Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / УПРАВЛЕНИЕ / ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ / ПОДХОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квочкина В. И., Квочкин А. Н., Свиридова С. М.

Стратегический потенциал управления оборотным капиталом организации включает в себя не только управление запасами, дебиторской и кредиторской задолженностями, краткосрочными ценными бумагами, денежными активами, но и выбор соответствующих источников финансирования, используя при этом консервативный, агрессивный или умеренный подходы. Кроме того, стратегический потенциал учитывает ряд факторов, влияющих на управление оборотным капиталом организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC POTENTIAL OF THE ORGANIZATION'S WORKING CAPITAL MANAGEMENT

The strategic potential of the organization's working capital management includes not only the management of inventories, receivables and payables, short-term securities, but also the selection of appropriate sources of financing, using conservative, aggressive or moderate approaches. In addition, the strategic potential takes into account a number of factors affecting the management of the working capital of the organization.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 658.153

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ

КАПИТАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ

Валентина Ивановна Квочкина

кандидат экономических наук, доцент

[email protected] Александр Николаевич Квочкин кандидат экономических наук, профессор

[email protected] Светлана Михайловна Свиридова

студент

[email protected] Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Стратегический потенциал управления оборотным капиталом организации включает в себя не только управление запасами, дебиторской и кредиторской задолженностями, краткосрочными ценными бумагами, денежными активами, но и выбор соответствующих источников финансирования, используя при этом консервативный, агрессивный или умеренный подходы. Кроме того, стратегический потенциал учитывает ряд факторов, влияющих на управление оборотным капиталом организации.

Ключевые слова: стратегический потенциал, управление, оборотный капитал, подходы финансирования.

Под стратегическим потенциалом управления оборотным капиталом понимают совокупность имеющихся ресурсов и возможностей, а также методов реализации управленческих решений по поводу формирования и эффективного использования оборотного капитала, которые необходимы для достижения разработанных целей организации.

При планировании деятельности организации, финансовый директор принимает решение о том, куда инвестировать средства, сколько оборотного капитала необходимо для поддержания непрерывного процесса воспроизводства, из каких источников получить необходимые средства, брать ли кредит и другие финансовые вопросы, от решения которых зависит денежный оборот и прибыльность организации [7, 10].

Управление оборотным капиталом - это практический взгляд на важнейшее решение о том, как определить и профинансировать операционные затраты бизнеса. Как считает ряд учёных [10], изучив обзор фундаментальных основ корпоративных финансов, необходимо определить недооценённую роль, которую играет оборотный капитал в организации, показать не только, как предотвратить потери, возникающие в результате неправильного использования оборотного капитала, но и как в полной мере использовать стратегический потенциал, который позволяет разумное, квалифицированное управление оборотным капиталом. Самое главное, отмечают учёные [10], необходимо подчеркнуть актуальность взаимосвязи между финансированием и управлением оборотным капиталом, обсудить все основные компоненты операционных расходов фирмы как с инвестиционной, так и с финансовой точки зрения. Сосредоточив внимание на различных аспектах и темах оборотного капитала, таких как управление запасами, стратегический учёт, торговый кредит и краткосрочная задолженность, необходимо перейти к определению долгосрочных последствий и возможностей, связанных с этим часто упускаемым из виду аспектом корпоративных финансов [9,12].

Одной из самых важных составляющих бизнеса является ликвидность, которая тесным образом связана с оборотным капиталом. Ликвидность

показывает, насколько легко бизнес может конвертировать свои активы в наличные деньги. Некоторые активы, такие как краткосрочные ценные бумаги, могут быть высоколиквидными, поскольку они легко конвертируются в наличные деньги за короткое время. Однако для некоторых других активов, таких как основные средства, может потребоваться больше времени, что делает их менее ликвидными. Основная причина, по которой ликвидность активов имеет решающее значение, заключается в том, что для любого бизнеса денежные средства являются жизненно важным активом [7,10,11].

На ликвидность бизнеса влияют многие факторы. В основном эти факторы являются внутренними для бизнеса. Таким образом, их можно контролировать для улучшения позиции ликвидности. Данные факторы могут включать неопределённость денежных потоков, способность бизнеса привлекать немедленно средства и политику управления. Существуют различные методы, которые предприятия могут использовать для управления своей позицией ликвидности. Поскольку ликвидность в основном связана с денежными потоками бизнеса, управление денежными средствами и оборотным капиталом в целом может играть важную роль в управлении ликвидностью [3,10].

Оборотный капитал включают в себя активы, которые могут быть конвертированы в денежные средства в течение 12 месяцев, это могут быть товарно-материальные запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные облигации. Управление оборотным капиталом чаще всего включает в себя рентабельное управление над всеми его аспектами, чтобы минимизировать риск неплатёжеспособности бизнеса, а также максимизировать его прибыльность. Обычно, это достигается путём управления денежными потоками, которые формируются за счёт притоков и оттоков в итоге текущих обязательств. Цель управления оборотным капиталом заключается в выполнении своих краткосрочных обязательств, а также осуществлении краткосрочных операционных потребностей. В первую очередь, предметом управления оборотным капиталом является укрепление ликвидности бизнеса, который в

силах достичь этого, управляя своими денежными потоками посредством эффективного управления текущими обязательствами и текущими активами.

Кроме того, стратегический потенциал управления оборотным капиталом организации включает в себя принятие решения о том, какие источники финансирования использовать для потребностей бизнеса в оборотном капитале. Цель политики финансирования оборотного капитала состоит в том, чтобы обеспечить получение оборотного капитала с наименьшими возможными затратами для бизнеса.

Ещё одной задачей управления оборотным капиталом, является сглаживание операционного цикла бизнеса. Операционный цикл бизнеса запускается с момента первоначальной закупки сырья и заканчивается, когда он продаёт продукцию клиентам, взамен этого получает денежные средства. Подобным образом, целью управления оборотным капиталом является обеспечение того, чтобы все процессы в рамках цикла работали эффективно и в течении этого времени не происходило остановок производственного процесса. Данное положение включает в себя нацеливание на контроль за товарно-материальными запасами, дебиторской задолженностью и кредиторской задолженностью организации. Предположим, предприятие может уменьшить срок кредитования, предлагаемый клиентам, добиться большей эффективности производственного процесса и договориться с поставщиками о более выгодных условиях кредитования. В итоге это обеспечит сокращение операционного цикла бизнеса [10].

Следует признать, что в целом, целью управления оборотным капиталом является уменьшение стоимости капитала бизнеса или снижение процентной ставки. Финансируя оборотный капитал с наименьшими затратами, бизнес может обеспечить экономию затрат [7].

При управлении организаций в сельском хозяйстве, нужно учитывать, что в один момент времени может быть профицит, а в другой - дефицит оборотного капитала. Стратегическое управление оборотным капиталом может помочь данным организациям намного лучше управлять своими финансовыми

потоками во времена профицита. Иным словами, это может помочь создать благоприятное положение с оборотным капиталом в будущем, тем самым помогая им во времена дефицита.

Необходимо разработать алгоритм управления оборотным капиталом, который учитывал бы различные аспекты оборотного капитала. Например, помимо управления запасами, дебиторской задолженностью и денежными активами, стратегия управления оборотным капиталом может также включать в себя разработку различных вариантов финансирования оборотного капитала [7,10 ].

Существуют различные подходы, которые бизнес может использовать для реализации своей политики финансирования оборотного капитала. Эти подходы будут зависеть от изменчивости притока и оттока денежных средств в бизнесе. Аналогичным образом, использование этих подходов будет зависеть от характера и отрасли бизнеса. Обычно бизнес может выбирать между консервативным, умеренным или агрессивным подходом.

Консервативный подход предназначен для организаций, которые хотят избежать рисков, связанных с управлением оборотным капиталом. При данном подходе для удовлетворения своих потребностей в оборотном капитале, бизнес будет использовать в основном, собственный и долгосрочный источники финансирования и минимум краткосрочного источника. Таким образом, организация не только сопоставляет свои текущие обязательства со своими текущими активами, но и сохраняет некоторую избыточную сумму текущих активов для различных непредвиденных ситуаций.

Консервативный подход предполагает наименьшие риски для бизнеса. Однако это может быть сочтено чрезмерным. Таким образом, некоторые оборотные активы бизнеса всегда будут оставаться в качестве резервов и, следовательно, из-за этого не будут эффективно использоваться. В итоге, консервативный подход может привести к снижению прибыли для бизнеса [10].

Агрессивный подход к политике инвестирования оборотных активов противоположен консервативному подходу и предполагает более высокие

риски, чем при консервативном подходе. При данном подходе бизнес использует краткосрочные источники финансирования для удовлетворения своих потребностей в оборотном капитале. Агрессивный подход считается максимально эффективным в процессе управления оборотным капиталом бизнеса. Это включает в себя взыскание дебиторской задолженности как можно раньше и выплату кредиторам как можно позже.

Агрессивный подход может быть связан с самыми высокими рисками для бизнеса, но в то же время приносит самую высокую плату. Существуют организации, которые могут проводить крайне агрессивную политику. Риски при таком подходе большие, из-за того, что организации зависят от своевременности поступлений и платежей, что в условиях санкций очень тяжело достичь. При этом, на случай непредвиденных ситуаций не создаются резервы.

Умеренный подход в управлении оборотным капиталом представляет собой комбинирование как консервативного, так и агрессивного подхода. Как видно из названия, уровень риска в этом подходе умеренный, поскольку он использует комбинацию того и другого Данный подход предусмотрен для организаций, которые хотят найти золотую середину между двумя крайними подходами. При умеренном подходе потребности бизнеса в оборотном капитале финансируются как из долгосрочных, так и из краткосрочных источников финансирования. Для постоянных оборотных активов используется собственный и долгосрочный источники финансирования, тогда как для колеблющихся оборотных активов предпочтителен краткосрочный источник.

При этом подходе бизнес лучше управляет своими рисками, не ставя при этом под угрозу рентабельность оборотного капитала. Однако умеренный подход требует большего внимания со стороны руководства [10].

При стратегическом управлении оборотным капиталом необходимо учитывать некоторые факторы, которые существенным образом влияют на него, а именно:

Деловой цикл, который включает в себя периоды бума и спада для бизнеса. Эти факторы могут влиять на различные отрасли или целые экономики, в которых работает организация. Причина, по которой деловой цикл влияет на бизнес, заключается в том, что он определяет спрос на конкретные товары. Спрос на товары также диктует требования бизнеса к оборотному капиталу.

Производственный цикл, который состоит из всех процессов, необходимых для превращения сырья в готовую продукцию. Для некоторых организаций производственный цикл может быть длительным, например, в сельском хозяйстве, в то время как для других он может быть коротким [4,5].

Конкуренция в отрасли является ещё одним фактором, который необходимо учитывать при управлении оборотным капиталом. Если отрасль, в которой работает бизнес, является конкурентоспособной, то ему необходимо будет принимать быстрые меры для удовлетворения потребностей клиентов. Поэтому бизнесу может потребоваться накапливать запасы для любых заказов, чтобы не упустить ни одной возможности. Более высокая конкуренция может также потребовать от бизнеса предлагать клиентам лучшие условия кредитования, чтобы привлечь их, что повлияет на эффективность использования оборотного капитала организации [6].

Таким образом, стратегический потенциал управления оборотным капиталом организации включает в себя не только управление запасами, дебиторской и кредиторской задолженностями, краткосрочными ценными бумагами, денежными активами, но и выбор соответствующих источников финансирования, используя при этом консервативный, агрессивный или умеренный подходы. Кроме того, стратегический потенциал учитывает ряд факторов, влияющих на управление оборотным капиталом организации.

Список литературы:

1. Волкова Л.Г., Боброва Е.С. Современное состояние кредитования малого агробизнеса в России и пути его развития// Наука и Образование. 2019. Т.2. №2. С. 330.

2.Karamnova N.V., Belousov V.M., Zhidkov S.A., Kuzicheva N.Yu., Astakhov E.E.Assessing the effectiveness of the integration processes development in the agro-industrial complex. В сборнике: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Proceedings of the Conference on Land Economy and Rural Studies Essentials (LEASECON 2021). 2022. С. 343-348.

3. Квочкин А.Н., Квочкина В.И. Продовольственная безопасность и продовольственная независимость: глобальный и национальный аспект / В сборнике: Стратегирование пространственного развития России в новых экономических реалиях. материалы юбилейной международной научно-практической конференции к 50-летию Липецкого филиала Финуниверситета. 2016. С.242-248.

4. Квочкин А.Н., Квочкина В.И., Квочкин И.А. Использование статистических данных в анализе обеспечения населения Тамбовской области продовольствием В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития государственной статистики в современных условиях. сборник материалов III Международной научно-практической конференции: в 2 томах. Саратовстат; Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Саратовский социально-экономический институт (филиал). 2017. С. 88-90.

5. Квочкин А.Н., Кандакова Г.В., Квочкина В.И.,.Коньшина И.А. Решение задачи импортозамещения молочной продукции на основе совершенствования организационно-экономического механизма функционирования отрасли// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2018. .№1.С. 18-23.

6. Квочкин А.Н., Квочкина В.И., Коньшина И.А, Кандакова Г.В. Проблемы конкурентоспособности продукции аграрного комплекса России в условиях экономической либерализации // Наука и

Образование.2020.Т.3.№2.С.431.

7. Квочкина В.И., Квочкин А.Н. Построение эффективной системы управления запасами сельскохозяйственных организаций| //Наука и Образование. 2021. Т.4. №4.

8. Кириллова С.С. Развитие системы финансового менеджмента в сельскохозяйственных организациях//Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2019. № 3 (58). С. 136-140.

9. Kuzicheva N.Yu., Solomakhin M.A., Karaichev A.S., Shcherbakov N.V., Kvochkin A.N.Strategic competitiveness management of modern horticulture: targets and directions. В сборнике: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Proceedings of the Conference on Land Economy and Rural Studies Essentials (LEASECON 2021). 2022. С. 307-313.

10. Лоренцо Преве и Вирджиния Саррия-Альенде .Управление оборотным капиталом. Обзор и обобщение Ассоциации финансового менеджмента. https://www. translated.turbopages.org.

11. Можаев Е.Е., Новиков В.Г., Рамазанов С.М., Квочкин А.Н., Антонова Ю.П., Арефьев Н.В., Шафиров В.Г. Инновационный потенциал техносферы АПК: проблемы формирования, современное состояние и приоритеты развития. Москва-Берлин, 2020.

12. Экономика агропродовольственного рынка / Минаков И.А., Квочкин А.Н., Сабетова Л.А., Дубовицкий А.А., Неуймин Д.С., Ермаков И.Л., Коновалова Т.В., Коновалов А.В., Хорошков С.И., Трунов А.И., Смыков Р.А. Москва, 2018. 232 с.

UDC 658.153

STRATEGIC POTENTIAL OF THE ORGANIZATION'S WORKING

CAPITAL MANAGEMENT

Valentina I. Kvochkina

Candidate of Economics, Associate Professor

[email protected] Alekcandr N. Kvochkin Candidate of Economics, Professor

[email protected] Svetlana M. Sviridova

student

[email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The strategic potential of the organization's working capital management includes not only the management of inventories, receivables and payables, short-term securities, but also the selection of appropriate sources of financing, using conservative, aggressive or moderate approaches. In addition, the strategic potential takes into account a number of factors affecting the management of the working capital of the organization.

Keywords: strategic potential, management, working capital, financing approaches.

Статья поступила в редакцию 07.12.2022; одобрена после рецензирования 12.12.2022; принята к публикации 26.12.2022.

The article was submitted 07.12.2022; approved after reviewing 12.12.2022; accepted for publication 26.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.