Сообщения
Пространственная Экономика 2009. № 3. С. 126-133
УДК 338.26 С. Н. Леонов
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: УГРОЗЫ КРИЗИСА
Проанализированы структурные макроэкономические проблемы российского Дальнего Востока, дается анализ финансово-экономического кризиса в регионе, высказывается гипотеза о влиянии кризиса на стратегию развития региона, оценивается перспективная отраслевая и территориальная структура экономики Дальнего Востока.
Социально-экономическое развитие, стратегия, финансово-экономический кризис, Дальний Восток России.
Финансово-экономический кризис: последствия и вызовы. Как показывает развернувшаяся в периодической печати дискуссия (см., напр.: [1; 7; 9]), современный финансово-экономический кризис может оказаться для России более жестким, чем кризис 1998 г. Можно предположить, что для Дальнего Востока, который позднее входит в пике и дольше выходит (см. напр.: [2; 4]), кризис ослабит возможности региона к формированию условий социально-экономического развития на перспективу.
Динамику стоимости валового регионального продукта, являющегося наиболее общим показателем, характеризующим состояние экономики региона, для отдельных регионов и субъектов РФ оценить невозможно ввиду запаздывания публикации официальной статистики. В целом для российской экономики падение объема производства ВВП, по данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики, составило 9,8% за I полугодие 2009 г.
Статья подготовлена при поддержке интеграционного проекта ДВО РАН и УрО РАН № 09-11-СО-10-001, проекта ДВО № 09-1-П24-01.
№ 3 2009
Для Дальнего Востока возможно оценить лишь динамику по отдельным секторам экономики. Текущая ситуация в Дальневосточном регионе представлена в таблице 1.
Важным показателем общего снижения деловой активности в регионе выступает падение грузооборота транспорта общего пользования. Как видно из данных таблицы 1, грузооборот на Дальнем Востоке за 2008 г. составил 86,2% от уровня 2007 г., а по итогам I полугодия 2009 г. — 96,7%. При этом максимальный спад по итогам I полугодия 2009 г. отмечался в железнодорожных перевозках (до 73,6% от уровня января — июня 2008 г.) и грузообороте внутреннего водного транспорта (69%), что говорит о падении загрузки Транссибирского железнодорожного коридора и об осложнении ситуации с северным завозом в отдаленные районы Дальнего Востока.
Таблица 1
Динамика основных показателей социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа, % к соответствующему периоду
Показатель 2008 I полугодие 2009 г.
Индекс промышленного производства 97,5 107,5
добыча полезных ископаемых 96,7 122,0
обрабатывающие производства 95,5 91,4
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 101,8 96,5
Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», млрд руб. 92,9 84,5
Грузооборот транспорта общего пользования, млрд т-км 86,2 96,7
Оборот розничной торговли, млрд руб. 104,1 101,2
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 107,8 120,8
Индекс потребительских цен 113,4 114,5*
Общая численность безработных, тыс. чел. 118,6 115,7**
Примечание. * Оценка. ** I квартал 2009 г. к I кварталу 2008 г. Источник: [3; 5; 8].
Развитие кризиса на Дальнем Востоке подтверждает особенности современного российского кризиса. Несмотря на снижение спроса, падения цен в регионе не наблюдалось. Индекс потребительских цен в регионе был выше среднероссийского и составлял 113,6% по итогам 2008 г., поднявшись до 114,5% к середине 2009 г. Сочетание роста розничных цен и спада производства может сделать российский кризис одним из наиболее тяжелых среди развитых стран мирового сообщества, к которым примыкает Россия.
Анализ официальной статистики [5; 6; 8] показывает наличие отраслевой специфики прохождения кризиса на Дальнем Востоке. По степени спада различаются четыре группы отраслей: отрасли, ориентированные на
внутренний рынок; электроэнергетика и топливная промышленность; отрасли инвестиционного комплекса промышленности; отрасли добывающего сектора.
В первой группе отраслей падение было наименьшим, так как относительно слабо снизился потребительский спрос. По отдельным продовольственным товарам в регионе был отмечен даже рост в январе — июне 2009 г. (производство мяса — на 16,4%, улов рыбы — на 4,6%, производство консервов — на 54%, на 4—6% возросло производство растительного и животного масла, цельномолочной продукции). Кроме того, в результате девальвации рубля произошло импортозамещение не только по названным продовольственным товарам, но и по некоторым относительно несложным непродовольственным товарам (например, текстильное и швейное производство в Приморском крае в I полугодии 2009 г. выросло на 16,3%).
Производство электроэнергии в регионе упало незначительно (1,8% к I полугодию 2008 г.). За этот же период в топливной промышленности добыча нефти выросла на 36%, а газа — на 27%, что объясняется значительным вниманием федерального центра к развитию отрасли добычи углеводородного сырья на Дальнем Востоке.
Наиболее сильно сократились объемы производства в инвестиционном комплексе промышленности (инвестиционное машиностроение и промышленность строительных материалов), где производство конструкций и деталей сборного железобетона в I полугодии 2009 г. упало почти на 30%, а цемента «обрушилось» на 60%. Это объясняется сильным падением спроса на данную продукцию со стороны строительства. Само строительство очень ощутимо пострадало от ухудшения экономической ситуации в регионе — падение на 7,1% по итогам 2008 г. и на 15,5% за I полугодие 2009 г.
Отрасли горно-металлургического комплекса региона демонстрировали в этот период разнонаправленную динамику по дальневосточным субъектам РФ.
Общая численность безработных растет на Дальнем Востоке темпами, опережающими среднероссийские показатели (за 2008 г. прирост составил 18,6%, за I квартал 2009 г. — 14,5%).
Несколько особняком стоят данные по росту оборота розничной торговли и инвестиций в основной капитал в регионе. Смеем предположить, что чудес здесь нет.
Определенная стабильность и даже прирост оборота розничной торговли объясняются активизацией деятельности налоговых служб, которые в кризисные месяцы смогли вывести значительную часть отрасли из теневого сектора и тем самым увеличить валовые показатели отрасли и сбор налогов. Этот факт отмечают многие эксперты (см., напр.: [9; 10]).
Инвестиции в основной капитал оказались инвариантны к показателям состояния экономической конъюнктуры в регионе (прирост на 7,8 и 20,8% за
2008 г. и I полугодие 2009 г. соответственно) в силу того, что значительная их часть является государственными и направляется в важнейшие национальные инфраструктурные проекты, сооружаемые под контролем федерального центра (нефтепровод ВСТО, региональные газопроводы, строительство сети федеральных автодорог в регионе, объекты саммита АТЭС во Владивостоке, ресурсные проекты Южной Якутии и т. п.).
Состояние финансов предприятий в регионе вызывает обеспокоенность. Уже в январе — сентябре 2008 г. число убыточных предприятий на Дальнем Востоке превышало среднероссийский уровень (37,2% против 27, соответственно), причем в Магаданской, Сахалинской областях и Еврейской автономной области (ЕАО) убыточными являлись от 44 до 48% предприятий. Однако при этом сальдо прибылей-убытков как по Дальнему Востоку в целом, так и по всем субъектам РФ оставалось положительным. За январь — май 2009 г. резко возрос удельный вес убыточных предприятий в регионах Дальнего Востока, а в ряде субъектов РФ более половины предприятий стали убыточными (ЕАО — 54%, Магаданская область — 56%, Чукотский автономный округ — 60,3%). При этом сальдо прибылей-убытков стало в целом по региону отрицательным (—3,9 млрд руб.). В ряде дальневосточных субъектов РФ по итогам I полугодия 2009 г. убыточными являлись целые отрасли хозяйства (в Республике Саха (Якутия) — рыболовство; в Камчатском крае — добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство; в Магаданской области — транспорт и связь; в ЕАО — обрабатывающие производства). Представляется, что хотя информативность данного показателя не слишком велика из-за искажения отчетности, но тенденцию он все же отражает.
Убыточность не позволяет предприятиям Дальнего Востока без государственной поддержки не только осуществлять капитальные вложения в сохранение основных фондов, но даже удерживать оборотные фонды на уровне, достаточном для умеренного падения. Однако средства государства небезграничны, а сложное положение с финансами предприятий становится одной из главных причин формирующегося дефицита бюджетов всех уровней в регионе. По итогам 2008 г. Республика Саха (Якутия), Камчатский и Хабаровский края, ЕАО свели свои консолидированные бюджеты с дефицитом. Это крайне негативный момент для бюджетной сферы региона, которая является основным финансовым стабилизатором ситуации. Можно прогнозировать, что бюджетный дефицит спровоцирует существенное сокращение государственного спроса, в том числе и инвестиционного, и явится катализатором дальнейшего падения спроса в региональной экономике в целом.
В целом отраслевая структура экономики Дальнего Востока меняется в
ходе кризиса в сторону потребительского сектора в ущерб инвестиционному и инновационному. К положительным сторонам структурных изменений следует отнести заметное снижение доли рыночных услуг и капитальных вложений в потребительскую сферу. Происходит и некоторое импортозаме-щение по продовольственным товарам и ряду относительно несложных непродовольственных товаров. В целом же эффективность экономики региона по основным показателям снижается.
Перспективная отраслевая структура экономики Дальнего Востока. Говорить об оценке влияния кризисных явлений на перспективную отраслевую структуру экономики Дальнего Востока можно, проанализировав структуру пакета перспективных проектов. Анализ последней показывает, что отраслевые проекты, формирующие приростную структуру экономики Дальнего Востока, четко делятся на две группы, влияние кризиса на реализацию которых различно.
Первую группу формируют отрасли, перспективы и направления развития которых достаточно четко определены, а большинство проектов имеет экспортную ориентацию на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Это нефтепереработка и трубопроводный транспорт (новый сегмент); цветная металлургия и ее рудная база (дальнейшее развитие); агропищевой комплекс региона (восстановление его в регионе); городская индустрия развлечений и зона игорного бизнеса (новый сегмент); транспортно-логистический кластер (новый сегмент); индустрия рекреации и туризма (новый сегмент); инновационный кластер (включает космодром, технопарк и ряд других объектов) (новый сегмент).
Во вторую группу входят отрасли, где переход к рыночным механизмам хозяйствования до настоящего времени не переломил тенденций формирования структуры промышленного производства, присущих плановой экономике (80-е гг. прошлого века). Проблемой на перспективу остается развитие угле-, нефте- и газохимии, масштабной глубокой переработки древесины, развитие гражданского машиностроения. По-прежнему данные отрасли развиваются преимущественно в европейской части России.
Если в условиях кризиса перспективы развития отраслей первой группы представляются достаточно определенными, а проблемой является лишь некоторая задержка финансирования и реализации проектов, то реализация отраслевых проектов второй группы даже не рассматривается.
Подходы к освоению территории и размещению населения и производства. В перспективном периоде главное влияние на изменение подходов к освоению территории и размещению населения окажут не изменения отраслевых параметров, а ограничения регионального развития по величине трудовых ресурсов. Потребуются формирование устойчивой системы расселении; возмож-
ность перехода к вахтовому освоению и эксплуатации ресурсов и территории Севера; формирование системы опорных городов; создание на Тихоокеанском побережье России экономической «контактной зоны» с сопредельными экономиками; учет специфики традиционно выделяемых хозяйственных зон — Южной зоны, Ближнего и Дальнего Севера региона.
Всего на Дальнем Востоке выделяется 17 потенциальных территорий опережающего развития (рис. 1): в Республике Саха (Якутия) и Хабаровском крае — по 4; в Сахалинской и Амурской областях — по 3; в Магаданской области — 2, в Приморском крае — 1.
Из 17 потенциальных территорий опережающего развития специализация 9 территорий связана с размещением предприятий минерально-сырьевого комплекса, 5 представляют центры высоких технологий (в том числе на базе космодрома «Восточный»), по одной нацелено на развитие портовой зоны, агропромышленного комплекса и рыболовства.
В условиях традиционно выделяемых на территории российского Дальнего Востока трех хозяйственных зон — Южной, Ближнего и Дальнего Севера — прогнозируемые территориальные изменения будут существенно различаться. Бесспорным явится лишь то, что определяющими остаются точки роста, созданные на Дальнем Востоке еще в советское время.
В зоне Дальнего и частично Ближнего Севера предусматривается возможность перехода к вахтовому освоению и эксплуатации природных ресурсов и территории.
Полюсами роста Ближнего Севера выступают локальные экономические районы, формирующиеся вокруг ранее созданных промышленных и транспортных узлов — Нерюнгринского и Алданского в Южной Якутии, Ургальского, Комсомольского-на-Амуре, Ванино-Советско-Гаванского, Тындинского в Приамурье и на базе месторождений нефти и газа на шельфе Сахалина.
Следует отметить отличия в формировании траекторий развития узлов Ближнего Севера. Особенно крупные изменения в развитии и размещении производительных сил ожидаются в Южной Якутии, где формируется многоотраслевой промышленный комплекс общегосударственного значения, включающий вновь создаваемые предприятия атомной, горно-химической и газохимической промышленности, черной металлургии, мощные ГЭС, здесь получат дальнейшее развитие золотодобывающая и угольная отрасли промышленности1. «Старейший» в пределах Ближнего Севера и наиболее развитый в экономическом отношении Комсомольский-на-Амуре локальный
1 В ближайшие годы ожидается ввод в действие крупнейшего в стране Эльгинского разреза, рассчитанного на добычу до 20 млн т высококачественного коксующегося и энергетического угля в год.
экономический район будет развиваться по иной траектории, нежели Южная Якутия. Накопленный здесь высокотехнологический производственный потенциал позволяет рассматривать его в качестве одной из потенциальных баз инновационного развития с формированием технопарка.
Переход к вахтовому способу развития природно-ресурсного сектора предполагает формирование в Южной зоне Дальнего Востока системы опорных городов с выведением коммунальных, культурных, образовательных, медицинских, экологических условий проживания в них на уровень международных стандартов. Как следствие, в Южной зоне Дальнего Востока произойдет рост значения крупных городов. Вторым направлением развития Южной зоны явится наращивание ее экономического потенциала на основе переработки возрастающих объемов транзитных грузов. Речь идет о нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей, алюминиевой промышленности, переработке древесины, возможно, железорудного сырья1. Менее разработаны вопросы развития черной металлургии, хотя ее отдельные элементы (добыча железорудного сырья, производство окатышей) либо уже создаются, либо намечены к организации (в том числе и за пределами Южной зоны) разными инвесторами2.
Резюмируя, отметим, что угрозы стратегическому развитию Дальнего Востока, вызванные финансово-экономическим кризисом, носят в значительной мере кратко- и среднесрочный характер, в большей мере сказываясь на отраслевых показателях развития и меньше влияя на территориальную структуру экономики региона.
Представляется, что в перспективном периоде экономику региона (как и России в целом) ожидает еще немало потрясений, но при активной государственной региональной политике они внесут лишь некоторые коррективы в стратегическую линию развития Дальнего Востока.
1 Один из новых центров нефтепереработки определился на окончании трассы нефтепровода ВСТО в составе крупнейшего в стране НПЗ, рассчитанного на переработку до 20 млн т нефти в год, и сопутствующих нефтехимических производств. Другой центр переработки нефти создается в районе г. Сковородино, где будет осуществляться ее перевалка с трубопровода ВСТО на железнодорожный транспорт. Центрами деревопереработки определены пункты Транссиба (среди них Архара в Амурской области и Хор в Хабаровском крае).
2 Необходимо согласование имеющихся проектов, привязанных к площадкам на территории Республики Саха (Якутия), Амурской области и ЕАО, с разработкой программы развития черной металлургии как единого комплекса с оптимальным размещением составляющих его производств. Наиболее вероятно создание металлургического передела в одном из пунктов на Транссибе, благоприятно расположенных по отношению к источникам топлива, электроэнергии, вспомогательного сырья, рынкам сбыта готовой продукции.
НИЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ И ПРОМЫШЛЕННО-ТРАНСПОРТНЫЕ УЗЛЫ перпективные виды экономической деятельности
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
1 ЗАПАДНО-ЯКУТСКИИ. Добыча алмазов. Добыча и переработка 1 нефти и газа.
. ВОСТОЧНО-ЯКУТСКИИ. Освоение Яно-Колымской золоторудной 2 провинции. Добыча цветных металлов.
ЯКУТСКИИ ПТУ. Транспортно-логистические услуги. Научные и инновационные разработки. Обработка алмазов.
“ЮЖНО-ЯКУТСКИЙ. Инвестпроект ‘Комплексное развитие Южной 4 Якутии”(Электроэнергетика. Добыча угля, золота, железной руды. Атомная и химическая промышленность)_____________________________
МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
5 КОЛЫМСКИЙ. Освоение Яно-Колымской золоторудной провинции.
^ МАГАДАНСКИЙ. Освоение Примагаданского шельфа (нефть, газ). 6 Транспортно-логистические услуги.
АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАПАДНО-АМУРСКИЙ. Трубопроводный и железнодорожный 7 транспорт. Добыча драгоценных металлов, титано-
ма гнетитовых руд
о СВОБОДНЕНСКИЙ. Формирование Дальневосточного националь 8 ного инновационногокосмического центра Восточный ”.
Ф ЗЕЙСКО-БУРЕИНСКИЙ. Аграрно-промышленное производство.
9 Развитие Благовещенского транспортно-логистического центра.
ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ
10 УРГАЛЬСКИЙ. Добыча угля. Электроэнергетика.
комсомольский. Научные и инновационные разработки (высо-11 котехнологичное машиностроение, черная металлургия, нефтепереработка). Переработка древесины. Добыча цветных металлов.
ПРИМОРСКИЙ. Портовая особая экономическая зона в г. Совет-12 ская Гавань. Развитие Ванинского и Де-Кастринского ПТУ.
13
ХАБАРОВСКИЙ ПТУ. Транспортно-логистические услуги. Туризм. Научные и инновационные разработки. Высшее образование.
САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ
14 СЕВЕРО-САХАЛИНСКИИ. Реализация шельфовых нефтегазовых 14 проектов ‘Сахалин-3, 4, 5”
ЗАПАДНО-САХАЛИНСКИЙ. Формирование Углегорского (добыча 15 угля, электроэнергетика^ Ильинского (портовое хозяйство, переработка нефти и газа) ПТУ.
16
КУРИЛЬСКИЙ. Рыбохозяйственный комплекс. Туризм. Производственная и социальная инфраструктура.
ПРИМОРСКИЙ КРАЙ
ЮЖНО-ПРИМОРСКИЙ. Транспортно-логистические услуги. Туризм. 17 Высшее образование. Научные и инновационные разработки. Формирование Владивостокской агломерации и контактной зоны.
Красным цветом выделены регионы, по которым имеются решения федеральной власти
;АЖНЕИШИЕ ПРОМЫШЛЕННОТРАНСПОРТНЫЕ ЦЕНТРЫ
ПРОФИЛИРУЮЩИЕ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
О Электроэнергетика
ф Добыча угля
О Переработка нефти
О Добыча и обработка алмазов
ф Черная металлургия
0 Машиностроение
0 Легкая промышленность
О Пищевая прмышленность
ПУТИ СООБЩЕНИЯ Железные дороги
_____ БАМ, АЯМ
Транссиб ----- другие
Владивосток
Рис. 1. Потенциальные территории опережающего социально-экономического развития
Границы низовых экономических районов
Очаги горнодобывающей промышленности Шельфовая нефтегазовая область
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кулешов В. В., Суслов В. И., Селиверстов В. Е. Стратегические установки долгосрочного развития Сибири // Регион: экономика и социология. 2009. № 2.
2. Леонов С. Н, Корсунский Б. Л., Барабаш Е. С. Региональная экономика и управление: экономика Дальнего Востока. Владивосток: Дальнаука, 2007.
3. Материалы официального сайта Федеральной службы государственной статистики. http://www.gks.ru/.
4. Минакир П. А. Экономика регионов. Дальний Восток. М.: Экономика, 2006.
5. Основные показатели социально-экономического положения регионов Дальневосточного федерального округа в январе-июне 2009 года. Ч. 1. Сравнительные показатели социально-экономического положения регионов / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю. Хабаровск, 2009.
6. Основные показатели социально-экономического положения регионов Дальневосточного федерального округа в январе-июне 2009 года. Ч. 2. Основные характеристики субъектов РФ в ДФО / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю. Хабаровск, 2009.
7. Петраков Н. Я. Пути преодоления последствий экономического кризиса в России // Пространственная экономика. 2009. № 2.
8. Социально-экономическое положение Дальневосточного федерального округа в 2008 году / Федеральная служба государственной статистики. М., 2008
9. Ханин Г. И., Фомин Д. А. Обзор экономического положения России в I квартале
2009 г. // ЭКО. 2009. № 7.
10. Ханин Г. И., Фомин Д. А. Розничная торговля в России: состояние и перспективы // Проблемы прогнозирования. 2005. № 6.