Научная статья на тему 'Управление предпринимательством на предприятиях санаторно-курортного типа'

Управление предпринимательством на предприятиях санаторно-курортного типа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
630
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПРОДУКТ / ЛЕЧЕБНЫЙ ПРОДУКТ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / BUSINESS / SPA SERVICE / ENTREPRENEURIAL PRODUCT / MEDICAL PRODUCT / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прохорова Ольга Викторовна, Краснова Ольга Николаевна

Целью статьи является выявление особенностей управления на санаторно-курортных предприятиях. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что за последние четверть века исторического периода становления рыночных отношений потенциал санаторно-курортного лечения, оздоровления и отдыха России сократился в четыре раза. В определенной мере это связано с отсутствием механизма предпринимательской деятельности. Обосновано, что на каждом предприятии санаторно-курортной сферы должны действовать два обособленных, но органически взаимосвязанных механизмов управления: а) механизм управления лечением, который невозможен без второго; б) механизма предпринимательства, создающий условия эффективного лечения и отдыха. Рассмотрено, что результатом деятельности санаторно-курортного предприятия являются два продукта: первый в форме создания условий для отдыха и лечения. Этот продукт продается в виде путевки, стоимость которой компенсирует затраты предприятия на проведение лечения и создание условий для отдыха, и позволяющие получить прибыль. Потребитель санаторно-курортных услуг в результате оздоровления и лечения восстанавливает работоспособность и участвует в производстве продукта общества, следовательно, результат лечения можно выразить в форме определенной доли прироста человеческого капитала страны. Особенностью механизма предпринимательства в санаторно-курортном предприятии является то, что не продукт (как совокупность условий для лечения и отдыха и системы оздоровительных услуг) доставляется потребителю, а, наоборот, потребитель услуг к продукту. Представлено дерево целей по обеспечению процесса создания этих двух продуктов санаторнокурортного предприятия. Из состава объектов управления санаторно-курортного предприятия выделен его основной механизм организационно-экономический. Он представляет совокупность организационных структур, конкретных форм и методов управления, инструментов и рычагов, а также органичного единства производственных, финансовых, социальных, технологических и экономических связей, правовых форм, влияющих на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования санаторно-курортной отрасли, с целью создания условий для квалифицированного оздоровления рекреанта при непреръвном совершенствовании лечебной базы, гостиничного обслуживания и обеспечения комфортного отдыха гостей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Прохорова Ольга Викторовна, Краснова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING A SANATORIUM AND RESORT ENTERPRISE IN THE MARKET ECONOMY

The aim of the article is to determine the characteristics of management of spa facilities. The urgency of this problem stems from the fact that over the past quarter-century historical period of market relations the potential of the spa treatment, rehabilitation and recreation in Russia decreased in four times. To a certain extent this is due to the lack of entrepreneurial activities. It is proved that every enterprise of the sanatorium sphere should operate two separate, but organically interrelated management tools: a) the mechanism for managing the treatment, which is impossible without the second tool; b) a mechanism for business, creating conditions for effective treatment and rest. We consider that the results of spa businesses are two products: the first in the form of creating conditions for rest and treatment. This product is sold in the form of vouchers, the value of which compensates for the cost of the enterprise to carry out treatment, and creating conditions for rest and allow a profit. Consumers of spa services as a result of rehabilitation and treatment restore and are involved in the manufacture of a product of society, therefore, the result of the treatment can be expressed in the form of a certain percentage of growth of the human capital of the country. Features of the mechanism of entrepreneurship in the health resort company is not the product (as a set of conditions for treatment and rest, and the system of health services) delivered to the consumer, but on the contrary, consumer services to the product. Presented are tree goals of the process of creating these two products by sanatorium enterprises. From the facilities management of spa businesses highlighted is its foundation mechanism organizational and economic. It is a set of organizational structures, concrete forms and methods of management tools and instruments, as well as the organic unity of production, financial, social, technological and economic relations, legal forms, affecting business entities of sanatorium branch in order to create conditions for qualified rehabilitation of recreants with continuous improvement of medical base, hotel services and providing a comfortable stay for guests.

Текст научной работы на тему «Управление предпринимательством на предприятиях санаторно-курортного типа»

УДК 336.36.338.46

Р01: 10.12737/11311

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ТИПА

Прохорова Ольга Викторовна, oliyababy@mail.ru,

аспирант ФГАОУ ВПО «<Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация

Краснова Ольга Николаевна, кандидат политических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных знаний, olgargutis@rambler.ru, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

Целью статьи является выявление особенностей управления на санаторно-курортных предприятиях. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что за последние четверть века исторического периода становления рыночных отношений потенциал санаторно-курортного лечения, оздоровления и отдыха России сократился в четыре раза. В определенной мере это связано с отсутствием механизма предпринимательской деятельности. Обосновано, что на каждом предприятии санаторно-курортной сферы должны действовать два обособленных, но органически взаимосвязанных механизмов управления: а) механизм управления лечением, который невозможен без второго; б) механизма предпринимательства, создающий условия эффективного лечения и отдыха. Рассмотрено, что результатом деятельности санаторно-курортного предприятия являются два продукта: первый — в форме создания условий для отдыха и лечения. Этот продукт продается в виде путевки, стоимость которой компенсирует затраты предприятия на проведение лечения и создание условий для отдыха, и позволяющие получить прибыль. Потребитель санаторно-курортных услуг в результате оздоровления и лечения восстанавливает работоспособность и участвует в производстве продукта общества, следовательно, результат лечения можно выразить в форме определенной доли прироста человеческого капитала страны. Особенностью механизма предпринимательства в санаторно-курортном предприятии является то, что не продукт (как совокупность условий для лечения и отдыха и системы оздоровительных услуг) доставляется потребителю, а, наоборот, потребитель услуг — к продукту. Представлено дерево целей по обеспечению процесса создания этих двух продуктов санаторно-курортного предприятия. Из состава объектов управления санаторно-курортного предприятия выделен его основной механизм — организационно-экономический. Он представляет совокупность организационных структур, конкретных форм и методов управления, инструментов и рычагов, а также органичного единства производственных, финансовых, социальных, технологических и экономических связей, правовых форм, влияющих на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования санаторно-курортной отрасли, с целью создания условий для квалифицированного оздоровления рекреанта при непрерывном совершенствовании лечебной базы, гостиничного обслуживания и обеспечения комфортного отдыха гостей.

Ключевые слова: предпринимательство, санаторно-курортное предприятие, предпринимательский продукт, лечебный продукт, организационно-экономический механизм

Санаторно-курортные предприятия России довольно тяжело переходили к рыночным отношениям. Если в 1990 г. было 7431 санаторно-курортное учреждение на 1299 тыс. коек [8, с. 3], то на 1 января 2014 г. — всего 1250 санаторно-курортных учреждения на 342 тыс. коек1.

1 Статистический справочник Россия—2014.Федеральная служба государственной статистики (Рос-стат). М., 2014. С. 15.

Переход к рыночным отношениям санаторно-курортных предприятий показал, что недостаточно иметь один механизм управления лечением, надо обязательно формировать механизм управления бизнесом, предпринимательства.

Теория предпринимательства возникла на Западе. По Й. Шумпетеру [17, с. 63], роль предпринимателя — быть инновационным создателем новых комбинаций факторов производства.

Л. Мизес [20, р. 17. 252-254] и Ф. Хайек [15] рассматривают предпринимательство как развитие идеи бизнеса. Р.Н. Ронстадт [17] считает, что предпринимательство — это динамичный процесс наращивания богатства. А. Хостинг [16] определяет предпринимательство, как бизнес по извлечению прибыли для всех заинтересованных в нем лиц.

В отечественной литературе Г. Гинс [2] поднял проблему взаимосвязи предпринимательства и государства. А.В. Бусыгин [1] трактует предпринимательство как особую экономическую деятельность, направленную на получение прибыли, основанную на собственной инициативе и инновационной деятельности. А.Г. Кирьяков [5] считает, что предпринимательство — это новаторский процесс создания чего-либо нового в хозяйственном процессе. Он тесно связан с готовностью предпринимателя брать на себя ответственность и риск по осуществлению проекта для получения прибыли.

Проблема предпринимательства на предприятиях санаторно-курортного комплекса недостаточно исследовалась. Предприятия санаторно-курортного типа — это сложные искусственные управленческие системы, нацеленные на осуществление лечебно-восстановительного процесса, лечебно-профилактического процесса, с учетом воздействия рекреационных курортных и физиотерапевтических факторов в сочетании с медикаментозными средствами. В системе этапной реабилитации (больница — поликлиника — курорт) санаторно-курортное лечение — это неотъемлемая часть единой системы здравоохранения и важнейшее звено в комплексе лечебно-профилактических мероприятий, восстановления трудоспособности и укрепления здоровья населения.

Вместе с тем, в рыночных условиях предпринимательство в санаторно-курортных предприятиях крайне необходимо, хотя здесь имеет место государственное регулирование ценообразования на медицинские услуги, определенное фиксирование доли дотаций на путевки. В отличие от других товаров, медицинские услуги по реабилитации не могут быть накоплены, произведены в запас. Количество путевок не может быть выше коечного фонда санатория с учетом специализации. Особенностью предпринимательства в санаторно-курортных предприятиях является и то, что не продукт (как совокупность условий для отдыха и оздоровительных услуг) доставляется потребителю, а, наоборот, потребитель услуг — к продукту.

Потребитель санаторно-курортных услуг в

результате лечения, восстановления работоспособности участвует в создании общественного продукта общества, следовательно, результат лечения можно выразить и в форме прироста человеческого капитала страны.

Продукт санаторно-курортного предприятия

ПРИРОСТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СТРАНЫ

ЛЕЧЕБНЫЙ ПРОДУКТ

1_i_L

САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Рис. 1. Характеристика продуктов санаторно-курортного предприятия в рыночных условиях хозяйствования

Из рисунка 1 видно, что предпринимательский продукт — это получение прибыли за счет покрытия собственными доходами затрат на лечение гостей путем создание комфортных условий проживания при полной наполняемости гостиничного фонда, квалифицированного лечения и непрерывном совершенствовании лечебно-профилактической базы для обеспечения конкурентных преимуществ на мировом рынке. Лечебный продукт — это лечение, реабилитация, оздоровление организма, увеличение работоспособности людей и, тем самым, увеличение роста человеческого капитала страны.

Предпринимательство, во-первых, объединяет всю совокупность организационных, экономических, финансовых, социальных отношений курортного предприятия по оказанию услуг и получению результата деятельности; во-вторых, берет на себя управление всей совокупностью отношений между потребителями услуг, поставщиками ресурсов производства, персоналом и государством; в-третьих, опирается на совокупность экономических законов товарного рынка и выступает субъектом этого рынка.

Следует согласиться с мнениями Е.А. Остапенко, Л.А. Латышева [10, с. 34] о том, что предпринимательский продукт в санаторно-курортном предприятии определяется стоимостью проданных рекреационных услуг, а предпринима-

отражен на рис. 1.

тельская деятельность связана с производством и продажей санаторно-оздоровительных услуг с целью получения разного рода выгоды.

Правовую основу для формирования механизма управления предпринимательской деятельностью в санаторно-курортном предприятии составляет Гражданский кодекс РФ, в котором на осуществление предпринимательской деятельности имеют право государственные и муниципальные предприятия, хозяйствующие общества и общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества, производственные кооперативы.

Санаторно-курортное предприятие вышло на мировой рынок, поэтому предприниматель должен способствовать созданию комфортных условий для лечения и отдыха, конкурентоспособных на рынке медицинских услуг, и эффективной их реализации. Прежде всего, потребитель путевки — это пациент. Поэтому постепенно старый номерной фонд надо реконструировать и в зависимости от уровня качества (категорийности объекта размещения) предоставляемых гостиничных услуг санаторно-курортного предприятия надо дифференцировать цены. Способность предпринимателя должна быть направлена на модернизацию не только гостиничного фонда, но и совершенствование лечебной базы, которая должна соответствовать современному уровню потребительских требований. К примеру, необходимо обеспечить диагностирование заболевания (УЗИ, ЭКГ, исследование вегетативной нервной системы, СМТ-терапия, по-

Управление поставками

персоналом санатория

Управление материально-технической базой

Рис. 2. Дерево целей и состав механизмов управления санаторно-курортного предприятия

лосное лазерное освечивание, лазерное сканирование, и т. д). Многообразие процедур, часть которых являются платными, даст дополнительный доход. Взаимосвязь механизма управления предпринимательской деятельностью и механизма управления санаторно-курортным лечением и оздоровлением рекреантов в своей совокупности образуют систему механизмов управления санаторно-курортного предприятия, что отражено на рис. 2.

Из рисунка 2 видно, что механизм управления предприятием объединяет в себе организационный, экономический и финансовый механизмы, управление модернизацией материально-технической базой здравницы, управление персоналом, управление оптимальными поставками всех видов ресурсов и, конечно, управление маркетингом на рынке санаторно-курортных услуг.

Главной ценностью любого предприятия санаторно-курортного типа является высококвалифицированный медицинский персонал, который должен уметь использовать все виды лечебного воздействия физиотерапевтическими методами, аллопатическими средствами и, конечно, рекреационными ресурсами. Именно высококачественное санаторно-курортное лечение и оздоровление, внимательный и правильно организованный уход за отдыхающими обеспечат получение лечебного продукта, высоко ценящегося на рынке.

М.А. Магомедов [8, с. 10] справедливо отмечает, что «с развитием рыночных отношений появилась опасность излишней коммерциализации санаторно-курортного обслуживания, приводящая, с одной стороны, к «вымыванию» дешевых, но необходимых для полноценного лечения и отдыха медицинских и других услуг и снижению доступности санаторно-курортных услуг вследствие роста цен на путевки, с другой стороны, к сокращению научно-исследовательских работ в области курортологии. В связи с этим одним из спорных вопросов среди ученых в области экономики санаторно-курортного обслуживания является проблема предназначения курортных организаций в условиях рыночной экономики. В понимании и конкретизации данной проблемы мнения разных авторов расходятся. Одни ученые считают, что санаторно-курортный отдых в сочетании с развлекательными мероприятиями нетрадиционен для нашей страны, то есть санатории должны выполнять социальную функцию (обслуживать больных и малоимущих граждан). Другие ученые отмечают, что нацеленность большинства санаторно-курортных учреждений в РФ

только на контингент рекреантов, с показаниями на санаторно-курортное лечение и оздоровление, их несоответствие мировым стандартам по комфорту по существу отсекли пребывание на отечественных курортах потоки практически здоровых и обеспеченных граждан, прежде всего, молодежи, устремившихся на зарубежные курорты [8, с. 11]. Сторонники этой позиции, которую разделяет автор, полагают, что основную роль в подъеме экономики санаторно-курортной отрасли страны может сыграть сочетание современных лечебно-профилактических технологий с разнообразными услугами и технологиями туристского бизнеса.

Ш.С. Зикирова отмечает, что «существовавшая долгие годы система управления санаторно-курортным комплексом, направленная на его качественные и количественные изменения, вошла в противоречие с логикой проводимых социально-экономических реформ. Органы государственного управления в течение длительного времени систематически не занимались развитием данной сферы, о чем свидетельствует отсутствие концепции развития санаторно-курортного комплекса, не проработанность нормативно-правовой базы в области СКК» [3, с. 12].

Из всего состава механизмов управления предпринимательской деятельностью санаторно-курортного предприятия, особо важным является организационно-экономический механизм. Однако понимание его функций в экономической литературе весьма разнообразно.

А.В. Столяренко пишет, что организационно-экономический механизм функционирования санаторно-курортного комплекса состоит из двух тесно связанных между собой составных частей: экономического и организационного механизмов [14]. Б.А. Райзберг считает, что «организационно-экономический механизм» — это совокупность организационных структур и конкретных форм и методов управления, а также правовых форм, с помощью которых реализуются в действующие в конкретных условиях экономические законы, процесс воспроизводства» [12].

О.А. Макарова полагает, что «организационно-экономический механизм экономической системы — это органичное единство производственных, финансовых, социальных, технологических и организационных связей, приводимых в движение с целью непрерывного удовлетворения возрастающих и противоречивых потребностей личности, коллективов, групп, регионов и общества в целом [9].

В. Попова пишет, что организационно-экономический механизм включает экономико-финансовые и организационно-правовые формы, методы, инструменты и рычаги влияния на деятельность предпринимательских субъектов с целью обеспечения желаемого вектора развития, который функционирует в границах фундаментальных связей, отображающих природу его структуры» [11, с. 14]. ТЮ. Снаговский отмечает, что «под устойчивым развитием СКО понимается такое состояние всех функциональных подсистем организации, обеспечиваемое ее экономическим потенциалом, реализуемое посредством организационно-экономического механизма, при котором обеспечивается гармонизация интересов организации, потребителей ее услуг, внешней среды, а также стационарность ее развития [13, с. 5].

О.Г. Кабак считает, что «среди принципиальных моментов построения нового организационно-экономического механизма управления можно выделить такие как: учет и ориентация на потребителя, функционирование в условиях рыночной конкуренции, государственное регулирование и сокращение бюджетного финансирования, расширение предпринимательской деятельности за счет увеличения ассортимента предоставляемых услуг и повышения их качества и т. д. Задача, особенно в области курортного отдыха и лечения, состоит в том, чтобы найти оптимальное сочетание государственной поддержки и использования механизма предпринимательской деятельности в этой сфере [4, с. 9]. Но в определениях организационно-экономического механизма указанных выше авторов нет ни слова о самой главной цели всех санаторно-курортных предприятий — высококачественного лечения пациентов, оздоровления отдыхающих, что неверно. Очевидно, следует уточнить это понятие.

Организационно-экономический механизм управления санаторно-курортным предприятием — это совокупность организационных структур и конкретных форм и методов управления, инструментов и рычагов, а также органичного единства производственных, финансовых, социальных, технологических и экономических связей, правовых форм, влияющих на деятельность предпринимательских субъектов с целью создания условий для квалифицированного санаторно-курортного лечения и оздоровления при полной наполняемости гостиничного фонда и непрерывном совершенствовании лечебной базы.

Таким образом, исследование проблем предпринимательства на предприятиях санаторно-

курортного комплекса дает возможность сделать следующие выводы.

1. Определенная доля совокупности причин сокращения количества санаторно-курортных предприятий страны приходится на период отсутствия в них предпринимательского механизма.

2. В санаторно-курортных предприятиях формируется два продукта:

а) предпринимательский продукт, состоящий из стоимости услуг входящих в путевку и стоимости дополнительных платных гостиничных, ресторанных и медицинских услуг;

б) лечебный продукт — это результат укрепления здоровья, следствием чего есть активное участие людей в создании общественного продукта, который может быть выражен приростом человеческого капитала страны.

3. В санаторно-курортных предприятиях сформирована система механизмов управле-

ния, состоящая из органически взаимосвязанных механизмов управления лечением потребителей путевок и предпринимательского механизма, охватывающего гостиничный и ресторанный бизнес, создающий комфортные условия для лечения и отдыха, в том числе лечебных процедур, часть которых осуществляется дополнительно по желанию пациента на платной основе.

4. Можно уточнить понимание экономико-организационного механизма санаторно-курортного предприятия, в который входят не только совокупность организационных структур, форм и методов управления, но и органичное единство производственных, финансовых, социальных, технологических и экономических связей и деятельность предпринимательских субъектов с целью создания условий для квалифицированного санаторно-курортного лечения и оздоровления.

Литература

1. Бусыгин А.В. Предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 1997. 607 с.

2. Гинс Г.К. Предприниматель. М.Экономика , 1992. С.19.

3. Зикирова Ш. С. Госрегулирование в системе санаторно-курортных услуг, проблемы и перспективы государственного регулирования санаторно-курортного комплекса // Российское предпринимательство. 2011. № 2. Вып. 1 (177). С. 140-144 .

4. Кабак О.Г. Формирование организационно-экономического механизма управления санаторно-курортными и туристскими предприятиями. Автореф. ... канд. экон. наук. СПб., 1998. 16 с.

5. КирьяковА.Г. Основы инновационного предпринимательства. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 160 с.

6. Коршунов В.В. Рациональное и иррациональное в эволюции культурно-исторических типов мировоззрения. Дис. ... д-ра философ. н. / Гос. ин-т искусствознания. М., 1999.

7. Коршунов В.В., Шелекета В.О. К вопросу о философско-культурологическом обосновании гуманитарной экспертизы социально-политических процессов // Сервис plus. 2014. Т. 8. № 4. С. 9-14.

8. МагомедовМ. А. Социально-экономические основы развития санаторно-курортного комплекса региона. Автореф. ... канд. экон. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. 18 с.

9. Макарова О.А. Адаптация организационно-экономического механизма управления туристским предприятием к условиям кризисной экономики // Культура народов Причерноморья. 2011. № 215. С. 92-96.

10. Остапенко Е.А., Латышева Л.А. Инвестиционная деятельность в санаторно-курортном бизнесе. Монография. Ставрополь, 2009. 190 с.

11. Попова В.В. Архггектошка органiзацiйно-економiчного мехашзму управлшня розвитком нацюнально! макросистеми // Держава та репон. Серiя «Економша та пщприемництво». 2007. № 4. С. 204-208.

12. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 2011. 512 с.

13. Снаговский Т.Ю. Формирование организационно-экономического механизма управления устойчивым развитием санаторно-курортных организаций Автореф. ... канд. экон. наук / Сочинский научно-исследовательский центр РАН. Сочи, 2009. 18 с.

14. Столяренко А.В. Структура организационно-экономического механизма функционирования санаторно-курортного предприятия // Бизнес-информ. 2013. № 1. С. 235—242.

15. Хайек Ф.А. Общество свободных: Пер. с англ. М.: 1990. 309 с.

16. Хостинг А. Курс предпринимательства. М.: Международные отношения, 1993. 352 с.

17. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития: Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры: Пер. с нем. М., 1982.

18. Krasnova O.N. Problems of social cohesion development. Middle East Journal of Scientific Research. 2014. Т. 19. № 3.

19. Mises L. von. Human Action: A Treatise on Economics. New Haven, 1949.

20. RonstadtRobertC. Entrepreneurship. Dover., Mass., Lord Publishing Co., 1984. P. 28.

MANAGING A SANATORIUM AND RESORT ENTERPRISE IN THE MARKET ECONOMY

Prokhorova Olga Viktorovna, oliyababy@mail.ru, PhD student, Crimean Federal University named after VI Vernadsky, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation,

Krasnova Olga Nikolaevna, PhD (Cand. Sc.) in Politics, olgargutis@rambler.ru, Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

The aim of the article is to determine the characteristics of management of spa facilities. The urgency of this problem stems from the fact that over the past quarter-century historical period of market relations the potential of the spa treatment, rehabilitation and recreation in Russia decreased in four times. To a certain extent this is due to the lack of entrepreneurial activities. It is proved that every enterprise of the sanatorium sphere should operate two separate, but organically interrelated management tools: a) the mechanism for managing the treatment, which is impossible without the second tool; b) a mechanism for business, creating conditions for effective treatment and rest. We consider that the results of spa businesses are two products: the first - in the form of creating conditions for rest and treatment. This product is sold in the form of vouchers, the value of which compensates for the cost of the enterprise to carry out treatment, and creating conditions for rest and allow a profit. Consumers of spa services as a result of rehabilitation and treatment restore and are involved in the manufacture of a product of society, therefore, the result of the treatment can be expressed in the form of a certain percentage of growth of the human capital of the country. Features of the mechanism of entrepreneurship in the health resort company is not the product (as a set of conditions for treatment and rest, and the system of health services) delivered to the consumer, but on the contrary, consumer services to the product. Presented are tree goals of the process of creating these two products by sanatorium enterprises. From the facilities management of spa businesses highlighted is its foundation mechanism - organizational and economic. It is a set of organizational structures, concrete forms and methods of management tools and instruments, as well as the organic unity of production, financial, social, technological and economic relations, legal forms, affecting business entities of sanatorium branch in order to create conditions for qualified rehabilitation of recreants with continuous improvement of medical base, hotel services and providing a comfortable stay for guests.

Keywords: business, spa service, entrepreneurial product, medical product, organizational and economic mechanism

References

1. BusyginA.V. Predprinimatel'stvo [Entrepreneurship]. M.: INFRA-M, 1997. 607 p.

2. GinsG.K. Predprinimatel' [The entrepreneur]. M.Ekonomika , 1992. p.19.

3. Zikirova Sh. S. Gosregulirovanie v sisteme sanatorno-kurortnykh uslug, problemy i per-spektivy gosudarstvennogo regulirovaniia sanatorno-kurortnogo kompleksa [State regulation in the spa services, problems and prospects of state regulation of spa complex] // Rossiiskoe predprinimatel'stvo. — 2011. № 2. Vyp. 1 (177). pp. 140-144.

4. Kabak O.G. Formirovanie organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma upravleniia sana-torno-kurortnymi i turistskimi predpriiatiiami [Formation of the organizational-economic mechanism of management of health resorts and tourist enterprises]. PhD thesis. SPb., 1998. 16 p.

5. Kir'iakov A.G. Osnovy innovatsionnogo predprinimatel'stva [Basics of innovative entrepreneurship]. Rostov n/D.: Feniks, 2002. 160 p.

6. Kortunov V.V. Ratsional'noe i irratsional'noe v evoliutsii kul'turno-istoricheskikh tipov mirovozzreniia [Rational and irrational in the evolution of cultural-historical types of world]. PhD thesis / Gos. in-t iskusstvoznaniia. M., 1999.

7. Kortunov V.V., Sheleketa V.O. K voprosu o filosofsko-kul'turologicheskom obosnovanii gumanitarnoi ekspertizy sotsial'no-politicheskikh protsessov [On the question of philosophical-cultural substantiation of humanitarian examination of socio-political processes] // Servis plus [SERVICE plus]. 2014. T. 8. # 4. pp. 9-14.

8. Magomedov M. A. Sotsial'no-ekonomicheskie osnovy razvitiia sanatorno-kurortnogo kom-pleksa regiona [Socio-economic bases of development of sanatorium complex in the region]. PhD thesis. M.: MGU im. M.V. Lomonosova, 2007. 18 p.

9. Makarova O.A. Adaptatsiia organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma upravleniia turist-skim predpriiatiem k usloviiam krizisnoi ekonomiki [Adaptation of the organizational and economic mechanism of management tourism enterprises to crisis economy] // Kul'tura narodov Prichernomor'ia. 2011. № 215. pp. 92-96.

10. Ostapenko E.A., Latysheva L.A. Investitsionnaia deiatel'nost' v sanatorno-kurortnom biz-nese. Monografiia [Investment activity in the health resort business. monograph]. Stavropol', 2009. 190 p.

11. Popova V.V.Arkhitektonika organizatsiino-ekonomichnogo mekhanizmu upravlinnia rozvitkom natsional'noï makrosistemi [Architectonics of organizational and economic mechanism of development of national macrosystem] // Derzhava ta region. Seriia «Ekonomika ta pidpriemnitstvo». 2007. № 4. pp. 204-208.

12. RaizbergB.A., Lozovskii L.Sh., Starodubtseva E.B. Sovremennyi ekonomicheskii slovar' [Modern Dictionary of Economics]. M.: Infra-M, 2011. 512 p.

13. Snagovskii T.Iu. Formirovanie organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma upravleniia ustoichivym razvitiem sanatorno-kurortnykh organizatsii [Formation of the organizational-economic mechanism of management sustainable development of sanatorium organizations] PhD thesis / Sochinskii nauchno-issledovatel'skii tsentr RAN. Sochi, 2009. 18 p.

14. Stoliarenko A. V. Struktura organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma funktsionirova-niia sanatorno-kurortnogo predpriiatiia [The structure of the organizational-economic mechanism of functioning of sanatorium businesses] // Biznesinform. 2013. № 1. pp. 235—242.

15. KhaiekF.A. Obshchestvo svobodnykh [Free society]: Per. s angl. M.: 1990. 309 p.

16. KhostingA. Kurs predprinimatel'stva [The course of entrepreneurship]. M.: Mezhdunarodnye otnosheniia, 1993. 352 p.

17. Shumpeter I.A. Teoriia ekonomicheskogo razvitiia: Issledovanie predprinimatel'skoi pribyli, kapitala, kredita, protsenta i tsikla kon»iunktury [Theory of Economic Development: A Study of business profits, capital, credit, interest and cycle conditions]. M., 1982.

18. Krasnova O.N. Problems of social cohesion development. Middle East Journal of Scientific Research. 2014. T 19. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Mises L. von. Human Action: A Treatise on Economics. New Haven, 1949.

20. RonstadtRobertC. Entrepreneurship. Dover., Mass., Lord Publishing Co., 1984. P. 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.