Научная статья на тему 'Развитие дошкольной образовательной организации через новые подходы управления'

Развитие дошкольной образовательной организации через новые подходы управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
635
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
управление / руководство / руководитель / дошкольная образовательная организация / подход / инновация. / Descriptive information / management / manager / PEO / approach / innovation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ключникова И. Ф.

Современное общество сильно изменилось, что не может не сказаться на уровне образования современного ребенка. В рамках изменения современного общества на информационное необходимо менять методы организации образования в целом, а в дошкольном образовании должны меняться методы в первую очередь, так как с дошкольного детства необходимо формировать у ребенка умение, желание быть современным, уметь эффективно использовать информацию как инструмент саморазвития, самосовершенствования. Основой для изменения дошкольного образования является кардинальное изменение управления в организации дошкольного образования. Таким образом, целью статьи становится изучение развития дошкольной образовательной организации через новые подходы управления, которые внедряются для реорганизации управленческой деятельности Методами становятся изучение теоретических источников, а также практического исследования. Статья отражает анализ теоретических данных, полученных в ходе изучения основных направлений в развитии дошкольной образовательной организации через выделение новых подходов к управлению в современной педагогической науке. Описаны основные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, применения современных методов работы с ребенком и управления в дошкольном образовании, предпосылки для изменения подходов в управленческой деятельности руководителя. Так же в статье отражены результаты для изучения вопроса развития дошкольной образовательной организации через новые подходы управления. Выделены предположения эффективного развития управления персоналом, дальнейшего развития ДОО при использовании современных подходов руководителя к управленческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ключникова И. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION THROUGH NEW MANAGEMENT APPROACHES

Modern society changed greatly and it had an influence on the child’s educational level. In the network of modern society’s changes as an informative, it is necessary to change the methods of educational organization in whole. Notably the preschool education must have variable methods. As we know, that from the preschool childhood we must develop child’s ability, wish for being modern and use the information efficiently, as an instrument for self-development and self-improvement. The foundation for changes of the preschool education is revolution of the management in the Preschool Educational Organization. (the PEO) An article reproduces analysis of theoretical data, derived in the course of studying mainstreams in the development of the preschool educational organization through the new approaches of the management in the modern teaching science. There are main approaches to the organization of the educational process in the preschool educational organization. Also there is an application of modern methods of work with the child and the management of the PEO. And there are preconditions for changing approaches in the management activity of the manager. This article is about the prospects for studying the development of the preschool educational organization through the new approaches of the management. There are suppositions of effective development of the personnel management, further development of the PEO by the using of modern approaches of manager in his management activity.

Текст научной работы на тему «Развитие дошкольной образовательной организации через новые подходы управления»

38

PEDAGOGICAL SCIENCES / <<Ш1ШМиМ~^(ШУ©Ма1>>#6(1!Ш,2©2©

Ключникова И. Ф.

ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова»

DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11458 РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ НОВЫЕ

ПОДХОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Klyuchnikova I.F.

DEVELOPMENT OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION THROUGH NEW

MANAGEMENT APPROACHES

Аннотация:

Современное общество сильно изменилось, что не может не сказаться на уровне образования современного ребенка. В рамках изменения современного общества на информационное необходимо менять методы организации образования в целом, а в дошкольном образовании должны меняться методы в первую очередь, так как с дошкольного детства необходимо формировать у ребенка умение, желание быть современным, уметь эффективно использовать информацию как инструмент саморазвития, самосовершенствования. Основой для изменения дошкольного образования является кардинальное изменение управления в организации дошкольного образования. Таким образом, целью статьи становится изучение развития дошкольной образовательной организации через новые подходы управления, которые внедряются для реорганизации управленческой деятельности

Методами становятся изучение теоретических источников, а также практического исследования. Статья отражает анализ теоретических данных, полученных в ходе изучения основных направлений в развитии дошкольной образовательной организации через выделение новых подходов к управлению в современной педагогической науке. Описаны основные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, применения современных методов работы с ребенком и управления в дошкольном образовании, предпосылки для изменения подходов в управленческой деятельности руководителя.

Так же в статье отражены результаты для изучения вопроса развития дошкольной образовательной организации через новые подходы управления. Выделены предположения эффективного развития управления персоналом, дальнейшего развития ДОО при использовании современных подходов руководителя к управленческой деятельности.

Abstract:

Modern society changed greatly and it had an influence on the child's educational level. In the network of modern society's changes as an informative, it is necessary to change the methods of educational organization in whole. Notably the preschool education must have variable methods. As we know, that from the preschool childhood we must develop child's ability, wish for being modern and use the information efficiently, as an instrument for self-development and self-improvement. The foundation for changes of the preschool education is revolution of the management in the Preschool Educational Organization. (the PEO)

An article reproduces analysis of theoretical data, derived in the course of studying mainstreams in the development of the preschool educational organization through the new approaches of the management in the modern teaching science. There are main approaches to the organization of the educational process in the preschool educational organization. Also there is an application of modern methods of work with the child and the management ofthe PEO. And there are preconditions for changing approaches in the management activity of the manager.

This article is about the prospects for studying the development of the preschool educational organization through the new approaches of the management. There are suppositions of effective development of the personnel management, further development of the PEO by the using of modern approaches of manager in his management activity.

Ключевые слова: управление, руководство, руководитель, дошкольная образовательная организация, подход, инновация.

Keywords Descriptive information, management; manager; PEO; approach; innovation

Управление в дошкольной образовательной организации - это умение руководителя принимать решения, которые будут эффективными в различных ситуациях рабочего характера. Управление современной дошкольной образовательной организацией - это очень сложный процесс, который требует от руководителя огромных усилий, квалификации, знаний в области менеджмента и т.д. [2, с. 58] Эффективное управление складыва-

ется из правильного выбора целей функционирования дошкольной образовательной организацией, корректной постановки задач, а так же планирования своей деятельности во временных рамках. Заведующий ДОО должен уметь работать с информационными источниками, выявлять педагогический опыт коллег, а так же стремиться его внедрять в работу своей организации, распространять передовой опыт своих педагогических работников и специа-

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#6(1!Ш,2©2© / PEDAGOGICAL SCIENCES

листов [1, а 45]. Очень важно учитывать умение руководителя эффективно контролировать, проверять исполнение должностных обязанностей работниками организации.

Современное общество становится на шаг впереди педагогических принципов, которые применялись ранее. Современные дети - это люди будущего, которые должны понимать, знать и уметь пользоваться современными технологиями, креативно мыслить, находить необходимую им информацию, одним словом, быть готовыми жить в современном информационном мире [3, с. 15]. Таким образом, и дошкольная образовательная организация должна подстраиваться под изменяющие условия общества и менять кардинально подходы к воспитанию современного ребенка, быть учреждением, которое работает в инновационном режиме. Традиционные подходы не позволяют детскому саду реализовывать цели, которые позволяют делать воспитание и обучение ребенка дошкольного возраста в современном обществе, они устарели. Из этого следует, что и управление организацией стоит менять на современные, которые будут более эффективными [3, с. 18]. Именно изменяя подходы управления детским садом, мы сможем сказать, что организация развивается, но не функционирует.

Отметим о современных методических подходах к организации образовательной среды для детей дошкольного возраста, которая становится основой для развивающегося детского сада.

1) Системно-деятельностный подход становится основой для создания воспитательно-образовательного процесса для ребенка дошкольного возраста. Он предполагает, что образовательная система будет адаптирована для дошкольника, деятельность различного характера будет взаимосвязана, ее цели и целевые ориентиры соподчинены между собой [3, с. 28].

2) Синергетический подход подразумевает в себе природосообразную организацию деятельности дошкольника. ребенок должен быть обеспечен такой воспитательной системой, которая будет учитывать самостоятельность ребенка, его желание и другие личностные проявления в организации воспитательно-образовательного процесса [3, с. 33].

3) Коммуникационно-диалогический подход строится на взаимном уважении интересов всех участников образовательного процесса, (его субъектов и объектов), достижении ими прогнозируемых результатов в рамках образовательного процесса [3, с. 33].

4) Культурологический подход подразумевает в себе, что в современном непрерывном образовательном процессе объединяются знания (специальные, психолого-педагогические, нравственные, культурные) и применяются в работе с дошкольником [3, с. 34].

5) Личностно-ориентированный подход включает в себя учет особенностей личностного характера каждого ребенка, предоставление каждому воспитаннику адаптивной образовательной среды, где он сможет в полной мере раскрыть свои способности в рамках зоны ближайшего развития, а так же

39_

получить новые знания умения и навыки, расширить зону актуального развития [3, с. 35].

6) Мотивационно-стимулирующий подход включает в себя использование стимулы, которые могут способствовать формированию потребностей и мотивов деятельности каждого ребенка с учетом его личностных особенностей [3, с. 37].

7) Свободное самоопределение дошкольника, как подход, может включать в себя беспрепятственное самостоятельное определение его образовательном процессе, выбор способов обучения, знаний и т.д., тех способов, которые будут способствовать самореализации ребенка [3, с. 37].

8) Коррекционно-компенсаторный подход включает в себя психолого-педагогическую работу, которая направлена на коррекцию отклонений: поведенческих, психологических отклонений, устранение нарушений, дефектов и других отклонений от нормы в рамках развития дошкольника [3, с. 38].

Дошкольное образовательная организация должна работать в режиме, в котором организуется постоянный поиск инноваций, технологий, методов работы с ребенком, которые будут способствовать его развитию, становлению как личности. Управление таким учреждением так же носит поисковый характер, использование новейших технологий не только в образовательном процессе, но и в процессе управления [1, а51]. Такое управление подразумевает в себе включение процессов принятия решения в нестандартных ситуациях, работа по результатам педагогической деятельности, то есть такое управление носит ситуативный характер.

Переход к ситуативному управлению в организации означает то, что изменение подходов к управлению становится радикальным и прежде всего происходит изменение в управлении учебно-воспитательным процессом и всеми его участниками [2, а 64]. Система управления ДОО, которая подразумевает активное его развитие, функционирует только в том случае, когда специалисты, педагогические работники, руководство отвечают современным требования общества. Управление становится современным при условии, что руководитель сам стремиться совершенствоваться, соответствовать требованиям современности, и продвигает своих сотрудников, совершенствует их знания, умения и навыки педагогической работы [2, а66]. Таким образом, в рамках ситуативного стиля управления ДОО развитие становится основной концепцией, включает в себя подготовку современных компетентных руководителей и педагогов.

Таким образом, развитие дошкольной образовательной организации через новые подходы управления становится актуальным через следующие режимы развития:

- Использование руководителем современных новейших подходов в организации воспитательно-образовательного процесса и управления в ДОО;

- Разработка программы развития ДОО, ее реализация;

- Трансляция и внедрение в работу педагогов инновационной работы;

PEDAGOGICAL SCIENCES / <<Ш1ШМиМ~^(ШУ©Ма1>>#6(1!Ш,2©2©

40_

- Все участники образовательно процесса следуют одной цели - воспитание гармонично развитой личности дошкольника;

- Проектирование и реализация образовательной среды, которая будет оптимальна для развития ребенка;

- Достаточный набор услуг, которые будут удовлетворять интересы родителей и детей [3, с. 57].

Отметим основные требования, которые определяют дошкольную образовательную организацию как развивающуюся:

- Ребенок, посещающий детский сад может свободно реализовывать свое право на развитие, которое ему подходит, которое реализуется с учетом его личностных особенностей, возможностей, потребностей;

- Педагогический работник свободно реализуется в своей профессиональной деятельности, систематически повышает уровень квалификации;

- Руководитель не препятствует развитию педагогических работников, воспитанников;

- Коллектив ДОО работает в благоприятном психологическом климате, сотрудничестве, уважении, доверии сотрудников, коллектив способствует развитию педагогических работников и воспитанников;

- Родители становятся участниками учебно-воспитаельного процесса [3, с. 58].

Как указывалось ранее, перемены в современном обществе диктуют внедрять и современные образовательные системы, которые будут отвечать запросам общества. Образовательные организации вынуждены изменяться, чтобы ответить на запросы общества, удовлетворить новые требования. Дошкольная образовательная организация, как и все другие развивается, внедряет инновационные технологии не только в работу педагогических работников, но и в работу управленческой направленности. Если руководитель не будет соответствовать современным требованиям, то и ДОО не будет развиваться должным образом.

В рамках исследования, которое было проведено на базе МБДОУ Детский сад № 118 «Калинушка» города Архангельска, было выявлено, что внедрение инновационных методов управления и

организации образовательного процесса повысило результаты работы и развития дошкольной образовательной организации.

На начальном этапе проводился мониторинг эффективности образовательного процесса среди педагогов и родителей, а также удовлетворенность педагогов организацией управленческой деятельности. Он показал не высокие результаты, родители отмечали, что образовательный процесс организован недостаточно хорошо для всестороннего развития ребенка, педагоги отмечали недостаточно эффективную управленческую деятельность со стороны заведующего, которая не способствует развитию дошкольной образовательной организации.

Руководителю в рамках эксперимента было предложено внедрить в процесс управления и организации образовательного процесса новые методы и подходы, которые указывались ранее на срок 6 месяцев. По завершению исследования мы провели мониторинг эффективности образовательного процесса среди педагогов и родителей, а также удовлетворенность педагогов организацией управленческой деятельности. Выявили, что результаты значительно повысились: родители отметили позитивные изменения в организации образовательного процесса, педагоги так же отмечают повышение желание продуктивно работать, развиваться в профессиональной деятельности, отмечается удовлетворенность управленческой деятельностью.

Таким образом, по данным практического исследования мы подтвердили, что развитие дошкольной образовательной организации через новые подходы управления становится актуальным и значимым.

Библиографический список:

1.Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс [Текст]/ О.С. Вихан-ский, А.И. Наумов. - М.: МГУ, 2015. - 241 с.

2.Дашкова, Е.Е. Инновационные подходы к управлению мотивацией персонала [Текст]/ Е.Е. Дашкова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 184 c.

3.Патрахина Т.Н. Менеджмент в образовании [Текст]: Учебное пособие/ Т.Н. Патрахина. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2017. — 123 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.