- сокращение среднесписочной численности постоянных работников и переориентация производственных сил на привлечение сезонных работников в период наибольшего объема работ (например, уборка зерновых культур) и др.
5. Ускорение оборота денежных средств
Методы:
- создание системы стимулов (скидок) для клиентов, в особенности для постоянных, приобретающих продукцию организации, что позволит ускорить оплату за поставку сельскохозяйственной продукции;
- для снижения риска возникновения просроченной дебиторской задолженности сокращение объемов продаж сельскохозяйственной продукции с рассрочкой платежа и переход на форму расчета за сельскохозяйственную продукцию по предоплате;
- рассмотрение возможности продажи просроченной дебиторской задолженности своему банку (факторинговые операции) или кредиторам.
6. Уменьшение оттока денежных средств
Методы:
- разделение поставщиков на категории по степени их важности для деятельности сельскохозяйственной организации в целях определения приоритетности оплаты кредиторской задолженности;
- удлинение сроков платежей менее важным поставщикам;
- нахождение альтернативных поставщиков, предлагающих более выгодные условия оплаты или более качественные товары, что уменьшит затраты в сельскохозяйственном производстве;
- уменьшение или прекращение выплаты дивидендов учредителям;
- проведение реструктуризации кредиторской задолженности.
В заключение следует отметить, что в основе эффективного управления сельскохозяйственной организацией должен лежать постоянный мониторинг деятельности организации для своевременного диагностирования причин ухудшения финансового состояния и определения путей его восстановления, обеспечения существующей рентабельности деятельности, а также экономического роста и развития организации. Для этого в каждой сельскохозяйственной организации менеджер должен не только организовывать и контролировать процесс производства с целью стабилизации финансового состояния, но и обеспечивать жизнедеятельность организации, устраняя влияние отрицательных факторов, вызванных трансформацией аграрного сектора экономики, что позволит избежать процедуры банкротства и негативных последствий, вызванных внешним управлением в сельскохозяйственных организациях.
РОЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Ш.И.Шарипов, к.э.н., докторант Всероссийского института аграрных проблем и информатики
им. А.А.Никонова
В последние годы аграрный сектор Республики Дагестан демонстрирует высокие темпы роста. Так, в 2005 г. к уровню 1998 г. объем продукции сельского хозяйства увеличился в 2 раза, а объем валового регионального продукта (ВРП) - в 2,4 раза. В силу опережающего роста ВРП доля сельского хозяйства в его структуре сокращается, составив в 2004 г. 23% (больше только в КабардиноБалкарской Республике, в России - 5% и в среднем по регионам ЮФО -16%).
Более того, Дагестан является единственным регионом в стране, который в 2005 г. превзошел уровень 1990 г. по поголовью КРС (110%), коров (140%) и овец (141%). В среднем по стране эти показатели составили менее 50%. Кроме того, по производству основных видов продукции сельского хозяйства республика близка к восстановлению среднегодовых объемов 1988-1990 гг. (табл. 1).
1. Индекс производства основных видов продукции сельского хозяйства в 2001-2005 гг. в % к 1986-1990 гг. * в среднем за год
(в хозяйствах всех категорий)
Зерно Картофель Овощи Подсолнечник Мясо (в у.в.) Молоко Яйцо
Россия 75,8 99,2 126,8 144,2 49,5 60,0 75,6
Южный федеральный округ 70,1 151,8 93,2 120,1 53,4 60,4 73,7
Дагестан 69,7 327,7 267,1 54,9 81,6 92,3 115,5
* ЮФО -1990 г.
Эти результаты обеспечены за счет личных подсобных хозяйств, поскольку сельскохозяйственные организации (СХО), наиболее организованный сектор отрасли, продолжают находиться в тяжелейшем положении. Уровень производства продукции в СХО в 2005 г. к уровню 1990 г. составил всего 35% (рис. 1). Продуктивность молочного стада, зарплата в сельхозорганизациях республики и
ряд других качественных показателей являются самыми низкими среди регионов страны. Сохраняющиеся тенденции снижения потенциала крупнотоварных СХО говорят о нарастании темпов примитивизации аграрной экономики, что в долгосрочной перспективе существенно ухудшит конкурентоспособность региональной аграрной экономики.
Рис. 1. Индекс объема продукции сельхозпредприятий сельского хозяйства
России и Дагестана, %
Принимаемые в последние годы на федеральном уровне меры по поддержке аграрного сектора, такие как финансовое оздоровление предприятий, введение единого сельхозналога, субсидирование процентной кредитной ставки, развитие лизинга, осуществление программы социального развития села, позволили несколько стабилизировать ситуацию в секторе СХО. Так, как видно из рис. 1, индекс продукции сельского хозяйства в 2005 г. к 1998 г. составил 110,1% при 132,3% по России в целом.
Тем не менее несмотря на это экономические условия функционирования в АПК всей страны остаются неблагоприятными, что и обусловливают крайне низкую доходность сельхозпроизводства, лишает сельхозпроизводителей возможности ведения расширенного воспроизводства, ведет к увеличению необрабатываемых земель. С учетом как отечественного, так и зарубежного опыта такое положение обусловливает необходимость существенного расширения участия государства в реализации мер по устойчивому развитию АПК.
Структурные преобразования в аграрном секторе экономики обусловили существенное изменение соотношения между формами хозяйствования практически во всех регионах страны. В 2005 г. доля СХО в производстве валовой продукции сельского хозяйства Дагестана составила 9,2% (меньше только в Республике Ингушетии - 4,3%). Проведенный нами анализ показал, что по снижению доли СХО в структуре аграрной продукции (2005 г. к 1993 г.) республика занимает 36-е место, этот показатель снизился на 19,2 процентных пункта при 15,8 в России и 17,3 в регионах Южного федерального округа.
В ходе исследования выявлено, что происходит нарастание дифференциации СХО по производству товарной продукции. Так, кривые Лоренца по распределению выручки от реализации товарной продукции за 1995 и 2005 гг. в СХО республики показывают, что если в 1995 г. на 10% наиболее крупных СХО приходилось 56,4% товарной продукции (в России 42%), то в 2005 г. уже 65,8% (рис. 2).
Рис. 2. Концентрация сельскохозяйственного производства в сельхозпредприятиях Дагестана (кривые Лоренца), рассчитано автором по данным Росстата
Средняя численность работников в расчете на 1 СХО в Дагестане снизилась с 300 чел. в 1990 г. до 52 человек в 2005 г. В результате проведенной нами группировки СХО по среднегодовой численности работников удалось установить, что в среднем по 13 человек работает в 57% СХО региона, за которыми закреплено 41% сельскохозяйственных угодий и на которое приходится по 313 тыс. р. товарной продукции в расчете на 1 СХО (табл. 2). Установлено, что в большинстве СХО из этой группы, закрепленные за ними без соответствующего юридиче-
ского оформления, сельскохозяйственные угодья переданы в аренду ЛПХ и К(Ф)Х, продукция с которых относится на эти категории хозяйств, тем самым искажая действительную роль различных категорий хозяйств в аграрной структуре региона. От общего числа работающих в сельскохозяйственных организациях 30 тыс. человек, или почти 30%, приходится на 21 наиболее крупную СХО, которая обеспечивает 25% всей товарной продукции сектора коллективных сельхозпроизводителей.
2. Группировка сельскохозяйственных организаций Республики Дагестан по среднегодовой численности работников в 2005 г.
Группы СХО по численности работников Количество хозяйств Удельный вес групп в % в: в среднем на одну СХО
единиц в % к итогу выручке от реализации площади с.-х угодий численности работников выручки от реализации, тыс. р. площади с.-х угодий, га работников, чел.
До 30 341 57,1 8,1 40,8 14,7 313 2179 13
31-60 116 19,4 11,4 22,0 15,8 1 296 3458 43
61-120 91 15,2 22,9 29,2 24,5 3 309 5847 84
121-180 17 2,8 18,6 3,4 7,5 14 392 3669 138
181-250 11 1,8 14,1 3,0 7,8 16 921 4933 223
свыше 250 21 3,5 24,9 7,1 29,8 15 622 6147 444
Итого 597 100,0 100,0 100,0 100,0 2206 3052 52
Источник: расчеты автора по данным Росстата.
Таким образом, из 1,5 млн сельского населения республики, из которых трудоспособного более 900 тыс. человек, менее 5% напрямую решают проблему своего жизнеобеспечения через трудоустройство в сельскохозяйственных организациях, среднемесячная заработная плата в которых менее 1,5 тыс. р.
В то же время в регионе в среднем в сельском населенном пункте проживает по 945 человек, а в 21% сельских поселений проживает в среднем по 7,6 тыс. человек, основной источник существования которых - это работа на земле (табл. 3).
3. Группировка сельских населенных пунктов (СНП) Республики Дагестан по численности населения
Всего В том числе сельские населенные пункты с числом жителей
10 и менее 11-200 201-500 5011 000 1 00 12 000 2 0015 000 б ол ее 5 000
Число сельских населенных пунктов, ед. 1 559 19 452 388 272 234 153 41
% к итогу 100 1,2 29,0 24,9 17,4 15,0 9,8 2,6
Доля СНП в численности сельского населения, % 100 0,01 3,0 8,8 12,9 22,7 31,5 21,1
Проживает в одном СНП, чел. 945 7 99 333 701 1 427 3 035 7 580
Источник: рассчитано автором по данным переписи 2002 г.
Проведенный анализ позволяет заключить, что абсолютное большинство сельскохозяйственных организаций уже не выполняют селообразующие функции и при сохранении сложившейся тенденции будет происходить ускоренное разрушение оставшегося потенциала, что в долгосрочной перспективе ухуд-
шит конкурентные возможности регионального аграрного сектора. Интенсивное развитие малых форм хозяйствования, позволяя решать проблему выживания сельского населения, не может выступать приоритетом региональной аграрной политики.
В то же время реализуемый приоритетный национальный проект «Развитие АПК» ярко обозначил роль и место аграрного сектора в его жизнедеятельности, высветил глубинные проблемы в его развитии, над решением которых должны работать все органы управления, и в первую очередь на муниципальном уровне.
Очевидно, что, используя предоставленные национальным проектом возможности, необходимо возродить на селе подлинные кооперативные отношения, в которых гармонично будут сочетаться экономические интересы личного подсобного хозяйства, кооператива и граждан, работающих в данном кооперативе.
Кроме того, необходимо обеспечить выработку эффективных мер по реализации Федерального закона «О развитии сельского хозяй-
ства», который создал нормативно-правовую базу для повышения эффективности государственного регулирования сельского хозяйства, привлечения инвестиционных ресурсов в агро-продовольственный сектор, роста доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет повышения эффективности производства и развития сельской инфраструктуры.
Литература
1. Агропромышленный комплекс России в 2005 году. М.: МСХ РФ, 2006.
2. Сельское хозяйство Дагестана, ТО Росстата по РД, за 1995-2006 гг.
3. Итоги всероссийской переписи населения.- ТО Росстата по РД, 2005.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ АГРАРНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ И АУТСОРСИНГОВЫХ УСЛУГ
Н.В. Боровских, к.э.н., доц., докторант Уральской государственной сельскохозяйственной академии
Потеря управляемости народным хозяйством, имевшая место вследствие радикальной перестройки механизма управления экономикой и формирования рыночных отношений, особенно негативно сказалась на агропромышленном комплексе как наиболее сложной системе, функционирование которой происходит под влиянием закономерностей экономического, социального и биологического характера. В значительной степени такое положение связано с отсутствием или недостаточным обоснованием стратегии развития, наблюдающимся несоответствием управляющей и управляемой подсистем, что, в конечном счете, приводит к нерациональному использованию ресурсов, низким производственным показателям. Отсутствие стратегического управления, как и недостаточная его развитость на хозяйственном уровне являются одной из причин низкой эффективности сельскохозяйственного производства и переработки аграрной продукции в большинстве специализированных организаций. Потребность в стратегическом управлении в сфере АПК возрастает в условиях нестабильной внешней среды, роста конкуренции, дефицита финансовых ресурсах, критического состояния материально-технической базы.
Нами был проведен экспертный опрос (в форме анкетирования) сельскохозяйственных товаропроизводителей, цель которого состояла в определении проблем и перспектив развития стратегического управления субъектами хозяйствования АПК. Выборка носила невероятностный квотный характер, всего было опрошено 350 работников АПК на уровне региона. В ходе проводившегося опроса 48,4% респондентов отмети-
ли, что в сельскохозяйственных организациях, где они работают, стратегическое планирование осуществляется, 21,5% указали, что не осуществляется, 30,1% с ответом затруднились. На осуществление стратегического управления в большей мере ориентированы: сельскохозяйственные товаропроизводители с численностью работающих от 200 человек и выше; действующие в условиях развитой конкурентной среды; считающие себя предприятиями с сильной конкурентной позицией, либо являющиеся лидерами рынка; ориентированные на получение прибыли и на повышение качества продукции в качестве основной цели своей деятельности.
Концепция построения стратегического управления в аграрных предприятиях будет существенно отличаться от тех подходов, которые используются в промышленности, что объясняется наличием специфических условий деятельности отечественных аграрных предприятий.
Для успешного течения процесса становления стратегического планирования на предприятии необходима определенная продуманная процедура, которую можно назвать концепцией внедрения, а точнее, встраивания. Опыт успешного становления стратегического управления в большинстве организаций показывает, что данный процесс шел в несколько этапов, менялось отношение к данному методу в коллективе, проводились многочисленные обсуждения и семинары, создавалась информационная база данных. Общие положения проекта встраивания стратегического управления в управленческий процесс аграрного предприятия могут быть разработаны с использованием трех вариантов: 1) самостоятельно на