Научная статья на тему 'Анализ перспектив создания нового туристского кластера в Выборгском районе Ленинградской области'

Анализ перспектив создания нового туристского кластера в Выборгском районе Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
793
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРГ / ВЫСОЦК / ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / КЛАСТЕР / ТУРИЗМ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ / VYBORG / VYSOTSK / LENINGRAD OBLAST / CLUSTER / TOURISM / PUBLIC TRANSPORT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Николаев Дмитрий Андреевич

Автором анализируется возможность развития Выборгского туристского кластера. Рассматриваются как уже существующие туристские дестинации, так и потенциальные. Предлагаются методы их развития. Потенциальный туристский кластер делится три составляющих: культурно-познавательный туризм, рекреационный туризм и водный туризм. Ленинградская область имеет высокий туристский потенциал ввиду наличия мегаполиса в своем географическом центре и границ со странами ЕвросоюзаThe author analyzes the possibility of the development of the Vyborg tourist cluster. Both existing tourist destinations and potential ones are considered. Methods for their development are proposed. The potential tourist cluster is divided into three components: cultural tourism, recreational tourism and water tourism. The Leningrad region has a high tourist potential due to the presence of a megalopolis in its geographical center and borders with the EU countries

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ перспектив создания нового туристского кластера в Выборгском районе Ленинградской области»

АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ СОЗДАНИЯ НОВОГО ТУРИСТСКОГО

КЛАСТЕРА В ВЫБОРГСКОМ РАЙОНЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ

ОБЛАСТИ

ANALYSIS OF THE PERSPECTIVE OF CREATING A NEW TOURIST CLUSTER IN THE VYBORG DISTRICT OF THE LENINGRAD REGION

УДК-65

Николаев Дмитрий Андреевич

Магистрант кафедры туризма и социально-культурного сервиса Санкт-Петербургский государственный институт культуры Nikolaev Dmitrii Andreevich cdbandpromo @gmail .com

Аннотация

Автором анализируется возможность развития Выборгского туристского кластера. Рассматриваются как уже существующие туристские дестинации, так и потенциальные. Предлагаются методы их развития. Потенциальный туристский кластер делится три составляющих: культурно-познавательный туризм, рекреационный туризм и водный туризм. Ленинградская область имеет высокий туристский потенциал ввиду наличия мегаполиса в своем географическом центре и границ со странами Евросоюза

Annotation

The author analyzes the possibility of the development of the Vyborg tourist cluster. Both existing tourist destinations and potential ones are considered. Methods for their development are proposed. The potential tourist cluster is divided into three components: cultural tourism, recreational tourism and water tourism. The Leningrad region has a high tourist potential due to the presence of a megalopolis in its geographical center and borders with the EU countries

Ключевые слова: Выборг; Высоцк; Ленинградская область; кластер; туризм; общественный транспорт.

Keywords: Vyborg; Vysotsk; Leningrad Oblast; cluster; tourism; public transport.

Санкт-Петербург и Ленинградская область являются самостоятельными отдельными субъектами в составе Российской Федерации, но в то же время образуют единый природно-хозяйственный комплекс, в котором городские и областные хозяйственные процессы тесно переплетены. Из-за высокой

маятниковой миграции между областью, в частности, Выборгским районом, и городом, складывается общность рынка труда [3]. Что касается туризма, то Санкт-Петербург, безусловно, притягивает большую часть туристского потока, но область в перспективе может кооперироваться с городом, поскольку мегаполис - поставщик потенциальных рекреантов в область. Также Ленинградская область может разнообразить туристские возможности Санкт-Петербурга. В 2018 году был подписан документ «Об утверждении Соглашения о сотрудничестве между комитетом Ленинградской области по туризму и Комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга» [20], который должен стать положительным движением в отношении увеличения посещений туристами Ленинградской области, в первую очередь, повышенному вниманию к областным туристским дестинациям со стороны петербуржцев.

По окончанию целевой программы «Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2010-2015 годы» [18] губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко в ходе итогового отчета перед депутатами Законодательного собрания поставил цель нарастить к 2020 г. число туристов до 3.2 млн. человек в год. Глава региона озвучил задачу создания специальных туристических зон в таких городах, как Гатчина, Тихвин и Выборг [28].

По мнению автора, Выборгский район Ленинградской области является одной из наиболее перспективных туристских дестинаций в регионе. Однако для расширения ее туристской привлекательности здесь необходимо спроектировать и создать туристский кластер. Под кластером подразумевается комплекс туристско-рекреационных зон, целью которых является повышение привлекательности территории на рынке туристских услуг [2]. Выборгский кластер автор делит на три составляющих: культурно-познавательная, рекреационная и водная. Последняя составляющая является связующей между двумя первыми.

Центром потенциального кластера является город Выборг. В Выборге сохранилось много памятников: старый город с домами постройки ХУ1-Х1Х веков, в том числе старейший каменный жилой дом России [15], часовая башня и ратуша, древние военные укрепления. На территории города сохранился уникальный для России памятник средневековой фортификационной архитектуры - Выборгский замок [16]. В Выборгском замке каждый год проводится рыцарский турнир, и организуются фестивали старинной музыки. Также в городе расположен пейзажный парк Монрепо, в котором в середине 2019 года должна была завершиться реконструкция, однако в настоящее время она продолжается [24]. Основными проблемами, тормозящими развитие

Выборга как привлекательной туристской дестинации, являются недостаточное финансирование для реставрации и реконструкции города и, как следствие этого, плачевное состояние многих исторических объектов. В 2016 году Всемирный фонд памятников (WMF) включил исторический центр Выборга в список 50 объектов, находящихся на грани исчезновения [33]. После обращения президента Финляндии Тарьи Халонен к Владимиру Путину государство обратило пристальное внимание на Выборг. Созданное ФГУП «ЦНРПМ» разработало «Концепцию сохранения исторической части Выборга» [21]. Документ включил в себя более шести десятков томов. Именно он послужил той основой, которая позволила взять кредит у Международного банка реконструкции и развития [29]. В общую концепцию сохранения Выборга входит 264 объекта, 17 из них - федеральные, 81 региональный и 166 выявленных объектов [22].

Определенные проблемы есть с гостиничной сферой и сферой общественного питания. По данным 2017 года эти сферы составили всего 0,7% от ВРП Ленинградской области [5]. Тем не менее выгодное географическое положение, а именно близость к двум основным «рынкам» - Санкт-Петербургу и Финляндии, удобное транспортное сообщение, в том числе возможность приема водного транспорта, поступательное развитие гостиничного сектора - все это делает Выборг перспективнейшей туристской дестинацией не только в рамках потенциального кластера, но и всего Северо-Запада. Выборг набрал 32 из 60 баллов в категории социально--досуговой инфраструктуры по данным «Индекса качества городской среды» [6]. В общей таблице среди городов от 50 до 100 тысяч жителей Выборг набрал менее половины от максимального количества баллов, поэтому относится к городам со слаборазвитой инфраструктурой.

Неподалеку от Выборга энтузиастами была построена варяжская деревня, которую организаторы называют городом Сваргас, представляющий собой музей-реконструкцию, состоящий в международной организации археологических музеев ExArc [32]. Сваргас представляет собой небольшое реконструированное поселение, которое отстроено по образу древнерусских городищ. Экскурсанты в нем могут пострелять из лука, пометать боевые топоры, «узнать будущее» с помощью рун, лично выжечь руну в кузнице, загадать желание с помощью мистического колокола, примерить средневековую одежду [26]. Сваргас является частью туристского маршрута «Средневековый Выборг», входящего в федеральный проект «Живые уроки» [25].

Высоцк и Приморск, также расположенные в Выборгском районе, могут отвечать целям культурно-познавательного туризма, рекреационного и водного туризма. По данным «Индекса качества городской среды» они также, как и Выборг, являются городами со слаборазвитой инфраструктурой, набрав 157 и 140 баллов соответственно из 360 возможных [8;21]. В Высоцке наибольшие проблемы с социально-досуговой инфраструктурой, жилым фондом и прилегающей территорией, в Приморске также социальные и досуговые объекты развиты слабо. Туризм может и должен являться катализатором развития социальной инфраструктуры, создавать новые досуговые центры населения, общественные общегородские пространства, улучшать качество улично-дорожной сети.

В Высоцке, одном из самых маленьких городов России по численности населения, расположена крепость Тронгзунд. Ныне заброшенная, она может быть восстановлена под музей военно-морского флота или радиосвязи, так как именно около Тронгзунда проводил свои испытания по беспроволочному телеграфированию кораблей ученый, основатель радио А.С. Попов [11]. Примером для Тронгзунда может являться форт Красная Горка, расположенный на противоположном берегу Финского залива, в котором существует так называемый «народный музей», созданный сотрудниками форта.

В Приморске уже существует краеведческий музей, находящийся в здании бывшей лютеранской кирхи св. Марии Магдалины. Помимо данного музея в городе достопримечательности отсутствуют, но живописные ландшафты, окружающие Приморск и Высоцк, могут стать новыми центрами рекреационного туризма. Создание баз отдыха, совмещенных с инновационным и тематическим подходом по образцу Сваргаса, принесет дополнительные туристские потоки [27]. Например, в Высоцке, который ранее был небольшой финской деревней, а лишь затем крупным шведским портом, можно создать музей по типу «скансен» [19], который будет воссозданием рыбацкой деревни Уурас. С конца XX века в России первоначальное понятие музея расширяется в связи с увеличением музеефикации объектов промышленности, ландшафтов, народных традиций, быта [20]. При инновационном подходе это делает возможным открытие такого музея, скансена, в Высоцке. Также Высоцк, по данным «Питерского клуба рыбаков», является одним из центров самоорганизованного рыболовного туризма [9]. Эта организация ежегодно проводит в Высоцке фестиваль рыбаков. Таким образом, здесь важна организующая составляющая, которая создаст в Высоцке центр рыболовного и рекрационного туризма. При инновационном подходе в

реализации проекта скансена туристы смогут выходить под парусом на реконструкциях древних рыбацких лодок, заниматься рыбной ловлей, учиться приготовлению блюд из рыбы и других блюд финской национальной кухни, при этом скансен рационально объединить с базой отдыха, представляющей образец финской деревни со всеми национальными атрибутами. Это откроет возможности для семейного туризма выходного дня, при этом посредством наглядности будет выполнять образовательную миссию, т.е. знакомить с культурой Финляндии.

Выборгский район с физико-географической точки зрения является местом, обладающим колоссальным потенциалом для развития экологического туризма. На его территории расположено два государственных природных заказника регионального значения -«Выборгский» и «Березовые острова» [10]. Уже существующая инфраструктура, находящаяся на Нахимовском, Красногвардейском, Краснофлотском, Глубоком и других озерах, сможет стать локомотивом потенциального кластера в области рекреационного туризма. Для этого необходимо решить транспортные и маркетинговые проблемы, в частности, активнее продвигать продукт в Интернете и на туристских выставках.

При рассмотрении существующих экскурсионных маршрутов, проходящих по Выборгскому району, выделяются «стандартные» обзорные экскурсии по Выборгу, а также маршруты, представленные Комитетом по туризму Ленинградской области [7]. «Красный маршрут» представляет собой экскурсию по ленинским местам Выборгского района, в который входят историко-этнографический музей-заповедник «Ялкала» и дом-музей В.И. Ленина в Выборге. Маршрут «Финские места Карельского перешейка» охватывает могилу первого лютеранского епископа Финляндии Микаэля Агриколы и кирху св. Марии Магдалены в Приморске. По мнению автора, этого недостаточно для полного раскрытия темы экскурсии, так как игнорируется Выборг, в котором существуют объекты как из истории Великого княжества Финляндского, так и эпохи независимой Финляндии 2030-х годов XX века, например, «гранитные дворцы» - дома в стиле модерн, первое выборгское высотное здание - дом страховой компании «Карьяла», конструктивистское здания хлебозавода и библиотека Алваара Ааалто, уникальное здание в стиле функционализм. Существуют экскурсионные маршруты, входящие в область экологического туризма, например, «Природа и наука Карельского перешейка», в который входит посещение заказников «Раковые озера» и «Линдуловская Роща», Главной экспериментальной базы Государственного Гидрологического института, Государственного

природного заказника «Болото Ламмин-Суо». Также представлен отдельный велосипедный маршрут по заказнику «Линдуловская Роща» и пешеходный маршрут «По следам кота Тотти» в Рощино. В маршруты «Финские хутора» и «Финские места Карельского перешейка» может быть добавлен потенциальный этнографически-рекреационный объект в Высоцке, который мог бы позволить сделать тур двухдневным. Второй маршрут в летний сезон мог бы полностью быть водным, так как памятник Микаэлю Агриколе находится на мысу Кюрённиеми, а для приема маломерных судов было бы достаточно построить небольшой причал.

Кроме того, в Выборгском районе развивается велотуризм. Помимо вышеупомянутого маршрута по заказнику «Линдуловская роща», развивается велосообщение между Светогорском и финской Иматрой. В рамках проекта «Адаптация новых подходов развития велосипедного транспорта и велосипедных маршрутов между Россией и Финляндией в целях улучшения безопасности, мобильности и окружающей среды, и продвижения социального развития» в 2020 году году построена велодорожка, пересекающая границу через МАПП «Светогорск». В целом, число пересечений границы на велосипеде устойчиво растет с 2017 года [4].

По Выборгскому району проходят два транснациональных маршрута: EuroVelo 10 вокруг Балтийского моря и EuroVelo 13 от Норвегии, включающие в свой маршрут транзит через Выборг и Приморск [30;31]. Но участки на территории России не имеют сертификации соответствия EuroVelo, что затрудняет популяризацию международных велосипедных маршрутов и привлечение европейских велотуристов. Тема велосипедного международного туризма поднималась в октябре 2019 года на семинаре «Развитие велосипедной инфраструктуры: современные тенденции, решения и опыт» в рамках проекта приграничного сотрудничества Cycling, участники которого обсуждали строительство велодорожки из Санкт-Петербурга в Финляндию [13]. 80% средств на развитие российско-финляндских веломаршрутов выделяет Евросоюз, поэтому вероятно развитие инфраструктуры не только в Светогорске, но и в других частях Выборгского района, в частности, от Ольгино до Приморска, далее - Выборг, из которого маршруты пролягут до МАПП «Торфяновка» и МАПП «Брусничное».

Основной проблемой Высоцка и Приморска является транспортная доступность. При наличии сети железных дорог необходимо, в случае Высоцка, восстановить сообщение с Петербургом и Выборгом. В случае Приморска достаточно уменьшить интервал в расписании пригородных электропоездов. Однако водный туризм, помимо велотуризма, также является

важной сферой развития потенциального кластера. Маршрут Приморск-Высоцк-Выборг имеет все шансы для прибыльности и привлечения туристов. Развитие водного туризма не менее важно с транспортной точки зрения, на фоне существующих транспортных проблем Выборгского района. Так, например, Высоцк не имеет прямого пассажирского сообщения с Санкт-Петербургом, поэтому туристы, передвигающиеся на пригородном общественном транспорте вынуждены делать пересадку в Выборге, чтобы добраться до Высоцка. У единственного автобуса №2139 по маршруту Выборг-Высоцк интервал движения составляет около двух часов [23], поэтому необходимо внедрять единственный доступный альтернативный вид транспорта - водный. Внедрение водного транспорта так же совместимо с экскурсионным сопровождением. Так, например, в Санкт-Петербурге динамика объемов пассажироперевозок водным транспортом росла: в 2014 году число пассажиров, воспользовавшихся водным транспортом составляло 1 372 298 человек, а уже в 2016 году - 1 708 262 человека [14]. В эту статистику входит экскурсионное обслуживание фортов Кронштадта, экскурсионное обслуживание по рекам и каналам Санкт-Петербурга, а также аквабус. Аквабус был упразднен в 2016 году как неэффективный и медленный транспорт, который не мог конкурировать с наземным пассажирским транспортом, а также метрополитеном [1]. Однако в Выборгском районе Ленинградской области аквабус мог бы стать альтернативой автобусу для местных жителей и развлечением для туристов.

На данный момент единственный пример сочетания пассажирских перевозок с экскурсионным обслуживанием в Выборгском районе был реализован летом 2018 года в поездах «Ласточка», следующих по маршруту Санкт-Петербург-Выборг. «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» совместно с Гильдией экскурсоводов Выборга запустила проект «Туристический вагон». В состав поезда был включен специальный вагон, пассажиры которого могли прослушать экскурсию о местах, через которые проходит маршрут [12].

На основании вышеизложенного, автор делает вывод, что создание туристского кластера в Выборгском районе является выполнимой задачей. Имея удачное физико-географическое положение, природные и культурно-исторические ресурсы, Выборгский район должен становиться лидером в области туризма не только в Ленинградской области, но и конкурировать с другими туристскими центрами Северо-Западного Федерального округа. Выборгский туристский кластер, находясь между Санкт-Петербургом и Финляндией, становится важным транзитным связующим звеном

международного туризма при строительстве новых рекреационных объектов и транспортной инфаструктуры. Существующий туристский центр в Выборге выиграет от создания «туристских городов-спутников», как Высоцк, Приморск. Положительную роль играет уже существующий объект - Сваргас, аналогичный объект можно создать в Высоцке. Благодаря реализации туристского кластера повысится привлекательность Карельского перешейка в целом, уровень жизни за счет развития транспортной инфраструктуры и инфраструктуры в сферы обслуживания [2]. Выборгский туристский кластер может стать важной бюджетонаполняющей отраслью для Ленинградской области.

Литература

1. Аквабус отстал от метро: Вечерний Петербург [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://vppress.ru/stories/Akvabus-otstal-ot-metro-10832 (Дата обращения: 29.01.2020)

2. Андреева А.А. Организационно-экономические аспекты инновационного развития туристского кластера (на примере Ярославской области) // автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб.: БАТиП, 2015. - 143 с.

3. Бугаев М.А. Маятниковые миграции на рынке труда Санкт-Петербурга и Ленинградской области // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Сер.5. Вып.4 - СПб: СПбГУ, 2015. - с. 86-116.

4. В Финляндию - на велосипеде: Агентство строительных новостей [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://asnmfo.ru/articles/1620-v-finlyandiyu-na-velosipede (Дата обращения: 26.01.2020)

5. Валовый региональный продукт Ленинградской области [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/ru/statistics/Leningrad skaya_area/grp/ (Дата обращения: 22.01.2020)

6. Выборг: Индекс качества городской среды [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://xn—dtbcccdtsypabxk.xn--p1ai/#/cities/1103 (Дата обращения: 22.01.2020)

7. Выборгский район: официальный туристский портал Ленинградской области [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.lentravel.ru/districts/vyborgskij/ (Дата обращения: 25.01.2020)

8. Высоцк: Индекс качества городской среды [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://xn—dtbcccdtsypabxk.xn--p1ai/#/cities/127 (Дата обращения: 22.01.2020)

9. Высоцк (Финский залив) - рыбацкие места [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fisher.spb.ru/news/message-bycatalog.php?category=6&water=108 (Дата обращения: 25.01.2020)

10. Жуков П.В., Лебедева М.Ю. Ленинградская область - территория экологического туризма // Сервис в России и за рубежом. - Т.11. №4. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. - с. 57-69.

11. Зелевич Е.П., Зудков П.И. «Отец радио» Александр Степанович Попов (К 150-летию изобретателя радио) // T-Comm - Телекоммуникация и Транспорт. - Спецвыпуск. - М.: Медиа Паблишер, 2009. - с. 4-8.

12. Из Петербурга в Выборг запустят «Туристический вагон»: The Village [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.the-village.ru/village/weekend/wknd-news/318567-turvagon-vyborg (Дата обращения: 29.01.2020)

13. Как в Боготе. Голландские эксперты за деньги Евросоюза рассказали, как посадить петербуржца на велосипед и отправить в Финляндию: Фонтанка.ру [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.fontanka.ru/2019/10/30/051/ (Дата обращения: 28.01.2020)

14. Макеев И.В. Водный пассажирский транспорт Петербурга в поисках точек роста // Общество. Среда. Развитие. - 2018, №1 - с. 152-157.

15. Максимович М.Я. Путеводитель по Выборгу / СПб.: Центр сохранения культурного наследия, 2014. - с. 46-47.

16. Неувонен П., Пёюхья Т., Мустонен Т. Выборг. Архитектурный путеводитель / Пер. Л. Кудрявцевой. - 2-е изд. - Выборг: СН, 2008. - 160 с.

17. Николаева А.Н. Музейная реконструкция как форма представления региональных особенностей «северного модерна» // автореф. дис. ... канд. культор. - СПб.: СПбГИК, 2016. - 264 с.

18. О долгосрочной целевой программе «Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2010-2015 годы» (с изменениями на 11 ноября 2011 года) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/891832916 (Дата обращения: 22.01.2020)

19. Ополовников, А.В. Музей под открытым небом как форма сохранения народного творчества // Архитектура СССР. - № 12. - М.: Стройиздат, 1965. - с. 22-27.

20. Опубликование правового акта «Об утверждении Соглашения о сотрудничестве между комитетом Ленинградской области по туризму и Комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://travel.lenobl.ru/dokumenty/docs_category_3/ (Дата обращения: 22.01.2020)

21. Приморск: Индекс качества городской среды [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://xn—dtbcccdtsypabxk.xn--p1ai/#/cities/540 (Дата обращения: 22.01.2020)

22. Разработка концепции сохранения исторической части Выборга [Электронный ресурс] // Режим доступа: https: //www. mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2014/16_12_2014_3. pdf (Дата обращения: 21.01.2020)

23. Расписание автобусов из Выборга в Высоцк [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rasp.yandex.ru/bus/vyborg--vysotsk-saint-petersburg-and-leningradskaya-oblast (Дата обращения: 29.01.2020)

24. Реконструкция парка Монрепо в Выборге должна завершиться к середине 2019 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //parkmonrepos. org/content/rekonstrukciya-parka-monrepo-v-vyborge-dolzhna-zavershitsya-k-seredine-2019-goda (Дата обращения: 21.01.2020)

25. Средневековый Выборг: Живые уроки [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://uroki-lenobl.ru/index.php?route=product/product&path=59_64&product_id=99 (Дата обращения: 21.01.2020)

26. Средневековый город Сваргас [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.swargas.ru (Дата обращения: 21.01.2020)

27. Тихонов В.В. Методические рекомендации по формированию и развитию этнографических музеев / Иркутск: Репроцентр, 2013. - 80 с.

28. Число туристов в Ленинградской области за пять лет выросло в 2.5 раза: портал «Турпром» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.tourprom.ru/news/38983 (Дата обращения: 21.01.2020)

29. Чуприкова А.А. Международный банк реконструкции и развития и Россия: медиаэкономическая картина сотрудничества // Вопросы теории и практики журналистики. - Т.4. №2. - Иркутск: БГУЭиП, 2015. - с. 207-213.

30. EuroVelo 10. Baltic Sea Cycle Route [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://en.eurovelo.com/ev10 (Дата обращения: 28.01.2020)

31. EuroVelo 13. Iron Curtain Trail [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://en.eurovelo.com/ev13 (Дата обращения: 28.01.2020)

32. Svargas - The Historical and Cultural Centre of the Viking Yard [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://exarc.net/members/venues/svargas-ru (Дата обращения: 21.01.2020)

33. Vyborg Historic Center: Worlds Monuments Fund [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.wmf.org/project/vyborg-historic-center (Дата обращения: 21.01.2020)

Literature

1. Akvabus lagged behind the metro: Evening Petersburg [Electronic resource] // Mode of access: http://vppress.ru/stories/Akvabus-otstal-ot-metro-10832 (date accessed: 29.01.2020)

2. Andreeva A. A. Organizational and economic aspects of innovative development of the tourist cluster (on the example of the Yaroslavl region). Econ. sciences'. Saint Petersburg: Batip, 2015, 143 p.

3. Bugaev M. A. Pendulum migrations in the labor market of Saint Petersburg and the Leningrad region // Bulletin of Saint Petersburg University. -Ser.5. Issue 4-Saint Petersburg: SPbSU, 2015. - pp. 86-116.

4. To Finland-by Bicycle: construction news Agency [Electronic resource] // Mode of access: https://asninfo.ru/articles/1620-v-finlyandiyu-na-velosipede (date accessed: 26.01.2020)

5. Gross regional product of the Leningrad region [Electronic resource] // Access mode: http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/ru/statistics/Leningrad skaya_area/grp/ (accessed: 22.01.2020)

6. Vyborg: The index of the quality of the urban environment [Electronic resource] // Mode of access: https://xn—dtbcccdtsypabxk.xn--p1ai/#/cities/1103 (date accessed: 22.01.2020)

7. Vyborgsky district: official tourist portal of the Leningrad region [Electronic resource] // Access mode: https://www.lentravel.ru/districts/vyborgskij/ (accessed: 25.01.2020)

8. Vysotsk: Index of urban environment quality [Electronic resource] // Mode of access: https://xn—dtbcccdtsypabxk.xn--p1ai/#/cities/127 (date accessed: 22.01.2020)

9. Vysotsk (Gulf of Finland) - fishing places [Electronic resource] // Mode of access: http://fisher.spb.ru/news/message-bycatalog.php?category=6&water=108 (date accessed: 25.01.2020)

10. Zhukov P. V., Lebedeva M. Yu. Leningrad region - territory of ecological tourism / / Service in Russia and abroad. - Vol. 11. No. 4. - Saint Petersburg: Pushkin state University, 2017. - p. 57-69.

11. Zelevich E. P., Zudkov P. I. "Father of radio" Alexander Stepanovich Popov (To the 150th anniversary of the inventor of radio) / / T-Comm-Telecommunications and Transport. - special Issue. - Moscow: Media publisher, 2009. - pp. 4-8.

12. From Petersburg to Vyborg will launch a "Tourist car": The Village [Electronic resource] // Mode of access: https://www.the-

village.ru/village/weekend/wknd-news/318567-turvagon-vyborg (Date accessed: 29.01.2020)

13. As in Bogota. Dutch experts for the money of the European Union told how to put a citizen of St. Petersburg on a Bicycle and send it to Finland: Fontanka.ru [Electronic resource] // Access mode: https://www.fontanka.ru/2019/10/30/051/ (accessed: 28.01.2020)

14. Makeev I. V. Water passenger transport of St. Petersburg in search of growth points // Society. Wednesday. Development. - 2018, no. 1-pp. 152-157.

15. Maksimovich M. Ya. Guide to Vyborg / St. Petersburg: Center for the preservation of cultural heritage, 2014. - pp. 46-47.

16. Neuvonen P., Peyukhya T., Mustonen T. Vyborg. Architectural guide / Per. L. Kudryavtseva. -2nd ed. - Vyborg: SN, 2008. - 160 p.

17. Nikolaeva A. N. Museum reconstruction as a form of representation of regional features of the "Northern modern" / / autoref. dis. ... kand. kultor - - SPb.: Spbgik, 2016. - 264 p.

18. About the long-term target program "Development of the sphere of tourism and recreation of the Leningrad region for 2010-2015" (with changes on November 11, 2011) [Electronic resource] // Mode of access: http://docs.cntd.ru/document/891832916 (date accessed: 22.01.2020)

19. Opolovnikov, A.V. open-air Museum as a form of preserving folk art / / Architecture of the USSR. - № 12. - Moscow: stroizdat, 1965. - pp. 22-27.

20. Publication of the legal act "on approval of The agreement on cooperation between the Committee of the Leningrad region for tourism and the Committee for tourism development of Saint Petersburg" [Electronic resource] // Access mode: http://travel.lenobl.ru/dokumenty/docs_category_3/ (accessed: 22.01.2020)

21. Primorsk: The index of the quality of the urban environment [Electronic resource] // Access mode: https://xn—dtbcccdtsypabxk.xn--p1ai/#/cities/540 (accessed: 22.01.2020)

22. Development of the concept of preserving the historical part of Vyborg [Electronic resource] // Mode of access: https://www.mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2014/16_12_2014_3.pdf (date accessed: 21.01.2020)

23. Schedule of buses from Vyborg Vysotsk [Electronic resource] // Mode of access: https://rasp.yandex.ru/bus/vyborg--vysotsk-saint-petersburg-and-leningradskaya-oblast (date accessed: 29.01.2020)

24. Reconstruction of the Monrepos Park in Vyborg should be completed by mid-2019 [Electronic resource] // Access mode:

http: //parkmonrepos. org/content/rekonstrukciya-parka-monrepo-v-vyborge-dolzhna-zavershitsya-k-seredine-2019-goda (accessed: 21.01.2020)

25. Medieval Vyborg: Live lessons [Electronic resource] // Mode of access: http://uroki-

lenobl.ru/index.php?route=product/product&path=59_64&product_id=99 (date accessed: 21.01.2020)

26. The medieval town of Svargas [Electronic resource] // Mode of access: http://www.swargas.ru (date accessed: 21.01.2020)

27. Tikhonov V. V. Methodological recommendations for the formation and development of ethnographic museums / Irkutsk: Reprocenter, 2013. - 80 p.

28. The number of tourists in the Leningrad region for five years increased by 2.5 times: the portal "Turprom" [Electronic resource] // Access mode: https://www.tourprom.ru/news/38983 (accessed: 21.01.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Chuprikova A. A. international Bank for reconstruction and development and Russia: media-economic picture of cooperation // Questions of theory and practice of journalism, Vol. 4, no. 2, Irkutsk: Bsueip, 2015, pp. 207-213.

30. / EuroVelo 10. Baltic Sea Cycle Route [Electronic resource] // Access mode: https://en.eurovelo.com/ev10 (accessed: 28.01.2020)

31. EuroVelo 13. Iron Curtain Trail [Electronic resource] // Access mode: https://en.eurovelo.com/ev13 (accessed: 28.01.2020)

32. Svargas - The Historical and Cultural Centre of the Viking Yard [Electronic resource] // Mode of access: https://exarc.net/members/venues/svargas-ru (date accessed: 21.01.2020)

33. Vyborg historical Center: Worlds Monuments Fund [Electronic resource] // Mode of access: https://www.wmf.org/project/vyborg-historic-center (date accessed: 21.01.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.