Научная статья на тему 'Стратегическое планирование социально-экономического территориального развития на примере Северо-Кавказского федерального округа'

Стратегическое планирование социально-экономического территориального развития на примере Северо-Кавказского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT / SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT STRATEGY / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беслекоева М.З.

В статье проводится анализ стратегий социально-экономического территориального развития на примере Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование социально-экономического территориального развития на примере Северо-Кавказского федерального округа»

Беслекоева М.З. ©

Аспирант, кафедра международных экономических отношений,

ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича

Хетагурова»

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО

ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Аннотация

В статье проводится анализ стратегий социально-экономического территориального развития на примере Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года.

Ключевые слова: Северо-Кавказский федеральный округ, стратегия социально-экономического развития, региональная экономика.

Keywords: The North Caucasus Federal District, socioeconomic development strategy, regional economy.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации она является федеративным государством. Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития осуществляется на федеральном уровне государственной власти. Обширная территория, занимаемая Российской Федерацией (далее - РФ), большое количество субъектов Российской Федерации, разнообразные природные условия в разных частях страны предполагают необходимость анализа и планирования экономической ситуации в отдельных регионах и группах регионов. Эта необходимость имеет еще более актуальный характер по причине этнической, социально-экономической, культурной неоднородности регионов России. Таким образом, анализ, разработка и реализация экономической политики в масштабах всей страны невозможны без учета социально-экономической ситуации и ее динамики в каждом субъекте.

Региональное планирование в Российской Федерации существует с 1992 года. Фактически указанная деятельность осуществляется федеральными органами государственной власти на протяжении всего периода реального осуществления принципа федерализма в нашей стране. С 1994 года начали появляться федеральные программы развития отдельных регионов. В настоящее время такое планирование осуществляется, как правило, в отношении групп субъектов Российской Федерации, объединенных по территориальному признаку. Планирование осуществляется в форме стратегий, прогнозов, концепций и т. д., составляемых министерствами и утверждаемыми актами Правительства Российской Федерации Данные документы обычно содержат обзор текущего социально-экономического положения, основные проблемы, пути их решения, прогнозы и сценарии развития. Примерами актов, в которых содержится анализ текущей социально-экономической ситуации в группе субъектов РФ, предполагаемые сценарии ее развития, являются Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2009 года № 2094-р, Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 5 июля 2010 года № 1120-р, Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 6 сентября 2010 года № 1485-р (далее - Стратегия).

©© Беслекоева М.З., 2014 г.

В данной статье рассматривается стратегия социально-экономического развития СевероКавказского федерального округа (далее - СКФО).

В состав Северо-Кавказского федерального округа входят следующие субъекты РФ: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Ставропольский край и Чеченская Республика. В настоящее время в этом федеральном округе социальноэкономическая ситуация является одной из самых тяжелых в стране. Так, регионы, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, отстают по целому ряду ключевых

социально-экономических показателей, в том числе: ВРП на душу населения, уровень занятости населения, среднемесячная заработная плата, производительность труда. Кроме того, бюджеты большинства субъектов СКФО являются высокодотационными, демонстрируя отрицательную динамику бюджетной обеспеченности.

Вместе с тем, существует целый ряд проблем, связанных со сложной криминогенной обстановкой и напряженной этнополитической ситуацией.

Таким образом, представляется интересным рассмотреть проблему стратегического планирования социально-экономического развития территории со сложными социальноэкономическими условиями в целях наиболее полного понимания аспектов рассматриваемой темы.

Северо-Кавказский федеральный округ занимает около 1% территории России, на его долю приходится 6,7% населения страны.[4,8]. Несмотря на это, вклад субъектов РФ, входящих в состав СКФО, в общероссийские показатели ВВП, промышленного производства, сельскохозяйственного производства остается низким на протяжении последних десяти лет.

Таблица 1

Территориальная структура ВВП России в 2000-2011 гг. (в фактических ценах, %) [4;3]

2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Центральный федеральный округ 32,0 34,8 35,4 36,5 37,4 35,6 35,7 36,2

Северо- Западный федеральный округ 10,1 10,0 9,8 9,9 10,0 10,7 10,4 10,1

Приволжский федеральный округ 18,0 15,5 15,6 15,5 15,7 15,4 15,1 15,4

Уральский федеральный округ 15,1 17,1 16,5 15,1 14,2 13,6 13,6 13,4

Сибирский федеральный округ 11,9 10,8 10,9 10,7 10,2 10,6 10,9 10,8

Дальневосточны й федеральный округ 5,4 4,6 4,4 4,6 4,5 5,4 5,6 5,6

Южный федеральный округ 5,7 5,2 5,3 5,6 5,9 6,2 6,1 6,3

Северо- Кавказский федеральный округ 1,8 2,0 2,0 2,0 2,1 2,5 2,4 2,3

Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Как видно из таблицы в период с 2000 по 2011 гг. на долю СКФО приходится около 2% ВВП России, что является наименьшим показателем среди всех федеральных округов. Территориальное распределение промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции свидетельствует о важной роли региона в производстве сельскохозяйственной продукции и несущественном вкладе в производство промышленной продукции (см. таблицу 2).

Таблица 2

Доля СКФО в производстве промышленной и сельскохозяйственной продукции в 2000-2011 гг. ______________________________(в фактических ценах, %) [8] ____________________________

2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Промышленное производство 1,2 1,1 1 1 1 1,2 1,1 1,1

Сельское хозяйство 5,6 7,5 7,5 7,7 7,1 7 8,1 нет данных

Структура ВРП региона значительно отличается от общероссийской. Так, на долю сельского хозяйства приходится 14,7% ВРП, в целом по РФ - 4,7% ВВП. Суммарная доля таких видов деятельности как: государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг превышает 20%, в среднем по РФ - 12,7%. Доля обрабатывающих производств составляет 9,2%, общероссийский показатель - 18%, доля работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» - 13%, что почти вдвое превышает среднероссийский показатель. [8]

ВРП на душу населения в СКФО в 2011 году составил 112491 рубль, среднероссийский показатель - 316626 рублей. [8] Абсолютный показатель ВРП на душу населения - самый низкий в России.

В СКФО наблюдается самый высокий уровень безработицы среди федеральных округов РФ. Несмотря на положительную динамику (снижение с 20,4% в 2000 г., до 13,1% в 2012 г.), в ряде субъектов уровень безработицы остается крайне высоким. Так, в Чеченской Республике и Республике Ингушетия уровень безработицы в 2012 году достигал 29,8% и 47,7% соответственно (см. таблицу 3). По-прежнему актуальными остаются проблемы скрытой безработицы и теневой занятости.

Таблица 3

Уровень безработицы населения по субъектам Российской Федерации в 2000-2012 гг., % [8]

200 0 2005 200 6 200 7 200 8 200 9 2010 201 1 2012

Российская Федерация 10,6 7,1 7,1 6,0 6,2 8,3 7,3 6,5 5,5

Центральный федеральный округ 7,8 4,3 4,0 3,1 3,6 5,8 4,6 4,1 3,1

Северо-Западный федеральный округ 9,6 5,4 4,9 4,1 5,0 6,9 5,9 5,1 4,0

Южный федеральный округ 12,9 8,4 8,2 7,0 6,4 8,6 7,6 7,0 6,2

Северо-Кавказский федеральный округ 20,4 17,1 22,6 19,2 15,7 16,0 16,5 14,5 13,1

Республика Дагестан 26,5 22,1 22,1 20,2 13,2 13,2 14,8 12,7 11,7

Республика Ингушетия 30,3 63,1 57,8 46,6 53,3 53,2 49,7 48,1 47,7

Кабардино-Балкарская Республика 16,9 23,9 20,8 18,0 17,8 14,6 12,7 10,5 8,9

Карачаево-Черкесская Республика 21,5 13,8 19,2 18,1 15,9 12,0 10,3 9,8 8,9

Республика Северная Осетия-Алания 28,5 8,8 8,3 9,8 9,8 10,4 9,7 8,3 7,9

Чеченская Республика 67,7 52,5 36,0 35,0 43,3 37,3 29,8

Ставропольский край 13,9 6,9 8,8 6,5 7,9 8,7 6,9 6,0 5,4

Приволжский федеральный округ 9,8 7,4 6,5 6,1 6,2 8,6 7,6 6,5 5,3

Уральский федеральный округ 10,1 6,7 6,8 4,9 5,5 8,1 8,0 6,8 6,0

Сибирский федеральный округ 12,8 9,3 8,7 7,6 8,3 10,5 8,7 8,1 7,1

Дальневосточный федеральный округ 12,6 7,9 7,4 6,6 7,7 9,2 8,6 7,4 6,7

Таким образом, в настоящее время для регионов СКФО характерен низкий уровень социально-экономического развития. Регион занимает последнее место в стране по ряду важных показателей.

На основании, в том числе и приведенной в данной статье статистической информации, компетентными органами государственной власти была дана оценка текущего положения дел в СКФО. Данная оценка нашла свое отражение в следующих документах: Прогнозе

долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года и Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года.

Одной из причин отставания региона является отсутствие масштабных запасов природных ресурсов, что не позволяет обеспечить экономический рост за счет доходов от традиционной для страны продажи энергоресурсов и продукции металлургической промышленности. Промышленное производство развито относительно слабо. Большинству субъектов СКФО не удалось сохранить производство на предприятиях, построенных в советское время. Наиболее развитым промышленным субъектом Российской Федерации в этом федеральном округе является Ставропольский край.

Традиционная сельскохозяйственная ориентация предопределяет низкий уровень урбанизации населения (на 1 января 2010 г. доля сельского населения составляла 51,1%). [5,6] Сельские территории имеют слабо развитую транспортную инфраструктуру, что затрудняет их связь с городами.

Помимо этого, на территории округа нет крупных городов, которые могли бы взять на себя роль центров развития, таких как Москва в Центральном федеральном округе или Санкт-Петербург в Северо-Западном федеральном округе. Имеют место также относительно низкий уровень квалификации рабочей силы, неэффективное управление на региональном и муниципальном уровнях, негативный имидж региона в России и мире. Военные действия, напряженные этническая и криминогенная обстановка, помимо прочего, вызвали отток русского населения из республик СКФО, что еще больше усугубило ситуацию в регионе. [5,5]

В настоящее время регион все больше зависит от поступлений из федерального бюджета.

Отличительной особенностью СКФО является благоприятная демографическая ситуация. В регионе наблюдаются высокие показатели естественного прироста населения. По показателям рождаемости Северо-Кавказский федеральный округ занимает 1-е место в стране, по смертности - последнее.

Таким образом, очевидна необходимость принятия мер, направленных на улучшение социально-экономической ситуации в регионе с учетом сложившегося положения.

В целях улучшения сложившейся ситуации планирующие органы предлагают сделать упор на развитии ряда ключевых отраслей.

В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года и Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года отмечаются благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, развития отдельных видов добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также реализации транзитных функций.

Предлагается особое внимание уделить развитию туристической отрасли, так как округ располагает подходящими природно-климатическими условиями для развития туризма. Согласно Стратегии в субъектах Российской Федерации, входящих в состав СКФО, в настоящее время развиваются лечебно-оздоровительный, горнолыжный, спортивный (экстремальный), деловой, экологический, культурно-познавательный, паломнический, сельский,

специализированный (археологический, конный, спелеологический, этнографический) туризм,

организуются охотничьи и рыболовные туры. Для региона Кавказские Минеральные Воды лечебно-оздоровительный туризм является специализированным направлением.

На территории Северо-Кавказского федерального округа расположены горнолыжные курорты: в Карачаево-Черкесской Республике - Домбай, в Кабардино-Балкарской Республике -Приэльбрусье, в Республике Северная Осетия - Алания - Цей.

Тем не менее, в настоящее время, согласно статистическим данным, туристическая отрасль не играет большой роли в экономике региона. На долю туризма в ВРП приходится около 2%. Данный факт объясняется как небольшим объемом туристического потока, так и высокой долей теневого сектора. Доля иностранных туристов ниже среднероссийского уровня.

Для развития туристической отрасли необходим большой объем инвестиций.

Согласно Стратегии развитие туристического комплекса Северо-Кавказского

федерального округа сдерживается отсутствием качественной туристской инфраструктуры и невысоким уровнем сервиса, неразвитостью транспортной сети, негативным имиджем СевероКавказского федерального округа, недостаточным уровнем обеспечения безопасности.

В результате же реализации Стратегии предполагается, что Северо-Кавказский федеральный округ будет являться ведущим центром лечебно-оздоровительного и горнолыжного туризма в России и государствах - участниках СНГ.

Предполагается строительство большого количества объектов с привлечением частного капитала. Целями государственно-частного партнерства являются: создание современной туристической инфраструктуры; улучшение имиджа и организация активного продвижения туристического потенциала; повышение транспортной доступности перспективных туристических центров; обеспечение высокого уровня безопасности для туристов; развитие кадрового потенциала; поддержка малого и среднего предпринимательства в туризме; обеспечение эффективной охраны и восстановления туристических и культурных ресурсов.

Туристическая отрасль должна стать одним из локомотивов экономического роста региона.

Еще одним приоритетным направлением развития является агропромышленный комплекс. Согласно Стратегии регион может занять позицию ведущего поставщика мяса, шерсти, винограда, вин, минеральной воды и зерновых в Российской Федерации. Перспективными также являются производство экологически чистой продовольственной продукции, племенных животных и семян, увеличение глубины переработки

сельскохозяйственного сырья.

Также выделяются следующие приоритетные отрасли:

- производство строительных материалов;

- легкая промышленность (обработка шерсти, производство тканей, швейное производство, обувь, кожаные изделия, меховые изделия);

- химическая промышленность;

- металлургия (рафинированные металлы и первичные продукты из них, металлические строительные конструкции);

- добыча минералов и руд (добыча и производство концентратов цветных металлов, добыча и производство медно-цинковых металлов, добыча минерального сырья для строительства);

- топливная промышленность (добыча и переработка сырой нефти).

В зависимости от того, насколько успешной станет реализация намеченных направлений для региона предусмотрено 3 сценария развития: инерционный, базовый и оптимальный. Инерционный сценарий предполагает сохранение текущих тенденций. Будут выполнены все действующие в настоящее время федеральные целевые программы, а также создана особая экономическая зона туристического типа в Ставропольском крае. При этом не будут осуществляться новые долгосрочные приоритетные проекты и программы; технологическая конкурентоспособность обрабатывающих производств будет снижаться при сохраняющихся неблагоприятных условиях делового климата для всех типов предприятий, а также неизменном опережающем росте импорта. В сельском хозяйстве и сырьевых отраслях не произойдет

технического перевооружения и реструктуризации. Указанные отрасли не смогут обеспечить темпов экономического роста более высоких, чем в среднем по Российской Федерации.

В соответствии с базовым сценарием предполагается приоритет развития агропромышленного, металлургического и топливно-энергетического комплексов, а также развитие смежных с ними отраслей экономики, таких как: химическая и

нефтеперерабатывающая промышленность, машиностроение. Туристическая отрасль будет активно развиваться только в Ставропольском крае. Особое внимание будет уделено привлечению в регион крупных корпораций, строительству объектов инфраструктуры с преобладающим государственным участием.

Реализация оптимального сценария предполагает полную реализацию целей и мероприятий, заявленных в Стратегии, а именно: динамичное развитие туристической отрасли во всех субъектах СКФО, существенное улучшение инвестиционного климата, опережающее развитие транспортной системы Северо-Кавказского федерального округа, отвечающей потребностям экономики и населения на качественные транспортные услуги и инфраструктуру, модернизацию социальной инфраструктуры, стабилизацию общественно-политической и межэтнической ситуации.

Таблица 4

Динамика основных социально-экономических показателей в соответствии со сценариями развития СКФО на период с 2008 по 2025 гг. [3,55-61]

Инерционный Базовый Оптимальный

Темп роста ВРП 5,7% 6,7% 7,7% (2010-2025)

Темп роста промышленного производства 7,3% 8,7% (2010-2025) 10,1% (2010-2025)

ВРП на душу населения Рост с 79 до 133 тыс. руб. Рост с 79 до 172 тыс .руб. Рост с 79 до 219 тыс .руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среднемесячная заработная плата Рост с 9,6 до 14 тыс.руб. Рост с 9,6 до 18,6 тыс .руб. Рост с 9,6 до 23,8 тыс .руб.

Уровень безработицы Снижение с 16% до 14% Снижение с 16% до 9% Снижение с 16% до 5%

Доходы консолидированного бюджета на душу населения Рост с 5,1 до 14,6 тыс.руб. Рост с 5,1 до 17,5 тыс .руб. Рост с 5,1 до 20,4 тыс .руб.

На основании изложенного, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, документы стратегического планирования на сегодняшний день носят скорее декларативный характер. Они не содержат юридических норм, возлагающих правовые обязанности на кого бы то ни было. Очевидна необходимость принятия нормативно-правовых актов на федеральном и региональном уровнях, а также на уровне муниципальных образований, направленных на реализацию положений указанных документов.

Во-вторых, документы стратегического планирования не охватывают все аспекты социально-экономической жизни на соответствующих территориях. Так, например, в Стратегии не затрагивается одна из ключевых проблем Северо-Кавказского федерального округа - сложная криминогенная и этнополитическая обстановка, а также систематические сбои в обеспечении правопорядка правоохранительными органами. Стоит отметить, что данная проблема на сегодняшний день остро стоит на всей территории Российской Федерации, а в СевероКавказском федеральном округе это проявляется особенно отчетливо. Без обеспечения физической безопасности граждан, их имущества, а также равенства в правах и свободах в сфере экономической деятельности всех субъектов указанной деятельности, невозможен

сколько-нибудь заметный рост экономики и качества жизни на соответствующей территории.

В-третьих, нельзя не отметить слишком оптимистичные, по мнению автора, оценки перспектив развития. Так, согласно Стратегии, даже в случае самого неблагоприятного развития событий в регионе, рост ВРП составит 5,7%, рост промышленного производства - 7,3%, в то время как в настоящее время наблюдается стагнация экономики Российской Федерации в целом. Эта тенденция прослеживается и в других документах стратегического планирования, относящимся к другим территориям. Так, например, Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года предполагает увеличение душевого валового регионального продукта на человека на 60% за 12 лет, а в Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 года заложен прогноз роста промышленного производства 6-8% в год.

Таким образом, ценность документов стратегического планирования социальноэкономического развития на отдельных территориях состоит в том, что в них формулируются взгляды государства на текущую ситуацию на соответствующей территории, а также указываются цели в сфере социально-экономического развития региона, декларируется стремление к достижению этих целей. Вместе с тем, принятие указанных документов является только первым шагом на пути государственного воздействия на социально-экономическую ситуацию в федеральных округах, не имеющих практической ценности без дальнейших действий, направленных на улучшение сложившегося положения.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9. -Ст. 851

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Минэкономразвития РФ http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ strategicPlanning/concept

3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Минэкономразвития РФ http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/ mer/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06

4. Статистический бюллетень «Социально-экономическое положение федеральных округов»; Федеральная служба государственной статистики; Москва; 2014. http://www.gks.ru/

5. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/econreg/investproject/doc20100906_004

6. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, http://www.minregion.ru/pages/346?locale=ru

7. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, http://www.sibfo.ru/ strategia/strdoc .php

8. Центральная база статистических данных Федеральной служба государственной статистики, http://cbsd.gks.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.