УПРАВЛЕНЕЦ / 7-8/23-24/2011
►
Источники
1. Резник Г. А. Рынок труда на макро- и микроуровне: закономерности и тенденции формирования // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2: Экономика. Реферативный журнал. 2000. № 2.
2. Методологические пояснения. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks. ru/free_doc/new_s¡te/populat¡on/trud/ metodTrud.htm
3. Трудовая иммиграция в мире. Режим доступа: http://www.news.bbc.co. uk/h¡/russ¡an/bus¡ness/news¡d_7621000/ 7621932. stm
4. Регионы России. Социальноэкономические показатели. 2010: стат. сб. / Росстат. М., 2010.
5. Труд и занятость в России. 2009: стат. сб. / Росстат. М., 2009.
Таблица 2. - Распределение численности иностранных работников, осуществлявших трудовую деятельность в России, по видам экономической деятельности, % [5. С. 304]
Виды экономической деятельности 2007 2008
всего 100,0 100,0
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 6,5 6,6
Рыболовство, рыбоводство 0,1 0,1
Добыча полезных ископаемых 2,1 2,2
обрабатывающие производства 7,1 9,9
строительство 40,2 42,0
оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 19,2 17,0
транспорт и связь 4,4 3,9
финансовая деятельность 0,4 0,3
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 2,3 3,9
образование 0,1 0,2
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 0,2 0,2
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 4,8 4,3
Другие виды экономической деятельности 12,6 9,5
Де ла Крус Сальседо Мигель-Франциско
Магистр прикладной математики и информатики
Российский университет дружбы народов 115419, РФ, г. Москва, ул. Орджоникидзе, 3 Контактный тел.: (495) 955-08-70 Е-mail: [email protected]
Ключевые слова
организация посольство стратегия управления распределение обязанностей стратегический план стратегический выбор планирование
Аннотация
Автор описывает различные аспекты управления персоналом на примере посольств стран Латинской Америки и Карибского бассейна в Москве. Анализируются разнообразные функции дипломатических офицеров и гражданского персонала, оцениваются проблемы, связанные с рейтингом результатов деятельности дипломатических миссий.
Организационные аспекты кадрового менеджмента на примере посольств Латинской Америки
Без распределения обязанностей между сотрудниками любого коллектива невозможно добиться успешных результатов в своем деле, будь то коммерческое или некоммерческое предприятие, государственное или негосударственное учреждение. Персонал любого предприятия должен иметь четкое представление о профессиональных обязанностях каждого сотрудника.
Зачастую конечный перечень профессиональных обязанностей какого-либо специалиста отражается в должностной инструкции - правовом документе, определяющим круг обязанностей и прав, ответственность специалиста, соответствующую занимаемой им должности, а также порядок и правила приема и увольнения. Благодаря должностной инструкции работодатель имеет возможность эффективно организовывать деятельность персонала своего предприятия.
Следует признать, что данный подход к распределению обязанностей весьма успешно практикуется в коммерческих компаниях и крупных офисах. Что касается подобной процедуры в любой международной организации, то необходимо учитывать
специфику каждого учреждения, так как в его стенах, по обыкновению, будет действовать не только закон, принятый на территории Российской Федерации, но и нормативно-правовые акты государства (государств), представленного (представленных) в этой организации.
Такое учреждение, как посольство определенной страны, является дипломатическим представительством этой страны в городе, где находится правительство принимающего государства, или при международной организации. Таким образом, территория, занимаемая посольством, юридически принадлежит представленному посольством государству и подчиняется законам, действующим в представляемой стране.
Численностьдипломатическихпред-ставителей и персонала, не обладающего дипломатическим статусом, размеры самого посольства, финансирование, направляемое на его поддержку, зависят от проводимой политики и экономического положения каждой страны, представляемой своим посольством. Поэтому организационная структура конкретного посольства будет в некоторой степени уникальной, но в то же
Наличие явных позитивных моментов в использовании иностранной рабочей силы наталкивается на имеющиеся несовершенства системы администрирования, ввиду чего большая часть доходов, подлежащая налогообложению в России, направляется в страны-доноры трудовых иммигрантов без соответствующего учета и контроля.
В условиях формирования единого экономического пространства, с включением в него единого рынка трудовых ресурсов, вопросы разработки действенного экономического механизма управления иностранными работниками приобретают самостоятельное практическое и научное значение, так как требуют научного обоснования в разработке адекват-
ных и рациональных управленческих ^ решений.
Таким образом, концептуальные основы экономического механизма трудовой иммиграции населения в условиях развития интеграционных процессов в России, раскрытые в статье, являются базовой компонентой в разработке интегрированной экономической политики стран-партнеров на пути создания единого экономического пространства.
References
1. Reznik G. A. Labour market at macro and micro levels: principles and formation trends // Sotsialniye i gumanitarniye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literature. Series 2: Economics. Reference magazine. 2000.№2
2. Methodological explanations. Federal State Statistics Service. URL: http://www. gks.ru/free_doc/new_site/population/ trud/metodTrud.htm
3. Labour migration in the world. http://www.news.bbc.co.uk/hi/russian/ business/newsid_7621000/7621932.stm
4. Russia Regions. Social-economic indicators. 2010: Statistical Yearbook / Rosstat. Moscow, 2010.
5. Labour and employement in Russia. 2009: Statistical Yearbook / Rosstat. Moscow, 2009.
organizational aspects of the personnel management in the embassies of the Latin America countries in Moscow
Miguel Francisco De la Cruz Salcedo
Master in Applied Mathematics and Informatics
Peoples’ Friendship University of Russia
115419, RF, Moscow, ul. Ordzhonikidze, 3 Phone: (495) 955-08-70 E-mail: [email protected]
время каждое посольство подчиняется общей давно сложившейся схеме.
Примерная структура и распределение сил внутри посольства таковы.
Возглавляет посольство посол, являющийся в протокольном отношении дипломатическим представителем наиболее высокого уровня. Заместителем посла обычно является дипломат в должности советника-посланника, однако в маленьких посольствах этот пост может занимать любой следующий по рангу за послом дипломат.
Сотрудники посольства обычно распределены по группам (секциям), занимающимся определенными вопросами. Могут существовать такие группы, как:
• группа по вопросам внешней политики;
• группа по вопросам внутренней политики;
• группа по вопросам экономики;
• группа по вопросам культурного сотрудничества;
• отдел печати и связей с общественностью;
• хозяйственный отдел;
• секретариат;
• консульский отдел.
Группа по вопросам внешней политики обеспечивает национальные интересы, реализует внешнеполитический курс своей страны в государстве пребывания; выполняет поручения президента, правительства и иных органов власти своей страны; анализирует отношения с государством пребывания, его внешнюю политику, положение в системе международных отношений, а также изучает деятельность других государств, международных организаций и союзов в регионе, в котором расположено государство пребывания; участвует в подготовке проектов международных договоров представляемого государства с государством пребывания.
Группа по вопросам внутренней политики исследует изменения внутриполитического курса своей страны, отражающиеся на взаимоотношениях с той страной, в которой представлено это посольство; получает в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов своей страны, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций документы, справочные и
Key words
organization
embassy
management strategy duties distribution strategic plan strategic choice planning
Summary
The author describes and analyses all aspects of personnel management on the example of The Caribbean and Latin America еmbassies in Moscow. The author examines diverse functions of diplomatic officers and civil personnel. In addition, the author evaluates the problems concerning rating of the results obtained by the diplomatic
UPRAVLENETS / 7-8/23-24/2011
УПРАВЛЕНЕЦ / 7-8/23-24/2011
►
►
Источники
1. Хожемпо М. А., Бурчакова М. А. Менеджмент. М.: Изд-во Университета дружбы народов России, 2006.
2. Ежегодник Научно-образовательного центра латиноамериканских исследований Университета дружбы народов России. М.: Изд-во Университета дружбы народов России, 2010.
3. Смирнов Н.Н. Стратегический менеджмент. СПб.: Питер, 2002.
4. Информационная система Правительства Эквадора. Режим доступа: http:// gpr.informatica.gob.ec/gpr_ecuador/n4
5. Информационная система Правительства Венесуэлы. Режим доступа: http://190.202.83.22:8080/MEDI0S_C0MU-NITARIOS/sistemas/ registro_informacion/ paginas/classRegistroInicial.php
6. Информационная система Правительства Перу. Режим доступа: http:// apps.contraloria.gob.pe/transferenciag-estion/base_legal.htm
References
1. Hozhempo M.A., Burchakova M.A. Management - Moscow, Publishing house of the Peoples' Friendship University of Russia, 2006.
2. Research and Education Center of Latin American Studies of the Peoples' Friendship University of Russia Yearbook/ Publishing house of the Peoples' Friendship University of Russia, 2010.
3. Smirnov N.N. Strategic Management/ Piter Publisher, 2002.
4. Ecuador Government Information system//URL:http://gpr.informatica.gob.ec/ gpr_ecuador/n4
5. Venezuela Government Information system // URL: http://190.202.83.22:8080/ MEDIOS_COMUNITARIOS/sistemas/ reg-istro_informacion/paginas/classRegistroIni-cial.php
6. Peru Government Information system // URL: http://apps.contraloria.gob.pe/trans-ferenciagestion/base_legal.htm
иные материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию посольства, передает в установленном порядке информацию указанным органам, предприятиям, учреждениям и организациям.
Специалисты из группы по вопросам экономики подготавливают исходные данные для составления проектов хозяйственнофинансовой и коммерческой деятельности; выполняют расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам; осуществляют экономический анализ хозяйственной деятельности и эффективности использования труда; ведут учет экономических показателей результатов производственной деятельности и формируют периодическую отчетность.
Группа по вопросам культурного сотрудничества занимается укреплением двусторонних культурнодуховных отношений, организует проведение культурно-массовых мероприятий, распространение фильмов, литературы и т.д.
Представители отдела печати (прессы/связей с общественностью) выполняют такие задачи, как создание эффекта информативного присутствия посольства в эфире ТВ, радио, на страницах печатной прессы, в сообщениях информационных агентств; медиа-рилейшнз, поддержание и установление новых контактов с представителями СМИ; разработка концепции и плана информационных поводов для выхода новостей, сюжетов и иных материалов о деятельности посольства; проверка достоверности опубликованных сведений; ведение переговоров об участии представителей посольства в качестве гостей и экспертов в теле- и радиопрограммах и др.
Сотрудники хозяйственного отдела обеспечивают хозяйственное обслуживание и надлежащее состояние в соответствии с правилами и нормами производственной санитарии и противопожарной защиты зданий и помещений посольства, а также осуществляют контроль за исправностью оборудования; организуют оформление необходимых документов для заключения договоров на оказание услуг; организуют прием, регистрацию и необходимое обслуживание делегаций и прибывших лиц; выполняют работу по организации табель-
ного учета, составлению распорядка рабочего дня.
Секретариат исполняет приказы, распоряжения, указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий; хранит служебную информацию; разрабатывает типовые документы; просматривает поступающие на подпись документы для доклада послу; осуществляет регистрацию исходящих документов; осуществляет контроль за прохождением, исполнением и оформлением документов в установленные сроки и в установленном порядке, за правильностью оформления документов, представляемых на подпись руководству, и др.
Консульский отдел занимается обслуживанием граждан своей страны на территории страны пребывания, осуществлением контактов с местными властями, решением проблем граждан своей страны в рамках законодательства, оформлением документов (паспорта, нотариальные документы, справки и др.) и выдачей виз.
Такая модель организации посольства распространена везде, в том числе присутствует практически во всех посольствах Латинской Америки с незначительными изменениями и уточнениями. Однако в современных реалиях работу посольств определяет руководитель-посол, который обозначает цели и задачи посольства на время его руководства. Именно такие предварительные расчеты посла определяют в дальнейшем стиль работы посольства.
Большинство послов отправляются на службу как минимум на 3 года. Однако на практике в России большинство из них занимают этот пост весь положенным им правовой срок - 5 лет. Этот факт сильно влияет на распределение обязанностей сотрудников, так как их задачи и соответственно сами обязанности зависят от того, насколько честолюбивы и как далеко идут цели руководителя-посла.
В настоящее время, по нашим исследованиям, только 30% латиноамериканских посольств имеют свой штат в полном составе, который определяется наличием посла, министра, министра-советника, атташе по культуре, военного атташе, атташе по прессе, атташе по науке и технологии, консульства, бюро переводчиков и ответственного хо-
зяйственного отдела. Всем остальным посольствам приходится объединять несколько номинальных должностей в одну фактическую, таким образом, обязанности каждого сотрудника возрастают в несколько раз, так как в его должностную инструкцию интегрируются обязанности, права и ответственность других должностей.
Как мы можем увидеть из полученных данных, зачастую задачи в посольстве распределены между должностными лицами этой дипломатической миссии. Из представленных данных можно сделать вывод о том, что уровень должностных лиц, в соответствии с их дипломатическим рангом, является также показателем той степени важности, которую каждая нация возлагает на свою дипломатическую миссию, направляемую в каждую конкретную страну. Таким образом, в некоторых случаях мы можем наблюдать, что должность руководителя миссии отсутствует или еще не определена, а в других случаях - количество служащих, посланных из своей родной страны, значительно выше, что свидетельствует о заинтересованности в поддержании, укреплении или инициировании взаимоотношений между странами.
В таблице каждому дипломатическому статусу присвоен определенный коэффициент значимости (К). В случае с должностью посла этот коэффициент имеет два значения, потому что выполняемые послом функции не связаны напрямую с должностными. Таким образом, каждому виду деятельности, за исключением деятельности руководителя миссии, присвоено значение 90 вместо 100. Кроме того, представлено номинальное значение 10 для персонала, не имеющего статуса дипломатического, с учетом того, что в большинстве случаев его работа является второстепенной.
Однако подобный коэффициент присутствия дипломатических лиц не является окончательным показателем большего или меньшего интереса, проявляемого к конкретной стране. В не-
которых случаях более экономически выгодным, чем назначение служащих из представляемой страны, является приглашение на работу местного персонала без дипломатического статуса для удовлетворения определенных ключевых потребностей посольства, таких как потребность в коммерческом представительстве своей страны.
Тем не менее проблема остается той же: как измерить уровень эффективности определенной дипломатической миссии? До сих пор достаточно сложно оценить уровень успеха дипломатической миссии из-за отсутствия более конкретизированного показателя. Существуют «Оперативные планы» на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, сталкивающиеся, однако, со спецификой и характером дипломатических миссий, которые, будучи зависимы от многих внешних факторов, теряют возможность быть точно измеренными.
Другими доказательствами эффективности дипломатической миссии являются экономические и политические показатели. В первом случае увеличение торговли обычно является показателем хорошо или средне проведенной работы некоторых посольств. В случае с политическим показателем сближение с правительством принимающей дипломатическую миссию страны (РФ) и количество принятых соглашений являются признаком успеха или неудачи данной миссии в России.
В ходе бесед с некоторыми дипломатами было установлено, что уровни измерения эффективности соответствующих дипломатических миссий варьируются в зависимости от правительства страны, существующего на данный момент, напрямую зависят от актуального геополитического плана государства и не зависят от точных эконометрических параметров.
Кроме трудностей, возникающих вследствие нехватки персонала, следует иметь в виду, что помимо прямой зависимости работы подразделений по-
сольства от посла как непосредственного руководителя, над подразделениями и самим послом стоят соответствующие министерства представляемой страны. Прежде чем организовать работу на местах, необходимо согласовать действия с вышестоящими организациями. В соответствии с процедурами рассмотрения запросов, исходящих из посольства и из ведомств непосредственно на самой территории государства, запросы из посольства могут оказаться менее приоритетными, чем запросы, требующие разрешения в самом государстве. С промедлением при наложении резолюции связано промедление в распределении обязанностей между сотрудниками, которым должна была быть поручена эта задача, и вследствие этого происходит снижение эффективности общей производительности труда.
Благодаря развитию информационных технологий и хорошему компьютерному оборудованию стали возможны разработка и внедрение систем управления задачами, стоящими перед персоналом, и анализ выполненных процессов, что позволяет установить контроль над деятельностью сотрудников. С помощью подобных технологий руководитель - в данном случае посол -может проводить анализ нормативов, оценивать трудозатраты на выполнение проекта или задачи, определять производительность труда не только одного сотрудника, но и всего отдела. Это позволит отслеживать причины понижения или повышения производительности труда во всем посольстве и принимать своевременные меры для улучшения эффективности распределения обязанностей. Однако для этого следует определить параметры, в соответствии с которыми будет организована работа, и формы распределения обязанностей в зависимости от количества и уровня квалификации имеющихся сотрудников, степени их готовности к внедрению новых технологий и материальной возможности самого посольства использовать данные технологии.
Коэффициент присутствия дипломатических лиц в некоторых посольствах стран Латинской Америки
К Должность Аргентина Боливия Бразилия Колумбия Чили Эквадор Панама Перу Уругвай Венесуэла
100 руководитель дипломатического представительства 100 100 100 100 100 100 90 100 100 100
80 ответственный по вопросам внешней политики 80 90 50 90 80 50 30 40 50 70
80 ответственный по вопросам внутренней политики 80 90 80 90 80 50 30 40 50 70
80 ответственный по вопросам экономики 80 40 40 50 80 80 30 40 50 80
50 ответственный по вопросам культурного сотрудничества 50 40 40 50 40 40 30 40 50 60
40 отдел печати и связей с общественностью -40 -40 40 50 -40 10 30 -40 -40 40
80 хозяйственный отдел 70 40 40 10 10 10 90 10 90 10
50 консульский отдел 50 40 40 50 40 40 90 40 80 50
10 секретариат 10 10 10 10 10 10 5 10 10 10
10 Бюро переводчиков 10 10 10 10 10 10 5 10 10 10
UPRAVLENETS / 7-8/23-24/2011