ных средств и ценных бумаг, доля уникального оборудования и др.), техническое состояние внепроизводственных активов оказывают существенное влияние на полезность фирмы для покупателей. Ликвидность активов непосредственно учитывается при использовании затратного подхода к оценке.
• Перспективы роста компании, определяющиеся ее деловой репутацией и перспективами рынка (Х4). Значительные перспективы непубличной компании зачастую делают ее более ликвидной, чем публичную компанию.
• Размер фирмы и перспективы ее превращения в публичную компанию (Х5). Уровень скидки за неликвидность (относительно стоимости) крупных фирм должен быть меньше, чем для мелких [3, с. 905].
• Как уже отмечалось, целью инвестирования в непубличную компанию является получение контроля над ней. Поэтому ликвидность контрольных пакетов непубличных компаний значительно выше, чем неконтрольных. Соответственно и скидка за неликвидность неконтрольных пакетов должна быть существенно выше, чем неконтрольных (Хб). При этом сохраняется премия за контроль.
Расчет регрессионных зависимостей с учетом приведенных выше положений позволит более полно отразить процесс формирования премии за ликвидность. Но его проведению в настоящее время препятствует отсутствие репрезентативной выборки достоверной информации о сделках с непубличными компаниями. Поэтому рекомендуется экспертная оценка значимости этих факторов и уровня премий за ликвидность
1. Гохан Патрик А. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний. М., 2006.
2. Галпин Т.Дж., Хендон М. Полное руководство по слияниям и поглощениям компании. М., 2005.
3. Домодоран А. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов. М., 2005. С. 902.
4. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Полный курс: в 2 т. СПб., 1997. Т. 1. С. 378-381.
5. БрейлиР., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М., 1997.
6. Эванс Френк Ч., Бишоп Дэвид М. Оценка компаний при слияниях и поглощениях: Создание стоимости в частных компаниях. М., 2004.
Поступила в редакцию 14.05.2007 г.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
О.В. Петухова, Е.В. Иода
Petukhova O.V., Ioda E.V. Strategic management of non-material assets as a tool of increasing the efficiency of economical activity of a plant. The article is devoted to the urgent problem of controlling plant’s non-material assets created as a result of innovation activity and based on exactly checked strategy which allows getting additional financial effect and providing competitiveness.
Стратегический подход к принятию управленческих решений широко используется на практике менеджментом промышленных предприятий. Ведь в современной экономике нельзя действовать, опираясь исключительно на интуицию и текущие показатели деятельности. Необходимо тщательное прогнозирование последствий прини-
маемого сегодня решения, которое в зависимости от своего масштаба и задействованных ресурсов в большей или меньшей степени определяет будущее предприятия: его дальнейшее экспоненциальное развитие или стагнацию и уход с товарных рынков.
Сегодня объем продаж продукции, деловая активность предприятия, показатели, ха-
растеризующие эффективность деятельности могут быть высокими. Инвестиции в основные средства, наращивание производственных мощностей и увеличение выпуска продукции до определенного момента позволяют снижать долю постоянных издержек предприятия и тем самым обеспечивать его прибыльность. Но, к сожалению, хорошие показатели в ретроспективе отнюдь не гарантируют успеха в будущем: через несколько лет могут измениться предпочтения потребителей, появится новая конкурирующая технология и еще сегодня благополучное предприятие будет вытеснено с рынков.
В этих изменениях, продиктованных развитием экономико-социальных систем, заключается сущность закона онтогенеза [1]. Каждая система проходит все стадии жизненного цикла: создание, рост, стагнация, кризис. Факт того, что экономический рост носит волнообразный, циклический характер стал одной из основных предпосылок исследований длинных волн в экономической динамике. Создателем теории больших циклов конъюнктуры был Николай Дмитриевич Кондратьев, его взгляды впоследствии развивались многими экономистами. Йозеф Шумпетер доказал и развил теорию больших циклов конъюнктуры Н.Д. Кондратьева, увязав каждый Кондратьевский цикл с волной инноваций (1939). Во многом аналогичные выводы о цикличной динамике инноваций сделали немецкий экономист Герхард Менш в своей книге, опубликованной в 1975 г. «Технологический пат: инновации преодолевают депрессию» и Альфред Кляйкнехт в книге, опубликованной в 1987 г. К. Фримен, Дж. Кларк и Л. Соете исследовали в книге, опубликованной в 1982 г., влияние длинных волн на формирование кластеров инноваций материалов, электроники, структуру производства и занятости [2].
Большие циклы конъюнктуры определяются макроэкономическими закономерностями экономического развития общества, волновые циклы, относящиеся к развитию предприятий и продукции, формируются за счет макро- и микроэкономических параметров развития отрасли, уровня конкурентоспособности продукции и многих других субъективных факторов развития отраслей и предприятий, затрагивающих прежде всего способность менеджмента принимать опти-
мальные решения в стратегии и тактике экономического развития [3].
Жизненный цикл предприятия как системы определяется номенклатурой выпускаемых им изделий или оказываемых услуг. На практике большинство российских предприятий, находящихся в фазе роста, при построении прогнозов долгосрочного развития, опираясь на ретроспективные данные бухгалтерской отчетности, демонстрирующей прибыль и рост основных финансовых показателей, не учитывают основные закономерности развития экономики и затем, вступая в фазу кризиса, оказываются не готовыми к дальнейшей конкурентной борьбе.
В условиях жесткой конкуренции существующие технологии производства быстро устаревают морально, экологически, социально и на смену им приходят новые, более совершенные продукты. Сегодня характер производства определяет высокий потребительский спрос на новую продукцию, например высокотехнологичное электронное оборудование морально устаревает уже через год.
Будущее предприятия формируется в настоящем и стратегическое планирование -инструмент, способный поддерживать деловую активность хозяйствующего субъекта и нивелировать влияние различных фаз жизненных циклов производимой продукции на общее развитие предприятия как системы.
Стратегические цели предприятия мно-гоплановы, они формируются во всех подсистемах управления предприятием. В зависимости от амбиций руководства, собственников и ситуации, в которой находится предприятие, основной целью может быть рост объема продаж, активов, доли рынка. Многие российские предприятия в качестве стратегической цели ставят перед собой увеличение прибыли. Хотя есть исключения, в российских условиях не всегда получение прибыли - самоцель, например, основная цель акционерных обществ, созданных в результате приватизации с долей участия государства, - продержаться в жестких условиях конкуренции.
В середине 1980-х гг. в США появилась концепция Value based management (VBM -управление, основанное на стоимости), суть которой заключается в том, что управление компанией должно быть нацелено на обеспечение роста ее стоимости, при этом прибыль
выступает лишь индикатором для достиже- ния этой глобальной цели [4].
Рис. 1. Фазы и периоды жизненного цикла предприятия [7]
Интегральной стратегической целью предприятия в современной экономике является его глобальная конкурентоспособность, обеспечивающая рост его стоимости (рыночной капитализации), основанная на возможности инвестирования в развитие и получения прибыли по мере роста.
Согласно теории производственных факторов экономический рост системы любого уровня определяется будущими ресурсными возможностями [5]. Экономический потенциал предприятия, возможность достигнуть максимального уровня стоимости компании определяет совокупность экономических ресурсов. Элементы концепции факторов производства нашли свое отражение еще в трудах А. Смита, автором классической факторной теории стал Ж.Б. Сэй, выделив труд, капитал и землю, как три необходимых фактора производства [б]. Трудовые ресурсы -часть населения, обладающая необходимым физическим развитием, умственными способностями, знаниями, практическим опытом для занятия общественно полезным трудом. Природные ресурсы - это часть всей совокупности окружающей человека природы (ее объектов, процессов, условий). Отличительная особенность денежно-кредитных и финансовых ресурсов заключается в том, что они связывают и обеспечивают движение других видов экономических ресурсов [8]. На протяжении почти всего прошлого столетия экономический потенциал предприятий определялся наличием материальных, при-
родных, трудовых, денежно-кредитных и финансовых ресурсов, а их рыночная стоимость в основном стоимостью материальных активов, фиксируемых бухгалтерской отчетностью. Но с начала 1980-х гг. в мировой экономике стал наблюдаться возрастающий отрыв рыночной капитализации компаний от стоимости их материальных активов. Традиционные факторы производства в новых реалиях экономики потеряли свою значимость в конкурентной борьбе. «Все большая доля общественного богатства воплощает в себе не материальные условия производства и труд, а знания и информацию, которые становятся основным ресурсом современного производства в любой его форме» [9].
Сторонники нового взгляда на факторную теорию (М. Портер) дополнили классические факторы новыми, при этом ключевым ресурсом экономического развития предприятия стала нематериальная составляющая, научно-технический потенциал.
При происходящей глобальной трансформации социально-экономических процессов, приоритетным производственным ресурсом становятся нематериальные ресурсы предприятий, а единственно возможной стратегией развития предприятия как системы становится инновационная стратегия развития, основанная на процессе преобразования научного знания в инновацию - конкретный продукт, технологию, востребованную рынком. Дополнительный финансовый эффект способны принести предприятию
только постоянные научные разработки, направленные на усовершенствование производимых или создание новых товарных групп. «На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства, в развитых странах приходится до 85 % прироста ВВП. Внедрение нововведений стало ключевым фактором рыночной конкуренции, позволяя передовым фирмам добиваться сверхприбылей за счет присвоения интеллектуальной ренты, образующейся при монопольном использовании новых более эффективных продуктов и технологий» [10]. При этом основополагающим фактором, определяющим «способность объекта конкурировать с аналогичными объектами на данном рынке и в данное время» [1, с. 44], является повышение качества управления нематериальными ресурсами.
Управление инновационной деятельностью тесно переплетается с корпоративной стратегией. Инновационный процесс должен быть комплексным, цикличным и непрерывным, направленным на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок. Особое значение приобретает умение предприятия применить свои знания, умение разработать и реализовать стратегию управления нематериальными ресурсами, максимально направленную на создание новых волн жизненных циклов производимой продукции. Инновационная деятельность предприятия многогранна и состоит из комплекса мероприятий научного, технологического, организационного, финансового и коммерческого характера, которые в своей совокупности приводят к появлению инноваций: «конечного результата внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, экологического, научно-технического или другого вида эффекта» [11].
При реализации инновационной стратегии на предприятии возникают нематериальные активы - охраняемые законодательно объекты интеллектуальной собственности, охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности, «ноу-хау», функционирующие в режиме коммерческой тайны.
В современной концепции управления финансами предприятия, имеющей более глубокую и сложную структуру нежели про-
стое текущее управление финансовыми потоками, возникающими в процессе использования предприятием факторов производства, оценка конкурентных преимуществ предприятия и выгод инвесторов реализуется с позиций рыночной стоимости [4], в этой связи нематериальные активы являются тем резервом, за счет которого может происходить прирост стоимостного показателя конкретного предприятия на каждой ступени процесса управления.
В целом процесс управленческих действий и решений в отношении нематериальных активов включает в себя следующие этапы: выявление, отбор, синтез, хранение и распространение знаний. В самом общем виде среди основных задач стратегического управления нематериальными активами предприятия можно выделить следующие группы: учет, оценка, защита, распоряжение
[12]. Этапы управленческих действий описывают следующие функции процесса управления нематериальными ресурсами:
1) инвентаризация нематериальных ресурсов предприятия;
2) воспроизводство нематериальных ресурсов:
- возникновение идеи;
- коммерческая возможность использования - пересечение идеи и рыночного пространства;
- разработка продукции, создание опытных образцов и технологическая осуществимость;
- выбор формы защиты интеллектуальной собственности;
- учет в составе имущества предприятия в качестве нематериальных активов, объектов ноу-хау;
3) капитализация интеллектуальной собственности - использование в собственном производстве;
4) коммерциализация интеллектуальной собственности: концессия, лицензирование, продажа.
Инвентаризация нематериальных ресурсов предварительный этап при построении системы управления нематериальными активами, который позволяет выявить и отразить в составе имущества коммерчески значимые охраняемые или охраноспособные активы. На промышленных предприятиях в качестве таких активов могут выступать объекты
промышленной собственности: охраняемые патентным правом изобретения, полезные модели, промышленные образцы. Инвентаризация позволит выявить имеющийся на предприятии интеллектуальный задел и на его основе начать работу по созданию портфеля объектов интеллектуальной собственности. При этом проведение и оформление результатов инвентаризации сопряжено с многочисленными трудностями технического, правового и экономического характера, основными из которых являются:
- оценка возможного морального устаревания созданной ранее разработки, научной, практической и коммерческой ценности;
- документальное подтверждение существования активов и исключительных прав предприятия на их использование;
- налоговые последствия отражения активов в составе имущества.
Естественно, что учет затрат на создание объектов интеллектуальной собственности, оценка их потенциала на стадии проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также документальное оформление исключительных прав или обеспечение особого режима их последующего использования в качестве объектов «ноу-хау» позволяет избежать вышеперечисленных проблем и создать гибкую, цикличную, инновационно-ориентированную систему
управления нематериальными активами предприятия.
Экономическая ценность нематериальных активов предприятия определяется возможностями реализации контрольной и воспроизводственной функций финансов. Обладание и последующее распоряжение портфелем знаний, превратившихся в объекты исключительных прав: использование их в собственном производстве, либо коммерциализация и вывод на рынок новых технологий путем уступки прав на объект, концессии, лицензирования, синтезируют дополнительные финансовые потоки - амортизационные отчисления, прибыль от монопольного владения и использования актива при производстве продукции, увеличение прибыли благодаря экономии на издержках за счет новой технологии, доходы, полученные при передаче лицензии или уступке актива. Приведенная стоимость созданных нематериальными активами потоков сигнализирует о ка-
честве проведенных работ по управлению объектами интеллектуальной собственности, научно-исследовательских работ, работ по оценке коммерческой привлекательности и эффективности вывода технологии на рынок. В оценке финансовой целесообразности проведенных работ и внедренных инновационных продуктов выражается контрольная функция финансов.
Созданные за счет нематериальных активов финансовые потоки в общей структуре финансового капитала можно расценивать как капитал, необходимый для реинвестирования, что в свою очередь обеспечивает самофинансирование научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности на предприятии, непрерывный инновационный процесс и реализацию воспроизводственной функции финансов.
Объекты интеллектуальной собственности могут выступать инструментом привлечения заемного капитала. В России на современном этапе развития институтов реализации интеллектуальной собственности эта возможность остается теорией, но в зарубежной практике все чаще объекты интеллектуальной собственности выступают в качестве залогового обеспечения кредитов банков. Российские банки считают нематериальные активы трудноликвидным обеспечением, основная причина кроется в сложности оценки реальной рыночной стоимости подобных объектов, отсутствии рынка купли-продажи объектов интеллектуальной собственности, отсутствии подобных прецедентов и просто сложности и неясности актива, предпочитая работать с понятными активами, пусть и не всегда отличающимся высокой ликвидностью (например, смонтированное узкоспециальное оборудование, реализация которого при его демонтаже и продаже в отрыве от всего бизнеса вызывает сомнения, является приемлемым залогом при выдаче кредитов многими банками). Практика выдачи кредитов не дает возможность развиваться предприятиям, обладающим интеллектуальной собственностью не подкрепленной материальной базой.
В реальности предприятия и организации выполняют за счет собственных средств в странах ЕС -65 %, в Японии - 71 %, в США - 75 %, в РФ - б % НИР. В России в среднем используется 8-10 % инновацион-
ных идей и проектов, тогда как в США - 62 %, в Японии - 95 %. Доля нематериаль-
Таблица 1
Структура инвестиций в нефинансовые активы (в процентах к итогу) [15]
Годы Инвестиции в нефинансовые активы - всего В том числе
инвестиции в основной капитал инвестиции в нематериальные активы инвестиции в другие нефинансовые активы затраты на научноисследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
2000 100 98,4 1,5 0,1 -
2001 100 99,1 0,7 0,2 -
2002 100 98,6 0,5 0,9 -
2003 100 98,9 0,5 0,6 -
2004 100 99,1 0,4 0,5 -
2005 100 98,2 0,8 0,7 0,3
ных активов в составе имущественных комплексов предприятий в РФ в 10 и более раз ниже аналогичного показателя в западных странах (в РФ 2-5 % в западных более 50 %). Доля России в мировой торговле гражданской наукоемкой продукцией только - 0,3 % (в 100 раз меньше чем в США, при разнице бюджетных ассигнований в науку в 10 раз)
[13].
Среди основных факторов, сдерживающих инновационную деятельность, руководители промышленных предприятий называют, прежде всего, недостаток собственных ресурсов, кредитных средств и инвестиций. Хотя в целом по промышленности приобретение оборудования остается одним из самых распространенных видов инновационной деятельности.
При этом забывают, что новая технология остается прогрессивной гораздо дольше, чем оборудование. Поэтому главной причиной инновационной пассивности российских предприятий скорее является не отсутствие финансовых ресурсов, а качество менеджмента на самих предприятиях [14], не предающего должного внимания нематериальным составляющим стоимости.
Управление нематериальным фактором роста показателя стоимости предприятия, использование нематериальных активов в качестве инструмента финансового менеджмента играют превалирующую роль на текущем этапе, связанном со стремительным развитием рынков и растущими потребностями в капитале.
Использование знаний, защищенных исключительными правами, позволяет увели-
чивать темпы инновационной деятельности, управлять жизненными циклами, производимой продукции, обеспечивать финансирование научных изысканий, своевременно проводить реструктуризацию бизнеса, ориентированную на создание ценностей для потребителей, снижать затраты, т. е. приводить к росту эффективности работы организаций. Создание конкурентной стратегии должно опираться на проведение политики реформирования управления нематериальными активами, построенной на базе научноисследовательских и опытно конструкторских работ, которые должны сопровождаться формированием комплексов взаимосвязанных нематериальных активов предприятия, представляющих для производства большую ценность, чем отдельное решение.
Научиться создавать стоимость из нематериальных активов, овладеть искусством управления ими - эти задачи неумолимо выходят на первый план во всей деятельности по обеспечению непрерывного и устойчивого экономического роста. Управление интеллектуальным богатством должно быть основано на проработанной стратегии, включающей в себя разработку процедур контроля за созданием и последующим использованием результатов интеллектуальной деятельности в собственном производстве, лицензионной торговле.
1. Фатхутдинов P.A. Стратегическая конкурентоспособность: Учебник. М., 2005. С. 68.
2. Школа длинных волн экономической динамики. Режим доступа: http://www.kondratieff. icape.ru/world_sc.html. Загл. с экрана.
3. Инновационный менеджмент / под ред. В.А. Швандара, В.Я. Горфинкеля. М., 2006.
4. Теплова Т.В., Григорьева Т.И. Ситуационный финансовый анализ: схемы, задачи, кейсы: учеб. пособие для вузов. М., 2006.
5. Лирмян P.A. Венчурное инвестирование в инновации: мировой опыт и российская практика: монография. М., 2006.
6. История и философия экономики: пособие для аспирантов / под. ред. М.В. Конотопова. М., 2006.
7. Карев В.П., Карев Д.В. // Вопр. оценки. 2003. № 1.
8. Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. М., 2004.
9. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. На-
личествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции. М., 1999. Режим доступа: http : //the lib.
ru/books/inozemcev_v/raskolotaya_civilizaciya.
html. Загл. с экрана.
10. Глазьев С.Ю. О стратегии развития россий-
ской экономики: науч. докл. М., 2001. Режим доступа: http ://edu. ioffe.ru/lectures/glaziev/.
Загл. с экрана.
11. Фатхутдинов P.A. Инновационный менеджмент. М., 1998. С. 17.
12. Наумов В., Рагелъс Э. // ИС. Промышленная собственность. 2005. № 9. С. 23-28.
13. Лопатин В.H., Сергеев А.П., Дорошков В.В.,
Козырев А.Н. Проект «Развитие интеллектуальной собственности в России на 20072012 годы» для реализации в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы». Режим доступа: http: //parlib. duma. gov. ru/ru/publications/
act_problem.php?phrase_id=7699. Загл. с экрана.
14. Коробейников О.П., Трифилова A.A. // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 4. Режим доступа: http://www.dis.ru/manag/
arhiv/2001/4/10.html. Загл. с экрана.
15. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/
free_doc/2006/b06_13/22-01.html. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 29.05.2007 г.
ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
ЦзиИ
Tszi I. The problems of formation of communication reserves of quality improvement of the products and services of an industrial enterprise. In the article the problems and the mechanisms promoting concentration of organizational-economic actions on formation of communication reserves of improvement quality management of the enterprises and the organizations are considered.
В условиях быстро изменяющейся хозяйственной среды, ограничения ресурсов и бурного развития высоких технологий создание конкурентоспособной продукции становится прерогативой предприятий, способных организовать действительно эффективное управление, которое в значительной степени определяется уровнем осознания роли и степенью вовлечения в хозяйственный оборот ресурсов нематериального характера, составляющих основу так называемых коммуникационных резервов.
Становление новой коммуникационной экономики приводит к изменениям и ме-
неджмента. На место бюрократии с присущими ей автократическим управлением, иерархией, жестким разделением функций и ответственности приходит так называемая адхократия, характеризующаяся небольшими командами, управлением на основе участия, постоянным обучением персонала, гибким разделением функций и ответственности. Основным ее содержанием становится добровольное творческое участие персонала (и не только, но и всех контрагентов) в процессе постоянного совершенствования совместной деятельности.