Вестник Санкт-Пстербургского университета. Сер. 6, 2006, вып. 3
Е.Е. Этитейн
(аспирант кафедры международных политических процессов ф-та философии и политологии)
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ СОЮЗ США И ИЗРАИЛЯ КАК ФАКТОР БЛИЖНЕВОСТОЧНОГО КОНФЛИКТА
В данной статье исследуется стратегический союз государства Израиль и США, а также влияние американо-израильского альянса на безопасность и стабильность Ближневосточного региона. Изучение стратегического союза США и Израиля представляет интерес в качестве примера военно-политического сотрудничества мировой державы (США) н региональной державы (Израиля).
Основой для образования стратегического союза или партнерства служит взаимовыгодное долгосрочное сотрудничество. Стратегические союзы предусматривают долгосрочные обязательства сторон. Взаимное доверие является обязательным предварительным условием формирования стратегического союза. У каждого стратегического союза есть цели, прямо связанные со стратегическими интересами всех партнеров. Термин «стратегический союз» охватывает множество организационных форм - от долгосрочных соглашений до военного сотрудничества в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (1ШОКР) и военно-политического союза. Военно-по-литический союз означает осуществление совместных действий государствами для решения общих политических, экономических и военных задач на международной арене. В условиях регионального конфликта основой стратегического союза между государствами становится военно-политический союз.
Стратегические отношения США с Израилем имеют геополитический и идеологический характер. Эти страны имеют давнюю историю сотрудничества. США стали первой страной, признавшей государство Израиль сразу же после окончания срока действия британского мандата в Палестине в мае 1948 г. Однако до середины 1960-х годов американская ближневосточная политика была в большей степени обусловлена стремлением поддерживать эмбарго на продажу современных видов оружия странам Ближнего Востока, втом числе и Израилю. Поэтому на протяжении 1950-х - первой половины 1960-х годов Израиль в военно-политической сфере наиболее плодотворно и активно сотрудничал с Францией.
С середины 1960-х годов оформилось американо-израильское военно-политическое сотрудничество. Американские политики и дипломаты рассматривали Израиль как региональную державу. Основная цель военно-политического сотрудничества США и Израиля во время «холодной войны» заключалась в сдерживании влияния СССР на Ближнем Востоке.
Дж. Кеннеди - первый президент США, который отказался от политики равновесия сил между Израилем и арабскими государствами в пользу американо-израильского стратегического партнерства. В начале 60-х годов администрация Дж. Кеннеди объявп-
© Е.Е. Эпштейн, 2006
ла о существовании «особых отношений» с Израилем1 и заключила с ним соглашение« военных поставках. Основы американо-израильского альянса были заложены администрацией Кеннеди 19 августа 1962 г., когда президент США решил нарушить эмбарго Д. Эйзенхауэра на продажу систем вооружений Израилю и осуществил поставку ракет «Хоук» (Hawk). Данная сделка положила начало дорогостоящего и интенсивного американо-израильского военно-политического сотрудничества.
15 дальнейшем администрация Л. Джонсона неуклонно проводила курс на обеспечение военного превосходства Израиля над арабскими странами. В 1963 г. Израиль получил от США партию ракет класса «земля-воздух», 1964 г. - партию американских танков, в 1966 г. самолетов «Скайхок». Действия Л. Джонсона, который одобрил продажу Израилю большого числа американских танков и боевых самолетов, способствовали замятию израильским государством ведущего положения в регионе. Л. Джонсон создал прецедент' американо-израильского стратегического партнерства посредством американских многомиллионных ежегодных поставок современного вооружения Израилю. Между США н Израилем шел диалог на уровне военных ведомств. Также осуществлялись американо-израильские двусторонние консультации в области безопасности, совместные военные учения и научно-исследовательские программы.
Американо-израильские стратег ические отношения получили дальнейшее развитие после арабо-израильской войны 1967 г. Иордано-сирийская конфронтация 1970 г. и сдерживающая роль в этом конфликте израильских войск, осуществлявших поддержку короля Иордании Хусейна, претворила в жизнь американо-израильское «стратегическое партнерство». Таким образом, США передали Израилю полномочия по «поддержанию мира» на Ближнем Востоке. Взамен США предоставили Израилю новейшее оружие, финансовую помощь и дипломатическую поддержку, направленную против арабских интересов.
Во время войны Судного дня 1973 г. США осуществили стратегические поставки оружия н боеприпасов Израилю. Война Судного дня продемонстрировала банкротство американской политики на Ближнем Востоке, так как безоговорочная поддержка Израиля Соединенными Штатами не создавала условия для стабильности и регионально» безопасности на Ближнем Востоке. Напротив, американская поддержка Израиля все больше отчуждала арабские государства от США. Одним из последствий поставок американского оружия Израилю, и особенно американские поставки оружия на Синай, стало нефтяное эмбарго ОПЕК (организации стран - экспортеров нефти). Саудовская Аравия заявила об увязке цеп на нефть с урегулированием ближневосточного конфликта. 20 октября 1973 г. Саудовская Аравия объявила, что не продаст нефть Соединенным Шта там из-за американской поддержки Израиля. Ирак, Алжир, Бахрейн, Кувейт п Катар последовали за Саудовской Аравией. Данная политика нефтяного эмбарго вызвала нефтяной кризис в CIIJA и Западной Европе. Последовавшее в 1973 1974 гг. нефтяное эмбарго арабских стран против США привело к потере 0,5 млн рабочих мест в США н к сокращению ВИН США на 20 млрд долларов.
Без покровительства США Израиль, возможно, не поддался бы на безумную оккупацию южного Ливана и израильского военного присутствия на его территории в течение почти 20 лет. При попустительстве администрации Р. Рейгана, правительство Израиля расселило 400 тысяч евреев в Восточном Иерусалиме и на Западном берегу реки Иордан, которые теперь имеют возможность требовать от сменяющих друг друга израильских правительств вложения огромных финансовых средств в инфраструктуру поселений.
Со времени начала стратегического сотрудничества между США и Израилем в военной области было проведено много совместных действий. Американо-израильские маневры предоставили возможность для армий двух стран поделиться взаимным опытом ведения боевых действий. Продолжаются контракты в области американского и израильского ВПК. По имеющимся договоренностям американские военные используют инфраструктуру Израиля для складирования вооружения и материальных средств, а также для переброски войск в зоны возможных конфликтов в Ближневосточном регионе. Так, во время конфликта в зоне Персидского залива в 1990-1991 гг. американцы перебросили в Израиль свои зенитные комплексы «Патриот», которые были активно задействованы для перехвата иракских баллистических ракет «Скад».
Стратегический союз США и Израиля основывается на нескольких ключевых юридических документах. Американо-израильские меморандумы и соглашения о воеи-но-техн и чес ком сотрудничестве составляют юридическую основу воен но-пол пти четких отношений США и Израиля. «Меморандум о взаимопонимании в области стратегического сотрудничества» (1981 г.) оформил воеппо-полптичеекпй союз между двумя государствами и предоставил право шестому американскому флоту использовать израильские морские порты, а также право размешать и перевозить американские боеприпасы по территории Израиля2. «Меморандум о взаимопонимании» (январь 1987 г.) предоставил Израилю статус «Основного союзника США вне НАТО»1. «Меморандум 1988 г.» закрепил юридически сложившуюся практику сотрудничества между Израилем и СИ IA в военной, т ехнологической и политической областях, а также в области разведки1. «Стратегический меморандум 1998 г.» обеспечил новый уровень сотрудничества США и Израиля в области военных противоракетных технологии '. Таким образом, американо-израильские меморандумы и соглашения свидетельствуют о ключевой роли, отводимой Соединенными Штатами Израилю на Ближнем Востоке.
Следует также отметить, что после арабо-израильской войны 1967 г. увеличилась военная и экономическая помощь Израилю. Динамику развития американо-израильского союза отражает американская финансовая помощь, предоставляемая Израилю. В течение первых девятнадцати лет существования Израиля Соединенные Штаты предоставили этому государству почти 1,5 млрд долларов США в различных формах финансовой помощи. В 1964 г. американское правительство не предоставило никаких займов Израилю для военных целей. В 1965 г. правительство США предоставило Израилю почти 13 млн долларов. В 1966, за год до шестидневной войны 1967 г., правительство США выделило Израилю 90 млн долларов. С 1966 до 1970 г. в среднем ежегодная финансовая помощь США Израилю возросла до 102 млн долларов, а доля военных займов поднялась на 47%. После 1967 г. сумма займов снизилась до 7 млн долларов, но в последующие годы американская финансовая помощь увеличилась до 85 млн долларов CUJA в 1969 г. В 1970 г. Израиль получил от США финансовую помощь на сумму в 30 млн долларов. В 1971 г., после иорданского кризиса, американская финансовая помощь Израилю увеличилась до 545 млн долларов. В ходе октябрьской войны 1973 г. госсекретарь Г. Киссинджер призвал к предоставлению пакета помощи на сумму в 3 млрд долларов, и с тех пор помощь США Израилю оценивается в несколько миллиардов долларов в год. Существенные объемы американской военной помощи начались в 1974 г.; они насчитывали от 100 млн долларов США в 1975 г. и уже 2,7 млрд долларов в 1979 г.
С 1985 г. предоставление займов па военные цели было приостановлено, и вся военная помощь США шла Израилю как безвозмездные ссуды, в пределах от 1,4 млрд долларов в 1985 г. и до 1,8 млрд долларов каждый год с 1987 по 1989 г. Экономическая
помощь США Израилю достигла суммы почти 2 млрд долларов в 1985 г. и снизилась до 1,2 млрд долларов в 1989 г.
Финансовая помощь США предоставлялась Израилю с условием не использования этих средств на оккупированных территориях, занятых в 1967 г. Но служба исследовании Конгресса (Congressional Research Service) сообщила, что «поскольку помощь США Израилю предоставляется без эффективного бухгалтерского учета, то нет пика-кото достоверного способа выявить, каким образом Израиль использует финансовую помощь США»1'. Кроме того, служба исследовании Конгресса в своем отчете написала, что в 1978, 1979 и 1981 гг. Израиль «возможно, нарушил свое обязательство не использовать американское оружие как средство нападения»'. В 1990 г. Израиль принял 400 млн долларов в качестве займа на размещение и постройку жилья под гарантии правительства США. Данный кредит был получен израильским правительством при условии, что эти деньги не будут использоваться для постройки поселений на оккупированных территориях, но эти обещании были скоро аннулированы.
С 1999 г. происходит постепенный процесс свёртывания американской экономической помощи Израилю. Предоставляемая Израилю американская военная и экономическая помощь (2,630 млн долл. в 2005 г:4) уже не является столь важным фактором во взаимоотношениях CILIA и Израиля (доходная часть государственного бюджета Израиля в 2005 г. составила 43,82 млрд долл.") Данная особенность американо-израильского сотрудничества уменьшает возможность Администрации США использовать финансовую помощь как один из основных методов воздействия на Израиль.
После устранения фактора «блокового противостояния» на Ближнем Востоке ближневосточная политика США в 1990-е годы ставила цель достичь мирного урегулирования арабо-израильского конфликта. Данная политика привела к подписанию мирного договора Израиля с Иорданией в 1994 г.1" и выводу израильских войск из южного Ливана в 2000 г. Однако многочисленные дипломатические инициативы США не смогли осуществить подписание мирного договора между Сирией и Израилем. Безуспешно завершился и процесс палестино-израильского мирного урегулирования.
В связи со стагнацией и кризисом ближневосточного мирного урегулирования можно утверждать, что стратегический союз США и Израиля весьма негативно влияет на региональную безопасность Ближнего Востока. Неизбежным последствием американо-израильского альянса является то, что ближневосточную политику США осуждает большая часть мусульманского мира. Следует также учесть тот факт, что американо-израильское стратегическое сотрудничество дискредитирует усилия США как беспристрастного посредника в урегулировании ближневосточного конфликта.
Несмотря на многочисленные дипломатические инициативы США, направленные на достижение мирного урегулирования ближневосточного конфликта, США не воспринимаются как честный посредник в странах Ближнего и Среднего Востока. Так, в докладе бывшего американского дипломата и представителя Госдепартамента Э.П. Дже-реджиаиа (Djerejian)11 утверждается, что «Соединенные Штаты должны радикально преобразовать стратегию дипломатических инициатив, чтобы эффективно противостоять увеличивающейся враждебности к Америке в арабском и мусульманском мире»". Согласно докладу Джерсджпана, «опросы об отношении к внешней политики США в регионе Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии показывают, что в основном отрицательное отношение к Америке исходит из-за нерешенных ближневосточных реальных конфликтов и поддержки, оказываемой США Израилю в палестино-израильском конфликте»". Данное утверждение, па наш взгляд, указывает на недостатки и определяет
пределы возможностей дипломатических инициатив СЛИЛ в процессе мирного урегулирования ближневосточного конфликта.
Несмотря на многочисленные дипломатические инициативы но урегулированию ближневосточного конфликта, политика американской поддержки Израиля всегда будет непопулярна. Особенно вызывает негодование в мусульманском мире игнорирование американскими политиками и дипломатами прав палестинцев на создание собственного государства и права палестинских беженцев на возвращение. Таким образом, многочисленные дипломатические инициативы США по урегулированию ближневосточного конфликта не способны стать альтернативой стратегической ближневосточной политике США.
Американо-израильское стратегическое партнерство негативно влияет и на Израиль. Государство Израиль в течение десятилетий действовало и продолжает действовать «в фарватере американской политики»11 - так полагает Е.Я. Сатановский и с данным утверждением трудно не согласиться. Указанная особенность израильской внешней политики оформила военно-политический и стратегический союз СЛИЛ и Израиля, по одновременно поставила внешнюю политику Израиля в зависимость от США.
Рассуждая относительно влияния современной России на политические события на Ближнем Востоке и на ближневосточное мирное урегулирование, следует отметить, что частичная утрата Россией влияния в регионе Ближнего Востока сделала не только позиции арабских государств менее предпочтительными, но и уменьшила роль Израиля как стратегического партнера США па Ближнем Востоке. Данное обстоятельство приводит к переосмыслению значения стратегического американо-израильского альянса со стороны американцев.
Следует также отметить, что иллюзия, возникшая в американских поли тических и научных кругах в начале 90-х годов XX в., о том, ч то после распада ССС Р США смогут единолично выступить миротворцем в арабо-израильском конфликте, привела к многочисленным американским дипломатическим инициативам, так и не приблизившим переговорный процесс па Ближнем Востоке к окончательному мирному урегулированию. Таким образом, rio мнению К. Примакова, не американские дипломатические инициативы, а именно позиция СССР, а затем России в отношении урегулирования арабо-израильского конфликта, отраженная в формуле: возращение «терри торий, оккупированных Израилем во время "шестидневной войны" 1967 г., в обмен на мир арабских стран с Израилем, включая не только признание этого государства, но и установление с ним полноправных дипломатических отношений... до сих пор является наиболее4 актуальной формулой для достижения мирного урегулирования ближневосточного конфликта»15. Данный подход к мирному урегулированию ближневосточного конфликта является наиболее перспективным для последующих дипломатических инициат ив России, ЕС и США. Однако в настоящее время реализация его затруднена из-за эскалации палестино-израильского конфликта. Только при наличии четкой координации действий между США, ЕС, Россией и СБ ООН можно ожидать преодоления кризиса в процессе мирного ближневосточного урегулировании.
Относительно стратегического союза США и Израиля как фактора ближневосточного конфликта можно сделать следующие выводы: несмотря на поддержку, оказываемую США многим государствам Ближневосточного региона, американо-израильское стратегическое партнерство является наиболее прочным. Израиль наиболее преданный стратегический партнер США на Ближнем Востоке в силу зависимости Израиля от американской дипломатической и военной поддержки.
Соединенные Штаты помогли гарантировать выживание еврейского государства на Ближнем Востоке. Следует отметить, ч то многие арабские лидеры и общественность в странах Ближневосточного региона рассматривают американо-израильский стратегический союз в ином контексте. Для многих жителей стран Ближнего и Среднего Востока, Израиль - «т/ап1е.1егпЫе» Америки, которая разрешила Израилю оккупировать землю, принадлежащую палестинцам. Недоверие к США как беспристрастному посреднику в ближневосточном мирном урегулировании обусловлено тем, что дипломатические усилия США не смогли 1! течение уже нескольких десятков лет разрешить ключевую проблему ближневосточного конфликта - «палестинскую проблему» и не смогли обеспечить право палестинцев на самоопределение и создание независимого государства. Следует предположить, что успешное завершение мирного урегулирования ближневосточного конфликта будет способствовать укреплению как стратегического союза США п Израиля, так и престижа США в регионе Ближнего и Среднего Востока. Чтобы осуществлять роль беспристрастного посредника в урегулировании ближневосточного конфликта, США необходимо найти баланс между интересами Израиля и арабских стран.
1 Memorandum of Conversation, Palm Beach. FL, December 27, 1962, 10:00 a.m. // Nina J. Noring (ed.), Foreign Relations oft lie United States. 1961 1963, Volume XVII I: Near Hast 1962-1963. Washington: Government Printing Office. 1995). P. 276-283.
- US-Israel Memorandum of Understanding on Strategic Cooperation. 1981. November 30 // Официальный сайт МИД Израиля // http://\v\v\v.isracl.org/MFA/
:l US-Israel Memorandum of Understanding on Strategic Cooperation. 1987 // Официальный сайт МИД Израиля // http://wwvv.israel.Org/MFA/
I Memorandum of Agreement between the United States and the State of Israel Regarding Joint Political, Security, and Hconomic Cooperation. 1988. April 21 // Официальный сайт МИД Израиля // http:// www.isracl.org/M FA/
' New US-Israel Strategic Memorandum. 1998. November 2 // ............ый сайт МИД Израиля // http://
www.israel.org/MFA/
II Mark С. К. Israel-U.S. Foreign Assistance Facts // Reprinted in the Congressional Record. 1990. May 1. P. 5422: Israel: U.S. Foreign Assistance Facts, Congressional Research Service Issue Brief, undated.
7 ibid.
* Mark C. R. Israel-U.S. Foreign Assistance. - Congressional Research Service (April 26, 2005); U.S. State Department; IJSA1D.
" Israel // CIA. The World Factbook. 2006.
'" Treaty of Peace Between The Hashcmitc Kingdom of Jordan And The State of Israel. 1994. October 26. The State of Israel // http://www.knesset.gov.il/process/docs/
" После ухода с дипломатической службы Э.П. Джереджиап и 1994 г. занял ноет директора фонда Джеймса А. Байкера 111 и Института общественной политики и Университете Райса (Institute for Public Policy at Rice University)
'-' Djerejian E. P. (Chairman of the U.S. Advisory Group on Public Diplomacy for the Arab and Muslim World) Changing Minds, Winning Peace. Washington, DC. 2003. October 3 // http://l>akerinst:itutc.org/Research/ advisorvgroup.ht hi
1:1 Ibid.
" Саташтский ЕЯ. Израиль n современной мировой политике: вероятные стратегические противники и стратегические партнеры. М., 2001. С. 21.
|:> Примаков Е. Предисловие// Пырлни Е.Д. Трудный и долгий путь к миру: Взгляд из Москвы на проблему
ближневосточного урегулирования. М., 2002. С. 6.
| Рецензенты: доюп. полит, наук, проф. СЛ. Ланцов, докт. ист. наук, проф. Ю.Г. Акимовj
Статья поступила в редакцию 15 марта 2006 г.