Научная статья на тему 'Исследование подходов к стратегическому управлению развитием мегарегиона в современных условиях (на материалах Московской области)'

Исследование подходов к стратегическому управлению развитием мегарегиона в современных условиях (на материалах Московской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕГАРЕГИОН / ПРОБЛЕМЫ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / MEGAREGION / PROBLEMS / DEVELOPMENT MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дробкова О. С.

Наличие территориально-локализованных пространств, признаваемых мегарегионами, предопределяет поиск путей, моделей их устойчивого и сбалансированного развития, адаптацию систем их управления, чему и посвящена данная статья, представляющая результаты исследований в области интеграционно-сбалансированной модели развития мегарегиона Московская область.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of approaches to strategic management of development of the megaregion in modern conditions (on materials of the Moscow region)

Existence of the territorial localized spaces recognized as megaregions predetermines search of ways, models of their sustainable and balanced development, adaptation of systems of their management what this article representing results of researches in the field of the integration and balanced model of development of the megaregion the Moscow region is devoted to.

Текст научной работы на тему «Исследование подходов к стратегическому управлению развитием мегарегиона в современных условиях (на материалах Московской области)»

The State Counsellor, 2017

УДК 330

О.С.Дробкова

Исследование подходов к стратегическому управлению развитием мегарегиона в современных условиях (на материалах Московской области)

Наличие территориально-локализованных пространств, признаваемых мегарегионами, предопределяет поиск путей, моделей их устойчивого и сбалансированного развития, адаптацию систем их управления, чему и посвящена данная статья, представляющая результаты исследований в области интеграционно-сбалансированной модели развития мегарегиона - Московская область.

Ключевые слова: мегарегион, проблемы, модель развития

O.S.Drobkova

Research of approaches to strategic management of development of the

megaregion in modern conditions (on materials of the Moscow region)

Existence of the territorial localized spaces recognized as megaregions predetermines search of ways, models of their sustainable and balanced development, adaptation of systems of their management what this article representing results of researches in the field of the integration and balanced model of development of the megaregion - the Moscow region is devoted to.

Keywords: megaregion, problems, development model.

елостная теория стратегического управления развитием систем регионального хозяйства, мегареги-онами, рассматриваемого в качестве инновационных процессов, находится в стадии своего становления, хотя отдельные его элементы изучены и представлены в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых. Исследованиями в области стратегического управления региональными системами занимались И.Ансофф, Л.И. Абалкин, П. Друкер, М.Портер, А.Г. Гранберг, Г.Минсберг, В.Н. Овчинников, С.Г. Тяглов, А.И. Татаркин, П.А. Минакер, Л.С. Шеховцева и многие другие.

Анализ показывает, что на практике наибольшее распространение получили только отдельные элементы стратегического управления региональным развитием. Речь идет о стратегическом программировании и стратегическом планировании. Продолжает оставаться актуальной проблематика концептуального обоснования стратегического управления развитием систем регионального хозяйства, в том числе и систем, признаваемых мегарегионом.

Мегарегион - регион, выполняющий глобальные функции и интегрирующийся в глобальное социо-эколого-экономическое пространство.

Сущность стратегического подхода к управлению социально-экономическим развитием мегарегиона, по заключению автора, состоит в следующем.

Во-первых - мегарегион - это система, обладающая рядом классификационных признаков (см. табл.1.)

Представляется, что для такой системы, как «мегарегион» степень интеграционного взаимодействия на условиях сбалансированности приобретает особую актуальность.

Во-вторых - для мегарегиона характерна высокая степень изменчивости и неопределенности, формируемых как внешней, так и внутренней средой. Такая неопределенность формирует повышенные риски, угрозы и вызовы, которые необходимо идентифицировать, оценивать, нейтрализовать, сводить до приемлемого уровня мерами страховой защиты.

ГосударстВеНнЫй СоВетНиК, 2017

Таблица 1

Классификационные признаки системы - «мегарегион»

№ п/п Классификационный признак Значение признака

1. Природа Физическая (реальная)

2. Происхождение Естественное

3. Длительность существования Постоянное

4. Изменчивость свойств Динамическое

5. Степень сложности Сложная

6. Отношение к внешней среде Открытая

7. Реакция на возмущающие воздействия Активная

8. Степень связи с внешней средой Открытая равновесная

9. Характер функционирования С управлением

10. Степень участия людей в реализации управляющих воздействий Организационная

11. Степень взаимодействия внутри системы и с внешней средой Интеграционное на условиях вертикальной и горизонтальной сбалансированности

12. Степень участия системы в управлении Адаптивная, самоуправляемая (саморугулируемая)

В-третьих - для выживания (устойчивости) мегарегиона и его устойчивого развития необходимы разработка и обоснование стратегии - образ желаемого будущего местоположения системы и способов его достижения с учетом имеющегося у нее потенциала.

Под стратегическим управлением с научной с научной точки зрения понимают деятельность, связанную с постановкой целей и задач организации, поддержание ряда взаимоотношений между организацией и ее окружением, которые дают ей возможности добиться своих целей, в соответствии с ее внутренними возможностями, позволяя оставаться восприимчивой к внешним требованиям [1].

В-четвертых - процесс управления (и реагирования мегарегиона на него) должен быть нацелен на упреждающие действия а, соответственно, быть риск-ориентированным.

Мегарегиону, как открытой системе, присущ широкий спектр рисков, вызревающих как в самой системе, так и ее внешнем окружении. К внешним рискам относятся экологические, политические, валютные и другие.

Внутренние риски определяются уровнем социально-экономического развития мегаре-гиона, его конкурентоспособностью, эффективностью государственного управления на уровне региона и его муниципальных образований. Внутренний риск может варьироваться по экономическим районам мегарегиона. Как правило, региональный риск не выделяется в качестве самостоятельного, что по заключению автора не оправданно, когда речь заходит о стратегическом управлении развитием сложной хозяйственной системы - ме-гарегион.

Финансово-бюджетная безопасность, финансовая устойчивость мегарегиона и его

экономических районов находятся в прямой зависимости от бюджетной политики и стратегии, которые в свою очередь, иерархически зависимы от стратегии более высокого порядка - стратегия социально-экономического развития. Финансовая устойчивость и бюджетная безопасность мегарегиона постоянно испытывают риск утраты устойчивости и перехода системы в неравновесное состояние.

В-пятых - в современных условиях стратегическое управление должно быть ориентировано (вектор развития) не на экономический рост, а на устойчивое развитие, рассматрива-емее в социо-эколого-экономическом аспекте.

Таким образом, стратегическое управление мегарегионом - управление изменениями системы регионального хозяйства, ориентированное на развитие в условиях интеграционно-сбалансированного взаимодействия внутри системы и с внешней средой, обеспечивающее конкурентоспособность, преимущественно, за счет инноваций и эндогенных факторов.

Стратегическое управление мегарегионом базируется на системном организационном подходах.

С позиции системного подхода, мегареги-он рассматривается как сложная система, но при этом выступающая в качестве подсистемы, составного элемента систем более высокого уровня - национальная экономика, мировая экономика.

Мегарегион, как сложная система, в качестве методологии исследования использует системный анализ, который исследует большое количество сложных взаимосвязанных и взаимозависимых причинно-следственных взаимосвязей, результат действия которых не всегда является очевидным, в силу чего в ус-

ловиях неопределенности и неоднозначности приходится исследовать как стохастические системы, так и стохастические связи.

По заключению И.Пригожина, организационный подход к управлению мегарегионом обязывает учитывать, что в организационных системах управление должно осуществляться в трех формах: как целевое воздействие, как самоорганизация и как организационный порядок [2].

Целевое управляющее воздействие можно классифицировать:

1.по уровню воздействия:

внешнее - федеральное, межрегиональное; внутреннее - региональное, внутрирегиональное.

2.по видам воздействия: административное; нормативно-правовое; социально-психологическое; экономическое;

и др.

3.по способам воздействия: способы прямого воздействия; способы косвенного воздействия. Самоорганизация мегарегиона представляет собой самоорганизацию людей, проживающих в регионе, на основе социальных норм и правил и самоорганизацию бизнес-сообщества на основе принципов рыночной экономики.

Организационный порядок осуществляется на внутрирегиональном и внутриор-ганизационном уровнях в соответствии с существующими нормативно-правовыми ре-гулятивами..

Население мегарегиона, органы управление, предпринимательское сообщество выступают носителями целей регионального развития, а институты, инфраструктура, ресурсный потенциал обеспечивают достижение задаваемых целей.

Стратегическое управление мегарегионом представляет собой непрерывной процесс по разработке, реализации стратегии на основе анализа внешней и внутренней среды, идентификации проблем, поддержания конкурентоспособности системы в ее поступательном движении согласно заданной цели.

С позиции целевого аспекта стратегическое управление развитием мегарегиона представляет собой деятельность по разработке миссии, целей, способов функционирования и развития системы по достижению заявленных целевых установок путем преобразования и рационального использования его потенциала.

С позиции реализации, стратегическое управление развитием мегарегиона представляет собой целенаправленную деятельность, направленную на изменение условий социо-

эколого-экономического воспроизводства в соответствии с миссией и целями, в условиях изменчивости внешней среды.

Стратегическое управление мегарегионом предусматривает разработку нескольких альтернативных сценариев реализации стратегии. А принятая стратегия (из множества альтернатив) выступает основой для разработки долгосрочных, текущих и оперативных решений по управлению развитием мегарегиона.

Стратегия тесно связана со стратегическим планированием, при этом стратегия - способ, инструмент, план управления объектом, а стратегическое планирование -план изменения, трансформации системы в целевое, гипотетическое состояние.

Современное развитие определяется глобализацией мировой экономики, в условиях которой главная стратегия развития как национальной, так и региональной экономики заключается в разработке такой стратегии (модели), чтобы быть равноправным участником отношений, встроенным в этот процесс со своим сценарием развития, учитывающим особенности и возможности (потенциал) системы.

Объектом развития и управления является регион или мегарегион (мезоэкономика) во взаимодействии с национальной экономикой (макрорегион), равноуровневыми системами и системами более низкого порядка (экономические районы) в контексте в формате согласования стратегических, тактических, оперативных и других целей субъектов развития.

Субъектом развития и управления выступают органы власти федерального, окружного, регионального, муниципального уровней, население, бизнес-сообщество.

Стратегическое управление социально-экономическим развитием Московской области осуществляется путем разработки и последующей реализации стратегии социально-экономического развития.

Стратегическое планирование и стратегическое управление социально-экономическим развитием Московской области накопило определенный опыт и к числу базовых нормативно-правовых актов последнего времени следует отнести:

-Концепцию социально-экономического развития Московской области на 1997-2005 годы (принята решением Московской областной думы № 8/139 от 25.06.1997года);

-Стратегию социально-экономического развития Московской области до 2020 года;

-Среднесрочную программу социально-экономического развития Московской области до 2010 года (принята в 2006 году);

-Стратегию социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года (утверждена Прави-

Гос^арстВеНнЫй СоВетНиК, 2017

тельством РФ в 2011 году);

-Проект Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2030 года;

-Инвестиционная стратегия Московской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года.

В соответствии с федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» №№ 172-ФЗ, принятым в 2014 году, все субъекты Российской Федерации обязаны иметь стратегии социально-экономического развития. Статья 32 закона 172-ФЗ гласит, что стратегия в качестве основного документа це-леполагания должна содержать:

-во-первых - оценку достигнутых целей социально-экономического развития субъекта РФ;

-во-вторых - приоритеты, цели, задачи, направления социально-экономической политики субъекта РФ;

-в-третьих - показатели достижения целей социально-экономического развития субъекта РФ;

-в-четвертых - ожидаемые результаты реализации стратегии;

-в-пятых - оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии;

-в-шестых - информацию о государственных программах субъекта РФ;

-в-седьмых - иные положения, определяемые законами субъекта РФ.

Статья 44 закона 172-ФЗ предопределяет, что «реализация стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации осуществляется путем разработки плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, а положения стратегии детализируются в государственных программах субъекта Российской Федерации с учетом необходимости ресурсного обеспечения, в том числе определенного в соответствии с бюджетным прогнозом Российской Федерации на долгосрочный период» [3].

Особый интерес для исследования имеет Проект Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2030 года, обозначенной как «Стратегия лидерства».

Проектом закреплено, что основное назначение стратегии заключается в:

-достижение лидерских позиций по стране по качеству регионального развития;

-достижение устойчивости роста региональной экономики на основе повышения ее конкурентоспособности;

-повышение привлекательности области для жителей и бизнеса на основе сбалансированного регионального развития.

Установлены следующие направления стратегических действий:

1.Реализация взаимосвязанных стратегических проектов:

1.1.создание и развитие стратегических полюсов роста;

1.2. комплексное развитие опорных точек роста;

1.3.сетевые проекты, формирующие инфраструктуру сбалансированного регионального развития.

2.Координация социально-экономического и пространственного развития.

3.Привлечение новых ресурсов экономического роста и интенсификация использования имеющихся.

В качестве стратегических результатов (ожиданий) установлены:

-изменение драйверов экономического роста;

-изменение отраслевой структуры и повышение значений индикаторов качества развития;

-выход на третье место среди несырьевых регионов-лидеров России по уровню развития экономики (с 6 на 3 к 2030 году);

-усиление роли высокотехнологичных секторов экономики и услуг с высокой добавленной стоимостью (с 19% до 27% к 2030 году);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-стабилизация доли обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и строительства;

-сокращение доли государственного управления (с 7% до 4%);

- рост доли экспорта в экономике за счет повышения качества товаров и услуг (с 5% до 8% к 2020 году и до 12% к 2030 году);

-повышение производительности труда (среднегодовые темпы роста к 2030 году -3,4%);

-усиление процесса передислокации бизнеса из Москвы в область, что должно обеспечить прирост ВРП почти в 2 раза и доходы консолидированного бюджета с 494 млрд. рублей в 2014 году до 1400 млрд. рублей к 2030 году в сопоставимых ценах.

Основные индикаторы развития региона, прогнозируемы Стратегией. Имеют устойчивую динамику к росту (см. табл. 2.).

Ключевым результатом реализации стратегии станет рост качества жизни и качества среды для проживания и ведения бизнеса. Продолжительность жизни должна увеличиться на 7 лет. Создано новых высокопроизводительных рабочих мест к 2030 году должно превысить 1 миллион. Создание новых рабочих мест позволит снизить долю маятниковых мигрантов с 24% до 18% трудоспособного населения региона.

Связь с Москвой скоростным рельсовым транспортом рассматривается как составная часть стратегических полюсов роста Московской области. Хордовые транспорт-

Таблица 2

Основные индикаторы результатов реализации стратегии социально-экономического развития Московской области до 2030 года

Индикатор 2014 г. 2020 г. 2015г. 2030 г. (стратегия) 2030 г. (инерционный) 2030 г. 2014 г, %.

1.Бюджетные доходы, млрд. руб. 494 673 960 1319 1028 267

2.ВРП на душу населения, тыс. руб. 388 402 474,6 560,4 437,2 156

3.Среднедушевые доходы населения, тыс. руб./мес 33,3 37,5 44,9 53,8 37,6 144

4.Среднегодовой темп роста производительности труда, % 2,1 3,4 3,4 2

5.Создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест 98,8 409,7 394 1189,7 300 1204

б.Ожидаемая продолжительность жизни, лет 70,9 74,5 76,4 78,0 73,0 110

7.Численность населения, млн. чел. 7,1 7,9 8,4 9,1 8,5 128,2

ные коммуникации с крупнейшими центрами в регионе должны стать полюсами роста, ключевыми, альтернативными Москве центрами притяжения рабочей силы со всего региона.

Стратегией предусмотрена и диверсификация экспорта, поскольку третья часть подмосковного экспорта приходилась на Украину.

Стратегическим результатом региона должно стать достижение лидерских позиций по 4 межотраслевым направлениям:

-Прогресс (Московская область - территория прогресса);

- Здоровье (Московская область - территория здоровья);

-Комфорт (Московская область - территория комфорта);

-Культура (Московская область - территория культуры).

Первое направление - Прогресс охватывает инновационный сектор региональной экономики и сферу профессионального образования.

В данном направлении поставлены достаточно амбициозные цели:

-довести долю высокотехнологичных отраслей в формировании ВРП с 24% до 31%;

-довести долю организаций, осуществляющих инновации, с 12% до 20%;

-довести долю организаций, заказывающих технологические инновации в своем регионе, с 20% до 35%;

-повысить численность выпускников со средним профессиональным образованием с 10,4 тыс. чел. до 20 тыс. человек;

-повысить долю населения, прошедшего переподготовку, с 25% до 45%.

В соответствии с обозначенными направлениями, основными направлениями экономической политики региона в области развития инновационного сектора являются:

-содействие росту объемов инновационной продукции и услуг;

- усиление кооперации производителей и потребителей инноваций в регионе;

- наращивание масштабов внедрения инноваций, направленных на рост производительности труда и диверсификацию рынков сбыта.

Наиболее востребованными типами инноваций в Московской области являются:

- автоматизация производственных процессов;

-3D печать и сканирование; - информационные технологии управления жизненным циклом;

- технологические линии «под ключ» с полным комплектом оборудования и с гарантией поставщика.

Приоритетными направлениями инновационной деятельности Стратегией признаны: -биомедицина и биофармацевтика; -строительство и ЖКХ; -«новая промышленность»; -аэрокосмические технологии; -энергетическое машиностроение, в том числе атомное.

От реализации проектов в этих направлениях ожидается существенный экономический эффект (см. табл.3.).

Государственный СоВетНиК, 2017

Таблица 3

Ожидаемый экономический эффект от развития приоритетных направлений инновационной деятельности в Московской области к 2030 году

Приоритетное направление инновационной деятельности Прирост производительности труда в отрасли,% Прирост экспорта, млрд. руб. Новые рабочие места, тыс.

1. Биомедицина и биофармацевтика 25,0 7,7 20,0

2. Строительство и ЖКХ 20,0 37,0 48,0

3. "Новая промышленность" 20,0 12,0 21,0

4. Аэрокосмические технологии 12,0 9,0 15,0

5. Энергетическое машиностроение, включая атомное 13,0 6,75 70,0

Второе направление - Здоровье ориентировано на производство продуктов для здоровья путем повышения сбалансированности рациона питания населения.

Сравнительная оценка продолжительности жизни в Москве, Московской области и других пристоличных регионов, позволяет сделать вывод о значительном отставании ме-гарегиона -Московская область по данному показателю. На поверхности находится проблема высокой емкости ресурсного потенциала и качества здоровья проживающего населения. Для устранения такого несоответствия, в Стратегии поставлены две базовые задачи:

- повышение качества оказания услуг по охране здоровья;

- повышение объемов производства и потребления продуктов для здоровья.

Данное направление также решает проблему продовольственной безопасности региона, обеспечивая его автономию за счет:

-наращивания объема производства овощей, фруктов, ягод, тепличной продукции с 1362,6 тыс. тн. до 2100 тыс. тн.;

-наращивания объемов производства молока и молокопродуктов с 643,9 тыс. тн. до 1500 тыс. тн.;

-развития сферы здравоохранения включая системы профилактики и восстановительной медицины.

Решение данной проблемы и поставленных задач должно обеспечить:

-годовое потребление жителями области овощей - 140 кг. на одного человека (в 2014 году - 120 кг.);

- годовое потребление молока и молоко-продуктов - 340 кг. на одного человека (в 2014 г.- 271 кг.);

-снижение смертности лиц в трудоспособном возрасте (с 200 до 70 случаев на 100 тыс. человек населения).

Для повышения качества услуг для здоровья предусматривается:

-повышение качества доступности медицинских услуг;

-внедрение информационных технологий в развитие здравоохранения;

- развитие восстановительной медицины и медицинского туризма во взаимодействии с клиниками Москвы.

Одной из важнейших задач Стратегии является дальнейшее снижение и удержание на низком уровне перинатальной и младенческой смертности за счет развития сети перинатальных центров.

Повышение доступности медицинской помощи должно быть обеспечено развитием сети учреждений, оказывающих диагностические медицинские услуги.

Повышение доступности высокотехнологичной помощи в стационарном звене - следующее направление развития, закрепленное в Стратегии. Запланирован многократный рост объема таких услуг и, прежде всего, операций по стентированию и установке кардиостимуляторов.

Третье направление - Комфорт представляет собой межотраслевое взаимодействие, направленное на обеспечение комфорта для проживания и для ведения бизнеса. В рамках данного направления прогнозируется улучшение городской среды посредством:

-совершенствования инженерной и транспортной инфраструктуры;

-развития современных малоэтажных форматов жилой застройки.

Ожидается вовлечение в жилую застройку площадей со 120 га до 360 га, что должно сократить степень износа сетей водоснабжения с 55% до 30%.

Для создания условий по комфортному ведению бизнеса ожидается прирост инвестиций в основной капитал области с 623 млрд. руб. до 2 трлн. руб. В результате этого ожидается, что бизнес-услуги трансформируются в один из драйверов региональной экономики и обеспечат оборот капитала, равный 570 млрд. руб.(в 2014 году - 154 млрд. руб.).

Качество среды проживания будет определяться по «принципу 45-ти минутной доступ-

The State Counsellor, 2017

ности» для населения:

-возможностью найти рабочее место по желаемой специальности с заработной платой, сопоставимой с московской;

-полного набора социальных услуг, которыми человек пользуется чаще, чем 1 раз в квартал;

-услуг высокотехнологичной медицинской помощи;

-наличием минимум одного современного торгово-досугового центра, сопоставимого по качеству предоставляемых услуг с московскими моллами;

-возможностями посещать культурные события мирового масштаба, не покидая территорию региона;

-наличия станций скоростного железнодорожного транспорта для связи с Москвой и аэропортами московского авиационного узла;

-возможностями получения всего спектра государственных услуг со временем ожидания не более 15 минут.

Формирования комфортных условий ведения бизнеса направлено на обеспечение неизменности или предсказуемости изменений законодательства и налогового режима, стабильности условий хозяйственной деятельности и требований к ее осуществлению.

Обеспечение стабильности и предсказуемости условий ведения бизнеса предусмотрено в части:

- тарифов на электроэнергию, услуги водоснабжения и водоотведения;

-условий регламентации и контроля различных сфер хозяйственной деятельности.

Ключевыми направлениями формирования комфортной среды для действующих организаций признаны:

-развитие механизмов содействия в привлечении финансирования;

-формирование системы информационно-аналитических и маркетинговых инструментов поддержки бизнеса в его выходе и закреплении на приоритетных рынках;

-содействие сокращению издержек, в организационных и технологических улучшениях производственных процессов.

Четвертое направление - Культура также является многоотраслевым и направленным на обеспечение привлекательности региона для туристов и экскурсантов, реализацию масштабных инвестиционных проектов в сфере культуры, проведения культурных мероприятий мирового масштаба. Прогнозируется рост с 3 до 5 культурно-туристических кластеров.

По утверждению авторов проекта Стратегии, «в Московской области впервые в российской практики применен подход к стратегическому планированию, основанный на разработке стратегических планов всех муниципальных образований региона синхронно скоординированных с разработкой стратегии социально-экономического развития региона, что позволяет увязать планы по локализации мест приложения труда с резервированием земель под различные функции и развитием инфраструктуры».

Для решения задач стратегии социально-экономического развития Московской области запланировано привлечение внебюджетных средств, при этом на 1 рубль бюджетных вложений должно к 2030 году приходиться 22 рубля частных инвестиций и в этом контексте особую роль должны сыграть инструменты долевого финансирования и государ-

Таблица 4

Прогнозируемое изменение пространственной структуры Московской области к 2030 году

Пояса и сектора Сложившаяся специализация в 2015 году Прогноз на 2030 год

Пояса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ближний Торговля и логистика Инноватика, бизнес-услуги

Средний Нет выраженной специализации Торговля и логистика, рекреация, бизнес-услуги, промышленность,

Дальний Промышленность, АПК Рекреация, АПК, промышленность, в юго-восточном секторе - инноватика

Сектора

Северо-запад Торговля, логистика, наука Бизнес-услуги, инноватика, логистика, АПК

Северо-восток Промышленность Промышленность, торговля и логистика, бизнес-услуги, инноватика

Юго-восток Торговля и логистика, промышленность, АПК АПК, торговля и логистика, промышленность, инноватика

Запад Нет выраженной специализации Бизнес-услуги, Рекреация, АПК,

Советник, 2017

ственно-частного партнерства. Этому должна способствовать и Инвестиционная стратегия Московской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года, принятая в декабре месяце 2015 года.

В результат реализации стратегии ожидается изменение пространственной структуры региона (см. табл.4.).

В ближнем поясе должна усилиться роль инновационного сектора и бизнес-услуг. В среднем поясе прогнозируется наиболее диверсифицированное развитие за счет сме-

щения к зоне ЦКАД новых логистических мощностей и торгово-развлекательных комплексов, формирования крупных деловых районов вблизи станций скоростного железнодорожного транспорта, реализации масштабны туристических проектов. Особое место отводится наукоградам.

В дальнем поясе за счет импортозамеще-ния новый импульс получит агропромышленный сектор экономики.

Для реализации стратегических задач необходимы существенные ресурсы (см. табл. 5.).

Таблица 5

Потребность в ресурсах, необходимых для реализации Стратегии социально-экономического

развития Московской области до 2030 года

Ресурсы 2016-2020 г.г. 2020-2030 г.г. Всего за 2016-2030 г.г.

1.Инвестиции в основной капитал на 1 рубль вложений регионального бюджета, руб. 14,5 22,4 18,9

2.Инвестиции в основной капитал (накопленных за период), млрд. руб. 3615 13826 17940

3.Инвестиции из регионального бюджета, млрд.руб. 250 650 900

В настоящее время в Московской области утверждено 17 Госпрограмм, направленных на обеспечение текущего функционирования социальной сферы и экономики региона, успешная реализация которых должна внести вклад в реализацию целей и задач Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2030 года.

Изучив состояние стратегического управления в Московской области, представляется необходимым отметить следующее:

-система стратегического управления в ме-гарегионе соответствует всем перспективным начинаниям и направлениям, выдвигаемым и поддерживаемым федеральным правительством;

-в соответствии с федеральным законодательством, в регионе принят закон «О стратегическом планировании социально-экономического развития Московской области», предусматривающий трех основных видов документов стратегического планирования: целеполагающие, планирующие, программирующие.

Документом, разрабатываемым в рамках целеполагания является стратегия социально-экономического развития.

Документами, разрабатываемыми в рамках планирования и программирования являются: государственные программы, схема территориального планирования: основные положения градостроительного развития, схема территориального планирования транспортного обслуживания, план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития, инвестиционная стратегия Московской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года.

Документами, разрабатываемыми в рамках программирования, являются: Прогноз социально-экономического развития Московской области на долгосрочный период, Прогноз социально-экономического развития Московской области на среднесрочный период, Бюджетный прогноз на долгосрочный период.

Стратегическое управление Московской областью ориентировано на развитие системы регионального хозяйства в соответствии с Указами Президента РФ от 7 мая 2912 года (№ 596-606), в его реализации используются инструменты и механизмы федеральной экономической политики, сформулированные в послании Президента РФ Федеральному собранию 3 декабря 2015 года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. Пер. с англ. / Науч. ред. Л.Н. Евенко. - М.: Экономика, 2006.

2. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах: От диссипативных структур к упорядоченности через флуктуации. М.: Мир, 1979. - 512 с.

3. Стратегия социально-экономического развития Московской области на период до 2030 года. URL: www. mosoblduma.ru (дата обращения: 1.09.2017)

4. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986.

5. Пригожин И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. М.: Наука, 1985.

6. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. - М.: Мир, 1990.

7. Княгинин В.Н. Доклад: Прогноз развития производственных технологий на период до 2030 года. Материалы исследований ЦСР «Северо-Запад». URL: www.csr-nw.ru. (дата обращения: 1.09.2017)

8. Стенографический отчет о заседании Совета по науке, технологиям и образованию. 30 ноября 2007 года, Москва // Инновации. 2008. № 1 (111).

9. .Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. - М.: Министерство экономического развития России, 2012. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/ doc20120210_04. (дата обращения: 1.09.2017)

10. These Are the World's Most Innovative Economies. Bloomberg Business. 19 January 2016. URL: http://www. bloomberg.com/news/articles/2016-01-19/these-are-the-world-s-most-innovative-economies (дата обращения: 1.09.2017)

11. Todtling F., B.T. Asheim and R. Boschma. Knowledge sourcing, innovation and constructing advantage in regions of Europe // European Urban and Regional Studies. 2013. № 20(2). Р. 161-169.

12. Todtling F., K. Skokan, C. Hoglinger, P. Rumpel and M. Grillitsch. Innovation and knowledge sourcing of modern sectors in old industrial regions.

1. Ansoff I. Strategic management: Abbr. the Lane with English / Nauch. edition of L.N. Evenko. Moscow, Economy,

2. Nikolis G., Prigozhin And. Self-organization in nonequilibrium systems: From dissipative structures to orderliness through fluctuations. M.: World, 1979. - 512 p.

3. The strategy of social and economic development of the Moscow region until 2030. URL: www.mosoblduma.ru (accessed 1 September 2017)

4. Prigozhin I., Stengers I. Poryadok from chaos: New dialogue of the person with the nature. Moscow, Progress, 1986.

5. Prigozhin I. From existing to arising: Time and complexity in physical sciences. Moscow, Science, 1985.

6. Nikolis G., Prigozhin And. Knowledge of difficult. Moscow, World, 1990.

7. Knyaginin VN. Report: Forecast of development of production technologies until 2030. Materials of researches of TsSR "Northwest". URL: www.csr-nw.ru. (accessed 1 September 2017)

8. The verbatim record about a meeting of Council for science, technologies and education. On November 30, 2007, Moscow. Innovations. 2008. No. 1 (111).

9. . The strategy of innovative development of the Russian Federation until 2020. Moscow, Ministry of Economic Development of the Russian Federation, 2012. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ innovations/doc20120210_04. (accessed 1 September 2017)

10. These Are the World's Most Innovative Economies. Bloomberg Business. 19 January 2016. URL: http://www. bloomberg.com/news/articles/2016-01-19/these-are-the-world-s-most-innovative-economies (accessed 1 September 2017)

11. Todtling F., B.T. Asheim and R. Boschma. Knowledge sourcing, innovation and constructing advantage in regions of Europe//European Urban and Regional Studies. 2013. No. 20(2). River 161-169.

12. Todtling F., K. Skokan, C. Hoglinger, P. Rumpel and M. Grillitsch. Innovation and knowledge sourcing of modern sectors in old industrial regions.

REFERENCES

2GG6.

Информация об авторе:

Дробкова О. С.

(Россия, Москва) Аспирант ФГБОУ ВО «МГТУ им. Н.Э. Баумана» Эл. почта: [email protected]

Bauman Moscow State Technical University E-mail: [email protected]

Information about the author:

Drobkova O. S.

(Russia, Moscow) Graduate student

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.