Анализ традиционных и перспективных задач системы воздушно-космической обороны России: проблемы и пути их решения
Полковник запаса А.Б. ПАЛИЦЫН, доктор технических наук
Полковник запаса Д.Б. ЖИЛЕНКО, кандидат технических наук
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Показана стратегия развития системы воздушно-космической обороны (ВКО) России в русле основополагающих нормативных документов военного строительства федерального уровня. Проведен анализ традиционных и качественно новых информационных и боевых задач ВКО РФ с учетом современных мировых тенденций военно-космической деятельности.
The paper shows the development strategy for the aerospace defense system in Russia in accordance with fundamental normative documents of federal military construction. It analyzes traditional and qualitatively new information and combat tasks of the RF ASD, given the current global trends in military space activity.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Воздушно-космическая оборона, средства воздушно-космического нападения (СВКН), Воздушно-космические силы (ВКС), космические войска (КВ), военно-космическая деятельность (ВКД), ракетно-космическая промышленность, космические средства вооружения (КСВ), космические аппараты (КА).
Аerospace defense, aerospace attack means, Aerospace Forces, space troops, military space activity, space missile industry, space armaments equipment, space vehicles.
АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННЫХ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЗАДАЧ СИСТЕМЫ ВКО РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
ОБЩЕПРИЗНАНО, что первенство в исследованиях и разработках, высокий темп военно-прикладного освоения космического пространства как новой сферы военно-политического противостояния в многополярном мире становятся ключевым фактором, определяющим стратегический паритет и эффективность национальных стратегий безопасности ведущих государств мира.
Для общемировой военно-космической деятельности сегодня характерны основные тенденции: милитаризация космоса как процесса его использования в интересах решения военных задач; расширение числа стран, реализующих собственные военно-космические программы; содействие поддержанию стратегической стабильности при угрозе эскалации гонки вооружений в космическом пространстве. Традиционно лидирующие позиции в сфере ВКД сохраняют Соединенные Штаты Америки, стремясь обеспечить беспрепятственное использование космических средств, включая нейтрализацию действий противников в космосе или через космос. Особенно важно стремление американцев интегрировать возможности военного и гражданского секторов в интересах решения в космосе военно-прикладных задач. Яркими примерами тому являются многомесячные автоматические полеты космических мини-шаттлов Х-37-В последних лет, а также впечатляющие успехи частной компании Илона Маска в создании многоразовых средств выведения в космос полезных нагрузок и развертывании многоспутниковых группировок на основе сверхмалых КА: Б1аг11пк (глобальные телекоммуникации) и Р1апейаЪ$ (дистанционное зондирование Земли из космоса), осуществляемые при активной финансовой поддержке Пентагона. Таким образом, для противодействия российскому гиперзвуковому оружию США будут разворачивать группировки из нескольких тысяч
малых спутников, обеспечивающих работу перспективной системы боевого управления и наблюдения ABMS (Advanced Battle Management and Surveillance), которой потребуется высокая пропускная способность для передачи данных. А обеспечить это сможет космический Интернет на базе системы Starlink с заявляемой суммарной пропускной способностью до 1 терабит/c.
В настоящее время все подразделения Армии США подключены к глобальному военному Интернету, чья пропускная способность признана Пентагоном неудовлетворительной. Поэтому начиная с 2020 года военное ведомство США ежеквартально будет подключать к 5G все свои структуры от стратегических командований и до отдаленных военных баз. Когда группировка спутников Starlink достигнет показателей в 12 000 космических аппаратов, вся инфраструктура, командные пункты, базы, военная техника и воинские подразделения ВС США полностью перейдут на новый формат беспроводной связи. При этом, по оценкам американских экспертов, боеспособность Армии США вырастет в десятки раз.
Интенсивные шаги в направлении военного освоения космоса предпринимает и Китай: наряду с созданием группировок космической разведки, связи, боевого управления и ретрансляции, глобальной навигации и метеообеспечения (численностью в десятки КА), освоением новейших телекоммуникационных технологий (квантовая связь), созданием тяжелых ракет-носителей, а также реали-
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ • № 9 - 2020
зацией собственной пилотируемой и лунной программ, не исключающей решения военно-прикладных задач, военные Поднебесной провели несколько испытаний, если не противоспутникового оружия, то его прототипов. Решение «Центрального военного совета КНР» 2015 года создать в рамках самостоятельной видовой структуры — Сил стратегической поддержки НОАК — боевых космических систем, объединяющих средства поражения, радиоэлектронной борьбы (РЭБ), управления, связи, разведки, наблюдения и навигации, не оставляют сомнений в замыслах китайского военно-политического руководства относительно роли космоса в геополитике ближайшего будущего.
В современных условиях на перспективы осуществления отечественной военно-космической деятельности значительное влияние оказывают как внешние угрозы (спектр которых из года в год расширяется), так и внутренние риски (главным образом, финансово-экономические и производственно-технологические проблемы ракетно-космической отрасли, возникшие в связи с введенными против России санкционными ограничениями). При этом самостоятельное геополитическое значение приобретает своевременное реагирование на изменения, происходящие в стране и в мире: периодические «реконструкции» структуры ВС РФ и Роскосмоса; реальную угрозу появления эшелонированной противоракетной системы с элементами космического базирования; стремительное развитие военных и кибер-технологий в условиях глобального неконтролируемого распространения информации; активизацию коммерческой космической деятельности.
Таким образом, состояние ВКД должно отвечать потребностям эффективного реагирования на все-
возможные вызовы, риски и угрозы, с чем напрямую связан целый ряд положений «Военной доктрины Российской Федерации» (рис. 1)1.
Еще одним основополагающим документом, отражающим вопросы военного строительства, включая ВКД, является «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации»2. Этот документ акцентирует внимание органов военного управления ВКС на долгосрочных тенденциях развития геополитической ситуации в мире, способных создавать угрозы в космосе и из космоса стратегического характера. Это прежде всего:
• сохранение роли «...фактора силы в международных отношениях, стремления к наращиванию и модернизации наступательных вооружений, созданию и развертыванию их новых видов» (включая космические);
• «продолжение наращивания силового потенциала НАТО и наделение этой структуры новыми глобальными функциями», в том числе в космосе;
• «...существенное снижение возможности поддержания глобальной и региональной стабильности в условиях размещения в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке компонентов системы ПРО США» (включая космические ударные и информационные компоненты), практическую реализацию концепции "глобального удара", развертывания стратегических неядерных систем высокоточного оружия, а также в случае начала размещения оружия в космосе».
Особо следует отметить Указ Президента РФ «Об основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдер-живания»3, который хотя и не имеет прямого отношения к воздушно-космической обороне страны, содержит ряд положений, затрагивающих во-
Внешняя военная опасность, связанная с намерением противника:
> «разместитьоружие в космосе»(п.12 г.);
> «использовать информационные и коммуникационные технологии в военно-политических целях»
(п.12 м.);
Основные военные угрозы:
> «нарушение функционирования систем ПРН и ККП» (п.14 б.);
> «массированное применение средств РЭБ, ОНФП»(п.15 б.};
> «одновременное воздействие в глобальном информационном и воздушно-космическом пространстве» (п.15 в.);
> «усиление централизации управления войсками и оружием в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам» (п. 15 е.)
Основные задачи РФ по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов:
>«противодействие попыткам добиться военного превосходства путем развертывания систем стратегической ПРО и размещения оружия в космосе» (п.21м.);
> «заключение международного договора о предотвращении появления любых видов оружия в космическом пространстве» (п.21н.);
> «согласование в рамках ООН элементов нормативного регулирования безопасного осуществления космической деятельности» (п.21о.);
> «укрепление потенциала РФ в области мониторинга объектов и событий в околоземном пространстве» (п.21п.).
Задачи ВС мирного времени: > «своевременное предупреждение о воздушно-космическом нападении и обеспечение готовности кего отражению, оповещение органов военного управления, войск (сил) о военных опасностях и угрозах» (п.32г.);
>«развертывание и поддержание вСКЗ о бе спечи вающих д е я те л ьн ость ВС орбитальных группировок» (л.32ж.).
Задачи оснащения ВС ВВСТ: «создание новых образцов средств ВКО, систем связи, разведки и управления, РЭБ» (п.45е.);
« создание базовых информационно-управляющих систем и их интеграция с системами оружия и комплексами средств автоматизации органов управления от стратегического до тактического масштаба» (п.45ж.).
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: □«совершенствование системы воздушно-космической обороны...» (п.35 8.);
□«...приведение состава и численности ВС РФ ...в соответствие с задачами мирного времени, прогнозируемыми военными угрозам и, содержанием ихарактером военных конфликтов, а также с политическими, социально-экономическими, демографическими и военно-техническимиусловиями и возможностями РФ» (п.37).
СКЗ — стратегическая космическая зона; ПРН — предупреждение о ракетном нападении;
ОНФП — оружие на новых физических принципах; ВВСТ — вооружение, военная и специальная техника
Рис. 1. Военно-космическая деятельность и военная доктрина Российской Федерации
я у п
X 0 Я
енно-космическую сферу. Так, ст. 12. Указа к числу военных угроз Российской Федерации (угроз агрессии) для нейтрализации которых осуществляется ядерное сдерживание, среди прочего отнесены: оперативное наращивание потенциальным противником на сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками территориях и в прилегающих морских акваториях группировок сил общего назначения, в составе которых находятся средства доставки ядерного оружия, развертывание потенциальным противником систем и средств противоракетной обороны, крылатых и баллистических ракет средней и меньшей дальности, высокоточного неядерного и гиперзвукового оружия, ударных беспилотных летательных аппаратов, оружия направленной энергии; создание и размещение в космосе средств противоракетной обороны и ударных систем. Практически все перечисленное в ст. 12 относится к средствам воздушно-космического нападения.
Кроме того, «Основы государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу»4 также содержат целый ряд положений, прямо относящихся к ведению российского оборонного ведомства, затрагивая различные аспекты ВКО.
Вместе с тем, несмотря на 15 с лишним лет, прошедших с момента формирования космических войск как самостоятельной структуры в составе ВС РФ, а затем Воздушно-космических сил, практическая реализация вышеперечисленных доктринальных положений осуществляется лишь частично.
Рассмотрим как традиционные, так и новые задачи ВКО Российской Федерации (рис. 2), решение которых невозможно без привлечения КСВ, создаваемых в период до 2030 года. Мероприятия, заложенные
в ГПВ-2027, Федеральную космическую программу России, целевые программы развития космодромов, ГНСС ГЛОНАСС, направлены на оснащение Минобороны России современными и перспективными образцами космической техники, отвечающими, в том числе требованиям задач ВКО страны:
• ведение непрерывной разведки космического пространства, оценка и прогнозирование развития обстановки в околоземном космическом пространстве (ОКП);
• обеспечение прикрытия средств ядерных сил (СЯС) от ударов СВКН противника;
• обнаружение начала и своевременное предупреждение о воздушно-космическом нападении противника;
• принуждение противника к отказу от агрессии путем воздействия на критически важные объекты его космической инфраструктуры;
• поддержание готовности сил и средств системы ВКО к отражению ударов СВКН;
• информационное обеспечение стратегического развертывания ВС РФ, группировок войск и сил флота, включая силы и средства ВКО страны;
Традиционно лидирующие
позиции в сфере ВКД сохраняют Соединенные Штаты Америки, стремясь обеспечить беспрепятственное использование космических
средств, включая нейтрализацию действий противников в космосе или через космос. Особенно важно
стремление американцев интегрировать возможности военного и гражданского секторов в интересах решения в космосе военно-прикладных задач.
КОНТРОЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ воздушного пространства Российской Федерации
1. ВЕДЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОЙ РАЗВЕДКИ воздушного и космического пространства, оценка и прогнозирование развития обстановки в воздушно-ко см и ческой сфере ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РФ в воздушном пространстве
6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИКРЫТИЯ страт 1:1 ичкс 1чИХ яде:рмых ( отударов средствами воз душ но-косм и чес ко го нападения на достаточном уровне
3. ОБНАРУЖЕНИЕ НАЧАЛА ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОГО НАПАДЕНИЯ противника и своевременное предупреждение о нем Верховного Главнокомандующего ВС РФ, Министра обороны РФ, Генерального штаба ВС РФ, других органов государственного и военного управления, войск [сил)
4. УЧАСТИЕ В ОТРАЖЕНИИ АГРЕССИИ против Российской Федерации и ее союзников,
НАНЕСЕНИЕ ПОРАЖЕНИЯ СВКН ПРОТИВНИКА, принуждение его путем воздействия на критически важные объекты его военной инфраструктуры (наземной, морской и космической) к прекращению военных действий на условиях, отвечающих
интересам РФ и ее союзников в ходе региональной или крупномасштабной войны
ЗАДАЧИ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ
ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5. ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ И ПРОТИВОРАКЕТНАЯ ОБОРОНА ВАЖНЕЙШИХ ОБЪЕКТОВ РФ, основных группировок войск (сил) и объектов ВС РФ и готовность к отражению ударов средств воздушно-космического нападения
СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ ВС РФ и группировок войск [сил)
7. ВСКРЫТИЕ (ВЫЯВЛЕНИЕ] РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ОБСТАНОВКИ, нарушение функционирования важнейших
радиоэлектронных средств системы управления и навигации группировок сил воздушно-космическогонападеиия противника и обеспечение радиозлектронной защиты своих объектов
8. ЗАВОЕВАНИЕ ГОСПОДСТВА В ВОЗДУХЕ И КОСМОСЕ, обеспечение свободы своих действий в воздушном и околоземном космическом пространствах, в том числе создание бесполетной зоны над районом военных действий в ходе вооруженного конфликта и локальной войны и уничтожение [функциональное подавление) важных космических объектов противника
ВЫВОД: космические средства вооружения должны привлекаться для решения 8 задач ВКО из 10 Рис. 2. Задачи воздушно-космической обороны Российской Федерации
я у п
X 0 Я
• нарушение функционирования важнейших радиоэлектронных средств (РЭС) системы управления и навигации группировок сил воздушно-космического нападения противника;
• удержание превосходства в космосе, обеспечение свободы действий в отношении космических объектов противника.
Таким образом, космические силы и средства должны привлекаться к решению не менее 80 % задач ВКО страны.
Оценивая роль и место КСВ в системе ВКО страны, следует отметить, что перспективные космические системы и комплексы военного и двойного назначения функционально присутствуют в составе трех из четырех подсистем системы ВКО (подсвечено на рис. 3):
• централизованного боевого управления системы ВКО (космический сегмент связи, боевого управления и ретрансляции);
• разведки и раннего предупреждения о воздушно-космическом нападении, включающая космические эшелоны стратегической разведки ГУ ГШ ВС РФ (ОЭР, РЭР), радиолокаци-
В современных условиях на перспективы осуществления отечественно й военно-космической деятельности значительное влияние оказывают как внешние угрозы, так и внутренние риски. При этом самостоятельное
геополитическое значение приобретает своевременное реагирование на изменения, происходящие в стране и в мире.
онной разведки (РЛР), системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), системы контроля космического пространства (СККП), а также — космический сегмент будущей системы раннего обнаружения стартов нестратегических баллистических ракет;
• поражения и подавления сил и средств ВКН противника, включающую систему противодействия космическим средствам (ПКС) его и прикрытия позиционных районов СЯС в составе наземных специальных комплексов, космические эшелоны систем противоракетной обороны и радиоэлектронной борьбы.
Из этого можно сделать вывод о том, что космические средства военного и двойного назначения должны входить в состав практически всех боевых и информационных подсистем системы ВКО. Анализ интегральных оценок эффективности применения КСВ в интересах традиционного информационного обеспечения решения базовых задач ВКО позволяет сделать вывод о том, что существующая система КСВ до 2030 года позволит обеспечить потребности ВКО при условии гарантированного создания, развертывания и поддержания орбитальной группировки КВ программного состава.
Особо следует отметить появление перспективных задач ВКО, для решения которых будут привлекаться КСВ. Так, новые информационные задачи будут связаны с функционированием подсистемы разведки и раннего предупреждения о воздушно-космическом нападении системы ВКО (осуществляющей глобальное и непрерывное наблюдение районов стартов баллистических ракет (БР) и мест дисклокации носителей крылатых ракет (КР) морского (воздушного) базирования, вскрытие признаков их перемещения, обнару-
СИСТЕМА ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОИ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СВКО) — совокупность сил и средств, обеспечивающих решение задача отражения воздушно-космического нападения противника по единому замыслу и плану, под единым
командованием, в едином контуре управления
Подсистема управления СВКО (космический сегмент связи, боевого управления и ретрансляции)
Подсистема разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении
Космический j шел он СПРН
Космический эшелон С'К'КП
Космическим сегмент системы раннем» обнаружения стертое нестратетичееких баллистических ракет
Система татрнтонтного обнаружения средств ВКН
Космический лиг.шн системы рндио.токлннонной ра jbc.tkii \PJI Р)"
Космическим 'лнелон сш&тегаческой разведки ГУ ГШ НС РФ (ОЭР, РТР, РЛР)
* ajiaiiiiiBHoe формирование барьерных ton дли онера i никою кошро.ш околоченного воздушною нроечранстиа с периодичностью в единицы минут.
Подсистема поражения н подавления сил н средств воздушно-космического нападения
л
Система Противодействия космическим средствам противника (ПКС) и ирикропни пиши пин пых районов СЯС
Космический янелон системы npoi нворакс! нон обороны (ПРО)
Систем» теннтного ракетного нрнкрмтни I кос нический сегмент НБО)
Система истреби тел ьно-явняционн ото нрнкры ■ нн (космический сегмент НБО)
Космический эшелон системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ)
Подсистема материально-технического и специального обеспечения ВЫВОД: КС В должны входить в состав практически всех боевых и информационных подсистем СВКО
Рис. 3. Роль и место КСВ в системе воздушно-космической обороны Российской Федерации
и j п
х S д
жение стартов стратегических и нестратегических БР и гиперзвуковых летательных аппаратов (ГЗЛА), выдачу траекторных данных наземным РЛС СПРН, средствам ПРО и ПВО, формирование «барьерных радиолокационных зон» для оперативного (с периодичностью в единицы минут) контроля воздушного пространства, разведка космической обстановки, включая инспектирование КА).
Боевые задачи будут связаны с функционированием подсистемы поражения и подавления сил и средств ВКН в составе системы ВКО (применительно к потенциально опасным КА противника в ближней и дальней операционных областях стратегической космической зоны, а также — радиоэлектронного подавления (РЭП) РЭС его обеспечивающих космических систем (военной спутниковой связи и ретрансляции, навигации, управления (наведения) ВТО).
Подсистема централизованного боевого управления системы ВКО потребует привлечения перспективных КСВ для решения двух качественно новых для Космических войск задач: во-первых — оперативного доведения приказов и информационных сообщений до пунктов управления силами и средствами СЯС и ВКО в мирное время и в период непосредственной угрозы агрессии, а во-вторых — формирования данных для целеуказаний и полетных заданий систем оружия видов ВС (в том числе, СЯС) и их надежного доведения до войсковых потребителей.
Вместе с тем с сожалением следует отметить, что сегодня наблюдается практически полное отсутствие:
• возможности поддержания состава орбитальных группировок, который бы эффективно обеспечивал действия войск в районе локальных конфликтов (всепогодная видовая, радио- и радиотехническая разведка,
метеообеспечение); развития космической составляющей ПРН и контроля космического пространства (ККП);
• модернизации и повышения уровня устойчивости наземной космической инфраструктуры;
• реальных шагов по формированию интегрированного информационно-управленческого пространства на театре военных действий (разведка, связь, боевое управление, целеуказания системам ВТО), а также создание и распространение геоинформационной продукции и услуг в интересах войсковых потребителей;
• демонстрации потенциала сдерживания угроз в космосе и из космоса*.
* В марте 2020 года Индия удивила мир своим реальным противоспутниковым испытанием. Баллистическая ракета-перехватчик Shakti Mission, созданная Индийской организацией оборонных исследований и разработок (DRDO), уничтожила свой функционирующий спутник на низкой (300 км) орбите.
В среднесрочной перспективе необходимые возможности будут определяться не только нынешним состоянием отечественной ВКД, но и адекватным целеполаганием, ориентированным на понимание органами военного управления складывающейся ситуации, реальных возможностей экономики, науки и ракетно-космической промышленности, а также прогнозируемого уровня отечественных космических и информационных технологий. Основные проблемы развития СКВ (рис. 4) связаны с ограниченными
ПРОБЛЕМЫ В РЕШЕНИИ КАЧЕСТВЕННО НОВЫХ ЗАДАЧ КС В В СИСТЕМЕ В КО СВЯЗАНЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПО:
□ сокращению сроком легно-конструкторских испытании вновь разрабагывасмых космических комплексов и систем, а также средств их вы веления на орбиты;
□ созданию бортовой аппаратуры трехмерных наблюдений, высокоскоростных межспутниковых .ниша святи, крупногабаритных антенных систем и радиолокаторов, которые бы обеспечивали всесезонность, пес погод носи, и оперативность разведки нз космоса;
□ поддержанию и развитию военно-космической инфраструктуры;
□ гарантированному выведению на орбиты н устойчивому управлению КА в различные нерподы военно-политической обстановки;
□ реализации масштабных воен но-космических проектов; демонстрация к рамках существующих международно-правовых ограничении возможностей но предупреждению о космическом нападении, сдерживанию агрессии в космосе и из космоса.
-п риал^жия ксв -с при алнвн кэд жа
ТТЕЕУЕМЫ Й УРОВЕНЬ РЕШЕНИЯ
Рис. 4. Основные проблемы развития средств космического вооружения
7-АШ1ЛЧЛ
возможностями отечественной ракетно-космической промышленности по:
• сокращению сроков летно-кон-структорских испытаний вновь разрабатываемых космических комплексов и систем, а также средств их выведения на орбиты;
• созданию бортовой аппаратуры трехмерных наблюдений, высокоскоростных межспутниковых линий связи, крупногабаритных антенных систем и радиолокаторов, которые бы обеспечивали всесезонность, всепогодность и оперативность разведки из космоса;
• поддержанию и развитию военно-космической инфраструктуры;
• гарантированному оперативному выведению на орбиты и устойчивому управлению КА в периоды осложнения военно-политической обстановки;
• реализации масштабных военно-космических проектов: демонстрация в рамках существующих международно-правовых ограничений возможностей по предупреждению о космическом нападении, сдерживанию агрессии в космосе и из космоса.
Таким образом, будущее отечественной системы ВКО, предполагающее реализацию новых (нетрадиционных) подходов к ее архитектуре, связано с таким развитием космических сил и средств, которые бы в полной мере отвечали требованиям, содержащимся в «Стратегии национальной безопасности», «Военной доктрине», а также — недавнем Указе Президента РФ «Об основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания». Эти документы, если не явно, то опосредованно ориентируют органы военного управления и военно-научный комплекс на реализацию первоочередных мер, направленных на:
Космические средства военного и двойного назначения должны входить в состав практически всех боевых и информационных
подсистем системы ВКО. Анализ интегральных оценок эффективности применения КСВ в интересах традиционного информационного обеспечения решения базовых задач ВКО позволяет сделать вывод о том, что существующая система КСВ в период до 2030 года позволит обеспечить потребности системы ВКО при условии гарантированного создания, развертывания и поддержания орбитальной группировки программного состава.
• поиск и обоснование качественно новых подходов к организации ВКО, философии построения системы и поэтапного наращивания ее боевых возможностей;
• организационное обеспечение межвидового характера системы при ведущей роли ГШ ВС РФ и ВКС с ориентацией на стратегические составляющие — отражение СВКН противника, оперативную разведку космической обстановки, а также — сдерживание агрессии в космосе и из космоса;
• системные разработки средств наземного, авиационного космического вооружения, ориентированные на отечественные наукоемкие, ресурсосберегающие инновационные технологии, основанные на полном импортозамещении;
• поддержание и качественное обновление материально-технической базы ракетно-космической промышленности, которая бы уже в ближне-срочной перспективе обеспечила появление и принятие на вооружение перспективных образцов КСВ;
АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННЫХ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЗАДАЧ СИСТЕМЫ ВКО РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
• создание автоматизированной системы управления формированиями ВКО на базе имеющихся в ВС РФ систем и пунктов управления войсками (оружием).
Будущее отечественной системы ВКО, предполагающее реализацию новых (нетрадиционных) подходов к ее архитектуре, связано с таким развитием космических сил и средств, которые бы в полной мере отвечали требованиям, содержащимся в «Стратегии национальной безопасности», «Военной доктрине», а также — недавнем Указе Президента РФ «Об основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания».
Учитывая ориентацию потенциальных противников на потенциал информационных технологий 50, лежащий в основе сетецентриче-ских концепций боевых действий во всех возможных сферах вооруженной борьбы (дешевые, связанные и устойчивые в быстро развивающейся динамике современного боя систем коммуникаций), одним из новых подходов к архитектуре построения системы ВКО мог бы рассматриваться подход не к воздушно-кос-
мической, а стратегической обороне, основанный на нейтрализации (нарушении функционирования) таких сетей путем энергоинформационных и программно-аппаратных воздействий на их ключевые элементы. При кажущейся технической и организационной сложности этой задачи объективно существуют пути ее решения на основе интенсификации развития методов РЭП и информационной борьбы (в этой сфере мы сохраняем приоритеты). Если увязать решение задачи с интеграцией систем стратегического (в том числе, ядерного) сдерживания и космической компоненты, можно получить требуемый результат, не пытаясь догнать противников в 50 технологиях.
Для реализации такого подхода руководство ВКС и Министерства обороны в целом предстоит выработать единую долгосрочную стратегию в отношении дальнейшего строительства космических войск в интересах эффективной реализации военно-технической политики в области ядерного и неядерного сдерживания с ориентацией на информационное противоборство, формирования таких космических сил и средств, которые были бы способны обеспечивать решение интегрированных (на межвидовом уровне) задач стратегического сдерживания, противодействия агрессии и обороны.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Военная доктрина Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 25.12 2014).
2 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ № 683 от 31.12.2015).
3 Указ Президента РФ от 2 июня 2020 года № 355 «Об основах государственной
политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания».
4 Указ Президента РФ от 19 апреля 2013 года № пр-906 «Основы государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу».
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ • № 9 - 2020
17