Перспективы развития
космических войск Российской Федерации в условиях современных тенденций военно-космической деятельности
Полковник А.А. РОМАНОВ
Подполковник запаса С.В. ЧЕРКАС, доктор военных наук
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Проведен краткий анализ военно-космической деятельности развитых зарубежных стран, ориентированной на создание интегрированных космических информационно-телекоммуникационных сетей, поддерживающих проведение современных операций, а также на практическую отработку вопросов боевого применения средств вооруженной борьбы в космосе и из космоса. Обоснована ключевая роль в сдерживании стратегических угроз военного характера в космосе и из космоса космических войск в составе Воздушно-космических сил Российской Федерации (ВКС РФ).
The paper briefly analyzes the military space activity in advanced foreign countries aimed at creating integrated space information and telecommunication networks that support modern operations, and also at practical drilling of combat use of armed struggle means in space and from space. It justifies the key role of the Space Troops within the RF ASF in containing military threats in space and from space.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Воздушно-космические силы (ВКС), космические войска (КВ), военно-космическая деятельность (ВКД), космические средства вооружения (КСВ), космические аппараты (КА).
Aerospace Forces, space troops, military space activity, space facilities, space vehicles.
СОВРЕМЕННАЯ космическая деятельность развитых государств является локомотивом их экономического развития и военно-политического доминирования, поддержания стратегической стабильности, предотвращения эскалации вооруженных конфликтов, сдерживания потенциальных агрессоров.
В интересах поддержания стратегической стабильности с использованием космических сил и средств ре-
шается целый ряд важнейших задач: раннее предупреждение о ракетном и воздушно-космическом нападении,
стратегическая разведка объектов и территорий; связь и боевое управление стратегическими ядерными силами (СЯС), создание эффективной противоракетной обороны (ПРО), а также контроль соблюдения международных договоров и соглашений в области ограничений ядерных вооружений и космоса. Вместе с тем все больший приоритет приобретает задача оперативного оборудования и дооборудования театров военных действий (ТВД): комплексная разведка, связь, навигация, метеорологическое, топогеодезическое обеспечение в интересах видов вооруженных сил (ВС), родов войск и специальных служб, подготовки данных для вы-
дачи целеуказаний системам оружия (в том числе, высокоточного), планирования ракетно-авиационных ударов и использования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Без активной информационной поддержки из космоса эффективное проведение современных военных операций уже практически невозможно.
Самого пристального внимания с точки зрения создаваемых угроз и формирования стратегии развития отечественной военно-прикладной космонавтики требуют прогнозируемые цели и определяемые ими тенденции развития военно-космической деятельности ведущих зарубежных стран (рис. 1).
Рис. 1. Прогнозируемые цели и тенденции развития ВКД зарубежных стран
Каждая из обозначенных выше целей предполагает реализацию док-тринальных положений, организационно-технических, оперативных и программных мероприятий развития космических сил и средств зарубежных стран, формируя потенциальные угрозы России в стратегической космической зоне, влияющие на перспективы укрепления космических войск в структурах ВКС и ВС РФ. Эти перспективы традиционно опираются на три составляющие: совершен-
ствование войсковых формирований, развитие ВВСТ (космических средств вооружения), а также разработку и введения в практику концептуальных (доктринальных) документов, позволяющих организовать парирование возникающих угроз и эффективное осуществление космической политики в сфере обороны и военной безопасности.
Современные тенденции военно-прикладного использования космоса, определяющие направления
ВКД ведущих зарубежных стран в среднесрочной перспективе, это:
• интеграция спутниковых систем в единую информационно-телекоммуникационную сеть основу применения разведывательно-ударных систем и высокоточного оружия;
• широкое использование коммерческих космических систем (связь, дистанционное зондирование Земли) в военных конфликтах и миротворческих действиях;
• развитие многоспутниковых систем на базе малых космических аппаратов (МКА);
• размещение на коммерческих спутниках связи и вещания дополнительных полезных нагрузок военного назначения;
• контроль космического пространства и разведка космической обстановки;
• практическая отработка вопросов боевого применения средств вооруженной борьбы в космосе и из космоса, включая космические компоненты противоракетной обороны (ПРО), противоспутниковые и беспилотные авиационно-космические системы многоразового использования, гиперзвуковые летательные аппараты.
Целевые военно-космические программы сегодня уже реализуют не только США и Китай, но и такие страны, как Великобритания, Германия, Индия, Израиль, Канада, Франция и Япония. Однако полномасштабную ВКД, отвечающую вышеприведенным тенденциям, осуществляют лишь США и Китай, реализуя на практике магистральные направления военно-прикладного освоения космоса.
Военные конфликты XXI века предполагают проведение операций с комплексным использованием космических средств разведки, связи, навигации и метеорологического обеспечения (С418Я) (рис. 2). Создание интегрированных космических информационно-телекоммуникационных сетей так называемого «многосферного» (суша— море—воздух—космос—инфосфера) командования и управления (MDC2) — очередной шаг в развитии теории войн, который невозможен без поддержания и совершенствования эффективной космической инфраструктуры. В целях реализация этого направления оборонное ведомство США использует до 60 % информации от гражданских (коммерческих) космических систем наблюдения (мониторинга), включая зарубежные.
□ возможность оперативной оценки эффективности (возможностей) информационной поддержки из космоса орбитальной группировкой К А военного [двойного) назначения те куще го состава действий войск (сил флота) и применения систем оружия (включая ВТО);
□ н е об* од и мое т ь с ао е в ре ме н н о го ф орм и р об эн и я ре коме н да ци й для ОВУ о п е ра ? н в но го з а е н а по и с п ол ьзова н и ю информационного ресурса орбитальной группировки НА военного (двойного) назначения те куще го состава в интересах применения войск (сил флота) и систем оружия (включая ВТО);
□ и л лк>ст ра ц и я и н те гра цион н о й ро л и и н фо рмзци он н о- тел с ко мму н и ка цио н н о-на в ига ц ион ного ресурса орбитальной группировки, обеспечиазющего применение войск (сил флота) и систем оружия (включая ВТО), отееч а ю ще го со времен н ы м требо ва н ия м.
Рис. 2. Комплексное использование космических средств разведки, связи, навигации и метеообеспечения в будущих операциях
На фоне достигнутых успехов в области создания и использования МКА ведущие страны активно проводят в жизнь новые подходы к организации живучести и гибкости своих орбитальных группировок, рассматривают их как перспективные средства оперативной разведки и связи, управления войсками на ТВД, предупреждения о нападении, а также как эффективный инструмент противоспутниковой борьбы и быстрого восстановления (наращивания) информационного космического потенциала.
Предпринимаются все более активные шаги по практической отработке вопросов боевого применения средств вооруженной борьбы в космосе и из космоса (рис. 3). Так, на сегодняшний день испытания противоспутникового оружия только по реальным мишеням в космосе уже проведены Соединенными Штатами (5), Китаем (2), и Индией (1). Противоспутниковым потенциалом обладает уже развернутый наземный эшелон противоракетной обороны
американского континента, причем США продемонстрировали возможность прямого перехвата КА с использованием морских противоракет ПРО. Два американских космоплана Х-37-В многие месяцы проводят на орбите с недекларируемыми задачами, которые однозначно носят военно-прикладной характер.
В связи с наблюдающимися тенденциями ВКД зарубежных стран в космосе и из космоса на первый план выходит задача сдерживания стратегических угроз военного характера, постепенно перемещающихся в воздушно-космическую и информационную сферы. Эффективное решение этой задачи, включая поддержание отечественной орбитальной группировки (в первую очередь особо важных космических аппаратов) и наземной составляющей космической инфраструктуры, демонстрация возможности поражения и функционального подавления КА потенциального агрессора, прорыва космических эшелонов его противоракетной обороны в ответных (от-
Рис. 3. Практическая отработка зарубежными странами средств вооруженной борьбы в космосе и из космоса
ветно-встречных) ударах СЯС, становятся долгосрочными приоритетами отечественной военно-космической стратегии.
Ключевая роль в реализации такой стратегии принадлежит космическим войскам в составе Воздушно-космических сил. Организационно сегод-
няшние КВ состоят из командования, 15-й армии ВКС (особого назначения), трех главных центров (испытательного (ГИЦ) имени Г.С. Титова, предупреждения о ракетном нападении и разведки космической обстановки), Государственного испытательного космодрома «Плесецк», центров испытаний и применений космических средств, отдельной научно-исследовательской станции (полигон «Кура») и арсенала. При этом применение приданных сил и средств организовано в формах обеспечивающих и информационно-разведывательных действий. Такие действия включают подготовку и проведение запусков космических аппаратов военного и двойного назначения в целях развертывания и поддержания орбитальной группировки установленного состава; управление КА на орбитах; прием и первичную обработку получаемой в космосе информации. При этом осуществляется поддержание космических сил и средств в установленных степенях боевой готовности; проведение мероприятий по всестороннему обеспечению действий военно-космических формирований и организации необходимого взаимодействия; развертывание, поддержание в боегото-вом состоянии отдельных образцов средств сдерживания (противодействия) агрессии в космосе и из космоса. Космическим войскам удается решать широкий спектр задач, пока позволяющих обеспечивать потребности ВС РФ в космической информации и услугах навигационно-теле-коммуникационного характера.
Однако нынешняя стратегия развития отечественной ВКД характеризуется ограниченным спектром системных усилий по формированию перспективной структуры КВ как полноценного рода войск, оснащенного оружием в составе средств космического вооружения, имеющего
Перспективы укрепления космических войск в структурах ВКС и ВС РФ опираются на три составляющие: совершенствование войсковых формирований, развитие ВВСТ (космических средств вооружения), а также разработку и введения в практику концептуальных (доктринальных) документов,
позволяющих организовать парирование возникающих угроз и эффективное осуществление космической политики в сфере обороны и военной безопасности.
систему боевого управления и оперативного обеспечения. В течение последних двух десятилетий усилия руководства военно-космическими формированиями были сосредоточены на поддержании орбитальной группировки на минимально необходимом для обеспечения обороны и безопасности государства уровне на основе развертывания уже принятых на вооружение КА военного и двойного назначения с одновременным направлением высвобождающихся при этом материальных ресурсов на обновление космических комплексов и систем. При этом был достигнут определенный прогресс в создании отдельных образцов КА перспективных космических систем (комплексов), но сроки проведения опытно-конструкторских работ (ОКР) по ряду причин недопустимо затягиваются, что не позволяет реагировать на динамично формирующиеся угрозы стратегического характера в космосе и из космоса.
В ближнесрочной перспективе (до 2025 года) развитие космических войск будет осуществляться в направлениях (рис. 4).
Щ
ПО ОРБИТАЛЬНОЙ ГРУППИРОВКЕ - принятие на вооружение ГНСС «ГЛОНАСС», создание, испытания и развертывание нового поколения космических средств ПРИ. военной связи и ретрансляции, боевого управления СЯС. различных видов разведки в интересах видов ВС, управлений ГШ ВС РФ
ПО ГРУППИРОВКЕ СИЛ УПРАВЛЕНИЯ К А - развитие существующих и оборудование новых районов дислокации частей и соединений управления КА на российской территории; начало формирования отдельных специализированных командно-измерительных комплексов, перехода к основанной на принципах мобильности, модульности и ресурсосбережения малолунктной системе управления КА
ПО ГРУППИРОВКЕ СИЛ ЗАПУСКА КА - ее наращивание до уровня, позволяющего полностью перевести подготовку и запуск основных ракет космического назначения (РКН) легкого и среднего классов на российскую территорию, наряду с продолжением работ по развитию инфраструктуры космодрома «Восточный» под решение задач подготовки и запуска РКН всех классов (включая тяжелый и сверхтяжелый)
ПО ГРУППИРОВКЕ СРЕДСТВ СДЕРЖИВАНИЯ АГРЕССИИ В КОСМОСЕ И ИЗ КОСМОСА - начало развертывания экспериментально-демонстрационных объектов (позиционных районов), включая центры и специализированные испытательные комплексы; автоматизированной системы боевого управления такими средствами; оборудование позиционных районов и создание отдельных формирований (частей), обеспечивающих отработку вопросов применения в экспериментально-боевом варианте
Рис. 4. Направления развития космических войск в ближнесрочной перспективе
В среднесрочной перспективе (до 2030 года) развитие космических войск должно обеспечить возможности качественного улучшения состояния орбитальной и наземной составляющих космической инфра-
структуры как важнейших элементов оперативного оборудования СКЗ (рис. 5).
В случае практического осуществления вышеперечисленных направлений развития, КВ обретут каче-
V •
Цель: качественное улучшение состояния орбитальной и наземной составляющих военно-космической инфраструктуры КВ как важнейших элементов оперативного оборудования СКЗ.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВОЕННО-КОСМИЧЕСКОИ ИНФРАСТРУКТУРЫ К В
ОРБИТАЛЬНАЯ
□формирование группировки сил оперативной разведки космической обстановки — орбитальных средств и наземных объектов «космической системы оперативной разведки
космической обстановки и целеуказаний»;
□создание специализированной ОГ радиолокационных КА, обеспечивающих формирование «барьерной зоны » раннего обнаружения воздушно-
космических целей; □комплексирование задач, решаемых в космосе и из космоса путем создания ти по размерного ряда
унифицированных орбитальных платформ со сменными целевыми модулями; □достижение возможности оперативного развертывания О Г МКА разведки и связи в интересах группировок войск и сил флота на ТВД.
НАЗЕМНАЯ
□ совершенствование одноразовых и разработка многоразовых средств выведения КА под широкий спектр полезных нагрузок;
□ повышение оперативности выведения КА, уровня автоматизации, надежности и функциональной устойчивости стартовых и технических комплексов космодромов; создание системы транспортно-технического обеспечения КА на орбитах (ремонт и техническое обслуживание средствами робототехники);
□ сопряжение системы управления космическими силами и средствами с АСУ ВС РФ, исключение потерь и утечки информации в едином информационно-телекоммуникационно-навигационном пространстве;
□ завершение перехода кмалопунктной системе управления КА;
□ внедрение в войсковую практику сете центрических технологий управления КА непосредственно с поля боя с использованием малогабаритных, переносных и мобильных устройств;
□ разработка на основе микроминиатюризации и локальных сетей комплексов сбора, приема, обработки, хранения и выдачи космической информации войсковым потребителям в виде, пригодном для оперативного обеспечения войск и систем оружия непосредственно на поле боя.
Рис. 5. Направления развития КВ в среднесрочной перспективе
ственно новый потенциал, который позволит им не только решать задачи парирования новых угроз в воздушно-космической и информационной сферах, но и совершенствоваться организационно, реализуя новые формы и способы боевого применения.
В основе развития космических войск лежит их функция основного заказчика и пользователя системы средств космического вооружения.
Для обоснования среднесрочных перспектив их развития используется базовая модель (рис. 6), которая позволяет осуществлять возложенные на них функции, учитывая синергетику госзаказа, а также множество факторов политического, экономического, организационно технического и технологического характера с элементами неопределенности и внезапности.
Рис. 6. Характеристика военно-политических и макроэкономических условий планирования развития системы вооружения РФ
Находящиеся в структуре КВ научно-исследовательские учреждения (НИУ) обеспечивают научно-методическую поддержку в решении сложной задачи, включая военно-научное сопровождение профильных НИОКР ракетно-космической промышленности. Результат — уверенное формирование государственной программы вооружения (ГПВ) и государственного оборонного заказа (ГОЗ), которые позволяют обеспечить как создание перспективных образцов ракетно-космической техники (РКТ) и вооружения, так и традиционной номенклатуры космических комплексов и систем: предупрежде-
ния о ракетном нападении, разведки и целеуказания, связи, боевого управления, ретрансляции данных и специального назначения, нави-гационно-временного, топогеодези-ческого и гидрометеорологического обеспечения (задачи развития КСВ, решаемые посредством реализации ГОЗ выделены цветом, рис. 7).
Развитие средств наземного автоматизированного комплекса управления (НАКУ) КА предусматривает его модернизацию, унификацию радиоэлектронных средств (РЭС), повышение информативности и интеллектуализацию бортовых измерительных комплексов в составе средств выве-
Приоритетные задачи, решаемыми посредством реализации ГОЗ
[ Обеспечение достижения к 2020 году оснащенности ВС РФ современными ВВСТ до уровня 70 %
Развитие сил ядерного сдерживания, средств воздушно-космической обороны, космическим систем связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, роботизированным ударным комплексов, современной транспортной авиации, высокоточного оружия и средств борьбы с ним, системы индивидуальной защиты военнослужащих
Интеграция отдельным АСУ в единую АСУ ВС РФ на основе отечественных защищенных технологий
Расширение боевых возможностей ВМФ, прежде всего в Арктической зоне РФ и на Дальнем Востоке
Совершенствование технической оснащенности ВС РФ на основе модернизации имеющимся и закупок новых
ВВСТ, в том числе двойного назначения
Создание научно-темнического и технологического заделов для реализации базовым и критических военным технологий в целях разработки новейших ВВСТ
Рис. 7. Задачи развития и создания перспективных КСВ, решаемые посредством реализации Гособоронзаказа
дения КА, внедрение малопунктных технологий управления орбитальными группировками, использование навигационного поля для контроля полета ракет космического назначения (РКН) и управления малыми КА. Среднесрочные перспективы развития инфраструктуры НАКУ предусматривают завершение снятия с эксплуатации устаревших контрольно-измерительных систем (КИС), радиотехнических средств и станций, создание интегрированных центров управления полетами (ЦУП) КА, оптимизацию количества командно-измерительных комплексов (КИК) и отдельных измерительных пунктов (ОИП).
В основе развития космических войск лежит их функция основного заказчика и пользователя системы средств космического вооружения. Находящиеся в структуре КВ научно-исследовательские учреждения обеспечивают научно-методическую поддержку в решении этой сложной задачи, включая военно-научное сопровождение профильных НИОКР ракетно-космической промышленности.
К сожалению, развитие средств выведения КА в период до 2030 года замыкается лишь на РКН легкого, среднего и тяжелого классов. Новое поколение многоразовых космических транспортных систем, например тяжелых и сверхтяжелых РКН с повышенными энергетическими характеристиками, частично многоразовых систем с возвращаемым ускорителем первой ступени для решения задач выведения и транс-портно-технического обслуживания, так же как и авиационно-космических средств (западные аналоги которых уже созданы и испытыва-ются), так и не вышло за рамки поисковых НИОКР.
Реализовать на рубеже 2030 года вышеперечисленные средства космического вооружения и космической инфраструктуры станет возможным лишь при условии разработки отечественной ракетно-космической промышленностью уже в ближнесроч-ной перспективе ряда критических технологий, без которых реализация требований МО РФ к космическим средствам разведки и предупреждения о воздушном нападении, системы контроля космического про-
странства (СККП), предупреждения о ракетном нападении (ПРН), связи, боевого управления и ретрансляция информации в интересах СЯС, средствам радиоэлектронного противодействия (РЭП), а также средствам сдерживания агрессии в космосе и из космоса, включая бортовые комплексы защиты КА вряд ли станет возможной (рис. 8).
Для осуществления эффективной научно-технической политики по решению задачи создания критического
технологического задела, обеспечивающего появление перспективных КСВ необходимо обеспечить ряд приоритетных направлений развития научно-технической и технологической базы предприятий ракетно-космической отрасли, для чего существуют определенные предпосылки, включая целевое государственное финансирование в рамках федеральных целевых программ (рис. 9).
Перспективы развития российской космонавтики связаны с практиче-
Рис. 8. Критические технологии, необходимые для создания перспективных КСВ
Выполнение комплекса работ по поддержанию высокой надежности космических ракетных комплексов, ракет-носителей и КДГ обеспечению требуемого технологического уровня двигательных и гироскопических производств, создания и испытаний телеметрических И радиосистем, бортовых и наземных приборов и оборудования
Реализация критически важных технологий, обеспечивающих решение перспективных задач космической деятельности
Рис. 9. Приоритетные направления развития научно-технической и технологической базы предприятий ракетно-космической отрасли
ской реализацией мультипликативного эффекта в развитии перспективных космических технологий и достижением разумного баланса между тремя основными группами целей «военная безопасность» — «социально-экономическое развитие» — «прикладная наука». Основные направления военно-косми-
ческих исследований в период до 2030 года можно разделить на два уровня: традиционные, которые были характерны для последних трех десятилетий развития военной космонавтики, и перспективные, которые определят будущее космических войск и страны, как ведущей космической державы (рис. 10).
Рис. 10. Основные направления военно-космических исследований в период до 2030 года
Для осуществления эффективной научно-технической политики по решению задачи создания критического технологического задела, обеспечивающего появление перспективных КСВ необходимо обеспечить ряд приоритетных направлений развития научно-технической и технологической базы предприятий ракетно-космической отрасли, для чего существуют определенные предпосылки, включая целевое государственное финансирование в рамках федеральных целевых программ.
В условиях появления новых стратегических угроз в воздушно-космической сфере роль и место космических войск объективно возрастет: расширится как объем решаемых ими задач, так и их значимость в поддержании обороноспособности страны.
Однако это потребует сосредоточения наших общих усилий в осуществлении военно-космической деятельности, ее централизации и интенсификации, ориентированных на решение приоритетных задач обеспечения военной безопасности России.