Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / БИЗНЕС-ПЛАН / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буравцев И.И.

В статье описывается подход к разработке стратегического планирования в сельскохозяйственных предприятиях. Отмечается, что стратегия зависит от определения конкурентного преимущества, от развития ресурсов и производственных возможностей, которые обеспечивают устойчивое превосходство в этом изменчивом мире. В условиях рыночных отношений любая организационная форма производства должна планировать свою деятельность. В результате непродуманной и неэффективной политики в аграрной сфере за годы рыночных преобразований многие сельскохозяйственные предприятия находятся в кризисном состоянии. В заключении рекомендуется разрабатывать бизнес планы на предприятиях, что поможет им решить следующие основные задачи: определить конкретное направление деятельности фирмы, стратегии и тактики их достижения, оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей.The article describes the approach to the development of strategic planning in agricultural enterprises. It is noted that the strategy depends on the definition of the competitive advantages from the development of resources and production capabilities that provide sustainable advantage in this changing world. In conditions of market relations, any organizational form of production must plan their activities. As a result of ill-conceived and ineffective policy in the agricultural sector during the years of market reforms, many farms are in crisis. In conclusion, it is encouraged to develop business plans for enterprises to help them achieve the following main objectives: to determine the specific activity of the company, the strategy and tactics to achieve them, to evaluate the material and financial situation of the company and compliance with financial and material resources to achieving the goals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

как быстро новинка будет распространяться). Для прогнозирования продаж ключевой является также оценка способности раскрыть скрытые и пассивные потребности.

Использованные источники: 1. Бородай В.А. «Социально-институциональный анализ социетальной сферы торговли в современном обществе»., автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук / Новочеркасск, 2009.

Буравцев И.И. студент 4 курса факультет «Гуманитарно-педагогический» ФГБОУВО РГАУ-МСХА им К.А. Тимирязева

Россия, г. Москва СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В статье описывается подход к разработке стратегического планирования в сельскохозяйственных предприятиях. Отмечается, что стратегия зависит от определения конкурентного преимущества, от развития ресурсов и производственных возможностей, которые обеспечивают устойчивое превосходство в этом изменчивом мире. В условиях рыночных отношений любая организационная форма производства должна планировать свою деятельность. В результате непродуманной и неэффективной политики в аграрной сфере за годы рыночных преобразований многие сельскохозяйственные предприятия находятся в кризисном состоянии. В заключении рекомендуется разрабатывать бизнес планы на предприятиях, что поможет им решить следующие основные задачи: определить конкретное направление деятельности фирмы, стратегии и тактики их достижения, оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей.

Ключевые слова: стратегическое планирование, планирование, сельскохозяйственное предприятие, бизнес-план, рыночная экономика, агропромышленный комплекс (АПК).

The article describes the approach to the development of strategic planning in agricultural enterprises. It is noted that the strategy depends on the definition of the competitive advantages from the development of resources and production capabilities that provide sustainable advantage in this changing world. In conditions of market relations, any organizational form of production must plan their activities. As a result of ill-conceived and ineffective policy in the agricultural sector during the years of market reforms, many farms are in crisis. In conclusion, it is encouraged to develop business plans for enterprises to help them achieve the following main objectives: to determine the specific activity of the company, the strategy and tactics to achieve them, to evaluate the material and

financial situation of the company and compliance with financial and material resources to achieving the goals.

Key words: strategic planning, planning, agricultural enterprise, business plan, market economy, agro-industrial complex (AIC).

В сельскохозяйственных предприятиях развитие рационального и стратегического планирования не наблюдается. В связи с этим для предприятий важным аспектом является стратегическое планирование, оно позволит уточнять и оптимизировать общегосударственные прогнозы и программы по регулированию сельскохозяйственного производства [3]. Процесс стратегического планирования может стать инструментом, помогающим обеспечить базу для успешного управления предприятием.

Применение планирования на предприятиях создает следующие важнейшие преимущества: увеличивает возможности в обеспечении предприятия необходимой информацией; способствует более рациональному использованию ресурсов; проясняет возникающие проблемы и риски; улучшает координацию действий и контроль в организации.

В условиях рыночных отношений любая организационная форма производства должна планировать свою деятельность, в противном случае она становится объектом чужого планирования [6]. Известно, что в условиях рыночной среды главным регуляторам экономических отношений является цена, т. е. действуют законы спроса и предложения, сильное влияние оказывают факторы внешней среды, внешней деятельности предприятия, региона .

Отсюда внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых, стратегических решений. Успех предпринимательской деятельности организации (предприятий, фирм, компаний) предполагается в первую очередь тем, насколько тщательно продуманы и определены цели бизнеса и средства их достижения [2]. Не случайно планирование считается одной из ключевых функций экономики. Похожая статья: Стратегическое планирование в муниципальном образовании/

В зависимости от направленности различают три вида планирования:

стратегическое, или перспективное;

среднесрочное;

тактическое или текущее (бюджетное) [1].

Стратегическое планирование заключается в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются новые возможности фирмы, например: расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное изменение профиля. Стратегическое планирование можно рассмотреть как совокупность шести взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого, в то же время

существует устойчивая связь и влияние каждого процесса на остальные.

Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах [4]. Поэтому рассматрвиая проблема является актуальной и соответствует современным требованиям рыночной экономики.

Производственная деятельность в сельскохозяйственном производстве характеризуется общей неустойчивостью, несбалансированностью и низкой эффективностью. Принципы, формы и методы функционирования должны коренным образом меняться; В результате непродуманной и неэффективной политики в аграрной сфере за годы рыночных преобразований многие сельскохозяйственные предприятия находятся в кризисном состоянии, при этом это затронуло не только объем и ассортимент, но качество производимой продукции.

Выход из экономического кризиса и возрождение отечественного АПК требует высокого уровня организации и управления. Это может обеспечить только стратегическое планирование, приспособленное к условиям рыночной экономики, консолидирующие производственные, социальные и субъективно-личностные факторы, направленные на достижение оптимального сочетания творческого потенциала с современной технологией и человеческими ресурсами.

Основным составляющим стратегического плана предприятий и организаций на краткосрочную перспективу является бизнес-план. Бизнес-план входит в практику рационального агропромышленного предпринимательства как инструмент стратегического планирования и как необходимая документация для ведения деловых переговоров с инвесторами, кредиторами, а также государственных и управляющих органов.

Методологически бизнес план можно охарактеризовать как краткое, точное, доступное понятие описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения, что особенно важно для неплатежеспособных предприятий АПК [5].

Целью разработки бизнес-плана является поиск инвесторов, стратегическое представление перспективы развития предпринимательства. Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи: определить конкретное направление деятельности фирмы, сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения, определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии, оценить соответствие кадров и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей, оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей.

В этой связи бизнес-план может рассматриваться как индикатор степени достижения успеха. Бизнес-план является документом, позволяющим определить направление действий и управлять предприятием. В этом аспекте бизнес-план является неотъемлемым элементом стратегического планирования и руководство для исполнения и контроля. В бизнес-плане цели и задачи переводятся в язык цифр, благодаря чему можно сравнивать свои прогнозы с реальными результатами, что помогает обеспечить контроль.

Использованные источники:

1. Вайс, Е.С. и др. Васильцова В.М., Вайс Т.А., Васильцов В.С. Планирование на предприятии (организации) / Е.С. Вайс, В.М. Васильцова, Т.А. Вайс, В.С. Васильцов. - 5-е изд., стер - М.: КНОРУС, 2012. - 336 с.

2. Жирнов, А.В. Оценка эффективности планирования деятельности районных агропромышленных объединений в современных условиях (на примере Пензенской области) / А.В. Жирнов // Вестн. ФГОУ ВПО МГАУ им. В.П. Горячкина. - Вып. № 5 (15). - 2005. - С. 110-113.

3. Жирнов, А.В. Проблемы и пути совершенствования планирования деятельности сельскохозяйственных предприятий Пензенской области / А.В. Жирнов // Материалы Международной научно-практической конференции «Роль молодых ученых в реализации национального проекта "Развитие АПК"» - Москва. - 2007. - С. 57-65.

4. Жирнов, А.В. Развитие системы планирования региональных агропромышленных объединений / А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современное развитие АПК: региональный опыт, проблемы, перспективы»: сборник научных трудов. - Ульяновск: УГСХА, 2005. - С. 145 - 149.

5. Жирнов, А.В. Совершенствование планирования деятельности районных агропромышленных объединений (на материалах Пензенской области): дис.... канд. экономич. наук. - Москва. 2006 - 193 с

6. Жирнов, А.В. Совершенствование планирования деятельности сельскохозяйственных предприятий Пензенской области / А.В. Жирнов // Международный технико-экономический журнал. - 2007. - №1. - С. 19-25

Вейдаш А.К. студент Овчинникова И.В. научный руководитель Россия, г. Кемерово РОЛЬ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В УПРАВЛЕНИИ

ОРГАНИЗАЦИЕЙ Бухгалтерский учет - это система непрерывного и взаимосвязанного наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью предприятия. Это строгий документированный учет. Бухгалтерский учет не допускает выборочности ни во времени, ни в производстве. Данные бухгалтерского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.