КРИМИНАЛИСТЪ. 2022. № 2 (39). С. 156-162 • CRIMINALIST. 2022;2(39):156-162
Научная статья УДК 347.963
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ
ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
Эльнара Рафисовна ИСЛАМОВА1, Светлана Викторовна ЕРМАЧЕНКО2
1,2 Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия
1 alnara@yandeх.ru
Аннотация. В статье рассматривается специфика организации и осуществления природоохранными прокурорами надзора за исполнением законодательства об особо охраняемых природных территориях. На примере Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры обращается внимание на необходимость подробного анализа состояния законности и основанного на его результатах стратегического долгосрочного планирования прокурорского надзора за исполнением законов в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: организация работы, прокурорский надзор, стратегическое планирование, особо охраняемые природные территории
Для цитирования: Исламова Э. Р., Ермаченко С. В. Стратегическое планирование при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства об особо охраняемых природных территориях // Криминалистъ. 2022. № 2 (39). С. 156 — 162.
Original article
STRATEGIC PLANNING IN PERFORMING PROCURATOR'S SUPERVISION OVER THE ENFORCEMENT OF THE LEGISLATION ON SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREAS
Elnara R. ISLAMOVA1, Svetlana V. ERMACHENKO2
1,2 St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia
1 alnara@yandeх.ru
Abstract. The article deals with specific features of organization and execution of supervision by environmental procurators over over enforcement of legislation on specially protected natural areas. Drawing on the example of the Baikal Interregional Environmental Procurator's Office, attention is placed on the need for a detailed analysis of the state of legality and, as based on its results, strategic long-term planning of procuratorial supervision over the enforcement of laws in this area.
Keywords: organization of work, procuratorial supervision, strategic planning, specially protected natural areas
For citation: Islamova E. R., Ermachenko S. V. Strategic planning in performing procurator's supervision over the enforcement of the legislation on specially protected natural areas. Criminalist. 2022;2(39):156-162. (In Russ.).
© Исламова Э. Р., Ермаченко С. В., 2022
Организация работы природоохранных прокуратур на основании глубокого анализа состояния законности с применением стратегического долгосрочного планирования позволяет достичь значительных результатов, мерами прокурорского реагирования ориентировать органы государственной власти и местного самоуправления на реализацию возложенных на них полномочий, а также обратить внимание хозяйствующих субъектов и граждан на имеющиеся экологические проблемы.
Стратегическое планирование зародилось и активно развивается в экономике, чему способствовало принятие Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»1. Однако в научной литературе это понятие до сих пор не имеет четкого определения [1, с. 171]. Под стратегическим планированием понимают процесс реализации цели; инструмент регулирования, управления процессами, реализующими совокупность целей; процедуру, которая позволяет диагностировать проблему и найти эффективное направление по ее решению; вид деятельности по разработке цели с учетом различных факторов [2, с. 30]. Применительно к рассматриваемой нами тематике представляется наиболее универсальным определение стратегического планирования как обоснованного и аргументированного процесса создания и претворения в жизнь планов, программ действий, мероприятий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических целей, где цели выступают в качестве приоритета, фундамента стратегического планирования [2, с. 30]. При этом под стратегическими нами понимаются существенные, важные цели.
В науке прокурорской деятельности понятие «стратегическое планирование» не используется. В современной литературе по прокурорской деятельности наряду с текущими (полугодовыми, квартальными и месячными) и краткосрочными (недельны-
1 О стратегическом планировании в Российской Федерации : Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ : текст с изм. и доп. на 31 июля 2020 г. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
ми, ежедневными) планами перечисляются и перспективные (на год и более), однако порядок их формирования, требования к содержанию таких планов, примеры их использования не приводятся [3, с. 80 — 81; 4, с. 56]. Отмечается, что перспективный план состоит из перечня проверочных, аналитических и иных мероприятий, которые могут быть включены в текущий план работы на следующий планируемый период [5, с. 92]. Однако это не раскрывает сущности перспективного плана. Отдельные авторы в существующие долгосрочные (перспективные) планы предлагают включать мероприятия, вытекающие из местной либо региональной программы противодействия преступности и правонарушениям, направленные на выявление и устранение обстоятельств, способствующих преступлениям, пресечение нарушений прав и охраняемых интересов граждан. На долгосрочной основе в соответствии с установками прокуратуры субъекта Российской Федерации могут планироваться мероприятия по усилению надзора за исполнением законов в той или иной сфере социально-экономической жизни, меры по устранению просчетов в организации собственной работы, выявленных комплексной проверкой [6, с. 74]. Отдельными авторами вовсе отмечается, что увеличение срока действия плана, например, перспективного более чем на два года приводит к формализму, отрыву от реальной основы мероприятий из-за увеличения числа возможных альтернатив развития социально-экономических явлений и роста фактора неопределенности [7, с. 111].
Планирование на длительные сроки в настоящее время, как правило, не осуществляется. Единственным примером стратегического долгосрочного плана, принятого во исполнение Указа Президента Российской Федерации2, является Комплексный план мероприятий по противодействию коррупции на 2021 — 2024 годы, утвержденный Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 15 сентября 2021 года № 532
2 О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы : Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
«Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы»1. На уровне прокуратур субъектов Российской Федерации и прокуратур городов и районов авторам примеры стратегического долгосрочного планирования не известны, за исключением тех, которые приводятся в настоящей статье.
Представляется, что такой инструмент, как стратегическое долгосрочное планирование, остается недооцененным.
Совершенно обоснованно отмечается, что наряду с осуществлением контроля, координации, оценки деятельности работников к функциям управления внутри системы прокуратуры относится руководство, в том числе общее руководство, подразумевающее определение целей и задач, выделение среди задач наиболее значимых для конкретной прокуратуры, формирование стратегии деятельности прокуратуры на длительный период [4, с. 61].
Достижение таких целей невозможно без разработки программного документа — стратегического долгосрочного плана прокуратуры. Особенно актуален этот вопрос для природоохранных прокуратур, обеспечивающих законность в экологической сфере, в которой решение таких задач, как ликвидация накопленного вреда, строительство очистных сооружений, заводов по переработке и утилизации отходов, полигонов для хранения твердых бытовых отходов, требует значительных финансовых затрат, последовательной продуманной реализации и невозможно в кратчайшие сроки. В этой связи
1 Такие планы утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации с 2008 года (приказы от 13 августа 2008 г. № 160 «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции»; от 15 мая 2010 г. № 208 «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы»; от 28 апреля 2012 г. № 186 «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2012 — 2013 годы»; от 27 мая 2014 г. № 285 «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2014 — 2015 годы»; от 4 мая 2016 г. № 263 «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы»; от 8 августа 2018 г. № 485 «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы»; от 16 августа 2021 г. № 478 (Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»).
для обеспечения законности в экологической сфере природоохранным прокуратурам целесообразно применять стратегическое долгосрочное планирование, направленное на разработку и реализацию комплекса планируемых мероприятий, взаимосвязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям, обеспечивающих достижение стратегических целей [8, с. 18—20].
Стратегическое долгосрочное планирование в каждой прокуратуре с учетом состояния законности на поднадзорной территории позволяет более эффективно решать стоящие перед ней задачи, своевременно принимать меры прокурорского реагирования и планомерно добиваться реального устранения нарушений закона.
По нашему мнению, организационно-распорядительный документ прокуратуры, который предусматривает в долгосрочной перспективе реализацию поставленных задач, не противоречит текущему планированию работы на полугодие или год, а наоборот, служит его основой с учетом уже достигнутых результатов и состояния законности в данный момент. Стратегическое планирование служит ориентиром в целом для работы прокуратуры. Долгосрочное планирование одновременно с текущим позволяет системно, целостно, непрерывно и сбалансированно осуществлять надзорные и ненадзорные полномочия прокурора, добиваться своевременного устранения нарушений закона и достигать положительных результатов в работе в установленные сроки.
Для разработки эффективного и сбалансированного организационного документа необходим тщательный анализ состояния законности, в ходе которого потребуется выделить наиболее серьезные и важные проблемы в сфере экологии на поднадзорной территории. Долгосрочные цели для прокуратуры должны быть определены исходя из данных о существующих проблемах, а мероприятия и сроки реализации согласовываться с поставленными целями. Помимо этого такой документ должен быть «гибким» и предусматривать контроль выполнения мероприятий и его корректировку с учетом уже достигнутых результатов и изменения внешних факторов.
В настоящей статье демонстрируется практика применения стратегического планирования на примере организации и осуществления такого важного поднаправ-
ления, как надзор за исполнением законодательства об особо охраняемых природных территориях.
Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура осуществляет прокурорский надзор за исполнением законов на Байкальской природной территории, площадь которой составляет 386 тыс. кв. км и суммарно превышает площадь всех заповедников и национальных парков России (317 тыс. кв. км). В границах Байкальской природной территории сеть особо охраняемых природных территорий представлена пятью заповедниками, четырьмя национальными парками, 21 заказником, одним природным парком, 128 памятниками природы, одним ботаническим садом. Площадь особо охраняемых природных территорий в пределах Байкальской природной территории равна 46,0 тыс. кв. км, что составляет 12 % от площади Байкальской природной территории и около 2,3 % от площади всех особо охраняемых природных территорий Российской Федерации. В границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории и участка всемирного природного наследия «Озеро Байкал» особо охраняемые природные территории занимают 25,6 тыс. кв. км (29 % площади центральной экологической зоны)1.
Особое внимание уделяется обеспечению законности в таких сферах, как лесопользование, сохранение и использование объектов животного мира и среды их обитания, охрана водных объектов, сохранение водных биологических ресурсов, размещение промышленных и бытовых отходов, вопросам возмещения ущерба, причиненного окружающей среде на особо охраняемых природных территориях.
В обязательном порядке прокурорами дается оценка законности решений органов власти всех уровней, соблюдения запретов и ограничений, действующих на особо охраняемых природных территориях.
При принятии мер прокурорского реагирования учитывается негативное влияние на окружающую среду антропогенной нагрузки от принятых решений и деятельности хозяйствующих субъектов.
1 Государственный доклад «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2017 году». Иркутск, 2018. С. 47.
На основании подробного анализа состояния законности определяются проблемы, требующие вмешательства органов прокуратуры.
Ввиду того что побережье Байкала и особо охраняемые природные территории имеют наибольшую туристическую привлекательность, одной из основных проблем является незаконное распоряжение землями и их хаотичная застройка. Этому способствовало то, что в Единый государственный реестр недвижимости не были своевременно внесены сведения о границах Прибайкальского национального парка, а также о границах 30 % заказников регионального значения и памятников природы. Охранные зоны 74 % особо охраняемых природных территорий не поставлены на кадастровый учет, что позволяет использовать уникальные природные комплексы в целях осуществления хозяйственной деятельности, запрещенной на данной территории. Положения об особо охраняемых природных территориях не приводятся в соответствие с нормами действующего законодательства. Это влечет незаконное предоставление земель, невозможность определения перспективы развития и соблюдения режима особо охраняемых природных территорий. В Иркутской области отсутствует единый орган управления особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Массовый характер носит незаконное распоряжение землями Прибайкальского национального парка. В Республике Бурятия незаконно создана рекреационная местность местного значения, в границах которой с превышением полномочий земли лесного фонда переведены в земли сельскохозяйственного назначения. В границах Национального парка «Чикой» Забайкальского края имеется пять земельных участков, предназначенных для добычи полезных ископаемых и не вошедших в земли особо охраняемой природной территории, в связи с чем деятельность недропользователей создает прямую угрозу для экосистемы национального парка и не соответствует целям его создания.
Систематически прокурорами выявляются нарушения в деятельности учреждений, осуществляющих охрану особо охраняемых природных территорий и управление ими. Кроме того, фиксируются факты неудовлетворительной работы органов контроля.
В ходе проверки Прибайкальского национального парка выявлены случаи необоснованного взимания с граждан денежных средств за услуги, которые не оказываются и не предусмотрены прейскурантом учреждения (за посадку вертолетов, размещение палаток в специально оборудованных местах и т. д.), а также неэффективного расходования указанных денежных средств1.
При значительных сборах за посещение острова Ольхон дирекцией ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» не принимаются достаточные меры к обустройству экскурсионных и туристических троп и маршрутов, смотровых площадок, мест отдыха, следствием чего является не только утрата природной ценности объектов парка, но и постоянный травматизм и несчастные случаи с людьми на особо охраняемой природной территории.
Кроме того, в связи с ненадлежащей подготовкой технической документации, слабой организацией юридического сопровождения при заключении контрактов, отсутствием контроля за выполнением работ в настоящее время не осуществляются оплаченные работы в размере более 6 млн рублей по разработке проектно-сметной документации по объекту «Туристический комплекс „Мыс Хо-бой"» и по строительству информационного пункта у станции Темная падь.
Перед Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратурой стоит цель обеспечения законности на особо охраняемых природных территориях, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Прокуратурой определено, что этой цели можно достичь и решить вышеуказанные проблемы, обеспечив:
внесение сведений о границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон в Единый государственный реестр недвижимости, проведение зонирования территорий, организацию пропускного режима с учетом рекреационной нагрузки;
создание на территории Иркутской области единого органа управления особо
1 Генеральная прокуратура Российской Федерации : офиц. сайт. URL: https://epp.gen-proc.gov.ru/web/bmtp/mass-media/news /ar-chive?item=57879732 (дата обращения: 26.03.2022).
охраняемыми природными территориями регионального значения;
активную работу органов власти и контроля по возврату земель особо охраняемых природных территорий, незаконно выбывших из государственной собственности;
выполнение запрета осуществления хозяйственной деятельности, противоречащей режиму особо охраняемых природных территорий, снос незаконных построек, возмещение причиненного ущерба;
охрану и рациональное использование лесных участков в границах заказников регионального значения;
исключение фактов недропользования на земельных участках, расположенных внутри национального парка «Чикой», но не вошедших в состав особо охраняемой природной территории, с последующим включением этих земель в границы национального парка.
Надзорная деятельность Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры направлена на решение указанных проблем.
Наступательность и последовательность в работе природоохранной прокуратуры позволила остановить массовую застройку побережья Байкала и национальных парков. После принятия мер прокурорского реагирования, в том числе во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в 2020 году в Единый государственный реестр недвижимости внесены границы Прибайкальского национального парка, что способствует соблюдению режима особо охраняемой природной территории, предотвращению незаконного распоряжения земельными участками и хаотичной застройки побережья Байкала в самых туристически развитых местах. Значительно снизилось количество поставленных на кадастровый учет земельных участков в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и на особо охраняемых природных территориях федерального значения, планируемых к передаче в частную собственность. Так, до 2018 года ежегодно проводилась регистрация прав в отношении 2 500 участков, в 2020 году — менее 1 300, и это в случае перехода права на участок, а также в отношении участков, предполагаемых к предоставлению во временное пользование, владение. Кроме того, органами Росреестра в Байкальском регионе
с 2018 года в 1,5 раза увеличено количество проведенных проверок исполнения требований земельного законодательства и выявлено в 2,5 раза больше нарушений.
В Иркутской области по результатам принятия прокуратурой мер реализуются мероприятия по созданию единого органа управления особо охраняемыми природными территориями регионального значения (подготовлен проект штатного расписания, определена минимальная необходимая численность специализированного учреждения в области охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения)1.
Во исполнение требований прокуратуры активизирована деятельность органов Рос-природнадзора, объекты рекреационного назначения были включены в план проверок на 2021 год, сформированы перечни объектов рекреации, осуществляющих деятельность в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и на особо охраняемых природных территориях, организовано взаимодействие с Управлением Росреестра по Иркутской области и ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».
Кроме того, в результате комплекса мер реагирования удалось полностью прекратить выдачу органами местного самоуправления незаконных разрешений на строительство в границах особо охраняемых природных территорий на побережье озера Байкал. Всего по искам прокуроров возвращено в государственную собственность более 1 300 гектаров земель, имеющих особую природную ценность, из которых 1 253 гектара — земли особо охраняемых природных территорий, расположенных непосредственно на побережье озера Байкал. Их общая кадастровая стоимость превышает 542 млн рублей.
Природоохранная прокуратура предъявила требование о понуждении Министерства лесного комплекса Иркутской области определить в лесохозяйственных регламентах лесничеств региона площадь и местоположение защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, Управления Росреестра — о понуждении к
1 Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области : офиц. сайт. URL: https://irkobl.ru/sites/apparat/
news/1346096/ (дата обращения: 27.03.2022).
проведению контрольных мероприятий и самостоятельному принятию мер по привлечению виновных к административной ответственности. Пресечена многолетняя незаконная практика распоряжения муниципальными лесами, в том числе водоохранными, входящими в рекреационную местность «Северо-Байкальская»2.
На основании материалов прокурорской проверки вынесен обвинительный приговор по п. «в» ч. 3 ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении бывшего руководителя Агентства лесного хозяйства Республики Бурятия за согласование сплошных рубок леса и незаконной добычи пес-чано-гравийных смесей в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Решениями судов по искам природоохранного прокурора ограничено использование АО «Группа Илим» 45 тыс. гектаров лесных участков в границах заказника «Эду-чанский», ООО «Игирма Лес» в границах заказника «Озерный» площадью 16 тыс. гектаров3. В судебном порядке взыскивается причиненный ущерб.
Решением суда на АО «Группа Илим» возложена обязанность по проведению ле-совосстановления в границах заказника «Эдучанский» (2019 год). В суд направлено исковое заявление к ООО «Игирма Лес» с требованием проведения лесовосстановле-ния в границах заказника «Озерный». По решению суда от 11 марта 2021 года по иску природоохранного прокурора на Министерство лесного комплекса Иркутской области возложена обязанность провести мероприятия по лесовосстановлению на площади почти 750 тыс. гектаров на лесных участках в государственных природных заказниках регионального значения «Лебединые озера (Окунайский)» и «Туколонь». Фактически лесовосстановление проведено на площади 260 тыс. гектаров4.
2 Генеральная прокуратура Российской Федерации : офиц. сайт. URL: https://epp.gen-proc.gov.ru/web/bmtp/mass-media/news/ar-chive?item=54913065 (дата обращения: 27.03.2022).
3 Там же. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/ bmtp/mass-media/news/archive?item=37249582 (дата обращения: 27.03.2022).
4 Там же. URL: https://epp.genproc.gov.ru/ web/bmtp/search?article=61347573 (дата обращения: 27.03.2022).
В 2019 году Верховным судом Республики Бурятия удовлетворены шесть исковых заявлений прокуратуры об обжаловании лесохозяйственных регламентов лесничеств в части, разрешающей заготовку древесины на особо охраняемой природной терри-
тории1.
Реализация всех мероприятий требует значительных временных и финансовых затрат. Вместе с тем их полная реализация позволит добиться того, что в Единый государственный реестр недвижимости будут внесены сведения о границах всех особо охраняемых природных территорий, их охранных зонах на Байкальской природной территории и в бассейне реки Ангара, нормативные правовые акты, регламенти-
рующие режимы охраны особо охраняемых природных территорий, будут приведены в соответствие с действующим федеральным законодательством, деятельность, осуществляемая в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, будет соответствовать режиму охраны.
Стратегическое и перспективное планирование при организации надзора за исполнением законодательства об особо охраняемых природных территориях служит повышению эффективности работы, позволяет последовательно добиваться реального улучшения состояния законности, что подтверждается результатами деятельности Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры.
Список источников
1. Ходжич М. В. Основные понятия стратегического планирования как функции стратегического управления // Вестник Владимирского юридического института. 2009. № 1 (10). С. 171 — 173.
2. Стратегическое управление в органах власти : учеб. и практикум для вузов / Г. М. Кадырова, С. Г. Еремин, А. И. Галкин ; под ред. С. Е. Прокофьева. Москва : Юрайт, 2022. 259 с. (Высшее образование). ISBN 978-5-534-15368-2. URL: https://urait.ru/bcode/497785/ (дата обращения: 27.03.2022).
3. Прокурорский надзор. Общая часть : учеб. для вузов / К. И. Амирбеков, А. Ю. Винокуров, Ф. М. Кобзарев [и др.] ; под общ. ред. О. С. Капинус ; науч. ред. А. Ю. Винокуров. 6-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2022. 231 с. (Высшее образование). ISBN 978-5-534-15420-7. URL: https://urait.ru/ bcode/504274/ (дата обращения: 28.03.2022).
4. Настольная книга прокурора : практ. пособие. В 2 ч. Ч. 1 / Э. Р. Аберхаев, Л. И. Александрова, Б. В. Андреев [и др.] ; под общ. ред. О. С. Капинус, С. Г. Кехлерова ; науч. ред. А. Ю. Винокуров. 6-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2022. 595 с. (Профессиональная практика). ISBN 978-5-534-14169-6. URL: https://urait.ru/bcode/490590/ (дата обращения: 28.03.2022).
5. Винокуров Ю. Е., Винокуров А. Ю. Прокурорский надзор : учеб. для вузов / под ред. Ю. Е. Винокурова. 15-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2022. 556 с. (Высшее образование). ISBN 978-5534-12359-3. URL: https://urait.ru/bcode/496321/ (дата обращения: 26.03.2022).
6. Настольная книга прокурора / Науч.-исслед. ин-т проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации ; под ред. С. И. Герасимова. Москва : НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации : Экслит, 2003. 848, [1] с. ISBN 5-94918-001-1.
7. Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации : учеб. для системы повышения квалификации прокур. кадров / Ф. М. Кобзарев, А. Я. Мацыков, А. Ф. Смирнов [и др.] ; под. общ. ред. А. Ф. Смирнова. Москва : Ин-т повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2005. 334, [1] с.
8. Ермаченко С. В., Исламова Э. Р. Стратегическое планирование как основа эффективной деятельности природоохранной прокуратуры // Законность. 2021. № 5. С. 18 — 22.
Информация об авторах
Э. Р. Исламова - кандидат юридических наук, доцент;
С. В. Ермаченко - соискатель.
Information about the authors
E. R. Islamova - Candidate of Science (Law), Associate Professor;
S. V. Ermachenko - Applicant.