Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК / SWOT-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бровко М.Е.

В статье проведен анализ ассортимента мебельной организации. Методом стратегического планирования и экспертных оценок выявлены факторы внутренней и внешней среды организации. На основании результатов выявлена наиболее эффективная стратегия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING ACTIVITIES OF SMALL BUSINESS

The article analyzes the range of the furniture company. Strategic planning methods and expert estimates, factors internal and external environment of the organization. Based on the results identified the most effective strategy.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА»

УДК 338.001.36

Бровко М.Е. студент 4 курса факультет "Менеджмент" Мокрова Л.П. научный руководитель, доцент Финансовый университет при Правительстве РФ

Россия, г. Москва СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Аннотация:

В статье проведен анализ ассортимента мебельной организации. Методом стратегического планирования и экспертных оценок выявлены факторы внутренней и внешней среды организации. На основании результатов выявлена наиболее эффективная стратегия.

Ключевые слова: стратегия, стратегический анализ, метод экспертных оценок, SWOT-анализ.

Brovko ME, student Faculty of "Management" scientific director Mokrova LP, assistant professor Financial University under the Government of the Russian Federation

Russia, Moscow

STRATEGIC PLANNING ACTIVITIES OF SMALL BUSINESS

Abstract:

The article analyzes the range of the furniture company. Strategic planning methods and expert estimates, factors internal and external environment of the organization. Based on the results identified the most effective strategy.

Keywords: strategy, strategic analysis, method of expert evaluations, SWO T-analysis.

В эпоху глобализации и интернационализации производства в качестве единственного критерия, который оценивает степень

эффективности и востребованности выпускаемой продукции выступает показатель конкурентоспособности. Начиная от времени создания и в течение всей жизни любое предприятие или организация поставлены перед необходимостью принимать решение в сфере важнейшей проблемы конкурентоспособности товаров или услуг. Экономика большинства стран мира оказалась достаточно глубоко втянутой в совокупность мирохозяйственных связей, а формирование национального рынка проходит под активным воздействием мировых рынков и международной конкуренции. Однако выдержать конкуренцию способна лишь организация с грамотной стратегией.

Объектом исследования является ООО Мебельный салон

«Громадный» г. Барнаул. Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в работе теоретические положения, а также практические рекомендации и предложения могут быть использованы предприятиями сферы услуг для совершенствования своей деятельности и повышения конкурентоспособности предприятия.

ООО Мебельный салон «Громадный» расположен по адресу: Алтайский край г. Барнаул, ул. Малахова д.177е к.2.

15 лет мебельный салон «Громадный» является одним из лидеров мебельного рынка Западной Сибири.

Проанализируем структуру ассортимента корпусной мебели, реализуемой в мебельном салоне «Громадный», данные представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Структура ассортимента корпусной мебели, реализуемой в мебельном салоне «Громадный» по эксплуатационному назначению в 2016 году_

Вид мебели Количество мебели в магазине Удельный вес в ассортименте, (%)

Мебель для спален 30 11,5

Мебель для столовых 24 9,2

Мебель для гостиных 21 28,6

Мебель для прихожих 72 17,0

Детская мебель 68 16,1

Кухонная мебель 46 17,6

Итого: 261 100

Для разработки стратегии необходимо произвести SWOT-анализ организации. Определить основные компоненты матрицы можно с помощью экспертного метода. Для этого были опрошены сотрудники предприятия ООО мебельный салон «Громадный», где они оценили данные компоненты при помощи балльной системы (от 1 до 10 баллов). В таблице 2 оценим результаты экспертных оценок сильных сторон ООО Мебельный салон «Громадный».

Таблица 2 - Результаты экспертных оценок сильных сторон ООО Мебельный салон «Громадный»__

Характеристика сильных Эксперты Итог

сторон 1 2 3 4 5

1 2 3 4 5 6 7

1. Высокая квалификация 7 7 8 7 6 35

руководства

2. Защищенность от

сильного конкурентного 6 5 6 6 5 28

давления

3. Преимущества в области 8 7 7 8 6 36

конкуренции

4. Удачное месторасположение 5 6 7 7 6 31

5. Использование современного торгового оборудования 5 6 5 5 6 27

6. Невысокий уровень торговой наценки на мебель 8 8 7 8 9 40

Итого 49 47 49 51 47 243

Результаты экспертных оценок сильных сторон ООО Мебельный салон «Громадный» показали, что самыми сильными сторонами предприятия являются: прямые связи с представителями производителей (46 баллов), невысокий уровень торговой наценки на мебель (40 баллов) и преимущества в области конкуренции (36 балов).

В таблице 3 оценим результаты экспертных оценок слабых сторон ООО Мебельный салон «Громадный».

Таблица 3 - Результаты экспертных оценок слабых сторон предприятия

Характеристика слабых Эксперты Итог

сторон 1 2 3 4 5

1 2 3 4 5 6 7

1. Снижение ликвидности 9 8 8 7 4 36

организации

2. Низкая эффективность кадровой работы 7 5 4 6 5 27

3. Отсутствие стратегических 8 7 6 10 7 38

направлении

4. Отсутствие широкого

спектра дополнительных 9 9 6 8 10 42

услуг для покупателей

5. Зависимость от кредиторов 4 3 8 5 6 26

6. Невысокая эффективность 8 5 9 7 6 35

рекламы

7. Отсутствие контроля

выполнением 2 5 4 8 3 22

функциональных стратегий

8. Слабая мотивация персонала 4 5 2 6 4 21

9.Увеличение количества 7 9 6 7 6 35

конкурентов

10. Сложность выхода на новые рынки сбыта 4 3 4 4 5 20

Итого 62 59 57 68 56 302

Результаты экспертных оценок слабых сторон предприятия показали, что самыми слабыми сторонами предприятия являются:

Отсутствие широкого спектра дополнительных услуг для покупателей (42 балла), Снижение ликвидности организации (36 баллов) отсутствие стратегических направлений в деятельности предприятия (38 баллов), неэффективная реклама (35 баллов).

В таблице 4 оценим результаты экспертных оценок угроз ООО Мебельный салон «Громадный».

Таблица 4 - Результаты экспертных оценок угроз предприятия ООО Мебельный салон «Громадный»

Характеристика угроз Эксперты Итог

1 2 3 4 5

1. Возможность появления новых конкурентов 8 10 10 9 7 44

2. Нет выхода на новые рынки сбыта 5 6 8 5 5 29

3. Замедление роста рынка 5 9 4 8 6 32

4. Угроза больших расходов 2 5 4 2 3 16

5. Возрастающее конкурентное давление 9 7 10 9 7 42

6. Затухание делового цикла 9 10 8 9 10 46

7. Возрастание силы торга у покупателей 5 6 7 5 6 29

8. Изменение потребностей покупателей 2 3 5 2 3 15

9. Сокращение поставок товаров 6 4 7 5 7 29

10. Сокращение численности работников 5 6 4 3 4 22

Итого 56 66 67 57 58 304

Результаты экспертных оценок угроз предприятия ООО Мебельный салон «Громадный» выявили основные угрозы для предприятия: затухание делового цикла (46 баллов), повышение количества конкурентов (44 балла), возрастание конкурентного давления (42 балла).

В таблице 5 оценим результаты экспертных оценок возможностей ООО Мебельный салон «Громадный».

Таблица 5 - Результаты экспертных оценок возможностей ООО Мебельный салон «Громадный»__

Возможности предприятия Эксперты Итог

1 2 3 4 5

1. Увеличение валовой прибыли 5 4 5 4 5 22

2. Увеличение спроса на продукцию 4 3 4 3 4 18

3. Определение оптимальной стратегии развития 6 5 6 5 6 28

4. Появление дополнительных услуг 7 6 7 6 7 33

5. Увеличение объемов 8 7 8 7 8 38

продаж

6. Поиск новых покупателей 4 3 4 3 4 18

7. Выход на новые рынки сбыта 6 5 6 5 6 28

Итого 40 33 40 33 40 185

Результаты экспертных оценок возможностей предприятия ООО Мебельный салон «Громадный» выявили основные возможности для организации: увеличение объемов продаж (38 баллов), появление дополнительных услуг (33 балла), определение оптимальной стратегии развития предприятия (28 баллов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании SWOT-матрицы разрабатывается оптимальная стратегия. Приоритетными для дальнейшего развития получились следующие виды стратегий. Их характеристика приведена в таблице 6.

Таблица 6 - Матрица оценки стратегий для ООО Мебельный салон «Громадный»

Цели

Стратегии Поиск новых покупателей Повышение объемов продаж, чистой прибыли Развитие МТБ Среднее значение

Стратегия горизонтальной диверсификации 3 2 3 2,7

Стратегия вертикальной интеграции 4 3 3 3,3

Стратегия центрированной диверсификации 3 3 3 3,0

Стратегия развития рынка 5 5 4 4,7

Стратегия развития продукта 4 4 4 4,0

Матрица оценки стратегий для определила, что эксперты выделили среди ряда стратегий, наиболее эффективную и вероятную для ООО Мебельный салон «Громадный»это стратегию развития рынка (услуг) (4,7 балла), с помощью выделенной стратегии возможно найти более выгодных покупателей, при этом возможно повысить экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также развить материально-техническую базу (МТБ).

Использованные источники:

1. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2011 - 208с.

2. Антикризисный менеджмент / Под ред. проф. А.Г. Грязновой. - М.: Инфра-М, 2013.-576с.

3. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник. - М: ИНФРА-М, 2012. - 237 с.

4. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. - М.: АО Интерэксперт, Экономика, 2013166 с.

5. Герчикова З., Ванькова О. Критерии эффективности диктует бизнес// Управление компанией.- 2012. - № 9. - С. 67-83.

6. Долгов А.И. Стратегический менеджмент: учебное пособие/А.И.Долгов, Е.А.Прокопенко. - М.: Флинта, 2012- 280с.

7. Забелин П.В. Предпринимательский менеджмент: Учебно-практическое пособие. / Забелин П.В. [и др.].- М.: Инфра-М, 2011.-530с.

8. Кислицына Т. Ф. Конкурентоспособность: сущность, критерии, виды, методологические основы // Инновационное образование и экономика. -2012. - №12. - С75-81.

9. Попов С.А. Стратегическое управление: учебное пособие / С.А. Попов. -М.: Инфра - М, 2009. - 215 с.

10. Стратегическое управление российскими компаниями: Сборник учебных кейсов/ под ред. И.В.Гладких -2-е изд. - СПб.: Изд.Дом СПбГУ, 2011 - 248с.

УДК 658.3

Быкова Е. С., к. социол. н.

доцент

кафедра управления персоналом Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина

Россия, г. Саратов

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА В

HR-МЕНЕДЖМЕНТЕ

Аннотация: функциям hr-менеджмента требуется продвижение и позиционирование, как внутри организации, так и во вне. В статье анализируется, как усилить функции управления персоналом в организации, используя маркетинговые подход и инструменты.

Ключевые слова: управление персоналом, hr-менеджмент, маркетинг, маркетинг в hr.

BykovА E.S., PhD of Sociology, Associate Professor, Department of Personnel Management Volga Institute of Management named after P. A. Stolypin

Russia, Saratov POSSIBILITIES OF MARKETING APPROACH IN HR-MANAGEMENT

Abstract: hr-management functions required promotion and positioning, both within the organization and outside. The article examines how to strengthen the human resource management function in the organization, using marketing approach and tools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.