серьезнее, а после запуска третьего спутника в декабре того же года явно негативные комментарии исчезли. Но, видимо, уже не иначе как оскорблением своей чести со стороны СССР восприняли США полет на орбиту Ю. Гагарина в апреле 1961 г. Не ручаемся за достоверность информации, но в свое время просочились сведения, что президент Дж. Кеннеди после этого созвал специалистов в соответствующих областях науки и техники и констатировал, что либо в США будут изучать советскую систему подготовки специалистов, либо специалистам США придется изучать русский язык.
Приведем, безусловно, сугубо личную оценку советской системы университетской подготовки специалистов, данную одним из американских профессоров, неоднократно посещавшим нашу страну в середине 1990-х гг. На наш вопрос, как он оценивает тогда еще полностью советскую систему вузовской подготовки специалистов, он без комментариев поднял вверх большой палец правой руки.
Понятно, что любая, реально функционирующая система подготовки кадров не может не быть динамичной. Она должна отвечать меняющимся потребностям окружающего мира. Но эта динамика должна соответствовать объективным реалиям, а не умозрительным заключениям.
Что касается оценки системы подготовки кадров в принципе, то она никоим образом не должна упрощаться, особенно когда речь идет о высоких технологиях, и тем более не должна вести к более низкой квалификации подготовленных специалистов, поскольку в конечном итоге это отражается не только на научном, но и на экономическом потенциале страны, который мы постепенно теряем.
Если говорить, например, о США, то они свой научный потенциал постоянно наращивают, в том числе путем использования давно существующего процесса «драйн-брайн», т.е. приобретения ценных «мозгов», утекающих из других стран мира.
Что же касается нашей страны, то здесь далеко не бесспорен взятый в настоящее время курс на двухуровневую (бакалавр-магистр) систему вузовской подготовки кадров, особенно когда речь идет о технических специалистах во всей их номенклатуре.
В принципиальном плане с ней можно бы согласиться, если бы после четырехлетнего бакалавриата все
бакалавры автоматически при их желании продолжали обучение в магистратуре, которая повышает общий уровень их подготовки, не неся при этом дополнительных материальных затрат. Однако этого не происходит, так как число бюджетных мест в магистратуре существенно меньше, чем в бакалавриате. Что же касается уровня четырехлетней подготовки в бакалавриате, то он не может не быть ниже традиционной пятилетней подготовки специалистов. В дополнение к вышеизложенному следует отметить, что не все вузы и в Европе однозначно и полностью перешли на бакалавриат.
Однозначная ориентация на бакалавриат вряд ли оправдана и постоянно нарастающими темпами научно-технического прогресса, требующего все более широкого диапазона получаемых в вузах и других учебных заведениях знаний. Кроме того, курс на бакалавриат как систему получения высшего образования ставит в непонятное положение и функционирующие техникумы.
Подготовка кадров начинается со школьной скамьи, и принятая в настоящее время система единого государственного экзамена далеко не бесспорна. Внезапно оказалось, что выпускники школ не могут, образно говоря, письменно связать двух слов, и поэтому, также внезапно, обязали писать сочинения со странными, вольно выбираемыми темами и со странной системой оценок по принципу «зачет-незачет» и с правом учеников три раза попытаться получить зачет, дающий им возможность сдавать стандартный ЕГЭ.
Из всего вышеизложенного следует, что благосостояние крупных и крупнейших стран мира может базироваться только на многоотраслевом высокотехнологичном по преимуществу машиностроительном материальном производстве. А оно при наличии всех прочих факторов, обеспечивающих его эффективное функционирование, невозможно без высококвалифицированного кадрового обеспечения. И, следовательно, процесс и уровень подготовки кадров должны соответствовать возрастающим требованиям к ним, объективно обусловленным темпами научно-технического прогресса.
1. Афанасьев С., Кондратьев В. Автомобильная промышленность стран БРИК // МЭиМО. 2014. № 9. С. 55 - 66.
2. Удалов Ф. Кадровая проблема: ретроспектива и современность // ЭКО. 2012. № 7. С. 160 - 167.
[email protected] Юлия Ильинична Баландюкова,
аспирантка кафедры мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 338.45:629.7 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РАМКАХ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье рассмотрены изменения политики импортозамещения в разрезе оборонно-промышленного комплекса в области предоставления права на самостоятельное ведение внешнеэкономической деятельности
(ВЭД) оборонными предприятиями, задействованными в сфере поставок запчастей, сервиса и ремонта и проведен анализ сопоставления экономических интересов государства и производственных структур в сфере ВЭД. Представлен анализ основных преимуществ и недостатков государственного заказа для военно-промышленного предприятия в условиях ведения внешнеэкономической деятельности с теоретической точки зрения с практическим применением модели жизненного цикла государственных промышленных предприятий И. Адизеса. Разработан алгоритм оценки эффективности государственного и государственного оборонного заказов и внешнеэкономической деятельности оборонного предприятия на основе сравнения начальной (максимальной), твердо фиксированной и среднерыночной цен, позволяющий оперативно выявить экономию (в процентах от начальной цены контракта) средств по каждому конкретному контракту и определить уровень их рентабельности, с предложениями дальнейших регулирующих действий. В результате практического применения представленного алгоритма выявлена ярко выраженная зависимость объема финансовой отдачи внешнеэкономической деятельности от уровня рентабельности государственного оборонного заказа, синергетический эффект от которых может ускорить процесс перехода на следующий этап жизненного цикла промышленного предприятия.
Ключевые слова: импортозамещение, оборонно-промышленный комплекс, государственный заказ, внешнеэкономическая деятельность, экономическая эффективность.
Yu.l. Balandyukova
STRATEGIC DEVELOPMENT OF AVIATION INDUSTRY IN VIEW OF A SYNERGETIC EFFECT OF STATE ORDERS AND FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY
The paper describes the changes in the import substitution policy in the context of the military-industrial complex regarding the right to self-management of foreign economic activity (FEA) by defense companies involved in the supply of spare parts, service and repair, and presents a comparative analysis of the economic interests of the state and businesses in the area of foreign trade. The author analyzes the main advantages and disadvantages of the state order for military-industrial enterprises in the context of foreign trade from a theoretical point of view, and applies the life cycle model of state industries by I. Adizes. The paper presents an algorithm for evaluating the effectiveness of state defense orders and foreign trade activities of the defense enterprise that is based on a comparison of the initial (maximum), firmly fixed and average market price; the algorithm helps rapidly identify cost cutting opportunities (as a percentage of the initial contract price) for each specific contract, determine their level of profitability, and suggest further regulatory action. Practical application of the presented algorithm reveals a pronounced dependence of the volume of financial return of foreign economic activity on the level of profitability of the state defense order. Their combined synergistic effect can accelerate the process of transitioning to the next stage of the life cycle of an industrial enterprise.
Keywords: import substitution, military-industrial complex, state orders, foreign economic activity, economic efficiency.
Одной из ключевых задач государства является создание благоприятной экономической среды, что достигается главным образом за счет разработки стратегии импортозамещения. Именно в ней находит свое отражение синергия внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предприятия и государственного заказа (ГЗ) - сфера деятельности внешнеэкономических связей (ВЭС). Другими словами, стратегия является одной из точек соприкосновения деятельности предприятия и государства.
Политика импортозамещения основывается на создании благоприятной среды для роста национальной промышленности. Сторонниками данной концепции выдвинуто предположение, что устойчивое экономическое развитие государства возможно лишь в случае существенного повышения уровня промышленного самообеспечения, увеличения объемов выпуска продукции внутри страны. Однако можно предположить, что ставка на самообеспеченность является следствием нестабильности процессов, происходящих в мировой экономике, настороженным отношением к иностранному капиталу. При реализации импортозамещения основным
источником средств для придания экономике первоначального импульса роста являются доходы экспортного сектора. Таким образом, товар, создаваемый на импортозамещающих производствах, должен быть ориентирован не только на внутренний рынок, но и на внешний. Только в этом случае уровень конкурентоспособности продукции будет приемлемым и достигнутые в результате успехи не будут потеряны при возвращении к привычному для страны курсу. Из этого следует главный вывод, что нужно не только развивать производство определенных отраслей внутри страны, но и повышать уровень экономики, социальной сферы, инфраструктуры, делая саму страну способной на равных конкурировать с развитыми промышленными странами [1, с. 43 - 45].
Однако у стратегии импортозамещения есть один значительный недостаток: данная стратегия является определенной формой неопротекционизма и в значительной мере противоречит принципам свободной торговли. При сопоставлении интересов государства и производственных структур в сфере ВЭД можно выявить ряд несовпадений (табл. 1).
Таблица 1
Экономические интересы государства и производственных структур в сфере ВЭД
Государственные приоритеты Предпринимательские приоритеты
Эффективная интеграция Российской Федерации в мировую экономику Коммерческая эффективность ВЭД
Производственно-инвестиционная модель ВЭД Торгово-посредническая модель ВЭД
Экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью Экспорт сырья и топлива, приносящий наибольшую выгоду сегодня
Снижение зависимости внутреннего потребления от импорта, развитие импортозамещающего производства Наращивание импорта посредниками с целью получения прибыли на разнице между ценой закупки и ценой продажи
Инвестирование части валютной выручки в производство (как инвестиции в основной капитал) Вывоз капитала за рубеж (легально (зачастую в форме банковских депозитов, а не прямых зарубежных инвестиций) или нелегально)
Привлечение иностранных инвесторов в производственные отрасли, создающие конкурентные преимущества в перспективе Деятельность иностранных инвесторов в отраслях с быстрой оборачиваемостью, ориентированных на емкий внутренний рынок
В результате реализуемые в рыночных условиях гражданско-правовые и имущественные отношения равноправных партнеров по бизнесу из разных стран нередко оказываются подчиненными административно-правовым отношениям, публичным нормам, формируемым государственными органами власти, что толкает предприятия - участников ВЭД идти на менее выгодные сделки [3, с. 34 - 38].
В целом можно выделить ряд преимуществ и недостатков государственного заказа для предприятия в условиях ВЭД.
Преимущества:
- государственный заказ для предприятия означает стабильный финансовый приток и эффективное использование производственных мощностей, которые в дальнейшем можно использовать для выхода на внешний рынок;
- увеличение государственных закупок служит фактором роста совокупного спроса для поддержки и стимулирования национальных производителей, повышающих экспортный потенциал страны;
- государственный заказ способствует реализации социально-экономической политики государства, в том числе вовлечению социально уязвимых групп населения в трудовой процесс, тем самым сокращая безработицу, что для предприятия означает снижение текучки кадров и т.д.
Недостатки:
- несмотря на стабильность государственных заказов, их рентабельность для предприятия существенно ниже, чем рентабельность от внешнеэкономической деятельности;
- госзаказ в виде государственного регулятора создает и определенные рамки функционирования предприятия, которые тормозят естественные процессы развития отрасли и снижают ее конкурентоспособность на международном рынке;
- согласно методике оценки влияния государственного заказа на экономическое развитие России значительное увеличение объема госзаказа приводит к снижению ВВП, что, в свою очередь, означает и промышленный спад в стране [2, с. 24 -30].
Военно-промышленные предприятия до недавнего времени были обязаны направлять весь свой промышленный потенциал, всю свою производственную мощность на выполнение контрактов только по государствен-
ному и оборонному заказу, несмотря на уровень рентабельности от их выполнения.
В силу сложившихся тенденций в области оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в настоящее время правительство предоставляет права на самостоятельное ведение ВЭД оборонными предприятиями, задействованными в сфере поставок запчастей, сервиса и ремонта. По данным Центра анализа мировой торговли оружием, в 2011 г. объем экспорта сервисных услуг предприятий ОПК, получивших право на самостоятельное ведение ВЭД, достигло 2,5 млрд долл.
Данный тактический ход нашел свое отражение в модели жизненного цикла государственных промышленных предприятий И. Адизеса [4, с. 230 - 248]. Обратим особое внимание на стадии трансформации и возрождения (рис. 1).
На стадии трансформации, которая, по предположениям И. Адизиса, длилась с 1990 - 2005 гг., обозначен переход предприятий на рыночные отношения с нестабильным финансово-хозяйственным состоянием, с массовым сокращением численности населения, старением научных кадров и неэффективным исполнением стратегии стабилизации.
Стадия возрождения, с 2005 - 2015 гг., характеризуется небольшим ростом основных показателей, улучшением репутации, внедрением новых технологий для снижения затрат и на начальном этапе эффективным исполнением стратегии реструктуризации. Однако главным недостатком на данном этапе является руководитель организаций, находившихся на стадии бюрократизации (а к таковым, с некоторой долей условности, можно отнести большинство бывших государственных предприятий), который практически был лишен возможности успешно функционировать в новых организациях, находящихся на стадии возрождения.
На данных стадиях государственный и государственный оборонный заказы являются неким стабилизатором производственной деятельности, стабильным источником финансовых ресурсов, способствующих модернизации основных фондов.
Таким образом, теоретическая модель циклического развития государственного предприятия нашла свое практическое применение в сфере российского оборонно-промышленного комплекса.
С учетом повышательного тренда в процессе активизации внешнеэкономической деятельности оборонны-
Стадия "Трансформация1
....---------Движение по кривой жизненного цикла компаний, созданных «с куля»
Движение по крипой жизненного цикла приватизированных предприятий
Рис. 1. Характеристика движения оборонных предприятий по «петле жизненного цикла»
ющих единичные расценки закупаемых товаров, работ, услуг; из данных государственной статистической отчетности и т.д.
При этом контракту присваиваются следующие степени экономической эффективности предприятия (табл. 2).
Для оборонного предприятия существенным является рассчитать экономическую эффективность от выполнения контрактов по госзаказу и по ВЭД, сравнить полученные результаты и в зависимости от степени эффективности перейти к выполнению необходимых действий.
Разработанный алгоритм оценки эффективности необходимо проанализировать с практической точки зрения на примере оборонно-промышленного предприятия ОАО «356 авиационный ремонтный завод (АРЗ)», функционирующего в сфере поставок запчастей, сервиса и ремонта с 1968 г.
Начиная с 2009 г. в связи с уменьшением объема государственного заказа и снижением его доли в распределении промышленных мощностей до 60% завод начал вести активную деятельность по трем направлениям: ремонтные работы авиационной техники по государственному оборонному заказу, ремонт вертолетов для предприятий и организаций России и ремонтные и сервисные работы для инозаказчиков.
Рассмотрим распределение производственных мощностей ОАО «356 АРЗ» с 2008 по 2014 гг. по данным трем направлениям с выделением удельного веса в общем объеме (табл. 3).
Анализируя динамику количества отремонтированной авиационной техники на ОАО «356 АРЗ» в 2008 -2014 гг., можно отметить нестабильность распределения производственных мощностей: в зависимости от объема государственного оборонного заказа (ГОЗ), которому предприятие отдает предпочтительную роль, завод увеличивает или снижает количество ремонтных работ для предприятий России и инозаказчиков.
ми предприятиями с практической точки зрения и прогнозируемой стадии роста - с теоретической перспективно важным представляется разработка алгоритма оценки экономической эффективности государственного заказа и ВЭД для предприятий, задействованных в сфере поставок запчастей, сервиса и ремонта. Данная оценка будет определять экономическую эффективность (Ээф) предприятия по государственному контракту, с одной стороны, и по контракту с зарубежным партнером - с другой. Данная оценка позволит оперативно выявить экономию (в процентах от начальной цены контракта) средств по каждому конкретному контракту и определить уровень их рентабельности.
Экономическая эффективность (Ээф(1) и Ээф (2)) рассчитывается по следующим формулам:
Цнач Цкон
ц;
Ээф1 = „ х 100% , (1)
где Ц нач - начальная (максимальная) цена контракта; Ц кон - цена, по которой заключается контракт (твердо-фиксированная цена);
„ „ Цнач Црын „
Ээф2 =---— х 100% , (2)
Цнач
где Ц нач - начальная (максимальная) цена контракта; Ц рын - реальная среднерыночная цена товара (работы, услуги).
Реальная среднерыночная цена единицы товара (работы, услуги) определяется путем сбора и обработки информации о ценах из постановлений, приказов и иных нормативно-правовых актов органов государственной власти, уполномоченных в области государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги; из нормативных актов, регулиру-
Таблица 2
Расчет степени экономической эффективности государственного и иностранного заказов
Значение показателя эффективности Оценка эффективности деятельности Необходимые действия
Э,ф1 = 0 5% < Эзф2 < 10% Неэффективность Изучение рынка. Анализ и мониторинг цен для формирования объективных, обоснованных начальных (максимальных) цен контрактов
Ээф1 < 5% Ээф2 < 5% Низкая эффективность Изучение рынка. Возможно, очень точно определена начальная (максимальная) цена контракта
5% < Ээф < 12% Ээф2 < 3% Нормативная эффективность Не нуждается в особых действиях. Возможно, очень точно определена начальная цена контракта
12% < Э ф1 < 20% эф1 Эф2 * 0% Высокая эффективность Особый контроль за исполнением контракта на каждом этапе исполнения
Ээф1 > 20% 10% < Ээф2 < 0% Необоснованная эффективность Проверка обоснованности начальной (максимальной) цены, постоянный контроль за исполнением контракта
Таблица 3
Объемы ремонта авиационной техники (АТ) ОАО «356 АРЗ» в 2008 - 2014 гг.
Показатели Единица измерения 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 прогноз
Общий объем ремонта за год шт. 68 81 65 80 66 64 45
Ремонт АТ по гособоронзаказу шт. 16 37 19 38 27 39 28
Удельный вес ремонта по ГОЗ в общем объеме % 24 46 29 48 41 61 62
Ремонт АТ для производителей РФ шт. 47 41 28 36 34 21 11
Удельный вес ремонта для производителей РФ в общем объеме % 69 51 43 45 52 33 25
Ремонт АТ для инозаказчиков шт. 5 3 18 6 5 4 6
Из них: Ремонт АТ для стран ближнего зарубежья шт. 5 2 4 1 1 - 3
Ремонт АТ для стран дальнего зарубежья шт. - 1 14 5 4 4 3
Удельный вес ремонта АТ для инозаказчиков в общем объеме % 7 3 28 7 7 6 13
Таким образом, несмотря на наличие права на самостоятельное ведение ВЭД, завод осуществляет ремонт авиационной техники по контракту с инозаказчиками на основе остаточных мощностей. Необходимо выявить экономическую эффективность от осуществления ВЭД, сравнив ее с эффективностью от ремонтных работ по
государственному заказу. Воспользуемся разработанным алгоритмом оценки экономической эффективности, взяв за основу цены контрактов ОАО «356 АРЗ» за 2009 г. и 2012 г. без учета НДС на одну и ту же модификацию вертолетов по государственному оборонному заказу, с одной стороны, и для инозаказчиков - с другой (табл. 4).
Таблица 4
Оценки экономической эффективности государственного заказа и внешнеэкономической деятельности для предприятия ОАО «356 АРЗ» в 2009 г. и в 2012 г.
Направление деятельности Год Значение показателя эффективности Оценка эффективности деятельности Классификационный признак
Государственный оборонный заказ 2009 Эф я 14,83 эф ' Высокая эффективность 4
Ээф я -0,05
Внешнеэкономическая деятельность 2009 Ээф * -13,51 Низкая эффективность 2
Ээф я 2,74
Государственный оборонный заказ 2012 Эф я -7,89 эф ' Низкая эффективность 2
Э ф я -0,06 эф '
Внешнеэкономическая деятельность 2012 Ээф я 7,07 Нормативная эффективность 3
Ээф я 0,06
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что уровень рентабельности контактов по государственному заказу с 2009 по 2012 гг. резко сократился, в связи с чем уровень экономической эффективности снизился с показателя «Высокая эффективность» до показателя «Низкая эффективность». Данное снижение нашло свое отражение в уровне рентабельности контрактов с инозаказчиками: предприятие было вынуждено повышать данный показатель при взаимодействии с иностранными партнерами для обеспечения окупаемости.
Таким образом, была выявлена ярко выраженная зависимость объема финансовой отдачи по ВЭД от уровня рентабельности государственного оборонного
заказа. В связи с этим синергетический эффект от ведения ВЭД и выполнения ГЗ может обеспечить переход государственного предприятия от стадии « Реструктуризация» к стадии «Рост».
1. Гурова Т. Нация-предприниматель // Эксперт. 2010. № 36 (720). С. 43 - 45.
2. Гусев В.Б., Косьяненко A.B. Оценка влияния государственного заказа на воспроизводство ВВП // Проблемы управления. 2009. № 2. С. 24 - 30.
3. Перов К.А. Оценка эффективности размещения заказов: общие подходы // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2007. № 7. С. 34 - 38.
4. Adizes I. Managing Corporate Lifecycles // The Adizes Institute Publishing, 2004. P. 230 - 248.
[email protected] Татьяна Валентиновна Беликова,
кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 331.1 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ КОНЦЕПТА РАЦИОНАЛЬНОЙ АДАПТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА КАК СОЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
В статье изучаются особенности конструирования концепта рациональной адаптивности и социальной адаптации персонала как социальной технологии. Выполнение процедурной рациональности проекта рассматривается как первостепенное условие правильности принятия решений управленческого характера. Представлены основные предпосылки использования интернет-технологии Massdecision для выработки стратегических решений в массовых сообществах. Рассмотрен механизм выработки приоритетных критериев для конструирования рациональной адаптивности персонала как социальной технологии в контексте создания коллаборативной корпоративной платформы организации. В процессе изучения данной темы анализируются истоки появления данного направления и перспективы развития в контексте управления и развития персонала.
Ключевые слова: рациональная адаптивность, социальная технология, стратегические управленческие решения, коллаборативная корпоративная платформа, краудсорсинг, инновационная игра, staff-менеджмент.
T.V. Belikova
DEVELOPING THE CONCEPT OF RATIONAL ADAPTABILITY AND SOCIAL ADAPTABILITY OF STAFF AS SOCIAL TECHNOLOGY
The paper studies the development of the concept of rational adaptability and social adaptability of staff as a social technology. Complying with procedural rationality is considered to be of paramount importance for timely and efficient management decision-making process. The author presents the rationale for using the Massdecision Internet technology for strategic decision-making in mass societies, considers the mechanism for developing priority criteria of staff rational adaptability as a social technology in the context of collaborative corporate organization, and analyzes the origins of the emerging adaptability trend and it's development prospects in the context of human resources management and staff development.
Keywords: rational adaptability, social technology, strategic management decisions, collaborative corporate platform, crowdsourcing, innovation game, staff-management.