Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОРОДА И УНИВЕРСИТЕТА: РОЛЬ КАМПУСА В ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОРОДА И УНИВЕРСИТЕТА: РОЛЬ КАМПУСА В ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
425
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ГОРОД / КАМПУС / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Скалабан Ирина Анатольевна, Дебренн Мишель, Колесова Ольга Владимировна, Погорельская Анастасия Михайловна

В статье рассматриваются особенности развития кампусных систем нестоличных университетов России и Франции, ориентированных на интернационализацию высшего образования. На примере крупнейшего французского университетского кампуса г. Бордо, а также кампусов сибирских университетских городов авторы определяют ключевые вопросы, в которых необходимо стратегическое сотрудничество города, региона и университета для привлечения студентов, особенно иностранных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Скалабан Ирина Анатольевна, Дебренн Мишель, Колесова Ольга Владимировна, Погорельская Анастасия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC UNIVERSITY-CITY COOPERATION: THE ROLE OF CAMPUS IN HIGHER EDUCATION INTERNATIONALIZATION

The article covers the peculiarities of French and Siberian university cities' strategies in higher education internationalization. It focuses on the way the university campus is integrated in the city. The authors observe the ways campuses may attract students, especially international ones, taking the examples of the university cities like Bordeaux (France), Tomsk and Novosibirsk (Russia). Bordeaux is ranked among the most student-friendly cities of France. The share of students is about 30% of the city population, the share of international students is about 10.6% of all the students in Bordeaux. The experience of Bordeaux in attracting students is a successful one for several reasons. They are the creation of an inter-university campus, strategic planning together with the city authorities, the solution of students' housing and transportation problems. The creation of a convenient campus is largely supported by the state and local initiatives. The Bordeaux experience seems useful for Tomsk, in which the new inter-university campus and the consortium of universities are being established. Although Tomsk is rather successful in promoting the brand of a student city, it lacks infrastructure making life of students, especially international ones, convenient and secure. However, despite the general decrease of the students' numbers coming to Tomsk, the share of international ones is increasing and makes up to 20% of all Tomsk students. Having compared the two spatial campus models - the localized and the dispersed ones - the authors outlined several advantages and disadvantages of each model applying them to the campuses located in Tomsk and Novosibirsk. Finally, the authors highlight that studentification and higher education internationalization make specific demands towards university city and university campus infrastructure. Therefore, common strategic planning and cooperation between university and city administrations is very much useful. Such cooperation should be aimed at creating necessary housing, transportation facilities and security for students, lecturers and researchers working at the universities.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОРОДА И УНИВЕРСИТЕТА: РОЛЬ КАМПУСА В ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2021. № 59

УДК 378.161.3

DOI: 10.17223/1998863Х/59/17

И.А. Скалабан, М. Дебренн, О.В. Колесова, А.М. Погорельская

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОРОДА И УНИВЕРСИТЕТА: РОЛЬ КАМПУСА В ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и французского фонда «Fondation Maison des sciences de l'homme» в рамках научного проекта № 18-510-22001.

В статье рассматриваются особенности развития кампусных систем нестоличных университетов России и Франции, ориентированных на интернационализацию высшего образования. На примере крупнейшего французского университетского кампуса г. Бордо, а также кампусов сибирских университетских городов авторы определяют ключевые вопросы, в которых необходимо стратегическое сотрудничество города, региона и университета для привлечения студентов, особенно иностранных. Ключевые слова: университетский город, кампус, интернационализация, высшее образование.

Со времен создания первых университетов возникла проблема, как наладить сосуществование массы школяров, часто пришлых, с прочими городскими обитателями, как «вписать» университет в городское пространство. Не случайно само присутствие университета в городе не только как института науки и образования, но даже совокупности корпусов и зданий, распределенных по городу или расположенных компактно, влияло на изменения городской инфраструктуры и на проживающее рядом сообщество, создавая специфическое социально и культурно идентифицируемое пространство.

Тем не менее термин, определяющий «участок земли, включающий расположенные здания университета, колледжа или школы» [1] как кампус, распространился из США в системы высшего образования других стран относительно недавно. Именно там кампус возник как комплекс зданий, гармонично встроенных в ландшафт и располагающихся на обособленной территории, принадлежащей университету.

Цель настоящей статьи - изучить векторы развития кампусных систем нестоличных университетов двух стран, Франции и России, имевших разные традиции формирования университетской среды, но теперь в равной степени ориентированных на ее изменение для стимулирования интернационализации.

Россия и Франция: национальный контекст

Сегодня в России, как и во многих странах, конкурирующих за иностранных студентов, запускаются программы развития кампусов. Однако их концепции на национальном, региональном или университетском уровне могут существенно отличаться. В целях повышения конкурентоспособности российского высшего образования Министерством образования и науки РФ

запущен проект «Экспорт образования», предполагающий повышение привлекательности российских вузов, в том числе за счет создания университетских кампусов - «современных многофункциональных студенческих городков, обеспечивающих комфортные условия проживания, возможность проведения учебных занятий, самостоятельной работы обучающихся, культурно-массовых, досуговых мероприятий и занятий спортом» [2].

Для Франции понятие кампуса как отдельного участка земли исторически не характерно: университеты предполагали только наличие учебных корпусов. Остальные строения - спортивные сооружения, места проживания студентов - обычно были разбросаны по городу. Строительство университета Париж-Нантерр с собственным общежитием, стадионом и бассейном в 1967 г. стало первым подобным опытом, но название кампуса за этим комплексом зданий не закрепилось.

Данный термин стал употребляться в последние годы применительно к строительству новых университетов, чаще компактно расположенных за городом. Увеличение числа студентов и повышение потребности университетов в площадях привели к возникновению так называемого «университетского урбанизма», характеризующегося как специальной функциональной архитектурой, так и «синдромом срочности» (строить быстро и недорого) [3].

Дело в том, что многие французские университеты располагаются в старинных зданиях, ветшающих с каждым годом. В 2007 г. во Франции была запущена программа «Operation Campus», предусматривавшая 7,8 млрд евро инвестиций в их реновацию. Анонсировалось участие не только республиканского бюджета, но и регионального. Речь шла не просто о реконструкции зданий, но о новой модели кампуса, характерные признаки которой включали большие ландшафтные пространства, образцовую архитектуру с точки зрения устойчивого развития, максимальное применение энергоэффективных подходов и учет требований зеленой экономики, наличие коворкинг-пространств, комфортную среду обитания с максимальным набором услуг, облегчающих быт студентов, преподавателей и исследователей.

Хотя программа запускалась с многочисленными проволочками, а отсутствие подробно разработанной стратегии вызвало нарекания со стороны Палаты аудиторов, в 2016 г. она была, наконец, начата. Реализация запланированных проектов предусмотрена до 2023 г. [4]. Тем не менее высокая концентрация студенчества для Франции со свойственными ей традициями протестного гражданского участия таит и угрозу, поскольку молодежь и студенты здесь рассматриваются в качестве взрывоопасной политической силы, что сдерживает создание новых кампусов.

Пример университетского кампуса во Франции

Требования к кампусам во Франции обусловлены следующими факторами: при выборе места учебы абитуриенты ориентируются на престижность университетов, семейные традиции, финансовые возможности, соображения безопасности и комфорта. Но в силу специфики механизма отбора и исторически сложившейся университетской инфраструктуры для французских студентов актуальны именно условия проживания. Дополнительным критерием выбора вуза является возможность учиться недалеко от дома, поскольку в

большинстве городов Франции отсутствуют общежития: только 9% студентов ими обеспечены, а в Париже - 5% [5].

Тенденция к «ограниченной мобильности», т.е. выбор в пользу набора местных студентов, свойственна не только Франции. Она наблюдается и в Великобритании наряду с интернационализацией [6. P. 231]. Это стимулирует взаимодействия между студентами и местными жителями, формирует чувство локальной принадлежности, но и устанавливает границы, труднопреодолимые для иностранных студентов.

Среди ведущих университетов Франции, стремящихся отвечать запросам современных абитуриентов, фигурируют университеты Бордо. Этот город входит в пятерку самых привлекательных для студентов городов Франции. В нем проживают порядка 80 тыс. студентов (включая 8 500 иностранных), что составляет 75% студентов региона Новая Аквитания и почти 30% всего городского населения (246 тыс. человек). Кампус Пессак, где на площади в 235 га учатся 43 тыс. студентов, вмещает два университета гуманитарного направления - Университет Бордо и Университет Бордо им. М. Монтеня. Пессак считается одним из самых больших университетских кампусов в Европе. По типу пространственной организации он является распределенным и расположен на территории четырех населенных пунктов: Пессак (где сосредоточено 65% кампуса), Таланс, Градинян и собственно Бордо.

Кампус Бордо был включен в первую десятку участников программы «Operation Campus» и получил 538 млн евро инвестиций, из них 150 млн - из местного бюджета [7]. В проекте реновации заметное место отведено улучшению качества жизни студентов. Сегодня на территории кампуса функционируют 130 студенческих ассоциаций, стадионы, бассейны, спортзалы, поликлиника, центры поддержки, бесплатно консультирующие студентов по вопросам трудоустройства, возможностям получения грантов и т.п. Благодаря включению кампуса Пессак в национальную программу «Campus of Excellence», программа «Initiative d'excellence» Университета Бордо располагает эндаумент-фондом в 700 млн евро [8].

Обновление кампуса включено в стратегию университета Бордо наряду с другими приоритетами: интернационализацией, цифровой средой и управлением талантами. Город определен в этой стратегии как совокупность сообществ (местных, профессиональных, деловых), с которыми университет выстраивает многовариантные партнерские отношения. Расположение кампуса в центре города рассматривается в качестве безусловного преимущества как для университета, так и для города [9]. Наряду с упрощением доступа студентов к культурным ресурсам города такое местоположение обладает большими имиджевыми перспективами для университета. Кампус превращается в пространство диалога жителей и университетского сообщества, живую лабораторию, способную реализовывать широкий спектр экспертиз, выгодных территории и горожанам. Стоит отдельно отметить сотрудничество города и университетов при оборудовании кампуса. Так, чтобы обеспечить транспортную доступность кампуса Пессак, были специально перестроены городские трамвайные маршруты.

Сложившаяся модель студенческого жилья в Бордо является, скорее, синтетической и, по мнению ряда исследователей, наиболее перспективной [10]. Она предполагает как проживание части студентов в кампусе, создаю-

щее условия для возникновения привлекательной креативной среды, так и аренду некоторыми студентами городской недвижимости для жилья, что способствует формированию устойчивых и взаимовыгодных отношений города с университетом. Во Франции общежития не принадлежат университетам. Ими управляет государственное агентство CROUS. Места в общежитии считаются социальным жильем и предоставляются в первую очередь нуждающимся. Университеты разных городов могут «бронировать» комнаты у агентства CROUS или у других учреждений, управляющих общежитиями, например ALJT (Ассоциации по размещению молодых рабочих). Согласно данным Национальной обсерватории студенческой жизни, только 12% французских студентов проживают в государственных общежитиях, 45% снимают жилье в частном секторе, а 22% остаются жить с родителями [11]. Эта статистика характерна и для Бордо, переживающего дефицит студенческого жилья. Город занимает 11-е место по его стоимости: в среднем за комнату придется заплатить 542 евро в месяц (2019 г.) [12].

Российский опыт развития кампусов: кейсы сибирских университетских городов

Концепции кампусов университетов Новосибирска и Томска еще только разрабатываются. Однако ориентиры, которые сегодня озвучиваются руководством вузов, городов и регионов, позволяют выделить общие тенденции и особенности.

Для ведущих вузов обоих городов, входящих в рейтинг QS, и местных администраций реализация стратегии интернационализации высшего образования стала одним из приоритетов. Несмотря на уменьшение количества студентов в Томске за период 2008-2018 гг. с 89,3 тыс. до 59,3 тыс. [13], доля иностранцев за это время увеличилась с 5,1 до 18,2% [14]. По данным администрации Томской области, в 2019 г. во всех томских вузах обучались 11 305 иностранных студентов из 93 стран мира (20% всех обучающихся), а в течение следующих 5 лет их число должно вырасти до 22-25 тыс. человек [15]. Томск еще в 2015 г. официально закрепил за собой бренд студенческой столицы России, укрепив свой имидж университетского города. В 2019 г. Томская область была объявлена пилотным регионом, где в рамках проекта «Экспорт образования» построят межвузовский кампус на 20 тыс. мест. Тогда же региональная администрация и руководство томских вузов объявили о запуске проекта «Большой университет» для консолидации научного потенциала и инфраструктуры всех университетов и научно-исследовательских институтов при сохранении их автономии и юридической самостоятельности [16].

В Новосибирске, крупнейшим городе Сибири, численность студентов на начало 2020 г. составила около 150 тыс. человек, из которых порядка 8 тыс. (5,3%) приходилось на иностранцев [17]. Кампусы большинства вузов Новосибирска расположены среди городской застройки и не локализованы.

Принципиальные различия между двумя сибирскими университетскими городами заключаются в отводимом университетам месте в политике региона и города. Так, если Томск заявляет о себе как об университетском городе, брендируя такой образ, то Новосибирск позиционирует себя как научный и промышленный центр. Специфика становления высшего образования сфор-

мировала и разные пространственные модели кампусов ведущих университетов. Несмотря на то, что среди них есть кампусы как распределенного, так и локального типа [18], в Томске университеты и часть студенческих общежитий сконцентрированы в центре города, и потому университетский кластер является важнейшей частью исторического наследия города. В Новосибирске университетские кампусы разного типа площадью порядка 500 км2 стихийно распределены по городу.

Каждый из указанных типов кампусов имеет свои возможности и ограничения. Если университеты расположены в центре города, приезжие студенты концентрированно проживают преимущественно на территории кампусов, что создает условия для формирования культурной и креативной среды и поддержания у студентов чувства безопасности. Однако наличие четко идентифицируемых студентами и горожанами границ может уменьшить интеграцию между студентами и принимающим сообществом [19]. Для студентов такие условные границы сужают коммуникативное пространство, возможности освоения языка и знакомства с местной культурой, формирования привязанности к новому для них месту, что с точки зрения иностранцев особенно ценно1. Для местных жителей наличие высокой концентрации студентов проявляет себя в позитивных и негативных аспектах студентификации: приоритете сервисов, ориентированных на студентов, росте цен на аренду квартир, шуме от высокой концентрации молодежи и т.д.

Кроме того, анализ визуального отображения (картирования) иностранными студентами своего восприятия Томска показал, что фактически им знаком и доступен только центр города - место нахождения 4 из 5 томских университетов, а также пространства вокруг более-менее компактно расположенных университетских общежитий. Собственно, это и есть «их» Томск с его устоявшимися культурными и социальными паттернами. При этом основным препятствием для выхода за пределы четко идентифицируемого и воспроизводимого разными студентами на разных картах «периметра» были названы соображения безопасности, обусловленные иными моделями поведения окружающих по отношению к иностранным студентам, с чем некоторые из них сталкивались. Еще одним барьером служит недостаточно развитая инфраструктура доступных и интересных развлечений. Но заметим, что определенным препятствием для освоения «другого» Томска становится и слабая информированность студентов об имеющихся там возможностях. Это заставляет задуматься о более широком использовании креативного потенциала университетов для развития локальных территорий городов и местных сообществ.

В свою очередь, распределенность университетских комплексов и кампусов по крупному городу имеет и обратный эффект. Процессы студентифи-кации в этом случае менее выражены, но размывается и возможность концентрации креативного капитала, ослабляя ощущение от студенческого присутствия, «университетского» и «студенческого» города, затрудняя формирование соответствующих имиджевых характеристик.

1 Данные получены в ходе групповых интервью с использованием метода совместного социального картирования, проводимых авторами в 2018-2020 гг. Проведено 4 фокус-группы с иностранны-

ми студентами томских и новосибирских вузов.

Перспективы развития современных кампусов

Возможные последствия концентрации или распределения кампуса по территории города делают проблему выбора стратегий развития кампусов особенно значимой. Создание межвузовского кампуса успешно реализуется во многих странах. Концентрация студентов, преподавателей, ученых в пределах большого кампуса, особенно если он представляет собой мощный научно-образовательный комплекс, открывает новые возможности для реализации политики интернационализации образования. Однако отделение кампуса от города и создание проекта «с чистого листа» на окраине не только приводит к конструированию креативной среды нового типа, но и ограничивает включенность студента в город, что негативно влияет на экономическое развитие последнего и возможности использования студентами, преподавателями и исследователями его культурного потенциала.

Встает вопрос и создания безопасного кампуса для студентов, в особенности иностранных, для которых его наличие может стать важным критерием выбора российского вуза и города для учебы. Хотя создание компактных кампусов выглядит менее реалистичным в больших городах с плотной застройкой, однако вынос как минимум комплекса студенческих общежитий в отдельный район города или за город представляется одним из возможных решений проблемы безопасности, поскольку такой кампус обособлен и проще для охраны [18. С. 83].

Однако в этом случае актуализируется транспортная проблема. Например, в Бордо проблема передвижения студентов из кампуса в пригородной зоне до центра города, где располагаются многие университетских корпуса, была решена за счет реализации проекта скоростного трамвая. Его стоимость стала одной из наиболее затратных частей реконструкции межуниверситетского кампуса. Тем не менее транспортная составляющая реновации получила поддержку со стороны городских властей. В этой связи опыт Бордо мог бы быть полезен для нового межуниверситетского кампуса в Томске.

Согласно планам, озвученным во время IV Международного форума университетских городов в г. Томске в ноябре 2019 г., строительство многофункционального кампуса площадью 78,5 га предусмотрено на левом берегу реки Томи, отдельно от основной части города. Кампус должен соединяться с городом автомобильным и вантовым пешеходным мостом, но объекты инфраструктуры, необходимые «для занятий наукой, творчеством, спортом и бизнесом», будут располагаться в непосредственной близости от жилых комплексов кампуса, отдельно от города [20]. Таким образом, Томску необходимо значительно обновить и укрепить свою транспортную инфраструктуру, чтобы обеспечить возможности легкой транспортировки из нового кампуса в город и расположенные там университетские корпуса.

Заключение

Таким образом, студентификация городов, особенно университетских, и интернационализация высшего образования задают особые требования к инфраструктуре университетского города и университетского кампуса. Стратегия создания межвузовского кампуса реализуется сегодня как во Франции, так и в России. Однако анализ французского и российского опыта выявил

значительную разницу в подходах к обеспечению студентов жильем: если во Франции ориентируются на аренду жилья для студентов, то в России - на строительство для них общежитий. Особую роль в этих условиях играет создание и совершенствование инфраструктуры, особенно транспортной. Российским муниципалитетам стоит обратить внимание на опыт Бордо по ее модернизации. Еще одним важным моментом, требующим внимания при создании и модернизации российских кампусов, является необходимость обеспечения безопасности, чего можно достичь в том числе и с помощью пространственных решений. В этих вопросах взаимовыгодное сотрудничество города и университетов имеет первостепенное значение.

Литература

1. Campus // Cambridge Dictionary. URL: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/eng-lish/campus (accessed: 26.04.2020).

2. Экспорт образования: ПМЭФ и новые перспективы // Официальный сайт Проекта 5-100, 07.06.2019. URL: https://www.5top100.ru/news/104832/ (дата обращения: 26.04.2020).

3. Cuccarolo E., Gerard M., Montoni C., Poletti M. Intégration urbaine comparée de deux campus universitaires: cergy et paris ouest-nanterre-la defense. Projet de recherche commandité par le Plan Urbanisme Construction Architecture (PUCA), 2011. URL: http://www.urbanisme-puca.gouv.fr/ IMG/pdf/dossier_puca_final.pdf (accessed: 01.05.2020).

4. Dix ans après le lancement de l'opération Campus, un premier bilan en demi-teinte. Rapport public annuel 2018 - février 2018. URL: https://www.ccomptes.fr/sites/default/files/2018-01/11-dix-ans-apres-lancement-operation-Campus-premier-bilan-demi-teinte-Tome- 1.pdf (accessed: 21.04.2020).

5. Jaoul-Grammare M., Magdalou B. Opportunities in Higher Education: An Application to France //Annals of Economics and Statistics. 2013. № 111-112. P. 295-325.

6. Holdsworth С. Between Two Worlds: Local Students in Higher Education and 'Scouse'/ Student Identities // Population Space and Place. 2009. Vol. 15, is.3. P. 225-237.

7. Taillandier L. La Cour des comptes pointe le retard pris par l'opération Campus // EducPros,

07.02.2018. URL: https://www.letudiant.fr/educpros/actualite/la-cour-des-comptes-pointe-le-retard-pris-par-l-operation-campus.html (accessed: 20.04.2020).

8. Culture & Sport // Université de Bordeaux. URL: https://www.u-bordeaux.com/Wel-come/Student-life/Culture-Sport (accessed: 05.04.2020).

9. Advancing together. Creating a university of the future // Université de Bordeaux. URL: http://www.twinning4he.edu.az/uploads/activity-document/ubx_brochure_u25_bordeaux.pdf (accessed: 01.04.2020).

10. Russo A., Van den Berg L., Lavanga M. Toward a sustainable relationship between city and university: a stakeholdership approach // Journal of Planning Education and Research. 2007. № 27. P. 199-216.

11. Observatoire National de la vie étudiante. URL: http://www.ove-national.education.fr/ (accessed: 21.04.2020).

12. Yao Wang L. Bordeaux: Principaux Chiffres du Logement Étudiant en 2019. URL: http://www.aquitaineonline. com/ actualites-en-aquitaine/ bordeaux-metropole/ 8171- bordeaux-princi-paux-chiffres-du-logement-etudiant-en-2019.html (accessed: 23.04.2020).

13. Число студентов в томских вузах за 10 лет сократилось на 33,5% // Портал Vtomske,

26.06.2019. URL: https://news.vtomske.ru/news/164435-chislo-studentov-v-tomskih-vuzah-za-10-let-sokratilos-na-33-5 (дата обращения: 25.04.2020).

14. Власти: более 18% студентов томских вузов - иностранцы // Региональное информационное агентство РИА Томск, 07.05.2018. URL: https://www.riatomsk.ru/article/20180507/ino-strannie-studenti-tomsk/ (дата обращения: 25.04.2020).

15. Число иностранных студентов увеличится вдвое - каким станет Томск? // Томский государственный университет, 29.11.2019. URL: http://www.tsu.ru/news/inostrannye-studenty-v-tomske-problemy-v-sfere-tra/ (дата обращения: 25.04.2020).

16. Томский проект «Большой университет» официально запущен // РИА Томск, 02.12.2019. URL: https://www.riatomsk.ru/article/20191202/tomskij-proekt-boljshoj-universitet-oficialjno-zapuschen/ (дата обращения: 25.04.2020).

17. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть поздравляет студенчество с Татьяниным днем // Официальный сайт города Новосибирска, 23.01.2020. URL: https://novo-sibirsk.ru/major/news_ 1153/238679/ (дата обращения: 25.04.2020).

18. Пучков М.В. Университетский кампус. Принципы создания пространства современных университетских комплексов // Вестник ТГАСУ, 2011. № 3. С. 79-88.

19. Hubbard P. Geographies of studentification and purpose-built student accommodation: leading separate lives? // Environment and Planning A. 2009. Vol. 41, is. 8. P. 1903-1923.

20. Минобрнауки оценило идею включить в томский кампус объекты для бизнеса // РИА Томск, 13.12.2019 г. URL: https://www.riatomsk.ru/article/20191213/koncepciya-kampusa-mino-brnauki/ (дата обращения: 26.02.2020).

Irina A. Skalaban, Novosibirsk State Technical University (Novosibirsk, Russian Federation).

E-mail: [email protected]

Michele Debrenne, Novosibirsk State Technical University (Novosibirsk, Russian Federation).

E-mail: [email protected]

Olga V. Kolesova, Siberian Regional Center of the International Weekly Newspaper Poisk under the Russian Academy of Sciences (Novosibirsk, Russian Federation).

E-mail: [email protected]

Anastasia M. Pogorelskaya, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation).

E-mail: [email protected]

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2021. 59. pp. 180-188.

DOI: 10.17223/1998863Х/59/17

STRATEGIC UNIVERSITY-CITY COOPERATION: THE ROLE OF CAMPUS IN HIGHER EDUCATION INTERNATIONALIZATION

Keywords: university city; campus; internationalization; higher education.

The article covers the peculiarities of French and Siberian university cities' strategies in higher education internationalization. It focuses on the way the university campus is integrated in the city. The authors observe the ways campuses may attract students, especially international ones, taking the examples of the university cities like Bordeaux (France), Tomsk and Novosibirsk (Russia). Bordeaux is ranked among the most student-friendly cities of France. The share of students is about 30% of the city population, the share of international students is about 10.6% of all the students in Bordeaux. The experience of Bordeaux in attracting students is a successful one for several reasons. They are the creation of an inter-university campus, strategic planning together with the city authorities, the solution of students' housing and transportation problems. The creation of a convenient campus is largely supported by the state and local initiatives. The Bordeaux experience seems useful for Tomsk, in which the new inter-university campus and the consortium of universities are being established. Although Tomsk is rather successful in promoting the brand of a student city, it lacks infrastructure making life of students, especially international ones, convenient and secure. However, despite the general decrease of the students' numbers coming to Tomsk, the share of international ones is increasing and makes up to 20% of all Tomsk students. Having compared the two spatial campus models - the localized and the dispersed ones - the authors outlined several advantages and disadvantages of each model applying them to the campuses located in Tomsk and Novosibirsk. Finally, the authors highlight that studentification and higher education internationalization make specific demands towards university city and university campus infrastructure. Therefore, common strategic planning and cooperation between university and city administrations is very much useful. Such cooperation should be aimed at creating necessary housing, transportation facilities and security for students, lecturers and researchers working at the universities.

References

1. Cambridge Dictionary. (n.d.) Campus. [Online] Available from: https://dictionary.cambrid-ge.org/dictionary/english/campus (Accessed: 26th April 2020).

2. Russia. (2019) Eksport obrazovaniya: PMEF i novye perspektivy [Export of education: The SPIEF and new prospects]. [Online] Available from: https://www.5top100.ru/news/104832/ (Accessed: 26th April 2020).

3. Cuccarolo, E., Gerard, M., Montoni, C. & Poletti, M. (2011) Intégration urbaine comparée de deux campus universitaires: cergy et paris ouest-nanterre-la defense. Projet de recherche commandité

par le Plan Urbanisme Construction Architecture (PUCA). [Online] Available from: http://www.ur-banisme-puca.gouv.fr/IMG/pdf/dossier_puca_final.pdf (Accessed: 1st May 2020).

4. France. (2918) Dix ans après le lancement de l'opération Campus, un premier bilan en demi-teinte. Rapport public annuel 2018 - février 2018. [Online] Available from: https://www. ccomptes.fr/sites/default/files/2018-01/11-dix-ans-apres-lancement-operation-Campus-premier-bilan-demi-teinte-Tome-1.pdf (Accessed: 21st April 2020).

5. Jaoul-Grammare, M. & Magdalou, B. (2013) Opportunities in Higher Education: An Application to France. Annals of Economics and Statistics. 111-112. pp. 295-325.

6. Holdsworth, C. (2009) Between Two Worlds: Local Students in Higher Education and 'Scouse'/ Student Identities. Population, Space and Place. 15(3). pp. 225-237. DOI: 10.1002/psp.511

7. Taillandier, L. (n.d.) La Cour des comptes pointe le retard pris par l'opération Campus. [Online] Available from: https://www.letudiant.fr/educpros/actualite/la-cour-des-comptes-pointe-le-retard-pris-par-l-operation-campus.html (Accessed: 20th April 2020).

8. University of Bordeaux. (2020) Culture & Sport. [Online] Available from: https://www.u-bordeaux.com/Welcome/Student-life/Culture-Sport (Accessed: 5th April 2020).

9. University of Bordeaux. (2017) Advancing together. Creating a university of the future. [Online] Available from: http://www.twinning4he.edu.az/uploads/activity-document/ubx_brochu-re_u25_bordeaux.pdf (Accessed: 1st April 2020).

10. Russo, A., Van den Berg, L. & Lavanga, M. (2007) Toward a sustainable relationship between city and university: a stakeholdership approach. Journal of Planning Education and Research. 27. pp. 199-216. DOI: 10.1177/0739456X07307208

11. France. (n.d.) Observatoire National de la vie étudiante. [Online] Available from: http://www.ove-national.education.fr/ (Accessed: 21st April 2020).

12. Yao Wang, L. (2019) Bordeaux: Principaux Chiffres du Logement Étudiant en 2019. [Online] Available from: http://www.aquitaineonline.com/actualites-en-aquitaine/bordeaux-metro-pole/8171-bordeaux-principaux-chiffres-du-logement-etudiant-en-2019.html (Accessed: 23rd April 2020).

13. Berdnikova, D. (2019) Chislo studentov v tomskikh vuzakh za 10 let sokratilos' na 33,5% [The number of students in Tomsk universities decreased by 33,5%]. [Online] Available from: https://news.vtomske.ru/news/164435-chislo-studentov-v-tomskih-vuzah-za-10-let-sokratilos-na-33-5 (Accessed: 25th April 2020).

14. RIA Tomsk. (2018) Vlasti: bolee 18% studentov tomskikh vuzov - inostrantsy [The authorities: more than 18% of Tomsk universities students are international]. [Online] Available from: https://www.riatomsk.ru/article/20180507/inostrannie-studenti-tomsk/ (Accessed: 25th April 2020).

15. Tomsk State University. (2019) Chislo inostrannykh studentov uvelichitsya vdvoe - kakim stanet Tomsk? [The number of international students will increase twice - how will Tomsk change?]. [Online] Available from: http://www.tsu.ru/news/inostrannye-studenty-v-tomske-problemy-v-sfere-tra/ (Accessed: 25th April 2020).

16. RIA Tomsk. (2019) Tomskiy proekt "Bol'shoy universitet" ofitsial'no zapushchen [Tomsk Big Campus Project has been officially launched]. [Online] Available from: https://www.riatomsk.ru/ article/20191202/tomskij-proekt-boljshoj-universitet-oficialjno-zapuschen/ (Accessed: 25th April 2020).

17. Lokot, A. (2020) Mer Novosibirska Anatoliy Lokot' pozdravlyaet studenchestvo s Tat'yaninym dnem [Novosibirsk Mayor Anatoly Lokot congratulates students on Tatyana's Day]. [Online] Available from: https://novo-sibirsk.ru/major/news_1153/238679/ (Accessed: 25th April 2020).

18. Puchkov, M.V. (2011) University Campus. Principles of architectural and urban design for modern university complexes. Journal of Construction and Architecture. 3. pp. 79-88.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Hubbard, P. (2009) Geographies of studentification and purpose-built student accommodation: leading separate lives? Environment andPlanningA. 41(8). pp. 1903-1923. DOI: 10.1068/a4149

20. RIA Tomsk. (2019) Minobrnauki otsenilo ideyu vklyuchit' v tomskiy kampus ob"ekty dlya biznesa [The Ministry of higher education and science evaluated the idea of including business objects into Tomsk campus]. [Online] Available from: https://www.riatomsk.ru/article/20191213/koncepciya-kampusa-minobrnauki/ (Accessed: 26th February 2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.