Научная статья на тему 'Стратегическое управление как способ реализации политики неоиндустриализации России'

Стратегическое управление как способ реализации политики неоиндустриализации России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ПОЛИТИКА НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ / НАУКА / ЗНАНИЯ / MANAGEMENT STRATEGY / POLICY OF NEO-NDUSTRIALIZATION / INNOVATIVE PRODUCTION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / PROPERTY RELATIONS / PRODUCTIVE FORCES / SCIENCE / KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сушкова Ирина Алексеевна

В статье анализируются вопросы выбора стратегии управления, а также особенности и проблемы перехода России на неоиндустриальный путь развития с учетом сегодняшнего состояния социально-экономической системы. Выбор стратегии управления в период перехода на путь новой индустриализации может быть обоснован динамикой формационных перемен, особенностями этапов становления неоиндустриальной экономики, изменениями отношений собственности. Выделяются задачи неоиндустриальной политики и меры ее осуществления. Определяется роль государства в решении проблем реализации политики перехода российской экономики на неоиндустриальный путь развития. Рассматривается стратегическое управление как фактор эффективности производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC MANAGEMENT AS A WAY TO IMPLEMENT THE POLICY OF NEO-INDUSTRIALIZATION IN RUSSIA

The paper analyzes the challenges of choosing appropriate management strategy as well as special features and problems of Russia's transition to a neo-industrial path of economic development while taking into account the current state of socio-economic system in Russia.The author states that choice of a management strategy in the transitional period towards new path of industrialization can be based on the dynamics of economic changes, formative stages of neo-industrial economy, and changes in property relations. The paper studies the objectives of neo-industrial policy and ways to implement it, defines the government's role in solving the problems of implementing the policy of transition of the Russian economy on the path of neo-industrial development, as well as considers strategic management as a factor of production efficiency.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление как способ реализации политики неоиндустриализации России»

Таким образом, принципы поведенческой экономики существенно дополняют стандартные экономические модели, которые обеспечивает базовую структуру для оценки рынков и с учетом возможных политических вмешательств. Во-первых, выявленные эффекты и процессы позволяют определить те области, где государственное вмешательство является наиболее оправданным, например ограничения на использование опций «по умолчанию» при составлении контрактов. Во-вторых, они имеют значение для разработки эффективных политических мер: например, обязательное раскрытие информации является распространенным инструментом потребительской политики. Поведенческие исследования показывают, что форма, посредством которой предоставляется информация, может оказать существенное влияние на реакцию потребителей и принятие решений, поэтому политики должны проявлять осторожность при

проектировании раскрытия информации, если хотят достичь оптимальных результатов.

1. Акерлоф Дж., Шиллер Р. Spiritus Animalis, или как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для мирового капитализма / пер. с англ. Д. Прияткина. М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2011.

2. Каненман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: правила и предубеждения. Харьков: Институт прикладной психологии «Гуманитарный центр», 2005.

3. Consumer Policy Toolkit. OECD, Publishing, 2010. URL: www.oecd.org/rights/

4. Laibson D., Madrian В. The Importance of Default Options for Retirement Savings Outcomes: Evidence from the United States // National Bureau of Economic Research. Working Paper 12009. January. 2006.

5. Lunn P. Regulatory Policy and Behavioral Economics. OECD, Publishing, 2014.

irinasushkova60@mail.ru Ирина Алексеевна Сушкова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела и правового регулирования внешнеэкономической деятельности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 338.24 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ РОССИИ

В статье анализируются вопросы выбора стратегии управления, а также особенности и проблемы перехода России на неоиндустриальный путь развития с учетом сегодняшнего состояния социально-экономической системы. Выбор стратегии управления в период перехода на путь новой индустриализации может быть обоснован динамикой формационных перемен, особенностями этапов становления неоиндустриальной экономики, изменениями отношений собственности. Выделяются задачи неоиндустриальной политики и меры ее осуществления. Определяется роль государства в решении проблем реализации политики перехода российской экономики на неоиндустриальный путь развития. Рассматривается стратегическое управление как фактор эффективности производства.

Ключевые слова: стратегия управления, политика неоиндустриализации, инновационное производство, инновационное развитие, отношения собственности, производительные силы, наука, знания.

I.A. Sushkova

STRATEGIC MANAGEMENT AS A WAY TO IMPLEMENT THE POLICY OF NEO-INDUSTRIALIZATION IN RUSSIA

The paper analyzes the challenges of choosing appropriate management strategy as well as special features and problems of Russia's transition to a neo-industrial path of economic development while taking into account the current state of socio-economic system in Russia.The author states that choice of a management strategy in the transitional period towards new path of industrialization can be based on the dynamics of economic changes, formative stages of neo-industrial economy, and changes in property relations. The paper studies the objectives of neo-industrial policy and ways to implement it, defines the government's role in solving the problems of implementing the policy of transition of the Russian economy on the path of neo-industrial development, as well as considers strategic management as a factor of production efficiency.

Keywords: management strategy, policy of neo-industrialization, innovative production, innovative development, property relations, productive forces, science, knowledge.

Успешность реализации неоиндустриальной политики по большому счету формируется выбором управленческих параметров, но это не только пространство технического управления или администрирования. Выбор параметров неоиндустриальной политики вытекает из

законодательного свода, из всех тех целей, приоритетов и ценностей, которые задаются в научном или социальном дискурсе в стране.

Чтобы провести индустриализацию России в новых условиях и на новой технико-технологической основе,

прежде всего нужна новая идеология, главной идеей которой является российский человек, его уровень жизни, образованность, обустроенность, защищенность, уровень квалификации, обеспеченность работой. В этом случае новая индустриализация выступает средством реализации этой идеи, способом создания такой социально-экономической системы, в которой человек будет действовать и в своих интересах, и в интересах общества.

Для этого предстоит стратегию развития производительных сил нации принять как важнейшую составную часть стратегии укрепления экономического могущества государства. Основной составляющей стратегии укрепления экономического могущества государства в современных условиях становится стратегия управления.

Выбор стратегии управления в период перехода на путь новой индустриализации может быть обоснован динамикой формационных перемен, особенностями этапов становления неоиндустриальной экономики, изменениями отношений собственности.

Управление экономическим процессом на этапе неоиндустриальных перемен есть особый способ управления процессом становления и развития неоиндустриализации. При обосновании стратегии управления как способа реализации политики обеспечения перехода на неоиндустриальный путь развития необходимо обратиться к сути изменений в самой экономике с точки зрения процессов экономического развития.

Вопросы восстановительного экономического роста и развития уже давно находятся в поле зрения экспертов и теоретиков. Разграничение данных понятий и их толкование в содержательном и временном аспектах представляется важным при обосновании стратегии управления как способа реализации политики неоиндустриализации.

Ряд исследователей сходятся на мысли, что соотношение и логика стоящих за этими понятиями процессов соответствуют определенным стадиям индустриального производства, каждый из них имеет определенный временной интервал, а развитие и совершенствование стратегии управления технологическими преобразованиями экономики осуществляется вместе и в соответствии с формационной эволюцией ради лучшего качества жизни человека.

«В долгосрочной перспективе перед Россией стоит задача вначале обеспечить высокие темпы восстановительного роста, затем перейти на стадию качественного экономического развития с более низкими темпами роста, а уже после этого добиться выхода на стадию инновационного развития с темпами роста, близкими к нулевым» [1, с. 8]. Если следовать этой логике, вполне справедливой и обоснованной, то для России этап инновационного развития наступит еще не скоро. Россия, по оценкам экспертов, не прошла еще восстановительный период. Темпы роста недостаточны для его ближайшего завершения. Кроме того, проблемными для России остаются такие определяющие развитие отрасли, как станкостроение, машиностроение, судостроение, авиационная, химическая промышленности и др. Не отвечает требованиям сегодняшнего дня отечественная микроэлектроника, резко сократилось число занятых в высокотехнологичных и наукоемких видах деятельности, что привело к сокращению отечественной высокотехнологичной продукции на российском рынке. Существуют

серьезные проблемы с финансированием науки, НИОКР. В сложившихся негативных условиях для России остается один выход - создавать новый индустриальный фундамент экономики, что позволит преодолеть отставание и оснастить производство товаров и услуг новыми современными технологиями. Экономисты усматривают закономерность в том, что в долгосрочной перспективе движение сначала осуществляется через восстановительный рост, затем через стадию качественного экономического развития и уже после этого экономика может выйти на стадию инновационного развития.

Наверное, теоретически все так и обстоит, но переход на путь неоиндустриализации для России не может быть «в долгосрочной перспективе». Времени для этого нет. Потому стране придется создавать новый индустриальный фундамент экономики, в первую очередь решая задачи уже новой индустриализации, обеспечивая соответствующий экономический рост. Придется создавать новые производства, включать в производственный процесс достижения и открытия науки и техники не просто с расчетом на решение проблем отдельных этапов роста, а быстро перестраивать экономику, создавать производительные силы нового, шестого технологического уклада. Для этого в качестве стратегических установок неоиндустриальной политики ставятся следующие задачи, требующие безотлагательных решений:

• перестраивать и развивать промышленное производство на основе передовых открытий и разработок, проводить ускоренное накопление капитала, расширение инвестиций, обновление производственных фондов, строить новые производства;

• осуществлять реальные интеграционные процессы;

• обеспечивать рост производительности труда;

• улучшить условия труда занятых в сфере производства, повысить оплату труда, сократить рабочий день, озаботиться повышением квалификации трудящихся;

• обеспечивать доступность материальных благ, жилья, отдыха, качественное улучшение образования и медицинского обслуживания;

• значительно улучшить качество жизни в целом и т.д.

Только при успешном решении перечисленных задач

стратегическое управление станет эффективным способом экономического роста и развития.

Конечно, данный метод выстраивания инновационной экономики весьма условный и лишь в общем плане дает представление о решаемых задачах. Однако такое определение основных проблем свидетельствует о сложности предстоящих решений и необходимости принятия жесткой стратегии управления для их претворения в жизнь.

«Следует отметить, что развитие и расширение инновационной активности являются ядром экономической политики любой экономически развитой страны. Анализ существующих способов ведения инновационной политики, оценка результатов применения политических инструментов позволяет определить объективную картину успешных и неудачных практик» [5, с. 86].

Новая стратегия управления должна включать стратегические ориентиры, обеспечивающие решение первостепенных задач создания нового индустриального фундамента экономики. Только в этом случае стратегическое управление станет эффективным способом экономического роста и развития. Система стратегиче-

ского управления, как способ реализации политики перехода экономики на неоиндустриальный путь развития, с неизбежностью предполагает нацеленность:

• на оптимальное сочетание социальной политики государства с корпоративной стратегией развития;

• оптимизацию развития государственной экономической системы, народного хозяйства и государства;

• формирование системы сближения интересов отдельных социальных групп.

Такая ориентация стратегии управления дает основание для принятия следующей идеологической установки: состоятельное государство ^ процветающая экономика ^ обеспеченное население.

Каждый из элементов триады идеологической установки - конкретный, далеко не просто достижимый социально-экономический показатель жизнедеятельности общества. Он может быть реализован при условии достижения стадии эффективного развития национальной экономики. Но продвижение в этом направлении уже станет определенной победой, начнут меняться условия труда и условия жизни, общий климат в стране, что наверняка будет понято и поддержано населением. Именно государство может и способно обеспечить качественное управление развитием страны.

Формирование стратегии качественного управления, способной решать проблемы неоиндустриализации в рамках названной выше идеологической установки, и ее реализация находятся только в компетенции государства. Такая стратегия управления должна включать:

• повышение значимости государственного регулирования и управления;

• расширение инициативы и повышение ответственности за работу региональных и местных органов власти;

• активную поддержку населения.

Стратегия управления процессом реализации политики перевода российской экономики на неоиндустриальный путь с учетом сегодняшнего состояния социально-экономической системы России включает следующие меры:

• разработка и проведение адекватной сегодняшнему дню единой государственной неоиндустриальной политики с целью создания эффективной национальной инновационной системы с учетом интересов всех участников нового индустриального процесса, включающей правовые, экономические и организационные меры на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленные на обеспечение стимулирования и повышение экономической эффективности инноваций;

• решительные шаги против коррупции, искоренение сращивания государственных чиновников с бизнесом, усиление парламентского контроля исполнительной власти, ужесточение механизмов реализации санкций по заключениям Счетной палаты, введение обязательности расследований по выступлениям СМИ, ратификация 20-й статьи Конвенции ООН, что позволит поставить серьезную преграду на пути разгула коррупции среди лиц, занимающих должности во всех государственных сферах - федеральных, региональных и муниципальных;

• вывод национальной экономики из офшорной тени;

• обеспечение государственной поддержки дальнейшего развития национальной инновационной инфраструктуры;

• устранение противоречий в правовых актах, касающихся объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов предприятий, совершенствование системы бухгалтерского учета нематериальных активов организаций научно-технической сферы и действующих стандартов;

• введение порядка распределения, закрепления и распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности, полученными за счет средств федерального бюджета;

• увеличение государственных расходов на проведение инновационной модернизации отраслей промышленности и создаваемых национальных интегрированных структур;

• реализация механизма согласованного использования средств федерального бюджета, средств частного и внебюджетного финансирования науки, НИОКР и производства инновационной продукции;

• предоставление права предприятиям списывать на издержки производства все расходы на НИОКР, модернизацию производства и внедрение новых технологий, обучение кадров и освоение новой техники.

Актуализация данных мер в новой индустриализации российской экономики может быть обеспечена в большей мере, если такие факторы эффективности экономических процессов, как наука, знание, инновации, технология, будут включены в систему стратегического управления производством. Включение этих факторов, обеспечивающих более высокий уровень инновационности, послужит гарантией наличия и регулирования ключевых системных параметров эффективности, прежде всего увеличения нормы и эффективности накопления. Кстати, мировой и отечественный опыт свидетельствует о том, что высокие результаты модернизации и структурной перестройки возможны, если в течение длительного времени страна поддерживает высокий уровень инвестиций в промышленный капитал. К примеру, в период успешной советской индустриализации этот показатель был на уровне 30 - 35%. Сейчас быстро развивающийся Китай поддерживает норму накопления основного капитал на уровне 38%.

Для России только радикальное увеличение объемов капитальных вложений и улучшение технологической структуры может в корне изменить ситуацию: сделать народное хозяйство конкурентоспособным, преодолеть деградацию производственно-технического аппарата, сформировать реальную базу модернизации, направляя инвестиционные потоки в образование, индустрию, инфраструктуру. Ресурсы для этого в стране есть; важно, чтобы государство набралось решимости и обеспечило создание системных условий для ее проведения. В этом случае страна должна жить в расчете на перспективу, а значит, с учетом стратегических ориентиров.

Новые условия общественного воспроизводства и новые факторы, обеспечивающие устойчивую и пропорциональную сбалансированность экономики, являются важными предпосылками для выработки политики, способной обеспечить новый, подлинно прогрессивный и созидательный социально-экономический курс развития России [4, с. 115].

Ключевым звеном стратегии управления с расчетом на решение проблем неоиндустриализации и реинду-стриализации может стать концепция всемерного укре-

пления самого государства и его институтов, усиления их роли и влияния на общественно-политическую и экономическую жизнь, на модернизацию. Социальной опорой в этом случае становится все общество, что требует переориентации политики государства на общественные интересы. В этой связи правомерно и целесообразно значительное укрепление государственной формы собственности. Государство должно активно инвестировать в реальный сектор экономики. По оценкам экспертов, для восстановления полноценной инвестиционной способности экономики государственная собственность должна иметь большой удельный вес - не менее 60 - 65% против возросшего до 37% за кризисный период [2, с. 6].

Значительное усиление роли государства в решении проблем реализации политики перевода российской экономики на индустриальный путь развития возможно:

• через активную государственную поддержку науки, НТП, НИОКР;

• расширение инвестирования в строительство новых производств;

• создание сильной социальной политики (в том числе и через регулирование частной собственности и конкурентной среды);

• совершенствование промышленной политики (широкое использование прямого и косвенного государственного регулирования, экономического планирования и прогнозирования, управления кредитно-денежной, налогово-бюджетной, эколого-ресурсной сферами) и др.;

• через широкое развертывание модернизации.

Новая стратегия управления может быть реализована только при ускоренном принятии на государственном уровне нормативных правовых актов и создании механизмов, обеспечивающих комплексное решение проблем, связанных с вовлечением в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и созданием системы обеспечения этого вовлечения: «...Успешное развитие экономики в современных условиях, переход ее на неоиндустриальный путь развития определяется научно-техническим потенциалом страны, уровнем инновационного развития.» [5, с. 91]. Решить такое множество проблем может только государство.

Нельзя не признать, что стратегическое управление, обеспечивая высокую отдачу от действия факторов и инструментов неоиндустриализации, выступает и как самостоятельный динамичный фактор воздействия на производство. Его эффективное включение в сферу формирования инновационного производства возможно при проведении активной экономической политики государства. Но пока на пути осуществления такой политики есть множество преград. Так, сложившаяся национальная инновационная система не обеспечивает единого, эффективного государственного управления инновационной деятельностью, а отдельные разрозненные составляющие (объекты инновационной инфраструктуры) - ее комплексного развития.

Стратегическое управление, как фактор повышения эффективности производства, имеет в современных условиях важное значение. «Управление способствует переходу от единоличного владения производственной собственностью к акционерным корпоративным формам собственности; от мелких и средних предприятий к созданию крупных или системы взаимосвязанных про-

изводств; от предприятий, конкурирующих на рынке, к организационным структурам, монополизирующим рынок; от участия в преимущественно национальных рынках к созданию транснациональных экономических систем» [6, с. 17].

Стратегическое управление обеспечивает тесное взаимодействие между государством и корпорациями, превращает это взаимодействие во взаимосвязанную социально-экономическую систему. При этом самоуправление не только сохраняет свое значение, но и при развитии корпоративного сектора поднимается на новую, более высокую ступень результативности своего действия. В этом смысле можно говорить о стратегическом управлении как эффективном способе реализации политики неоиндустриализации России.

Для оптимизации положительного потенциала данного способа необходимо создать новые условия его реализации. В этом плане особое внимание следует уделить формированию нового социального климата: обеспечению веры людей в будущее, в перспективу, в стабильность. Общество, привыкшее тратить данные природой ресурсы, должно научиться мыслить категориями следующего века, категориями пользования нетрадиционными источниками за счет новых технологий. Люди должны жить не сегодняшним днем, а с расчетом на день завтрашний. Они должны быть уверены в будущем своих детей и внуков. Но пока это невозможно из-за состояния политической системы, отсутствия финансовой стабильности, растерянности старшего поколения, инертности молодых, агрессивности отдельных групп населения, повышенной криминогенности.

Эффективность и стабильность властной вертикали важны в любой ситуации, а в периоды социально-политических и экономических преобразований особо значимы. Именно слабость институтов власти не позволила российской социально-экономической системе преодолеть глубокий спад и выйти из системного, структурного кризиса1. В ближайшее время предстоит:

• преодолеть противостояние различных противоборствующих сил и заинтересованных групп при одновременном резком усилении власти государства;

• добиться эффективного осуществления экономического взаимодействия государства и промышленного капитала, заключающегося в устойчивости налоговых поступлений в государственный бюджет;

• усилить государственную поддержку промышленного воспроизводства путем создания вертикально интегрированных структур, сопоставимых по концентрации промышленного производства и инвестиций с ведущими ТНК мира в ведущих секторах экономики, обеспечивающих экономический рост, выход на мировой рынок с конкурентоспособной продукцией, удовлетворение внутренних потребностей в товарах и услугах;

• создать условия для предотвращения монопольно выраженного поведения корпораций и исключения сговора между ними против государства, усилив влияние государственной собственности в крупных корпорациях;

1 Сильные регулятивные и координирующие институты, обеспечивающие эффективность рыночных механизмов, позволили, например, Китаю и Вьетнаму добиться больших результатов в реформировании экономики при сохранении действенной регулирующей роли государства.

• стимулировать непосредственное участие корпораций в социальных процессах, в инновационном и инвестиционном развитии прорывных и критических производств;

• обеспечить реализацию промышленной стратегии государства с помощью таких публичных инструментов, которые могут позитивно и эффективно контролироваться обществом [3, с. 198 - 199].

Таким образом, стратегия управления, как способ осуществления политики неоиндустриализации, нацелена на организацию жизни российского общества в будущих условиях модели ресурсно-инновационного развития. Стратегическое управление, обеспечивая высокую отдачу от действия факторов и инструментов неоиндустриализации, выступает как самостоятельный динамичный фактор воздействия на производство, обеспечивает тесное взаимодействие между государством и

корпорациями, превращает это взаимодействие во взаимосвязанную социально-экономическую систему.

1. Амосов А. О долгосрочной стратегии модернизации и развития промышленности // Экономист. 2002. № 9.

2. Кучуков Р. Государственный сектор и его роль в стратегии 2020 // Экономист. 2011. № 9.

3. Сушкова И.А. Неоиндустриальная политика: основы формирования, факторы развития. Саратов: Наука, 2013.

4. Сушкова И.А. Основа и предпосылки формирования политики неоиндустриализации российской экономики // Sustainable economic development of regions / ed. by M. Jovanovic. Vienna: "EastWest" Association for Advances Studies and Higher Education GmbH, 2014.

5. Сушкова И.А. Инновационное воспроизводство как объективная необходимость неоиндустриализации экономики России // Информационная безопасность регионов. 2014. № 4 (17).

6. Черной Л. Государственно-корпоративное партнерство: проблемы системности // Экономист. 2009. № 7.

fisjr hramova.alisa@yandex.ru Алиса Владимировна Храмова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и рекламного менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Наталья Владимировна Цопа,

доктор экономических наук, зав. кафедрой экономики и управления производством, Академия строительства и архитектуры ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Рассмотрены существующие проблемы в антикризисном управлении. Проблемы антикризисного управления сгруппированы в четыре блока: антикризисный блок, методологический блок, блок информационного обеспечения, блок общеэкономических проблем. Выявлена роль инноваций и инновационного потенциала в антикризисном управлении, их характерные особенности. На основе проведенных исследований установлена совокупность факторов, оказывающих влияние на развитие инновационных процессов на предприятии. Предложены мероприятия для активизации инновационных процессов и преодоления кризисных явлений. Мероприятия, способствующие активизации инновационного развития для преодоления кризисных явлений, должны состоять в обеспечении эффективного управления инновационными процессами, развитии инновационного предпринимательства и создании инновационной инфраструктуры. Инновационная инфраструктура, которая состоит из материальной, финансово-кредитной, организационной и информационной составляющих, способствует развитию инновационной деятельности и коммерциализации научно-технической продукции, а значит, помогает решать задачи инновационной политики при осуществлении антикризисного управления.

Ключевые слова: антикризисное управление, инновации, предприятие, инновационный потенциал, активизация инновационных процессов.

A.V. Khramova, N.V. Tsopa

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

USING INNOVATION IN CRISIS MANAGEMENT AT ENTERPRISES

The paper studies current challenges of crisis management and groups them into four blocks: anti-crisis unit, methodological unit, data support unit, general economic problem unit. The authors identify the role of innovation and innovative potential in crisis management and their characteristic features. Having conducted the necessary research the authors

Natasha-ts@yandex.ru

УДК 338.242.2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.