Научная статья на тему 'Стратегический управленческий учет в условиях глобализации'

Стратегический управленческий учет в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ИНФОРМАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / МЕТОД АВС / СТОИМОСТНАЯ ЦЕПОЧКА ФУНКЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Улина Г.В., Улин Д.С.

В статье дается определение стратегического управленческого учета, рассматривается его развитие в условиях глобализации. Подчеркивается роль бухгалтерской информации в принятии стратегических управленческих решений. Обращается внимание на инструменты стратегического управленческого учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегический управленческий учет в условиях глобализации»

Бухгалтерский, управленческий учет и аудит

163

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

© Улина Г.В.* *, Улин Д.С.*

Московский государственный институт (университет) международных отношений МИД России, г. Москва

В статье дается определение стратегического управленческого учета, рассматривается его развитие в условиях глобализации. Подчеркивается роль бухгалтерской информации в принятии стратегических управленческих решений. Обращается внимание на инструменты стратегического управленческого учета.

Ключевые слова: стратегический управленческий учет, информация, глобализация, конкуренция, метод АВС, стоимостная цепочка функций предприятия.

При основании той или иной компании ее владельцы в большинстве случаев исходят из стратегических долгосрочных планов, а не из сиюминутных соображений. Стратегические долгосрочные решения определяют будущее организации, перспективы ее дальнейшего развития. Для принятия этих решений необходима информация о потенциале компании и институциональной среде, в которой она функционирует. В связи с этим существенное внимание в настоящее время уделяется управленческому учету и, особенно, одному из его направлений - стратегическому управленческому учету.

Стратегический управленческий учет возник сравнительно недавно, но уже получил широкое распространение в научной, педагогической и практической деятельности. Для того, чтобы руководитель мог грамотно определять стратегию, умел применить ее на практике, необходимо также использовать современные методы обучения в высших учебных заведениях. Студенты должны получать знания в области стратегического управленческого учета, права и ряда других смежных дисциплин, принимать собственные решения и уметь определять целесообразность и эффективность их применения [2, с. 272].

В целом стратегический учет может быть охарактеризован как вид учета, в рамках которого формируется информационное обеспечение принятия стратегических управленческих решений. Информация является особым продуктом, пользующимся постоянным и высоким спросом в эффективном управлении предприятием в условиях рыночной экономики, позволяет координировать и регулировать процессы его деятельности для достижения

* Доцент кафедры Учета, статистики и аудита, доцент.

* Доцент кафедры Международных экономических отношений и внешнеэкономических связей, кандидат экономических наук.

164 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

поставленных стратегических целей. Именно от того владеет ли руководство оперативной и достоверной информацией, полученной от бухгалтерских служб, зависит, будет ли предприятие банкротом, либо будет развиваться стабильно и динамично [6, с. 129].

В сфере стратегического управленческого учета производится анализ бизнес-среды, где организация осуществляет свою деятельность, в ходе которой должна быть учтена стратегическая позиция компании на рынке, рассмотрена возможность дифференциации производимой продукции, построена стоимостная цепочка функций. Стоимостные цепочки дают представление о стратегически связанных видах деятельности предприятия и позволяют проследить движение затрат, а также выявить потенциальные источники снижения затрат и оптимизации выполнения отдельных операций, приобретая, таким образом, преимущества перед своими конкурентами на рынке. Все это должно привести к правильному позиционированию компании а рынке, поддержанию и развитию ее устойчивого конкурентного преимущества и сохранению хороших результатов финансово-хозяйственной деятельности в течение длительного времени.

Глобализация мировой экономики формирует новые конкурентные преимущества деятельности компании, оказывающие влияние на различные сферы их взаимодействия с институциональной средой. Глобализация привела к новой форме соперничества между компаниями, которую можно назвать глобальной конкуренцией. Если раньше целью конкуренции являлась борьба между компаниями за увеличение прибыли, то в настоящее время -это борьба за каждого потребителя [3, с. 415-416].

Таким образом, учитывая процесс глобализации, стратегический управленческий учет связан с потребностью выхода предприятия за пределы организации и взаимодействия с другими субъектами рыночных отношений. Управленческая отчетность, формируемая системой стратегического управленческого учета, включает не только стандартные финансовые показатели, но и нефинансовые критерии оценки деятельности компании (характеристика конкурентов, рынков сбыта, рентабельность поставщиков и др.), которые приобретают все большее значение как инструмент стратегического контроля, формируют информацию для менеджмента компании, необходимую в современной бизнес-среде.

Учитывая существующие реалии, можно сделать вывод, что сильная конкуренция и рыночные силы покупателя и поставщиков оказывают большое давление на цены. Компании в ответ на эти выводы могут применять две основные стратегии: дифференциация товаров или достижение лидерства при минимизации затрат.

Дифференциация товаров представляет собой способность компании предлагать продукцию или услуги, которые представляются покупателям уникальными по качеству и превосходству по сравнении с теми, что предла-

Бухгалтерский, управленческий учет и аудит

165

гают конкуренты. Например, компании Кока-Кола (Coca-Cola) удалось успешно диверсифицировать линейку выпускаемых товаров, применяя новые научно-исследовательские разработки. Дифференциация укрепляет преданность бренду и увеличивает цены, которые покупатель готов платить.

Лидерство по минимизации затрат - это способность компании иметь более низкие издержки по сравнению с конкурентами за счет увеличения производительности, полного устранения отходов и серьезного контроля за уровнем затрат. Одним из лидеров по минимизации затрат в своей отрасли является компания по производству станков и инструментов Блэк энд Дэкер (Black and Decker). Скорее более низкая продажная цена, чем уникальная продукция или услуги, дает ей конкурентное преимущество.

Итак, существуют разные точки зрения на стратегию и результаты управления предприятием, различные представления о том, как компания должна заниматься решением стратегических задач. Создание эффективного ры-ночно ориентированного корпоративного менеджмента требует постоянного совершенствования и внедрения принципиально новых инструментов, а, следовательно, и современных методов, применяемых в стратегическом управленческом учете [5, с. 205]. Инструменты, применяемые в стратегическом управленческом учете, включают как характерные для традиционного управленческого учета, так и специальные методики. К ним можно отнести планирование, контроль, анализ, калькулирование и др. Традиционные системы калькулирования были разработаны тогда, когда доминирующими факторами производства являлись труд и материалы, выпускался ограниченный ассортимент продукции, технологии были стабильными, а виды деятельности четко делились на производственные и обслуживающие [1, с. 11]. Однако новые условия хозяйствования требуют новых учетных практик.

Особо хочется отметить возрастание роли функционального метода калькулирования (метод АВС). По мнению многих западных менеджеров высшего звена, данный метод является действенным управленческим инструментом, поскольку он позволяет не только снижать затраты, устраняя не приносящие добавочной стоимости операции, но и принимать стратегически верные решения, ориентируясь на потребности клиента. В настоящее время метод АВС является одним из наиболее перспективных путей повышения конкурентоспособности. Такой комплексный подход акцентирует внимание управленческого персонала на видах деятельности компании с целью воздействия на конечную продажную цену, уменьшение затрат, и, в итоге, на получение прибыли. В целом метод АВС - это методология, характеризующая средства и способы управления организацией для совершенствования бизнес-процессов и повышения прибыльности компании. Девиз метода АВС звучит следующим образом: «Продукты потребляют виды деятельности, виды деятельности потребляют ресурсы» [4, с. 162].

166 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

Подвоя итог, можно сказать, что в условиях роста глобальной конкуренции, наличия растущих ожиданий потребителей продукции и услуг, применение новых подходов стратегического управления затратами позволяет компании достичь устойчивого конкурентного преимущества, высоких финансовых и рыночных показателей. Стратегический управленческий учет и функциональное управление предприятием как раз и представляют собой эти новые подходы, основой которых является метод АВС.

Список литературы:

1. Воронова Е.Ю. Учет затрат: функциональный и традиционный подходы [Текст] / Е.Ю. Воронова // Аудитор. - 2007. - № 12. - С. 11-14.

2. Воронова Е.Ю. Дидактические аспекты обучения бухгалтерскому учету в высшей школе [Текст] / Е.Ю. Воронова // Вестник МГИМО-Универси-тета. - 2013. - № 5 (32). - С. 270-275.

3. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение: учеб. [Текст] / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Экономистъ, 2005. - 665 с.

4. Улина ГВ. Экономический анализ стоимостной цепочки функций предприятия [Текст] / Г.В. Улина, Д.С. Улин // Роль и значение учетно-статистической информации в экономическом анализе. - М.: МГИМО Университет, 2012. - С. 161-168.

5. Улина Г.В. Особенности учета и управления запасами по системе своевременных поставок [Текст] / Г.В. Улина. Д.С. Улин // Економша i управлш-ня: виклики та перспективи. Збiрник матерiалiв мiжнародноl туково-практично! штернет-конференцн 13-14 лютого 2014 р. - Дншропетровськ: «ФОП Дробязко С.1.», 2014. - С. 205-208.

6. Улина Г.В. Информационная система управленческого учета [Текст] / Г.В. Улина, Д.С. Улин // Современный учет и аудит: теория, практика, перспективы развития. материалы Второй международной инновационной научно-практической конференции. - М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2014. - С. 129-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.