из основных целей статьи стали изучение требований, предъявляемых к раскрытию информации о социальной ответственности бизнеса в корпоративных отчетах, и оценка соответствия данного вида отчетности публичных компаний этим требованиям.
методология исследования
Настоящее исследование и его результаты базируются на основах методологии, изложенных авторами ранее в статье [15], посвященной анализу требований и выработке рекомендаций по раскрытию различных аспектов социального и человеческого капитала в рамках глобальных инициатив, международных стандартов, рекомендаций профессиональных организаций и ассоциаций в области устойчивого развития и КСО для выявления ключевых тем и требований к их представлению в финансовой и нефинансовой отчетности. Был проведен обзор литературы для: выявления
основных тем, связанных с состоянием и развитием человеческого капитала и социальных отношений; освещения в академических исследованиях анализа методологии отражения этих тем в отчетности.
На данном этапе для изучения были отобраны документы, непосредственно затрагивающие аспекты социальной ответственности и ее раскрытия для заинтересованных сторон (рис. 1).
Целью анализа данных инициатив, стандартов и руководств было выявление значимых для раскрытия тем и аспектов, т.е. приоритетных в настоящее время для характеристики уровня социальной ответственности компании.
Сформулированные государствами — членами Организации Объединенных Наций 17 целей в области устойчивого развития (далее — ЦУР) на период до 2030 г.2 характеризуют самые неотложные в мире экологические, социальные и экономические вопросы и представляют наиболее полный перечень существенных факторов, которые должны принимать во внимание все заинтересованные стороны. Следует отметить, что эта повестка дня универсальна и касается всех стран.
Бизнес и занятые в нем экономические агенты являются критически важными силами в достижении ЦУР. Ожидается, что предприятия не только минимизируют свое негативное воздействие на среду, но и внесут свой положительный вклад путем разработки стратегии устойчивого развития и внедрения на этой основе ответственных практик. Достижение ЦУР предполагает создание устойчивых сообществ, надежного доступа к природным ресурсам и формирование здорового и образованного населения для обеспечения субъектов хозяйствования работниками необходимой квалификации. В результате создается среда, в которой бизнес может продуктивно развиваться и преумножать стоимость для заинтересованных сторон.
Показатели ЦУР охватывают экономическую, экологическую, социальную и институциональную области и формируются на основе индикаторов, отобранных для осуществления мониторинга достижений в следовании целям устойчивого развития на макроуровне, т.е. уровне отдельных государств и регионов, которые могут быть декомпозированы на уровень отдельных экономических субъектов. Демонстрируя связь между микро- (основные по-
2 Sustainable Development Goals. URL: https://sdgs.un.org/ goals.
Документарная база / Documentary base
ГОСТ Р ИСО 26000-2012 / State General Quality Standards ISO
Цели ООН в области устойчивого развития / The Sustainable Development Goals (SDGs)
adopted by the UN in 2015
Руководство по социальной ответственности / ISO 26000:2010: Guidance on social responsibility
Стандарты отчетности в области устойчивого развития / (GRI Standards)
Стандарты Accountability AA1000 / Accountability Principles (AA1000AP, 2018), AA1000 Stakeholder Engagement Standard (AA1000SES, 2015)
Базовые индикаторы результативности Российского союза промышленников и предпринимателей (РС1111) / Basic performance indicators of the Russian Union of Industrialists and
Entrepreneurs
Рекомендации по учету климатических изменений / Task Force on Climate-related Financial Disclosures (TCFD)
Руководство по основным показателям отчетности организаций о вкладе в достижение Целей устойчивого развития (UNCTAD) / Global indicator framework for the Sustainable Development Goals and
Targets
Концептуальные основы интегрированной отчетности / International <IR> Framework
Рис. 1 / Fig. 1. Документарная база исследования / Documentary base of the study
Источник/Source: разработано авторами / developed by the authors.
казатели на уровне компании) и макроуровнем (показатели ЦУР на национальном и глобальном уровнях), корпоративные отчеты помогают понять влияние отдельных экономических субъектов на реализацию ЦУР. Данные могут рассматриваться в качестве основы для формирования отчетности в области устойчивого развития и, следовательно, представляют минимальный объем раскрываемой информации, который необходим, чтобы ответственные государственные структуры могли оценить вклад бизнеса в достижение ЦУР. При этом организации имеют возможность раскрыть больший объем информации в качественной или количественной форме с учетом ее значимости для заинтересованных сторон.
Практически все цели устойчивого развития имеют социальную направленность. Согласно исследованиям PwC3 компании во всем мире в числе приоритетных указывают следующие:
№ 8 — «Содействие поступательному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех»;
№ 13 — «Действия по борьбе с изменениями климата и их последствиями»;
№ 12 —«Переход к рациональным моделям потребления и производства»;
№ 3 — «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию людей любого возраста»;
№ 9 — «Создание устойчивой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и стимулирование инноваций»4.
Достойный труд и экономический рост (ЦУР № 8) большинство компаний назвали наиболее приоритетными. Данная тенденция является вполне объяснимой, поскольку достижение более высокого уровня экономической эффективности предполагает высокую мотивацию, обеспечение безопасных условий труда, технологическую модернизацию и внедрение инноваций.
По результатам проведенного авторами анализа большинство корпоративных отчетов публичных компаний в России и в мире содержат сведения о целях в области устойчивого развития и значимых показателях эффективности. Это означает,
3 PricewaterhouseCoopers (PwC) — международная сеть компаний, предлагающих услуги в области консалтинга и аудита.
4 From promise to reality: Does business really care about the SDGs? https://www.pwc.com/gx/en/sustamability/SDG/sdg-reporting-2018.pdf (дата обращения: 24.08.2021).
что все большее количество компаний стремится согласовывать свою стратегию с ЦУР.
Среди значимых для настоящего исследования положений стандартов GRI5, концептуальных основ интегрированной отчетности6 и ISO 260007 были выявлены рекомендации для раскрытия информации о: признании социальной ответственности и взаимодействии с заинтересованными сторонами; способах интеграции социально ответственного поведения в стратегию организации; создании ценности; трудовых практиках. Подобные рекомендации явно или опосредованно содержатся во всех трех стандартах (руководящих основах).
Проведенный анализ перечисленных документов позволил сделать вывод о том, что, хотя их структура и контент различаются, элементы и содержание в части раскрытия социальных аспектов взаимосвязаны и не противоречат друг другу. Принципы, сформулированные в данных стандартах (руководствах), также коррелируются друг с другом и отражают непрерывный процесс развития корпоративной отчетности и ее гармонизации.
С учетом значимости и глобального характера проблемы пандемии COVID-19 в процессе проведения исследования особое внимание было уделено анализу рекомендаций руководства в отношении роли бизнеса и его влияния на здоровье и благополучие сотрудников, их семей и сообществ (The Culture of Health for Business (COH4B)8.
И наконец, изучение Рекомендаций по учету климатических изменений Task Force on Climate-related Financial Disclosures (TCFD)9 позволило авторам статьи сделать вывод о возможности использования разработанной в данном документе структуры климатических раскрытий для представления социальной отчетности [9, 10].
В целях расширения границ исследования, имеющегося положительного опыта формирования и анализа хозяйствующими субъектами информации социального характера была детально изучена
5 The global standards for sustainability reporting. URL: https://www.globalreporting.org/standards/.
6 Value Reporting Foundation. URL: https://www. integratedreporting.org/resource/international-ir-framework/.
7 Guidance on social responsibility. URL: https://www.iso.org/ standard/42546.html.
8 Culture of Health for Business. URL: https:// healthforhumanityreport.jnj.com/_document/gri-culture-of-health-for-business-coh4b-framework?id=00000179-e942-db75-a97b-ebe2a5260000 (дата обращения: 22.08.2021).
9 Task Force on Climate-related Financial Disclosures (TCFD. URL: https://www.fsb-tcfd.org/.
«Типовая методика разработки техпромфинплана10 производственного объединения (комбината), предприятия» советского времени11 и прежде всего ее раздел «Разработка плана социального развития коллектива». Данная методика предусматривала использование развернутой и сбалансированной между разделами этого документа системы показателей, характеризующих социально-демографическую структуру производственного коллектива, условия труда, мероприятия по укреплению здоровья работников, улучшению их социально-культурных и жилищно-бытовых условий.
Для разработки плана социального развития коллектива формировались данные, позволяющие:
• классифицировать членов коллектива по социально-демографическим признакам (в целом и по группам);
• составлять социальный паспорт, консолидирующий большинство итоговых аналитических показателей;
• хранить и обрабатывать социальную информацию;
• использовать социальную информацию при определении эффективности мероприятий плана социального развития;
• определять степень влияния мероприятий по внедрению технического прогресса на социально-демографическую структуру работающих;
• выполнять комплексный анализ и прогноз развития занятости и вовлечения трудоспособного населения;
• формировать систему социальной информации на уровне предприятия, района, города;
• получать информацию для организации работы органов социального обеспечения.
Для планирования и анализа мероприятий по изменению социально-демографической структуры работников использовалась система показателей, характеризующих структуру персонала по таким параметрам, как возраст, пол, уровень квалифи-
10 Техпромфинплан предприятия — комплексный текущий план производственной, технической и финансовой деятельности, а также социального развития коллектива промышленного предприятия, конкретизирующий показатели перспективного плана и предусматривающий выполнение плановых заданий с наибольшей эффективностью.
11 Типовая методика разработки техпромфинплана производственного объединения (комбината), предприятия советского времени (одобрена Постановлением Госплана СССР от 19.10.1977 № 125). URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?base=ESU&n=30893&req=doc#HLqthlSm 8wDJ3tab2 (дата обращения: 24.08.2021).
кации, образование, стаж, социальное положение. Социально-квалификационный состав коллектива (и его изменение) утверждался на длительный период в тесной увязке с другими разделами тех-промфинплана.
С учетом потребностей производства и социальных задач на основе вышеперечисленных данных о сотрудниках разрабатывался план повышения квалификации и образования кадров. Особенно важным представляется опыт учета уровня образования и квалификации по так называемым «исчезающим» профессиям, наличие которых приводит к высвобождению работников. На основе расчетных данных выявлялся контингент для прохождения подготовки для овладения более перспективными профессиями.
Мероприятия по улучшению условий и охране труда планировались по следующим основным группам условий труда:
• общие;
• технические;
• санитарно-гигиенические;
• психофизиологические и санитарно-быто-вые;
• условия безопасности.
Состав мероприятий по каждой из перечисленных выше групп зависел от отраслевых особенностей и характера деятельности и включал в себя в том числе меры по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
С целью планирования социально-культурных и жилищно-бытовых условий разрабатывалась типовая форма, состоящая из двух частей. В первой части — «Показатели» — отражался достигнутый и намечаемый на планируемый год уровень по приведенным в форме показателям. Во второй части — «Мероприятия» — отражались задания и работы, обеспечивающие предусмотренный в первой части формы уровень показателей, в том числе по таким направлениям, как жилищно-бытовые условия, базы отдыха для работающих и членов их семей, транспортное обслуживание, коммунальные услуги. Изучение опыта формирования и анализа информации социального характера по Типовой методике разработки техпромфинплана производственного объединения (комбината) привело к обоснованному выводу о возможности:
• проецировать использованный в ней подход комплексного решения социальных вопросов в рамках экономического субъекта на построение
социальных раскрытий современными российскими бизнес-структурами;
• непосредственно использовать ряд конкретных показателей.
Проведенное исследование стандартов нефинансовой отчетности (и иных документов) для формирования социальной информации и ее анализа, обзора литературы и изучения лучшей практики социальных раскрытий в корпоративных отчетах компаний позволило выделить наиболее значимые для оценки КСО темы (раскрытия), совокупность которых, как мы полагаем, дает представление о работе предприятия по каждой топ-проблеме (рис. 2).
Разумеется, данные темы в дальнейшем могут быть декомпозированы на более мелкие в зависимости от их значимости для конкретной организации с учетом ее отраслевых особенностей и целей в области развития социального и человеческого капитала.
В качестве объектов исследования были выбраны крупные российские и зарубежные компании с различными видами деятельности на основе предварительного изучения их отчетности. Основное внимание было уделено отечественным организациям; отчетность иностранных компаний изучалась для лучшего понимания возможных проблем с информированием заинтересованных лиц в нашей стране. Кроме того, использование стандартов нефинансовой отчетности уже распространено среди крупных предприятий, и они заинтересованы в ее качестве, так как являются участниками фондовых рынков, конкурентной борьбы на международном уровне, имеют ресурсы для подготовки соответствующей информации будучи (в основном) публичными субъектами, всегда находящимися на виду мирового сообщества.
На следующем этапе отобранные для изучения существенные темы были соотнесены с топ-проблемами. Данное распределение не является однозначным, однако полагаем, что оно позволяет дать общую оценку раскрытию предприятиями информации о вкладе в решение каждой из топ-проблем (рис. 3).
Несомненно, что при формировании системы показателей в разрезе выбранных существенных тем следует учитывать отраслевые особенности, поскольку для разных сфер деятельности важны свои категории информации о деятельности в области социальной ответственности.
Например, сетевой ритейл сталкивается с проблемами в цепочке поставок, в особенности в обла-
сти закупок у местных поставщиков, а также упаковки и продвижения продуктов, отвечающих целям и задачам устойчивого развития; предприятия металлургической, горнодобывающей, нефтяной и газовой отраслей часто встречаются с вопросами охраны окружающей среды, соблюдения интересов местных сообществ, производственной безопасности и т.д. Определение ключевых показателей эффективности (КР1)12 по отраслям позволяет отразить конкретные аспекты, наиболее актуальные для отдельной организации, и в то же время обеспечить сопоставимость между компаниями отрасли как в одной стране, так и во всем мире.
Подход к разработке ключевых показателей в области социальной ответственности бизнеса дополняет и конкретизирует сведения различных видов отчетности компаний, в первую очередь финансовой. Интеграция социальных показателей с показателями финансовой отчетности может помочь компаниям решить одну из главных проблем корпоративной отчетности в настоящее время — недостаток доверия к ней со стороны заинтересованных лиц. Такая интеграция позволяет бизнесу информировать стейкхолдеров о предпринимаемых действиях в области социальной ответственности, их финансовых последствиях, рисках и выгодах.
Для решения комплексной задачи обеспечения обоснованного формирования системы сопоставимых и уместных ключевых показателей эффективности по отраслям авторами разработан соответствующий алгоритм действий и аналитических процедур (рис. 4).
Представленная на рис. 4 схема дает возможность сформировать систему ключевых показателей эффективности (КПЭ), которая будет согласована, с одной стороны, с отмеченными топ-проблемами, а с другой — с показателями финансовой отчетности. Предлагаемый подход позволяет выделить области наибольших рисков и возможностей для решения отмеченных топ-проблем.
Следующий этап исследования связан с установлением критериев для оценки качества раскрытия тем применительно к участию в решении топ- проблем. Исходя из требования простоты оценки и ее большей однозначности, предлагаем использовать всего лишь два значения по критерию «глубина рас-
12 KPI (Key Performance Indicators), или ключевые показатели эффективности — числовые выраженные в абсолютных или относительных (процентных) значениях показатели для измерения результативности и эффективности предпринятых действий.
Здоровье и безопасность / Health and safety
Занятость/ Employment
Условия труда/ Working conditions
Многообразие
и равные возможности /
Diversity and Equal Opportunity
Подготовка, обучение, карьерный рост /
Preparation, education, career growth
Социальная оценка поставщиков /
Social assessment of suppliers
Здоровье и безопасность клиентов/
Customer health and safety
Социальные риски / Social risks
Система вознаграждения /
The reward system
Социальные инвестиции /
Social investments
Рис. 2 /Fig. 2. Существенные темы для раскрытия социальных аспектов в корпоративной отчетности / Material topics for the disclosure of social aspects in corporate reporting
Источник/Source: разработано авторами / developed by the authors.
крытия»: «упоминание» или «раскрытие». Эксперт, определяя оценку, должен руководствоваться представляемой пользователю отчетности возможностью уяснить конкретные действия по направлению социальной деятельности; ее планируемый объем и уровень выполнения плана; увидеть связанные с данной деятельностью риски; понесенные затраты; полученный эффект от принятых мер и ожидаемые в близком и отдаленном будущем последствия; степень влияния принимаемых мер на каждую топ-проблему, затраты на ее решении, вклад в ее решение; способы достижения этого решения; влияние на экономические показатели предприятия и, соответственно, влияние экономических показателей на социальные и экологические показатели.
Далее, на этапе эмпирических исследований, проводимый анализ и интерпретация полученных результатов должны привести к получению общей картины и выявлению основных тенденций в отношении раскрытия компанией социальной ответственности, а также ее отражению в отчетности. Важным результатом данного этапа является заключение эксперта о вкладе предприятия в решение каждой из конкретных топ-проблем и его описания.
На заключительном этапе формируются рекомендации по повышению социальной ответст-
венности предприятий и качеству ее раскрытия в отчетности. На основе активных диалогов с заинтересованными сторонами и анализа полученной обратной связи дается оценка воспринимаемости информации и выявляются существенные темы и показатели, по которым компания обладает потенциалом повышения своей социальной ответственности.
Более подробно эмпирические этапы исследования будут раскрыты авторами в отдельной статье практического характера, освещающей реализацию всех предложенных методологических решений.
результаты исследования
В результате проведенного исследования разработаны и предложены методологические решения, необходимые для анализа и оценки социальной ответственности российских экономических субъектов, относящихся к крупному бизнесу, на основе информации, содержащейся в их финансовой и нефинансовой отчетности (см. таблицу).
Предлагаемая методология исследования имеет комплексный характер и позволяет системно проанализировать содержание соответствующей информации, качество ее раскрытия, соотнести установленные топ-проблемы с существенными для раскрытия темами и разработать рекоменда-
Существенные темы / Material topics
Здоровье и безопасность / Health and safety
1. Отмирание многих профессий / Demise of many professions
2. Нарастание техногенных катастроф / Increasing technological disasters
4. Цели устойчивого развития / The sustainable development goals
5. Усиление социальной ответственности бизнеса / Strengthening corporate social responsibility
Занятость/ Employment
Условия труда/ Working conditions
Многообразие и равные возможности / Diversity and Equal Opportunity
Подготовка, обучение, карьерный рост / Training, education, career growth
Социальная оценка поставщиков / Social assessment of suppliers
Здоровье и безопасность клиентов / Customer health and safety
Социальные риски / Social risks
Система вознаграждений / The reward system ■*
Социальные инвестиции / Social investments
Рис. 3/ Fig. 3. Соотношение топ-проблем и тем / Correlation between top issues and topics
Источник/Source: разработано авторами / developed by the authors.
Рис. 4/Fig. 4. Принципиальная схема формирования системы КПЭ / Schematic diagram of the formation
of the KPI system
Источник/Source: разработано авторами / developed by the authors.
Разработка требований для признания отдельных тем социальной отвественности существенными / Developing requirements for recognizing social responsibility topics as material
Анализ существенности отбора значимых тем для каждой отрасли / The materiality analysis of the relevant topics selection for each industry
Разработка системы ключевых показателей эффективности в рамках наиболее существенных тем для каждой отрасли /
Development of key performance indicators within the most significant topics for each industry
Анализ и оценка соответствия отобранных КПЭ соотвествующим топ-проблемам развития общества / Analysis and compliance of the selected KPI with the L relevant top problems of the society development u
ции по повышению социальной ответственности предприятий и качеству ее отражения в финансовой и нефинансовой отчетности.
Предложенные методологические решения по изучаемой теме имеют определенные ограничения, главное из которых — отсутствие обширной практики применения, хотя отдельные их элементы уже многократно использовались при научном изучении социальной деятельности субъектов экономики. Для разработки предложений применялся метод абдукции, позволивший сформулировать
научную гипотезу, посредством которой можно было бы раскрыть внутренний механизм, лежащий в основе корреляции социальной деятельности предприятий, ее отражения в их отчетности и решения актуальных, значимых для общества, страны, региона социальных проблем. То есть на основе наблюдаемых событий и фактов, связанных с социальной деятельностью, объяснить роль бизнеса в продвижении человечества к решению важнейших социальных вопросов, в свою очередь позволяющих решать экономические и экологические проблемы.
Таблица / Table
Этапы исследования социальной ответственности экономических субъектов и ожидаемые результаты / Stages of researching economic entities social responsibility and expected results
Этап / Stage Содержание этапа / Stage content Метод анализа / Method of analysis Результат этапа / Stage result
1. Предварительный анализ / Preliminary analysis
1 Установление наиболее значимых требований для идентификации социальной ответственности экономических субъектов / Establishment of the most significant requirements for the identification of social responsibility of economic entities Абдукция" экспертный метод/Abduction, an expert method Представление информации стейкхолдерам об участии в решение наиболее актуальных топ-проблем социальной сферы /Providing information to stakeholders about participation in solving the most pressing top problems of the social sphere
2 Содержание требований / Content of requirements Абдукция, экспертный метод/Abduction, an expert method Идентификация топ-проблем социальной сферы / Identification of the top problems of the social sphere
2. Конкретизация объекта исследования и тем для оценки содержания и качества раскрытия информации об участии в решение топ-проблем / Specification of the research object and topics for assessing the content and quality of disclosure of information about participation in solving top problems
.1 Определение группы, кластера экономических субъектов / Definition of a group, cluster of economic entities Абдукция, экспертный метод/Abduction, an expert method Крупные российские компании / Large Russian companies
2 Определение существенных тем, прежде всего соответствующих требованиям стандартов нефинансовой отчетности либо самостоятельно включаемых предприятием в отчетность (возможно агрегирование либо дезагрегирование тем, указанных в отчетности) / Identification of significant topics, primarily those that meet the requirements of non-financial reporting standards, or are independently included by the enterprise in the reporting (aggregation or disaggregation of topics specified in the reporting is possible) Абдукция, экспертный метод/Abduction, an expert method Отбор наиболее важных тем в соответствии со стандартами нефинансовой отчетности и стратегией экономического субъекта / Selection of the most important topics in accordance with non-financial reporting standards and the strategy of an economic entity
3. Соотнесение установленных топ-проблем с существенными для раскрытия темами / Correlation of established top issues with topics essential for disclosure
Определение отобранных тем раскрытий, характеризующих участие предприятия в решение каждой из пяти топ-проблем / Identification of selected topics that reveal the company's participation in solving each of the top five problems Абдукция, экспертный метод/Abduction, an expert method Соотношение тем и топ-проблем {рис. 3) / The correlation between topics and top issues (Fig. 3)
4. Выбор критериев для оценки качества раскрытия тем применительно к участию в решении топ-проблем / Selection of criteria for assessing the quality of disclosure of topics with regard to participation in solving top problems
Определение критериев для оценки качества раскрытий / Definition of criteria for assessing the quality of disclosures Экспертная оценка, сравнительный анализ / Expert assessment, comparative analysis Установление критериев оценки / Establishment of evaluation criteria
m О
О -О
Ъ s
> s
m О
H ta
S °
о b
О о
О -I
I- s
о io
Cl ^
< 2
О гп
-П H
>
Г» О
п *
2§
— -а
z о
сп ь >6
п >
О m
z г»
н т;
7J S
О X
И
2 о
1/> о
m О
m m
to го
Окончание таблицы /Table (continued)
Этап / Stage Содержание этапа / Stage content Метод анализа / Method of analysis Результат этапа / Stage result
5. Анализ и интерпретация полученных результатов/Analysis and interpretation of the results obtained
1 Характеристика общей картины социальной ответственности предприятий /Characteristics of the general picture of corporate social responsibility Социально-экономический анализ /Social and economic analysis Описание тенденций и их развития в отношении социальной ответственности предприятий и ее отражения в их отчетности / Description of trends and their development in relation to the social responsibility of enterprises and its reflection in their reporting
2 Анализ показателей социальной ответственности бизнеса / Analysis of social responsibility indicators Социально-экономический анализ /Social and economic analysis Анализ динамики показателей в разрезе выявленных существенных тем, оценка сопоставимости показателей, полноты раскрытия, эффективности предпринимаемых усилий /Analysis of the dynamics of indicators in the context of identified significant topics, assessment of comparability of indicators, completeness of disclosure, effectiveness of the efforts undertaken
3 Выявление сильных и слабых сторон в части раскрытия социальной ответственности отдельных предприятий / Identification of strengths and weaknesses in terms of disclosure of social responsibility of individual enterprises SWOT-анализ / SWOT-ana lysis"" Описание вклада предприятия в решение каждой из конкретных топ-проблем, оценка вклада и его описание /Description of the company's contribution to the solution of each of the specific top problems, assessment of the contribution and evaluation of its description
6. Разработка рекомендаций по повышению социальной ответственности предприятий и качеству ее раскрытия в отчетности / Development of recommendations to improve the social responsibility of enterprises and the quality of its disclosure in the financial statements
1 Определение тем, по которым компания имеет потенциал для усиления своей социальной ответственности / Identification of topics where the company has the potential to strengthen its social responsibility Социально-экономический анализ, методы сравнительного анализа / Socio-economic analysis, comparative analysis Перечень тем и подтем, по которым возможно повышение эффективности социальной деятельности / А list of topics and subtopics for which it is possible to increase the effectiveness of social activities
2 Определение способов, методов, инструментов повышения качества раскрытия информации о социальной деятельности (ответственности) / Defining methods and tools for improving the quality of social responsibility disclosure Анализ восприятия информации, диалоги с заинтересованными сторонами, анализ обратной связи /Analysis of information perception, dialogues with stakeholders, feedback analysis Перечень способов, методов, инструментов повышения качества раскрытия информации о социальной деятельности (ответственности) / List of methods, tools for improving the quality of social responsibility disclosure
3 Определение направлений, возможных пояснений и расширений к стандартам отчетности / Identification of directions, possible explanations and extensions to reporting standards Анализ покрытия темами топ-проблем /Analysis of coverage of top issues with topics Перечень направлений возможных пояснений и расширений к стандартам отчетности в части представления информации социального характера /The list of directions of possible explanations and extensions to the reporting standards regarding the presentation of social information
Источник/Source: разработано авторами / developed by the authors.
Примечание/Note:" Абдукция- познавательная процедура, направленная на поиск правдоподобных объяснительных гипотез в процессе рассуждения "" SWOT-анализ - метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности),Threats (угрозы).
теория и методология учетно-контрольных и аналитических процессов / theory and methodology of accounting, analytical and control processes
выводы
Резкий рост во всем мире добровольной отчетности в области устойчивого развития дает основание заключить, что и сами отчитывающиеся корпорации, и их заинтересованные стороны видят и достаточно высоко оценивают полезность публичного представления подобных отчетов. Однако отсутствие обязательных требований к их представлению приводит к избирательному характеру и многовариантной структуре раскрытий отчетной информации. В целом в отчетах компаний прослеживается стремление подчеркнуть положительный эффект от своей деятельности, а нерешенным проблемам уделяется незначительное внимание. В этой связи следует полагать, что без обязательной отчетности по ключевым показателям эффективности КПЭ (определяемым и раскрываемым на основе общепринятой методики), соответствующей конкретным целям устойчивого развития и индикаторам, учитывающим отраслевые особенности, проблема удовлетворения важнейших информационных потребностей заинтересованных сторон не может быть решена.
Подход КПЭ, фокусируемый на ограниченном количестве наиболее актуальных тем устойчивого развития для предприятий конкретных отраслей, имеет свои преимущества, поскольку он может помочь:
• выявить аспекты результатов деятельности компаний, как отрицательно, так и положительно воздействующих на решение важнейших социальных проблем;
• установить наиболее актуальную информацию, которую экономический субъект может формировать и раскрывать;
• представлять данные в удобном стандартизированном формате, позволяющем сравнивать показатели социальной ответственности.
Такой подход должен опираться на уже имеющийся обширный опыт и лучшую практику разработки корпоративных отчетов, а также результаты выполненных исследований и диалогов с заинтересованными сторонами. Несомненно, он будет служить ориентиром для корпораций, поскольку его использование дает им возможность сосредотачивать внимание на освещение в отчетности более существенных и важных вопросов, представляющих наибольший интерес для ключевых заинтересованных сторон.
Подход к разработке КПЭ в области социальной ответственности бизнеса дополняет и конкретизи-
рует сведения иных видов отчетности (в том числе о следовании целям устойчивого развития и собственно финансовую). С одной стороны, ключевые показатели эффективности должны быть согласованы с показателями иных видов отчетности; и в то же время они позволяют улучшать раскрытие информации за счет отражения тех индикаторов, которые важны и являются наиболее существенными для определенных отраслей экономики, поскольку проистекают из особенностей основной деятельности и бизнес-моделей компании в этом секторе. В результате они могут восполнить пробелы в формировании информационного образа компании в других видах отчетности. Так, если в своих корпоративных отчетах компания сообщает о конкретных мерах в области следования целям устойчивого развития и их последствиях для бизнес-процессов, то финансовая отчетность в таком случае должна подтвердить данные сведения или, по крайней мере, не быть противоречивой. Интеграция КПЭ с показателями финансовой отчетности может способствовать решению одной из главных проблем корпоративной отчетности в настоящее время — недостатку доверия к ней со стороны заинтересованных лиц. Такая интеграция помогает компаниям информировать стейкхолдеров о предпринимаемых действиях в области ЦУР, их финансовых последствиях, рисках и выгодах. Разумеется, решению данной проблемы должна предшествовать большая исследовательская и методическая работа, чтобы сделать обоснованный выбор КПЭ и затем интегрировать (гармонизировать) их с показателями финансовой отчетности.
Полагаем возможным использовать полученные результаты и для исследования иных сфер, значимых для устойчивого развития общества, например экологической и экономической. Также считаем важным получение практических результатов и их обобщение в целях применения сделанных рекомендаций. Возможно углубление каждого этапа и его развитие за счет внимания к смежным вопросам. Универсальность предложенной методики состоит в ее относительной простоте и возможности актуализации, но с учетом понимания того, что с течением времени выделенные топ-проблемы могут видоизмениться. Также следует учитывать быстро развивающиеся технологии представления информации, ее визуализации, обработки, анализа и использования.
Авторы приглашают научное сообщество к обсуждению представленных ими результатов и продолжению научной дискуссии для поиска новых решений.
учет. анализ. аудит • т. 8, № 6'2021
список источников
1. Godfrey P. C., Hatch N. W. Researching Corporate Social Responsibility: An Agenda for the 21st Century. Journal of Business Ethics. 2007;(70):87-98.
2. Cheng B., Ioannou I., Serafeim G. Corporate social responsibility and access to finance. Strategic Management Journal. 2014;35(1):1-23.
3. Amel-Zadeh A., Serafeim G. Why and How Investors Use ESG Information: Evidence from a Global Survey. Financial Analysts Journal. 2018;74(3):87-103.
4. Newson M., Deegan C. Global expectations and their association with corporate social disclosure practices in Australia, Singapore, and South Korea. The International Journal of Accounting. 2002;37(2):183-213.
5. Parker L., Cowen S. S., Feretti L. B. The impact of corporate characteristics on social responsibility disclosure: A typology and frequency-based analysis. Accounting, Organizations and Society. 1987;(12):111-122.
6. Когденко В. Г., Мельник М. В. «Интегрированная отчетность: вопросы формирования и анализа». Международный бухгалтерский учет. 2017;10(304):2.
7. Вахрушина М. А. К вопросу о связи бухгалтерского и статистического видов учета. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018;1(433):32-48.
8. Малиновская Н. В. Тенденции развития публичной отчетности в условиях цифровизации. Международный бухгалтерский учет. 2020;5(23):484-502.
9. Ефимова О. В., Рожнова О. В. Стратегия гармонизации финансовой и нефинансовой отчетности в области раскрытий климатических рисков (часть 1). Учет-анализ-аудит. 2020;7(3):18-25.
10. Ефимова О. В., Рожнова О. В. Стратегия гармонизации финансовой и нефинансовой отчетности в области раскрытий климатических рисков (часть 2). Учет-анализ-аудит. 2020;7(4):6-17.
11. Nguyen T. H., Vu О. T., Nguyen D. M., Le H. L. Factors Influencing Corporate Social Responsibility Disclosure and Its Impact on Financial Performance: The Case of Vietnam. Sustainability. 2021;13(15):8197.
12. Вавилина А. В., Комарова Т. В., Веленси И. Р., Райх Р. С. Корпоративная социальная ответственность как элемент бизнес-стратегии компании. Лидерство и менеджмент. 2019;6(4):425-436.
13. Гущина И. Э. Управленческий учет корпоративной социальной ответственности. Финансовый вестник. Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2019;(9):54-62.
14. Coffie W., Aboagye-Otchere F., Musah A. Corporate social responsibility disclosures (CSRD), corporate governance and the degree of multinational activities: Evidence from a developing economy. Journal of Accounting in Emerging Economies. 2018;8(21):106-123.
15. Ефимова О. В., Рожнова О. В. Методология исследования корпоративного раскрытия социальной ответственности бизнеса: концептуальный подход. Учет. Анализ. Аудит. 2021;8(5):28-40.
reference
1. Godfrey P. C., Hatch N. W. Researching Corporate Social Responsibility: An Agenda for the 21st Century. Journal of Business Ethics. 2007;(70):87-98.
2. Cheng B., Ioannou I., Serafeim G. Corporate social responsibility and access to finance. Strategic Management Journal. 2014;35(1):1-23.
3. Amel-Zadeh A., Serafeim G. Why and How Investors Use ESG Information: Evidence from a Global Survey. Financial Analysts Journal. 2018;74(3):87-103.
4. Newson M., Deegan C. Global expectations and their association with corporate social disclosure practices in Australia, Singapore, and South Korea. The International Journal of Accounting. 2002;37(2):183-213.
5. Parker L., Cowen S. S., Feretti L. B. The impact of corporate characteristics on social responsibility disclosure: A typology and frequency-based analysis. Accounting, Organizations and Society. 1987;(12):111-122.
6. Kogdenko V. G., Mel'nik M.V. "Integrated reporting: issues of generation and analysis". International accounting. 2017;10(304):2. (In Russ.).
7. Vahrushina M. A. To the issue of relationship between accounting and statistical reporting. International accounting. 2018;1(433):32-48. (In Russ.).
8. Malinovskaya N. V. Trends in development of public reporting under conditions of digitization. International accounting2020. 2020;5(23):484-502. (In Russ.).
www.accounting.fa.ru
_
9. Efimova O. V., Rozhnova O. V. Strategy of harmonization of financial and non-financial reporting disclosures of climate risk (part 1). Accounting. Analysis. Audit. 2020;7(3):18-25. (In Russ.).
10. Efimova O. V., Rozhnova O. V. Strategy of harmonization of financial and non-financial reporting in the field of climate risk disclosures (part 2). Accounting. Analysis. Audit. 2020;7(4):6-17. (In Russ.).
11. Nguyen T. H., Vu, O.T., Nguyen D. M., Le H. L. Factors Influencing Corporate Social Responsibility Disclosure and Its Impact on Financial Performance: The Case of Vietnam. Sustainability. 2021;13(15):8197
12. Vavilina A. V., Komarova T. V., Velensi I. R., Rajh R. S. Corporate social responsibility as an element of a company's business strategy. Leadership and Management. 2019;6(4):425-436. (In Russ.).
13. I. E. Gushchina. Managerial accounting of corporate social responsibility. Financial Newsletter: finance, taxes, insurance, accounting. 2019;(9):54-62. (In Russ.).
14. Coffie W., Aboagye-Otchere F., Musah A. Corporate social responsibility disclosures (CSRD), corporate governance and the degree of multinational activities: Evidence from a developing economy. Journal of Accounting in Emerging Economies. 2018;8(21):106-123.
15. Efimova O. V., Rozhnova O. V. Methodology for researching corporate social responsibility of a business: conceptual approach. Accounting. Analysis. Auditing. 2021;8(5):28-40. (In Russ.).
информация об авторах
Ольга Владимировна Ефимова — доктор экономических наук, профессор, профессор Департамента бизнес-аналитики, Финансовый университет. Москва, Россия [email protected] [email protected]
Ольга Владимировна Рожнова — доктор экономических наук, профессор, профессор Департамента корпоративной отчетности и аудита, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected] |[email protected]
about the authors
O'lga V. Efimova — Dr. Sci. (Econ.), Professor, Professor of the Business Analytics Department, Financial
University, Moscow, Russia
O'lga V. Rozhnova — Dr. Sci. (Econ.), Professor, Professor of the Department of Corporate Reporting and
Auditing, Financial University, Moscow, Russia
Статья поступила в редакцию 04.10.2021; после рецензирования 01.11.2021; принята к публикации 22.11.2021.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
The article was submitted on 04.10.2021; revised on 01.11.2021 and accepted for publication on 22.11.2021. The authors read and approved the final version of the manuscript.
учет. анализ. аудит • т. 8, № 6'2021