Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ: УРОКИ ПРОШЛОГО, РЕАЛИИ НАСТОЯЩЕГО, ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ БУДУЩЕГО'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ: УРОКИ ПРОШЛОГО, РЕАЛИИ НАСТОЯЩЕГО, ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ БУДУЩЕГО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическое планирование / механизмы решения проблем / модернизация России / уроки прошлого / реалии настоящего / перспективы и риски будущего
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ: УРОКИ ПРОШЛОГО, РЕАЛИИ НАСТОЯЩЕГО, ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ БУДУЩЕГО»

Тебекин А.В.

д.т.н., д.э.н., профессор, профессор кафедры Менеджмента МГИМО МИД России

Tebekin@gmail. com

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ: УРОКИ ПРОШЛОГО, РЕАЛИИ НАСТОЯЩЕГО, ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ БУДУЩЕГО

Ключевые слова: стратегическое планирование, механизмы решения проблем, модернизация России, уроки прошлого, реалии настоящего, перспективы и риски будущего.

Одной из ключевых составляющих управления развитием национального хозяйства является стратегическое планирование.

В отечественной истории было немало ярких страниц успешного формирования и реализации стратегических планов. Достаточно вспомнить успешный опыт формирования и реализации пятилетних планов во времена СССР1.

Однако последние десятилетия в отечественной истории ознаменовались существенными проблемами в формировании и реализации стратегических планов как преодоления кризисных ситуаций, так и социально-экономического развития страны.

Достаточно вспомнить реализацию на протяжении почти тринадцати лет «Стратегии-2020»3, за провал кото-

„4

рой у правительства так и не хватило мужества отчитаться.

Данное исследование базируется на анализе событий, связанных со стратегическим планированием процессов социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, вытекающих из национальных целей, определенных Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 4745.

Целью представленных исследований является рассмотрение стратегического планирования как механизма решения проблем модернизации России на основе ретроспективного, текущего и перспективного анализа.

Отправной точкой представленных исследований явилось появление в октябре 2021 года Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года6 и Перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства РФ7.

Сразу обратим внимание на временной разрыв между выходом в свет Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года8 (1 октября 2021 года) и Распоряжения Правительства РФ № 2816-р «Об утверждении перечня инициатив социально-

1 Тебекин А.В. Теория менеджмента: учебник. - М.: КНОРУС, 2016. - 695 с.; Ольсевич Ю.Я. Плановая система в ретроспективе: анализ и интервью с рук. планирования СССР / Ю. Ольсевич, П. Грегори; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Экон. фак. -

М.: Теис, 2000. - 159 с.

2

Тебекин А.В., Митропольская-Родионова Н.В., Хорева А.В. К вопросу о реализации национальных антикризисных программ // Эпомен. 2020. - № 46. - С. 76-97.

Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»). - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 82134/

4 Беляков Е. Страна несбывшихся программ: Почему провалилась Стратегия-2020? - https://www.kp.ru/daily/27053.7/4119288/; Воронин Ю. Движение без целей: почему провалилась «Стратегия-2020». - https://newizv.ru/article/general/21-11-2019/dvizhenie-bez-tseley-pochemu-provalilas-strategiya-2020; Зимний А. День сурка: «Стратегия-2020» успешно провалена - очередь за нацпроектами? -https://www.nakanune.ru/articles/116644/

5 Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/

6 Единый план по достижению национальных целей развития российской федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Правительство Российской Федерации. 1 октября 2021 года. - https://www.economy.gov.ru/material/file/ffccd6ed 40dbd803eedd11bc8c9f7571/Plan_po_dostizheniyu_nacionalnyh_celey_razvitiya_do_2024g.pdf

Распоряжение Правительства РФ от 6 октября 2021 г. № 2816-р. Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 г. - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402792803/

8 Единый план по достижению национальных целей развития российской федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Правительство Российской Федерации. 1 октября 2021 года. - https://www.economy.gov.ru/material/file/ffccd 6ed40dbd803eedd11bc8c9f7571Man_po_dostizheniyu_nacionalnyh_celey_razvitiya_do_2024g.pdf

экономического развития РФ до 2030 г.»1 (6 октября 2021 г.) и Указом Президента РФ № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»2 (21 июля 2020 г.).

Если исходить из того, что в соответствии с поставленными целями3, документ определяющий стратегию их достижения, должен был появиться не позднее 31 декабря 2020 года (поскольку срок реализации предыдущей стратегии «Стратегии-2020»4 был завершен в 2020 году), чтобы с 1 января 2021 года по нему уже можно было начать работать, то разрыв между временем постановки целей президентом и разработкой планов правительством (причем не в виде стратегии, а в форме стратегических инициатив5) в 15 месяцев (и это при наличии у Правительства постоянно действующего с 2011 года созвучного по названию Агентства6) исчерпывающе характеризует уровень исполнительской дисциплины, с одной стороны, и уровень требовательности к исполнителям, с другой стороны.

Приведенный пример наглядно демонстрирует несоблюдение принципов стратегического планирования, определенных Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации»7, начиная от принципа преемственности и непрерывности, и заканчивая принципом ответственности участников стратегического планирования.

Хотя, если обратиться к сайту Минэкономразвития РФ, то среди двух десятков документов нормативного обеспечения стратегического планирования именно Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»8 значится первым.

Следует отметить, что диссонанс предложенных Правительством РФ стратегических инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года9 с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации»10 наблюдается уже в самой Фронтальной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной Правительством Российской Федерации.

Если исходить из тезисов Фронтальной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации Правительства РФ11, то речь идет не просто о несоблюдении Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации«12, а о фактическом его отвержении.

Проведенный анализ уровня соблюдения принципов стратегического планирования13 в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года14 и в Перечне инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года15 продемонстрировал в целом низкий уровень соблюдения принципов, предусмотренных Федеральным законом №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации« 16, в стратегических планах Правительства РФ.

Анализ процессов реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года («Стратегии-2020») и планирования стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года («Стратегии-2030») показал низкий уровень соблюдения принципов единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, результативности и эффективности стратегиче-

1 Распоряжение Правительства РФ от 6 октября 2021 г. № 2816-р. Об утверждении перечня инициатив социально-

экономического развития РФ до 2030 г. - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402792803/

2

Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/

3 Распоряжение Правительства РФ от 6 октября 2021 г. № 2816-р. Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 г. - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402792803/

4 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»). - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 82134/

5 Распоряжение Правительства РФ от 6 октября 2021 г. № 2816-р. Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 г. - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402792803/

6 АСИ. - asi.ru

7

Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации». - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/

8 Там же.

9 Распоряжение Правительства РФ от 6 октября 2021 г. № 2816-р. Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 г. - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402792803/

10 Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации». - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/

11 Разработка фронтальной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации / Правительство Российской Федерации. 2021. - https://dpo-rd.ru/upload/iblock/fde/fde3983057ab8fdff17b67806891ed98.pdf

12

Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации». - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/

13

Там же.

14 Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года / Правительство Российской Федерации. 1 октября 2021 года. - https://www.economy.gov.ru/material/file/ffccd 6ed40dbd803eedd11bc8c9f7571Man_po_dostizheniyu_nacionalnyh_celey_razvitiya_do_2024g.pdf

15 Распоряжение Правительства РФ от 6 октября 2021 г. № 2816-р. Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 г. - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402792803/

16 Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации». - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/

ского планирования, прозрачности (открытости) стратегического планирования, реалистичности, соответствия показателей целям.

Очень низкий уровень соблюдения принципов стратегического планирования выявлен в части принципа сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности стратегического планирования, ответственности участников стратегического планирования и программно-целевого принципа.

Соблюдение принципа ресурсной обеспеченности имеет средний уровень оценки. И только принцип измеряе-мости целей имеет высокий уровень оценки.

Следует отметить, что низкий уровень соблюдения принципов стратегического планирования является первым тревожным сигналом о том, что поставленные цели социально-экономического развития России на период до 2030-го года могут быть и не достигнуты.

Представляется, что именно проблема с исполнением Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации«1 и явилась одной из причин выхода 8 ноября 2021 г. Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации»2, подчеркивающего приоритет Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»3 и необходимость его неукоснительного выполнения.

1 Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации». - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/

2 Указ Президента РФ от 8 ноября 2021 г. № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации». - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202111080023

3

Федеральный закон от 28.06.2014 «172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации». - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.