Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шишкина Л.А., Волкова А.Г., Майоров А.А.

П р е д м е т. Внедрение в муниципальное управление технологий стратегирования. Трансформация муниципального управления в рамках современной парадигмы публичного управления. Т е м а . Стратегирование в муниципальном управлении в контексте интенсификации трасформационных процессов в современной России. Ц е л и . Анализ технологий и перспектив стратегирования в муниципальном управлении. М е т о д о л о г и я . Логический анализ, методы идентификации и обобщения. Р е з у л ь т а т ы . По итогам обзора инструментов развития муниципальных образований выявлена важная роль элементов и технологий стратегического управления, которые могут быть представлены как постоянно совершенствующийся комплекс методик и мероприятий, частично разрабатываемый исследователями - теоретиками, частично заимствуемый из практики бизнеса, и частично нарабатываемый государственными и муниципальными органами власти самостоятельно. Отмечена неоспоримость потребности в преобразованиях муниципального управления, несмотря на высокий уровень их сложности. О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Сфера развития стратегирования в муниципальном управлении. В ы в о д ы . На пути достижения национальных целей развития и трансформации подходов к эффективному муниципальному управлению, органы местного самоуправления сталкиваются с рядом проблем, которые, так или иначе, проявляют себя в процессе стратегирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC APPROACH IN MUNICIPAL MANAGEMENT

S u b j e c t. Introduction of strategizing technology into municipal management. Transformation of municipal administration in modern conditions of transformation of the paradigm of public administration. T o p i c . Strategizing in municipal management of transformational realities of modern Russia. P u r p o s e. Analysis of technologies and prospects of strategizing in municipal management. M e t h o d o l o g y. Logical analysis of technologies and prospects of strategizing in municipal management. R e s u l t s . Based on the results of the review of municipal development tools, the important role of elements and technologies of strategic management has been identified, which are a living, constantly improving set of methods and measures, partly developed by theoretical researchers, partly borrowed from business practice, and partly developed by state and municipal authorities independently. The indisputability of the need for municipal government transformations, despite the high level of their complexity, is noted. A p p l i c a t i o n a r e a . Managing the development of strategizing in municipal administration. C o n c l u s i o n s . On the way to achieving national development goals and transforming approaches to effective municipal governance, local governments still face a number of problems that, one way or another, manifest themselves in the process of strategizing.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ»

УДК 352.075

стратегический подход в муниципальном управлении

Коды JEL: H75, O18

Шишкина Л. А., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономического анализа, статистики и прикладной математики, Воронежский государственный аграрный университет имени Императора Петра I, г. Воронеж, Россия E-mail: kz2009kzaf@gmail.com SPIN-код: 8333-0535

Волкова А. Г., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и менеджмента, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия E-mail: ppivolk@mail.ru SPIN-код: 9983-1990

Майоров А. А., магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия E-mail: sawa82@yandex.ru SPIN-код: отсутствует

Поступила в редакцию 06.08.2022. Принята к публикации 21.08.2022 Аннотация

Предмет. Внедрение в муниципальное управление технологий стратегирования. Трансформация муниципального управления в рамках современной парадигмы публичного управления.

Тема. Стратегирование в муниципальном управлении в контексте интенсификации трас-формационных процессов в современной России.

Цели. Анализ технологий и перспектив стратегирования в муниципальном управлении. Методология. Логический анализ, методы идентификации и обобщения. Результаты. По итогам обзора инструментов развития муниципальных образований выявлена важная роль элементов и технологий стратегического управления, которые могут быть представлены как постоянно совершенствующийся комплекс методик и мероприятий, частично разрабатываемый исследователями-теоретиками, частично заимствуемый из практики бизнеса, и частично нарабатываемый государственными и муниципальными органами власти самостоятельно. Отмечена неоспоримость потребности в преобразованиях муниципального управления, несмотря на высокий уровень их сложности.

Область применения. Сфера развития стратегирования в муниципальном управлении. Выводы. На пути достижения национальных целей развития и трансформации подходов к эффективному муниципальному управлению, органы местного самоуправления сталкиваются с рядом проблем, которые, так или иначе, проявляют себя в процессе стратегирования.

Ключевые слова: стратегическое планирование, муниципальное образование, местное самоуправление

UDK 352.075

strategic approach in municipal management

JEL Codes: H75, O18

Shishkina L. A., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economic Analysis, Statistics and Applied Mathematics, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter I, Voronezh, Russia

E-mail: kz2009kzaf@gmail.com

SPIN-KOÙ: 8333-0535

Volkova A. G., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Finance and Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA Branch), Voronezh, Russia

E-mail: ppivolk@mail.ru

SPIN-code: 8333-0535

Majorov A. A., Master's student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA branch), Voronezh, Russia

E-mail: sawa82@yandex.ru

SPIN-koù: absent

Annotation

Subject. Introduction of strategizing technology into municipal management. Transformation of municipal administration in modern conditions of transformation of the paradigm of public administration.

Topic. Strategizing in municipal management of transformational realities of modern Russia.

Purpose. Analysis of technologies and prospects of strategizing in municipal management.

Methodology. Logical analysis of technologies and prospects of strategizing in municipal management.

Results. Based on the results of the review of municipal development tools, the important role of elements and technologies of strategic management has been identified, which are a living, constantly improving set of methods and measures, partly developed by theoretical researchers, partly borrowed from business practice, and partly developed by state and municipal authorities independently. The indisputability of the need for municipal government transformations, despite the high level of their complexity, is noted.

Application area. Managing the development of strategizing in municipal administration.

Conclusions. On the way to achieving national development goals and transforming approaches to effective municipal governance, local governments still face a number of problems that, one way or another, manifest themselves in the process of strategizing.

Keywords: strategic planning, municipal formation, local self-government.

Введение

На современном этапе развития местного самоуправления, характеризующегося продолжением его кардинального реформирования, существенно меняется статус и функционал органов муниципального управления как непосредственно на местах, так и в муниципальной и/или региональной социально-экономической системе в целом, причем отдельные территории страны продолжают различаться по этим признакам. Экономическая политика России предполагает сдвиг наиболее значимой части работы по активизации развития и использования территориального потенциала с федерального и регионального уровня на уровень муниципалитетов.

DOI: 10.22394/1997-4469-2022-58-3-123-126

С одной стороны, это кардинально меняет подходы к такой работе, преобразовывает пути и способы вовлечения в нее бизнеса и широких слоев населения, а с другой стороны, в результате изменяется роль муниципальных властей во всех происходящих как социальных, так и экономических процессах. Достижение баланса в развитии регионов и территорий огромной страны становится невозможным без активного участия муниципалитетов, причем именно они признаются способными найти оптимальные пути повышения как экономической, так и социальной эффективности управленческих действий и решений, так как лучше всего понимают специфику вверенных

им территориальных образований. Так, местное самоуправление становится своего рода пространственным каркасом не только административного устройства страны, но управления всеми ее социально-экономическими процессами таким способом, который равно учитывал бы и местные особенности, возможности и интересы, и общенациональные приоритеты и цели.

Вся история развития государственности, объединения и сохранения самобытности отдельных территорий Российской Федерации подтверждает особое место местного самоуправления для обеспечения динамичного и сбалансированного социально-экономического развития всей страны и отдельных ее частей, с полноценным учетом особенностей последних, с активным использованием их сильных и компенсацией слабых сторон.

Крупному по площади и разнообразному по условиям жизни и хозяйственной деятельности государству требуется четкое и продуманное разграничение полномочий между властными структурами федерального, регионального и муниципального уровня. Однако сложившаяся парадигма государственного управления, уделяющая особое внимание внутренним возможностям и резервам отдельных территорий, которые можно и нужно использовать для оптимизации их социально-экономического состояния, предусматривает передачу большей доли ответственности за обеспечение качества жизни населения, оказание ему необходимых услуг, управление хозяйственной системой на муниципальный уровень власти. Для решения сложных и важных задач на местном уровне требуется сначала сформировать эффективную управляющую подсистему, обладающую как волей, так и возможностью обеспечить устойчивое развитие вверенной территории и местной общины, избравшей основных лиц, облеченных локальной властью, а следовательно, способной стабилизировать местные политические, экономические и социальные процессы и направить их в прогрессивное русло, обеспечить реализацию конституционных прав местных жителей, достичь высокого уровня качества и эффективности использования всех видов местных ресурсов — от природных до человеческих.

Для решения столь амбициозных задач требуется кардинальное реформирование способов и инструментария муниципального управления, однако предполагающее не ломку и разрушение существующей методической базы, но ее органичное пополнение научно обоснованным набором функций и компетенций для их реализации. Среди такого нового инструментария важное место занимают элементы и тех-

нологии стратегического управления, которые представляют собой живой, постоянно совершенствующийся комплекс методик и мероприятий, частично разрабатываемый исследователями-теоретиками, частично заимствуемый из практики бизнеса, и частично нарабатываемый государственными и муниципальными органами власти самостоятельно. Стратегический подход в муниципальном управлении обеспечивает комплексное видение процессов и изменений в местной социально-экономической системе, формирует возможности адекватной реакции на уже сложившиеся ее особенности и слабые сигналы, свидетельствующие о грядущих в ней переменах, ставит реалистичные и понятные задачи развития с заложенными в них критериями для оценки их последующего достижения.

Обзор литературы.

Хотя стратегии развития муниципальных образований (районов, городских округов, городских и сельских поселений) по всей стране разработаны и реализуются, сохраняется потребность их научного анализа, оценки и совершенствования методики их составления и кор-ректировки[1,2,3]. Такое обновление позволит не только выявлять недостатки стратегического планирования на муниципальном уровне, но и повысить результативность и эффективность исполнения стратегических решений. Для этого реформирование должно учитывать особенности текущей ситуации в муниципальном управлении: от проблематики всеохватной цифровизации процессов до устойчивого роста прямого влияния мнения широких слоев населения на принимаемые решения; от повышения сложности системы территориального управления и до возникновения новых требований к его эффективности и новых трактовок самого этого термина.

Однако, несмотря на отмеченную авторами неоспоримость потребности в описанных выше преобразованиях, нельзя отрицать высокий уровень их сложности. На пути достижения национальных целей развития и трансформации подходов к эффективному муниципальному управлению, органы местного самоуправления все же сталкиваются с рядом проблем, которые, так или иначе, проявляют себя в процессе стратегирования.

Методы исследования

Для проведения исследования и разработки предложений и рекомендаций использовались следующие методы научного познания:

— анализа и синтеза;

— монографический;

— сравнения.

Результаты

Анализ муниципальной политики управления российскими муниципальными образованиями позволяет выделить следующие факторы, мешающие эффективному развитию муниципального образования:

1. Многообразие подходов к вопросам самой трактовки управления социально-экономическим развитием территориальных образований, пока не позволившее сформироваться единому мнению о его составе, функционале и инструментарии. Это затрудняет как оценку результатов стратегической управленческой деятельности, так и методическое совершенствование последней. Контроль также не может осуществляться ни со стороны самих органов местного самоуправления, ни со стороны иных заинтересованных сторон, так как расплывчатыми оказываются сами критерии качества и эффективности. В отсутствие единого методического подхода к широкому кругу вопросов стратегического государственного и муниципального управления никакая объективность оценки становится недостижимой.

2. Муниципальное управление до сих пор остается недостаточно прозрачным и гласным, контроль и отчетность формальны и далеко не полны, мониторинг удовлетворенности населения муниципальными услугами проводится нерегулярно, а часто — и не объективно. Местные сообщества рекомендуется активнее вовлекать как в процессы принятия управленческих решений, так и в контроль результатов их реализации, а осуществлению данной рекомендации могут послужить новые возможности, предоставляемые информационно-коммуникационными технологиями .

3. Эффективность достижения стратегических целей существенно снижается из-за ряда организационно-управленческих недостатков. Одним из них является недостаток соответствующих компетенций у управленческих работников, вытекающий как из дефицита опыта, так и пробелов в образовании. Не меньший урон наносит шаблонный характер стратегических документов: в результате в них отсутствует учет конкретных особенностей управляемой территории, а между тем, именно ради этого учета функции стратегирования переданы на муниципальный уровень управления. Более тщательное повышение квалификации муниципальных служащих, а также качественная подготовка методических материалов по разработке стратегических документов могли бы решить эти проблемы.

Выводы

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о целесообразности совершенствования процедур развития муниципальных образова-

ний. В этой связи для эффективной реализации данной муниципальной политики, требуется обеспечение эффективного управления социально-экономического развития муниципальных образований. Это является актуальной задачей на протяжении достаточно длительного периода времени, в связи, с чем формирование и совершенствование механизмов и инструментов данного процесса является одним из приоритетных направлений муниципального развития, так как их применение в настоящее время сопряженно с рядом сложностей.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жихаревич Б. С. О результативности стратегического планирования / Б. С. Жихаревич // Региональная экономика. Юг России. — 2018. — № 1 (19). — С. 16—22.

2. Миннибаева К. А. Стратегическое планирование в управлении развитием муниципального образования / К. А. Миннибаева // Молодой ученый. — 2017. — № 21.1 (155.1). — С. 85—88.

3. Пивоварова О. В. Стратегия социально-экономического развития как инструмент совер-шен-ствования управления муниципальным образованием / О. В. Пивоварова // Управленческие науки в современном мире : сборник докладов Восьмой Международной научно-практической конференции, Москва, 10—11 ноября 2020 г. — Санкт-Петербург : Реальная экономика, 2021. — С. 115—117.

LIST OF LITERATURE

1. Zhikharevich B. S. On the effectiveness of strategic planning / B. S. Zhikharevich // Regional Economics. South of Russia. — 2018. — No. 1 (19). — P. 16—22.

2. Minnibaeva K. A. Strategic planning in managing the development of a municipality / K. A. Minnibaeva // Young scientist. — 2017. — No. 21.1 (155.1). — S. 85—88.

3. Pivovarova O. V. The strategy of socioeconomic development as a tool for improving the management of the municipality / O. V. Pivovarova // Management Sciences in the Modern World : a collection of reports of the Eighth International Scientific and Practical Conference, Moscow, November 10—11, 2020. — St. Petersburg : Realnaya Economy, 2021. — P. 115—117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.