The State Counsellor, 2017
УДК 330
В.В.Арсеньев
Стратегическое управление развитием мегарегиона: понимание сущности и потенциала развития
Мегарегионы относится к системам мезоуровня и от их развития ожидают значительный прирост макроэкономических показателей, наращивание инновационного потенциала и конкурентоспособности, достаточных для каркаса, на котором будет выстраиваться национальная экономика на условиях устойчивого инновационного воспроизводства. Наличие таких территориально-локализованных пространств предопределяет теоретико-методические изыскания в области их стратегического управления в направлении задаваемых целевых установок, чему и посвящена данная статья.
Ключевые слова: стратегическое управление, мегарегион, инновационный потенциал
V.V.Arsen'ev
Strategic management of the development of the megaregion: understanding the essence and development potential
Megaregions applies to systems of meso-level and their development expect a significant growth of macroeconomic indicators, building innovation capabilities and competitiveness, sufficient for a skeleton on which to build the national economy on the conditions of sustainable innovative reproduction. The existence of such geographically-localized spaces determines the theoretical and methodological research in the field of strategic management towards set targets, which are addressed in this article.
Keywords: strategic management, megaregion, innovative potential
'условиях глобализации экономи- ского потенциала населения обеспечивают не / ческих процессов, императивов только экономические, но и социально-поли-С^rt-S повышения конкурентоспособно- тические условия, а именно: свобода творче-сти национальных экономик, развитие России ства и защищенность его результатов в форме как в текущей, так и стратегической перспек- интеллектуальной собственности, развитость тиве должно опираться на использование ос- социальных связей и доверие в обществе, до-новных конкурентных преимуществ, к кото- ступное и качественное образование, эффек-рым следует отнести творческий потенциал тивно действующая судебная система. населения, территориальный и природно-ре- Отличительной особенностью стратегии сурсный потенциалы. модернизации является формирование общеНациональная экономика и ее составные ственных (организационно-институциональ-элементы - системы регионального хозяйства ных) механизмов, обеспечивающих иннова-пока наиболее полно используют только при- ционный характер воспроизводства на базе родно-ресурсный потенциал территориально- использования имеющихся и вновь создава-локализованных пространств. емых конкурентных преимуществ, что пре-Эффективность использования территори- допределяет развитие институциональной альных потенциалов сдерживается неразви- среды, формирование благоприятной для биз-тостью инфраструктуры, отсутствием необхо- неса среды.
димых для реализации предпринимательской Исследования в области роста экономики
инициативы условий, сложившимися стерео- позволили идентифицировать основную дви-
типами в сфере услуг. Активизацию и повы- жущую силу развития человечества - инно-
шение эффективности использования творче- вации.
государственный СоВет-ник, 2017
Так, Адам Смит в монографии «The Wealth of Nations», изданной в 1776 году, отмечал, что организационным механизмом капитализма служит не только рыночная система, но и конкуренция, которая заставляет не просто удовлетворять все возрастающие потребности посредством понижения цен и улучшения качества, но и делать это наиболее эффективным способом с помощью перехода на новые технологии, т.е. при помощи инноваций [1]. Этот постулат со временем приобрел более емкое содержание и значение. Важным становится тот факт, что сегодня на свободных рынках фирмы используют инновации как наиболее действенный фактор в процессе борьбы за потребителя.
В основе теории инновационного пути развития экономики лежит понятие «инновация», (нововведение) расшифровывается как внесение в разнообразные виды человеческой деятельности новых элементов (видов, способов), повышающих результативность этой деятельности.
Райзберг Б.А. и Лозовский Л.Ш., определяют инновации как нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а так же использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности [2].
Ф. Котлер определяет инновацию как идею, товар или технологию, запущенные в массовое производство и представленные на рынке, которые потребитель воспринимает как совершенно новые или обладающие некоторыми уникальными свойствами [3].
И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом [4]. Иозеф Шумпетер акцентирует свое внимание на экономических инновациях и высоко оценивающего роль предпринимателя — новатора в экономическом прогрессе.
Значительный вклад в развитие теории инновационного пути развития экономики внес Н.Д. Кондратьев, представивший учение о больших циклах конъюнктуры примерно полувековой длительности, обосновавший закономерную связь «повышательных» и «понижательных» волн циклов с волнами технических изобретений и их практического использования[5].
Потребности людей в любой сфере деятельности растут опережающимся темпами по отношению к возможностям их удовлетворения. Неудовлетворенные потребности порождают конфликты. Необходимо вновь и вновь напрягать интеллект, чтобы изобрести новые способы удовлетворения этих потребностей. Тот, кто первым и наиболее удачно
осуществил назревшую инновацию, вознаграждается сверхприбылью при технологической или экономической инновации, политическим или социокультурным успехом и т.п. Следовательно, инновации — это общеэкономическая закономерность, двигатель и побудительный мотив прогресса общества во всей его многогранности. По сути своей инновация преследует повышение результативности и главная проблема состоит не только в поиске новой идеи, но и материального обеспечения инновации.
Развитие теории инновационной экономики происходило и на основе обобщения. Опыт технологических инноваций обобщался национальными и международными экономическими организациями, что способствовало повышению эффективности инновационной деятельности, но в основном на эволюционной стадии распространения улучшающих инноваций.
Фундаментальное исследование долговременных тенденций в динамике науки, техники и экономики выполнил академик А. И. Анчишкин, который выделил в истории научно-технического прогресса три эпохальных переворота, реализовавших кластеры базисных инноваций: первую промышленную революцию конца XVIII — начала XIX в.; вторую промышленную революцию последней трети XIX — начала XX в.; третью промышленную революцию, начавшуюся с середины XX в. и переросшую в научно-техническую революцию.
В последние два десятилетия XX в., как отмечает А.И. Анчишкин, начали складываться признаки новой, второй волны НТР, основные черты которой — коренная перестройка технологии производства на основе электроники, биотехнологии, автоматизации сложных технических систем, информационный взрыв, абсолютное господство техники на научной основе, превращение материализации научных знаний в главный источник расширенного воспроизводства [6].
Существует целый ряд условий, при которых возможен рост экономики на основе инноваций. Анализируя многочисленные точки зрения экономистов, можно выделить следующие условия инновационного роста экономики:
-избыток квалифицированных кадров; -постоянные расходы на образование; -наличие частного капитал, готового инвестировать в инновации (венчур); -внутренний спрос; -международные связи; -открытость экономики; -развитость кластеров (по определению Портера) и создание конкурентных преимуществ.
The State Counsellor, 2017
Как провозгласил Президент РФ в послании Федеральному Собранию в ноябре 2009 года, стратегической целью развития общества должно стать создание «умной» экономики, удовлетворяющей интересы и потребности широких слоёв населения страны. Однако эту цель можно достичь посредством только лишь системной модернизации экономики. При этом системная модернизация должна сводиться к тому, чтобы Россия свернула с сырьевого пути развития. Модернизация экономики и общества - это вне всяких сомнений системная модернизация. Вне всяких сомнений, общественные институты, технологии, уровень развития науки, техники, инженерных школ, условия создания отечественных продуктов, исходный уровень социального неравенства и даже распределение собственности влияют на инновации.
Инновации и инновационные процессы сопряжены со значительными вложениями, т.е. инвестициями.
В прикладном аспекте существует несколько толкований инвестиций. А именно:
- как долгосрочные вложения капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др. отрасли хозяйства как внутри страны, так и за ее пределами с целью получения прибыли (дохода);
- как долгосрочные вложения капитала (внутри страны или за границей) в предприятия различных отраслей народного хозяйства;
- как долгосрочные вложения средств (денежных, материальных, интеллектуальных ценностей внутри страны или за границей в разные отрасли (предприятия, программы и т.п.), с целью развития производства, получения прибыли или других конечных результатов;
- как совокупность всех денежных, имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в реализацию различных программ и проектов производственной, коммерческой, социальной, научной, культурной или какой-либо другой сферы с целью получения прибыли (дохода);
-как денежные средства, ценные бумаги, в том числе имущественные права имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и ли иной деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта;
- как долгосрочные вложения государственного или частного капитала в различные сферы экономики с целью получения прибыли.
Законом РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» введено разделение инвестиций по их цели на две категории: по признаку цели вложения:
-капиталообразующие, обеспечивающие создание и воспроизводство основных фон-
дов. В науке и практике такие инвестиции называют реальными. Главная цель реальных инвестиций - удовлетворение общественных социально-экономических потребностей. Реальные инвестиции состоят главным образом из долгосрочных капитальных вложений и включают следующие элементы : инвестиции в основные фонды ( основной капитал), затраты на приобретение земельных участков, инвестиции в нематериальные активы патенты, лицензии, разработки ), в пополнение запасов материальных оборотных средств.
Инновационный потенциал региона формируется под воздействием двух основных групп факторов:
- условия для перехода на инновационный путь развития;
-мотивация субъектов рынка к активизации инновационных процессов.
Понятие инновационного потенциала выступает концептуальным отражением развития инновационных процессов, оно развертывалось и уточнялось в результате теоретических, методологических и эмпирических исследований и получило развитие с начала 80-х годов ХХ века. В последнее время это понятие находит все большее распространение, появляются самостоятельные исследования, посвященные анализу различных подходов к этой дефиниции. Автор полагает, что отдельного внимания заслуживают исследования относительно толкования сущности дефиниции «инновационный потенциал ме-гарегиона».
Россия сильна своими территориями, отдельные из которых могут быть признаны в качестве мегарегиона. В России к таким территориям относятся, прежде всего, Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Дальневосточный экономический регион и ряд других.
Самыми крупными российским мегарегио-нами является Москва и Московская область, в которых сосредоточена почти треть экономического потенциала России.
Территориально Московская область составляет 45,8 тыс.кв. километров, или 0,27% от общей территории Российской Федерации. Область расположена в центре европейской части страны в бассейнах рек Волги, Москвы, Клязьмы, Оки. Регион занимает выгодное географическое положение, гранича на севере и северо-западе с Тверской областью, на юго-западе - с Калужской, на юго-востоке - с Рязанской, на юге - с Тульской.
На территории региона проживает (по данным на 01.01.2016 года) 7318647 человек, что составляет около 5% от общей численности населения, проживающего на территории Российской Федерации. По плотности населения на 1 кв. километр регион занимает второе ме-
Государственный СоВетНиК, 2017
сто (165,1 человек) после Москвы (4814,6 человек), в то время, как в целом по Российской Федерации данный показатель составляет только 8,6 человека. Для региона характерна высокая доля численности населения, проживающего в городах - 81,6% (выше данный показатель только по Москве - 98,8%).
Отличительной особенностью демографической ситуации в регионе является много-национальность проживающего населения - свыше 130 народов и народностей. Основной удельный вес проживающего населения составляют русские - 91%. На долю украинцев приходится 2,2%, на долю татар 0,8%, на долю белорусов и армян по 0,6%.
Административно-территориальное устройство Московской области регулируется законом Московской области № 11/2013-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Московской области».
Количество административно-территориальных единиц в регионе следующее: -районы- 29 единиц;
-города и поселки городского типа областного подчинения - 34 единицы;
-закрытые административно-территориальные образования - 5 единиц.
Количество муниципальных образований: -всего муниципальных районов - 29 единиц;
-сельские поселения в составе муниципальных районов - 157 единиц;
-городские поселения в составе муниципальных районов - 101 единица; -городские округа - 39 единиц. Состав городских округов (города и пгт областного значения) следующий: Балашиха, Бронницы, Дзержинский, Долгопрудный, Домодедово, Дубна, Егорьевск, Жуковский, Звенигород, Ивантеевка, Кашира, Коломна. Королев, Котельники, Красноаремейск, Лобня, Лосино-Петровский, Лыткарино, Мытищи, Озеры, Орехово-Зуево, Подольск, Протвино, Пущино, Реутов. Рошаль, Серебряные Пруды, Серпухов, Фрязино, Химки, Черноголовка, Шаховская, Электрогорск, Электросталь. Городские округа: Власиха, Восход, Звездный городок, Краснознаменск, Молодежный.
Для территориально-административных единиц, входящих в состав Московской области, характерна высокая степень дифференциации как по уровню и качеству жизни населения, так и по динамике макроэкономических показателей.
Стратегическое управление мегарегионом предопределяет, прежде всего, понимание сущности и целей управления.
Автор предлагает дефиницию «инновационный потенциал мегарегиона» толковать как степень возможностей социо-эколого-
экономического хозяйства к осуществлению инновационной деятельности, определяемой ресурсной компонентой и деловой активностью, обеспечивающей прирост конкурентоспособности, рассматриваемой в качестве базового условия достижения сбалансированного состояния (устойчивости) и движения (устойчивого развития) как самой системы, так и ее составных элементов (территориально-административных единиц) в направлении заявленной целевой установки - повышение качества жизни населения.
Российский ученый Супрун В.И. отмечает, что преимущество концепции мегарегиона заключается в следующем:
-во-первых, она подразумевает тесное взаимодействие нескольких регионов, принципиально важных для развития как отдельной конкретной страны, так и для континента или даже мира;
-во-вторых, она подразумевает целостность и интегративность, сформированные в данном пространстве в течение длительного периода времени;
-в-третьих, мегарегион имеет геополитическое значение;
-в-четвертых, пространственных параметры мегарегиона влияют на мировосприятие людей;
-в-пятых, динамика мегарегиона определяется уровнем его экономического развития и задаваемой перспективой;
-в-шестых, перспективы развития зависят от демографических факторов, хотя они и не являются определяющими [7].
С такими выводами автору трудно не согласиться.
Через ускоренный рост отдельных регионов прошли практически все страны, пережившие экономический рост и социальный подъем. Концентрация усилий в рамках отдельных регионов позволяет получить эффект от масштаба, формируя полюса роста.
Отличительной особенностью таких регионов является их потенциальная способность выступать в качестве локомотива для развития соседних территорий и, как следствие -национальной экономики.
Как полагают специалисты из Министерства регионального развития Российской Федерации, совокупность таких регионов должна составлять каркасную структуру пространственной организации России [9].
Бесспорно, это позволит повысить конкурентоспособность национальной экономики за счет эффекта концентрации, обеспечивающей синергию инноваций. Значительный эффект способны обеспечить территориально-локализо-ванные пространства, признаваемые мегарегионом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.- Изд-во социально-экономической литературы. М.: 1962..
2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.Современный экономический словарь.- 6-е изд. перераб. и доп.-М.:ИНФРА-М, 2011.
3. Котлер Ф. Основы маркетинга. 4-е европ. изд. -М.: Вильямс, -2007.- 1197с.
4. Шумпетер Й. Теория экономического развития.-М.: ЭКСМО, 2007.
5. Кондатьев Н.Д. Проблемы экономической динамики.- -2-е изд.-М.:1989.
6. Анчишкин А.И. Наука-техника-экономика.-2-е изд.-М.: Экономика, -1989.-383с.
7. Супрун В.И. Сибирь как мегарегион: концепция и реальность//Идеи и Идеалы № 1 (27), т.1,- 2016 - С.124-134.
8. Иншакова Е.И. Устойчивое развитие макрорегиона: методологические и теоретические аспекты исследования// Иншакова Е.И., Самохин А.В. //Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология.- 2008.-№ 1,-С.80-85.
9. Министерство регионального развития Российской Федерации. Концепция социально-экономического развития регионов Российской Федерации.- 2009.
10. Социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации//Федеральная служба государственной статистики: webсайт.-URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/region_stat/sep_region. html (дата обращения: 09.02.2016).
Информация об авторе: Арсеньев В.В.
Магистрант ФГБОУ ВО «МГТУ им. Н.Э. Баумана» Эл. почта: [email protected]
Information about the author
Arsen'ev V. V.
Undergraduate Bauman Moscow State Technical University E-mail: [email protected]