Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО РАСКРЫТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД'

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО РАСКРЫТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
298
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / РАСКРЫТИЯ В КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ / ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ефимова Ольга Владимировна, Рожнова Ольга Владимировна

Статья посвящена разработке методологических решений для проведения актуального исследования социальной ответственности российских экономических субъектов, относящихся к крупному бизнесу, на основе информации, содержащейся в их финансовой и нефинансовой отчетности. В исследовании использовались методы: абдукции; содержательного анализа современного состояния социальной сферы; логического анализа исследований ученых и заинтересованных организаций в области социальной сферы и социальной ответственности экономических субъектов, оцениваемой на основе изучения их социальной отчетности; логико-контентного анализа стандартов финансовой и нефинансовой отчетности в части требований к раскрытиям социальных аспектов; экспертного анализа социальной отчетности российских компаний различного рода деятельности; лингвистического анализа для оценки использования отдельных терминов и понятий в финансовой и нефинансовой отчетности компаний. Информационной базой исследования послужили Международные стандарты финансовой отчетности*, Стандарты отчетности в области устойчивого развития, Базовые индикаторы результативности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП)***; финансовая и нефинансовая отчетность компаний отраслей материального производства. В результате проведенной работы обоснованы и предложены методологические решения, необходимые для анализа и оценки социальной ответственности российских экономических субъектов, относящихся к крупному бизнесу. На основе оценки тенденций в социальной сфере, а также выявления возможностей и угроз для ее дальнейшего развития, обусловленных эволюцией цифровизации, экономики и экологии, идентифицированы наиболее важные проблемы, участие в решении которых характеризует социальную ответственность бизнеса, и предложены этапы исследования последней. Данной статьей авторы открывают цикл публикаций, комплексно и системно анализирующих проблемы учета, анализа и оценки социальной ответственности экономических субъектов в условиях быстро меняющейся среды и возникающих новых вызовов для общества и бизнеса. В процессе анализа была разработана методология исследования, произведена оценка состава, полноты и качества информационной базы с учетом отраслевых особенностей изучаемых объектов и непосредственно аналитических методов, и процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH METHODOLOGY FOR CORPORATE DISCLOSURE OF BUSINESS SOCIAL RESPONSIBILITY: CONCEPTUAL APPROACH

The article analyzes the social responsibility of business and the quality of its reflection in corporate reporting. The purpose of the study is to develop methodological solutions for conducting an up-to-date study of the social responsibility of Russian large businesses, based on the information contained in their financial and non-financial statements. The study uses the methods of abduction, meaningful analysis of the current state of the social sphere; logical analysis of research made by scientists and interested organizations in the field of social sphere and business social responsibility, which were assessed on the basis of the social reporting study; logical content analysis of financial and non-financial reporting standards in terms of requirements for disclosure of social aspects; expert analysis of social reporting of Russian companies in various industries, linguistic analysis to analyze the use of certain terms and concepts in financial and non-financial reporting of companies. The information base of the study includes the International Financial Reporting Standards, Sustainable Development Reporting Standards, Basic Performance Indicators of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs (RSPP); financial and non-financial reporting of companies in the material production industries. As a result of the study, the methodological solutions for the analysis and assessment of the Russian economic entities` social responsibility were substantiated and proposed. On the basis of the analysis of trends in the social sphere along with the identified opportunities and threats for its further development caused by the evolution of digitalization, economy and ecology, a block of the most important problems was formed. Participation in the solution of such problems characterizes the social responsibility of business. The paper proposes certain stages of researching the social responsibility of business. With this article, the authors open a series of publications that will comprehensively and systematically study the problems of accounting, analysis and assessment of the economic entities` social responsibility in a rapidly changing environment and emerging new challenges for society and business, including the development of a research methodology, assessment of the composition, completeness and quality of the information base, taking into account industry-specific features of the studied objects, and analytical methods and procedures.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО РАСКРЫТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД»

ТЕОРИЯ и МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕТНО-КОНТРОЛЬНЫХ и АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / THEORY AND METHODOLOGY OF ACCOUNTING, ANALYTICAL AND CONTROL PROCESSES

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/2408-9303-2021-8-5-28-40 УДК 336.717(045) JEL C12, C51, L66, M21

(CC) ]

Методология исследования корпоративного раскрытия социальной ответственности бизнеса: концептуальный подход

О. В. Ефимова3, О. В. Рожнова"

Финансовый университет, Москва, Россия 3 https://orcid.org/0000-0002-3574-6916; b https://orcid.org/0000-0002-8955-5904

BY 4.0

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена разработке методологических решений для проведения актуального исследования социальной ответственности российских экономических субъектов, относящихся к крупному бизнесу, на основе информации, содержащейся в их финансовой и нефинансовой отчетности. В исследовании использовались методы: абдукции; содержательного анализа современного состояния социальной сферы; логического анализа исследований ученых и заинтересованных организаций в области социальной сферы и социальной ответственности экономических субъектов, оцениваемой на основе изучения их социальной отчетности; логико-контентного анализа стандартов финансовой и нефинансовой отчетности в части требований к раскрытиям социальных аспектов; экспертного анализа социальной отчетности российских компаний различного рода деятельности; лингвистического анализа для оценки использования отдельных терминов и понятий в финансовой и нефинансовой отчетности компаний. Информационной базой исследования послужили Международные стандарты финансовой отчетности*, Стандарты отчетности в области устойчивого развития, Базовые индикаторы результативности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП)***; финансовая и нефинансовая отчетность компаний отраслей материального производства. В результате проведенной работы обоснованы и предложены методологические решения, необходимые для анализа и оценки социальной ответственности российских экономических субъектов, относящихся к крупному бизнесу. На основе оценки тенденций в социальной сфере, а также выявления возможностей и угроз для ее дальнейшего развития, обусловленных эволюцией цифровизации, экономики и экологии, идентифицированы наиболее важные проблемы, участие в решении которых характеризует социальную ответственность бизнеса, и предложены этапы исследования последней. Данной статьей авторы открывают цикл публикаций, комплексно и системно анализирующих проблемы учета, анализа и оценки социальной ответственности экономических субъектов в условиях быстро меняющейся среды и возникающих новых вызовов для общества и бизнеса. В процессе анализа была разработана методология исследования, произведена оценка состава, полноты и качества информационной базы с учетом отраслевых особенностей изучаемых объектов и непосредственно аналитических методов, и процедур.

Ключевые слова: социальная ответственность; социальная отчетность; раскрытия в корпоративной отчетности; глобальные социальные проблемы; социальная деятельность экономических субъектов; социальные риски

Для цитирования: Ефимова О. В., Рожнова О. В. Методология исследования корпоративного раскрытия социальной ответственности бизнеса: концептуальный подход. Учет.Анализ.Аудит. = Accounting.Analysis.Auditing. 2021;8(5):28-40. DOI: 10.26794/2408-9303-2021-8-5-28-40

* Международные стандарты финансовой отчетности и Разъяснения к ним. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140000/

** GRI 401: EMPLOYMENT 2016, GRI 402: LABOR/MANAGEMENT RELATIONS 2016, GRI 403: OCCUPATIONAL HEALTH AND SAFETY 2018, GRI 404: TRAINING AND EDUCATION 2016, GRI 405: DIVERSITY AND EQUAL OPPORTUNITY 2016, GRI 406: NONDISCRIMINATION 2016, GRI 408: CHILD LABOR 2016, GRI 412: HUMAN RIGHTS ASSESSMENT 2016, GRI 414: SUPPLIER SOCIAL ASSESSMENT 2016, GRI 415: PUBLIC POLICY 2016, GRI 416: CUSTOMER HEALTH AND SAFETY 2016, GRI 417: MARKETING AND LABELING 2016, GRI 418: CUSTOMER PRIVACY 2016, GRI 419: SOCIOECONOMIC COMPLIANCE 2016, а также GRI 103-1 Explanation of the material topic and its Boundary.

*** Базовые индикаторы результативности. Рекомендации по использованию в практике управления и корпоративной нефинансовой отчетности. URL: https://rspp.ru/12/7862.pdf

© Ефимова О. В., Рожнова О. В., 2021

ORiGiNAL PAPER

Research М ethodology for Corporate D isclosure of Business S ocial Responsibility: Conceptual Approach

O.V. Efimova3, O.V. Rozhnovab

Financial University, Moscow, Russia а https://orcid.org/0000-0002-3574-6916; b https://orcid.org/0000-0002-8955-5904

ABSTRACT

The article analyzes the social responsibility of business and the quality of its reflection in corporate reporting. The purpose of the study is to develop methodological solutions for conducting an up-to-date study of the social responsibility of Russian large businesses, based on the information contained in their financial and non-financial statements. The study uses the methods of abduction, meaningful analysis of the current state of the social sphere; logical analysis of research made by scientists and interested organizations in the field of social sphere and business social responsibility, which were assessed on the basis of the social reporting study; logical content analysis of financial and non-financial reporting standards in terms of requirements for disclosure of social aspects; expert analysis of social reporting of Russian companies in various industries, linguistic analysis to analyze the use of certain terms and concepts in financial and non-financial reporting of companies. The information base of the study includes the International Financial Reporting Standards, Sustainable Development Reporting Standards, Basic Performance Indicators of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs (RSPP); financial and non-financial reporting of companies in the material production industries. As a result of the study, the methodological solutions for the analysis and assessment of the Russian economic entities' social responsibility were substantiated and proposed. On the basis of the analysis of trends in the social sphere along with the identified opportunities and threats for its further development caused by the evolution of digitalization, economy and ecology, a block of the most important problems was formed. Participation in the solution of such problems characterizes the social responsibility of business. The paper proposes certain stages of researching the social responsibility of business. With this article, the authors open a series of publications that will comprehensively and systematically study the problems of accounting, analysis and assessment of the economic entities' social responsibility in a rapidly changing environment and emerging new challenges for society and business, including the development of a research methodology, assessment of the composition, completeness and quality of the information base, taking into account industry-specific features of the studied objects, and analytical methods and procedures. Keywords: social responsibility; social reporting; disclosures in corporate reporting; global social problems; social activities of economic entities; social risks

For citation: Efimiva O. V., Rozhnova O. V. Research methodology for corporate disclosure of business social responsibility: conceptual approach. Учет.Анализ.Аудит. = Accounting.Analysis.Auditing. 2021;8(5):28-40. DOi: 10.26794/2408-93032021-8-5-28-40

ВВЕДЕНИЕ

Становится все более очевидным, насколько важную роль социальная ответственность играет и будет играть в будущем для всех организаций. Она больше не являются выбором или доброй волей отдельных сторон — это бизнес-императив, который влияет на то, как компании управляют своей деятельностью, внедряют инновации в новые продукты и защищают цепочку поставок от экстремальных погодных условий и эпидемиологических бедствий. Принимаемые бизнес-решения оказывают непосредственное влияние на благополучие сотрудников и их мотивацию к эффективной работе. Организации, которые решают проблемы и используют возможности, открывающиеся

благодаря ответственному ведению бизнеса, становятся объектом изучения инвесторов и получают возможность привлекать финансовые ресурсы на более выгодных условиях.

Связующим звеном между бизнесом и заинтересованными сторонами становится корпоративная отчетность, появление и развитие которой связано с запросом не только на уровне инвестиционного сообщества, но и общества в целом. Можно констатировать, что данная тенденция наблюдается практически во всех сферах деятельности человечества. Она получила ожидаемый рост значимости в 2020-2021 гг. в связи с пандемией, последствия которой высветили и усилили роль социальных вопросов как в жизни людей, так и в функцио-

ТЕОРИЯ и МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕТНО-КОНТРОЛЬНЫХ и АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / THEORY AND METHODOLOGY OF ACCOUNTiNG, ANALYTiCAL AND CONTROL PROCESSES

нировании субъектов экономики. Основой для формирования корпоративной отчетности, отражающей социальную политику компании, ее видение внутренней социальной жизни, ее роль в социальной жизни региона, страны, мира стали стандарты международного и национального уровня, документы ООН, союзов государств, различных экономических субъектов и иных объединений заинтересованных организаций и физических лиц. Ученые и научные центры проводят исследования социальной деятельности экономических субъектов, анализируя прежде всего их социальную отчетность. Построение таких исследований многообразно, авторы используют непосредственный анализ отчетной информации, а также изучают данные проводимых обследований мнений стейкхолдеров этой отчетности, ее составителей и разработчиков стандартов. Достаточно часто исследования строятся на оценке раскрытий информации, содержащейся в социальных отчетах. Методология подобных исследований достаточно часто состоит в отборе ряда важных тем и последующем измерении качества раскрываемой отчетной информации. Однако XXI в. характеризуется стремительной сменой буквально всех областей, связанных с функционирование бизнеса: меняется мировая, союзная, страновая и региональная политическая, технологическая, экономическая, экологическая и социальная повестка; появляются новые угрозы и новые возможности. Эти изменения оказывают влияние как на контент социальной отчетности, так и на методологию ее исследования. Авторами поставлена цель разработать методологические решения для проведения актуального исследования социальной ответственности российских экономических субъектов, относящихся к крупному бизнесу, выделить этапы анализа на основе информации, содержащейся в их финансовой и нефинансовой отчетности.

Гипотеза исследования состояла в возможности признания компании, относящейся к крупному бизнесу, социально ответственной в случае раскрытия ей в своей финансовой и/ или нефинансовой отчетности информации, отражающей ее деятельность по решению важнейших проблем современности. При этом прозрачность в раскрытии данной информации рассматривалось как необходимое, но не достаточное условие социальной ответственности крупного бизнеса. И хотя речь идет о социальной ответственности, по большому счету эта информация должна быть тесно связана непосредственно

с социальными вопросами, а также с экономическими и экологическими проблемами.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были обозначены следующие задачи:

• рассмотреть нормативную базу социальной отчетности для выявления требований к раскрытиям социальной информации;

• проанализировать теоретические и методологические подходы, использованные в исследованиях области раскрытий социальных аспектов деятельности компаний;

• разработать рекомендации по методологическим решениям проведения исследования социальной ответственности российских компаний, относящихся к крупному бизнесу.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Предметом наиболее активных дискуссий в исследуемой области являются: оценка влияний раскрытий данных социального и экологического характера на финансовые показатели деятельности — в работе B. Cheng, I. Ioannou, G. Serafeim [1], характер зависимости действий компании в области социальной ответственности и ее финансовой эффективности — у M. Barnett, R. Salomon [2], значимость отдельных аспектов устойчивого развития для компаний различных отраслей, степень удовлетворения заинтересованных сторон, прежде всего, инвесторов, в раскрытии информации социального характера — в [3-5], с учетом новых вызовов — прежде всего, пандемии COVID-19, и других.

Обсуждения в академической литературе последних десятилетий связаны с оценкой взаимосвязи социальной ответственности бизнеса и его финансовой эффективности. Большая часть проанализированных исследований свидетельствует о положительном характере этой взаимосвязи независимо от используемых финансовых критериев [3, 4]. Во многих работах утверждается, что корпоративная социальная ответственность (КСО) положительно влияет на финансовые результаты за счет удовлетворения целей заинтересованных сторон. В [1,3,4] содержится вывод, что связь социальной и финансовой эффективности является нелинейной, поскольку положительное влияние КСО является долгосрочным, а соответствующие затраты на поддержание и развитие человеческого и социального капиталов немедленными.

Исследование концептуальных вопросов определения социального капитала в современном обществе, его границ и влияния на современные экономические явления представлено в работе Н. Bhandari и К. Yasunobu [6]. По мнению авторов, это сложная многомерная концепция, имеющая разные измерения, типы и формы проявления. Такие свойства социального капитала, как способность выступать в качестве объясняющей переменной в производственной функции, оказывать воздействия на эффективность инвестиционных решений, становятся предметом особого изучения в последнее десятилетие.

В своем исследовании К. №Лапа и Т. Soobaroyen [7] анализируют характер, качество и степень раскрытия информации о человеческих ресурсах на основе данных о компаниях, акции которых обращаются на лондонской бирже. Полученные результаты показывают, что, несмотря на увеличение их объема, сами раскрытия остаются довольно ограниченными. Авторы делают вывод, что за последнее десятилетие раскрытия информации о человеческом капитале имеют тенденцию быть интегрированными в более широкую концепцию раскрытия информации: о социальном, этическом или интеллектуальном капитале. Авторы также предлагают контрольный список для раскрытия информации о человеческом капитале.

В работе L. Нгшка-Ту^у, I. Foldynova [8] дается характеристика особенностей проявления социальных рисков в настоящее время и рассматриваются методологические аспекты разработки моделей и основных показателей, используемых в их многомерной оценке. При этом авторы уделяют особое внимание рассмотрению связи между социальными рисками и рядом социальных явлений, таких как социальная уязвимость, устойчивость, способность к адаптации. Отмечено наличие «новых» социальных рисков, к числу которых они относят «бедность при наличии работы», когда человек вынужден соглашаться на настолько низкооплачиваемую работу, что он и его семья остаются за чертой бедности; неиспользуемые навыки, связанные с длительной безработицей в результате изменения общей экономической ситуации; бедность пенсионеров; недоступность и/ или недостаточное качество медицинской помощи в отдельных регионах.

Ученые I. М. Rohde, К. I. Rohde [9] подчеркивают, что важно оценивать социальные риски не только с точки зрения отдельного человека, но и общества. Двумя существенными характеристиками, позво-

ляющими оценить общественные или социальные риски, являются уровень неравенства в распределении рисков между различными группами и членами общества и уровень риска, с которым сталкиваются отдельные лица и общество в целом. Авторы в своей работе изучают предпочтения людей в отношении различных типов распределения рисков. Полученные результаты дают полезные сведения для управления социальными рисками. На основе этого исследования можно сделать общий вывод: лица, которые принимают решения и которым приходится распределять ресурсы между группами людей, будут обращать внимание не только на различия в ожидаемых результатах, но и на различия в оценках рисков. Игнорирование любого из этих критериев может привести к неэффективным решениям.

Несмотря на растущую значимость влияния социальных рисков и возникающих возможностей, пока еще мало научных работ, раскрывающих финансовые последствия влияния социальных рисков (в отличие от широко обсуждаемых вопросов финансовых последствий рисков климатических). Согласно данным исследования КПМГ1 43% обследованных глобальных компаний в 2020 г. отразили влияние рисков изменения климата в финансовых отчетах, но при этом в числе значимых трендов 2020 г. не упоминается раскрытие финансовых аспектов влияния социальных рисков.

Нет сомнения, что значимость исследования проявлений рисков и возможностей человеческого и социального капитала в особой степени проявилась в период пандемии, обострившей имеющиеся социальные проблемы [10-12]. Развитие теории социального капитала и ее практическое применение может стать и уже является фактором и условием привлечения инвестиций и способствует устойчивому развитию. Однако для этого необходимы дополнительные эмпирические исследования с целью разработки общепринятых определений и индикаторов измерения, которые помогут четко разделить и количественно оценить влияние социального капитала на процессы развития общества и бизнеса.

М. В. Мельник и В. Г. Когденко в работе [13] отмечают неразрывную связь человеческого и социального видов капитала и социальной сферы. Для представления информации о социальном

1 The KPMG Survey of Sustainability Reporting 2020. https:// assets.kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf/2020/11/the-time-has-come.pdf (дата обращения: 19.08.2021).

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕТНО-КОНТРОЛЬНЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / THEORY AND METHODOLOGY OF ACCOUNTiNG, ANALYTiCAL AND CONTROL PROCESSES

и сетевом капитале стейкхолдерам они предлагают использовать данные, позволяющие анализировать устойчивость связей компании с контрагентами, стабильность персонала, репутацию компании в бизнес-сообществе и обществе в целом.

Весьма содержательным является отражение исследуемой проблемы в работе Т. Н. Соловей и Д. С. Иванова [14]. В фокусе их внимания находится опыт СССР второй половины XX в. в сфере социального учета и возможность его применения в XXI в. в России. Авторы проанализировали возрастную структуру работников и менеджмента российских организаций, чтобы установить удельный вес работающих, получивших образование и практический опыт работы в СССР, основные признаки, характерные для социальной ответственности в нашей стране и за рубежом, социальные показатели организаций, которые публиковались в СССР в послевоенный период, и сравнили их с актуальными требованиями международных стандартов. На основании проведенного исследования авторы определили современные возможности регулирования нефинансовой отчетности.

В настоящее время вопросы социальной отчетности и социальной ответственности бизнеса находятся в фокусе внимания российских ученых, которые уже достаточно давно обращаются к анализу как международного, так и национального корпоративного опыта формирования и представления социальной отчетности. В частности, М. А. Бурчакова [15], А. В. Глущенко, Ю. А. Калюжная [16], а также известные специалисты А. В. Вавилина, Т. В. Комарова, И. Р. Веленси, Р. С. Райхер в [17] исследуют определения социальной ответственности как элемента бизнес-стратегии экономического субъекта, а И. Э. Гущина [18], анализируя постановку управленческого учета, отмечает, что она постепенно становится в нашей стране идеологией корпоративного управления.

К сожалению, в научной литературе меньше внимания уделяется отраслевым аспектам социальной отчетности и рискам, связанным с социальной сферой (как внутренним для нее, так и внешним). Социальные вопросы, находящиеся в зоне ответственности бизнеса, влияют не только на сам бизнес и его стейкхолдеров, но во многом определяют уровень социальной справедливости общества, его социальную безопасность. В перечень социальных тем входят и коррупционные проблемы, аспекты уверенности населения в завтрашнем дне, счастья и т.п.

Поэтому от того, насколько прозрачными и уместными будут раскрытия о социальной сфере, насколько они будут интегрированы в экологические и экономические темы, создавая с ними единый комплекс информации для принятия решений заинтересованными сторонами, насколько всесторонне они будут обеспечивать интересы всех субъектов экономики, общества и государства будет зависеть достижение целей в области устойчивого развития2. Несомненно, что успех таких исследований будет зависеть от применяемой методологии.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Гипотеза настоящего исследования выдвинута на основе предварительной постановки задачи и анализа круга вопросов, включающего:

• изучение проблем, ставших приоритетными для цивилизации;

• обзор стандартов социальной отчетности и составленной на их основе отчетности;

• работу с результатами исследований, проведенных отдельными учеными, в том числе в рамках научных организаций.

Для предложения методологических решений использовался обширный инструментарий, включающий: методы абдукции содержательного и логического исследований ученых в области социальной сферы и социальной ответственности экономических субъектов на базе изучения их социальной отчетности; логико-контентный и экспертный анализ стандартов финансовой и нефинансовой отчетности, включая социальную; лингвистический анализ ряда терминов и понятий в финансовой и нефинансовой отчетности компаний.

Методологической предпосылкой исследования послужила взаимозависимость социальной, экономической и экологической сфер, приводящая к необходимости их комплексного анализа. Полагаем, что такой посыл, с одной стороны, позволил глубже проникнуть в предметную область исследования; а с другой — обусловил его ограничения в силу игнорирования иных областей, связанных с социальной сферой. Отмеченные ограничения следует в дальнейшем преодолеть включением в исследование социальной сферы других взаимосвязанных с ней явлений. Кроме того, исследовалась не собственно практическая социальная деятельность экономических субъектов в виде конкретных

2 URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/ sustainable-development-goals/ (дата обращения 15.07.2021).

Рис 1 /Fig. 1. Методологический подход, использованный в настоящем исследовании социальной ответственности предприятий / The methodological approach used for the study of business social

responsibility

Источник/Source: разработано авторами / developed by the authors.

мероприятий социальной направленности, а только ее информационное отображение, представляемое в их отчетности. Но мы полагаем, что публикация социальной отчетности компанией также является одним из необходимых условий реализации таких мероприятий, причем в настоящее время его значимость продолжает увеличиваться. Использованный подход иллюстрирует рис. 1.

Информационной базой исследования послужили: Международные стандарты финансовой отчетности, Руководство по основным показателям отчетности организаций о вкладе в достижение Целей устойчивого развития (UNCTAD), Стандарты отчетности в области устойчивого развития (GRI Standards), Концептуальные основы интегрированной отчетности в части раскрытия информации

о социальном и человеческом капитале, бизнес-модели и цепочке создания ценности; Руководство по социальной ответственности ISO 26000:2010; ГОСТ Р ИСО 26000-2012, Базовые индикаторы результативности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), Стандарты организации Accountability AA1000SES (2015)3, AA1000AP (2018)4, Рекомендации по учету климатических изменений Task Force on Climate-related Financial Disclosures (TCFD), финансовая и нефинансовая отчетность

3 Серия стандартов AccountAbility (АА1000). URL: https://ozlib.com/858977/ekonomika/seriya_standartov_ accountability_aa1000.

4 AA1000AP (2018). URL: https://www.accountability.org/ standards/aa1000-accountability-principles/.

теория и методология учетно-контрольных и аналитических процессов / theory and methodology of accounting, analytical and control processes

Предварительный анализ современного состояния социальной сферы / Preliminary analysis of the social sphere current state

Конкретизация объекта исследования и тем для оценки содержания и качества раскрытия информации об участии в решение топ-проблем / Specification of the research object and topics for assessing the content and quality of disclosed information about the participation in the solution of top problems

г -V Соотнесение установленных топ-проблем с существенными для раскрытия темами / Linking identified top issues with topics relevant to disclosure

Г Выбор критериев для оценки качества раскрытия / Selection of criteria for assessing the quality of material topics'disclosure

Анализ и интерпретация полученных результатов / Analysis and interpretation of the obtained results

Разработка рекомендаций по повышению социальной ответственности предприятий и качеству ее раскрытия в отчетности / Development of recommendations for increasing the social responsibility and the quality of its disclosure in corporate reporting

Рис. 2 /Fig. 2. Этапы исследования / Stages of the study

Источник/Source: разработано авторами / developed by the authors.

крупнейших российских компаний нефте-газового сектора, компаний сферы ритейла, сотовой связи и телекоммуникаций, металлургических компаний.

Исследование осуществлялось путем выполнения следующих взаимосвязанных этапов, как это показано на рис. 2.

Логическое обоснование и описание содержания данных этапов приводится в этой и последующей статьях.

Для предварительного анализа современного состояния социальной сферы: ожидаемых направлений ее развития на ближайшие годы, рисков, связанных с достигнутой точкой ее эволюции, и надежд, возлагаемых на нее обществом, нами были изучены труды зарубежных и российских ученых. Наряду с работами, посвященными вопросам социальной

сферы в целом, анализировались исследования, рассматривающие социальную сферу с позиции экономических субъектов, а также в фокусе отчетной информации экономических субъектов. Значительную роль в отборе топ-проблем сыграли материалы организаций «Большой четверки», которые, проводя аудит нефинансовой отчетности, постоянно выполняют собственные исследования в этой сфере.

Предварительное исследование проводилось для выявления наиболее важных тем-проблем, которые в настоящее время пытается решить человечество. Мы полагали, что выявление приоритетных тем-проблем необходимо для идентификации социальной ответственности экономических субъектов, поскольку лишь предприятие, вносящее свой вклад в решение этих проблем, актуальных в настоящее

время, может восприниматься как социально ответственное. Нами были установлены критерии отбора топ-проблем:

• количество — оно не должно быть слишком большим, чтобы не потерялась их значимость;

• доступность для решения экономическими субъектами;

• интерес (не обязательно прямой), который они должны представлять для предприятий (такой, чтобы его можно было обосновать для экономического субъекта).

Предварительный анализ показал, что изменения климата и пандемия сместили акценты (при оценке деятельности предприятий, управлении ими, выборе и реализации их стратегий) с экологических факторов на социальные и управленческие. В то время как до 2020 года в обсуждениях ESG доминировало изменение климата, катастрофы, вызванные этим изменением, пандемия заставила компании обратить особое внимание на риски управления человеческим и социальным капиталом. В различных странах были предприняты беспрецедентные меры для финансовой поддержки социально-значимых компаний и поощрения инвестиций в имеющие очевидные социальные приоритеты.

Международный экономический форум в ежегодном Глобальном отчете о рисках в 2020 г.5 в числе важнейших выделил риски социальные, включая, прежде всего, риски безопасности и защиты здоровья, последствий цифровизации и растущего неравенства. Трендом последних лет стало повышенное внимание инвесторов к социальной ответственности бизнеса как фактору его долгосрочной устойчивости.

Для более корректного выбора показателей, характеризующих топ-проблемы, были проанализированы возможности и угрозы развития социальной сферы, связанные с цифровизацией, экономикой и экологией в свете проблем, выделенных в составе топ-пяти проблем мирового масштаба (см. таблицу). Описание возможностей и угроз с учетом их особенностей приведено нами в статье после самой таблицы.

Цифровизация - угрозы:

• увеличение цифрового разрыва может быть чревато возникновением порочного круга, по-

5 Доклад о глобальных рисках — 2020. URL: https:// roscongress.org/materials/doklad-o-globalnykh-riskakh-2020/ (дата обращения: 05.08.2021).

скольку оно, наращивая разницу в уровне благосостояния и способствуя оттоку имеющейся и потенциальной интеллектуальной элиты, затрудняет наверстывание отставания для тех, кто остался позади;

• внутри стран разрыв в уровне благосостояния также увеличивается: согласно прогнозам, больше всего цифровизация повлияет на увеличение безработицы среди работников с низкой квалификацией;

• рост распространения фейковых новостей ведет к постепенному подрыву доверия к СМИ, социальным сетям, бизнесу и даже правительствам. Недоверие, связанное с цифровизацией, становится важным фактором, негативно воздействующим на социальную сферу. Государство и бизнес все чаще собирают данные о гражданах, и затем эти сведения могут использоваться в преступных целях;

• при наличии потенциала для снижения угрозы мошенничества, киберпреступности посредством стандартизации защитных мер имеются сложности по их реализации. Стандартизация защитных мер связана с проблемами достижения договоренностей между различными странами, а это сложная и длительная работа. Часто предприятия сталкиваются с проблемой внедрения существующих стандартов кибербезопасности,стараясь обеспечить при этом соответствие разрозненным правилам подотчетности, прозрачности и конфиденциальности для разработки или простого применения технологий 4IR (The Fourth Industrial Revolution — Четвертой промышленной революции). Новая цифровая геополитическая гонка также рискует повлиять на развитие компаниями технологий 4IR и их рыночную готовность использовать преимущества трансформации 4IR.

Цифровизация - возможности:

• открытое киберпространство позволило демократизировать определенные процессы и расширить доступ к информации и данным. Например, знание запросов потребителей способствует развития бизнеса в нужном направлении. Актуальной иллюстрацией может служить сфера медицинских услуг — без знания состояния здоровья, истории болезни невозможно предложить действенные лекарства, вакцины, средства защиты и т.д. Это еще раз продемонстрировала пандемия 2019-2021 годов;

• цифровизация создает и новые возможности для преодоления неравенства в определенных на-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕТНО-КОНТРОЛЬНЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / THEORY AND METHODOLOGY OF ACCOUNTiNG, ANALYTiCAL AND CONTROL PROCESSES

Таблица / Table

Социальная сфера: возможности и угрозы, обусловленные цифровизацией, экономикой и экологией / Social sphere: opportunities and threats caused by digitalization, economy and ecology

Возможности / Opportunities

Угрозы/ Threats

Цифровизации / Digitalization

Экономики/ Economy

Экологии / Ecology

Цифровизации / Digitalization

Экономики / Economy

Экологии / Ecology

^Использование достижений лидеров (как для собственных исследований, так и готовые продукты, использовать созданные сети и НИОКР).

2. Расширение доступа к любой информации и процессам практически одномоментного с лидерами в области применения научно-технических достижений.

3. Обучение современным технологиям, повышение образования населения; подготовка современных кадров, обладающих актуальными компетенциями наравне

со специалистами стран-лидеров.

4. Внедрение стандартов ки-бербезопасности /

1. Using the achievements of leaders (both for their own research, and ready-made products, using created networks and R & D).

2. Expanding access to any information and processes, almost simultaneously with the leaders to apply scientific and technical achievements.

3. Training in modern technologies, improving the education of the population; and training modern personnel with relevant competencies on a par with the specialists of the leading countries.

4. Implementation of cybersecurity standards_

1. Создание условий для повышения уровня жизни и развития личности.

2. Улучшение условий труда за счет повышения эффективности бизнеса /

1. Creating conditions for improving the standard of living and personal development.

2. Improving working conditions by increasing business efficiency

1. Использование изменения климата для развития новых бизнесов и видов деятельности.

2. Повышение здоровья за счет своевременной диагностики

и т.п. /

1. Using climate change to develop new businesses and activities.

2. Improving health through timely diagnosis, etc.

1. Отток научных и профессиональных кадров.

2. Повышение безработицы среди лиц с низкой квалификацией.

3.Фальсифика-ция информации, мошенничество, кибер-преступность.

4. Сложность глобальных экосистем цифровых услуг/

1. Outflow of scientific and professional personnel.

2. Increased unemployment among people with low qualifications.

3. Falsification of information, fraud, cybercrime.

4. The complexity of global digital service ecosystems

1. Общие мировые экономические кризисы.

2. Значительные структурные перестройки экономик отдельных стран

и мировой экономики.

3. Взаимозависимость экономик различных стран и быстрое распространение негативных явлений по всему миру /

1. General global economic crises.

2. Significant structural changes in the economies of individual countries and the world economy.

3. The

interdependence of the economies of different countries and the rapid spread of negative phenomena around the world

1. Изменение климата, загрязнение среды обитания / 1. Climate change, environmental pollution

Источник/Source: разработано авторами / developed by the authors.

правлениях. Она снимает с государства ряд проблем, связанных с организацией образования, т.к. у людей появляется возможность учиться онлайн (совмещая учебу с работой, используя все средства для получения образования и повышения квалификации, не уезжая из страны, а также имея доступ к различным мировым культурным благам). В результате часть экономических и социальных проблем, связанных с образованием, может быть решена. При этом определяющим фактором в темпах и способах развития становится способность

отдельных индивидов, групп людей и экономических субъектов адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и находить в них преимущества;

• государство и бизнес все чаще собирают данные о гражданах, а затем монетизирует их и используют для улучшения разработки и внедрения новых технологий для этих граждан как потребителей;

• существует возможность снизить угрозу мошенничества, кибер-преступности посредством стандартизации защитных мер. Посколь-

ку государственные и корпоративные лидеры в равной степени несут ответственность за продвижение глобальной кибербезопасности и цифрового доверия, сотрудничество между государственным и частным секторами как никогда важно в таких областях с целью обмена информацией, а также развития навыков и потенциала. Открытое и взаимосвязанное киберпространство наряду с глобальной технологической совместимостью необходимы предприятиям, чтобы иметь возможность противостоять проблемам безопасности, возникающим в результате гонки цифровых технологий между ведущими экономиками мира.

Экономика - угрозы:

• многие проблемы, связанные со стремительным научно-техническим прогрессом, привели к учащению мировых экономических кризисов, что логично вытекает из общего ускорения абсолютно всех процессов развития человеческой цивилизации в ХХ-ХХ1 вв. Глобальные кризисы, вызванные экономическими проблемами (в основе которых могут лежать и экологические), оказывают значительное и непосредственное влияние на социальную сферу. Угроза этих кризисов в XXI в. только возрастает, соответственно наиболее чувствительная сфера жизни- социальная — постоянно находится в зоне риска. Любой экономический кризис влечет за собой значительные негативные для нее последствия;

• под влиянием научно-технического прогресса происходят значительные структурные изменения в экономиках, оказывающие непосредственное влияние на социальные отношения;

• глобализация привела к созданию практически единой мировой экономики. В связи с этим проблемы, начавшиеся в экономике одной страны, часто вызывают эффект «домино» и начинают распространяться по всему миру; риски для экономик отдельных стран значительно возрастают, что ведет к увеличению их и в социальной сфере.

Экономика - возможности:

• высокий уровень развития экономики представляет возможность создания условий для: развития творческой деятельности, занятий спортом, заботы о здоровье, воспитания детей, охраны окружающего мира. Развитие экономики создает фундамент для повышения качества жизни и развития личности;

• улучшения условий труда происходят за счет повышения эффективности бизнеса, что благотворно влияет на социальные отношения, позволяет сохранить физическое и психологическое здоровье, развивать новаторство и творчество в работе.

Экология - угрозы:

• изменение климата, загрязнение среды обитания человечества ведет к резкому ухудшению состояния социальной сферы. Все последствия негативных изменений экобиологической системы планеты, отрицательно влияя на физическое и психологически-эмоциональное здоровье населения, постоянно создают риск социальной неустойчивости и социальных взрывов.

Экология - возможности:

• Забота об экологии позволяет сохранить здоровье людей и соответственно, сотрудников предприятий, что создает потенциал для обновления видов деятельности, быстрого создания и внедрения новых технологий, освоения новых рынков продукции и услуг.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ

Социальная сфера, экономика и экология — это составляющие единого пространства жизнедеятельности человечества. Они неразрывно связаны между собой, и связь эта становится все более тесной и часто трудноразличимой. Анализ сильных и слабых сторон возможностей и угроз показывает, что их реализация находится в социальной области. Благоприятное социальное состояние мирового сообщества и отдельных стран способно противостоять многим угрозам современного мира и сделать положительные возможности реальностью, которая, в свою очередь, будет поддерживать дальнейшее развитии цифровизации, экологических изменений и экономики в полезном для человечества направлении.

Компания может считаться социально ответственной, если она принимает участие в решение каждой из пяти отмеченных топ-проблем и информирует об этом своих стейкхолдеров посредством отчетности, т.е. раскрывает в ней соответствующую информацию.

В результате предварительного анализа современного состояния социальной сферы было отобрано 5 топ-тем, обусловливающих все векторы социальных аспектов цивилизации и опре-

теория и методология учетно-контрольных и аналитических процессов / theory and methodology of accounting, analytical and control processes

деляющих смысл развития практически любого предприятия:

• проблема отмирания многих профессий, увеличения безработных и снижения квалификации многих сотрудников в связи с внедрением цифровых и интернет-технологий (например, становящаяся массовой однообразная работа упаковщиков в интернет-магазинах), переход предприятий на удаленную работу (как следствие — ухудшение психологического здоровья сотрудников);

• проблема выживания людей и предприятий в условиях биологических, климатических, техногенных, информационных катастроф, связанная также с небывалыми ранее проявлениями научно-технического прогресса, требующего от человека постоянного обновления знаний, практических навыков, а от компаний — обновления используемых технологий, механизмов, роботизации, акцента на инновационных нематериальных активах, включая искусственный интеллект;

• проблема глобализации, выражающаяся в социальных связях между людьми, когда события жизни отдельных людей и деятельности компаний, планы их руководства благодаря открытому информационному пространству становятся общеизвестными, и эта информация, став достоянием мира, оказывает значительное влияние на личности и экономические субъекты. Сохранить в тайне свои ошибки, просчеты, намерения, связи, принципы и методы управления, а также нанесенный обществу ущерб предприятия практически не могут;

• проблема осознания мировым сообществом необходимости социальной справедливости, включая все сложности начала движения к ней. Общество пытается принять идею социальной справедливости прежде всего как идею обеспечения равных возможностей для всех (а также ликвидации бедности)6. Равные возможности должны быть

6 Цели в области устойчивого развития.иК!,: https://www. un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения 25.08.2021).

обеспечены и для каждого человека, и для каждого экономического субъекта, что пока еще труднодостижимо и связано со многими преградами;

• проблема социальной ответственности экономических субъектов: изменение цели их создания с получения прибыли на обеспечение благосостояния общества; усиление их значимости при комплексном решении перечисленных ранее проблем непосредственно связанных с их транспарентностью, успешным выполнением ими не только экономических, но и социальных функций.

Теоретическая значимость проведенного анализа и его результатов заключается в предложениях:

• концептуального подхода к исследованию социальной ответственности российских экономических субъектов на основе изучения их финансовой и нефинансовой отчетности, увязывающего социальную деятельность каждого из них с решением наиболее важных социальных проблем региона, страны, мира.

• логической структуры исследования социальной ответственности бизнеса, включающей важные для получения достоверных результатов этапы и позволяющей анализировать ответственность, достижения и проблемы отдельного экономического субъекта в социальной области в контексте глобальных социальных задач общества (страны, мира).

Практическая значимость полученных результатов состоит прежде всего в возможности проведения системных исследований социальной деятельности российских экономических субъектов учеными и практиками, а также в повышении обоснованности, востребованности и адресности предоставления информации о социальной ответственности бизнеса заинтересованным сторонам, и, соответственно принятии более эффективных инвестиционных и финансовых решений.

Дальнейшие этапы исследования более подробно будут рассмотрены в очередном номере этого журнала, а реализация предлагаемой методологии — в журнале «Экономический анализ: теория и практика».

СПИСОК источников

1. Cheng B., Ioannou I., Serafeim G. Corporate social responsibility and access to finance. Strategic Management Journal. 2013;35(1).

2. Barnett M., Salomon R. Beyond Dichotomy: The Curvilinear Relationship between Social Responsibility and Financial Performance. Strategic Management Journa. 2006;27(11).

3. Clark G., Feiner A., M. Viehs. From the stockholder to the stakeholder. How sustainability can drive financial outperformance. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2508281.

4. Amel-Zadeh A., Serafeim G. Why and How Investors Use ESG Information: Evidence from a Global Survey. URL: http://nrs.harvard.edu/urn-3: HUL.InstRepos:30838135.

5. Efimova O. V., Rozhnova O. V. Financial reporting and climate-related disclosures. Journal of Digital Science. 2020;2(1):67.

6. Bhandari H., Yasunobu K. What is social capital: A comprehensive review of the concept. Asian Journal of Social Science. 2009;(37):480-510.

7. Vithana K., Soobaroyen T. Human Resource Disclosures in UK Corporate Annual Reports: To What Extent Do These Reflect Organisational Priorities Towards Labour? URL: http://link.springer.com/article/10.1007/ s10551-019-04289-3.

8. Hruska-Tvrdy L., Foldynova I. New social risks and sustainable development of urban area. URL: http://www-sre.wu.ac.at/ersa/ersaconfs/ersa11/e110830aFinal01079.pdf.

9. Rohde I. M.T, Rohde K. M.T. Managing social risks — tradeoffs between risks and inequalities. URL: https://link. springer.com/article/10.1007/s11166-015-9224-5.

10. Ефимова О. В., Рожнова О. В. Аналитичность финансовой отчетности в фокусе пандемии COVID-19. Экономический анализ: теория и практика, 2020;19(10):1794-1821.

11. Ефимова О. В., Рожнова О. В. Стратегия гармонизации финансовой и нефинансовой отчетности в области раскрытий климатических рисков (часть 1). Учет-анализ-аудит. 2020;(3):18-25.

12. Ефимова О. В., Рожнова О. В. Стратегия гармонизации финансовой и нефинансовой отчетности в области раскрытий климатических рисков (часть 2). Учет-анализ-аудит. 2020;(4):6-17.

13. Когденко В. Г., Мельник М. В. Интегрированная отчетность: вопросы формирования и анализа». Международный бухгалтерский учет. 2017;10(304):2.

14. Соловей Т. Н., Иванова Д. С. Нефинансовая отчетность предприятий СССР: актуальность в условиях современной экономики. Международный бухгалтерский учет. 2020;(10):1162-1181.

15. Бурчакова М. А. Становление системы социальной корпоративной отчетности: международный опыт и Россия. Экономический анализ: теория и практика. 2009;137(8):36-43.

16. Глущенко А. В., Калюжная Ю. А. К вопросу о социальной ответственности бизнеса. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2020;(22):22-27.

17. Вавилина А. В., Комарова Т. В., Веленси И. Р., Райх Р. С. Корпоративная социальная ответственность как элемент бизнес-стратегии компании. Лидерство и менеджмент. 2019;6(4):425-436.

18. Гущина И. Э. Управленческий учет корпоративной социальной ответственности. Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2019;(9):54-62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCE

1. Cheng B., Ioannou I., Serafeim G. Corporate social responsibility and access to finance. Strategic Management Journal. 2013;35(1).

2. Barnett M., Salomon R. Beyond Dichotomy: The Curvilinear Relationship between Social Responsibility and Financial Performance. Strategic Management Journa., 2006; 27(11).

3. Clark G., Feiner A., M. Viehs. From the stockholder to the stakeholder. How sustainability can drive financial outperformance. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2508281.

4. Amel-Zadeh A., Serafeim G. Why and How Investors Use ESG Information: Evidence from a Global Survey. URL: http://nrs.harvard.edu/urn-3: HUL.InstRepos:30838135.

5. Efimova O. V., Rozhnova O. V. Journal of Digital Science. Financial reporting and climate-related disclosures. Journal of Digital Science. 2020; 2(1):67.

6. Bhandari H., Yasunobu K.: A Comprehensive Review of the Concept Asian Journal of Social Science. 2009;(37):480-510.

7. Vithana K., Soobaroyen T. Human Resource Disclosures in UK Corporate Annual Reports: To What Extent Do These Reflect Organisational Priorities Towards Labour? URL: http://link.springer.com/article/10.1007/ s10551-019-04289-3.

8. Hruska-Tvrdy L., Foldynova I. New social risks and sustainable development of urban area. URL: http://www-sre.wu.ac.at/ersa/ersaconfs/ersa11/e110830aFinal01079.pdf.

9. Rohde I. M.T., Rohde K. M.T. Managing social risks — tradeoffs between risks and inequalities. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s11166-015-9224-5.

10. Efimova O. V., Rozhnova O. V. Analyticity of the financial statements in the focus of the COVID-19 pandemic. Economic analysis: theory and practice. 2020;19(10):1794-1821 (In Russ.).

11. Efimova O. V., Rozhnova O. V. Strategy of harmonization of financial and non-financial reporting disclosures of climate risk (part 1). Accounting. Analysis. Auditing. 2020;(3):18-25. (In Russ.).

12. Efimova O. V., Rozhnova O. V. Strategy of harmonization of financial and non-financial reporting in the field of climate risk disclosures (part 2) Accounting, Analysis. Auditing. 2020;(4):6-17 (In Russ.).

13. Kogdenko V. G., Melnik M. V. "Integrated reporting: issues of formation and analysis". International accounting. 2017;10(304):2 (In Russ.).

14. Solovey T. N., Ivanova D. S. Non-financial reporting of enterprises of the USSR: relevance in the conditions of modern economy. International accounting. 2020;(10):1162-1181. (In Russ.).

15. Burchakova M. A. Formation of the system of social corporate reporting: international experience and Russia. Economic analysis: theory and practice. 2009;137(8):36-43. (In Russ.).

16. Glushchenko A. V., Kalyuzhnaya Y. A. On the issue of social responsibility of business. Accounting in budgetary and non-profit organizations. 2020;(22):22-27 (In Russ.).

17. Vavilina A. V., Komarova T.V, Velencey I. R., Reicher R. S. Corporate social responsibility as an element of the company's business strategy. Leadership and Management. 2019;6(4):425-436. (In Russ.).

18. Gushchina I. E. Management accounting of corporate social responsibility. Financial Bulletin: finance, taxes, insurance, accounting. 2019;(9):54-62. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Ольга Владимировна Ефимова — доктор экономических наук, профессор, профессор Департамента

бизнес-аналитики, Финансовый университет, Москва, Россия

OEfimova@fa.ru

Ольга Владимировна Рожнова — доктор экономических наук, профессор, профессор Департамента

корпоративной отчетности и аудита, Финансовый университет, Москва, Россия

ORozhnova@fa.ru

ABOUT THE AUTHORS

O'lga V. Efimova — Dr. Sci. (Econ.), Professor, Professor of the Business Analytics Department, Financial

University, Moscow, Russia

OEfimova@fa.ru

O'lga V. Rozhnova — Dr. Sci. (Econ.), Professor, Professor of the Department of Corporate Reporting and

Auditing, Financial University, Moscow, Russia

ORozhnova@fa.ru

Статья поступила в редакцию 12.08.2021; после рецензирования 01.09.2021; принята к публикации 15.09.2021.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 12.08.2021; revised on 01.09.2021 and accepted for publication on 15.09.2021. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.