ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ
DOI
УДК 338.24.(571.6)
С
В cmаmьe p
планаj методика стра.тегич.еского
над ф на nepuod с
oc^enbe . Хабаpoвcкoгo
u ^pp^^p^KU. np°eKmoe Шказана porn, экcnepmнoгo cooбщecmва,
onucанue
cmpаmeгuчecкoй wo^M^e^oü noMum^u.
The main
Territery for the period until W30 are
considered
method for reviewing and generalized. The role of the
o^eg^n^m^ des°npuon
tasks, and the
of the strategic evelopment of
of the
the article. The scenario of regional strategic development is organizations and. the f regional development. accumulated experience of m
system, the formation of a set of goals and icpolicy are given. The main objectives Territory for the period up to 2030 with the them and the methods of phased achievement of
indicators are described.
Ключ£выв слава: <
nupoeunue, p
» po3eum^, Хабаpoвcкuй ай, cmpаmeгuчecкoe i . cucmeMci.
Keywords:
development strategy, the
Territory,
planning,
Калашников Виктор
Пр
E-mail:
Рензин Олег
ских :
д-р экон. наук) заместитель
канд. экон. наук, за отделения
датель Общественного совета ] E-mail: [email protected]
Институт академии | края (г.
ф
зрмирования и системных методов в зации перспективного экономического развития имеет длительную и богатую историю. Для решения задач развития сложных _ л
необходимо было ис-
I созданию ориентиров в
ских польз
^ур
систем
метрических решении. В течение всего ХХ в. мировая наука и практика много занимались разрешением этих проблем, в результате чего были наработаны пакеты методов согласования решений. Среди них нашли место и системы жесткого директивного планирования советского типа, и мягкий «двухколейный» китаискии вариант управления в ли «рынко-плана», и индикативное лир°вание макроэкономики по-японски или по-французски.
Современная Россия не осталась в стороне от этого способа совершенствования управления экономическими процессами. В стране актуальность орга-
планирования в постсоциалистический период не только сохранилась, но и стала острее, поскольку попытка использования в рафинированном виде рьгаотгак регуляторов давала сбои. Для реализации нового управленческого подхода потребовалась разработка
^формироваНие достоверн^1х долГосроч
ных прогнозов, дающих возможности
для поддержания экономических пропорций в условиях рыночной
ции хозяйства.
стве. Она в идеале должна стать бразной лоцией, необходимой хозяйствующим структурам для выбора наиболее комфортного, безопасного и эффективного направления деятельности. Именно она способна дать для всех экономических агентов достоверную информацию не только о перспективах получения социально-экономических выигрышей, но и о возможных сложностях и рисках. Для этого
1редусматривает
ка шлейфа сопутствующих териалов и документов (инве
программ, локальных отраслевых ниципальных стратегий и т.д.).
Важное место в этом наборе гий должны занять региональн:
и
работки. В соответствии с нормами Федерального закона в законотворчество о сгратегическом планировании включились региональные органы власти. Региональный Закон Хабаровского края № 96 «О стратегическом планировании в Хабаровском крае» был принят в 2015 г., и на его основании были поэтапно осуществлены разработка, рассмотрение и широкое обсуждение проекта Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года и Плана мероприятий по ее реализации (далее - Стратегия, План).
Целью разработки Стратегии
является определение приор лей и задач долгосрочного развития
социально-региона. С
стратегий развития национального и
основу которой был положен Закон Российской Федерации № 172-ФЗ «О
в
Федерации» от 28.06.2014 г. Он
и
действий в сегменте перспективного планирования по всем уровням властна иерархии: в федеральных органвх управления, в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях.
Этим актом фактически была создана рабочая платформа для тонкой и дели-
идеологический, документ для зации процедуры целеполагания в
В
для формирования Плана. мероприятий по реализации Стратегии. Цель ботки Плана мероприятий - это мирование р^^рнутоге перечня
приоритетов, целей и задач, ных в
Алгоритм разработки стратегии включал несколько этапов.
В 2015 г. было принято распоряжение Правительства Хабаровского края о разработке Стратегии до 2030 г., на осно-
вании к°тор°го сформировалась рабочая группа, и затем стартовал процесс подготовки проекта Стратегии.
На условии тендерных закупок в качестве основного разработчика был отобран Институт экономических исследований Дальневосточного отделения
разделам, вошедшим в проект гии. Важным элементом
и
из вузов и отраслевых ских организаций, и отдельных
трения и
На этом этапе ные
Стратегии идей
гр
В результате проведенной тельной работы в декабре 2015 г. был подготовлен первый вариант Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края до 2030 г. Он был предоставлен широкому кругу сованных организаций и ,
в проект
и позиций с органами исполнительной власти края, с общественными советами и организациями.
В обсуждении и корректировке первого
варианта Стратегии Хабаровского края совместно с разработчиками приняли учасгае представители ¡закогодаге^-ной и исполнительной власти, все крупные бизнес-объединения, общественные
"Это былаЧ'чре:з]р]аЖ^но
важная и полезная совместная работа.
Необходимо особо отметить, что активное участие в этом процессе приняли исследовательские и экспертные организации не только из Хабаровского края и Дальнего Востока, но и из других регионов России.
Колоссальная шир°ких
шое значение имела активная ность средств ^^ассовой
Хабаровского края. Телевидение, радио, г-азеты проявили профессиональный интерес как к процессу разработки Огра-тегии, так и полученным результатам. Все это транслировалось на население, формировало общественное мнение. По оценкам специалистов, за многие годы реализации различных проектов ного развития в крае никогда не далось такой массовой активности и заинтересованности.
По результатам проведенных _
Фовано и передано
результатам дений было сформу разработчикам более 300 предложений, большая часть из которых получила в дальнейшем отражение в Стратегии.
Следующая итерация активного рассмотрения подготовленного и скорректированного документа состоялась в марте-апреле 2016 г. И вновь большое число обсуждений, дискуссий и заседаний, посвященных разработке Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края до 2030 г., вызвало ряд предложений и дополнений. Однако их поток и направленность имели уже более концентрированный вид, они в большей степени детал
Ф
[е в его.
и
в
слоев населения в нии долгосрочных перспектив развития Хабаровского края проявилась в формировании инициативных предложений от интернет-сообщества, отдельных общественных групп и рядовых граждан.
В этой конструктивной работе боль-
документ позиции, чем дополняли Всего на этом этапе было рассмотрено около 120 предложений, более половины из кетторьк были пришаны рац^а^-ными и использовались в дальнейшей работе над Стратегией.
В ре^льтаге такой целенаправленной нцентрированной работы
стерстве эконо^дического развития. ровского края был подготовлен ный проект документа о стратегическом развитии региона на период до 2030 г.
Он, с одной стороны, в полной мере отражал весь спектр рассмотренн^1х проблем и точек зрения на стратегическую перспективу развития территории и, с
другой ^г^ны соответствовал регламентным требованиям, определенным нормативно-правовыми актами по реализации законодательства о стратегическом планировании.
И снова в целях наиболее полного отражения общественного мнения, что в перспективе, несомненно, является одним из важнейших условий
ции рети
был
планов
шальтош развития
влен цикл консультаций и обсуждений с экспертным корпусом, с
ми советами, с Важным элементом этой итерации стало включение в подготовительную работу муниципальн^1х районов и городских
системах повлияли на фактически полученные хaрaктерисгики краевого развития. Однако это не означает, что предыдущий этап развития представляет со стратегических позиций исключительно исторический интерес. Наоборот, анализ социально-экономических процессов в Хабаровском крае за прошедшие гады в
ствии с законодательством о ском плаНироваНии включен^1 в процесс формирования перспективн^1х планов развития. Отметим, что на этой стадии, переданные предложения о доработке приняли фактически точеч-характер - их было всего около 25. Это иллюстрирует высокую ность итеративного подхода к товке таких документов, использование технологий учета общественного мнения, формирования зиций власти, бизнеса и
Большое значение в эффективной организации проведенной работ^1 имел опыт, накопленный в крае при ции более ранней версии го регионального плана - Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края до 2025 г., принятой постановлением Правительства края № 1-пр от 13.01.2009.
Предыдущая Стратегия была принята в 2009 г. в принципиально других - более благоприятн^1х - макроэкономических и геополитических условиях, те, в которых происходила ее ция. Разумеется, кризисные явления мировой и отечественной хозяйственных
чем
в
дал объективные предпосылки для выявления на территор™ з^ требуюших особого внимания (как в положительной области, так и в отрицательной). Их учет и использование в построении тивной региональной системы в I ности также было применено в лении целевых ориентиров развития на перспективу.
Так, опыт развития экономики Хабаровского края в 2008 - 2016 гг. позволил более точно оценить сформировавшийся в предыдущие годы потенциал развития региона его сравнительные преимущества. За этот период по ряду важных агрегированн^1х ха нального развития
рактеристик I
Хабаровский
показал опережающее развитие в нении со среднер
лями (таблица 1).
Очевидно, что мический тренд ленного
край
мировавшихся позитивных тенденций и превращение их в длительно щие устойчивость был важным том развития региона. Перенос этих задач в стратегический контекст являлся безусловным и очевидным.
Таблица 1
г., в %
Хабаровский край Российская Федерация
Валовой рнуи^алтпй.пдуг ' 105,4 102,9
Инд„езкзг,шленного 145,4 103,7
Грузооборот транспорта 235,6 104,9
Оборот розничной торговли 129,8 104,8
С другой стороны, в Хабаровском крае отчетливо стали ощущаться накопленные проблемы и просматриваться новые вызоБы, существование которых может существенно повлиять в перспективе на позиционирование края в российской экономике и создание в нем комфортных условий для жизни населения.
Ключевые вызовы для развития региона были связаны с социально-экономическими характерисшками
проживающего на его ления. Этот комплекс жившиеся в регионе не] также учитывались при фор
ситУации, то естественн^1й прирост на
селения будет существенно меньше современного.
Серьезные вызовы и проблемы ожидаются также в динамике трудовых ресурсов. Возрастная структура населения региона устойчиво изменяется в сторону понижения доли населения в трудоспособном возрасте (таблица 2), что вызывает необходимость обеспечения целенаправленного прироста трудового потенциала в крае.
Проведенные разработчиками си-
и
Ф
программных элементов
Стратегии - 2030.
в ней в
- 2016 гг. были заметны серьезные зитивные сдвиги. Так, ожидаемая г
возросла на 3 года и превысила 69 лет, а смертность снизилась на 9,7%, и
получило положительные значения.
Однако долгосрочный прогноз нельзя было назвать благоприятным.
ноае устойчиво сокращалась (с 355 тыс. чел в 2011 г. до 329 тыс.чел. в 2016 г.). По прогнозу, если этот тренд будет сои в перспективе, то к 2025 г.
до 304 тыс. чел. Это означает, что если не
развития и изучение возможных ] лений преодоления негативных ций позволили сформировать гию и направления преобразований, которые способны обеспечить прогресс социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 г., а также оценить ожидаемую результативность изменений.
При этом требуется специально оговорить необходимость использования сценарных вариантов стратегического развития края. Это связано, с одной стороны, с неопред условий развития: : экономических и бюджетных условий,
кгаъ^ктуры и с другой: стороны> локальных условий формирования и использования факторов роста и
С
развития Хабаровского края:
ных оценок.
Таблица 2
Возрастная структура населения Хабаровского края, в %
Моложе Старше
2011 (факт) 15,7 63,5 20,8
2016 (факт) 18,0 59,5 22,5
2025(прогноз) 17,9 55,5 26,6
Кроме того, в учет принималась возможность модификации стратегических параметров регионального развития при пересмотре сгрaгeгических документов национального уровня, значительная часть которых в настоящее время находится в активной стадии формирования различными ведомствами и группами экспертов.
В °гношeнии рассматриваем^1х антов составляющих национальной ( тегии (промышленной, энергетической, финансовой, внешнеторговой) следует ожидaгь возможн^1е макроэкономические флуктуации.
Однако в той части, которая касается региональной политики Российской Федерации на пeрспeктиву, позиции Дальнего Востока и его регионов могут рассматриваться как уверенно стабильные.
Этот факт получил отражение в фор-
вую оPиeнгиPовaнность национальных и по
2030 г. ■
тока, лиДирУющий в обла^сти взаимообус-
инновационной экономики,
Для достижения этой цели были
рованном виде включили ряд позиций. Во-первых, активное локальное
социальной среды и
высокого - качества жизни.
Во-вторых, постоянный рост рентоспособности экономики и
на основе новой индустр дернизации и р
онных секторов производства.
В-третьих, создание эффективной модели пространственной организации региона, обеспечивающей комфортные условия для жизни населения и мической деятельности всех ■ щих субъектов.
Разумеется, эти направления не тывают весь спектр возможных ний, однако по мнению большинства участвующих в разработке Стратегии экспертов, именно их реализация дает возможность для ных
Именно прирост
Востока для проживания населения; обеспечивать условия для ведения экономической деятельности за счет
ин ключевое место в мировых
Исходя из этой миссии, в
жизненных условий в Хабаровском крае.
Важнейшими из ■ рование в регионе
^до с^фeр^I, которая вкл^очает>
комплекса доступною : - поддержку семейных
ческого баланса в регионе;
- обеспечение населения ной и качественной медицинской помощью; реализацию в крае целевых
^ направленны пере^довой меДиЦины;
- переход образовательной системы к пятому тeхнол°гичeскому уровню ^^мац^ ф°рмировaниe в крае кадрового потенциала,
щего требованИЯМ иННовaци°I
развития экономики и общества;
приоритетной реализации здорового
1Г>
раза жизни, занятий спортом, в первую очередь, для детей и молодежи;
- формирование культурных кластеров дальневосточного и краевого значения, реализацию потенциала культурного развития населения;
- активизацию общественного самоуправления; системное привлечение общественных организаций, некоммерческого сектора, населения к управлению развитием края; поддержку проектов местного развития и местных инициатив.
Осуществление программы по реализации комплекса мероприятий в социальной сфере и достижение показателей в соответствии со Стратегией-2030 (таблица 3) позволит рассматривать Хабаров-
«В» «8»
ский край как привлекательный по жиз-
ненным условиям ареал как для людей, уже живущих и работающих в регионе, так и для потенциальных мигрантов.
Второе стратегическое направление долгосрочного развития Хабаровского края - усиление конкурентоспособности экономики.
Это, несомненно, решающий фактор в создании ресурсной базы перспективного развития экономической системы региона. При современной ограниченности ресурсов, характерной в целом для экономики России, а в особенности для регионов Дальнего Востока, именно обеспечение сравнительных преимуществ при осуществлении экономической деятельности является ключевой позицией в обеспечении предпосылок роста.
Таблица 3
Динамика социальных индикаторов развития Хабаровского края до 2030 г.
Показатель/ сценарий 2016 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г.
Численность населения (среднегодовая), тыс. чел.
Умеренный 1 335,6 1 339,7 1 345,5
Базовый 1 333,9 1 339,0 1 347,3 1 359,5
Целевой 1 364,5 1 464,5 1 600,0
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек
Умеренный 723,0 727,0 733,0
Базовый 720,0* 731,2 738,8 756,0
Целевой 735,5 807,3 840,0
Ввод в действие жилых домой, тыс. кв. м. общей площади
Умеренный 470,0 470,0 470,0
Базовый 366,2 490,0 570,0 635,0
Целевой 510,0 655,0 800,0
Реальные денежные доходы населения, в процентах
к 2015 г. к 2016 г.
Умеренный 102,8 116,3 128,4
Базовый 95,3 108,6 128,4 145,3
Целевой 110,1 134,8 156,2
Доля среднего класса, в процентах от общей численности населения
Умеренный 21,0 23,0 25,0
Базовый 18,5* 23,0 28,0 35,0
Целевой 25,0 35,0 40,0
^оценка
При этом следует иметь в виду, что су-
эту
С одной стороны, это конкурирующие на внутренних рынках факторов производства и товаров соседние с краем регионы с подобным уровнем
необходимо рассматривать
которые в обозримой перспективе ются альтернативными зонами
и
В настоящее время Хабаровский край обладает важным структурам преимуществом перед большинством субъектов Дальнего Востока. Его экономика может быть оценена как достаточно глубоко диверсифицированная. Не имея в составе явно выраженного как в моноотраслевых экономиках «локомотива роста», край в развитии опирается на относительно равномерно распределенные т отраслям производственные активы. Здесь присутствуют и ^^одто^сургаые огрaсли, и обрабатывающие производства, и сервисные службы - грaнсп°рт, г°рговля, по государственному управлению и циям с недвижимым имуществом (рис. 1).
Важной особенностью сти Хабаровского края является цедентно высокий для Дальнего Востока
(более 62%). Край исторически является центром развития в регионе отраслей,
котехнологичной продукции с высокой долей добавленной стоимости, включая предприятия °боронно-пр°мышлeнног° комплекса. Этот сектор является аккумулятором мощнейшего интеллектуального и научно-технического потенциала, который оказывает влияние на весь производственный комплекс региона.
Так, в 2014 г., согласно рейтингу вaциоНН°Го развития субъектов ской Федерации, подттовленш
и экономики знаний Национального ис-
шкдла экономикиуХабгргавский край вошел в десятку самых инновационно развитию субъектов Российской Федерации.
И в обозримой перспективе эта позиция с высокой вероятностью может быть сохранена. Хабаровский край является лидером в консолидации проектов в инновационной сфере. Здесь активно функционируют высокотехнологичные отрасли: авиастроение и судостроение, развивается важное стратегическое направление -цифровая экономика. Ежегодно проводится Дальневосточный конгресс инженеров в г. Комсомольске-на-Амуре, в рамках кон-Фесса Ссужаются вопросы высокотехнологичного промышленного производства, перспективы и условия ния инжиниринг°в°И отрасли Востока, продвижения кластерных атив и поддержки инновационного принимательства, развития непреры инновaционно-ориeнгировaнного нерного образования.
в 2015 г., в %
Учитывая эти позиции, можно утверждать, что для дальнейшего повышения конкурентоспособности экономики в Хабаровском крае имеются серьезные предпосылки.
С одной стороны, это благоприятные природно-географические условия. Для краевой экономики достаточно уверенно на долгосрочный период прогнозируется развитие отраслей традиционного природно-ресурсного сектора и устойчивое эффективное использование транспортно-транзитного потенциала.
С другой стороны, сформировавшиеся позитивные тенденции усиления высоко-
технологичных сегментов промышленной структуры; потенциал реализации проектов новой индустриализации на основе формирования кластеров, кооперации крупных высокотехнологичных предприятий с сетью небольших инновационных компаний.
Реализация этих предпосылок позволит сформировать эффективный производственный сектор, функционирование которого базируется на ключевых комплексах-драйверах роста, к которым относятся, в том числе, новые наукоемкие виды деятельности, основанные на эффективной конкуренции и гибкой предпринимательской среде (таблица 4).
Таблица 4
Динамика экономических индикаторов развития Хабаровского края до 2030 г.
Показатель/ сценарий 2016 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г.
Индекс физического объема валового регионального продукта, в процентах в сопоставимых ценах
к 2015 г. к 2016 г.
Умеренный 107,1 111,3 118,7
Базовый 101,2* 112,3 124,0 139,5
Целевой 115,5 143,0 183,6 Удельный вес инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте, в процентах
Умеренный 18,5 19,0 20,0
Базовый 19,0* 19,0 21,0 24,0
Целевой 22,2 25,9 31,0
Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте, в процентах
Умеренный 19,0 23,0 26,0
Базовый 19,2* 22,0 26,0 30,0
Целевой 25,5 30,0 35,0 Индекс промышленного производства, в процентах
Кгоду5 К 2016 году
Умеренный 109,8 113,8 120,6
Базовый 102,4 116,1 131,1 150,9
Целевой 118,1 146,9 190,4 Грузооборот транспорта, в процентах
Кгоду5 К 2016 году
Умеренный 106,7 109,7 113,4
Базовый 108,3 115,3 125,1 134,0
Целевой 118,7 140,8 155,4
*оценка
Важное место в перспективной трансформации экономической системы Хабаровского края имеет третье направление - эффективная пространственная ор-г^таац^ создание комфортног° пространства для жизни и деятельности.
Основой для разработки пространственной модели Стратегического плана явилась концепция синтеза ски соподчиненных ного, национального, регионального и локальных подпространств, ная в Институте экономических дований ДВО РАН на базе классических теорий пространственной экономики.
Пространственная декомпозиция гене-
организации
территориальное сов формирую^их пeрспeкгивную
комплексов; обрабатывающей С другой стороны,
Хабаровского края (рисунок лены три полюса роста: амурский и Южно-Охотский, в которых формируются пять ключевых центров пространственного развития края:
- Хабаровская агломерация;
- Агломерация «Комсомольск-на-Амуре - Амурск - Солнечный»;
Гавань»;
- Николаевский центр развития;
- Верхнебуреинский центр развития.
В рамках такой модели пространственного развития достигается ряд целей. Во-первых, обеспечена сбалансированием полюсов (центров) территориально-просгрaнсгвeнного развития с отраслевыми факторами экономического роста края. Во-вторых, обеспечена связанность пространства, которая выражена в высоких показателях качества транспортно-коммуникационной системы. В-третьих, сфоPмиPовam инфрaсгрукгурныИ гарга^ реализующий мульгипликaTивныИ потенциал и взаимодействие центров развития.
Рис. 2. Приоритетные пространственной, тциальт-
Хабаровского края
муниципальных программ и проектов. Срок реализации Стратегии,
13 лет (2018 - 2030 гг.), лен на три качественно различных этапа.
Первый этап (2018 - 2020 гг.). сматривает выход
края на новое качество
стандартизации разр министративных процедур в
террт°рии низмов
и
края,
развертывания : инвестиций в
комплексе, се, авиа-, судостроении, переработке грузов, в черной и цветной метaллуpгии, ры-бохозяйственном комплексе).
Качество институтов социальной сфе-доступность услуг общественной ин-будут повышаться. Ин-
сРеДнего пРоф
ния г. Комсомольска-на-Амуре. Будут усилены и расширены
ственные программы края по
и
обеспечат прирост населения. ся качество и
одяовременно она определяет ленность тактических решений, рые будет принимать каждый из
о выборе путей
кэао
концентрироваться на пяти центрах э1 номического развития края, в которых ( : особые 1
ния и _
На втором этапе (2021 - 2025 гг.)
предусматривается наращивание экономического и бюджетного эффектов от вложенных инвестиций в проекты, особенно на площадках мерации агл°мерации на-Амуре - Амурск - Солнечный, за счет отдачи транспортно-логистических комплексов в портах Ванино и Советская Гавань. Научно-технологический и
ТТПАТЮТЗП ЯГ'ТПЙ'П'ТТА-Т'Й'УТТА А ПТТТиРГЧ^ТТТТ ТТ/Л—
1 йспш 1 слпили! ни
тенциал военного, гражданского авиа-,
будет кластеризован на
центров прикладн^1х компетенций, специализированн^1х средних и малых ^е^рЕята^ учреждений высшего и
References:
«О
v //
PLyus». URL:
и
в крае.
На третьем этапе (2026 - 2030 гг.) будет обеспечиваться формирование в крае центров высоких технологий ного уровня - aвиaстpоения, ния и судоремонта; химической промышленности. факторами роста станут торговля с азиатскими лирование инноваций, вых
2.
/www.consuttant.ru/ Habarovskogo kraya o
1ространств« Формирование нальной и комфо
новой
sistema »Konsultat Plyus». URL,:
i/online.cgi?reg=doc&bt
P
социально