Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АРКТИКИ В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АРКТИКИ В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
77
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / НАЦИОНАЛЬНОЕ МОГУЩЕСТВО / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Козьменко Сергей Юрьевич

Наступает новая эпоха дефрагментации глобального мирового пространства. Однополюсная («американоцентричная») конструкция современного мира уходит в прошлое, и вместо глобального превосходства в системе мирового доминирования возникает и развивается императив национального могущества. Дружбы России с «глобальным Западом», как ни старались наши доморощенные либералы последние 30 лет, не сложилось. Либеральная экономическая модель также не прижилась на российской почве. Поэтому в сложившихся условиях стратегическое планирование является оптимальным методологическим подходом определения доминирующих целей развития Арктики, как крупнейшего геостратегического региона России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Козьменко Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING FOR DEVELOPMENT OF THE ARCTIC IN THE MEDIUM TERM

A new era of defragmentation of the global world space is coming. The unipolar («American-centric») construction of the modern world is becoming a thing of the past, and instead of global superiority inthe system of world domination, the imperative of national power arises and develops. Friendship between Russia and the «global West» no matter how hard our homegrown liberals have triedfor the past 30 years, hasnot developed. The liberal economic model also did not take root on Russian soil. Therefore, under the current conditions, strategic planning is the optimal methodological approach to determining the dominant goals forthe development of the Arctic, as the largest geostrategic region of Russia.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АРКТИКИ В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ»

Козьменко С.Ю.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АРКТИКИ В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Аннотация. Наступает новая эпоха дефрагментации глобального мирового пространства. Однополюсная («американоцентричная») конструкция современного мира уходит в прошлое, и вместо глобального превосходства в системе мирового доминирования возникает и развивается императив национального могущества. Дружбы России с «глобальным Западом», как ни старались наши доморощенные либералы последние 30 лет, не сложилось. Либеральная экономическая модель также не прижилась на российской почве. Поэтому в сложившихся условиях стратегическое планирование является оптимальным методологическим подходом определения доминирующих целей развития Арктики, как крупнейшего геостратегического региона России.

Ключевые слова. Арктика, стратегическое планирование, специальная военная операция, глобальное развитие, национальное могущество, стратегические ядерные силы.

Kozmenko S.Yu.

STRATEGIC PLANNING FOR DEVELOPMENT OF THE ARCTIC

IN THE MEDIUM TERM

Abstract. A new era of defragmentation of the global world space is coming. The unipolar («American-centric») construction of the modern world is becoming a thing of the past, and instead of global superiority in the system of world domination, the imperative of national power arises and develops. Friendship between Russia and the «global West» no matter how hard our homegrown liberals have triedfor the past 30 years, has not developed. The liberal economic model also did not take root on Russian soil. Therefore, under the current conditions, strategic planning is the optimal methodological approach to determining the dominant goals for the development of the Arctic, as the largest geostrategic region of Russia.

Keywords. Arctic, strategic planning, special military operation, global development, national power, strategic nuclear forces.

Введение

Активная вовлеченность «коллективного Запада» в специальную военную операцию (СВО) по линии противостояния «Россия - НАТО» создала новые геополитические условия. Эти условия, воздействуя на мировую экономику, вызвали дефрагментацию (распад) глобального экономического пространства,

ГРНТИ 06.61.33 EDN QXNSPO

DOI 10.6084/m9.figshare.23503788 © Козьменко С.Ю., 2023

Сергей Юрьевич Козьменко - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН (г. Апатиты Мурманской области). Контактные данные для связи с автором: 184209, г. Апатиты Мурманской обл., ул. Ферсмана, д. 24а (Russia, Apatity, Fersmana str., 24a). Тел.: +7 911 760-92-93. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 06.05.2023.

что свидетельствует о начале заката глобализации как доминирующей модели мирового развития в течение последнего столетия. Глобализация, как феномен мироздания, «теряет энергию», в результате в координатах мирового доминирования определяется переход от глобального превосходства одной страны (США) к национальному могуществу одного и более государств, что предполагает активное участие государства в процессах социально-экономического развития России с использованием инструментария стратегического планирования [1].

Предтечей СВО стало осознание бесперспективности установления «дружбы с Западом» на равных, понимание того, что построенный на правилах «американоцентричный» однополюсный мир не отвечает национальным интересам России. При этом господствующее в Европе и Северной Америке либеральное мировоззрение, как средство включения в западный mainstream, оказалось несостоятельным в нашей стране. Буквальное понимание либеральных императивов и ценностей привело к тому, что в час начала СВО у России не оказалось действующей мобилизационной экономики. Наличие такой экономики позволило бы в случае возникновения военных конфликтов уровня СВО или полномасштабной войны провести мобильную инверсию (систему мероприятий, противоположных конверсии) в значительно более короткие сроки, чем это делалось в СССР 1941 г., в России 2022 г.

Безуспешные попытки вписаться в западный стереотип социально-экономического развития определили на рубеже веков геополитическую драму России [2]. Символом этой драмы в фокусе распада Советского Союза оказался Военно-Морской флот, - то что произошло с флотом в 1990-е годы представляет собой крушение, катастрофу национального масштаба с незабываемой эпопеей многоцелевых атомных подводных лодок третьего поколения «Комсомолец» (1989 г.) и «Курск» (2000 г.). Сегодня, по мнению автора, стратегической целью является победное завершение СВО в оптимальные сроки, с этим в поисках истины Россия обращается на «глобальный Восток». Развитие и закат глобализации

Глобализация - процесс цикличный, и это показано П. Кругманом [3], Нобелевским лауреатом по экономике 2008 г., по существу основоположником теории новой экономической географии, основные научные произведения которого хорошо известны российским специалистам в области пространственной экономики. В этой же статье показано, что при оценке значимости той или иной страны в глобальном мире ошибочно сравнивать Россию с Канадой или Италией только на основании сравнимости объемов ВВП. Так, ВВП России в 2022 г. составил $2,1 трлн. Это девятый показатель в мире, находящийся между ВВП Канады и Италии - $2,2 трлн и $2,0 трлн, соответственно.

Начало развития глобализации, как экономического и геополитического феномена, приходится на начало XX в. и связано с расширением мировой торговли до глобального масштаба. «Накануне Первой Мировой войны житель Лондона легко мог заказать различные товары со всего света в нужных ему количествах, обоснованно рассчитывая на то, что они будут доставлены к порогу его дома» [4]. Однако, следует заметить, что этот житель должен был принадлежать к кругу «коллективного Запада», на тот период - Британской империи.

В то же время (1911 г.) 27-й Президент США У. Тафт (1909-1913 гг.) предсказал, что глобальное превосходство США над остальным миром достижимо при переходе от «дипломатии канонерок» к «дипломатии доллара». Черновой набросок У. Тафта отшлифовал и воплотил на практике Президент Ф.-Д. Рузвельт, и в дальнейшем этому плану следовали все американские президенты. Но появились отличия: лозунг времен Р. Регана (1981-1989 гг.) «Make America Great» еще означал стремление США к глобальному превосходству в созданном однополюсном (американоцентричном) мире в результате не столько распада Советского Союза, сколько слабости России в 1990-е годы и безоглядного стремления нашей страны «раствориться» в пространстве «коллективного или глобального Запада». В этот период как-то незаметно из Концепций внешней политики России исчезла такая характеристика нашей страны, как «великая держава». Если в Концепции - 1993 эта фраза упоминалась три раза, то в Концепции - 2000 - только один раз, а в 2008 г. - ни разу [5, с. 9-13]. В тот период mainstream внешней и внутренней политики России был отказ от своего (имперского) прошлого и механизмов (в том числе и стратегического планирования), которые делали нашу страну действительно великой.

Здесь следует особо подчеркнуть, что в эпоху максимального подъема экономической конъюнктуры национального хозяйства (1964-1982 гг.) в нашей стране были приобретены, освоены и отрабо-

таны компетенции в базовых отраслях хозяйства, определяющих и в новой России основную часть доходов федерального бюджета (ФБ) и Фонда национального благосостояния - нефтегазовые доходы. Нефтегазовые доходы составляют сегодня порядка 40% доходов ФБ РФ. Кроме того, в этот период были получены компетенции в сфере критических макротехнологий, которые априори (по определению) обеспечивают конкурентоспособность страны не только на мировых рынках, но и в глобальном пространстве. Советский Союз к началу перестройки (1985 г.) обладал семью из 42 имеющихся в мире таких технологий. Это позволило в период «неразберихи» перестройки и либеральных реформ сохранить экономику и страну от окончательного разорения.

В 2020-е годы Россия сохранила обладание двумя критическими макротехнологиями в сфере ядерной энергетики, а также аэро- и гидродинамике. Но самое главное, особо следует отметить, что в лихолетье 1990-х годов каким-то чудом удалось сохранить и поддерживать на уровне мировых стандартов стратегические ядерные силы (СЯС) морского, воздушного и наземного базирования, которые являются основой обеспечения национальной безопасности России в новых геополитических условиях. СЯС морского базирования дислоцированы в семи закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), пять из которых находятся в операционной зоне Северного флота [6], то есть в Арктике, два - в зоне деятельности Тихоокеанского флота.

Длительное, практически 80-ти летнее сосуществование по линии «Россия - НАТО» при отсутствии полномасштабных войн и глобальных военных конфликтов привело к формированию «армий мирного времени», у которых отсутствует навык взаимодействия и слаженности при проведении фронтовых боевых операций. Использование «дипломатии доллара» в геополитических интересах США со временем привело к бесконтрольному расходованию финансовых ресурсов, что привело за последние 20 лет к значительному, в 5 раз, увеличению государственного долга США с $6,5 до $31,5 трлн. При этом, Федеральная резервная система за этот период масштабно увеличила свой баланс с примерно $730 до $8700 млрд, т.е. в 12 раз.

В результате доля американской валюты в мировых резервах центральных банков за 20 лет сократилась примерно с 70 до менее 54 процентов и продолжает неуклонно снижаться. Особой активностью отличаются Китай и Россия - вторая экономика мира и крупнейший экспортер энергетических ресурсов все чаще отказываются от доллара во взаимных расчетах. В таких условиях политика США все чаще обращается к внутренним проблемам и лозунг «Make America Great Again» (Президент Д. Трамп, 20172021 гг.) имеет явный акцент перехода от глобального превосходства США к национальному могуществу.

Таким образом, в условиях падении мировой хозяйственной конъюнктуры экономические императивы перестают быть определяющими в динамике мирового развития, а составляющие максимы «политика есть самое концентрированное выражение экономики» и «политика не может не иметь первенства над экономикой» меняются местами [7, с. 278]. Новые геополитические условия оказывают решающее влияние на динамику развития современного мира. В этом случае, с учетом действующих западных санкций, особенно в сфере ограничения доступа к высокотехнологическому оборудованию и самим технологиям освоения запасов и потенциальных ресурсов нефти, в том числе и арктического континентального шельфа, основой пространственной экономики России и функциональной доминантой стратегического планирования становится мобилизационная экономика.

Смыслом мобилизационной экономики является поддержание оборудования и технологических линий в состоянии готовности даже в условиях мирного времени, наличие и функционирование таких производств, которые в случае военной необходимости могут быть расширены в соответствии с масштабами и задачами военных операций и которые не надо создавать заново. Наличие мобилизационной экономики (как было в Советском Союзе) позволяет в случае возникновения военных конфликтов уровня СВО или полномасштабной войны провести мобильную инверсию (систему мероприятий, противоположных конверсии) в значительно более короткие сроки, чем это делалось в СССР 1941 г. и в России 2022 г.

О стратегическом планировании развития Арктики - выбор целей

Определение стратегических целей планирования народного хозяйства является доминирующей проблемой обеспечения национальной безопасности, в то время как действующая Стратегия национальной

безопасности [8] является документом стратегического планирования, как и другие нормативные правовые акты, принятые на основании [1]. Целеполагание является ключевым вопросом стратегического планирования, а выделение доминирующих целей определяет условия существования и развития государства с позиций обеспечения качества жизнедеятельности населения при сохранении безопасной среды обитания.

В процессе стратегического планирования выделяются актуальные горизонты, то есть такие периоды времени, которые требуются для достижения стратегических целей развития объекта планирования. Среднесрочным считается период, следующий за текущим годом, продолжительностью от трех до шести лет включительно; долгосрочным - период свыше шести лет [1, ст. 3, пп. 19-20]. Действующие документы стратегического планирования, определяющие развитие Арктики, разработаны в пределах долгосрочных актуальных горизонтов планирования. Это, в частности, указы Президента РФ, определяющие сухопутные границы Арктики [9], а также основы государственной политики России в Арктике [10] и стратегию развития Арктической зоны РФ [11] на период до 2035 г.

Указанные документы стратегического планирования приняты до начала СВО, поэтому не учитывают в полной мере новые геополитические условия развития России и Арктики, которые сформировались в 2022-2023 гг. Для обоснования доминирующих целей развития Арктики в новых геополитических условиях проведения СВО актуальными являются среднесрочные горизонты планирования до 2028 г., разделенные на два этапа: 2023-2025 и 2025-2028 гг. в соответствии с поставленными целями СВО - демилитаризация и денацификация территорий Украины.

Первая из целей - демилитаризация - частично достигнута: вооружения и военная техника (ВВТ), необходимые Украине, на 100% поставляются из США и других стран НАТО, то есть задача внутренней демилитаризации решена сравнительно быстро, уже к середине 2022 г. Что касается внешней демилитаризации, то это вопрос ближайшего времени: если в 2022-2023 гг. на Украину поставляются, как правило, устаревшие образцы ВВТ, находящиеся на складах стран НАТО, то к 2023 г. складские запасы практически исчерпаны, а производство ВВТ не налажено, так как мобилизационная экономика в условиях мирного времени не работала.

Что касается денацификации, то преодоление рецидива нацизма в Европе - длительная и кропотливая задача, сравнивая по сложности с аналогичной задачей, выполненной Советским Союзом на освобожденных территориях по окончании Великой Отечественной войны. То есть, основная часть этой работы будет проводиться вне рамок «горячей фазы» или за пределами актуальных горизонтов стратегического планирования.

Новые геополитические условия противостояния по линии «Россия - НАТО» в горячей фазе СВО привели к тому, что опасность регионального военного конфликта в Арктике перестала быть «чисто теоретической». Смена акцентов произошла в марте 2023 г., когда все семь (кроме России) стран-членов Арктического Совета приостановили свою деятельность в последнем. В апреле 2023 г. Финляндия стала 31-м членом НАТО, то есть протяженность границы России и НАТО увеличилась на 1340 км, включая сухопутную, морскую, речную и озерную составляющие. Действия НАТО в Арктике при этом активизировались - в марте 2023 г. в Северной Норвегии и Норвежском море начались три крупных учения стран НАТО Joint Viking (сухопутные), Joint Warrior (морские) и Arctic Forge, которое включает и территорию Северной Финляндии для отработки слаженности финского и американского контингента НАТО в этом регионе.

Целью и легендой этих учений была отработка переброски войск НАТО для конфликта с Россией через Северную Норвегию. Усиленная таким образом военная активность существенно увеличивает риски непреднамеренных инцидентов, особенно на море в акватории незамерзающего Баренцева моря. Это в новых геополитических условиях приведет к развитию casus belli (повода для войны) в Арктике. Общеизвестно, к чему привело непреднамеренное сближение подводных лодок в Баренцевом море 12 августа 2000 г. - к гибели атомной подводной лодки «Курск».

Россия - крупная морская держава, поэтому обеспечение суверенитета страны над арктическими пространствами и землями, а также безопасности мореплавания носителей СЯС морского базирования, ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) является стратегической задачей, особенно при проведении СВО, для сохранения системы ядерного сдерживания. Военно-морская деятельность России регламентируется документами стратегического планирования, в частности [12] и [13], с учетом геополитических тенденций регионального присутствия России в Арктике [14, с. 15-16]

и организации арктических коммуникаций [15, с. 136-141] в западном и восточном стратегических направлениях.

Наиболее показательно региональное присутствие России в Арктике продемонстрировано при проведении совместно с Русским географическим обществом Комплексных Арктических экспедиций «Умка-2021» и «Умка-2022» в марте 2021 и сентябре 2022 гг. [16, с. 44-48]. Центральным моментом экспедиции 2021 г. явилось всплытие в сложных ледовых условиях одновременно с интервалом в 300 м двух РПКСН четвертого и третьего поколения проектов 955А и 667БДРМ, а также атомной подводной лодки специального назначения. Подводные лодки всплыли в высоких широтах (на уровне 820СШ) Северного Ледовитого океана. Это свидетельствует о высокой боевой готовности СЯС морского базирования - дальность полета баллистических ракет превышает расстояние от точки всплытия до южной границы США (примерно 300СШ), то есть около 4100 миль или 7600 км.

В летний период навигации (сентябрь 2022 г.) две подводные лодки четвертого поколения РПКСН проекта 955А «Борей-А» и многоцелевая подводная лодка проекта 885М «Ясень-М» совершили межфлотский переход с Северного на Тихоокеанский флот. Большую часть плавания (порядка 5500 миль) подводные лодки провели под арктическими льдами. Кроме того, в сентябре 2022 г. подводная лодка четвертого поколения «Новосибирск» (проект 885М «Ясень-М»), совершающая межфлотский переход, и атомная подводная лодка Тихоокеанского флота (ТОФ) «Омск» (третьего поколения, проект 949А «Антей») впервые произвели из подводного положения в акватории Чукотского моря пуски противокорабельных крылатых ракет «Оникс» и «Гранит» [17, с. 29]. Подводные лодки поразили сложную морскую мишень, имитирующую отряд боевых кораблей вероятного противника, на дистанции свыше 400 км.

Проведенные экспедиции подтверждают возможность обеспечения безопасности транспортировки грузов в акватории Северного Ледового океана и арктических морей в зимний («Умка-2021») и летний («Умка-2022») период навигации. После начала СВО стратегические ядерные силы были приведены в полную боевую готовность, причем это коснулось СЯС морского базирования не только арктической, но и тихоокеанской группировок. Усиление подводной группировки СЯС ТОФ является элементом демонстрации силы и флага России на Тихом океане и направлено на превентивное сдерживание активности вероятного противника совместно с арктической группировкой СЯС.

Заключение

В целом стратегическое планирование развития Арктики в рассматриваемый период подчинено успешному завершению СВО в оптимальные обоснованные сроки и обеспечению боевой готовности Северного флота и экономических интересов России в Арктике в новых геополитических условиях.

Благодарности

Работа выполнена в рамках темы FMEZ-2023-0009 «Стратегическое планирование развития Арктики в новых геоэкономических и политических условиях» по государственному заданию ФИЦ КНЦ РАН.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон № 172-ФЗ от 28.06.2014 г.

2. Ивашов Л.Г. Геополитическая драма России. М.: Аргументы недели, 2021. 528 с.

3. Krugman P. Will Putin Kill the Global Economy? // The New York Times. March 31, 2022.

4. Keynes J.M. The Economic Consequences of the Peace. New York: Harcourt, Brace and Howe, 1920.

5. Шкапяк О.Н. Концепции внешней политики Российской Федерации 1993, 2000 и 2008 годов: сравнительный анализ // Вестник КазНУ. Серия международные отношения и международное право. 2011. № 5 (55). С. 9-13.

6. О Северном флоте: Указ Президента РФ № 803 от 21 декабря 2020 г.

7. Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина // Полн. собр. соч., 5 изд., т. 42. С. 264-304.

8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ № 683 от 31 декабря 2015 г.

9. О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации: Указ Президента РФ № 296 от 2 мая 2014 г.

10. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года: Указ Президента РФ № 164 от 5 марта 2020 г.

11. О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года: Указ Президента РФ № 645 от 26 октября 2020 г.

12. Морская доктрина Российской Федерации: Утв. Президентом РФ 26.07.2015 г.

13. Основы государственной политики Российской Федерации в области военно -морской деятельности на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации № 327 от 20.07.2017 г.

14. Козьменко С.Ю. Региональное присутствие России в Арктике: геополитические и экономические тенденции // Арктика и Север. 2011. № 3. С. 15-26.

15. Козьменко А.С. Пространственная организация коммуникаций при транспортировке арктической нефти на Восток // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 6 (126). С. 136-141.

16. Козьменко С.Ю. Задачи Военно-Морского флота по обеспечению экономических интересов России в новых геополитических условиях // Морской сборник. 2023. № 4 (2113). С. 44-48.

17. Официальный отдел // Морской сборник. 2023. № 3 (2112). С. 23-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.