Е.А. Ким
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИОННЫМИ СЕТЯМИ В ПРОЕКТНОМ ОКРУЖЕНИИ
STRATEGIC PARTNERSHIP AS A BASIS FOR THE FORMATION AND MANAGEMENT OF THE COMMUNICATION IN PROJECT MANAGEMENT
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы стратегического партнерства и организации сетевых форм управления коммуникациями и связями через призму проектного управления инновационным развитием. Построение системы взаимоотношений сетевого характера, обеспечивает длительную кооперацию всех участников и заинтересованных сторон проекта, и направлено на повышение их корпоративной социальной ответственности (КСО) и способствует успешному управлению коммуникациями в проектном окружении. Создание сетевых структур в настоящее время является одним из самых эффективных методов управления внутренними и внешними стейкхолдерами проекта.
Ключевые слова: управление проектом, участники проекта, стейкхолдеры., стратегическое партнерство, коммуникации, сетевые формы организации, бриджинг.
Abstract: this article considers the issues of strategic partnership and project communications through innovation project management. Strong communication relationship provides long-term cooperation of all participants and stakeholders of the project and aims to improve their corporate social responsibility and contributes to the successful communication management in the project management. Network creating is currently one of the most effective methods of the internal and external stakeholders management.
Keywords: project management, project participants, stakeholders, strategic partnership, communications, organizational networks, bridging.
Современный этап развития экономики характеризуется глубокими революционными изменениями в традиционной системе взаимоотношений между всеми предпринимательскими структурами и активно заинтересованным сообществом. Под влиянием этих процессов все более актуальными становятся вопросы эффективного взаимодействия между партнерами, создания новых организационных форм управления, построения системы взаимоотношений сетевого характера, которое позволит успешно управлять коммуникационными отношениями в проектном окружении и инновационным развитием компаний. Поиск путей и механизмов преодоления кризисной ситуации в отечественной экономике неразрывно связан с необходимостью создания структур, отличающихся достаточной гибкостью и способностью обеспечивать экономический и социальный рост в условиях жесточайшей конкуренции и возможностями быстро адаптироваться и приспосабливаться к динамичным потребностям рынка.
Важной особенностью новых сетевых структур управления является ориентация предприятий на расширение горизонтальных связей, способствующих преодолению барьеров между всеми участниками и группами влияния, формированиию стратегического партнерства, являющихся необходимым условием быстрого приспособления к любым изменениям, позволяющим обеспечить устойчивую восприимчивость организации к инновациям, нововведениям, направленным на повышение эффективности производства.
Широко используя контрактные партнерские отношения, сети проектного окружения обеспечивают необходимую гибкость, повышают эффективность
© Е.А. Ким, 2012
достижения конечных результатов проекта за счет синергии совместных действий стратегических партнеров и увеличивают инновационный потенциал организации. Партнерство ведет к созданию особых сетевых форм управления, обеспечивающих длительную кооперацию, как объединения различного рода (например союзы организаций, представляющие сферы науки, обучения, конструкторско-технологических разработок, отраслевые союзы, научно- исследовательские консорциумы, межотраслевые и региональные сети сотрудничества в виде создания различного рода кластеров). Появление сетевых организаций, широко использующих коммуникационные каналы между относительно равноправными организациями, партнерами ознаменовало собой революцию в организации бизнеса. Современные предпринимательские структуры и сообщества - связанные друг с другом, взаимозависимые, быстро заменяемые, гибкие организации и сети, составляющие паутину динамичных отношений ответственности, полномочий и власти друг с другом.
В современном мире хорошо организованные сети и эффективные организации сетевого типа становятся критерием развитости общества в целом. Главное преимущество сетевых структур - стратегическое партнерство отличных друг от друга и потому полезных друг другу участников со специфическими ограниченными ресурсами, позволяющими достичь синергического эффекта на базе добровольного и коллективного самоограничения и своего специфического вклада для достижения результатов, отвечающих интересам всех партнеров. Как правило, такие сетевые структуры выстраивают организации, занятые инновационными и высокотехнологичными проектами, связанные с бизнесом компаний, профессионально занимающихся рыночными коммуникациями, информационным бизнесом, исследованиями, консультациями и т.п., которые создают эффект рычага знаний, технологических ноу-хау и опыта на основе выгодного сотрудничества всех партнеров, участвующих в сетевом процессе.
Таким образом, сетевые структуры - это современная форма организации партнеров, свободно связанных, гибких, горизонтально организованных, принципиально равноправных, разных по выполняемым функциям и ролям независимых партнеров, взаимно заинтересованных в получении дополнительных существенных конкурентных преимуществ, благодаря использованию сети (1). Сетевые структуры особенно перспективны в проектном окружении социально- экономических систем, ориентированных на коммуникационное сотрудничество. Сетевые технологии формирования структур все больше распространяются за пределы отдельных компаний и организаций в направлении формирования сетей делового сотрудничества. Отдельные участники сети концентрируются вокруг базового вида деятельности, возможно и проекта, формулируют общие цели, создают особые сети отношений, сотрудничество и объединяют на этой основе бизнес-стратегии.
Этот процесс называется бриджингом или стратегическим партнерством (4). Самый распространенный способ бриджинга - это создание сетевых организаций. Создание сетевых организаций в настоящее время является одним из самых эффективных методов управления внутренними и внешними стейкхолдерами.
Наиболее продвинутым способом взаимодействия со стейкхолдерами является бриджинг (в английском языке означает «наводить мосты»), который подразумевает под собой стратегическое партнерство. В основе партнерства - кооперация организаций, участников проекта на сотрудничество, выходящая на передний план в силу частичного совпадения их интересов, ожиданий и требований, и осознания того, что конкуренция между ними за право обладания ресурсами или результатами проекта не даст особых преимуществ никому из групп влияния на проект, даже победителю. Партнерство ведет к созданию особых сетевых форм управления и формируется на основе договора, которым регулируются функции, права и обязанности участников, порядок возмещения общих расходов, распределения прибыли и других благ, сроки
действия, условия роспуска. Партнерство может привести к получению своевременной и полной информации о стейкхолдерах, к росту доверия и улучшению репутации корпорации (2). Участники и заинтересованные лица проекта, партнеры, связанные бриджингом, имеют общие цели, а это выгодно с точки зрения мотивации, которая является центростремительной силой коммуникации при формировании сетевого проектного окружения.
Проектно-ориентированным организациям необходимо принимать упреждающие меры коммуникационного характера, самим формировать благоприятную проектную среду, искать способы и методы взаимодействия в стратегическом партнерстве с заинтересованными сторонами (группами лиц) на протяжении всех этапов проектного цикла - от инициации, разработки, реализации и завершения (см. табл.).
Таблица
Основные этапы проектного цикла и сотрудничества_
Этапы проектного цикла Этапы процесса сотрудничества
Инициация Осознание необходимости сотрудничества как стратегической задачи; Генерирование идеи о стратегическом партнерстве; Готовность руководства команды проекта к сотрудничеству
Разработка Изучение видов сотрудничества; Формирование и разработка принципов построения корпоративной коммуникации (сотрудничества); Анализ конкурентоспособности отношений взаимодействия организации во внешней среде; Анализ и определение круга лиц, задействованных в проекте; Формирование целевых групп и определение их потребностей и ожиданий; Технологические новшества и инновации; Сотрудничество образования, науки, повышающее качество подготовки специалистов, способствующее росту конкурентоспособности персонала; Поиск и оценка потенциальных субъектов сотрудничества Разработка проекта сотрудничества
Реализации Установление критериев поиска; Согласование интересов и действий заинтересованных групп; Ведение переговоров и заключение договоров, контрактов и др. соглашений, регулирующих процесс сотрудничества; Укрепление доверительных отношений; Выстраивание устойчивых отношений с заинтересованными группами лиц проекта; Мотивация потенциальных партнеров; Разработка системы отслеживания взаимоотношений; Создание и внедрение автоматизированной связи управления; Создание системы сотрудничества с потребителями, покупателями, поставщиками ресурсов и т.п.; Постоянная оценка сотрудничества и контроль за развитием проекта
Завершение Контроль на всех этапах в соответствии с выработанными критериями и ожиданиями стейкхолдеров; Поиск новых возможностей
На всех стадиях и этапах развития жизненного цикла проекта (см. табл.) необходимо понимание сотрудничества между потенциальными участниками и
заинтересованными сторонами относительно взаимодействия в рамках определенного проекта. Стремление к согласию, совместному созиданию является тенденцией современного рынка, экономической составляющей развития взаимодействия между субъектами рынка и их окружением.
Необходимо выделять три основных этапа становления и укрепления, поддержания стратегического партнерства, а именно:
Первый этап - идеологический, направленный на повышение корпоративной репутации. На этом этапе важно подписать декларацию о намерениях, выявить определенную общность философии организаций - партнеров, родство их стратегий в достижении успехов проекта.
Второй этап - экономический. В ходе выполнения рабочего договора о партнерстве необходимо тщательно просчитывать затраты и эффекты для каждого партнера, тем более, что согласование приемлемых вариантов для всех требует усилий и определенного доверия.
Третий этап - мотивационный. На этом этапе важно продемонстрировать понимание и бережное отношение к проявившимся разногласиям и противоречиям, предложить гарантии того, что в любом случае к особенностям мотивации и внутренним устремлениям и ожиданиям партнеров будет проявлено искреннее уважение на базе сложившихся приоритетов, собственно, сотрудничества и высокого доверия.
Партнерство и сотрудничество акцентирует важность вопроса об общественном договоре в виде кризиса ожиданий в общественно-политической жизни. Все заинтересованные стороны (группы лиц) для достижения успешности в реализации проекта руководствуются определенными принципами при построении коммуникационных отношений, а именно:
Добровольность вхождения.
Мотивированная выгодность партнеров сотрудничества в проектном окружении.
Корпоративная социальная ответственность по всем пункта договоренности.
Принцип консенсуса, основанного на единогласном принятии решений.
Формирование положительного имиджа в широких кругах общественности и признания, в том числе международного.
Таким образом, сотрудничество на основе партнерства - это позитивное взаимодействие индивидов, групп, организаций в процессе совместной деятельности, их договороспособность на достижение одной общей цели, обеспечивающей взаимную выгоду, не ущемляющей интересы всех сторон. Разнообразные формы современного партнерства (сотрудничества) участников рыночных отношений служат для достижения каждым партнером преимуществ и выгод кооперации путем оптимизации коммуникационного сотрудничества, активного задействования стратегических преимуществ и ключевых компетенций каждого партнера в условиях действия взаимосогласованных общих правил поведения на рынке. Налаживание партнерства предполагает идеологический, экономический и психологический этапы, в результате прохождения которых партнерство как взаимовыгодное сотрудничество начинает восприниматься и как философский принцип, и как экономически целесообразные коммуникационные отношения, оказывающие влияние на повышение конкурентоспособности и на создание новой ценности и репутации компании.
Литература
1. Гапоненнко Ф. Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление: учебник. -М.: Омега-Л, 2004.
2. Латфулин Г.Р., Громова О.Н. Организационное поведение. 2-е издание. -Питер, 2010.
3. Романова М.В., Управление проектами. - М.: «Форум»-ИНФРА, 2009.
4. Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг. 4 -е издание. Питер, 2007.
М.А. Колбасникова
ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ
РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ
THE FINANCIAL CONDITION THE ORGANIZATIONS OF THE WATER TRANSPORT IN RUSSIA IN THE FINAL STAGE
OF MARKET REFORMS
Аннотация: в настоящее время остро стоит вопрос износа основных фондов морского и речного транспорта, который достигает 65-70%. В статье рассмотрено текущее инвестиционное состояние организаций водного транспорта с указанием проблемных вопросов и возможных путей их решения. Проанализированы основные группы показателей, характеризующих финансовое положение предприятий водного транспорта (финансовая устойчивость, платежеспособность, рентабельность).
Ключевые слова: водный транспорт, рентабельность, платежеспособность, финансовая устойчивость, инвестиции, лизинг.
Abstract: аt the present time there is an issue concerning wear of fixed assets of sea and river transport, which reaches 65-70%. The article considers the current investment state of water transport organizations, indicating problematic issues and possible solutions. The main groups of indicators defining the financial position of shipping companies (financial stability, solvency, profitability) have been analyzed.
Keywords: water transport, profitability, solvency, financial stability, investment, leasing.
Морской и внутренний водный транспорт, наряду с другим видами транспорта и инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей страны. Негативные последствия реструктуризации транспортного комплекса страны особенно остро проявляются в показателях износа основных фондов морского и речного транспорта, который достигает 65-70 %. Инвестиционное обеспечение водного транспорта приобрело острый проблемный характер. Речь идет прежде всего о пополнении транспортного флота новыми современными конкурентоспособными судами различного назначения, а также комплексном развитии транспортной инфраструктуры. Модернизация морских портов, повышение их пропускной способности и усиление железнодорожных подходов к ним требуют многомиллиардных затрат как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов.
1. Финансово-экономическое состояние предприятий морского и внутреннего водного транспорта
В 2010 г. по сравнению с 2009 г. затраты на 1 руб. доходов в организациях внутреннего водного транспорта, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров, выросли и составили 94,9 коп. На морском транспорте затраты на 1 руб. доходов возросли и составили 101,4 коп.
Показатели финансовой устойчивости и платежеспособности транспорта в целом, в частности, морского и внутреннего водного, представлены в таблице 1 [2].
© М.А. Колбасникова, 2012