Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА / РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асриянц Каринэ Геннадьевна, Алибекова Зульфия Гаджиалиевна, Аскеров Аскер Алиевич

Статья посвящена теоретическому анализу значимости управления социально-экономическим развитием регионов страны. Обозначены факторы, которые учитываются в разработке стратегии управления развитием регионов, а также социально-экономические показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Асриянц Каринэ Геннадьевна, Алибекова Зульфия Гаджиалиевна, Аскеров Аскер Алиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC MANAGEMENT SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

The article is devoted to the theoretical analysis of the importance of managing the socio-economic development of the country’s regions. The factors that are taken into account in the development of a strategy for managing the development of regions, as well as indicators of the socio-economic development of the region, are indicated.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_6_80 УДК 332.1

Асриянц Каринэ Геннадьевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: divikas@mail.ru

Алибекова Зульфия Гаджиалиевна,

магистрант направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: alibekova.zulfiya.99@mail.ru

Аскеров Аскер Алиевич,

магистрант направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: asker.askerov.93@yandex.ru

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА

Статья посвящена теоретическому анализу значимости управления социально-экономическим развитием регионов страны. Обозначены факторы, которые учитываются в разработке стратегии управления развитием регионов, а также социально-экономические показатели.

Ключевые слова: стратегия; социально-экономическое развитие; управление экономикой региона; развитие региона; региональная политика развития.

UDC 332.1

Asriyants Karine Gennadievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: divikas@mail.ru

Alibekova Zulfiya Gadzhialievna,

Master's student in the direction "State and municipal management", Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: alibekova.zulfiya.99@mail.ru

Askerov Asker Alievich,

Master's student in the direction "State and municipal management", Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: asker.askerov.93@yandex.ru

The article is devoted to the theoretical analysis of the importance of managing the socio-economic development of the country's regions. The factors that are taken into account in the development of a strategy for managing the development of regions, as well as indicators of the socio-economic development of the region, are indicated.

Keywords: strategy; socio-economic development; management of the region's economy; development of the region; regional development policy.

STRATEGIC MANAGEMENT SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Экономические условия современного мира создали растущий спрос на максимально эффективное и результативное использование ресурсов для всех отраслей мировой экономики. Хорошее планирование является ключом к достижению экономических и социальных целей. Растущая роль региональных и административных органов в данном кон-

тексте приведет к социально-экономическому развитию институтов Российской Федерации, что повысит качество жизни людей. Надлежащая подготовка индикаторов социального развития в регионе обеспечивается разработкой и реализацией плана развития региона.

Каждому региону свойственно развитие (рис. 1).

Рост производства и доходов

( \ Перемены в институциональной, социальной и административной структуре общества

Перемены в общественном сознании

Перемены в традициях и привычках

Рисунок 1 - Цели развития региона [7]

В настоящее время одной из основных «модель инновационного развития», в кото-моделей экономического развития является рой выделяются две концепции:

^ Концепция опережающего развития (первенства, лидерства), при которой страна ^ стремится стать лидером в области науки и технологий, в конкуренции, по уровню и качеству жизни и др. Целью концепции опережающего инновационного развития является создание условий для эффективной реализации масштабных инновационных проектов с возможностью их дальнейшего тиражирования. Этот вариант развития является затратным, так как включает значительные государственные вложения

Концепция догоняющего развития (catch-up growth) или преодоление отставания, сохраняя движение отстающей, призвана сократить расстояние между территориями. Концепция

догоняющего развития имеет свои преимущества, связанные с минимальными инновационными рисками, сокращением сроков реализации инновационных проектов, получением дополнительного комплекса услуг (обслуживание, обучение персонала) и др.

Рисунок 2 - Концепции экономического развития [1]

Инструменты стимулирования социально-экономического развития региона можно разделить на три основные группы: социальные, организационно-административные и экономические (рис. 3).

Выделяют три главных фактора социально-экономического роста: рыночный, производственный и конкурентный (рис. 4).

Надлежащая подготовка индикаторов социального развития в регионе обеспечивается разработкой и реализацией плана развития региона, в котором отражены определенные цели развития.

В зарубежной теории выделают «жесткие»

(количественно измеряемые) и «мягкие» (количественно трудно измеряемые) факторы развития региона.

Подходы и методы стимулирования экономической активности, применяемые в одних регионах, могут не принести желаемого результата в других, хотя общие принципы помощи в развитии научно-производственного потенциала регионов остаются неизменными [3].

Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан является документом стратегического планирования Республики Дагестан.

'' Социальные ннструменты предусматривают социальные инвестиции в региональное развитие^ посредством фшшнсового обеспечения долгосрочных социальных ннвесткцжжных программ. Инвестиционная деятельность ид региональном уровне обеспечивает прогрессивные структурные сдвиги в жопомике региона, повышает уровень ее конкурентоспособноети и демонстрирует существующие возможности и перспективы развития ведущих кластеров I__мпгозд__*

Организационно-административные инструменты направлены на формирование правовой и орглнн чицпонии-жономическон среды. К ннм можно отнести нормативно-правовые акты, создание конституционных основ для осуществления административно-территориальной реформы и усиления местного управления, методики поддержки и стимулирования соцпалъно-экономического развития депрессивных регионов и ггрочсс

Рисунок 3 - Инструменты стимулирования социально-экономического развития региона [5]

Рыночный - взаимопроникновение региональных, национальных и мирового

рынков

Производственный - замещение массового производства мелкосерийным; замещение вертикальной организации труда - горизонтальной; низкой индивидуальной ответственности - соучастием индивида в производственном

процессе

Конкурентный - увеличение конкуренции на всех рынках, особенно в области

качества жизни и инноваций

Рисунок 4 - Факторы социально-экономического роста

Качество жизни в регионе (качество жилья, экологическая обстановка)

Стабильность политической ситуации и общественного климата

Наличие факторов, ориентированных на производство услуг (маркетинг, реклама)

Квалификация занятых по найму

Оснащение региона вузами, исследовательскими организациями, технологическими центрами

Региональная структура экономики и отдельных предприятий

Качество системы образования и системы подготовки кадров

Рисунок 5 - «Мягкие» факторы социально-экономического роста региона [6] НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ -

Стратегия ориентируется на переход Республики Дагестан к новому этапу развития, основанному на принципах:

а) опережающего развития и комплексного решения задач, стоящих перед Республикой Дагестан, на основе новых информационно-цифровых технологий, меняющих экономические отношения, институты и способы социального взаимодействия, а также обеспечивающих цифровую грамотность, цифровое потребление, цифровую компетентность и цифровую безопасность людей и общества;

б) формирования диверсифицированной, наукоемкой, инновационной экономики, достижения стабильного экономического роста и стратегической конкурентоспособности -устойчивости к возможному неблагоприятному изменению условий функционирования экономики региона;

в) открытости государственной и муниципальной власти.

Социально-экономические развитие в Республике Дагестан в 2010-2020 годы характеризуются неустойчивостью процессов и противоречивыми тенденциями.

Характер динамики ВРП нельзя объяснить только особенностями эффекта низкой базы, а наблюдается также явное выражение кризисных процессов и стагнации социально-экономического развития республики, общего ухудшения экономической конъюнктуры, платежеспособного спроса населения и хозяйствующих субъектов, заметного снижения объема инвестиций и других факторов, оказавших негативное влияние на динамику ВРП. При этом наиболее заметное снижение темпов производства товаров и услуг в этом периоде наблюдалось по видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство; добыча полезных ископаемых; транспорт и хранение.

Современная структура ВРП Республики Дагестан: с одной стороны, является следствием приспособления экономики Республики Дагестан к рыночным реалиям - она стала в основном ориентированной на внутренний рынок региона при стремлении к снижению затрат, связанных с издержками производства и реализации товаров и услуг; с другой стороны, отражает общие тенденции увеличения доли отраслей, производящих услуги.

Одной из важнейших проблем экономики региона является неформальная (теневая) занятость, которая за 2010-2019 гг. увеличилась до 565,1 тыс. человек, или на 9,1 % (Российская Федерация - до 14800,3 тыс. человек, или на 9,7 %). Результатом распространения неформальной деятельности являются низкий уровень собственных доходов бюджетов Республики Дагестан и недостаточный уровень социальной обеспеченности граждан в условиях сложной экономической ситуации, а также низкая собираемость платежей ресурсоснабжающими организациями.

Несмотря на заметный рост по сопоставимому объему кредитных вложений в экономику, Республика Дагестан в 2020 году еще не вышла на уровень 2011-2013 годов. При сравнении среднедушевых объемов кредитования контрасты между регионами еще более заметны по причине традиционно большей численности и опережающего роста населения в Республике Дагестан: уровень кредитования на душу населения в 2020 году по Республике Дагестан в 7,2 меньше, чем такой же показатель в Ставропольском крае.

Ситуацию с кредитованием в Республике Дагестан частично можно объяснить высокими кредитными рисками региона, связанными с теневой экономикой, наличием залоговой базы и легальной выручки, а также аналогичными другими особенностями региона.

Адекватная оценка демографических процессов в Республике Дагестан позволяет говорить о нарастании во второй половине анализируемого периода воздействия неблагоприятных факторов, способствующих ухудшению параметров воспроизводства населения Республики Дагестан, в том числе снижению естественного роста населения республики, изменению его структуры, сокращения репродуктивно активного потенциала, брачности и др.

Видение Дагестан-2035: приоритетная геостратегическая территория Российской Федерации с динамично улучшающимся качеством жизни населения, опережающим ростом экономики, значимый научно-образовательный, аграрно-промышленный, транспортно-логистический и туристическо-рекреационный центр Российской Федерации, сохранивший национально-культурную идентичность и духовно-нравственные тра-

'-■

Нарастание негативных факторов

■ Снижение динамики роста населения

Высокий уровень безработицы

Национально-клановый характер распределения основных активов и сфер предпринимательской деятельности

Повышенное административно-бюрократическое и коррупционное давление на население и бизнес, высокий удельный вес теневой экономики

' ч Недостаточное развитие и неудовлетворительное качество инфраструктуры в городах и муниципальных районах

Нарастание экологических угроз

Высокие тарифы на подключение к сетям при существующем дефиците энергетических мощностей в городах и муниципальных районах

г Высокий уровень износа основных фондов

• Высокая доля производства продукции сельского хозяйства в личных подсобных хозяйствах

Слабая технико-технологическая оснащенность и высокий уровень износа аграрной, промышленной и социальной инфраструктуры, технологическое отставание большинства предприятий и отраслей, обусловливающие необходимость модернизации

г Неблагоприятный инвестиционный климат

' - Низкий уровень эффективности системы государственного, муниципального и корпоративного управления в Республике Дагестан

Рисунок 6 - Ограничения социально-экономического развития Республики Дагестан

диции дагестанских народов, уникальные памятники истории.

Общими направлениями социально-экономического развития республики как приоритетной геостратегической территории в СПР определены:

- содействие повышению конкурентоспособности региональной экономики с учетом перспективных экономических специализаций субъекта, центров экономического роста, международных рынков и существующей

специализации приграничных территорий сопредельных стран;

- развитие отраслей социальной сферы темпами выше среднероссийских показателей;

- расширение практики использования существующей и создания новой инфраструктуры двойного назначения [8].

Основными приоритетными направлениями социально-экономического развития Республики Дагестан, согласно СПР, являются:

- повышение доступности получения качественного образования на всех уровнях образовательного процесса, в том числе за счет строительства и реконструкции объектов общеобразовательных организаций и создания новых мест в общеобразовательных учреждениях;

- содействие повышению мобильности трудовых ресурсов в целях снижения напряженности на локальных рынках труда путем стимулирования привлечения трудовых ресурсов в субъекты Российской Федерации, которые являются приоритетными для привлечения трудовых ресурсов;

- содействие увеличению пассажиро- и грузооборота через морские порты и международные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации посредством расширения межгосударственного социально-экономического сотрудничества со странами, входящими в Международный транспортный коридор «Север - Юг», а также развитие соответствующей портовой инфраструктуры, железнодорожных и автомобильных подходов к морским портам;

- создание системы управления и содействие предпринимательству в сфере туризма;

- совершенствование существующих и создание новых институтов развития, в том числе особых режимов ведения предпринимательской деятельности;

- сохранение и развитие традиционных народных промыслов;

- повышение эффективности энергоснабжения потребителей на территории субъекта, в том числе за счет модернизации сетей газо- и электроснабжения;

- ликвидация проблем в сфере безопасности населения, проживающего на территориях, подверженных высокому риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.

Рассмотрим направления улучшения трудоустройства молодежи, ведь это одна из основ социально-экономического развития Республики Дагестан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время с проблемой трудоустройства сталкивается все больше молодых специалистов по всему миру. Согласно статистическим данным, опубликованным на интернет-ресурсе «TRADING ECONOMICS» в 2020 году, странами-лидерами по молодеж-

ной безработице являются: Ангола (56,4 %), Косово (54,1 %), ЮАР (52,3 %), Намибия (46,1 %) и Палестина (42,1 %). Среди стран, входящих в состав G20, наиболее высокий уровень молодежной безработицы зафиксирован в ранее упомянутой ЮАР (52,3 %), а также Испании (40,9 %), Италии (29,5 %), Турции (24,3 %), Индии (23,7 %) и Франции (22,1 %).

Международная консалтинговая компания МсК^еу провела ряд исследований, результаты которых выявили существенное несоответствие между системой образования и профессиональными навыками, необходимыми молодому специалисту для трудоустройства.

Изучение зарубежного опыта показывает, что основным инструментом системы регулирования рынка труда являются службы занятости. В разных странах в соответствии с устройством их экономической системы, степень участия данного органа в различных процессах на рынке труда и его функции определяются по-своему [2].

Например, в таких странах, как Германия, Канада, Швеция, Япония государственная служба занятости непосредственно формирует политику в области занятости населения, а также регулирует отношения на рынке труда. Одной из ключевых задач службы по трудоустройству является консультирование обратившихся за помощью граждан и обеспечение их всей необходимой информацией.

В то же время в Великобритании, США и Австралии деятельность именно государственных органов в сфере занятости не столь значима. В этих странах более распро -страненными являются коммерческие бюро по трудоустройству. При этом сами соискате -ли в первую очередь ответственны за поиск работы.

Особую роль в трудоустройстве молодежи в развитых странах играют институты консультантов по профориентации. Они работают в вузах, в специализированных отделениях общеобразовательных школ, в частных агентствах занятости, земельных и штатных агентствах по трудоустройству, муниципальных консультационных службах, в агентствах профессиональной реабилитации.

За рубежом индивидуально для молодых работников осуществляется ряд меропри-

ятий, призванных максимально сократить молодежную безработицу. Для этого принимаются особые реформы, выделяются ресурсы, внедряются программы профессионального обучения и занятости молодежи, устанавливаются связи учебных заведений с предприятиями.

Во Франции, например, существует государственная программа, заключающаяся в проведении переподготовки и переквалификации безработных согласно требованиям рынка труда, где особое внимание отведено как раз безработной молодежи. Реализуется эта программа посредством создания государственного заказа в учебные заведения на подготовку специалистов необходимого профиля. Также данная программа направлена на стимулирование предпринимателей для увеличения количества рабочих мест. Механизм действия государственного стимулирования заключается в том, что частные фирмы со штатом работников менее 250 человек должны принимать на работу молодых людей на срок не менее 6 месяцев и платить им заработную плату ниже установленной по данной должности. За это фирмы получают государственную субсидию в размере 2 тыс. евро (за каждого трудоустроенного).

Для того чтобы процесс перехода от образовательного процесса в учебном учреждении к трудовой деятельности у молодых людей проходил максимально плавно, в большинстве развитых стран принимаются специальные мероприятия для облегчения этого перехода.

В Великобритании, например, существует программа специального профессионального обучения, рассчитанная на молодых людей, не достигших 18 лет, которые окончили обучение в школе в 16-17-летнем возрасте и все еще не имеют работы. А в Италии действуют некоторые налоговые льготы на социальное обеспечение для тех компаний, которые предлагают молодым людям производственное обучение, а также срочные договоры на неполный рабочий день и собственные внутрифирменные учебные курсы без заключения трудового договора.

Во Франции для молодых людей в возрасте 16-21 года, бросивших школу, проходят стажировки за счет предприятий. Эти стажировки призваны компенсировать образовательные недостатки молодых людей. Помимо

участия в различных программах профессионального обучения, молодые люди имеют приоритетное право на получение субсидируемой работы. Похожая ситуация складывается и в Испании: предприниматели, нанимающие молодых людей или обучающие их, могут платить пониженные взносы на социальное страхование. Испания, однако, является худшей европейской страной (за исключением частично признанной республики Косово) по уровню молодежной безработицы (40,9 % в конце 2020 года).

Помимо всего прочего, в странах Западной Европы и США используется еще один достаточно оригинальный способ производственного обучения и адаптации молодых специалистов - виртуальные предприятия. Идея создания подобного предприятия возникла в начале XXI века в Германии. За довольно короткий промежуток времени данная инициатива смогла получить признание по всему миру.

Суть подобного предприятия заключается в том, что создано оно по шаблону реальной фирмы и функционирует по тем правилам, что и реальное. На виртуальных предприятиях, как и на реальных, рабочий процесс осуществляется в полном объеме.

В случае если молодой специалист успешно проходит подобную стажировку, он имеет полное право указать этот опыт в своем резюме в качестве реального трудового стажа. Однако не только молодой специалист имеет возможность пройти стажировку на виртуальном предприятии. Также туда направляются безработные или желающие сменить свою профессию граждане.

В настоящее время насчитываются тысячи виртуальных предприятий по всему миру, и количество их продолжает расти. Развитие современных технологий позволяет виртуальным предприятиям стать реальной возможностью в получении необходимого опыта работы [4].

Подводя итоги, следует обратить внимание на то, что управление социально-экономическим развитием территорий является важным аспектом повышения уровня и роли регионов в государстве. При разработке стратегии и программ регионального развития придерживаются принципа анализа факторов развития региона в динамике, который означает, что значимость тех или иных фак-

торов регионального развития относительно друг друга, а также соотношение разных групп факторов постоянно меняются.

Список литературы

1. Батракова Л. Г Региональное развитие в догоняющей инновационной экономике России // Социально-политические исследования. 2021. № 3 (12). С. 37-55.

2. Исхакова С. И. Опыт трудоустройства молодежи в России и за рубежом // Юридические науки. 2019. № 18.

3. Кондратьев А. В., Григорьева И. В. Тенденции и темпы социально-экономического развития региона // Россия - 2035: наука и практика в фокусе инновационного развития : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2020. С. 298-305.

4. Лагутин А. Г, Алексашина Т. В. Практика зарубежных стран в трудоустройстве молодых работников // Противоречия и тенденции развития современного российского общества : сб. науч. ст. V Всерос. науч.-практ. конф. / сост. Л. Н. Бондаренко. М., 2021. С. 201207.

5. Лобачева Е. Н. Экономическая теория: учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2019. 501 с.

6. Мамадалиева Э. Р. Прогнозирование социально-экономического развития регионов на долгосрочную перспективу: зарубежная практика и выводы для Узбекистана // Россия: тенденции и перспективы развития. 2021. № 16-2. С. 875-877.

7. Пономарева В.А., Бугаева Т.Н. Факторы развития социально-экономической системы региона // Инновационные научные исследования. 2022. № 1-3. С. 155-162.

8. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года.

URL: http://www.minec-rd.ru/strategiya-sotsialno-

ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-dagestan-na-period-do-2030-goda (дата обращения: 04.10.2022).

References

1. Batrakova L.G. Regional development in Russia's catching-up innovation economy. Socio-political Studies. 2021. № 3 (12). Рр. 37-55.

2. Iskhakova S.I. Experience of youth employment in Russia and abroad. Juridical Studies. 2019. № 18.

3.Kondratyev A.V., Grigorieva I.V. Tendencies and rates of socio-economic development of the region. Russia -2035: science and practice in the focus of innovation development: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Рр. 298-305.

4.Lagutin A.G., Aleksashina T.V. Practice of foreign countries in employing young workers. Controversies and trends in the development of modern Russian society. Collection of scientific articles of the V All-Russian Scientific and Practical Conference. Comp. L.N. Bondarenko. M., 2021. Рр. 201-207.

5.Lobacheva E.N. Economic theory: textbook for high schools / 4th ed., revised. and supplement. M.: Publishing house Yurait, 2019. 501 р.

6.Mamadalieva E.R. Forecasting socio-economic development of regions for the long term: foreign practice and conclusions for Uzbekistan. Russia: Trends and prospects for development. 2021. № 16-2. Рр. 875-877.

7. Ponomareva V.A., Bugaeva T.N. Factors of development of socio-economic system of the region. Innovative Scientific Research. 2022. № 1-3. Рр. 155-162.

8.Strategy for socio-economic development of the Republic of Dagestan for the period up to 2030. URL: http:// www.minec-rd.ru/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-dagestan-na-period-do-2030-god (дата обращения: 04.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.