Научная статья на тему 'Стратегический учет как информационная система поддержки стратегического менеджмента'

Стратегический учет как информационная система поддержки стратегического менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирьянова В. А., Томских О. А.

Стратегический учет в настоящее время сформировался в достаточно обширное и комплексное направление учета, ориентированное на процесс принятия стратегических управленческих решений и поддерживающее систему стратегического менеджмента на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кирьянова В. А., Томских О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Strategic account at presented in it is enough extensive and complex direction of the account, oriented on process of the taking the strategic management decisions and supporting system of strategic management on enterprise.

Текст научной работы на тему «Стратегический учет как информационная система поддержки стратегического менеджмента»

стемы учета для каждого предприятия индивидуально и зависит от тех целей, которые оно хочет достичь.

В целом успех интеграционного проекта зависит от многих факторов: точная формулировка целей и задач, грамотная постановка методологии, наличие на предприятии квалифицированного персонала, а также команды сотрудников, которая будет выполнять данный проект. Но самое важное условие - это высокая заинтересованность и участие в проекте топ-менеджмента предприятия, так как именно ее руководство является основным пользователем управленческой информации и играет главную роль в определении требований к ней, а значит, и ко всей системе учета.

Список литературы

1. Васильев, Д. Финансовый и управленческий учет//Московский бухгалтер, № 2, 2007.- С. 15

2. Палий, В.Ф. Бухгалтерский учет: субъективные суждения и объективные реа-лии//Бухгалтерский учет, № 9, 2004. - С 20.

3. Подоляк Н. Интеграция финансового и управленческого учета // Финансовая газета. Региональный выпуск, № 45, 46.- 2007. - С.10, 12

УДК 657.1

В.А.Кирьянова, О.А.Томских

Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УЧЕТ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

The Strategic account at presented in it is enough extensive and complex direction of the account, oriented on process of the taking the strategic management decisions and supporting system of strategic management on enterprise.

Стратегический учет в настоящее время сформировался в достаточно обширное и комплексное направление учета, ориентированное на процесс принятия стратегических управленческих решений и поддерживающее систему стратегического менеджмента на предприятии.

Стратегический учет как самостоятельное отдельное направление существует уже более 20 лет, но до сих пор не сформулировано его однозначное определение. Большинство авторов считает, что основной акцент при определении стратегического учета стоит делать на его внешней ориентации.

Симмондс, который первым предложил термин стратегический учет, рассматривает его как предоставление и анализ данных управленческого учета о бизнесе и его конкурентах, которые используются для мониторинга и развития стратегии такого бизнеса. Поскольку однозначного определения стратегического учета не существует, американскими специалистами было проведено исследование, в процессе которого были определены направления, которые могут быть использованы для характеристики стратегического учета: 1. расширение традиционной внутренней направленности управленческого учета, то есть включение внешней информации о конкурентах; 2. взаимосвязь между стратегической позицией, выбранной организацией, и ожидаемым акцентом на управленческий учет (то есть учет в соответствии со стратегическим позиционированием); 3. достижение конкурентных преимуществ путем анализа способов со-

кращения затрат и/или усилением дифференциации продуктов организации посредством использования связей в цепочке ценностей и оптимизации носителей затрат [4].

Стратегический учет является комплексной системой учета, ориентированной на процесс принятия стратегических решений, в рамках которого предполагается тщательный анализ внешней бизнес-среды, где предприятие осуществляет свою деятельность. При проведении данного анализа должны быть: - учтена стратегическая позиция организации на рынке, - учтена дифференциация продуктов организации, - построена полная цепочка ценностей рассматриваемой компании; - учтена объемность и широта анализа (любые технологии, которые способствуют принятию тех или иных стратегических решений, можно отнести к технологям стратегического учета).

Информация, получаемая и обрабатываемая в рамках стратегического учета, должна содержать данные не только о внутренней среде предприятия, но и о его внешнем окружении, в том числе о его положении по отношению к основным конкурентам. Для получения информации, на основании которой будет разрабатываться стратегия предприятия, используется целый ряд методов. Одним из наиболее распространенных является бенчмаркинг (от англ. Bench-marking)

Бенчмаркинг - сравнительный анализ финансовой эффективности позволяет предприятию оценить свои сильные и слабые стороны по сравнению со своими конкурентами и лучшими примерами из мировой практики и на основе этого определить рыночные ниши (как фактически существующие, так и потенциальные) для своей продукции Он обеспечивает стратегический менеджмент инструментарием для определения и поиска своих фактических и потенциальных конкурентов, а также возможных партнеров по производственной кооперации и слияниям. [ 1, 5]. Предприятие может проводить бенчмаркинг практически любого вида деятельности, который поддается измерению. Такое сравнительное исследование должно начинаться с идентификации детерминант успешной деятельности в данной отрасли. Однако до того, как начать это сравнительное исследование, необходимо выбрать надежную и эффективную систему измерения. Бенчмаркинг - это не только инструмент сбора информации. При бенчмаркинге проводится сопоставление данных компании с данными по отрасли или по основным конкурентам. Бенчмаркинг представляет собой вклад в стратегический план для руководства, он предлагает обратить внимание на другой стиль работы, а также на новую корпоративную культуру, которая лучше стимулирует внутрифирменную конкуренцию.

На основании анализа научных источников можно сделать вывод, что стратегический учет выполняет три наиболее характерные функции: - поддерживает процесс принятия решений; - является системой для обеспечения сотрудников предприятия информацией; - представляет собой технологию, которая позволяет изменить способы предоставления информации, если существующие методы ее получения не соответствуют потребностям предприятия [3, 4].

Таким образом, основной функцией стратегического учета является обеспечение условий для наиболее объективного анализа эффективности деятельности предприятия, а также для того, чтобы при принятии стратегических управленческих решений были учтены пожелания всех групп заинтересованных лиц. Иными словами, стратегический учет должен позволять определить, насколько эффективно работает предприятие с точки зрения различных групп интересов.

Внедрение системы стратегического учета на предприятии способствует: - поддержке принятия и исполнения стратегических решений; - восполнению пробелов, которые могут возникнуть в процессе передачи информации; - выбору подходящих финансовых показателей эффективности деятельности предприятия; - учету не только финансовых

показателей эффективности; - предоставлению менеджерам существенной информации; -все затраты подразделяются на регулируемые и согласованные, или обязательные; - разделению на дискреционные затраты и затраты на технологические процессы; - использованию метода стандарт-костинга в системе стратегического управленческого учета, который должно носить стратегический оттенок; - отражению современных тенденций в учете [2].

Рис. 2. Система стратегического учета

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что стратегический учет в настоящее время сформировался в достаточно обширное и комплексное направление учета, ориентированное на процесс принятия стратегических управленческих решений и поддерживающее систему стратегического менеджмента на предприятии. Так, при рассмотрении учетной системы организации со стратегических позиций может быть изменен план счетов и внутренняя отчетность компании, могут быть пересмотрены подходы к анализу информации. При применении стратегического учета следует учитывать, что он является достаточно обширным направлением, которое может вместить в себя большое количество различных методов и технологий. Например, даже традиционные технологии, которые способствуют принятию тех или иных стратегических решений (бюджетирование, анализ отклонений), можно отнести к технологиям стратегического учета.

В связи с тем, что стратегический учет может включать в себя достаточно большое количество конкретных методов, возникают сложности при его практическом применении на предприятиях. Для успешного внедрения стратегического учета необходима система, которая должна обладать свойствами, перечисленными выше. Одной из таких систем, которая в настоящий момент уже получила широкое распространение на Западе (особенно, в США и Европе) и только начинает свое развитие в России, является система сбалансированных показателей (ESQ [3].

Список литературы

1. Волков, И.М. Проектный анализ: финансовый аспект/ И.М.Волков, М.В.Грачева. -М.: Экономический факультет, ТЕИС, 2000.

2. Волошин, Д.А. Стратегический управленческий учет как современный информационный метод // журнал Аудиторские ведомости, N 12, 2007 г.

3. Ward Keith Strategic management accounting // Butterworth - Heinemann, CIMA, 1999.

4. Drury, C. Management and Cost Accounting // International Thomson Business Press, 5th Edition, 2000.

5. Scarlett, R.C. Management Accounting - Performance Management/ R.C.Scarlett,

C.Wilks // CIMA, London, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.