СТРАТЕГИЯ И ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 5 (95). С. 43-55. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 1, no. 5 (95). P. 43 -55.
Научная статья УДК 37.07
doi: 10.24412/2224-0772-2023-95-43-55
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ДО 2030 ГОДА И ЗАДАЧИ НА 2023 ГОД
А. К. Езаов
Анзор Клишбиевич Езаов1, Марина Хабаловна Мизова2 1 2 Министерство просвещения Кабардино-Балкарской Республики, Нальчик, Россия
Аннотация. Рассмотрены тенденции развития образования Кабардино-Балкарской Республики. Проведен анализ республиканской системы образования, которая является составной частью стратегии социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики. Статья является результатом системной работы в области образования, представленной на форуме руководителей образовательных организаций Кабардино-Балкарской Республики «Образование: взгляд в будущее» в марте 2023 года. Проанализированы актуальные статистические данные о системе дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования. Описывается опыт реализации национального проекта «Образование» и регионального проекта «Модернизация школьной системы образования в Кабардино-Балкарской Республике». В статье авторами рассматриваются существующие проблемы развития системы образования республики и предлагают возможные пути их решения, направленные на стратегическое развитие. Первоочередным мероприятием, необходимым для стратегического
М. Х. Мизова
© Езаов А. К., Мизова М. Х., 2023
развития системы образования республики, обозначена дальнейшая разработка эффективных региональных моделей управления образованием. Также представлены показатели, которые имеют принципиальное значение для развития системы образования, и ожидаемые результаты. В статье определяются основные направления стратегии развития системы образования как ресурса регионального развития. Авторы приходят к заключению, что важным фактором эффективного развития системы образования к 2030 году будут обновление содержания образования, реализация комплекса мер по научно-методическому сопровождению и повышению качества преподавания, обеспечение возможности получения образования в современных условиях обучения. Представленные в статье материалы по развитию системы образования Кабардино-Балкарской Республики могут быть использованы при разработке региональных стратегических документов в области образования, а также при подготовке аналитических материалов.
Ключевые слова: стратегия развития, система образования, эффективные модели, управление образованием, развитие территории, национальный проект «Образование», модернизация школьной системы образования
Для цитирования: Езаов А. К., Мизова М. Х. К вопросу формирования стратегии развития образования в Кабардино-Балкарской Республике до 2030 года и задачи на 2023 год // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 5 (95). С. 43-55. doi: 10.24412/2224-0772-2023-95-43-55
Original article
TOWARD THE FORMATION OF A STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN THE KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC UNTIL 2030 AND OBJECTIVES FOR2023
Anzor K. Ezaov1, Marina K. Mizova2
1 2 Ministry of Education of the Kabardino-Balkarian Republic, Nalchik, Russia
Abstract. The trends in the development of education in the Kabardino-Balkarian Republic are considered. The analysis of the republican education system, which is an integral part of the strategy of socio-economic development of the Kabardino-Balkarian Republic, has been carried out. The article is the results of systematic work in the field of education, presented at the forum of heads of educational organizations of the Kabardino-Balkarian Republic "Education: a look into the future" which was held in March 2023. Analyzed current statistical data on the system of preschool, general, additional and vocational education. The experience of implementing the national project
"Education" and the regional project "Modernization of the school education system in the Kabardino-Balkarian Republic" is described. In the article, the authors consider the existing problems of the development of the education system of the republic and suggest possible ways to solve them, aimed at strategic development. The development of effective regional models of education management is designated as a priority measure necessary for the strategic development of the education system of the republic. Also presented are indicators that are of fundamental importance for the development of the education system and expected results. The article defines the main directions of the strategy for the development of the education system as a resource for regional development. The authors come to the conclusion that an important factor in the effective development of the education system by 2030 will be updating the content of education, implementing a set of measures for scientific and methodological support and improving the quality of teaching, and ensuring the possibility of obtaining education in modern learning conditions. The materials presented in the article on the development of the education system of the Kabardino-Balkarian Republic can be used in the development of regional strategic documents in the field of education, as well as in the preparation of analytical materials.
Keywords: development strategy, education system, effective models, education management, territory development, national project "Education", modernization of the school education system
For citation: Ezaov A. K., Mizova M. K. Toward the formation of a strategy for the development of education in the Kabardino-Balkarian Republic until 2030 and objectives for 2023. Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;1(5):43-55. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2023-95-43-55
Вектор стратегического развития системы образования Кабардино-Балкарской Республики определяется в рамках требований Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального общего и основного общего образования, мероприятий федеральных проектов национального проекта «Образование», государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», государственной программы КБР «Развитие образования в КБР», региональных проектов национального проекта «Образование», республиканского проекта «Модернизация школьной системы образования в Кабардино-Балкарской Республике» [4; 8; 9; 13; 15].
Для определения специфики управления образовательной системой
важной ступенью является вопрос выработки стратегии управления. По определению современного исследователя социально-экономических процессов Р. А. Фатхутдинова, «стратегия — ...генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей. Разработка качественных, комплексно обоснованных и обеспеченных ресурсами стратегий является одним из главных условий устойчивого и эффективного функционирования любых систем» [10; 14]. Отсюда реализация стратегии в управлении образовательной системой рассматривается нами как ориентировочная основа ее развития [2].
Президентом страны В. В. Путиным перед системой образования поставлена амбициозная задача по вхождению России в десятку ведущих стран мира по качеству образования, которая стала в последние годы основным стратегическим ориентиром и достигается посредством реализации мероприятий по модернизации инфраструктуры образовательных организаций, эффективного использования имеющихся ресурсов, обновления содержания и технологий образования, развития кадрового потенциала и создания конкурентной среды [5; 6; 13].
Исходя из указанной задачи, системе образования Кабардино-Балкарской Республики к 2030 году должны быть присущи такие характеристики, как качество, доступность и конкурентоспособность. И каждому обучающемуся на всех уровнях образования, начиная с дошкольного и заканчивая дополнительным профессиональным образованием, должно быть предоставлено качественное и доступное образование.
Внесенные в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» изменения создали необходимую нормативную базу, которая позволяет выстроить единое образовательное пространство с едиными требованиями: образовательными стандартами, учебниками, учебными планами, учебно-методическим сопровождением, квалифицированными педагогами, образовательными ресурсами и финансированием [11].
Необходимо учитывать и то, что формирование единого образовательного пространства в рамках проекта «Школа Минпросвещения России» ориентировано на организации обучения и воспитания в равных условиях, в какой бы школе ребенок ни учился: в городской школе или отдаленном высокогорном селе. Этому способствует и формируемая с 2019 года экосистема национального проекта «Образование», которая позволяет уже предоставлять одинаковое качественное образование в образовательных организациях республики [12].
Говоря о стратегических вопросах развития системы образования республики, считаем необходимым коснуться и вопросов статистики.
Составной и отправной частью системы образования Кабардино-Балкарской Республики является дошкольное образование, которое реализуется в 266 образовательных организациях, в них работают 4227 педагогических работников. Численность детей дошкольного возраста составляет 87 052, из которых дошкольное образование получают 49 572. С 2016 года достигнута и в настоящее время поддерживается 100-процентная доступность дошкольного образования.
Общеобразовательные программы реализуют 266 общеобразовательных организаций, 172 из которых находятся в селе, 94 — в городе, при этом на 64% школ, находящихся в сельской местности, приходится всего 32% контингента обучающихся. Достаточно большое количество малокомплектных школ — их 32 (12%), большая часть которых находится в высокогорной зоне.
В 2022/23 учебном году в 49 муниципальных общеобразовательных организациях обучение организовано в две смены. Доля обучающихся, занимающихся во вторую смену, составляет 13,7% (или 1 476 обучающихся) от общего числа. Значительная часть общеобразовательных организаций, занимающихся во вторую смену, расположена в городе Нальчике.
Охват детей общим образованием составляет 119 997 обучающихся. Ежегодный рост численности детей с 2019 года составляет 4-6 тыс., прогнозируемый прирост контингента на последующие годы: 2022-2023 годы — 3286, 2023-2024 годы — 5976, 2024-2025 годы — 1343. К 2025 году прирост обучающихся стабилизируется, и прогнозная численность составит 127 917, что на 7920 обучающихся больше, чем в текущем году (6,2%).
В общеобразовательных организациях работают 18 250 человек, из них руководящих работников — 998 человек, педагогических работников — 10 763 человека, учителей — 7209 человек.
Численность учителей в возрасте до 35 лет составляет всего 480 (6,65%), от 60 лет и выше — 777 (10,77%). Распределение учителей по стажу работы следующее: до 3 лет — 452 учителя, от 3 до 5 лет — 246 учителей, от 5 до 10 лет — 553 учителя, от 10 до 15 лет — 608 учителей, от 15 до 20 лет — 723 учителя и 20 лет и более — 4647 человек.
К 2030 году с учетом возрастного состава учителей, роста контингента обучающихся, перевода школ в односменный режим работы и при
сохраняющейся нагрузке 1,35 ставки, а также необходимости создания новых мест в общеобразовательных организациях потребность в учителях составит более 1600 человек (22%). Таким образом, оценочная потребность в учителях-предметниках составляет около 200 человек в год.
Программы дополнительного образования детей реализуют 24 организации, в том числе три государственные, 21 муниципальная, в которых занимаются 49 тыс. детей, а образовательную деятельность осуществляют 769 работников, в том числе 557 педагогических работников.
В Кабардино-Балкарской Республике среднее профессиональное образование реализуют 19 колледжей. Всего программами среднего профессионального образования в республике охвачены 17 тыс. человек.
В Кабардино-Балкарской Республике растет престиж и востребованность рабочих профессий, увеличивается процент подростков, выбирающих рабочие профессии. Так, за последние три года число выпускников 9-х классов, поступающих в колледжи, увеличивается в среднем на 200 человек (2020/21 учебный год — 2450 человек, 2021/22 учебный год — 2379 человек, 2022/23 учебный год — 2502 человека и прогнозное значение на 2023/24 учебный год составляет 2720 человек).
Но вместе с тем можно утверждать, что необходимо расширять проф-ориентационную работу, направленную на получение рабочих профессий.
По поручению главы Кабардино-Балкарской Республики К. В. Кокова проводится комплексная работа по повышению заработной платы педагогов. Средняя заработная плата учителя составляет 32 155 рублей, что на 6085 рублей больше, чем год назад (26 070 рублей). Работа в данном направлении будет продолжена, и мы должны обеспечить устойчивый опережающий рост заработной платы педагогических работников.
При этом мы понимаем, что это должно быть достигнуто не только за счет увеличения объема финансирования, но и реализации комплекса мероприятий по оптимизации принятой системы оплаты труда. Ключевыми фигурами в реализации данного вопроса являются руководители образовательных организаций, с которыми проводится работа в режиме прямого диалога, также на дискуссионных площадках различных форумов.
Важным аспектом повышения качества общего образования является создание современной образовательной среды. Анализируя ход реализации национального проекта «Образование», необходимо отметить, что проведена масштабная работа по развитию системы образования.
Опыт реализации национального проекта «Образование» в Кабардино-
Балкарской Республике позволяет говорить уже о социальных эффектах, достигнутых в процессе модернизации республиканской системы образования.
Активно продолжается работа по строительству и вводу в эксплуатацию современных школ. С 2020 года построены и введены в эксплуатацию четыре общеобразовательные организации мощностью 2414 мест.
1 сентября 2023 года примут школьников три новые школы общей мощностью 1785 мест. До конца 2024 года будут построены и введены в эксплуатацию еще 16 школ общей мощностью 9689 мест в 11 из 13 муниципальных образованиях в республике.
По объему вводимых мощностей Кабардино-Балкарская Республика находится на 5-м месте в России.
Наряду со строительством школ в рамках регионального проекта «Модернизация школьной системы образования в Кабардино-Балкарской Республике» до 2026 года будут отремонтированы 176 зданий общеобразовательных организаций.
В 2022 году капитальный ремонт проводился в 30 школах, в том числе на 20 объектах с однолетним циклом ремонтных работ и 10 объектах — с двухлетним циклом ремонтных работ. На эти цели были выделены средства в размере 1 426 468,0 тыс. рублей.
В 2023 году одновременно ремонтируются здания 40 общеобразовательных организаций (10 объектов — 2022-2023 годы, 30 объектов — 2023 год). Объем средств на реализацию указанных мероприятий составляет 1 654 169,115 тыс. рублей.
Наряду со строительством и капитальным ремонтом зданий школ национальный проект «Образование» способствует обновлению материально-технической базы образовательных организаций.
В 2022 году школьный Кванториум создан на базе СОШ № 11 г.о. Нальчик. В текущем году Кванториум открывается на базе Гимназии № 6 г.о. Прохладный.
В 144 сельских школах открыты центры образования с высокотехнологичным оборудованием «Точки роста». Дополнительно в 2023 году будут созданы еще 37 центров образования «Точка роста».
В 163 общеобразовательных организациях отремонтированы 174 спортивных зала, в том числе в текущем году в 12 школах будут отремонтированы 6 спортивных залов и оснащены 7 плоскостных сооружений.
Таким образом, к 2024 году все спортивные залы в республике будут
приведены к нормативному состоянию.
Вместе с тем 15 общеобразовательных организаций не имеют спортивных залов: 1 — Минпросвещения КБР, 5 — г.о. Нальчик, 4 — Баксанский район, 1 — Зольский район, 2 — Майский район, 2 — Эльбрусский район. В настоящее время идет проработка вопросов финансирования мероприятия по строительству спортивных залов.
В рамках федерального проекта «Современная школа» обновлена материально-техническая база коррекционных школ-интернатов. Для реализации профориентационной работы, решения вопросов социализации обучающихся созданы 4 центра «Доброшкола» в г. Прохладном, в станице Приближной, селе Заюково и на базе школы-интерната № 1.
В 2023 году завершается оснащение школ компьютерным оборудованием по проекту «Цифровая образовательная среда».
Создание цифровой образовательной среды позволит обучать индивидуально каждого ребенка, независимо от места проживания, включая его в образовательное пространство школы. В отличие от изолированного использования цифровых элементов, внедрение цифровой образовательной среды дает возможность персонализации и повышения эффективности учебного процесса в целом [1].
Все образовательные организации республики обеспечены устойчивым интернет-соединением со скоростью не менее 50 Мбит/с для сельских и не ниже 100 Мбит/с — для городских школ.
В области дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике происходят позитивные изменения.
В рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» в 2019-2020 годах созданы детский технопарк «Кванториум», мобильный технопарк «Кванториум», центр цифрового образования «1Т-куб», региональный центр выявления, поддержки и развития талантливых детей и молодежи «Антарес», внедрена целевая модель развития дополнительного образования детей.
В 117 образовательных организациях созданы 31 606 новых учени-ко-мест дополнительного образования детей различной направленности, оснащенных современным лабораторным оборудованием. Для реализации программ на вновь созданных местах в школах в рамках субвенции введены 285 ставок педагогов дополнительного образования.
Численность детей, охваченных программами дополнительного образования в республике, составляет 111 383. Удалось довести число
детей, охваченных дополнительным образованием, до 71,7%. Вместе с тем каждый обучающийся должен обладать возможностью получения бесплатного дополнительного образования.
Перевод образовательных организаций в односменный режим работы позволит сделать школы настоящим центром дополнительного образования детей.
Наряду с положительными изменениями, происходящими в последние годы в системе образования республики, необходимо отметить ключевые проблемы и наметить возможные пути их решения, которые нашли отражение в таблице.
Таблица
Ключевые проблемы в системе образования и возможные пути их решения
Ключевые проблемы Пути решения
1 Несоответствие существующих управленческих механизмов в системе образования решению поставленных задач. Требуется разработка эффективной региональной модели управления образованием.
2 Медленное обновление преподавательского состава и нарастающая численность учителей пенсионного возраста. Необходимо увеличение доли студентов, обучающихся по дефицитным педагогическим направлениям, в том числе на основе договоров целевого обучения.
3 Кадровая проблема в отдаленных от центра школах, в том числе наличие педагогических вакансий в общеобразовательных организациях, особенно в сельских школах. Оказание содействия решению проблемы кадрового обеспечения в школах, расположенных в сельской местности.
4 Системные трудности в эффективной реализации инклюзивного образования, заключающиеся в отсутствии специальных образовательных условий в большинстве школ республики. Необходима разработка и реализация комплекса мер по развитию инклюзивного образования в КБР.
5 Недостаточность условий для получения качественного образования в общеобразовательных организациях, расположенных в отдаленных и горных сельских поселениях республики. Необходимо продолжить обновление материально-технической базы малокомплектных школ с информационно-методической поддержкой.
6 Дефицит ученических мест в общеобразовательных учреждениях, в 49 общеобразовательных организациях обучение ведется во вторую смену. Создание дополнительных ученических мест за счет строительства новых зданий школ.
Как видно из таблицы, ключевые проблемы в системе образования республики и возможные пути их решения, являющиеся приоритетными на данном этапе развития системы образования, требуют особого подхода и позволяют сделать соответствующие выводы.
Стратегия развития образования в Кабардино-Балкарской Республике требует в первую очередь разработки эффективной региональной модели управления образованием, от которой в большей степени будет зависеть результативность всей системы образования.
Наблюдаются причинно-следственные связи в обозначенных проблемах, позволяющие сделать вывод, что решение первой даст возможность в последующем плавно решить последние пять. Это позволит к 2030 году достичь высоких результатов.
Исходя из обозначенных проблем и возможных путей развития системы образования, планируемые результаты республиканской системы образования к 2030 году мы поделили на несколько ключевых направлений.
В части инфраструктурного развития системы образования хотелось бы сделать акцент на некоторых показателях, которые имеют принципиальное значение для развития системы общего образования КБР:
- будет создано более 15 тыс. новых ученических мест, в том числе в сельской местности и в поселках городского типа;
- будет открыто 5 детских технопарков «Кванториум», в том числе 4 на базе общеобразовательных организаций;
- сельские школы и школы в малых городах получат новый импульс своего развития, в них откроется 205 центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»;
- отремонтированы 188 спортивных залов в 181 общеобразовательной организации.
В дополнительном образовании запланировано достижение показателей:
- охват детей дополнительным образованием к 2030 году будет доведен до 80 процентов;
- созданы 32 334 новых места дополнительного образования детей;
- развита инфраструктура дополнительного образования на муниципальном уровне;
- обеспечена доступность программ дополнительного образования для каждого ребенка;
- созданы условия для укрепления и развития кадрового потенциала системы дополнительного образования детей;
- развиты дистанционные и мобильные формы дополнительного образования.
Выявление, сопровождение и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи будет происходить путем:
- развития системы дополнительного образования, предоставляющей возможности для развития способностей и самореализации детей;
- развития сетевого взаимодействия образовательных организаций;
- ежегодного проведения всероссийской олимпиады школьников по 24 общеобразовательным предметам, в том числе по родным языкам;
- охвата профориентационными мероприятиями большого количества обучающихся 5-11-х классов, в том числе в рамках программы «Билет в будущее»;
- участия не менее 37% обучающихся в открытых онлайн-уроках «Проектория» и в проекте «Билет в будущее».
Создание условий для получения качественного образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью будет способствовать их успешной социализации.
Важнейшим фактором развития системы образования и повышения ее качества является рост компетенций педагогических кадров, обеспечиваемый:
- интеграцией в единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- повышением квалификации с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- организацией целевой подготовки специалистов для школ;
- повышением привлекательности учительской профессии посредством проведения конкурсов профессионального мастерства.
Развивая систему образования в представленном алгоритме, к 2030 году в республике будут обновлены система и содержание образования, улучшено качество образования на всех его уровнях и усилен вклад образования в социально-экономическое развитие республики.
Формирование экосистемы инфраструктуры национального проекта «Образование» позволит выстроить единые устойчивые связи сущностей нацпроекта, создать равнодоступную развивающую среду для участников образовательных отношений, в том числе для поддержки
школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях [3; 7; 16].
К вопросам повышения качества образования с разной долей участия и ответственности будут подключены Региональное учебно-методическое объединение, Республиканский родительский совет при Минпросвещения КБР, Совет руководителей образовательных организаций при Минпросвещения КБР и общественный советник министра просвещения и науки КБР, который назначается из числа победителей регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Учитель года России».
Список источников
1. Басюк В. С., Габышева Ф. В., Метелкина Ю. С. Концепция развития образования как ресурс развития региона (опыт Вилюйского макрорегиона Республики Саха (Якутия) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 3 (84). С. 7-22. doi: 10.24412/2224-0772-2022-84-7-22
2. Борытко Н. М., Мизова М. Х. Составляющие гуманитарной стратегии управления образовательной системой школы // Известия ВГПУ. Педагогические науки. 2015. № 6 (101). С. 87-94.
3. Воробьева С. В. Управление образовательными системами: учебник и практикум для вузов / С. В. Воробьева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2022. 489с.
4. Галиханова Р. Р. Анализ реализации национального проекта «Образование» в Российской Федерации // Молодой ученый. 2023. № 6 (453). С. 80-82 [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/453/99837/ (дата обращения: 19.04.2023).
5. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы: учебник для вузов / под ред. Л. В. Сморгунова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2021. 395 с.
6. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт: учебник для вузов / под ред. Л. В. Сморгунова. 2-е изд., стер. М.: Юрайт, 2021. 484 с.
7. Золотарева А. В. Региональная концепция поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 5 (116). С. 17-29. doi: 10.20323/1813-145X-2020-5-116-17-29
8. Изменили ФГОС СОО // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2022.
№ 9.
9. Минпросвещения утвердило поправки во ФГОС СОО // Справочник заместителя директора школы. 2022. № 10.
10. Морозов А. В., Федорчук А. М. Стратегия развития образования: от международного уровня до уровня образовательной организации // Глобальная экономика и образование. 2021. № 1 (2). С. 73-81.
11. Об образовании в Российской Федерации. ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Консультант плюс: справочные правовые системы: Законодательство [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 05.06.2023).
12. Петрова Т. А. Проблемы и перспективы реализации национального проекта «Образование» // Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 2 (62). С. 9-16. doi: 10.23951/2307-6127-2022-2-16-23
13. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Российская газета. 2020. № 159.
14. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. М.: Дело, 2002. 448 с.
15. Шевелева Н. Универсальная дорожная карта, чтобы перейти на новые ФГОС в любой момент // Справочник заместителя директора школы. 2020. № 5.
16. Экосистема развития инноваций российского образования: инфраструктурные характеристики / Д. О. Королева, Т. О. Науширванов. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 32 с.
References
1. Basjuk V. S., GabyshevaF. V., Metelkina Ju. S. Koncepcija razvitija obrazovanija kak resurs razvitija re-giona (opyt Viljujskogo makroregiona Respubliki Saha (Jakutija) // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2022. T. 1, № 3 (84). S. 7-22. doi: 10.24412/2224-0772-2022-84-7-22 [In Rus].
2. Borytko N. M., Mizova M. H. Sostavljajushhie gumanitarnoj strategii upravlenija obrazovatel'noj siste-moj shkoly // Izvestija VGPU. Pedagogicheskie nauki. 2015. № 6 (101). S. 87-94. [In Rus].
3. Vorobeva S. V. Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami: uchebnik i praktikum dlja vuzov / S. V. Vorob'eva. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Jurajt, 2022. 489 s. [In Rus].
4. Galihanova R. R. Analiz realizacii nacional'nogo proekta «Obrazovanie» v Rossijskoj Federacii // Molodoj uchenyj. 2023. № 6 (453). S. 80-82 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://moluch.ru/ar-chive/453/99837/ (data obrashhenija: 19.04.2023). [In Rus].
5. Gosudarstvennaja politika i upravlenie v 2 ch. Chast' 1. Koncepcii i problemy: uchebnik dlja vuzov / pod red. L. V. Smorgunova. 2-e izd., ispr. i dop. M.: Jurajt, 2021. 395 s. [In Rus].
6. Gosudarstvennaja politika i upravlenie v 2 ch. Chast' 2. Urovni, tehnologii, zarubezhnyj opyt: uchebnik dlja vuzov / pod red. L. V. Smorgunova. 2-e izd., ster. M.: Jurajt, 2021. 484 s. [In Rus].
7. Zolotareva A. V. Regional'naja koncepcija podderzhki shkol s nizkimi rezul'tatami obuchenija i shkol, funkcionirujushhih v neblagoprijatnyh social'nyh uslovijah // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2020. № 5 (116). S. 17-29. doi: 10.20323/1813-145X-2020-5-116-17-29 [In Rus].
8. Izmenili FGOS SOO // Spravochnik rukovoditelja obrazovatel'nogo uchrezhdenija. 2022. № 9. [In Rus].
9. Minprosveshhenija utverdilo popravki vo FGOS SOO // Spravochnik zamestitelja direktora shkoly. 2022. № 10. [In Rus].
10. Morozov A. V., Fedorchuk A. M. Strategija razvitija obrazovanija: ot mezhdunarodnogo urovnja do urovnja obrazovatel'noj organizacii // Global'naja jekonomika i obrazovanie. 2021. № 1 (2). S. 73-81. [In Rus].
11. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. FZ RF ot 29.12.2012 № 273-FZ // Konsul'tant pljus: spravoch-nye pravovye sistemy: Zakonodatel'stvo [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru (data obrashhenija: 05.06.2023). [In Rus].
12. Petrova T. A. Problemy i perspektivy realizacii nacional'nogo proekta «Obrazovanie» // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2022. Vyp. 2 (62). S. 9-16. doi: 10.23951/2307-6127-2022-2-16-23 [In Rus].
13. Ukaz Prezidenta RF ot 21 ijulja 2020 g. № 474 «O nacional'nyh celjah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» // Rossijskaja gazeta. 2020. № 159. [In Rus].
14. Fathutdinov R. A. Strategicheskij menedzhment. M.: Delo, 2002. 448 s. [In Rus].
15. Sheveleva N. Universal'naja dorozhnaja karta, chtoby perejti na novye FGOS v ljuboj moment // Spravochnik zamestitelja direktora shkoly. 2020. № 5. [In Rus].
16. Jekosistema razvitija innovacij rossijskogo obrazovanija: infrastrukturnye harakteristiki / D. O. Koroleva, T. O. Naushirvanov. M.: NIU VShJe, 2020. 32 s. [In Rus].
Информация об авторах
А. К. Езаов—кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, министр просвещения и науки Кабардино-Балкарской Республики
М. Х. Мизова — кандидат педагогических наук, доцент, начальник управления общего и дополнительного образования Минпросвещения КБР
Information about the authors
A. K. Ezaov—PhD (Agricultural), Associate Professor, Minister of Education and Science of the Kabardino-Balkarian Republic M. K. Mizova — PhD (Education), Associate Professor, Head of the Department of General and Additional Education of the Ministry of Education of the KBR
Статья поступила в редакцию 10.07.2023; одобрена после рецензирования 31.07.2023; принята к публикации 08.09.2023. The article was submitted 10.07.2023; approved after reviewing 31.07.2023; accepted for publication 08.09.2023.