Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИЕЙ ТУРИСТСКОГО РЫНКА / ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпова Галина Алексеевна

В статье охарактеризованы и обоснованы ключевые направления стратегического управления национальным туристским проектированием в условиях инновационной экономики. Отдельное внимание автор уделяет вопросам оценки наиболее актуальных направлений национального туристского проектирования в контексте необходимости расширения экспорта туристских услуг для достижения сбалансированного и устойчивого развития индустрии туризма в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN TOURISM INDUSTRY IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE ECONOMY

The article characterizes and substantiates the key areas of strategic management of national tourism design in the conditions of the innovative economy of the Russian Federation. The author pays special attention to the issues of assessing the most relevant areas of national tourism design in the context of the need to expand the export of tourism services to achieve a balanced and sustainable development of the tourism industry in Russia.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ»

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье охарактеризованы и обоснованы ключевые направления стратегического управления национальным туристским проектированием в условиях инновационной экономики. Отдельное внимание автор уделяет вопросам оценки наиболее актуальных направлений национального туристского проектирования в контексте необходимости расширения экспорта туристских услуг для достижения сбалансированного и устойчивого развития индустрии туризма в России.

Ключевые слова. Индустрия туризма, стратегическое управление модернизацией туристского рынка, инновационная российская экономика, государственное регулирование индустрии туризма.

Karpova G.A.

STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN TOURISM INDUSTRY IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE ECONOMY

Abstract. The article characterizes and substantiates the key areas of strategic management of national tourism design in the conditions of the innovative economy of the Russian Federation. The author pays special attention to the issues of assessing the most relevant areas of national tourism design in the context of the need to expand the export of tourism services to achieve a balanced and sustainable development of the tourism industry in Russia.

Keyword. Tourism industry, strategic management of tourism market modernization, innovative Russian economy, government regulation of the tourism industry.

Введение

Несмотря на негативное воздействие пандемии коронавирусной инфекции на развитие туризма не только в нашей стране, но и на мировом уровне, России удалось сохранить свои позиции на мировом туристском рынке как одной из ведущих туристских дестинаций. Однако, сохранение российскими де-стинациями лидирующего места на международном туристском рынке возможно лишь в случае повышения уровня эффективности стратегического управления национальным проектированием в индустрии, в основе которого должна лежать экономически целесообразная организационно-управленческая модель, позволяющая повысить степень адаптивности российского туристского бизнеса к уже существующим и новым угрозам и рискам со стороны внешней среды.

Как отмечено в авторском экспертном заключении «Оценка перспективных направлений модернизации индустрии туризма в условиях инновационной экономики», подготовленном по итогам сессии «Туризм и индустрия гостеприимства: новые инвестиционные и технологические возможности для отрасли», проведенной на ПМЭФ-2021, развитие индустрии туризма в стратегической перспективе будет способствовать увеличению занятости трудоспособного населения, что, в свою очередь, создаст дополнительные условия для повышения уровня жизни и расширения покупательских способностей, создаст

ГРНТИ 06.71.57 EDN KQEVWI © Карпова Г.А., 2022

Галина Алексеевна Карпова - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и управления в сфере услуг Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова д. 30-32 (Russia, St. Petersburg, Griboedov canal emb., 30-32). E-mail: karpovaga@rambler.ru. Статья поступила в редакцию 10.06.2022.

возможности для экономического роста территорий в долгосрочном периоде на основе мультипликативного эффекта от развития туристских дестинаций.

Материалы и методы

Вопросы стратегического управления развитием индустрии туризма в РФ определены в ключевых нормативно-правовых документах, регламентирующих организацию и ведение туристской деятельности на территории на нашей страны, подробно затронуты в таких системных документах как Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» [1] и Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года [2]. Таким образом, не вызывает сомнений тот факт, что стратегическое развитие индустрии туризма является одним из ключевых приоритетов проведения всей социально-экономической политики российского государства в долгосрочной перспективе.

Вместе с тем, следует говорить о необходимости модернизации научно-методологических подходов к повышению эффективности стратегического управления индустрией туризма как с точки зрения необходимости учета возможностей цифровой экономики и активного внедрения результатов инновационной деятельности в создание соответствующих новых туристских продуктов, так и в контексте повышения уровня адаптивности показателей и индикаторов стратегических целевых документов при резком изменении экономической, общественно-политической, технологической и другой конъюнктуры рынка, появлении новых угроз и рисков, связанных с организацией туристской деятельности [10].

В качестве подтверждения вышесказанного следует упомянуть о многофакторном влиянии продолжающейся пандемии коронавирусной инфекции, которая нанесла значительный урон индустрии туризма в краткосрочной перспективе с точки зрения снижения ключевых показателей роста туристских дестинаций. Например, можно говорить о резком уменьшении туристского потока в 2020 году в связи с целым комплексном негативных факторов влияния внешней среды. Всего в 2019 году смогли осуществить поездку в туристских целях 11 826 тыс. российских туристов, а в 2020 году - лишь 5 866 тыс. человек [9]. Аналогичные негативные тенденции можно отметить и относительно сокращения числа коллективных средств размещения и снижения уровня их деловой активности в связи с высокими требованиями по обеспечению санитарно-эпидемиологических нормативов в рамках защиты населения от коронавируса.

Необходимо отметить и ряд положительных моментов, так или иначе обусловленных влиянием пандемии. Среди таковых - значительное повышение внимания к российским туристским дестинациям различной направленности и уровня сервисного обслуживания со стороны граждан страны. Так, летом 2020 года самыми популярными направлениями в рамках активного развития внутреннего туризма стали дестинации таких российских регионов как Краснодарский край (6,2 млн туристов), Республика Крым (3,5 млн), Республика Алтай (2 млн). При этом, дестинации Турции заняли только пятое место со значительным отставанием - ее посетили всего 460 тыс. россиян. Помимо перечисленных локаций, было и несколько новых для массового путешественника туристических открытий - Дагестан (рост на 40%), Карелия (рост в два раза), Ингушетия и Калининградская область. Последняя в середине июля демонстрировала самый динамичный рост спроса - в 2,3 раза к показателям 2019 года [8].

Кроме того, пандемия коронавирусной инфекции способствовала расширению практики использования инновационных технологий, в том числе цифровых, как с точки зрения создания и продвижения туристских продуктов в национальных дестинациях, так и в контексте расширения управленческих инноваций. Возможные векторы стратегического управления национальным туристским проектированием представлены автором на рисунке.

Результаты и обсуждение

Необходимо отметить, что повышение эффективности управления национальным проектированием в РФ, в контексте предложенных направлений, возможно лишь в условиях соблюдения ряда принципиальных условий и требований, к числу которых, по мнению автора, следует относить: • системный подход к реализации заявленных инициатив с точки зрения как комплексного осуществления управленческих действий (одновременная реализация мероприятий по каждому из заявленных направлений на федеральном уровне с учетом возможностей ресурсного обеспечения и турист-ско-рекреационного потенциала отдельных дестинаций), так и с позиции унификации временных периодов реализации программных мероприятий (наличие четкой градации по срокам реализации мероприятий как с точки зрения возможностей государственной поддержки и инвестиционного потенциала предпринимательского сектора, так и с точки зрения учета возникающих рисков и угроз

для ведения экономической деятельности в индустрии туризма с целью сохранения ресурсного обеспечения и снижения возможных операционных рисков).

Рис. Системный подход к стратегическому управлению национальным туристским проектированием в РФ (составлено автором на основании [3, 4, 7])

Таким образом, применительно к ситуации ухудшения экономической конъюнктуры в условиях распространения коронавирусной инфекции, стратегическое управление должно быть максимально адаптировано с точки зрения выбора потенциальных инструментов и механизмов, с помощью которых было бы возможно достичь определенных целевых показателей устойчивого развития индустрии туризма;

• ориентация стратегического управления национальным проектированием на формирование единого туристского пространства, максимально объединяющего различные, с точки зрения уровня привлекательности и степени развития туристско-рекреационного потенциала, российские дестина-ции в контексте целого комплекса управленческих действий: унификации нормативно-правового обеспечения, в том числе относительно требований к оказанию туристских услуг в условиях пандемии коронавирусной инфекции, ведения предпринимательской деятельности в индустрии туризма; формирования единых подходов к институциональной структуре систем государственного управления развитием туристских рынков и дестинаций на региональном и муниципальном уровне, в том числе определение правового статуса и круга полномочий соответствующих территориальных органов власти, а также четкая регламентация межведомственного взаимодействия в целях развития инфраструктурного обеспечения дестинаций и повышения уровня аттрактивности в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры.

Необходимо использование общих методических подходов к оценке эффективности и результативности как отдельных видов туристской деятельности в дестинации, прежде всего предполагающих использование возможностей государственно-частного партнерства и кластерного развития, так и общей эффективности системы управления развитием отдельных туристских дестинаций на основе внедрения передовых технологий статистического и управленческого учета в условиях цифровизации;

• внедрение элементов индикативного планирования и диверсификация подходов к стратегическому прогнозированию с учетом возможности резкого изменения текущей ситуации в индустрии и смежных отраслях, как это можно отметить в условиях уже упомянутой пандемии коронавирусной инфекции, с целью повышения уровня резистентности к возникающим проблемам как системного, так и частного характера. При этом перечисленные выше управленческие инструменты должны быть ориентированы на использование, прежде всего, на уровне отдельных дестинаций с учетом оценки их особенностей в условиях воздействия, положительного и негативного, целого ряда факторов внешней среды как исключительно социально-экономического характера, так и прочей природы происхождения.

Таблица

Оценка наиболее актуальных направлений национального туристского проектирования в контексте необходимости расширения экспорта туристских услуг (составлено автором на основании [5, 6])

Наименование направления Сфера ответственности Соответствие требованиям инновационной экономики Уровень распространения в российских туристских дестина-циях Оценка эффективности и результативности

Проведение маркетинговых исследований и определение перспективных направлений и факторов, оказывающих влияние на потребительские предпочтения современных туристов Представители туристского бизнеса в соответствии с принципами и положениями национальной политики в области стратегического развития индустрии туризма в РФ Возможность использования инструментов цифрового маркетинга и искусственного интеллекта для определения перспективных направлений и востребованных туристских продуктов в условиях индивидуализации взаимодействия с потребителем Необходимость получения равных возможностей для различных российских дестинаций за счет формирования единых цифровых сервисов и общенациональной платформы Эффективность данного направления следует рассматривать в контексте оценки соотношения уровня совокупных затрат на проведение маркетинговых исследований и определение перспективных направлений и факторов, оказывающих влияние на потребительские предпочтения современных туристов к уровню полученных доходов от ведения туристской деятельности в выбранных де-стинациях за определенный период времени

Продолжение табл.

Наименование направления Сфера ответственности Соответствие требованиям инновационной экономики Уровень распространения в российских туристских дестина-циях Оценка эффективности и результативности

Продвижение и адаптация туров, маршрутов и направлений к запросам иностранных туристов Представители туристского бизнеса в соответствии с принципами и положениями национальной политики в области стратегического развития индустрии туризма в РФ Формирование и продвижение тура или нового маршрута происходит с использованием возможностей цифровых технологий В зависимости от специализации и уровня развития ту-ристско-рекреа-ционного потенциала отдельных российских дестинаций Об эффективности данного направления будет свидетельствовать устойчивый рост доли новых инновационных туров к общему объему реализуемых туристских продуктов в выбранных дестинациях за определенный период времени

Формирование высокого уровня лояльности отдельных сегментов потребительского рынка Представители туристского бизнеса в рамках располагаемой ресурсной базы с ориентацией на повышение инновационной активности организации бизнес-процессов Развитие систем искусственного интеллекта с целью постоянного интерактивного взаимодействия с отдельными целевыми сегментами потребительского рынка В зависимости от возможностей и ресурсного обеспечения отдельных российских де-стинаций с учетом уровня развития турист-ско-рекреацион-ного потенциала (чем выше, тем больше вероятность роста уровня лояльности потребительских сегментов) Эффективность обусловлена не только ростом продаж по отдельным категориям туристских продуктов, но и устойчивостью операционной деятельности с высоким уровнем защиты от негативных последствий возникновения внесистемных рисков

Решение проблемы избыточного спроса на туристские продукты высокого уровня востребованности Органы территориального управления в рамках стратегического планирования развития туристских дестинаций при согласовании с представителями туристского бизнеса Использование искусственного интеллекта при планировании и оптимизации туристских потоков в дестинации В зависимости от специализации и уровня развития ту-ристско-рекреа-ционного потенциала отдельных российских дестинаций Сбалансированный уровень туристского потока за счет гибкого использования инструментов продвижения и ценовой политики с учетом фактора сезонности, уровня аттрактивности объектов показа, соотношения пропорций внутреннего и въездного туризма и т.д.

Внедрение инновационных технологий и использование потенциальных возможностей виртуализации туристского пространства Представители туристского бизнеса в рамках располагаемой ресурсной базы с ориентацией на повышение инновационной активности организации бизнес-процессов Использование передовых технологий и продуктов в рамках внедрения цифровых экосистем в сфере туризма и рекреации Обеспечение преимущественного равного доступа российских дестинаций к инновационным технологиям и цифровым сервисам Повышение общего уровня эффективности и результативности ведения туристской деятельности как на уровне организаций, так и на уровне де-стинации

Окончание табл.

Наименование направления Сфера ответственности Соответствие требованиям инновационной экономики Уровень распространения в российских туристских дестина-циях Оценка эффективности и результативности

Разработка Органы террито- Формы и меха- Обеспечение Количество новых программ

специализиро- риального управ- низмы реализа- преимуществен- повышения квалификации и

ванных образо- ления в рамках ции образова- ного равного до- переподготовки, направлен-

вательных про- стратегического тельного про- ступа россий- ных на формирование мно-

грамм высшего планирования раз- цесса учитывают ских дестинаций гофункциональных компетен-

образования, вития туристских потенциал инно- к инновацион- ций в области туризма за

направленных дестинаций при вационных техно- ным техноло- определенный период

на формирова- согласовании с логий, в том гиям и цифро-

ние мно- представителями числе дистанци- вым сервисам в

гофункцио- туристского биз- онного обучения контексте реа-

нальных ком- неса и расширение лизации образо-

петенций в об- возможностей вательных про-

ласти туризма электронных об- грамм

разовательных

сред

Среди последних упомянутых факторов, в условиях развития цифровой экономики, особое негативное влияние на потенциал развития российских туристских дестинаций приобретает рост уровня недостоверной информации из различных источников, который отрицательное воздействует на имидж и бренд российских регионов, снижая потенциальный объем туристского потока в среднесрочной перспективе;

• необходимость внутреннего структурирования представленных на рисунке направлений стратегического управления национальным туристским проектированием в условиях инновационной экономики РФ с целью достижения необходимых показателей устойчивого развития российских дести-наций. В таблице автором приведена оценка наиболее актуальных направлений национального туристского проектирования в контексте необходимости расширения экспорта туристских услуг по ряду выбранных критериев.

Заключение

Стратегические развитие индустрии туризма в нашей стране должно учитывать, с одной стороны, преимущества и возможности, которые возникают в результате активного внедрения цифровых технологий и сервисов, способствующих повышению эффективности взаимодействия между различными участниками туристского рынка и расширяющими потенциальные точки роста российских дестинаций за счет роста уровня заинтересованности в их посещении со стороны отечественных и иностранных туристов, а с другой стороны - потенциальные риски и системные угрозы различной природы и характера, которые способны нанести значительный ущерб всей индустрии на различных временных этапах (краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном).

К ключевым направлениям стратегического развития индустрии туризма следует относить: стимулирование развития внутреннего туризма, формирование и продвижение инновационных туристских продуктов, модернизацию инфраструктурного обеспечения индустрии туризма с учетом возможностей цифровых технологий, стимулирование и развитие экспорта туристских услуг.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2018 № 872-р (ред. от 11.07.2019) «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20192025 годы)"».

2. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р «Об утверждении стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года».

3. Карпова Г.А., Шарафанова Е.Е., Морозов М.М. и др. Сервис и туризм в условиях цифровизации российской экономики: монография. СПб.: Изд. СПбГЭУ, 2018. 176 с.

4. Карпова Г.А., Песоцкая Е.В., Гришин С.Ю. Ткачев В.А. Управление туристскими дестинациями на принципах кластеризации: монография. СПб.: Изд. СПбГЭУ, 2017. 153 с.

5. Карпова Г.А., Ткачев В.А. Перспективы развития экспорта туристских услуг в РФ // Актуальные проблемы развития сферы услуг. Сборник научных трудов. СПб., 2018. С. 133-138.

6. Максимцев И.А. Влияние пандемии на развитие мировой экономической системы // Современный менеджмент: проблемы и перспективы. Сборник статей по итогам XV международной научно-практической конференции. СПб., 2020. С. 1-11.

7. Хорева Л.В., Архипов А.В., Волошинова М.В. и др. Сервисная экономика: международные рынки услуг и инновации: монография. СПб.: Изд. СПбГЭУ, 2018. 145 с.

8. Как пандемия изменила туризм и что нас ждет в 2021 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/social/cmrm/5fdca8079a794710499353c8 (дата обращения 09.07.2021).

9. Российский туризм после пандемии: перспективы восстановления турбизнеса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://delprof.ru/upload/iblock/63f/DelProf_Analitika_Rynok-turizma.pdf (дата обращения 09.07.2021).

10. Туризм и индустрия гостеприимства: новые инвестиционные и технологические возможности для отрасли. Информационно-аналитическая система Росконгресс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://roscongress.org/sessions/spief-2021-turizm-i-industriya-gostepriimstva-novye-investitsionnye-i-tekhnologicheskie-vozmozhnosti-dlya-otras/about/# (дата обращения 10.07.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.