Научная статья на тему 'Применение стратегического планирования в управлении коммерческой организацией'

Применение стратегического планирования в управлении коммерческой организацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / АНАЛИЗ / ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ / МИССИЯ / STRATEGIC PLANNING / STRATEGY / MANAGEMENT / ANALYSIS / EXTERNAL AND INTERNAL ENVIRONMENT OF THE ORGANIZATION / MISSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васинова А.В, Костромин В.Е.

В статье раскрывается понятие стратегического планирования, его актуальность в настоящее время. Рассматриваются этапы формирования стратегического плана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the concept of strategic planning, its relevance in the present. The stages of the formation of a strategic plan.

Текст научной работы на тему «Применение стратегического планирования в управлении коммерческой организацией»

«Гуманитарный научный журнал» ^^ Электронный

2019, №1 , J научный журнал

УДК 658.5

Васинова А.В., Костромин В.Е.

ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет»,

г. Йошкар-Ола, Россия

ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Аннотация. В статье раскрывается понятие стратегического планирования, его актуальность в настоящее время. Рассматриваются этапы формирования стратегического плана.

Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегия, управление, анализ, внешняя и внутренняя среда организации, миссия.

Современный этап развития российской экономики характеризуется нарастанием конкурентной борьбы, увеличением нестабильности и неопределенности внешней среды, предъявляющей высокие требования к предприятиям. Приоритетной управленческой задачей, решаемой предприятиями, стало обеспечение конкурентоспособности с минимальными затратами и как можно на более продолжительное время. Подавляющее большинство российских компаний заинтересованы в организации стратегического управления, нацеленного на обеспечение приоритетных целей и достижения поставленной миссии.

Стратегическое планирование, являясь одной из функций управления, представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Это такое планирование, которое обеспечивает основу для принятия управленческих решений всех уровней управления от самого низкого до самого высокого.

Стратегическим планированием называется процесс выработки стратегии с помощью формализованной процедуры, расписанной по этапам, методикам, технике исполнения и направленной на построение модели будущего, а также программы перехода к этой модели.

Стратегическое планирование имеет важные ключевые моменты. В таком планировании стратегия разрабатывается высшим руководством, стратегический план должен быть подкреплен исследованиями и фактическими данными, стратегические планы должны быть гибкими для возможности их изменения, планирование должно приносить пользу и способствовать успеху компании. При этом затраты на реализацию мероприятий должны быть ниже величины выгод от их реализации.

Очевидно, что в рыночных условиях главной целью коммерческой организации служит получение высокого дохода на вложенные в

«Гуманитарный научный журнал»

2019, №1

Электронный

научный журнал

предприятие средства. При этом, в условиях конкурентной борьбы за ограниченный спрос на рынке, доходность организации определяется уровнем ее конкурентоспособности.

Конкурентное преимущество является системообразующим элементом стратегии; оно формируется множеством других элементов: товар, цена, издержки, рынок, инвестиции, информация и др. Деятельность организации в рамках выделенных элементов подвергается тщательному планированию, эффективность которого будет определяться достигнутым уровнем конкурентоспособности. Любая стратегия будь то ценовая, товарная, рыночная нацелена на достижение конкурентоспособности организации, зависит от эффективности использования ресурсов и уровня развития производственных возможностей, которые обеспечивают устойчивое превосходство в условиях неопределенности и быстрой изменчивости внешней среды [3].

К сожалению, стратегическое планирование не может предсказать будущее в полной мере. Картина будущего, которая им формируется, носит вероятностный характер. Таким образом, стратегическое планирование является симбиозом интуиции и искусства высшего руководства организации по постановке и достижению стратегических целей, которые опираются на разработки стратегических планов и владение конкретными методами предпланового анализа.

Стратегическое планирование можно рассматривать как динамическую совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, которые логически вытекают один из другого. В то же время, заметно существование устойчивой обратной связи и влияние каждого процесса на остальные [6].

Стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, вступающих в жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными корпорациями.

Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:

- определение миссии и целей организации;

- анализ и оценка внешней среды;

- анализ и оценка внутренней среды;

- анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии;

- реализация стратегии;

- оценка и контроль выполнения.

Далее рассмотрим каждый этап подробнее.

Определение миссии и целей организации. Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, которая выражает философию и смысл его существования.

Миссия - это основная цель организации. Обычно в ней уточняется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, например, в ней не должны отражаться финансовые проблемы. В миссии не должно быть указано получение прибыли как основная цель создания организации, несмотря на то, что получение прибыли является важнейшим фактором функционирования предприятия.

Цель - это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели стратегического планирования заключается в следующем:

- четкая ориентация на определенный интервал времени;

- конкретность и измеримость;

- непротиворечивость и согласованность с другими миссиями и ресурсами;

- адресность и контролируемость [5].

Исходя из миссии и целей существования организации строятся стратегии развития и определяется политика организации.

Стратегический анализ или «портфельный анализ» является основным элементом стратегического планирования. Основным методом анализа является построение двухмерных матриц, с помощью которых происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.

Существует три подхода к формированию матриц:

Табличный подход, при котором значения изменяющихся параметров возрастают по мере удаления от графы наименования этих параметров. При этом анализ портфеля ведется от левого верхнего угла к правому нижнему.

Координатный подход, при котором значения изменяемых параметров возрастают по мере отдаления от точки пересечения координат. Анализ портфеля здесь ведется от левого нижнего угла к правому верхнему.

Логический поход, при котором анализ портфеля ведется от правого нижнего угла к левому верхнему [2].

Анализ окружающей среды необходим при осуществлении стратегического анализа, так как его результатом является получение информации, на основе которой делаются оценки относительно текущего положения предприятия на рынке.

Анализ и оценка внешней среды. Стратегический анализ требует четкого понятия того, на какой фазе развития находится предприятие. Для определения «текущего» положения и выявления условий дальнейшего функционирования и развития предприятия применяются методы стратегического анализа, которые позволяют системно проанализировать факторы внешней окружающей среды и ресурсного потенциала предприятия. Главная цель стратегического анализа заключается в информационном наполнении процедуры стратегического планирования и управления. Оценка этой информации позволяет эффективно провести процесс целеполагания и выбора стратегических альтернатив.

Поскольку данный процесс обеспечивает базу для выработки стратегии поведения, он считается исходным процессом стратегического планирования. Анализ среды предполагает исследование двух ее компонентов:

- внешней среды;

- непосредственного окружения [4].

Анализ внешней среды включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктуры.

Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.

Анализ и оценка внутренней среды раскрывает возможности и потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Так же он позволяет сформулировать миссию фирмы и лучше уяснить ее цели.

Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям: финансы фирмы; маркетинг; кадровый потенциал; производство; организационная культура и т.п.

Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии предполагает формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, который включает в себя количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ.

Перед компанией стоят четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих стратегий. Главная цель - выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Для этого руководители должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию

компании и ее будущего. Приверженность к конкретному выбору зачастую ограничивает будущую стратегию, поэтому решение должно подвергаться тщательному исследованию и оценке.

Реализация стратегии. Выполнение стратегического плана является критическим процессом, поскольку в случае успешного осуществления именно этот процесс приводит предприятие к успеху. Также бывает и наоборот: хорошо проработанный стратегический план может «провалиться», если не принять мер по его реализации.

Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии.

Основные составляющие успешного выполнения стратегии:

- необходимо донести до работников цели, стратегии и планы для того, чтобы достичь с их стороны понимания, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии;

- руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок;

- в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

Оценка и контроль стратегии. Оценка заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей? Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:

- соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;

- соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;

- приемлемость риска, заложенного в стратегии.

С помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка. Корректировка может касаться как целей предприятия, так и его стратегии.

После выбора стратегии и разработки последующего плана, руководство должно провести тщательную проверку структуры организации, чтобы выяснить, способствует ли стратегия достижению общеорганизационных целей [1].

Результатом работы по стратегическому планированию предприятия является формализованный документ, имеющий название «Стратегический план предприятия».

Таким образом, стратегическое планирование - это процесс разработки и реализации стратегии развития предприятия в будущем на

основе прогнозирования изменения параметров внешней среды, определения приоритетных направлений развития и методов эффективного использования стратегических ресурсов. Оно ориентирует на перемены и нововведения, их стимулирование, основано на действиях, опережающих изменения условий окружающей среды, предвосхищающих риски и улавливающих возможности ускорения развития предприятия.

Стратегическое планирование позволяет менеджменту понять текущую ситуацию, и использовать ее возможности для достижения стратегических целей организации. В мире быстрых перемен, в условиях перехода к новому технологическому укладу, стратегическое мышление становится основой успеха коммерческой организации. Отсутствие четкого плана и как следствие отставание в развитии компании по сравнению с конкурентами, может стать причиной потери конкурентоспособности и привести к существенным финансовым потерям для собственников предприятия.

Библиографический список

1. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие / Л.Е. Басовский. - М.: Инфра-М, 2016. - 289 с.

2. Виханский, О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. - М.: Инфра-М, 2015. - 315 с.

3. Костромин, В.Е. Стратегический анализ и финансовая модель предприятия: учебное пособие / В.Е. Костромин, Л.В. Кошелева. -Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2014. - 164 с.

4. Мандрик, А.А. Стратегическое планирование деятельности предприятия / А.А. Мандрик // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - № 11. - С. 1001-1005.

5. Петров, А.Н. Стратегический менеджмент / А.Н. Петров. - СПб.: Питер, 2015. - 368 с.

6. Пипко, Е.Г. Содержание планирования в системе стратегического управления / Е.Г. Пипко // Современное предпринимательство: социально-экономического измерение. - 2012. - №5. - С. 19-32.

Abstract: The article reveáis the concept of strategic planning, its relevance in the ^ present. The stages of the formation of a strategic plan.

; Keywords: strategic planning, strategy, management, analysis, external and ;; internal environment of the organization, mission.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.