Научная статья на тему 'Стратегическое планирование как фактор повышения конкурентоспособности предприятий в условиях повышенной нестабильности экономики'

Стратегическое планирование как фактор повышения конкурентоспособности предприятий в условиях повышенной нестабильности экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1117
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОИЗВОДИМЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ / МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ВЫРАБОТКИ СТРАТЕГИИ / ИНИЦИАЛИЗАЦИЯ / КОНТРОЛЬ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Забабурина Н.В.

Статья посвящена теме необходимости полномасштабного внедрения стратегического планирования на предприятия. Рассмотрены модели стратегического планирования и условия для их реализации. Так же рассмотрены основные задачи и цели, решение которых предполагается при реализации стратегического плана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование как фактор повышения конкурентоспособности предприятий в условиях повышенной нестабильности экономики»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070

информационных систем управления приемной комиссией вуза // Наука третьего тысячелетия: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., 20 янв. 2016 г., г. Курган. - Уфа: Аэтерна, 2016.- Ч. 1.- С. 169-173.

4. Широбокова С.Н., Стрельцов Е.А. Сравнительный анализ возможностей API социальных сетей по критерию функциональной полноты // Инновационная наука.- 2016.- № 3-3.- С. 147-151.

5. Щербакова Е. А., Широбокова С.Н., Кацупеев А.А., Казаков К.С. Математические и инструментальные методы выбора оптимальной стратегии продвижения предприятия // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки.- 2014.- №5.- С. 11-14.

6. Широбокова С.Н. Использование инструментальных средств поддержки реинжиниринга бизнес-процессов: учеб. пособие / Юж.-Рос. гос. политехн. ун-т (НПИ) им. М.И. Платова.- Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2014.- 194 с.

7. Воробьев С.П., Черноморова Т.С., Широбокова С.Н. Информационные системы и технологии: выпускная квалификационная работа: учеб. пособие для бакалавров по направлению 230400 (09.03.02) «Информационные системы и технологии»/ Юж.-Рос. гос. политехн. ун-т (НПИ) имени М.И. Платова.-Новочеркасск: ЮРГПУ, 2014.- 258с.

© Журба А.К., Продан Е.А, Сушкова М.С., 2016

УДК 338.24

Н.В. Забабурина

Студентка 4 курса

ФГБОУ ВПО Кубанский государственный аграрный университет

г. Краснодар, Российская Федерация

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ

НЕСТАБИЛЬНОСТИ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

Статья посвящена теме необходимости полномасштабного внедрения стратегического планирования на предприятия. Рассмотрены модели стратегического планирования и условия для их реализации. Так же рассмотрены основные задачи и цели, решение которых предполагается при реализации стратегического плана.

Ключевые слов

Стратегическое планирование, конкурентоспособность производимых продуктов и услуг, модели процесса

выработки стратегии, инициализация, контроль, анализ.

Практика применения стратегического планирования, как одного из множества инструментов базового арсенала повышения конкурентоспособности российских предприятий, сравнительно недавно стала рассматриваться, как превалирующая. В то время, когда ведущие западные партнёры строят империи, основанные на дальновидном планировании, российские предприниматели только становятся на путь освоения парадигм, предполагающих планомерное развитие и процветание производств.

По мнению ряда отечественных и зарубежных экспертов, российский бизнес находится на той стадии развития, когда у каждого производителя, будь то предприниматель в сфере малого бизнеса или владелец крупного промышленного предприятия, появляется потребность в стратегическом планировании, а отсутствие четко разработанной стратегии развития предприятия, может привести к потере занимаемой доли на рынке, и как следствие значительно снизить конкурентоспособность производимой продукции или оказываемых услуг. Для предотвращения вышеизложенных последствий, актуальным считается на

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

сегодняшний день осуществлять стратегическое планирование деятельности предприятия, которое заключается в разработке структурированного плана, включающего в себя блоки перспективных целей, к достижению которых стремится предприятие. Весомым аргументом, в пользу стратегического планирования, выступает массово распространяющаяся статистика предприятий-банкротов, и компаний, которые достигнув определённого уровня в своём развитии, прекратили своё функционирование. Более плавному переходу к политике стратегического планирования, способствует идентификация предприятия, как целостной, обособленной системы, формирование новых целевых установок и интересов фирмы, и т.д.

Для более полного раскрытия содержания стратегического планирования и обоснования необходимости глобального внедрения на практике, целесообразным будет рассмотреть этапы внедрения стратегического анализа на предприятии.

Под стратегическим планированием в современной литературе понимают упорядоченную во времени систему приоритетных направлений, форм, методов, средств, правил, приемов использования ресурсного, научно-технического и производственно-сбытового потенциала предприятия с целью экономически эффективного решения поставленных задач и поддержания конкурентного преимущества. [1]

Из данного понятия стратегического планирования мы видим, что необходимость в нём находится в прямой зависимости с важнейшими экономическими показателями, характеризующими экономическую обоснованность производства. Так же можно отметить, что не только внутрифирменные факторы могут побудить предприятие развивать стратегическое планирование, но и внешние, такие как конкуренция, научно-техническое совершенствование, изменение потребительских предпочтений и т.д. Следует отметить, что именно последние факторы, в большинстве случаев, побуждают предпринимателей совершенствовать производственные процессы.

Одним из наиболее ответственных шагов, при разработке стратегического плана, можно назвать выбор подхода к процессу выработки стратегии развития предприятия.

В теории стратегического управления можно выделить несколько моделей процесса выработки стратегии.

Специалисты в области стратегического управления Б. и Р. Ричардсон выделяют следующие подходы к выработке стратегии:

- Корпоративная стратегия - Главная концепция данного подхода заключается в достижении определенного уровня рациональности в выборе стратегического развития на основе ценной информации. Стратегическое планирование является в данном случае прерогативой высшей администрации;

- Итеративное планирование - по сравнению с предыдущим подходом является более деструктивным, чем конструктивным. Оно определяется как процесс выработки стратегии, реализуемой на предприятии в действии. Итеративное планирование требует более высокой культуры стратегического мышления как у высшего руководства, так и у руководителей более низкого уровня.

Известный специалист в области стратегического управления Х. Минтцберг различает следующие восемь стилей стратегического управления:

- плановый;

- антрепренерский;

- идеологический;

- парашют;

- процесс;

- разъединение;

- консенсус;

-вынужденное.

Х. Минтцберг считает, что стили стратегического управления определяются в большей степени типом среды, в которой функционирует предприятие.

Например, для диверсифицированных компаний в условиях стабильности развития национальной

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

экономики наиболее эффективным будет «плановый» тип, а в условиях нестабильности - «парашют» или «процесс».

Р. Майлаз и С. Сноу предлагают другой подход к определению стилей стратегического управления, который классифицируют следующим образом: -защитники; -наступающие; -аналитики; -реактивщики.

Персональную ответственность за разработку и реализацию стратегического плана несет генеральный директор предприятия. Функционально процедурой стратегического планирования должно заниматься специальное подразделение - отдел стратегического планирования, который может также выступать в качестве структурной единицы плановой службы предприятия.

Основоположником теории конкурентоспособности предприятия является профессор Гарвардского университета Майкл Портер. Современная теория конкурентоспособности выделяет два типа конкурентных преимуществ:

- лидерство в минимизации издержек производства - Предприятия, реализующие данный тип конкурентного преимущества, должны иметь хорошую организацию производства и снабжения, прогрессивную технологию и инженерно-конструкторскую базу, а также эффективную систему распределения продукции;

- специализация в производстве продукции - Предприятия, реализующие данный тип конкурентных преимуществ, должны иметь потенциал для проведения научно-исследовательской работы, высококвалифицированных специалистов, а также развитую систему маркетинга.

В реальной практике предприятие может использовать какую-либо одну модель разработки стратегии, или совмещать несколько, комбинировать, в зависимости от масштабов производства и характера производимой продукции.

Так же неотъемлемой частью стратегического планирования является инициализация выбранного направления развития с реальными условиями в которых действует предприятие.

Основными задачами, реализация которых способна нормализовать деятельность предприятия, в рамках стратегического реформирования, в современной теории и практике принято считать:

доведение целей, стратегий и планов до всех работников, чтобы добиться с их стороны не только понимания того, что делает предприятие, но и неформального вовлечения в процесс реализации стратегии;

руководство должно не только своевременно обеспечивать поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, но и иметь план реализации стратегии в виде целевых установок и фиксировать достижение каждой цели и т.д. [2]

Заключительным процессом реализации внедрения стратегического планирования можно считать контроль за соблюдением выполнения всех поставленных целей, обозначенных в плане совершенствования. Он обеспечивает устойчивую обратную связь между процессом достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией. Именно эта стадия реализации стратегии, в конечном счете, покажет насколько правильным был выбор модели реализации, насколько точно были поставлены цели и задачи, качественным ли был контроль и т.д.

Так же на данном этапе, на основе анализа прибыльности и достаточности учета основных факторов, осуществляется оценка выбранной стратегии, в дальнейшем, определяющих возможности реализации стратегии и достижения поставленных целей.

Если стратегия соответствует целям предприятия, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:

• соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;

• соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям предприятия (структуре, уровню

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070

производственных ресурсов и т.п.);

• приемлемость риска, заложенного в стратегии. [3]

Подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод, что выработка стратегии предприятия - не самоцель стратегического планирования. Эта сложная и трудоемкая работа приобретает смысл, если стратегия в дальнейшем успешно реализуется и позволяет предприятию улучшить свои экономические показатели, но в то же время является основой стратегии развития предприятия. Список использованной литературы:

1. Богомолова В.А., Рейгасс В.Я., Степанова Г.Н. Стратегический менеджмент и внутрифирменное планирование - М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 2009.

2. Визанский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2011.

3. Википедия. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org

4. Дьяков, С.А. Инвестиционная стратегия развития Крымского района / С.А. Дьяков, Г.И. Шаповалова // Символ науки. 2016. № 2-2. С. 128-131.

5. Рысьмятов, А.З. Методологические проблемы выхода из системного кризиса воспроизводства в региональном АПК / Рысьмятов, С.А. Дьяков, А.Р. Наш // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2006. № 4. С. 31-40.

© Забабурина Н.В., 2016

УДК 338.1

А. М. Зернаева

Студент группы 14Мен(бп)УМБ Институт менеджмента Оренбургский государственный университет г. Оренбург, Российская Федерация

НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

Аннотация

В данной статье рассмотрена проблема неравенства доходов населения в России. Предоставляется сравнение доходов по разным регионам в России, а так же указаны причины неравенства доходов населения.

Ключевые слова

Неравенство доходов, бедность, статистика, регионы России.

За последние двадцать лет экономических и социальных реформ многие жители России смогли смириться с быстротечным неравноправным распределением общенародной собственности в итоге приватизации, но растущее из года в год неравенство в доходах влечет за собой увеличение взволнованности и недовольства жителей и властей. По данным Росстата самые бедные 20% россиян получают 5,5% всех доходов в стране, а на долю 20% самых богатых приходится 46,3%. Разница в заработке богатых и бедных граждан России, по подсчетам российских статистиков, составляет 14,5 раза. Данный показатель практически не изменился за 10 лет.

Главный фактор бедности в России - низкий уровень зарплаты. На данный момент даже средняя зарплата не может обеспечить приемлемые условия жизни для жителей. В связи с этим, опираясь на работы таких авторов как: Андросова Т.И. [1], Герасимова И.А. [2], Зубаревич Н.В. [3], Поспелова Е.Б. [4], Цыпин А.П. [5, 6] и др., проведем анализ неравенства населения по уровень доходов, а также выделим причины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.