Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1218
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическое планирование / компоненты предприятия / анализ внешней среды / решения проблем / принципы / цели / этапы / оценка / миссия. / strategic planning / enterprise components / analysis of the external environment / problem solving / principles / goals / stages / assessment / mission

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исломов Шухрат Маруфжонович, Асророва Фотима Аюбхоновна

В статье рассматривается стратегическое планирование в системе управления: стратегического планирования, известно тем, что важнейшим компонентом предприятия является достижение поставленных целей организации, анализ внешней среды, управление ресурсами. Рассматривается так же способы решения проблем планирования. А так же принципы стратегического планирования этапы и оценка. Миссия стратегического планирования понимается движение под определённым целям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses strategic planning in the management system: strategic planning, it is known that the most important component of an enterprise is the achievement of the set goals of the organization, analysis of the external environment, resource management. Ways of solving planning problems are also considered. As well as the principles of strategic planning stages and assessment. The mission of strategic planning is understood as movement under certain goals.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ»

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

Исломов Шухрат Маруфжонович

к.э.н. доцент СамИЭС Асророва Фотима Аюбхоновна

Магистрант СамИЭС

Аннотация. В статье рассматривается стратегическое планирование в системе управления: стратегического планирования, известно тем, что важнейшим компонентом предприятия является достижение поставленных целей организации, анализ внешней среды, управление ресурсами. Рассматривается так же способы решения проблем планирования. А так же принципы стратегического планирования этапы и оценка. Миссия стратегического планирования понимается движение под определённым целям.

Ключевые слова: стратегическое планирование, компоненты предприятия, анализ внешней среды, решения проблем, принципы, цели, этапы, оценка, миссия.

Abstract. The article discusses strategic planning in the management system: strategic planning, it is known that the most important component of an enterprise is the achievement of the set goals of the organization, analysis of the external environment, resource management. Ways of solving planning problems are also considered. As well as the principles of strategic planning stages and assessment. The mission of strategic planning is understood as movement under certain goals.

Key words: strategic planning, enterprise components, analysis of the external environment, problem solving, principles, goals, stages, assessment, mission

Введение. Стратегическое планирование в сфере управления самым важным является мотивация в организациях в предприятиях контурентоспособность. Стратегическое планирование-это многократный процесс разработки концепции развития всей фирмы формирования для мисии долговременную ориентацию предпринимательской деятельности в целях создания своего имиджа и завоевания высокого и стабильного положения на рынке.

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

В условиях усиления конкурентной борьбы для каждого предприятия на первый план выходит задача сохранения и повышения собственной конкурентоспособности. Все большее число предприятий ориентируется на достижение победы в конкуренции и добивается намеченных целей в результате постоянных усилий менеджмента в осуществлении эффективной

конкурентной стратегии развития, реализации конкурентных преимуществ предприятий.

Методология исследования. В данной статье использовалась оснавные теоритические методы научного исследования: Индукция - движение мысли от частного к общему Ее особенность - то, что полученные сведения, как правило, носят вероятностный характер, а не заведомо истинный. Дедукция прямо противоположна, частное вытекает из общего. Анализ в основе -мысленное разложение предмета на части, которые его составляют. Синтез объединяет умозаключения, полученные в ходе предыдущего метода исследования, в единое целое.

Анализ соответствующей литературы. Для развития стратегического планирования в сфере управления были отражены в научных трудах забубежных исследователей Виханский О.С Адиев Р.В. Стратегическое планирование на предприятии. То что Стратегическое планирование не дает и не может дать в силу своей сущности детального описания картины будущего. То, что оно может дать — качественное описание состояния, к которому должна стремиться фирма в будущем, какую позицию может и должна занимать на рынке и в бизнесе, чтобы ответить на главный вопрос — выживет или нет фирма в конкурентной борьбе.

Анализ и результаты. Стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Моё мнение для того чтобы оставаться на рынке каждая предприятия должна поставить четкую цель и достичь все те цели, которые поставил перед собой фирма или предприятие. А проблемой стратегического планирования является это то, что надо выбрать правильное стратегическое планирование в этом нам поможет SWOT анализ где мы узнаем сильные и слабые стороны нашей организации преимущество и угрозы, то что конкурентоспособный ли наше предприятие и какую позицию оно занимает на рынке. И целью организации является - это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.

Основные характеристики цели стратегического планирования заключается в следующем:

• четкая ориентация на определенный интервал времени;

• конкретность и измеримость;

• непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;

• адресность и контролируемость.

Основная идея теории стратегического планирования заключается в том, что только посредством постоянного совершенствования всех элементов системы менеджмента в организации можно успешно развивать собственный бизнес в условиях достаточно жесткой конкуренции и непредсказуемых

изменений как во внешней, так и во внутренней среде. Каждая организация для разработки стратегического планирования в системе управления используют 4 принципа менеджмента. Планирование организация мотивация и контроль для стратегического планирования мы сначала планируем свои цели на 5 лет и более на что мы рассчитываем новое оборудование может быть или разработка новых идей далее мы это всё организуем для совершения нашего стратегического планирования для этого нам необходимо мотивация для достижения наших целей. А помом мы всё контролируем наши цели для усовершенствования наших идей.

Стратегия представляет собой всесторонний комплексный план, отображающий конкретные пути развития организации исходя из динамики внешней среды посредством формулирования миссии организации и целей, поиска ресурсов для их достижения и планирования конкретных действий на перспективу Стратегия в значительной мере разрабатывается высшим руководством организации, а ее реализация предусматривает участие сотрудников всех уровней управления. Стратегический план должен быть, с одной стороны, целостным, с другой - гибким, допускающим коррекцию. Выработанная стратегия придает организации общую направленность и индивидуальность, а ее сотрудникам - четкие ориентиры в повседневных действиях

Основные компоненты стратегического планирования в системе управления:

Стратегический план важен тем, что помогает последовательно, пошагово расписать те действия, которые предпримет ваша компания на пути к успеху. В нем также раскрываются потенциальные препятствия, с которыми предстоит столкнуться компании, и пути их преодоления. В некотором смысле, наличие стратегического плана имеет более существенное значение для малых компаний, нежели для крупных корпораций. Причина состоит в том, что у малых компаний гораздо меньше денежных средств, на которые можно будет полагаться на случай, если что-либо пойдет не так. Можно выделить 3 основных компонента:

• Миссия. Каждый хороший стратегический план должен содержать заявление о миссии компании. Оно должно быть кратким, лаконичным, объяснять причину существования компании и того, чего она пытается добиться.

• Цели организации. Цели организации представляют собой пути, посредством которых вы планируете выполнить миссию компании.

• Стратегии достижения целей. Эти стратегии углубляются на уро-вень ниже и представляют собой план того, как вы будете добиваться организационных целей.

• Анализ внешней среды - процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.

С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается в ответе на три конкретных вопроса:

• Где сейчас находится организация?

• Где, по мнению высшего руководства, должна находиться организация в будущем?

• Что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где её хочет видеть руководство?

Проблемы стратегического управления

Проблема стратегического управления чаще всего возникают в результате действия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее организации.»

Основными принципами и планирования можно считать следующие:

1. Целенаправленность - выявление и следование единой или приоритетной цели деятельности и развития.

2. Сквозное планирование, предусматривающее единую систему планирования по всем аспектам деятельности с учетом использования общих ресурсов в единой шкале времени.

3. Скользящее планирование, обеспечивающее непрерывность и последовательность составления планов с учетом возможной их корректировки. При этом долгосрочные планы имеют более высокую степень неопределенности, а по мере приближения срока их реализации они уточняются в соответствии со складывающейся обстановкой и, возможно, изменяющимися целями.

4. Централизация планирования, призванная консолидировать устремления подразделений и субъектов, имеющих в общем случае различные цели своей деятельности, для достижения общей цели (цели высшего уровня).

5. Непрерывность планирования предполагает, что деятельность рассматривается как управляемый процесс с множеством обратных связей и возможного оперативного перераспределения ресурсов.

6. Сбалансированность планов обеспечивает возможность корректировки соотношения между различными направлениями как по срокам, так и по используемым ресурсам.

7. Информационное и методическое единство определяет единую систему информационного обеспечения планирования на всех уровнях, стандартизацию накопления, хранения, обмена и использования информации.

Цели - это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Первым и, может быть самым существенным решением при планировании будет выбор целей предприятия.

Здесь необходимо подчеркнуть, что те предприятия, которые, вследствие своего размера, испытывают необходимость в многоуровневых системах, нуждаются также в нескольких широко сформулированных целях, также как и в более частных целях, связанных с общими целями организации.

Этапы процесса стратегического планирования:

1. Миссия организации.

2. Цели и ценности организации.

3. Оценка и анализ внешней среды.

4. Управленческое обследование сильных и слабых сторон.

5. Анализ стратегических альтернатив.

6. Выбор стратегии.

7. Реализация стратегии.

8. Оценка стратегии.

Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно. Надлежащим образом разработанный процесс должен охватывать все уровни сверху вниз. При оценке стратегического планирования следует ответить, на пять вопросов:

• Является ли стратегия внутренне совместимой с возможностями организации?

• Предполагает ли стратегия допустимую степень риска?

• Обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации стратегии?

• Учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности?

• Является ли эта стратегия лучшим способом применения ресурсов фирмы?

• Существует ряд критериев, как количественных, так и качественных, которые пользуются в процессе оценки.

Миссия - это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении. Обычно в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, на ней не должны отражаться финансовые проблемы и т.д. В миссии не принято указывать получение прибыли в качестве основной цели создания организации, хотя получение прибыли является важнейшим фактором функционирования

Выводы. Стратегическое планирование является систематизированным и логическим процессом, основанным на эффективном мышлении, искусстве прогнозирования, исследования и выбора необходимых альтернатив.

Стратегический план позволяет определить реальные возможности развития с учетом ресурсных ограничений. Основными задачами стратегического планирования являются: определение необходимых политических решений, оценка будущего состояния экономики и потребности в данной продукции, оценка необходимых производственных мощностей в будущем, предварительная оценка размера возможных капитальных вложений. В зависимости от того, кто принимает решения, планирование может быть децентрализованное (снизу - вверх), централизованное (сверху - вниз), и интерактивное (во взаимодействии).

Каждое предприятие при составление стратегического планирования в системе управления должны учитывать какую позицию они занимают на рынке и конкурентоспособность своей организации важно учитывать сильные и слабые стороны своей организации правильное составление SWOT анализа и при этом учитывать мнение экспертов.

Ключевыми компонентами стратегического планирования являются цели, указания для принятия решений и основные этапы процесса планирования. Цель организации - осуществление ее миссии, Миссия должна быть официально сформулирована, и о ней должно быть сообщено сотрудникам организации. Миссия определяет суть деятельности организации, ее базовые цели и принципы, помогает объединить усилия в одном направлении, содержит основные ориентиры, помогающие распределить ответственность и ресурсы, дает основу и контекст для разработки стратегии, служит базой для построения и коррекции целей организации. 4. На основе миссии вырабатываются цели организации. Цели определяют критерии развития, которые дают основание для оценки развития. Цели используются для ориентации в процессе принятия решений, а также в процессе работы по повышению эффективности ее деятельности.

Список использованной литературы:

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы, М.: «Финансы и статистика», 1997 .

2. Банникова Н.В. Стратегическое планирование и стратегии развития российских предприятий //АПК: Экономика, управление. - 2005. - №2.

3. Адиев Р.В. Стратегическое планирование на предприятии. Деньги и кредит №7, 2001г.

4. Рекомендации по разработке стратегических планов: НЭГ,2014. №27-29

5. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов по напр. И спец. «Менеджмент» - М.: Гардарика, 2001г.

6. Клеймор Г. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое планирование на предприятиях. // Вопросы экономики. - 1998.

7. http://studopedia.ru/view menedjment.php.

8. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Миссия организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.