Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БИОЛОГИЧЕСКИХ ОТХОДАХ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БИОЛОГИЧЕСКИХ ОТХОДАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
КриминалистЪ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / ЭКОЛОГИЯ / УКРЕПЛЕНИЕ ЗАКОННОСТИ / НАРУШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОТХОДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевчук Олеся Леонидовна

Статья посвящена роли органов прокуратуры в укреплении законности в сфере экологии. Автором проанализирована работа Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры, указаны типичные нарушения закона, выявляемые прокурорами в процессе надзора за исполнением законов в сфере обеспечения безопасности использования скотомогильников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF PROCURATORIAL SUPERVISION OVER EXECUTION OF LEGISLATION ON BIOLOGICAL WASTE

The article is devoted to the role of procuracy bodies in strengthening the rule of law in the sphere of ecology. The author analyzes the work of Samara interdistrict environmental public prosecutor’s office, points out to the typical violations revealed by prosecutors while supervising over enforcement of laws in the sphere of safe use of burial ground for animal refuse

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БИОЛОГИЧЕСКИХ ОТХОДАХ»

особо охраняемых природных территорий влекут необходимость его защиты прокурором, в том числе в судебном порядке.

Б данном случае невозможно расценивать публичный интерес как оценочную категорию, содержание которой определяется подвижностью границ между сферами жизнедеятельности общества и государства, между публичным и частным.

При установлении содержания публичного интереса в сфере использования и охраны особо охраняемых природных территорий мерилом является .лишь интерес, выражающийся в сохранении благоприятной окружающей среды. Обоснованность данного вывода подтверждается судебной практикой, согласно которой фактов отказа в приеме исковых заявлений (заявлений) прокурора в защиту публичных интересов в сфере использования и охраны особо охраняемых природных территорий по основанию отсутствия подлежащего защите публичного интереса не установлено.

Сформулированное нами определение может быть применено к разным видам судопроизводства, вне уголовного, поскольку в уголовно-процессуальном законодательстве отсутствует неоднозначность в определении роли прокурора. Так, согласно ст. 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации основанием для предъявления прокурором требования о возмещении имуществе™ ого вреда, в том числе окружающей среде, является установление факта причинения данного вреда непосредственно преступлением.

В связи с тем что участие прокурора в рассмотрении дел судами в порядке граж-

В настоящее время активно обсуждаются проблемы, связанные с обращением с производственными отходами, твердыми коммунальными отходами, медицинскими отходами.

Однако, несмотря на развитие современного общества, происходящие технологические процессы, вопросы совершен-

данского и административного судопроизводства является продолжением прокурорского надзора, содержание публичного интереса в сфере использования и охраны особо охраняемых природных территорий должно учитываться при определении актуальных направлений прокурорской деятельности, при определении предмета проверки и предмета участия в рассмотрении де.ла судом, при разработке ведомственных организационно-распорядительных актов и федеральных нормативных актов, регулирующих деятельность органов прокуратуры.

Библиографический список

1. Васильева М. И. Публичные интересы в экологическом праве / МИ. Васильева. — Москва : Изд-во МГУ, 2003. - 424 с.

2. Кряжков А. В. Публичный интерес: понятие, виды и защита / А. В. Кряжков / / Государство и право. — 1999. — № 10. — С. 91 —99.

3. Общая теория государства и права : академический курс : в 3 т. / отв. ред. М. Н. Марченко. — Москва: Зерцало-М, 2002. — 3 т.

4. Проблемы теории государства и права / под ред. М. Н. Марченко. — Москва ; Проспект, 1999. - 504 с.

5. Теория государства и права / под ред. Н. И. Мату зова, А. В. Малько. — Москва : Юристъ, 1997. - 672 с.

6. Тихомиров Ю. А. Административное усмотрение и право / Ю. А. Тихомиров // Журнал российского права. — 2000. - №4. — С. 70 - 79.

7. Тихомиров Ю. А. Публичное право / Ю. А. Тихомиров. - Москва : БЕК, 1995. - 642 с.

8. Тотьев К Ю. Публичный интерес в правовой доктрине и законодательстве / К. Ю. Тотьев / / Государство и право. — 2002. — № 9. — С. 19-25.

.963

сгвования законодательства, регламентирующего обращение с биологическими отходами, остались нерешенными.

Вместе с тем опасные процессы биогенного характера (эпидемии, эпизоотии, вызванные распространением природа о-очаговых заболеваний, например связанные с переносом возбудителей таких забо-

О. Л ШЕВЧУК УДК 347

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БИОЛОГИЧЕСКИХ ОТХОДАХ

леваний мигрирующими животными) могут стать источником чрезвычайных ситуации природного характера.

Решение основных задач в области обеспечения экологической безопасности должно осуществляться по приоритетным направлениям, в том числе путем повышения эффективности осуществления контроля в области обращения с радиацион-но, химически и биологически опасными отходами1.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 1 апреля 2014 г. № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании» прокурорам поручено добиваться от органов государственной власти, местного самоуправления, органов государственного надзора принятия мер по обеспечению экологически безопасного обращения с отходами, предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду; особое внимание следует уделить соблюдению требований законодательства при сборе, транспортировке и размещении медицинских, биологических и радиоактивных отходов (п. 3.13).

В научной литературе освещаются общие вопросы осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства об отходах2, вопросы же прокурорско-

1 О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года : указ Президента Рос. Федерации от 19 апр. 2017 г. № 176. П. 26.

- См., напр.: Новые подходы к организации прокурорского надзора позволит и улучшить состояние законности б стране : интервью с начальником Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации А. В. Паламарчуком / / Прокурор. 2012. № 4. С. 8-17 ; Воробьев С. Д. Надзор за исполнением природоохранного законодательства / / Законность. 2015. № 5. С. 3—7; Бессара-бов В. Г., Добрецов Д. Г., Суслова Н. В. Деятель-ностъ прокуратуры по укреплению законности в сфере экологии / / Законность. 2014. № 9. С. 9 —14 ; Курилова Е. В. Надзор за исполнением законов в экологической сфере // Законность. 2012. № 12. С. 28-30 ; Борисова Ю. В. Реадиза-

го надзора за исполнением законодательства о биологических отходах, в том числе при использовании и содержании скотомогильников, как правило, не рассматриваются. В связи с этим представляется интересным опыт работы Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры3.

Биологическими отходами в силу положений п. 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (Ветеринарно -санитарные правила)4 являются: трупы животных и птиц, в том числе лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринар-но-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

ция прокурорами полномочий по устранению

нарушений закона в сфере обращения с отходами производства и потребления // Законность. 2016. № 7. С. 11-12 ; Дымолазов В. С. Особенности принятия отдельных актов прокурорского реагирования по результатам проверок исполнения законодательства об отходах производства и потребления / / Законность. 2017. № 3. С. 17-19 , Татаринов А. Е., Янчур-кин О. В. О практике осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления / / Экологическое право. 2016. № 2. С. 19 — 22 ; Паламарчук А. В. Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами местного самоуправления // Законность. 2014. №3. С. 3-8.

3 Структурное подразделение на территории Самарской области Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, созданной в целях надзора за исполнением законов об охране окружающей среды на территории бассейна реки Волги (Об образовании прокуратуры : приказ Генерального прокурора СССР от 27 апр. 1990 г. № 443).

4 утверждены Минсел ьх озпродом России 4 октября 1995 г. № 13-7-2/469.

Согласно п, 1.5 Ветеринарно-сани-тарных правил утилизация биологических отходов должна производиться исключительно путем переработки на ветеринар-но-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживания в биотермических ямах, уничтожения сжиганием или в исключительных случаях путем захоронения в специально отведенных местах (скотомогильника х).

Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой на постоянной основе проводится анализ исполнения природоохранного законодательства в сфере обеспечения безопасности использования скотомогильников, расположенных на поднадзорной территории Самарской области (в первую очередь сибиреязвенных скотомогильников как представляющих наибольшую угрозу не только для животных, но и для человека).

Основной проблемой в этой сфере являются бесхозяйные, надлежащим образом не оборудованные скотомогильники.

На территории Самарской области расположено три сибиреязвенных скотомогильника (1951,1957 и 1989 годов образования), которые являются бесхозяйными. В настоящее время все сибиреязвенные скотомогильники законсервированы и являются недействующими. Однако в ходе проведенной в 2014 году проверки установлено, что один сибиреязвенный скотомогильник не соответствует требованиям Ветеринарно-санитарных правил.

В этой связи Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой в суд было направлено исковое заявление об обя-зании Правительства Самарской области привести в соответствие с санитарно-эпидемиологическими правилами сибиреязвенный скотомогильник. Требования прокуратуры судом были удовлетворены.

В 2015 году решение суда по иску исполнено в полном объеме: по всему периметру скотомогильника установлено ограждение, исключающее случайный доступ .людей и животных; сформированы по всему внутреннему периметру канавы; скотомогильник обозначен предупреждающей табличкой с надписью «Сибирская

язва»; обеспечен контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитар но-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения хозяйственной деятельности.

На территории Самарской области расположено 352 скотомогильника, 109 в настоящий момент ликвидированы.

Прокурорам следует осуществлять мониторинг состояния законности и при эксплуатации оставшихся скотомогильников.

На практике возникла проблема, связанная с определением органов, ответственных за предупреждение болезней, общих для человека и животных, в сфере утилизации биологических отходов.

Действующим законодательством указанные полномочия возложены на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта1.

В 2014 году прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при утилизации биологических отходов на территории Шенталинского района Самарской области.

В ходе проверки прокуратурой установлено, что на территории указанного муниципального района расположено 22 скотомогильника, не отвечающих установленным требованиям ветеринарно-санитарного законодательства. В связи с этим прокуратурой направлено исковое заявление в суд об обязании Правительства Самарской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести скотомогильники в соответствие с требованиями Ветеринар-но-санитарных правил.

Районный суд, отказывая в удовлетворении требований прокуратуры, пришел к выводу, что действующее законодательство не содержит точных указаний об отнесении полномочий по приведению скотомо-

1 Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 6 окт. 1999 г. № 184-ФЗ. Ст. 26.2 , О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения ; федер. закон Рос. Федерации от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ. Ст. 6.

гильников в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил к юрисдикции Правительства Самарской области.

Данное решение суда прокуратурой обжаловано в Самарский областной суд, которым требования прокурора были удовлетворены, при этом судом отмечено, что полномочия по предупреждению болезней, общих для человека и животных, в сфере утилизации биологических отходов возложены на Правительство Самарской области. Более того, судом указано, что, несмотря на факт издания 19 августа 2014 г. Правительством Самарской области постановления № 499 «Об утверждении порядка ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Самарской области», доказательств принятия действенных мер по ликвидации названных скотомогильников ответчиком не представлено. Судом на Правительство Самарской области возложена обязанность по приведению в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами 22 скотомогильников на территории Шенталинского района области. Определение суда вступило в законную силу, сторонами не обжаловано.

В ходе аналогичных прокурорских проверок в остальных районах Самарской области также выявлены нарушения Ветеринарно- санитарных правил. Прокуратурой продолжена деятельность по предъявлению к Правительству Самарской области исковых требований об обязании привести скотомогильники в соответствие с Ветер и-нарно-санитарными правилами.

В результате надзорной деятельности выявляются многочисленные проблемы правоприменения. В настоящее время назрела необходимость совершенствования федеральной нормативной базы, в частности Ветеринарно-санитарных правил, в части упрощения процедуры установления санитарных защитных зон скотомогильников, включения в данную работу органов местного самоуправления,

С учетом положений п. 2 сг. 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г, № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» законодательного урегулирования требуют следующие вопросы:

организация системы учета, отчетности и введения статистического анализа обращения с биологическими отходами;

разработка и принятие удельных нормативов образования биологических отходов (например, на 1 единицу поголовья, на 1 единипу площади хозяйства и др.);

ограничение (определение) количества поголовья скота (птицы, рыбы) для личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства и других хозяйств, определение порядка их учета и установление ответственности за предоставление недостоверных сведений;

порядок разработки схем (порядка) обращения с биологическими отходами;

порядок обследования наличия/отсутствия условий для размещения биологических отходов для населенных пунктов или поселений;

выведение земельных участков, на которых размещаются скотомогильники, из хозяйственного оборота (бессрочно — для сибиреязвенных скотомогильников и временно — для природной рекультивации остальных).

Несовершенство законодательных норм в указанной сфере требует более тщательного прокурорского надзора на данном направлении, в том числе повышения координирующей роли прокуратуры; проведения на системной основе мониторинга соблюдения норм по обращению с биологическими отходами, использованию и содержанию скотомогильников уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а также хозяйствующими субъектами, на балансе которых находятся указанные объекты, не допуская при этом подмены иных государственных органов.

Библиографический список

1. Бессарабов В. Г. Деятельность прокуратуры по укреплению законности в сфере экологии / В. Г. Бессарабов, Д. Г. Добрецов, Н. В. Суслова// Законность. - 2014. - №9. - С. 9-14.

2. Борисова Ю. В. Реализация прокурорами полномочий по устранению нарушений закона в сфере обращения с отходами производства и потребления / Ю. В. Борисова / / Законность. - 2016. - №7. - С. 11-12.

3. Воробьев С. Д. Надзор за исполнением природоохранного законодательства / С. Д Воробьев / / Законность. — 2015. — № 5. — С. 3—7.

4. Дымодазов В. С. Особенности принятия отдельных актов прокурорского реагирования по результатам проверок исполнения законодательства об отходах производства и потребления / В. С. Дымолазов / / Законность. — 2017. — №3. - С. 17-19.

5. Курилова Е. В. Надзор за исполнением законов в экологической сфере / Е. В. Курилова // Законность. - 2012. - №12. - С. 28 - 30.

6. Новые подходы к организации прокурорского надзора позволили улучшить состояние законности в стране ; интервью с начальником

На необходимость обращать особое внимание на исполнение законов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) указано в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере». На наш взгляд, это обусловлено состоянием жилого фонда и коммунальных сетей, которые зачастую требуют капитального ремонта, а также ненадлежащим обслуживанием управляющими компаниями общего имущества собственников многоквартирных домов.

При выявлении нарушений законодательства в сфере ЖКХ прокурорам следует использовать весь спектр мер прокурорского реагирования, например, при выявлении фактов хищений в сфере ЖКХ в каждом случае необходимо ставить вопрос о привлечении к уголовной ответственности виновных лиц, при наличии оснований выносить постановление в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ); своевременно оспаривать незаконные нормативные акты об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов; вносить представления об устранении нарушений закона; в случае

Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации А. В. Паламарчуком / / Прокурор. — 2012. — №4. -С. 8-17.

7. Паламарчук А. В. Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами местного самоуправления / А. В. Паламарчук // Законность. - 2014. - № 3. - С. 3-8.

8. Татаринов А. Е. О практике осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления / А. Е. Татаринов, О. В. Янчуркин / / Экологическое право. — 2016. — № 2. — С. 19-22.

УДК 347,963

непринятия мер по внесенным представлениям обращаться с заявлением в суд; принимать меры к привлечению виновных лиц к административной ответственности; объявлять предостережения о недопустимости нарушения закона при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, влекущих нарушения прав граждан на получение коммунальных услуг надлежащего качества.

Пристального внимания заслуживают вопросы проверки исполнения законодательства, устанавливающего требования по надлежащей эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов, поскольку нарушения в данной сфере существенно затрагивают права большого количества граждан, проживающих в многоквартирных домах.

Так, в Металлургическом районе г, Челябинска в результате ненадлежащей работы дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирном доме погибло пять человек, в том числе малолетний ребенок, Б ходе осмотра места происшествия было установлено, что в квартире присутствует резкий запах бытового газа и продуктов горения. При вскрытии решетки газохода, расположенной в туалете, обнаружено, что газоход полностью забит мелкими фрагментами кирпича и мусором, а верхняя

М. А. ГРАЧЁВ

О ПРАКТИКЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ ЖКХ (на примере Металлургического района г. Челябинска)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.