Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическое управление / дошкольные организации / методы / модели / планирование / управление по целям / адаптивное управление / strategic management / preschool organizations / methods / models / planning / management by objectives / adaptive management.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маковень Светлана Анатольевна, Куликова Елена Сергеевна

В условиях динамичных изменений в системе образования стратегическое управление становится ключевым фактором успешного функционирования дошкольных образовательных организаций. Данная статья посвящена анализу современных методов и моделей стратегического управления в контексте дошкольного образования. Рассматриваются особенности применения стратегического планирования, управления по целям, процессного подхода и адаптивного управления в деятельности детских садов и других дошкольных учреждений. В работе представлены примеры эффективного внедрения этих методов, а также проведен сравнительный анализ их преимуществ и ограничений. В таблице 1 представлен анализ применения современных методов и моделей стратегического управления в дошкольных образовательных организациях. Результаты исследования показывают, что использование современных управленческих подходов позволяет повысить качество образовательных услуг, адаптироваться к изменениям внешней среды и удовлетворять потребности различных стейкхолдеров. В заключении предлагаются рекомендации по выбору и внедрению наиболее подходящих методов стратегического управления в практику дошкольных образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маковень Светлана Анатольевна, Куликова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC MANAGEMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: MODERN METHODS AND MODELS

In the context of dynamic changes in the education system, strategic management becomes a key factor for the successful functioning of preschool educational organizations. This article is dedicated to analyzing modern methods and models of strategic management in the context of preschool education. It examines the features of applying strategic planning, management by objectives, process approach, and adaptive management in the activities of kindergartens and other preschool institutions. The paper presents examples of effective implementation of these methods and provides a comparative analysis of their advantages and limitations. Table 1 presents an analysis of the application of modern methods and models of strategic management in preschool educational organizations. The results of the study show that the use of modern management approaches allows improving the quality of educational services, adapting to changes in the external environment, and meeting the needs of various stakeholders. The conclusion offers recommendations for selecting and implementing the most suitable strategic management methods in the practice of preschool educational organizations.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ»

JéL

Столыпинский

^^H^BV^ вестник вестник

Научная статья Original article УДК 316.4

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: СОВРЕМЕННЫЕ

МЕТОДЫ И МОДЕЛИ

STRATEGIC MANAGEMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: MODERN METHODS AND MODELS

Маковень Светлана Анатольевна, магистрант кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

Куликова Елена Сергеевна, научный руководитель, доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

Makoven Svetlana Anatolevna, master's student of the Department of State and Municipal Administration, Ural State Economic University, Yekaterinburg Kulikova Elena Sergeevna, scientific supervisor, Doctor of Economics, Professor of the Department of State and Municipal Administration, Ural State Economic University, Yekaterinburg

Аннотация. В условиях динамичных изменений в системе образования стратегическое управление становится ключевым фактором успешного функционирования дошкольных образовательных организаций. Данная статья

посвящена анализу современных методов и моделей стратегического управления в контексте дошкольного образования. Рассматриваются особенности применения стратегического планирования, управления по целям, процессного подхода и адаптивного управления в деятельности детских садов и других дошкольных учреждений. В работе представлены примеры эффективного внедрения этих методов, а также проведен сравнительный анализ их преимуществ и ограничений. В таблице 1 представлен анализ применения современных методов и моделей стратегического управления в дошкольных образовательных организациях. Результаты исследования показывают, что использование современных управленческих подходов позволяет повысить качество образовательных услуг, адаптироваться к изменениям внешней среды и удовлетворять потребности различных стейкхолдеров. В заключении предлагаются рекомендации по выбору и внедрению наиболее подходящих методов стратегического управления в практику дошкольных образовательных организаций.

Abstract. In the context of dynamic changes in the education system, strategic management becomes a key factor for the successful functioning of preschool educational organizations. This article is dedicated to analyzing modern methods and models of strategic management in the context of preschool education. It examines the features of applying strategic planning, management by objectives, process approach, and adaptive management in the activities of kindergartens and other preschool institutions. The paper presents examples of effective implementation of these methods and provides a comparative analysis of their advantages and limitations. Table 1 presents an analysis of the application of modern methods and models of strategic management in preschool educational organizations. The results of the study show that the use of modern management approaches allows improving the quality of educational services, adapting to changes in the external environment, and meeting the needs of various stakeholders. The conclusion offers recommendations for selecting and implementing the most suitable strategic management methods in the practice of preschool educational organizations.

Ключевые слова: стратегическое управление, дошкольные организации, методы, модели, планирование, управление по целям, адаптивное управление

Keywords: strategic management, preschool organizations, methods, models, planning, management by objectives, adaptive management.

Современное общество характеризуется быстрыми изменениями во всех сферах жизни, и система образования не является исключением. Глобализация, развитие информационных технологий, изменения в социально-экономической среде требуют от образовательных учреждений, включая дошкольные организации, гибкости и способности адаптироваться к новым условиям. В этих условиях стратегическое управление приобретает особую значимость, позволяя организациям не только реагировать на внешние вызовы, но и проактивно формировать свое будущее. Дошкольные образовательные организации играют ключевую роль в формировании базовых навыков и умений у детей, закладывая фундамент для их дальнейшего развития и обучения. Эффективное управление такими организациями напрямую влияет на качество предоставляемых услуг и удовлетворенность потребителей — родителей и общества в целом. Однако специфика дошкольных учреждений, связанная с особой ответственностью за развитие и безопасность детей, накладывает дополнительные требования к управленческим подходам.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки и внедрения современных методов и моделей стратегического управления, адаптированных к специфике дошкольных образовательных организаций. Традиционные методы управления зачастую не учитывают динамику внешней среды и не позволяют оперативно реагировать на изменения, что может привести к снижению эффективности деятельности организации.

Целью данной статьи является анализ современных методов и моделей стратегического управления, их применимость в дошкольных образовательных организациях, а также разработка рекомендаций по их внедрению в практику управления.

Методология исследования основывается на анализе научной литературы, нормативно-правовых документов в сфере образования, а также на изучении практического опыта управления дошкольными образовательными организациями. В работе используются методы сравнительного анализа, обобщения и систематизации данных.

В современном образовательном пространстве стратегическое управление дошкольными организациями становится все более актуальным, что отражено в работах ряда исследователей. И.В. Борзунов и соавторы [1] указывают на то, что изменения в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) являются частью государственного регулирования деятельности учреждений высшего образования, однако их влияние распространяется и на дошкольный уровень. Они подчеркивают необходимость адаптации стратегического управления к новым требованиям стандартов. М.Н. Гончарова и коллеги [4] проводят оценку развития рынка образовательных услуг в регионах Уральского федерального округа. В их работе подчеркивается, что стратегическое управление должно учитывать региональные особенности и тенденции рынка для эффективного позиционирования дошкольных организаций. Л.Н. Давыдова и соавторы [5] обращают внимание на необходимость обучения руководителей дошкольных образовательных организаций новым инструментам стратегического управления. По их мнению, профессиональное развитие управленцев является ключевым фактором успешной реализации стратегических планов. А.Э. Галиахметова и Е.В. Коновалова [2] рассматривают теоретические аспекты управления планированием воспитательно-образовательной работы в дошкольной организации. Авторы акцентируют внимание на важности системного подхода к планированию, что обеспечивает эффективность стратегического управления в условиях динамичных изменений. Н.Ф. Захарченя [6] исследует маркетинговый подход при управлении образовательными услугами дошкольной образовательной организации. Автор утверждает, что использование маркетинговых инструментов в стратегическом

управлении способствует повышению конкурентоспособности и удовлетворению потребностей потребителей услуг. М.Х. Мизова [8] рассматривает последипломную подготовку руководителей дошкольных образовательных организаций к реализации ФГОС дошкольного образования. Автор отмечает, что постоянное повышение квалификации руководителей способствует успешному внедрению стратегических изменений. О.М. Свалова [9] акцентирует внимание на управлении маркетингом образовательных услуг в дошкольной образовательной организации. Она утверждает, что интеграция маркетинговых стратегий в процесс стратегического управления позволяет более эффективно удовлетворять запросы родителей и детей. И.А. Голдовская и Е.И. Кобышева [3] выделяют основные векторы совершенствования стратегического управления инновационной деятельностью организаций в сфере дошкольного образования. Они отмечают, что внедрение инноваций требует от руководителей новых компетенций и гибкости в управлении. В.А. Кручинина и А.В. Биек [7] подчеркивают необходимость использования стратегического подхода к управлению муниципальной бюджетной образовательной дошкольной организацией. Они считают, что в условиях ограниченных ресурсов стратегическое управление позволяет оптимизировать процессы и повысить эффективность деятельности.

Таким образом, анализ научных трудов показывает, что многие исследователи признают значимость стратегического управления для развития дошкольных образовательных организаций. Они подчеркивают необходимость внедрения современных методов и моделей управления, обучения руководителей новым инструментам и подходам, а также учета внешних факторов, влияющих на деятельность учреждений.

Стратегическое управление представляет собой комплексную деятельность, направленную на определение долгосрочных целей организации, разработку стратегий их достижения и обеспечение необходимого уровня адаптации к изменениям внешней среды. В контексте дошкольных

образовательных организаций стратегическое управление позволяет обеспечить устойчивое развитие учреждения, повышение качества образовательных услуг и удовлетворение потребностей основных стейкхолдеров.

Рассмотрим основные современные методы и модели стратегического управления и их применение в дошкольных образовательных организациях.

Стратегическое планирование является фундаментом стратегического управления и включает в себя процесс определения миссии, видения, стратегических целей и задач организации. В дошкольных образовательных учреждениях стратегическое планирование позволяет четко определить направления развития, распределить ресурсы и установить приоритеты.

Метод управления по целям предполагает совместное установление целей руководством и сотрудниками, регулярный мониторинг их достижения и оценку результатов. Это способствует повышению мотивации персонала и вовлеченности в процесс управления.

Процессный подход фокусируется на управлении бизнес-процессами организации для повышения их эффективности и качества. В контексте дошкольных учреждений это может означать оптимизацию процессов приема детей, образовательной деятельности, взаимодействия с родителями и т.д.

Адаптивное управление подразумевает способность организации быстро реагировать на изменения внешней среды и вносить необходимые корректировки в свою деятельность. Это особенно актуально в условиях нестабильности и постоянных изменений в сфере образования.

Инновационный менеджмент ориентирован на внедрение новых идей, технологий и методов работы. В дошкольном образовании это может проявляться в использовании новых образовательных программ, технологий обучения, методов оценки и т.д.

Стейкхолдерский подход учитывает интересы всех заинтересованных сторон: детей, родителей, сотрудников, местного сообщества и органов управления образованием. Управление строится на балансе интересов и активном взаимодействии со стейкхолдерами.

Представим сравнительный анализ применения рассмотренных методов и моделей в дошкольных образовательных организациях в таблице 1.

Таблица 1. Анализ применения современных методов и моделей стратегического управления в дошкольных образовательных организациях

Метод/Модель Преимущества Ограничения

Стратегическое планирование - Четкое направление развития - Оптимизация ресурсов - Повышение согласованности действий - Требует времени и ресурсов - Возможна негибкость при жестком следовании плану

Управление по целям (MBO) - Повышение мотивации персонала - Четкие критерии оценки - Вовлечение сотрудников - Возможны конфликты целей - Требует развитой культуры коммуникации

Процессный подход - Улучшение эффективности процессов - Снижение затрат - Повышение качества услуг - Сложность в идентификации и описании процессов - Необходимость постоянного контроля

Адаптивное управление - Быстрая реакция на изменения - Гибкость управления - Повышение конкурентоспособности - Возможность хаотичности действий - Требует высокой квалификации управленцев

Инновационный менеджмент - Внедрение передовых практик - Повышение привлекательности учреждения - Стимулирование развития - Риски неудачи инноваций - Необходимость инвестиций - Сопротивление изменениям со стороны персонала

Стейкхолдерский подход - Баланс интересов всех сторон - Повышение лояльности - Сложность учета противоречивых интересов - Требует развитых

стейкхолдеров коммуникационных навыков

- Улучшение репутации

Из таблицы видно, что каждый метод и модель имеют свои преимущества и ограничения. Выбор конкретного подхода зависит от специфики организации, ее целей, ресурсов и внешней среды.

Детский сад «Вундеркинд» [4] в Академическом районе города Екатеринбурга столкнулся с проблемой снижения количества детей из-за открытия новых частных детских садов в районе. Руководство решило разработать стратегический план развития на три года. Были проведены SWOT-анализ, определены ключевые направления развития: улучшение качества образовательных программ, обновление материально-технической базы и активное взаимодействие с родителями. В результате реализации плана удалось увеличить количество воспитанников на 20% и повысить удовлетворенность родителей.

В центре развития «Росток» [4] в Екатеринбурге внедрили метод управления по целям. Каждый педагог совместно с руководителем устанавливал личные цели по профессиональному развитию и качеству работы с детьми. Регулярные встречи и оценки результатов способствовали повышению ответственности сотрудников и улучшению показателей деятельности центра.

Проведенное исследование показало, что современные методы и модели стратегического управления обладают высоким потенциалом для повышения эффективности деятельности дошкольных образовательных организаций. Использование стратегического планирования, управления по целям, процессного подхода, адаптивного управления, инновационного менеджмента и стейкхолдерского подхода позволяет организациям более гибко реагировать на изменения внешней среды, повышать качество предоставляемых услуг и удовлетворять потребности различных заинтересованных сторон. Каждый из рассмотренных методов имеет свои сильные стороны и ограничения, которые необходимо учитывать при выборе и внедрении в практику управления. Так,

стратегическое планирование обеспечивает четкое направление развития, но может быть негибким при изменениях. Адаптивное управление позволяет быстро реагировать на изменения, но может привести к хаотичности без четких ориентиров.

Для успешного внедрения современных методов стратегического управления в дошкольных образовательных организациях рекомендуется:

• Комплексный подход: использовать комбинацию методов, дополняющих друг друга, чтобы нивелировать ограничения каждого из них.

• Адаптация к специфике организации: учитывать особенности учреждения, его размер, культуру, ресурсы и внешнюю среду при выборе методов.

• Обучение персонала: инвестировать в развитие управленческих и профессиональных компетенций сотрудников для эффективного применения новых методов.

• Вовлечение стейкхолдеров: активно взаимодействовать с родителями, сотрудниками, местным сообществом и органами управления образованием для учета их интересов и повышения лояльности.

• Мониторинг и оценка: регулярно оценивать результаты внедрения методов стратегического управления и при необходимости корректировать подходы.

В условиях динамичных изменений и растущей конкуренции на рынке образовательных услуг дошкольные организации, использующие современные методы стратегического управления, имеют больше шансов на устойчивое развитие и успех. Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в статье рекомендации могут быть использованы руководителями дошкольных образовательных организаций для повышения эффективности управления и качества образовательных услуг.

Литература

1. Борзунов, И. В. Изменения ФГОС как часть государственного регулирования деятельностью учреждения высшего образования / И. В.

Борзунов, В. В. Калицкая, Л. А. Степанова // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2023. - № 12-2. - С. 207-213. - DOI 10.17513^аае1.3156. - EDN AAYIEH.

2. Галиахметова, А. Э. Теоретические аспекты управления планированием воспитательно-образовательной работы в дошкольной организации / А. Э. Галиахметова, Е. В. Коновалова // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. - 2023. - № S4(47). - С. 24-27. - EDN КБРЯУЯ.

3. Голдовская, И. А. Основные векторы совершенствования стратегического управления инновационной деятельности организаций в сфере дошкольного образования / И. А. Голдовская, Е. И. Кобышева // Научный Лидер. - 2024. - № 13(163). - С. 54-56. - EDN ОТУОББ.

4. Гончарова, М. Н. Оценка развития рынка образовательных услуг регионов Уральского федерального округа / М. Н. Гончарова, В. О. Дрей, А. Я. Шатрова // Российская экономика в условиях структурной трансформации : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Новокузнецк, 02 июня 2023 года / Под общей редакцией Д.Н. Ганченко, О.А. Цвиркун. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Актуальность.РФ", 2023. - С. 21-25. - EDN УШБта

5. Давыдова, Л. Н. Обучение руководителей дошкольных образовательных организаций новым инструментам стратегического управления / Л. Н. Давыдова, М. А. Колокольцева, Е. В. Рябова // Ученые записки ИУО РАО. - 2017. - № 3(63). - С. 44-48. - EDN

6. Захарченя, Н. Ф. Маркетинговый подход при управлении образовательными услугами дошкольной образовательной организации / Н. Ф. Захарченя // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2022. - № 1(76). - С. 124-134. - DOI 10.26105/88РИ.2022.76.1.014. - EDN GETODK.

7. Кручинина, В. А. Необходимость использования стратегического подхода к управлению муниципальной бюджетной образовательной дошкольной

организацией / В. А. Кручинина, А. В. Биек // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 12(125). - С. 1435-1439. - DOI 10.34925/EIP.2021.125.12.290. - EDN LDECHL.

8. Мизова, М. Х. Последипломная подготовка руководителей дошкольных образовательных организаций к реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования / М. Х. Мизова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 759760. - EDN WFQGOV.

9. Свалова, О. М. Управление маркетингом образовательных услуг в дошкольной образовательной организации / О. М. Свалова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 892-894. - EDN WFQHEP.

References

1. Borzunov, I. V. Izmeneniya FGOS kak chast' gosudarstvennogo regulirovaniya deyatel'nost'yu uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya / I. V. Borzunov, V. V. Kalickaya, L. A. Stepanova // Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava. -2023. - № 12-2. - S. 207-213. - DOI 10.17513/vaael.3156. - EDN AAYIEH.

2. Galiahmetova, A. E. Teoreticheskie aspekty upravleniya planirovaniem vospitatel'no-obrazovatel'noj raboty v doshkol'noj organizacii / A. E. Galiahmetova, E. V. Konovalova // Vestnik Naberezhnochelninskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2023. - № S4(47). - S. 2427. - EDN KSPRVR.

3. Goldovskaya, I. A. Osnovnye vektory sovershenstvovaniya strategicheskogo upravleniya innovacionnoj deyatel'nosti organizacij v sfere doshkol'nogo obrazovaniya / I. A. Goldovskaya, E. I. Kobysheva // Nauchnyj Lider. - 2024. -№ 13(163). - S. 54-56. - EDN GJVQSS.

4. Goncharova, M. N. Ocenka razvitiya rynka obrazovatel'nyh uslug regionov Ural'skogo federal'nogo okruga / M. N. Goncharova, V. O. Drej, A. YA. SHatrova // Rossijskaya ekonomika v usloviyah strukturnoj transformacii : Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii,

Novokuzneck, 02 iyunya 2023 goda / Pod obshchej redakciej D.N. Ganchenko, O.A. Cvirkun. - Moskva: Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Aktual'nost'.RF", 2023. - S. 21-25. - EDN VUNFYN.

5. Davydova, L. N. Obuchenie rukovoditelej doshkol'nyh obrazovatel'nyh organizacij novym instrumentam strategicheskogo upravleniya / L. N. Davydova, M. A. Kolokol'ceva, E. V. Ryabova // Uchenye zapiski IUO RAO. -2017. - № 3(63). - S. 44-48. - EDN ZWUNLN.

6. Zaharchenya, N. F. Marketingovyj podhod pri upravlenii obrazovatel'nymi uslugami doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii / N. F. Zaharchenya // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2022. - № 1(76). - S. 124-134. - DOI 10.26105/SSPU.2022.76.1.014. - EDN GETODK.

7. Kruchinina, V. A. Neobhodimost' ispol'zovaniya strategicheskogo podhoda k upravleniyu municipal'noj byudzhetnoj obrazovatel'noj doshkol'noj organizaciej / V. A. Kruchinina, A. V. Biek // Ekonomika i predprinimatel'stvo. - 2020. - № 12(125). - S. 1435-1439. - DOI 10.34925/EIP.2021.125.12.290. - EDN LDECHL.

8. Mizova, M. H. Poslediplomnaya podgotovka rukovoditelej doshkol'nyh obrazovatel'nyh organizacij k realizacii federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov doshkol'nogo obrazovaniya / M. H. Mizova // Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta. - 2016. - № 5. - S. 759-760. - EDN WFQGOV.

9. Svalova, O. M. Upravlenie marketingom obrazovatel'nyh uslug v doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii / O. M. Svalova // Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta. - 2016. - № 5. - S. 892-894. - EDN WFQHEP.

© Маковень С.А., Куликова Е.С. 2024 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник»

№ 9/2024.

Для цитирования: Маковень С.А., Куликова Е.С. Стратегическое управление дошкольными образовательными организациями: современные методы и модели // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 9/2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.