Научная статья на тему 'Стратегическое управление предпринимательско-ориентированной системы рекреационного санаторно-курортного комплекса'

Стратегическое управление предпринимательско-ориентированной системы рекреационного санаторно-курортного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕКРЕАЦИОННЫЙ САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скворцова А. В.

В современную курортную индустрию вовлечено большое количество предприятий и организаций самой разнообразной направленности, организационно-правовых форм и форм собственности, видов предпринимательской деятельности, которые можно сгруппировать: представляющие услуги по размещению туристов (санатории, пансионаты, базы отдыха, гостиницы, мотели и т. д.); предоставляющие услуги питания (рестораны, бары, закусочные, столовые и т. д.); транспортные предприятия; санаторные предприятия, осуществляющие разработку и реализацию курортного продукта; предприятия сферы досуга; общественные санаторно-курортные организации; центральные и региональные органы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление предпринимательско-ориентированной системы рекреационного санаторно-курортного комплекса»

низационные основы государственной политики по развитию и поддержке малого бизнеса, устанавливают формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности малых предприятий. Неформальные ограничения, в отличие от формальных правил, являются продуктом человеческой деятельности, которые исторически сложились за долгие годы. Они закреплены в менталитете, обычаях, традициях, семейных нормах поведения. На рисунке 3 представлена структура неформальных институтов малого бизнеса. Анализ показал, что в России сегодня превалируют неформальные институты, структурирующие ведение малого бизнеса. Необходимые формальные институты зачастую просто отсутствуют, а существующие далеки от совершенства.

Современное институциональное пространство России характеризуется неактуальностью и нелегитимностью для большей части населения провозглашенных институционально правовых изменений; ослабление контроля со стороны государства за соблюдением правовых норм; активным нарушением властями различных уровне законных прав рядовых граждан. Все это ведет к институци-онализации неформальных и неправовых типов социальных воздействий.

Отсутствие необходимой поддержки государства малое предприятие компенсировало стремлением формировать собственные законы выживания, которые зачастую не только не соответствовали, но и прямо противоречили социальным, моральным и правовым нормам.

Неправовые и неформальные способы поведения сегодня демонстрируют свою эффективность и становятся важным элементом институционального пространства. Рост интереса к механизмам, основанным на доверии, резко возрос в России именно сейчас, когда обществу и бизнесу, как, впрочем, и самому государству было продемонстрировано низкое качество работы правительства, законодателей, судов и правоохранительных органов.

Таким образом, институциональный подход к анализу малого предпринимательства позволяет проанализировать внутреннюю сущность малого бизнеса, выявить зависимость малых предприятий от формальных и неформальных институтов. Кроме того, такой подход позволяет выделить факторы и специфические параметры, оказывающие наибольшее влияние на величину трансакционных издержек, а также обосновать выбор экономической модели поведения малых предприятий на основе принципа минимизации трансакционных издержек. А также разобраться в причинах слабого развития малого предпринимательства и предложить пути импортирования и совершенствования институтов воспроизводства малого бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Бухвальд Т., Виленский А. Развитие и поддержка малого бизнеса (опыт Венгрии и уроки для России) // Вопросы экономики. 2002. № 7.

2. Карпинская В., Калиниченко Н. Помогите бедному малому бизнесу // Итоги. 2000. 7 ноября.

3. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. М.: ИМЭМО, 1990.

4. Малый бизнес по-польски // Деловая Москва. Еженедельный номер. 2005. № 35(557). 19 сентября.

5. Олейник А.Н. Институциональная экономика. М.: ИНФРА — М, 2000.

СКВОРЦОВА А.В.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ

РЕКРЕАЦИОННОГО САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА

В современную курортную индустрию вовлечено большое количество предприятий и организаций самой разнообразной направленности, организационно-правовых форм и форм собственности, видов предпринимательской деятельности, которые можно сгруппировать: представляющие услуги по размещению туристов (санатории, пансионаты, базы отдыха, гостиницы, мотели и т. д.); предоставляющие услуги питания (рестораны, бары, закусочные, столовые и т. д.); транспортные

предприятия; санаторные предприятия, осуществляющие разработку и реализацию курортного продукта; предприятия сферы досуга; общественные санаторно-курортные организации; центральные и региональные органы. Каждая из этих групп применяет концепцию предпринимательства, особенности реализации которого определяются спецификой их деятельности.

За рубежом в сфере курорта выделяют две взаимосвязанных, но самостоятельных индустрии: индустрию гостеприимства, включающую гостиничный и ресторанный бизнес, и индустрию собственно курорта как деятельность по учреждениям и реализации путешествий. Соответственно различают предпринимательскую индустрию гостеприимства и курортной сферы [2].

Такой подход не вполне применим к российским условиям, поскольку у нас сложилась самостоятельная отрасль — санаторно-курортный комплекс, который, с одной стороны, можно отнести к индустрии гостеприимства, с другой — к оказанию лечебных и оздоровительных услуг населению. Поэтому уместно выделить отдельное понятие санаторно-курортное предпринимательство, представляющее собой концепцию управления, заключающуюся во всестороннем изучении потребностей клиентов в курортном лечении и отдыхе для наиболее полного их удовлетворения путем комплексных усилий по производству, реализации и продвижению санаторно-курортного продукта на конкретном рынке с целью получения прибыли и достижения других целей, стоящих перед учреждением.

Актуальная на наш взгляд идея санаторно-курортной индустрии — это встреча между возможностями рекреационных учреждений и потребностями их клиентов для того, чтобы осуществить цели, прежде всего получение прибыли. Однако часто цели рекреационного комплекса не ограничиваются получением прибыли, а представляют собой сложное сочетание различных целевых установок, ^ формирование которых определяется разнообразными факторами внешней и внутренней среды. Это ^ делает необходимым построение системы целей с применением специальных стратегических и так- ^ тических методов и подходов. о

Исходя из этого предпринимается стратегическая ориентация всей хозяйственной деятельности санаторно-курортных учреждений на удовлетворение спроса. С данной целью проводится иссле- □ довательский поиск продуктов с новыми потребительскими свойствами, осуществляется организация О его производства и позиционирование на рынке. После всей этой «подготовительной» деятельности продукт представляется потребителю. ^

В деятельности учреждений, использующих предпринимательство в качестве рыночной концеп- о ции управления, большую роль играет принцип обратной связи [1]. Наряду с принятием хозяйствен- £ ных решений в зависимости от конъюнктуры рынка организации активно воздействует на потреби- о телей и конкурентов всеми возможными методами и средствами. ^

На наш взгляд, предпринимательская сфера санаторно-курортных учреждений не пассивно х реагирует на спрос, а проводит продуманную и хорошо скоординированную политику завоевания о рынка, формирования новых потребностей. Эта политика реализуется системой управления предпри- ° нимательским комплексом. ф

ш

В рассматриваемых условиях предпринимательство, будучи концептуально рыночной системой о

управления санаторно-курортного учреждения, выступает как объективная необходимость, диктуе- о

мая новой ступенью развития рыночных отношений, для которой характерно установление господ- ^

ствующей стратегической позиции на рынке потребителя. В экономической науке эта ступень полу- 2

чила отражение в рыночной концепции управления организации, а также в модели приоритета по- ^

требителя. В этих условиях санаторно-курортное учреждение превращается в своего рода «откры- б

Ш

тую систему», на все звенья функционирования которой огромное воздействие оказывает рыночная конъюнктура. Производство санаторно-курортных услуг, сбытовая деятельность предприятия, а так- о же ее организационная структура ориентируются на учет рыночного спроса, потребностей и требо- ^

ваний покупателей и деятельности конкурентов, в результате чего определяются собственные цели ^

о

и возможности их достижения. ф

Таким образом, необходимо осуществить реформирование всех основных элементов системы

управления рекреационным предприятием и всей системы санаторно-курортного учреждения на б

основе концепции предпринимательства. Формирование предпринимательско-ориентированной ®

структуры управления санаторно-курортными учреждениями происходит постепенно и эффектив- 2

ность этой работы зависит от ряда факторов: объема переориентации сбыта на продажу санаторно- §

курортных услуг за полную стоимость, степени вертикальной централизации управления и уровня о

хозяйственной самостоятельности предприятий, исходного наличия организационных структур, уже выполняющих отдельные функции предпринимательства, качества подготовки руководящих кадров и др.

Предпринимательско — ориентированная структура санаторно-курортных учреждений складывается из элементов системы управления в которую входят аппарат управления, суть которого в изменении прежней организационной структуры и появление нового подразделения — отдела, перераспределение кадрового аппарата, его обучение и переориентация на решение новых задач; методов управления — для достижения необходимого уровня сервиса переход от преимущественно командно-административных методов к экономическим, повышение заинтересованности персонала в сбыте санаторно-курортных услуг; появление новых функций: сбытовой, продвижение санаторно-курортных услуг. Изменение содержания прежних: планирование на основе прогноза сбыта, тактика конкурентов сезонности; аналитической — аннализ новых показателей производственно-финансовой деятельности; перераспределение функций между подразделениями; из информации, технологии и техники — проведение специально разработанных и спланированных исследований внешней среды и внутреннего состояния санаторно-курортного учреждения и в связи со значительнбым объемом разнообразной информации широкая автоматизация рабочих мест, разработка новых программных продуктов.

Анализируя уровень внедрения предпринимательской концепции в практику управления санаторно-курортной отраслью, мы считаем целесообразным выделить следующие этапы формирования предпринимательско-ориентированной системы управления.

На первом этапе, на котором находится большинство курортных учреждений, специальной предпринимательской структуры нет. Функции предпринимательской отрасли обычно берут на себя отделы реализации путевок, само название которых показывает узость стоящих перед ними задач. Их деятельность ограничивается заключением контрактов, рассылкой путевок, оформлением прайс-листов, участием в мероприятиях по рекламе.

На втором этапе, на базе наиболее продвинутой структуры создается внутренний отдел предпринимательства, планомерно занимающийся выполнением свойственных функций.

Третий этап характеризуется превращением службы в ведущую организационную структуру санаторно-курортного учреждения, координирующую работу всех других подразделений центра реабилитации для успешной реализации ее целей.

Мы считаем, что, подразделения предпринимательства на санаторно-курортном комплексе выполняют двоякую функцию. Во-первых, они действуют как агенты по сбыту для всех остальных подразделений учреждения; во-вторых, они выступают как представители рынка, на котором они действуют. Подразделения предпринимательства не только представляют санаторно-курортный комплекс на рынке, они представляют рынок на предприятии.

Далее необходимо выделить ряд особенностей подразделений предпринимательства, которые определяют характер их организации, управления и функционирования:

1. Деятельность подразделений предпринимательства в санаторно-курортном комплексе не связана с созданием основных фондов и значительных объемов капитальных вложений.

2. Функционирование подразделений предпринимательства требует поступления информации от всех остальных подразделений санаторно-курортного учреждения.

3. Подразделение предпринимательства, выступая на рынке как представитель организации, несет ответственность за ошибки и просчеты всех остальных служб.

4. Подразделения предпринимательства имеют возможность оценивать деятельность предприятия в целом и отдельных подразделений извне, со стороны рынка, учитывая поток отраженной информации.

5. Подразделения предпринимательства выполняют как функции, связанные с постановкой и выполнением стратегических установок, так и функции, связанные с решением текущих задач. Временной аспект принимаемых ими решений значительно варьирует.

Подразделения предпринимательства санаторно-курортного учреждения являются основой их системы управления. Согласно классическому определению «предпринимательская система — методы, с помощью которых организация планирует, осуществляет и регулирует свою деятельность, чтобы добиться своей цели на основе использования денежных, людских, материальных и информационных ресурсов».

Таким образом, мы считаем, что, система предпринимательства санаторно-курортного учреждения представляет собой совокупность элементов принятия решений, организации, стимулирования, информационных и материальных потоков, интегрированных в упорядоченной структуре. Для предпринимательства как рыночной концепции управления предприятием характерна комплексность воздействия на все многообразные виды деятельности по разработке и продвижению товаров и услуг от производителя к потребителю и воздействие на самого потребителя.

Современный подход к предпринимательской сфере признает взаимозависимость различных функций и видов деятельности санаторно-курортного комплекса и в свете этой посылки при проектировании системы учреждения необходим учет взаимозависимости его информационной и других обеспечивающих подсистем.

Принятие предприятием управления в качестве предпринимательской стратегии неизбежно вызывает изменение подходов и приемов создания и функционирования организационной структуры санатория. Это вызвано тем, что меняется приоритет интересов и задач во внутренней и внешней среде деятельности санаторного комплекса, появляются новые информационные потоки, меняется система ответственности на предприятии и, как следствие, появляется подразделение, полностью отвечающее за адекватность потребностям рынка возможностей.

Предпринимательство как новая функция связи санаторно-курортного комплекса с рынком основывается на комплексном и стратегическом подходе к разрешению традиционных проблем. Организационные структуры, пригодные для оперативного руководства, могут не отвечать критериям, необходимым для реализации стратегии.

Учет интересов потребителей в предпринимательстве базируется на принципе сегментации. ^ Определение целевых рынков, сегментов потребителей с заданными характеристиками предполагает специфический подход к управлению. Выделенные критерии требуют обязательного управления при формировании организационной структуры предприятия и подразделений предпринимательства. о

Предпринимательские службы чаще, всего формируются по функциональному или дивизиональ-ному принципу. В дивизиональных структурах предпринимательские функции группируются в под- □ разделениях по одному из признаков: продуктовому, региональному, потребительскому. В курорт- О ном предпринимательстве более применимые дивизиональные структуры не в чистом, а в смешанном виде. Продуктовая структура может иметь место в различных курортных объединениях, когда ^ имеется необходимость организации отдела продаж путевок каждого входящего в объединение. В этом о случае необходимо разграничение функций между службами предпринимательства отдельных отделов санатория и всего объединения. о Поскольку по международной классификации ВТО поездки на курорты с целью лечения отно- 2 сятся к лечебному туризму, то санаторно-курортный комплекс можно рассматривать как один из видов х курортного бизнеса, имеющего с ним ряд общих черт, определяющих его специфические особенно- о сти: § Санаторно-курортное предпринимательство — это преимущественно предпринимательство ф сферы услуг с соответствующими этой сфере особенностями (неосязаемость, неспособность к хране- о

нию, неразрывность производства и потребления, изменчивость). о

^

о о

Своеобразие санаторного продукта так же, как и курортного, определяется комплексностью входящих в его состав услуг и товаров. Это неоднородное понятие, характеризующееся различным сочетанием самых разнообразных услуг (размещения, питания, транспорта, лечения, досуга и др.). Особенностью санаторного продукта тоже является комплексность услуг и товаров, удовлетворяющих потребности отдыхающих во время пребывания.

0

1_

о о

ш

О

I—

Спрос на санаторно-курортные услуги очень эластичен по отношению к цене и доходам, а так- о же чувствителен к неценовым факторам внешней среды (политическим, экономическим, экологичес- ^ ким и пр.) [3]. ^ Санаторно-курортный комплекс Волгоградской области имеет относительно небольшую историю. ф Его значение в сфере услуг было обусловлено формированием рыночных отношений и возникновением конкуренции как внутри отрасли, так и межотраслевой. В соответствии со степенью зрелости ^ рыночных отношений нами выделено, три сложившихся этапа развития санаторно-курортной инду- ® стрии. Л 1 этап — советский (конец 1920-1992 г.). Предпринимательство как концепция не существу- § ет. Под сбытом понимается плановое распределение путевок. Цена путевок не покрывает издержек о

их производства, существенно не отличается в разных санаториях и не связана с колебаниями спроса. Выделяются централизованные дотации на покрытие разницы в стоимости путевок. Командно-административными методами делаются попытки повышения культуры обслуживания отдыхающих. Концепция управления санаторно-курортным учреждением данного периода может быть отнесена к производственной концепции.

2 этап — переходный (с 1992-2001 г.), характерными особенностями которою являются: ликвидация вертикали управления, разрушение централизованного распределения путёвок и формирование свободного рынка санаторно-курортных прав, стирание существовавших ранее ведомственных границ между различными базами размещения. Появились рыночные посредники в сбыте санаторного продукта. Задействованы методы продвижения курортных услуг, особенно стимулирование сбыта, реклама и РЯ.

3 этап — рыночный (с 2001 г. по н.в.), начался с изменения роли фондов социального страхования в приобретении и распределении путевок. Это соответствует основному направлению действий правительства в социальной политико-последовательный переход от распределения социальных благ к индивидуальной адресной помощи тем, кто в ней наиболее нуждается. Этот этап можно охарактеризовать как применение управленческой концепции в санаторно-курортной отрасли.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Борисов С.Е. Здоровые деньги предпринимательской деятельности федеральных и муниципальных го учреждений здравоохранения в сфере платных медицинских услуг // Российское предпринимательство. 2003. № 6.

П

л ь

о

^ 2. Кардаш В.А. Законы рынка требуют эффективно использовать факторы повышения конкурентос-^ пособности санаторно-курортных организаций // Региональная экономика: Теория и практика. 2004. № 2.

о 3. Филипповский Е.Е., Шмарова Л.В. Экономика и организация гостиничного хозяйства. М.: Финансы

^ и статистика, 2004.

N □

□ N

о

I—

ф

I—

х о

СТРИГИНА М.О., ЕДЕЛЕВ Д.А.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ о. И МЕХАНИЗМЫ1 ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

X

О О О.

х Борьба с загрязнением окружающей среды связана с хозяйственной и бытовой деятельностью особо

2 охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации — Кавказских Минеральных Вод и ^ является вопросом первостепенной важности, обеспечивающим возможность на практике осуществить % управление региональным развитием на основе принципа устойчивого развития. В этой связи особый о интерес вызывает взаимосвязь объемов сбросов и выбросов с объемом валового регионального продукта ^ (ВРП). К основным показателям загрязнения окружающей среды относятся, прежде всего, выбросы заг-о рязняющих атмосферу веществ от стационарных источников; сбросы загрязненных сточных вод. о С ростом производства, который для региональной экономики характеризуется динамикой ва-

лового регионального продукта (ВРП), загрязнение окружающей среды обычно растёт [1].

Экономическое развитие, которое является основой повышения качества жизни населения, должно увязываться со снижением загрязнения природы на основе новых технологий и методов управления экономикой региона.

Поэтому развитие экономики связывается не только с ее количественным ростом, но и с качественным преобразованием, которое контролируется, прежде всего, по росту производительности труда

о и снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду. В процессе развития одним работниц ком народного хозяйства производится все больший объем продукции (для региона — это ВРП на Л одного работающего), но рост производительности не должен сопровождаться ростом вредных выб-о росов и сбросов, приходящихся на одного работника, иначе масса загрязнения окружающей среды

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.