Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ ДЛЯ ПРИКРЫТИЯ ОБЪЕКТОВ ВЫСШИХ ЗВЕНЬЕВ УПРАВЛЕНИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЯДЕРНЫХ СИЛ'

О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ ДЛЯ ПРИКРЫТИЯ ОБЪЕКТОВ ВЫСШИХ ЗВЕНЬЕВ УПРАВЛЕНИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЯДЕРНЫХ СИЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
308
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ / БЫСТРЫЙ ГЛОБАЛЬНЫЙ УДАР / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ БАЛЛИСТИЧЕСКИЕ И КРЫЛАТЫЕ РАКЕТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цыганов Андрей Анатольевич, Дебело Михаил Михайлович, Бандура Станислав Владимирович

Сделана попытка обосновать необходимость существенной структурной реорганизации Воздушно-космических сил России путем создания объединений, подчиняющихся непосредственно главнокомандующему ВКС и решающих задачи только отражения ударов средств воздушного нападения противника в «быстром глобальном ударе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Цыганов Андрей Анатольевич, Дебело Михаил Михайлович, Бандура Станислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NEED TO MAKE ADVANCED ASSOCIATIONS OF AEROSPACE FORCES TO COVER TOP-LEVEL CONTROL FACILITIES AND STRATEGIC NUCLEAR FORCES

The paper attempts to justify the need to radically reorganize the structure of Russia’s Aerospace Forces by setting up associations that would be subordinated directly to the ASF commander-in-chief and would be tasked strictly with repulsing attacks by aerial assault assets of the adversary in a prompt global strike.

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ ДЛЯ ПРИКРЫТИЯ ОБЪЕКТОВ ВЫСШИХ ЗВЕНЬЕВ УПРАВЛЕНИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЯДЕРНЫХ СИЛ»

О необходимости создания перспективных объединений воздушно-космических сил

для прикрытия объектов высших звеньев управления и стратегических ядерных сил

Генерал-майор А.А. ЦЫГАНОВ

Полковник М.М. ДЕБЕЛО, кандидат военных наук

Полковник С.В. БАНДУРА, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Сделана попытка обосновать необходимость существенной структурной реорганизации Воздушно-космических сил России путем создания объединений, подчиняющихся непосредственно главнокомандующему ВКС и решающих задачи только отражения ударов средств воздушного нападения противника в «быстром глобальном ударе».

The paper attempts to justify the need to radically reorganize the structure of Russia's Aerospace Forces by setting up associations that would be subordinated directly to the ASF commander-in-chief and would be tasked strictly with repulsing attacks by aerial assault assets of the adversary in a prompt global strike.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Система воздушно-космической обороны быстрый глобальный удар, стратегические баллистические и крылатые ракеты.

Aerospace defense system, prompt global strike, strategic ballistic and cruise missiles.

НА ПРОТЯЖЕНИИ последнего десятилетия США, отстаивая свои национальные интересы, основывающиеся на идее исключительности американской нации, пытаются всеми возможными путями сохранить ускользающее мировое лидерство.

Большинству стран постсоветского пространства удалось сохранить свою государственность. Но активное продвижение технологии цветных революций в Киргизии, Украине, Армении, Белоруссии и Казахстане указывает на то, что США рассматривают Российскую Федерацию как основное государство-противник, пытающееся ограничить их глобальное лидерство.

В Украине в 2014 году насильственным методом был приведен к власти нацистский режим, готовый выполнять все преступные требования своего «сюзерена» из-за океана. Результатом этого стало создание на ее территории враждебного нам нацистского государства, вооруженные силы которого готовятся по стандартам НАТО и накачиваются самым современным оружием.

Последней каплей стали активное продвижение Украины в члены НАТО и претензии Украинского «марионеточного» режима на обладание ядерным оружием.

24 февраля 2022 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в обращении к нации обозначил, что США со своими странами-сателлитами зашли за «красную линию», пересечение которой является для России «вопросом жизни и смерти, вопросом нашего исторического будущего как народа, прямой угрозой суверенитету России».

Ход проведения специальной военной операции Вооруженных Сил Российской Федерации по демилитаризации и денацификации Украины показывает, что степень участия блока НАТО во главе с США в этом военном конфликте может привести

к их открытому вооруженному противостоянию с нашим государством.

Однако наши противники понимают, что Российская Федерация является одной из самых мощных ядерных держав мира, чьи стратегические ядерные силы (СЯС) обладают преимуществами в ряде новейших стратегических систем вооружения (стратегический ракетный комплекс шахтного базирования «Сармат» и гиперзвуковой планирующий боевой блок «Авангард») и содержатся в высокой степени готовности к применению.

Наш Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами неоднократно обозначал решительность намерений по защите российского суверенитета и государственности. Так, в своем выступлении 24 февраля 2022 года касательно применения СЯС он сказал: «...ни у кого не должно быть сомнений в том, что прямое нападение на нашу страну приведет к разгрому и ужасным последствиям для любого потенциального агрессора».

Этот факт существенно ограничивает США в выборе вариантов вооруженной агрессии против Российской Федерации, так как их обязательным начальным этапом должно быть поражение объектов высших звеньев государственного и военного управления (ВЗУ) и объектов СЯС. Учитывая, что эта задача должна решаться на основе скрытной подготовки и одновременно на всей территории Российской Федерации, то с великой долей вероятности можно предположить, что вооруженная агрессия будет осуществляться через воздушно-космическую сферу, обеспечивающую доставку средств поражения в кратчайшие сроки.

Проведенный анализ состава и состояния сил и средств воздушно-космического нападения (ВКН) вероятного противника позволяет сделать вывод, что в настоящий момент в вооруженных силах США и объединенных вооруженных силах (ОВС) НАТО состоят на вооружении следующие основные классы средств ВКН: стратегические баллистические ракеты (БР), включающие межконтинентальные БР и БР на подводных лодках; оперативно-тактические ракеты ATACMS, применяемые с помощью реактивных систем залпового огня MRLS и ШMARS•; стратегические бомбардировщики, являющиеся носителями крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ); крылатые ракеты морского базирования (КРМБ), размещенные на подводных (подводные лодки атомные с ракетами крылатыми «Огайо» и многоцелевые подводные лодки атомные торпедные с крылатыми ракетами «Вирджиния») и надводных носителях (корабли управляемого ракетного оружия крейсера «Тикондерога» и эсминцы «Орли Бёрк»); самолеты тактической и палубной авиации, являющиеся носителями авиационных средств поражения класса «воздух—поверхность», в том числе управляемых ракет большой дальности; большой парк стратегических, оперативных и тактических многоцелевых беспилотных летательных аппаратов; вертолеты армейской авиации.

Количественно-качественное состояние сил и средств ВКН вероятного противника позволяет после создания соответствующей группировки объединенных военно-воздушных сил (ОВВС) НАТО обеспечить проведение воздушной кампании, в составе стратегического удара и воздушных наступательных операций (ВНО), на одном или двух стратегических воздушно-космических направлениях. Однако создание достаточной груп-

пировки сил и средств ВКН может занимать до месяца и более, и его мероприятия практически невозможно скрыть от средств разведки Вооруженных Сил Российской Федерации.

Теоретически вероятный противник может попытаться достигнуть внезапности, применив ограниченную группировку сил и средств ВКН, развернутую в рамках мероприятий оперативной подготовки ОВС НАТО.

Учитывая открытый статус данной публикации, авторы не могут раскрыть состав и состояние соединений и объединений Воздушно-космических сил, осуществляющих прикрытие объектов ВЗУ и СЯС от ударов средств ВКН. Вместе с тем отмечается следующее:

• необходимое время для принятия решения на применение СЯС, в случае применения противником стратегических БР, обеспечивается Главным центром предупреждения о ракетном нападении (ГЦ ПРН);

• непосредственное прикрытие объектов ВЗУ и СЯС от ударов средств ВКН осуществляют дивизии ПВО, входящие в состав армий ВВС и ПВО военных округов (Северного флота);

• в армии ПВО-ПРО (ОсН), выполняющей задачи в Московской зоне ответственности за ПВО, задачу прикрытия объектов ВЗУ и СЯС кроме дивизий ПВО выполняет еще и дивизия ПРО.

Для отражения внезапной агрессии противника в воздушной сфере организовано и осуществляется боевое дежурство по ПВО. Для этих целей от армий ВВС и ПВО (ПВО-ПРО (ОсН)), войсковой ПВО и ПВО флотов выделяется необходимый состав дежурных по ПВО сил и средств.

Проведенные под руководством главнокомандующего Воздушно-космическими силами исследования показывают, что существующий боевой состав дежурных по ПВО сил и средств, находящийся под единым

централизованным управлением с КП ВКС, способен эффективно прикрыть объекты ВЗУ и СЯС от ударов группировок средств ВКН ограниченного состава.

Более того, объединенное единым замыслом применение воинских формирований Воздушно-космических сил РФ не позволяет противнику в рамках первого этапа воздушной кампании ОВВС НАТО (включающего стратегический удар и первую ВНО) поразить достаточное количество объектов ВЗУ и СЯС.

Но в середине марта 2022 года ВВС США были проведены очередные испытания перспективного гиперзвукового оружия — с борта стратегического бомбардировщика B-52 осуществлен запуск гиперзвуковой крылатой ракеты (ГЗКР) с прямоточным воздушно-реактивным двигателем Hypersonic Air-breathing Weapon Concept (HAWC). По заявлению официальных представителей министерства обороны США испытания прошли успешно.

Данный факт в очередной раз подтверждает, что военно-политическое руководство США стремится реализовать на практике положения концепции «Глобальный удар». Это с высокой долей вероятности приведет к появлению к 2030 году пер-

спективной формы применения сил и средств ВКН — мгновенного ракетного удара, являющегося наиболее опасной формой военной агрессии против Российской Федерации в воздушно-космической сфере.

Под мгновенным ракетным ударом понимается совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени «обезглавливающего» и «обезоруживающего» ударов разнородных сил сухопутных и космических войск, военно-воздушных и военно-морских сил, одновременно наносимых по объектам ВЗУ и СЯС в соответствии с замыслом и планом командующего объединенным стратегическим командованием ВС США на одном или нескольких стратегических воздушно-космических направлениях.

Возможным содержанием мгновенного ракетного удара (продолжительностью около 20 минут) будет одновременное применение баллистических ракет средней дальности (БРСД), ГЗКР, планирующих боевых блоков (ПББ) (применяемых с многоразовых космических аппаратов (МКА) Х-37В/С и наземных (морских) ракет-носителей).

Высокая степень опасности мгновенного ракетного удара обусловлена рядом факторов (рис. 1).

Факторы

• Цели мгновенного ракетного удара:

физическое устранение первых лиц государства, принимающих решение на ответно-встречный удар;

уничтожение объектов СЯС

• Применение в мгновенном ракетном ударе перспективных средств ВКН, обеспечивающих кратчайшее время достижения цели {около 20 минут): МКА Х-37В/С; ПБЬ, ГЗКР; БРСД

• Возможность реализации мгновенного ракетного удара из состояния мирного времени, без развертывания Iгруппировок войск

-7-

Рис. 1. Факторы, определяющие высокую степень опасности мгновенного ракетного удара для военной безопасности Российской Федерации

Данные обстоятельства выдвигают в разряд актуальнейших задачу создания эффективной воздушно-космической обороны (ВКО), способной гарантированно обеспечить прикрытие объектов ВЗУ и СЯС от ударов как существующих, так и перспективных СВКН противника.

Необходимо отметить, что военно-политическим руководством Российской Федерации развитию ВКО уделяется особое внимание.

Так, в 2019 году Указом Президента Российской Федерации была утверждена «Концепция развития ВКО Российской Федерации на период до 2030 года», разработан и введен в действие план ее практической реализации.

В рамках реализации данного плана осуществляются опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию перспективных средств ВКО «Триумфатор-ММ» и «Святогор». Успешно завершенная ОКР «Триум-фатор-М» позволила в 2022 году приступить к серийному производству зенитных ракетных систем (ЗРС) С-500, способных эффективно решать задачи как противовоздушной, так и противоракетной обороны.

В целях создания единого разведывательно-информационного контура, объединяющего разведывательные и огневые средства ВКО, ведутся ОКР «Селекция» и «Шелест». Проведен ряд комплексных научно-исследовательских работ (НИР), посвященных системным исследованиям проблем строительства ВКО страны. Полученные результаты позволяют рассчитывать на то, что перспективные средства ВКО будут применяться в автоматическом режиме (такие требования предъявляют перспективные средства ВКН, обладающие скоростями в 5 махов и более) и обладать возможностями по поражению всего диапазона средств ВКН (аэродинамические и баллистические

цели, гиперзвуковое оружие и низкоорбитальные космические аппараты).

Положительная динамика рассмотренных ОКР позволила внести соответствующие изменения в существующую Государственную программу вооружения (ГПВ-2027) и учесть возможность оснащения воинских формирований Воздушно-космических сил перспективными средствами ВКО при планировании ГПВ-2033.

Подводя промежуточный итог, резюмируем — система ВКО*, являющаяся технической основой воздушно-космической обороны страны, успешно развивается и, учитывая упреждающий по отношению к перспективным средствам ВКН противника характер ее развития, к 2030 году с высокой долей вероятности приобретет окончательный облик и достаточную эффективность, чтобы противостоять мгновенному ракетному удару противника.

* Под системой ВКО понимается совокупность развернутых на земле, море и в космическом пространстве и объединенных соответствующими функциональными связями сил и средств, а также органов управления ими для решения задач ВКО.

Транстерриториальность задач ВКО (т. е. необходимость их решения не на отдельных направлениях, а во всем воздушно-космическом пространстве), требуемая оперативность принимаемых решений, обусловленная гиперзвуковыми скоростями полета средств ВКН, высочайшая сложность и технологичность процессов разведки, поражения и управления силами и средствами ВКО (подчеркнем, что аналогичных автоматических систем управления

и алгоритмов нет и не может быть в других сферах вооруженной борьбы) предъявляют высочайшие требования к офицерам-специалистам ВКО и заставляют задуматься о соответствии существующей организационной структуры объединений и соединений Воздушно-космических сил перспективным задачам ВКО объектов ВЗУ и СЯС.

Офицеры-специалисты ВКО должны обладать системными знаниями в области ВКО страны, т. е. должны в равной степени представлять процессы функционирования системы ВКО во всех ее подсистемах: управления; разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении; поражения и подавления; всестороннего обеспечения. Это требует от офицеров-практиков ВКО совершенно нового формата знаний, способностей и ответственности.

Специалистов, имеющих такой уровень знаний, необходимо готовить, начиная с программ специалитета, продолжать подготовку при получении высшей военной оперативно-тактической подготовки и завершать при обучении в стенах Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Существует сейчас такая система подготовки? Да, такая подготовка осуществляется в стенах Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. С 2020 года введена соответствующая военная специальность офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой. Для качественной подготовки офицеров по данной специальности организовано и реализуется комплексное обучение. Его особенностью является реализация всесторонней подготовки системного специалиста в области ВКО. Системный подход заключается в том, что в рамках комплексной подготовки,

благодаря взаимоувязанному и углубленному изучению вопросов, связанных с применением войск (сил), решающих задачи ВКО, у слушателей происходит последовательное формирование знаний, умений и навыков системных специалистов ВКО.

Теоретическую основу подготовки составляет содержание военно-научной школы ВКО. Практическую — созданная в Военной академии ВКО система учебных командных пунктов объединений, соединений и воинских частей, решающих задачи ВКО Российской Федерации.

Также необходимо отметить, что в рамках обучения по программам специалитета в стенах Военной академии ВКО осуществляется подготовка специалистов на перспективную ЗРС С-500 и комплекс средств автоматизации «Перспектива-АСУ». При этом будущий системный специалист ВКО начинает формироваться уже на данном этапе.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что подготовка офицеров-специалистов ВКО осуществляется и в 2022 году в Воздушно-космические силы поступят первые специалисты с высшей военной оперативно-тактической подготовкой.

Система ВКО создается. Специалисты, способные ее эффективно применять, готовятся. А насколько соответствует существующая организационная структура объединений Воздушно-космических сил перспективным задачам ВКО объектов ВЗУ и СЯС? Обоснованный ответ на этот вопрос позволяет дать содержание рисунка 2, на котором представлен ряд противоречий, выявленных авторами (приведены не все существующие противоречия, а только те, которые позволяет представить открытый статус публикации).

Анализ приведенных на рисунке противоречий и представленного выше материала публикации позво-

Рис. 2. Противоречия, обусловливающие необходимость создания объединений Воздушно-космических сил, осуществляющих прикрытие объектов ВЗУ и СЯС

ляет утверждать, что существующая организационная структура объединений Воздушно-космических сил отвечает предъявляемым к ней требованиям, но только сейчас, а в перспективе, если не предпринимать мер по ее совершенствованию, не позволит максимально реализовать потенциальные боевые возможности средств ВКО и с высокой долей вероятности защитить объекты ВЗУ и СЯС от ударов перспективных средств ВКН противника.

Один из возможных путей совершенствования организационной структуры Воздушно-космических

сил авторы видят в формировании (создании) перспективных объединений, предназначением которых будет являться защита объектов ВЗУ и СЯС и других важнейших объектов Российской Федерации от ударов всех типов перспективных средств ВКН противника.

Детальный механизм реализации предлагаемого пути устранения выявленных противоречий прорабатывается под руководством главнокомандующего Воздушно-космическими силами в ходе комплексных исследований и практической деятельности органов военного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.