Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
510
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Варфоломеева Вера Александровна, Иванова Наталия Александровна

В статье обосновывается сущность стратегического планирования деятельности предприятий в условиях цифровой экономики. Целью статьи является систематизация и обобщение этапов стратегического планирования деятельности предприятия в условиях цифровизации. Авторами представлены этапы создания и производства инновационного продукта как пример стратегического планирования деятельности предприятий в условиях цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING OF THE ACTIVITIES OF ENTERPRISES IN THE CONDITIONS OF THE DIGITAL ECONOMY

The article substantiates the essence of strategic planning of enterprises in the digital economy. The purpose of the article is to systematize and generalize the stages of strategic planning of an enterprise in the context of digitalization. The authors present the stages of creation and production of an innovative product as an example of strategic planning of enterprises in the digital economy.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_4_357 УДК 338.2

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Варфоломеева Вера Александровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-экономических наук и внешнеэкономической деятельности, Ивангородский гуманитарно-технический институт (филиал) Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, г. Иванго-род, Россия, e-mail: varfvera@yandex.ru

Иванова Наталия Александровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-экономических наук и внешнеэкономической деятельности, Ивангородский гуманитарно-технический институт (филиал) Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, г. Иванго-род, Россия, e-mail: ivanovanat207301@mail.ru

В статье обосновывается сущность стратегического планирования деятельности предприятий в условиях цифровой экономики. Целью статьи является систематизация и обобщение этапов стратегического планирования деятельности предприятия в условиях цифровизации. Авторами представлены этапы создания и производства инновационного продукта как пример стратегического планирования деятельности предприятий в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова: цифровая экономика; цифровизация; стратегическое планирование; стратегический цикл; этапы создания и производства инновационного продукта.

UDC 338.2

STRATEGIC PLANNING OF THE ACTIVITIES OF ENTERPRISES IN THE CONDITIONS OF THE DIGITAL ECONOMY

Varfolomeeva Vera Alexandrovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Social and Economic Sciences and Foreign Economic Activity, Ivangorod Humanitarian-Technical Institute (branch) of St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Ivangorod, Russia, e-mail: varfvera@yandex.ru

Ivanova Natalia Alexandrovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Social and Economic Sciences and Foreign Economic Activity, Ivangorod Humanitarian-Technical Institute (branch) of St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Ivangorod, Russia, e-mail: ivanovanat207301@mail.ru

The article substantiates the essence of strategic planning of enterprises in the digital economy. The purpose of the article is to systematize and generalize the stages of strategic planning of an enterprise in the context of digitalization. The authors present the stages of creation and production of an innovative product as an example of strategic planning of enterprises in the digital economy.

Keywords: digital economy; digitalization; strategic planning; strategic cycle; stages of creation and production product innovation.

В связи с необходимостью формирования управленческого механизма разработка стратегических направлений развития большинства российских предприятий и организаций должна принимать во внимание особенности изменений в условиях цифровой экономики. Исследования в области цифровой экономики в ближайшее время будут приобретать все большую значимость. В настоящее время происходят быстрые изменения на рынке товаров и услуг, труда, капитала и т.д. Повсеместное проникновение цифровизации ускоряет процессы предприятия. Ключевой проблемой становится разработка эффективной системы стратегического планирования, которая отражает содержание дальнейшего развития деятельности предприятия в соответствии с потребностями рынка.

Цифровая экономика представляет собой инфраструктурную надстройку для реального сектора экономики, которая оптимизирует взаимодействие производственных субъектов, распределение и потребление, что приводит к улучшению производительности общественного труда. Несмотря на это, реальное производство невозможно заменить данной инфраструктурной надстройкой. Поэтому наряду с внедрением цифровых технологий необходимо развитие традиционного производства. Крайне важна разработка эффективной стратегии корпоративного управления в условиях сформировавшейся бизнес-среды.

В свою очередь стратегическое планирование всегда определяется совокупностью факторов внешней среды, в которой существует бизнес, и внутренней среды. Внешняя среда - это один из основополагающих моментов. С помощью внешней среды возможно определить, что может себе позволить предприятие или, наоборот, не может. Внутренняя среда определяется активами, которыми компания оперирует в своем бизнесе, с помощью которых создает добавленную стоимость, а следовательно, формирует свою рыночную оценку. Внутреннюю среду бизнеса формируют процессы, которые происходят на предприятии. Так, первый процесс - это рабочий процесс, или процесс создания добавленной стоимости. Второй процесс - поведенческий, или корпоративная культура. Отметим, что многие предпри-

ятия, формируя свою стратегию, ориентируются именно на поведенческий процесс - что и как можно на предприятии, а что нельзя. Третий процесс - это процесс изменений, который и определяет стратегическое положение предприятия. Если не проводить изменения вовремя, то у такого предприятия не будет стратегических перспектив. При этом эффективность возможных изменений представляет собой один из факторов поиска и адаптации к конкретным преимуществам. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что стратегия - это задача как можно более эффективно адаптировать внутреннюю среду, или компетенции предприятия, к современным требованиям внешней среды.

Стратегическое планирование имеет свою методологию и алгоритмы реализации. Современный стратегический цикл предполагает постоянную непрерывную работу со стратегией. В сложившейся экономической ситуации просто невозможно написать документ на длительный период и не вносить в него коррективы.

Существуют два ключевых подхода к фор -мированию и старту стратегического цикла. Первый подход предполагает, что начало стратегического процесса - это анализ существующей внешней среды, возможных задач, трендов. Внешняя среда состоит из трех факторов, которые постоянно влияют на нее. Это макроэкономическая среда, среда отрасли, конкурентная среда. Каждый бизнес сталкивается со всеми этими группами. При анализе внешней среды необходимо не просто сделать описание, а провести оцифровку существующего состояния и будущих трендов. Второй подход состоит в грамотно поставленной цели, по которой будет развиваться стратегия предприятия. И исходя из цели проводится анализ внешней среды, анализ тех факторов, которые будут влиять на поставленную цель. Цель определяет сектор рынка, где будет существовать предприятие. Именно рынок позволяет грамотно сформулировать цель, выявить тренды, а также своих конкурентов.

Стратегия всегда предполагает неопределенность, риски. Так, например, одной из неопределенностей внешних рисков является введение условий политических, экономических санкций по отношению к нашей стране. Санкции, с одной стороны, не позволили раз-

вивать массу бизнесов, но, с другой стороны, множество бизнесов получили развитие, потому что ограничение импорта снизило конкуренцию. Риски же внутренней среды могут даже возникнуть из-за невозможности справиться с объемом предполагаемых работ, поскольку ресурсная база предприятия будет к этому не готова. Поэтому формируя свою стратегию, необходимо разработать всевозможные различные сценарии, которые менеджеры считают возможными к реализации. Но среди предложенных сценариев выбрать наиболее подходящий, перспективный для предприятия.

Далее осуществляется реализация плана. Как только начинается реализация, сразу возникают моменты, которые необходимо адаптировать в сложившейся ситуации. Следовательно, адаптируем стратегию.

В современной экономике стратегия - это непрерывный процесс адаптации внутренней среды к требованиям внешней среды. Долгосрочные решения очень важны в деятельности предприятия. Каждый раз стратегическое решение должно быть основано на том, как работает предприятие и что в качестве цели в будущем хотим получить.

Таким образом, цикл стратегического планирования в условиях цифровой экономики включает в себя:

1. Пересмотр целей и замысла предприятия.

2. Выявление того, что не так было в деятельности предприятия. Результатом должна стать формулировка того, что надо менять на предприятии.

3. Формирование идеи.

4. Составление стратегического плана, то есть точное описание направления деятельности предприятия. Каждый план должен предусматривать обязательно финансирование.

5. Написание программы реализации плана, то есть четкий перечень задач, которые нужны для реализации плана.

6. Контроль исполнения задач.

Стратегические планы всегда противоречат текущим приоритетам, поскольку текущие приоритеты всегда связаны с тем, как получить большие результаты прямо сегодня, как продолжать деятельность, чтобы ничего не менять. А стратегический план всегда делает упор на инвестирование в будущее.

Контроль исполнения задач позволяет оперативно исправлять недочеты.

Цифровизация принципиально меняет бизнес-процесс, например, автоматизация документооборота. Цифровизация охватила множество предприятий. В общем виде цифровая экономика представлена частью экономических отношений, опосредуемых сотовой связью, Интернетом, информационно-коммуникационными технологиями. Технологии выпрямляют существующие связи между государством, предприятиями и населением, банками, уничтожая длинные цепочки разнообразных посредников, значительно ускоряя процесс осуществления разнообразных операций. Внедрение новых технологий позволяет предприятиям сокращать трансакционные издержки и при этом иметь более тесный контакт с другими предприятиями, а также государством [4]. Данная экономическая модель позволяет обеспечить «цифровые дивиденды» для общества в виде уменьшения производственных издержек, увеличения производительности труда, снижения безработицы, повышения конкурентоспособности предприятий, ослабления кризисов за счет увеличения скорости реализации товаров, снижения бедности и ослабления социальной поляризации населения и увеличенной степени удовлетворения его потребностей.

Но следует отметить, что где больше конкуренция, где быстрее принимаются решения по бизнесу, где жестко оценивается вход на рынок, там гораздо больше мотивации для предприятий оцифровать сферу деятельности. На сегодня наименьшее количество оцифрованных процессов в строительстве, в туризме, в медицине. Следует отметить, что ведение бизнеса при цифровизации сильно отличается от традиционного ведения бизнеса, а именно культурой, бизнес-моделями взаимоотношений предприятия с рынком.

В связи с этим организациям необходимы новые подходы к стратегическому планированию, которые позволят оценить организацию, а также ее деятельность с точки зрения цифровой экономики, изменят внутри компании процесс принятия решений и их оценку. Специфический характер цифровой экономики подразумевает, что в условиях нестабильности понадобятся более прогрессивные решения.

Одним из пониманий управленческого воздействия субъекта (управляющей подсистемы) на объект управления (управляемую подсистему) является выделение ряда функций-фаз, в числе которых планирование, организация, мотивация, контроль. Эти функции направляют управляемую подсистему на достижение поставленных целей: для бизнеса - рост его стоимости, для административно-управленческого аппарата - рост влияния и стремление к вершинам власти, для социально-экономической сферы общества - всестороннее гармоничное и сбалансированное развитие культуры общества и т.д. Процессы цифровизации удешевляют и формализуют процесс управления, поэтому речь идет уже о применении отработанных управленческих технологий к объекту управления. Сегодня большая часть потребителей формирует свое мнение под воздействием рекламы или информационных потоков, синтезируемых агрегаторами-роботами. В таких условиях вся работа сводится к установке фильтров, наборов переменных (элементов управления) и ориентиров на входе такой системы и получение запланированного результата на выходе. Процесс преобразуется из последовательности управленческих воздействий «планирование - организация - мотивация - контроль» в алгоритмизированную последовательность компьютерных итераций «вход системы - процесс системы - выход системы», реализуемых искусственным интеллектом.

Концепция управления клиентской базой данных предназначена для анализа потребительских сегментов и является основой практической коммерческой информации, связанной с использованием имеющегося стратегического инструментария планирования с имеющимися и потенциальными клиентами. При этом особую стратегическую важность приобретает учет специфики стоимостного подхода и соответствующего ресурсного обеспечения деятельности субъекта хозяйствования в условиях доминирующих рост-формирующих факторов бизнес-стратегии. Характерно, что информационная составляющая затрат на производство продукции возрастает, а ее включение в себестоимость товара вовлекает потребителя в цепь создания стоимости, которая разрастается и предстает в виде сетей, иерархично

связанных между собой. Активные действия по поиску контрагентов и партнеров переносятся в виртуальную среду.

Стратегическое планирование имеет свою методологию и алгоритмы реализации [3]. Следует отметить, что стратегическое планирование деятельности предприятий в условиях цифровой экономики во многом исходит из того, что современная экономика основана на генерации, использовании и распространении знаний. Получение прибыли напрямую во многом зависит от инноваций, поскольку внедрение наукоемких продуктов означает победу в конкурентной борьбе.

Так, стратегическое планирование деятельности предприятий в условиях цифровой экономики на базовых этапах создания и производства инновационного продукта, включает этапы [2]:

1. Идея создания нового продукта, определение потребностей.

2. Научное и маркетинговое исследование.

3. Создание опытного образца, апробация нового продукта (ОКР и НИОКР).

4. Производство технически нового продукта.

5. Подготовка материальной базы для производства пробной партии продукта.

6. Запуск серийного производства.

7. Выход нового продукта на рынок.

На первом этапе с помощью применения электронных форм научных обзоров, баз данных и знаний о тенденциях развития тех или иных составляющих экономики расширяются и обобщаются возможности исследователя по формированию научной идеи нового продукта.

На втором этапе прикладные программные продукты способствуют формированию соответствующего математического аппарата исследования, определению эффективности инновационно-инвестиционного проекта на основе многовариантности, анализу финансовых контуров инвестирования в проект. Здесь же проводятся исследования состояния риска сбыта новой продукции с помощью маркетинговых программных продуктов.

Третий и четвертый этапы необходимо рассматривать вместе, поскольку создание опытного образца и производство нового технического продукта обслуживаются одним прикладным программным продуктом.

На пятом и шестом этапах электронные программы и средства используются для увязки всех элементов организации производства - как на уровне пробной партии, так и на уровне серийного производства, мониторинга процесса труда и производства, регулирования производственной инфраструктуры.

Для седьмого этапа, означающего, что начинается реализация технически новой продукции, характерно использование прикладных логистических программ. Эти программы позволяют контролировать условия хранения, формирование заказа, отгрузку и т.д. Кроме этого, необходим мониторинг условий сбыта и факторов, влияющих на их изменение.

Современное инновационное предприятие должно ориентироваться на опережающие, а не на догоняющие стратегии. Это позволяет успешно внедрить технически новую продукцию на внутреннем и внешнем рынках. Однако необходимо учитывать ряд факторов, где также могут помочь цифровые технологии:

- высокая конкуренция на рынке товаров и услуг в связи с качеством продукции, наличием гарантийных и дополнительных услуг;

- риск и неопределенность инновационной сферы;

- рост требований к гибкости опытной и производственной деятельности в связи с сокращением жизненного цикла продукции, ростом ее потребности в разовых партиях;

- изменение структуры издержек производства.

Накоплению конкурентных преимуществ способствует формирование информационных площадок, например, в виде форумов, позволяющих установить взаимосвязи, касающиеся качественных характеристик сырья и готовой продукции, а также постпродажного комплекса обслуживания между поставщиками, производителями, включая исследователей и сферу опытного производства, и потребителями [2].

Управление риском и неопределенностью, присущими инновационному сектору экономики, возможно, будет происходить на основе формирования и использования баз различных сценариев развития разработки, производства и реализации нового продукта.

В целях повышения гибкости опытной и производственной деятельности, экономии издержек прикладные программные проекты должны быть направлены на взаимосвязь инновационной стратегии предприятия с оперативным управлением. Для расчета ожидаемых инновационных затрат можно применять различные методы: нормативный, параметрический, метод прямого счета, метод аналогов.

В рамках нормативного метода действуют нормы и нормативы, относящиеся к продолжительности стадий, этапов работ, процессов, операций, видов затрат. Проект разбивается на более конкретные этапы работы. Также формируется нормативная база качества [5].

Параметрический метод базируется на нормативном методе и заключается в разработке параметров проекта и исходя из них в определении плановой величины затрат. Иначе говоря, рассчитываются нормативы затрат на единицу параметра.

Применение метода прямого счета заключается в детализации затрат на каждый элемент объекта, процесс, операцию.

Метод аналогов предполагает использование данных о затратах по уже законченным аналогичным инновационным проектам. Как правило, применяются показатели затрат по отдельным этапам, процессам или элементам. При этом могут использоваться корректирующие (поправочные) коэффициенты.

Нормативный метод и метод прямого счета обычно чаще применяются в проектах и на этапах осуществления с глубокой степенью плановой проработки. С помощью параметрического метода можно определить предельную величину затрат на тот или иной проект. В условиях риска и неопределенности полезно применять метод аналогов.

В одном программном продукте можно объединить различные методы, поскольку они могут дополнить друг друга, применяться одновременно на различных уровнях: в расчете на один проект, на инновационную программу, структурное подразделение, занимающееся инновациями по инновационному предприятию в целом.

Для осуществления стратегических планов производителю для минимизации издержек важно не только оперативно узнавать запросы потребителей и условия поставщи-

ков, но и учитывать интересы потенциальных контрагентов. В целях оптимизации нарастающих информационных затрат предприятиям целесообразно использовать возможности различных информационных систем.

Учитывая близость цифровой экономики к стоимостным распределительным отношениям, можно выявить ее выраженную перспективную функциональную составляющую - воспроизводственную (предполагающую воспроизводство стоимости в условиях сетевых форм организации бизнес-процессов и виртуализации). Цифровая экономика знаменует одну из крайних ступеней развития технологического разделения труда в мировом экономическом укладе, что во многих случаях означает доминирование и экономическое могущество, формирование сознания и привычек потребителей услуг данного экономического уклада. Цифровая эпоха повышает уровень конкурентной борьбы участников рынка за экономическое господство. Решающими факторами при этом становятся объемы и скорость переработки информации.

При переходе к цифровой экономике компании получат следующие преимущества:

- доступ к любой информации в любое время, в любом месте;

- короткие сроки передачи информации и совершения сделки;

- поиск любого бизнес-партнера и получе -ние выгодных условий сделки при минимальных трансакционных издержках;

- оптимизация организационной структуры и бизнеса в целом.

Совершенствование процесса стратегического управления выступает этапом преобразований в условиях цифровой экономики. Согласно проведенному исследованию, предприятия по-новому формируют приоритеты в управленческих моделях. При этом снижается роль основных средств, а акселератором бизнеса становятся нематериальные активы и информация. Способность к переменам и оперативное реагирование на

изменения внешней среды служат ключевыми факторами эффективного управления. В условиях сетевой формы организации бизнеса необходимо учитывать складывающиеся логистические взаимодействия в контексте открытых сетей. Развитие цифровой экономики связано с принципами ее функционирования: экспоненциальные темпы развития; возрастающий эффект; обратное ценообразование; относительная доступность услуг; глобальность охвата участников трансакций; саморегулирование.

В условиях цифровой экономики изначально социотехническая система становится технико-социальной с преобладанием управленческих функций, сгенерированных искусственным интеллектом. Классическая школа управления заменяется на парадигму формализовано алгоритмизированного обезличенного управления фокус-группами со стороны искусственного интеллекта.

Таким образом, цифровая экономика заставляет предприятия меняться и использовать современные технологии для сохранения конкурентоспособности [1]. Но все равно происходящие изменения, нововведения обеспечиваются человеком. Новая модель, которая обусловлена появлением цифровых технологий, платформ, все же носит управленческий характер, которым руководит человек. Как и всегда, финансовая стратегия должна рассматриваться как основная составляющая успешно развивающейся коммерческой организации, поскольку выступает частью концепции развития всего бизнеса независимо от происходящих конъюнктурных изменений. Она ориентирована на достижение миссии развития через увеличение доли на рынке и максимизации сети охвата потенциальных участников трансакций по созданию и приумножению стоимости в глобальном разделении труда. Эффективность работы предприятия зачастую определяется наличием точной и оперативной информации, отражающей нужные аспекты в деятельности предприятия.

Список литературы_

1. Бойко И.П., Евневич М.А., Колышкин А.В. Экономика предприятия в цифровую эпоху // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 7. С. 1127-1136.

2. Крылов Э.И., Власова В.М., Варфоломеева В.А. Роль цифровой среды в разработке, производстве и реализации инноваций // Развитие методологии современной экономической науки, менеджмента и образова-

ния в условиях информационно-цифровых трендов: материалы III Междисциплин. всерос. науч. конф. 2019. С. 151-154.

3. Лящук А.В., Тихонова М.В. Стратегическое планирование на предприятии в рамках цифровой экономики // Методология и инструментарий управления. 2018. № 4 (112). С. 91-97.

4. Паньшин Б.Н. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // Наука и жизнь. 2016. № 3 (157). С. 17-20.

5. Янковская В.В. Планирование на предприятии. М.: ИНФРА-М, 2013. 425 с.

References_

1. Boyko I.P., Evnevich M.A., Kolyshkin A.V. Enterprise economics in the digital age. Russian Entrepreneurship. 2017. Vol. 18. No. 7. pp. 1127-1136.

2. Krylov E.I., Vlasova V.M., Varfolomeeva V.A. The role of the digital environment in the development, production and implementation of innovations. Development of methodology of modern economic science, management and education in the conditions of information and digital trends: materials of the III Interdisciplinary. All-Russian Scientific conference 2019. pp. 151-154.

3. Lyashchuk A.V., Tikhonova M.V. Strategic planning at the enterprise within the digital economy. Methodology and management tools. 2018. No. 4 (112). pp. 91-97.

4. Panshin B.N. Digital economy: features and trends of development. Science and Life. 2016. No. 3 (157). pp. 17-20.

5. Yankovskaya V.V. Planning at the enterprise. Moscow: INFRA-M, 2013. 425 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.