Научная статья на тему 'Стратегический подход к управлению социально- экономической системой'

Стратегический подход к управлению социально- экономической системой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН / КРУПНЫЙ ГОРОД / КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМА ЦЕЛЕЙ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР / СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / СЕТЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ / SOCIAL-ECONOMIC SYSTEM / SYSTEM APPROACH / STRATEGIC APPROACH / MANAGEMENT STRATEGY / STRATEGIC PLAN / CITY / QUALITY AND SAFETY / SYSTEM OF OBJECTIVES / STRATEGIC CHOICE / EDUCATION AREA / NETWORKED UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеенко Владимир Борисович, Сопилко Наталья Юрьевна, Журавлева Екатерина Александровна

В статье рассматриваются теоретические аспекты стратегического управления социально-экономической системой с позиций системного подхода к управлению. Предлагается алгоритм процесса разработки стратегии развития социально-экономической системы на долгосрочную перспективу. Согласно алгоритму система представляется как совокупность множества подсистем, взаимосвязь которых прослеживается на примере крупного города (Москвы). Рассматриваются принципы стратегического управления вузами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алексеенко Владимир Борисович, Сопилко Наталья Юрьевна, Журавлева Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic approach of the social-economic system management

The authors analyze theoretical aspects of social-economic system strategic management from the system point of view. They suggest an algorithm for a longterm social-economic system development. According to it, this system includes a number of subsystems, and their interrelations can be illustrated on the Moscow example. The authors apply the strategic management principles to the high schools.

Текст научной работы на тему «Стратегический подход к управлению социально- экономической системой»

Тема номера

>

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ

Стратегический подход к управлению социально-экономической системой

Алексеенко Владимир Борисович

Заведующий кафедрой инженерного бизнеса и управления предприятием, кандидат технических наук, профессор

Российский университет дружбы народов 115419, РФ, г. Москва, ул. Орджоникидзе, 3 Контактный тел.: (495) 955-08-70 Е-mail: eup374@mail.ru

Сопилко Наталья Юрьевна

Старший преподаватель кафедры инженерного бизнеса и управления предприятием, кандидат экономических наук

Российский университет дружбы народов 115419, РФ, г. Москва, ул. Орджоникидзе, 3 Контактный тел.: (495) 955-08-70 Е-mail: sheremet73@mail.ru

Журавлева Екатерина Александровна

Старший преподаватель кафедры инженерного бизнеса и управления предприятием, кандидат экономических наук

Российский университет дружбы народов 115419, РФ, г. Москва, ул. Орджоникидзе, 3 Контактный тел.: (495) 955-08-70 Е-mail: katrinzet@mail.ru

Ключевые слова

социально-экономическая система системный подход стратегический подход стратегия управления стратегический план крупный город качество и безопасность система целей стратегический выбор сфера образования сетевой университет

Современные рыночные преобразования в России предполагают развитие в области управления социально-экономическими системами на различных уровнях. По мнению ведущих экономистов, они должны привести к социально эффективной экономике нашей страны, способной обеспечивать глубокую модернизацию и прогресс общества, эффективному использованию его ресурсов, в том числе человеческих, динамичности и саморазвитию, реализации интеллектуального потенциала через развитие науки и образования и т.д. [1]. Однако существует множество проблем: устаревшая материально-техническая база промышленных предприятий, неразвитая инфраструктура, слабо развивающееся сельское хозяйство, многочисленные проблемы жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, в том числе образования и здравоохранения и т.д., что требует разработки новых методов и способов ведения хозяйственной деятельности, а также совершенствования управления социально-экономическими системами (СЭС) в целом.

В условиях нестабильной внешней среды невозможно осуществлять управление только путем реакции на

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические аспекты стратегического управления социально-экономической системой с позиций системного подхода к управлению. Предлагается алгоритм процесса разработки стратегии развития социально-экономической системы на долгосрочную перспективу. Согласно алгоритму система представляется как совокупность множества подсистем, взаимосвязь которых прослеживается на примере крупного города (Москвы). Рассматриваются принципы стратегического управления вузами.

возникающие проблемы с учетом существующего опыта. Требуется стратегический подход, направленный на максимизацию эффекта от использования множества типовых стратегий управления, что позволило бы, с одной стороны, снижать риски потребителей, а с другой - повышать конкурентоспособность производителей. Такой подход дает возможность выживания СЭС, позволяет им адаптироваться, снижать потери ресурсов в долгосрочной перспективе.

Разработка стратегии развития СЭС на долгосрочную перспективу должна осуществляться поэтапно, базироваться на основных задачах, научно обоснованных целях развития, ресурсном потенциале с учетом всевозможных рисков при ее реализации: организация, подготовка, анализ, обоснование и непосредственно разработка стратегии [2]. Этот процесс можно представить в виде схемы - алгоритма, включающего последовательные шаги (рис. 1).

Как правило, социально-экономическую систему рассматривают как совокупность подсистем [3], взаимосвязь которых можно проследить на примере крупного города. Современные крупные города сталкиваются с множеством проблем экономического

The Issue subject Б

■о

я

Strategic approach

of the social-economic system

management

Vladimir B. Alekseenko

Head of Engineering Business and Enterprise Management Dprt., Cand.Sc., professor

Peoples' Friendship University of Russia

115419, RF, Moscow, ul. Ordzhonikidze, 3 Phone: (495) 955-08-70

Рис. 1. Этапы разработки стратегии управления СЭС

и социального характера. Таковыми можно назвать: обеспечение перехода городской экономики на инновационный путь развития, комплексное развитие городского хозяйства, бюджетное обеспечение, определение направлений стратегического развития, и как обобщающую проблему - совершенствования управления СЭС.

На начальном этапе выявления проблем СЭС путем факторного анализа определяют основную цель стратегического развития крупного города на долгосрочную перспективу. Например, для Москвы - крупнейшего города России, таковой является последовательное повышение уровня, качества и безопасности жизни жителей столицы. При этом достижение поставленной цели связывается с решением приоритетных задач в экономической,

социальной сфере, экологии, развитии инфраструктуры и совершенствовании управления городом (рис. 2).

Так, в социальной сфере, например, можно выделить следующие проблемы: повышение качества медицинского обслуживания и развития здравоохранения, развитие системы высшего и среднего образования, подготовка высококвалифицированных специалистов, совершенствование системы социальной защиты населения, улучшение жилищных условий и т.д. В экономической: развитие информационных технологий, нано- и биотехнологий, повышение конкурентоспособности предприятий города и соответственно предлагаемой ими продукции, создание условий для развития малого и среднего бизнеса. Развитие инфраструктуры связано с

social-economic system system approach strategic approach management strategy strategic plan city

quality and safety system of objectives strategic choice education area networked university

Summary

The authors analyze theoretical aspects of social-economic system strategic management from the system point of view. They suggest an algorithm for a long- term social-economic system development. According to it, this system includes a number of subsystems, and their interrelations can be illustrated on the Moscow example. The authors apply the strategic management principles to the high schools.

6 Тема номера

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ

Источники

1. Явлинский Г. А. Социально-экономическая система России и проблема ее модернизации: дис. ... д-ра экон. наук . М., 2005.

2. Управление социально-экономической системой: монография / под ред. А. П. Егоршина, В. А. Кожина. Н. Новгород: НИМБ, 2009.

3. Основы экономики крупного города / [П. И. Бурак (рук. авт. колл.) и др.]; РАЭН, Междун. ассамблея столиц и крупных городов, Ин-т регион. экон. исследований. М.: Экономика, 2009.

4. Сайт Президента России. Режим доступа: www.archive.kremlin.ru/text/docs

5. EXAMEN «Все о вузовском образовании». Режим доступа: www.ucheba.ru/ school-article

6. Сетевой университет СНГ. Режим доступа: http://imp.rudn.ru/su_sng/ organ_ucheb_proces.html

Рис. 2. Система целей развития Москвы

серьезными проблемами транспортной системы города, развитием логистики. Необходимы мероприятия по ресурсосбережению, охране окружающей среды в связи со сложной экологической ситуацией в столице. Также достижение основной цели невозможно без повышения эффективности управления городской собственностью, повышения профессионализма управленческого персонала, совершенствования системы управления городом в целом. Город должен развиваться как международный финансовый центр, центр делового, научного и политического сотрудничества, центр высоких технологий, а также как центр международного и внутреннего туризма.

Диагностический анализ социально-экономического положения СЭС предполагает выявление и ранжирование проблем управления, анализ внешней и внутренней среды, а также определение конкурентных преимуществ на различных уровнях. Так, при выявлении проблем СЭС рассматривают с позиции системного подхода как совокупность подсистем. Для крупных городов выделяют следующие подсистемы:

• управленческая сфера (городская администрация, налоговые и правоохранительные службы, общественные организации и т.д.);

• производство (промышленность, топливно-энергетический комплекс, строительство и т.д.);

• городское хозяйство (ЖКХ, коммуникации, архитектура и т.д.);

• финансово-экономическая сфера (бюджет, налоги, инвестиции, имущество и т.д.);

• социальная сфера (здравоохранение, образование, культура и т.д.).

При этом на основе экспертных оценок каждой проблеме присваивается степень важности.

Далее осуществляется стратегическое планирование путем моделирования и разработки альтернатив развития СЭС и составления ряда до-

кументов - планов и программ (планы развития, целевые комплексные программы, годовые планы). Итогом стратегического планирования должны выступать результаты достижения основной цели, для крупного города -расчет показателей качества жизни его жителей (базовых и прогнозных).

В рамках стратегического выбора, исходя из ранее обоснованной стратегии управления СЭС, необходимо решать и более узкую задачу. Рассматривая, например, одну из подцелей стратегического развития Москвы -социальную, можно выделить одно из ее приоритетных направлений - сферу образования, а именно управление вузом. Согласно реальной инфраструктуре рынка, реальным ресурсным и организационным возможностям высшей школы требуется конкретизация дальнейших мероприятий по улучшению качества образования и повышения профессионализма предоставляемых услуг. Взаимоотношения между потребителями и поставщиками образовательных услуг сегодня сталкиваются с рядом постоянно возникающих проблем. Первые не всегда точно оценивают то, что хотят получить, а вторые не знают, как помочь им сделать правильный выбор.

В рамках разработки стратегии для образовательных учреждений требуется выявить среди подсистем на уровне управления вузом основные проблемы, с которыми сталкивается сегодня вся система образования, путем диагностики. При этом требуется определение основной цели, в соответствии с которой будут сформированы подцели управления вузом и определены критерии и показатели, позволяющие достигнуть их. Так, главной целью высшего учебного заведения, согласно Концепции модернизации российского образования [4], может являться обеспечение подготовки высококвалифицированных приоритетно востребованных специалистов наряду с ростом благосостояния и уровнем развития сотрудников.

The Issue subject

Глобальная цель включает множество подцелей, таких как научная, учебная, методическая, управленческая, экономическая и т.д. Если рассматривать учебную подцель, являющуюся одной из основных в условиях выполнения миссии вуза, то она зависит во многом от уровня приема студентов. В связи с резким падением спроса на некоторые специальности, а также произошедшим в конце прошлого столетия социально-экономическим кризисом и демографическим спадом, показатели количества поступающих абитуриентов резко сокращаются. Поэтому сегодня является важным поэтапно разрабатывать меры по увеличению этих показателей как качественно, так и количественно.

Одним из таких направлений является укрепление, поддержка и развитие тесных связей, основанных на взаимовыгодном сотрудничестве между средним и высшим образованием («школа - вуз», «школа - колледж -вуз»), которое, по мнению множества специалистов, в настоящее время считается достаточно эффективным и результативным [5]. Оно предполагает обучение школьников основам профессиональных знаний, формирование профессиональных интересов и осознание в выборе профессии, а также возможность обучения в конкретно выбранном вузе. Таким образом, реализация принципов непрерывного образования, основанная на комплексном подходе (взаимодополняемости, многоуровневости, гибкости, мотивации, координации), может обеспечивать готовность учащихся к успешному поступлению и учебе в вузе, формируя социальные и профессиональные компетенции, создавая действенные механизмы, функционирующие на основе знания и учета закономерностей и способов развития личности и современных технологий обучения.

Очевидно, что помимо эффективной подготовки будущих абитуриентов с помощью систем «школа - вуз», «школа - колледж - вуз» вузам необходимо разрабатывать стратегии, направленные на повышение качества и привлекательности высшего образования, укрепление международного сотрудничества и межвузовских связей в сфере высшего образования. Примером подобной стратегии может служить создание сетевого университета на территории государств СНГ.

Данный проект был разработан для ^ организации и реализации широкого спектра образовательных программ. На сегодняшний день университет функционирует на правах консорциума.

Членами консорциума являются ведущие университеты государств-участниковСНГ,российско-славянские университеты и высшие учебные заведения. Языками обучения по совместным образовательным программам являются национальный и русский. В рамках проекта в образовательном процессе активно используются дистантные технологии.

Периоды обучения, как и академическая аттестация, пройденные обучающимися в одном из университетов-партнеров, взаимно признаются всеми университетами-партнерами. Система перевода национальных оценок в универсальные представлена в Соглашениях о совместной подготовке магистров.

В рамках проекта большое внимание уделяется контролю качества обучения - он осуществляется уполномоченными структурными подразделениями университетов-партнеров. Внешний контроль качества обучения по совместной образовательной программе, осуществляемого одним из университетов-партнеров на каждом этапе реализации совместной образовательной программы, может проводиться представителями любого университета-партнера, рабочей группы или внешними экспертами, привлеченными рабочей группой и(или) по заявлению и за счет другого университета-партнера (одного или нескольких).

Итоговая государственная аттестация, в том числе защита магистерской диссертации, осуществляется в университете-партнере, в котором завершается обучение по совместной образовательной программе. По итогам государственной аттестации по совместной образовательной программе обучающиеся получают документы о высшем профессиональном образовании государственного образца каждого из университетов-партнеров, в которых проходили обучение по совместной программе [6].

References

1. Yavlinsky G. A. Social-economic system of Russia and the problem of its modernization: dis. of Dr.Sc. (Ec.) Moscow, 2005.

2. Social-economic system management: monograph / edit. A. P. Egorshina, V. A. Kozhina. N. Novgorod: NIMB, 2009.

3. The basics of city economics / [P.I. Burak and others.]; RAES, IACC, Institute of regional econ. research. Moscow: «Ekono-mika» Publisher, 2009.

4. Web-site of the President of the Russian Federation. URL: www.archive.kremlin. ru/text/docs

5. EXAMEN project: «Everything concerning high education». URL: www.uche-ba.ru/school-article

6. CIS networked university. URL: http:// imp.rudn.ru/su_sng/organ_ucheb_proces. html

■o я

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.