Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВ- ЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУК- ТУРОЙ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА ЛЕНИН- ГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВ- ЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУК- ТУРОЙ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА ЛЕНИН- ГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
97
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТЕРРИТОРИЯ / ЛОГИСТИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Николаев В.В., Любарская М.А.

Статья посвящена анализу факторов внешней и внутренней среды, влияющих на развитие транспортной инфраструктуры Выборгского района Ленинградской области. Перспективы развития логистики и транспорта данной территории рассмотрены с точки зрения стратегического подхода, учитывающего финансово-экономическую, нормативно- правовую и информационно- статистическую базу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC APPROACH TO MANAGE- MENT OF THE TRANSPORT INFRA- STRUCTURE FOR VYBORG DISTRICT OF LENINGRAD REGION

The article is devoted to the analysis of factors of external and internal environment that affect the development of transport infrastructure of the Vyborg district of the Leningrad region. Prospects for the development of logistics and transport of this territory are considered from the point of view of a strategic approach that takes into account the financial, economic, regulatory and informational and statistical base.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВ- ЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУК- ТУРОЙ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА ЛЕНИН- ГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

III. ЭКОНОМИКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ЭКОНОМИКА ТРУДА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ И РЕГИОНАЛИСТИКИ

УДК 338.46

V.V. Nikolaev, M.A. Liubarskaia

STRATEGIC APPROACH TO MANAGEMENT OF THE TRANSPORT INFRASTRUCTURE FOR VYBORG DISTRICT OF LENINGRAD REGION

The article is devoted to the analysis of factors of external and internal environment that affect the development of transport infrastructure of the Vyborg district of the Leningrad region. Prospects for the development of logistics and transport of this territory are considered from the point of view of a strategic approach that takes into account the financial, economic, regulatory and informational and statistical base.

Keywords: management, strategic approach, transport infrastructure, territory, logistics.

В.В. Николаев1, М.А. Любарская2

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья посвящена анализу факторов внешней и внутренней среды, влияющих на развитие транспортной инфраструктуры Выборгского района Ленинградской области. Перспективы развития логистики и транспорта данной территории рассмотрены с точки зрения стратегического подхода, учитывающего финансово-экономическую, нормативно-правовую и информационно-статистическую базу.

Ключевые слова: управление, стратегический подход, транспортная инфраструктура, территория, логистика

Направления стратегического развития территории отражаются в разработке и реализации целевых программ муниципального и регионального уровня, одним из направлений которых является развитие транспортной инфраструктуры и логистики. При разработке целевых программ необходимо оценивать как внутренние, так и внешние факторы, влияющие на развитие территории.

Анализ внешних условий развития региона, включая текущую общую социально-экономическую ситуацию в государстве, состояние его нормативно-правовой базы, систему и подходы к управлению социально-экономическим развитием в стране и в конкретном регионе, позволяет диагностировать и учитывать те проблемы, которые могут появиться при разработке и реализации планов и программ развития транспортной инфраструктуры территории.

Целями развития транспортной системы Ленинградской области являются, в том числе, следующие.

1. Формирование единого транспортного пространства региона на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры.

Достижение этой цели позволит обеспечить динамичный рост экономики региона, социальное развитие и укрепление связей между Ленинградской областью и другими регионами путём устранения территориальных и структурных диспропорций на транспорте, вовлечение в хозяйственный оборот новых территорий за счёт создания дополнительных транспортных связей, повышение конкурентоспособности и

1 Николаев В.В., доцент кафедры таможенного администрирования, кандидат экономических наук; СевероЗападный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Санкт-Петербург

Nikolaev V.V., Associate Professor of the Department of Customs Administration, PhD in Economics; North-West Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation, St. Petersburg

E-mail: nikolaevv@list.ru

2 Любарская М.А., доктор экономических наук, профессор; Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Liubarskaia M.A., Doctor of Economics, Professor; St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg

E-mail: lioubarskaya@mail.ru

эффективности других отраслей экономики путём предоставления возможности беспрепятственного выхода хозяйствующих субъектов на региональные и международные рынки, рост предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияющей на качество жизни и уровень социальной активности населения.

2. Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами.

Достижение данной цели означает удовлетворение в полном объёме растущих потребностей населения в перевозках, обеспечение устойчивой связи населённых пунктов с магистральной сетью транспортных коммуникаций, а также обеспечение ценовой доступности услуг транспорта, имеющих социальную значимость.

Муниципальное образовании "Выборгский район" Ленинградской области представляет значительный интерес с точки зрения анализа развития транспортной инфраструктуры.

Развитие муниципального образования обусловлено не только его внутренним потенциалом, но и рядом внешних факторов. Муниципальное образование "Выборгский район" Ленинградской области расположено на побережье Финского залива в северозападной части Ленинградской области и в западной части Карельского перешейка. Административным центром Выборгского района является город Выборг, расположенный в 122 км от Санкт-Петербурга и в 20 - 50 км от границы с Финляндией в зависимости от пограничного поста.

В развитии Выборгского района, находящегося между границей с Финляндией с её портами и Санкт-Петербургом, важную роль играют транспортный и технологический факторы. Транспортный комплекс изучаемого муниципального образования представлен железнодорожным, автомобильным, морским транспортом. Кроме того, через территорию Выборгского района (бухта Портовая, г. Выборг) проходит газовый трубопровод "Северный поток". Система магистральных трубопроводов имеет внешнеэкономический характер, влияет на экономику не только МО "Выборгский район", Ленинградской области, но и страны в целом [1].

На основании данного фактора Выборгский район вошёл в состав Федеральной целевой программы (ФЦП) "Модернизация транспортной системы России". В соответствии с целями и задачами ФЦП в районе продолжается обновление парка автотранспортных, морских и железнодорожных предприятий.

Интенсивное развитие транспортной инфраструктуры МО "Выборгский район" обусловлено строительством новых портов и развитием портовых зон в Финском заливе, геополитическим положением (приграничным с Финляндией) МО "Выборгский район" на северо-западных границах России, а также расширением, реконструкцией и строительством новых производственных площадок на территории МО "Выборгский район". Эти условия позволяют данному муниципальному образованию содержать и развивать внутреннюю транспортную сеть и поддерживать высокий уровень обеспеченности территории путями сообщения. Основу транспортной сети Выборгского района составляют железные дороги, федеральная автомобильная дорога международного значения "Скандинавия", ряд морских торговых портов и терминалов (Выборг, Высоцк, Приморск). Интенсивное развитие внешнеполитических отношений со странами Европы и Скандинавии положительным образом отразилось на тенденциях развития сети всех видов транспорта. Этим обусловлено то, что обеспеченность железными дорогами на территории МО "Выборгский район" в 1,4 раза выше среднего показателя по Ленинградской области. Дальнейшее развитие железнодорожного транспорта будет связано со строительством новых морских портов на побережье Финского залива и развитием приграничных станций. На территории МО "Выборгский район" Ленинградской области в настоящее время осуществляют деятельность предприятия большинства отраслей народного хозяйства. Основные виды деятельности населения муниципального района: промышленность, представленная добычей полезных ископаемых, обрабатывающими производствами, строительством, а также сельское и лесное хозяйство.

Несмотря на большой объём транспортной отрасли и неизбежное загрязнение окружающей среды, особенно акватории Финского залива, Выборгский район обладает имиджем экологически привлекательного места, так как две трети территории района заняты лесами рекреационного назначения, что также привлекает туристов.

В соответствии с областным законом от 18 мая 2006 г. № 22-оз "О стратегическом планировании социально-экономического развития Ленинградской области" решением

совета депутатов Выборгского района в 2010 г. была утверждена Концепция социально-экономического развития МО "Выборгский район" Ленинградской области до 2020 г. [2].

Таким образом, на развитие МО "Выборгский район" оказывает влияние целый ряд внешних факторов, взаимосвязанных между собой.

Выгодное географическое положение, отличающее Выборгский район от других районов и муниципальных образований Ленинградский области, общая граница с Финляндией, входящей в Евросоюз, предопределяет дальнейшее развитие транспортной отрасли, принимая во внимание развитие портовых зон в городах Приморске и Высоцке.

Проходящие через Выборгский район транспортные потоки оказывают большое влияние на развитие экономики МО "Выборгский район". Это говорит о высоком потенциале успешного устойчивого развития на территории Выборгского района логистической и производственной отраслей, а также внутреннего и международного туризма. Историко-культурный потенциал Выборгского района, сохранившийся ещё с тех времён, когда район не являлся частью России, а также ухоженный внешний вид Выборга и других поселений, входящих в муниципальное образование, являются привлекательными как для туристов из других регионов, так и для тех, кто готов переехать сюда на постоянное место жительства.

Рассмотрим факторы внешней и внутренней среды, влияющие на развитие транспортной инфраструктуры Выборгского района Ленинградской области (Табл. 1) [3].

Таблица 1 - Факторы внешней и внутренней среды в г. Выборге

Факторы Позитивное влияние Негативное влияние

Макроэкономические 1. Незначительное расстояние (130 км) от мегаполиса (Санкт-Петербурга) и ближайших регионов с высоким платёжным потенциалом. 2. Историко-культурный потенциал г. Выборга и Выборгского района, который способствует формированию и укреплению имиджа города, прежде всего как туристского центра. 3. Выгодное экономико-географическое положение. Город Выборг занимает северное крыло выхода России на Балтику, если считать, что центральным является Санкт-Петербург, а южным - Усть-Луга. 4. Удобное транспортное положение. Сочетание 4-х видов транспорта (морского, речного, железнодорожного, автомобильного) превратило г. Выборг в значительный транспортный узел регионального уровня. 1. Слабое развитие малого и среднего бизнеса. 2. Ужасающее состояние практически всех сфер городского хозяйства, в особенности жилищного фонда. 3. Отсутствие необходимого первоначального капитала для финансирования работ по созданию центров, которые приступили бы к проработке всего комплекса вопросов, относящихся к формированию целевых программ. 3. Незначительность инвестиций в различные отрасли, особенно в городское хозяйство.

Социальные 1. Наличие всех отраслей социальной жизни. В городе располагаются различные уровни учебных заведений. 2. Наличие более 60 музеев и 26 центров декоративно-прикладного искусства. 3. Развитая сеть объектов рекреации, включая пансионаты, дома отдыха и санатории; 4. Наличие современных спортивных сооружений, позволяющих проводить спортивные соревнования различного уровня 1. Низкий уровень жизни. 2. Низкий уровень рождаемости. 3. Стареющее население, большая часть молодого населения перебирается в Санкт-Петербург. 4. Завышенная стоимость недвижимости. 5. Трудности с трудоустройством молодого населения.

Экологические/природные 1. Благоприятные природно-ландшафтные особенности г. Выборга и Выборгского района, сочетающие водные пространства с сушей, залесенные и свободные от древесной растительности территории. 2. Большое количество гранитной породы сделало не только красивые пейзажи, но и добычу природного гранита и щебня, позволяя снабжать Санкт-Петербург. 1. Большое количество предприятий, загрязняющих атмосферу и воду. 2. Зачастую вырубка леса происходит в урон экологии.

Международные 1. Приграничное положение города имеет важное значение при транзитном передвижении импортных грузов, следующих из Финляндии и через неё в другие районы Российской Федерации. 2. Большое количество туристов способствует развитию торговли и мелкого предпринимательства. 1. Сложная политическая ситуация между РФ и странами ЕС.

Все эти факторы определяют условия социально-экономического развития г. Выборга и Выборгского района.

На основании анализа складывающихся тенденций социально-экономического развития можно выделить следующие ключевые векторы развития природно-ресурсного потенциала Выборгского района Ленинградской области.

1. Расширение роли МО "Выборгский район" как правого крыла выхода России на Балтику.

Вектор обусловлен выгодным экономико-географическим положением. МО "Выборгский район" занимает северо-западное (правое) крыло выхода России на Балтику и к странам Скандинавии, если считать, что центральным является Санкт-Петербург, а южным (левым) - Усть-Луга.

2. Развитие транспортного узла МО "Выборгский район" регионального, федерального и международного уровней.

Вектор обусловлен удобным транспортным положением, сочетанием 4-х видов транспорта (морского, речного, железнодорожного, автомобильного).

3. "Перехват" транзитных грузов.

Вектор обусловлен приграничным положением МО "Выборгский район". Может иметь определённое значение при "перехвате" транзитных импортных грузов, следующих из Финляндии и через неё в другие районы Российской Федерации и в страны Европы.

4. Усиление историко-культурного потенциала МО "Выборгский район".

Вектор обусловлен историко-культурным потенциалом МО "Выборгский район". Способствует поддержанию и укреплению имиджа МО "Выборгский район" прежде всего как туристического ареала совокупности различных целевых направлений.

Развитие приграничных территорий является одной из приоритетных социально-экономических задач России, и этим наш город должен воспользоваться, что требует организации процессов его экономического развития с учётом интеграции, глобализации и кооперации, которые присущи современному этапу общественного развития. Задача повышения эффективности приграничного сотрудничества, более полного использования приграничного потенциала Выборга представляет одно из актуальных направлений развития экономического потенциала города.

Исходя из вышеизложенного, решение выявленных в статье проблем видится в использовании новых технологий в строительстве и реконструкции дорожных объектов, расширении применения информационных технологий в управлении перевозочным процессом, повышении технико-экономической обоснованности проектных решений при строительстве новых и реконструкции существующих транспортных средств и транспортных систем; поиске новых источников финансирования развития и работы транспорта.

Так, для развития транспортной системы и объектов производственной инфраструктуры большие возможности модернизации имеются в использовании новейших материалов и технологий, конструкций и их элементов, а также в последующем контроле качества выполненных работ [2].

Современной мировой тенденцией финансового обеспечения модернизации транспорта является государственно-частное партнёрство, позволяющее рационализировать вклад обеих сторон этого процесса в рамках возможностей и заинтересованности каждой из них через реализацию долгосрочных инвестиций коммерческого и государственного масштаба, связанных с большими затратами и значительными инвестиционными рисками.

Стратегической целью развития транспортной системы региона является удовлетворение потребностей инновационного социально-ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах.

Список использованных источников

1. Концепция социально-экономического развития муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на период до 2020 г. // Официальный портал муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области - URL: http://lenoblinvest.ru/images/Invest_passport_Vyborgsky_2017.pdf (дата обращения 21.11.2018).

2. О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 г: Областной закон Ленинградской области от 28.06.2013 № 45-оз (принят

ЗС ЛО 06.06.2013) // Официальный Интернет-портал Администрации Ленинградской области [Электронный ресурс]. - URL: http://www.lenobl.ru, (дата обращения 17.11.2018).

3. Ходзинская А.Б. Адаптация региональной экономической системы к изменяющимся факторам внешней и внутренней среды функционирования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2014. - № 4(151). - С. 118-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.