Научная статья на тему 'Выборг советский: из истории становления и развития города в 1940-е годы'

Выборг советский: из истории становления и развития города в 1940-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3192
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЕЛЬСКИЙ ПЕРЕШЕЕК / ВЫБОРГ / СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД / СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКАЯ ВОЙНА / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ЗАСЕЛЕНИЕ / ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА / ОСВОЕНИЕ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД / ПРИСОЕДИНЕННЫЕ ЗЕМЛИ / КАРЕЛО-ФИНСКАЯ ССР / ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Большакова Галина Ивановна

Анализируются результаты обследования послевоенного Выборга. Показываются состояние, заселение, освоение советского города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Большакова Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soviet Vyborg: from the history of the town formation and development in 1940s

This article is devoted to the Soviet stage of development of the former Finnish economical and cultural center Vyborg. This town changed its state belonging twice during the Soviet-Finnish War and the Great Patriotic War. And finally, Vyborg was separated from the USSR in 1944. In this article the results of research on the post-war Vyborg are analysed. Here the town state is shown after the battle. At that time Soviet Vyborg was populated and developed in the new social and political conditions.

Текст научной работы на тему «Выборг советский: из истории становления и развития города в 1940-е годы»

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ 2009. Вып. 2

УДК 94(47)

Г.И. Большакова

ВЫБОРГ СОВЕТСКИЙ: ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА В 1940-е ГОДЫ

Анализируются результаты обследования послевоенного Выборга. Показываются состояние, заселение, освоение советского города.

Ключевые слова: Карельский перешеек, Выборг, советский период, советско-финляндская война, Великая Отечественная война, заселение, переселенческая политика Советского государства, освоение, восстановительный период, присоединенные земли, Карело-Финская ССР, Ленинградская область.

История Выборга начинается с XI в. и делится на следующие этапы: до-шведский - до 1293 г.; шведский - с 1293 г. по 1710 г.; российский -с 1710 г.(1721 г.) по 1917 г.; Выборг в составе автономного Великого княжества Финляндского с 1811 г. по 1917 г.; Выборг в составе буржуазной Финляндии с 1918 г. по 1940 г.; с 13 марта 1940 г. по 29 августа 1941 г. - Выборг советский город; с 29 августа 1941 г. по 20 июня 1944 г. - город вновь финский; с 20 июня 1944 г. по декабрь 1991 г. - Выборг в составе СССР; с декабря 1991 г. - Выборг в составе Российской Федерации.

О Выборге как о городе с многочисленными историко-культурными памятниками, природными достопримечательностями имеется многочисленная литература, освещающая разные периоды его истории и развития1. Чаще всего историки, археологи, краеведы в своих работах отдавали и отдают предпочтение раннему и позднему средневековью, шведскому и финскому периодам развития города2. Советская эпоха в истории Выборга, за редким исключением3, оставалась без внимания исследователей и изучена недостаточно. Это имеет свое объяснение, связанное с советским прошлым и его идеологией.

Хронологические рамки данного исследования охватывают короткий период времени: от вхождения Выборга в марте 1940 г., в результате советско-финляндской войны, в состав СССР - до конца августа 1941 г., когда город на несколько лет вновь оказался в составе Финляндии. Целью данной статьи является обобщение архивного материала и других немногочисленных источников по проблеме становления и развития советского Выборга в послевоенный восстановительный период. Основной массив архивных документов автором вводится в научный оборот впервые.

В 1939 г. с началом Второй мировой войны из-за нестабильных отношений возникла реальная угроза важным стратегическим объектам Северозападного региона и, в первую очередь, Ленинграду. Советский Союз в очередной раз потребовал от Финляндии переноса государственной границы в глубь Карельского перешейка и передачу ему ряда островов в Финском заливе, объясняя это требование необходимостью обезопасить подступы к городу

Ленина. Финляндия в очередной раз ответила отказом. К ноябрю 1939 г. правительства обеих стран морально были готовы к началу войны, которая и разразилась 30 ноября 1939 г. Советско-финляндская война была короткой, но кровопролитной. В России она известна как «Финская», на западе ее называют «Зимней», а по образному выражению поэта А. Твардовского, она стала «незнаменитой»4. Локальная война продолжалась всего 105 дней, но ее результаты и последствия изменили геополитическую ситуацию на Карельском перешейке, повлияли на дальнейшие отношения между СССР и Финляндией, а также на весь ход новейшей истории в регионе. Эту войну большой ценой выиграл Советский Союз и, естественно, проиграла маленькая Финляндия.

В соответствии с мирным договором, подписанным 12 марта 1940 г.5, Финляндия отодвинула свою границу в глубь Карельского перешейка на более, чем сто километров. Освобожденная территория (г. Выборг и Выборгский залив с островами; западное и северное побережье Ладожского озера с городами Кексгольм, Сортавала, Суоярви, ряд островов в Финском заливе; территория восточнее Меркъярви с городом Куолаярви; часть полуостровов Рыбачьего и Среднего) была передана Советскому Союзу. Согласно протоколу к мирному договору, финское население должно было покинуть завоеванные Красной армией территории и эвакуироваться в глубь Финляндии6.

Военные действия советско-финляндской войны и, особенно, бои за Выборг повлекли за собой серьезные разрушения как отдельных районов Карельского перешейка, так и Выборга. Правда, исследователи расходятся в оценках степени пригодности присоединенных земель для обустройства нового населения7. Одни исследователи утверждают, что финны, уходя, оставляли после себя буквально руины (разбивали стекла в домах, портили оставляемое имущество, канализацию, водопровод...), другие заявляют, что присоединенные территории были в целом пригодны для проживания. Анализ архивных документов позволил автору выработать свою точку зрения на данную проблему. После окончания военных действий на Карельском перешейке оставались уголки «нетронутой» Финляндии: неповрежденные дома и строения, сады, уцелевшие хуторские хозяйства, скот в загонах, даже цветы на клумбах и др. Но в целом территория Карельского перешейка серьезно пострадала, особенно там, где проходила линия Маннергейма, где велись активные боевые действия8. В Выборге тоже были уничтожены или повреждены историко-культурные памятники и материальные ценности. Это признают и сами финны9. Отступление финской армии и эвакуация гражданского населения усугубляли ситуацию.

После окончания боев новые хозяева начали работу по наведению порядка с оценки объема восстановительных работ. Серьезное внимание было уделено городу Виипури (так до 1944 г. чаще называли Выборг. - Г.Б.), рекогносцировочное обследование которого стало первой подготовительной стадией общего комплекса проектно-планировочных работ по восстановлению и жизнеобеспечению присоединенной территории.

По просьбе и предложению Временного управления (гражданская власть, существовавшая в Выборге до официальных выборов в Советы депу-

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ 2009. Вып. 2

татов трудящихся в декабре 1940 г. - Г.Б.) в Выборг была приглашена выездная бригада специалистов ленинградских трестов «Гипрогор» и «Горгео-съемка», предпринявших попытку оценить результаты войны, зафиксировать картину разрушений в послевоенном Виипури. Возглавил рекогносцировочное обследование города ленинградский архитектор Н.А. Солофненко. К выполнению инженерных разделов был привлечен инженер В.Н. Ахутин. Натурное обследование на месте поручили выездной бригаде «Гипрогора», которая подготовила результаты обследования уже в сентябре 1940 г.10

Рекогносцировочное обследование города и прилегающей к нему территории было проведено по конкретно разработанной программе, в которую входило восемь основных разделов:

1) общая экономическая характеристика;

2) естественные условия территории;

3) современная планировочная ситуация;

4) водоснабжение и канализация;

5) энергоснабжение;

6) внешний транспорт;

7) программа работ и смета расходов по планировке городской территории и изысканиям, связанным с планировкой;

8) перечень географических материалов.

Цели рекогносцировочного обследования были следующие:

1) общее ознакомление с городом как объектом планировки;

2) изучение имеющихся проектных и изыскательских материалов;

3) определение общих тенденций развития города;

4) составление программы предстоящих работ по съемке, изысканиям и планировке города, а также плана выполнения и сметы расходов по всему комплексу изыскательских и проектно-планировочных работ.

К программе обследования прилагались географические материалы. Наглядные приложения конкретно показывали состояние города и территории в динамике: светокопии опорных планов шведского и финского Выборга 1640, 1703, 1738, 1800 гг., светокопия картограммы «Домовой фонд» с указанием степени (частичной, значительной и полной) разрушения домов, гидрографическая карта района, тяготеющего к Выборгу, схема железнодорожного узла, фотоальбом с 42 фотографиями (фото архитектора Н.А. Со-лофненко) и др. 11

В соответствии с поставленными целями рекогносцировочного обследования комиссией были выполнены следующие работы:

1) натурное обследование города;

2) изучение архитектурного облика города с фотосъемкой;

3) выяснение перспектив социально-экономического развития города;

4) характеристика естественных условий территории;

5) ознакомление с техническим оборудованием города: системой водоснабжения, канализации, энергосистемой;

6) характеристика организации внешнего транспорта: портового хозяйства, железнодорожного транспорта;

7) обследование домового фонда города;

8) подбор и изучение геодезических материалов, планов города и других, исходных для проектных работ данных.

Для определения дальнейшего профиля деятельности советского Выборга приглашенные специалисты дали общую экономическую характеристику довоенного (до 1939г.) развития финского Виипури.

В отчете по рекогносцировочному обследованию отмечалось, что основным фактором развития Виипури являлась финансовая деятельность и экспортно-импортные портовые операции. Такие обстоятельства, как удобное местоположение города, наличие двух морских портов - в Виипури и Трон-гзунде (современный Высоцк. - Г.Б.), хорошо развитая железнодорожная сеть (к городу шли пять железнодорожных направлений), примыкание Сай-менского канала и организация на его базе речного порта, выдвигали город на одно из первых мест в Финляндии по размеру транспортных, главным образом, портовых операций.

В 1936 г. экспорт через Виипури составлял 1510 тыс. тонн, то есть 19,5% экспорта Финляндии. Важнейшие экспортные товары Виипури - лесоматериалы, фанера, картон, бумага. Импорт Виипури 1936 г. составлял 530 тыс. тонн (удельный вес в Финляндии 14,8%). Основными импортными товарами были зерно, хлебопродукты, каменный уголь, кокс, колониальные товары. По объему товарооборота порт Виипури являлся третьим по импорту и вторым экспортным портом Финляндии. В 1930-е гг. порты Выборга были открыты примерно 9-10 месяцев в году. Грузооборот железнодорожного узла в 1936 г. был представлен следующим соотношением: отправление - 143 тыс. тонн, прибытие - 250 тыс. тонн.

Виипури был транспортным центром, однако более важную роль играли торговые и финансовые организации.

В Виипури довоенной поры работало до 30 крупных оптовых торговых организаций и 10 банков. Промышленных предприятий в городе насчитывались единицы, поэтому отмечалась незначительность экономического профиля, хотя прилегающая к нему территория, район Вуокси, считалась в 30-х гг. центром промышленности Финляндии. Не имея самостоятельного значения, промышленность Виипури строилась в подчинении двум основным направлениям:

1) развитие экспортно-импортных операций. Большую роль в этом играла деятельность лесопильного завода по обработке леса на экспорт и крупного мельничного комбината с элеватором для хранения и переработки зерна, импортируемого в Финляндию через Виипурский порт;

2) удовлетворение потребительских нужд горожан и тяготеющих к городу густонаселенных пригородных территорий. Для Виипури было характерным наличие большого количества мелких предприятий пищевкусовой и легкой промышленности (пивоваренный завод, табачная фабрика, мыловаренный завод, кондитерская фабрика и др.), на которых работало 6330 человек (в среднем - 34-41 работник на одном предприятии, исключая мелкие кустарные предприятия12).

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ 2009. Вып. 2

Виипурский округ был самым многочисленным (655 тыс. жителей). К городу были присоединены многочисленные пригороды. Территория Выборга увеличилась более чем в 20 раз: в 1920 г. - она составляла 420 га, а в 1938 г. -уже 9670 га. В связи с этим население Выборга выросло до 72 178 человек13.

Проведенное обследование экономики финского Выборга показало, что развитие европейского города резко отличается от хода развития советских городов. Выборгу не были свойственны обычные для советских поселений пути развития на базе реконструируемых и новостроящихся промышленных предприятий и сосредоточения в индустриализирующихся поселениях административных, хозяйственных и культурных организаций. Город развивался (по сравнению с советскими городами) замедленными темпами, в основном за счёт роста экспортно-импортных операций и связанных с ними торговых и финансовых организаций.

Натурное обследование послевоенного Выборга позволило дать характеристику плана города по состоянию на 1940 г.

Выборг занимал важное и выгодное стратегическое положение, располагаясь на Выборгском полуострове и островах Крепостном, Сорвали, Твер-дыш. В город органически вписана акватория Выборгского залива Балтийского моря, определяющая не только его культурно-эстетическое своеобразие, но и большие социально-экономические возможности. Рассматривая состояние города на момент войны, комиссия отмечала, что Выборг сильно пострадал от военных действий 1939-1940 гг. Но первые советские жители города - переселенцы из разных регионов бывшего СССР, уже в 1940 г. приступили к его восстановлению. Первыми подлежали восстановлению 16 промышленных предприятий: рубероидный, мыловаренный, маргариновый, гвоздильно-метизный, пивоваренный, лесопильный заводы, табачная, кондитерская, галетная, бисквитная, тарная фабрики, мясокомбинат, мелькомбинат № 1, № 2, типографии № 1, № 214.

На основании анализа ситуации комиссия отметила основные направления развития города как наиболее выполнимые и перспективные:

1) возможность и рациональность значительного промышленного развития города в условиях близости к новой государственной границе;

2) перспективы превращения Выборга и ближайшей территории в пункт важного оборонительного значения и в связи с этим возможность ограничения свободного роста города;

3) использование экономической значимости Сайменского канала при современном положении (устьевая часть в пределах СССР, верховье - Финляндии) и возможные изменения в работе канала как транспортного пути, обслуживающего крупный экономический район;

4) общая значимость развития Выборга как одного из крупнейших городских поселений Карело-Финской ССР и возможности его роста как промышленного и культурного центра республики;

5) возможность использования ряда обстоятельств, способствующих развитию Выборга как «спутника» Ленинграда (близость к Ленинграду, удобные портовые устройства, наличие ценного домового фонда и др.). Воз-

можность разгрузки Ленинградского порта; целесообразность организации в Выборге культурных учреждений и специальных школ, связанных частично с Ленинградом; рациональность развития в Выборге некоторых промышленных предприятий для разгрузки Ленинграда и т.д.

Однако в 1940 г. подобные задачи можно было только ставить, но не решать с той необходимой степенью конкретности, которая позволила бы дать развернутый план хозяйственного развития Выборга на значительный промежуток времени (10-15 лет), охватываемый проектом планировки города.

Комиссией предлагался и расчет проектной численности городского населения.

1. Рабочая сила промышленных предприятий 1940 г. должна была насчитывать 12 тыс. человек; в 1941 г. - еще 8 тыс.

2. Рабочая сила, связанная с работой железной дороги - 3,5 тыс. человек.

3. Рабочая сила, связанная с работой морского и речного портов (по аналогии с крупными портами СССР) - 2,5 тыс. человек.

4. Учащиеся и персонал учебных заведений - 2 тыс. человек.

5. Градообразующие кадры должны были составить 20 тыс. человек.

6. Предполагаемая общая численность населения Выборга (со строителями) должна была составить 67 тыс. человек.

Эти расчеты были доведены до сведения Переселенческого отдела, который был организован при Временном управлении городом в июне 1940 г. Переселенческий отдел осуществлял плановую переселенческую политику рабочей силы, придерживаясь основных направлений государственной переселенческой политики15.

Одной из важнейших проблем в обеспечении жизнедеятельности и конкретной работы по восстановлению Выборга была задача по определению городской черты. Эту проблему комиссия по натурному обследованию города рассмотрела с учетом состояния городской черты финского Выборга. Материалы архива указывают на то, что граница города постоянно менялась. Так, например, в Выборге в 1938 г. было произведено выпрямление границ города: исключено из городской черты 190 га (местечко Суур-Мериоки) и прирезано 120 га (подступы к озеру Метло-Ярви). Таким образом, вся городская черта Выборга к 1938 г. составляла 9660 га, не считая водных пространств - около 3000 га.16

Граница советского Выборга была утверждена Постановлением Президиума Верховного Совета Карело-Финской ССР (протокол № 2 от 27 августа 1940 г.). В нее вошли: территория Выборга, включенная в городскую черту по приближенному промеру и составляющая 12400 га (в том числе водные просторы занимали площадь в 3100 га), а также территория Тронгзунда (современного города Высоцка), составляющая 4300 га суши и 2800 га водных пространств17.

Таким образом, установленная городская черта советского Выборга 1940 г. составляла 16700 га, в том числе водные пространства занимали 5900 га18. Однако ситуация была такова, что в дальнейшем были вполне реальны всякого рода поправки. Установка точных границ на момент рекогносциро-

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ 2009. Вып. 2

вочного обследования была крайне сложной и затруднительной в силу того, что, во-первых, городское хозяйство города еще не было освоено полностью и не был определен экономический профиль Выборга, его проектное население, основные данные для характеристики будущего развития города. Во-вторых, характер и направление развития хозяйства города в значительной мере обусловливались внешнеполитической обстановкой, что предопределяло, в первую очередь, масштабы операции северного порта (базирующегося на Сайменской водной системе); южного порта (работающего в основном на экспорт) и внешнего морского порта Тронгзунда (специализирующегося на лесном экспорте и занятого Краснознаменным Балтийским Флотом /КБФ/).

Была также подготовлена инженерно-геологическая характеристика условий Выборга для обоснования генеральной схемы планировки города и для выявления состава и объема инженерно-строительных мероприятий.

Бои за Выборг в марте 1940 г. нанесли значительный ущерб, прежде всего, домовому фонду города. Картина разрушений и повреждений в жилищном хозяйстве города была представлена в результате натурного обследования.

Поскольку вся документация по городскому коммунальному хозяйству, в том числе и по учету домового фонда, была эвакуирована в Финляндию, натурное обследование Выборга было осложнено отсутствием инженерных материалов по инвентаризации домового фонда, статистических данных, относящихся к характеристике жилищного хозяйства финского Выборга. Поэтому Комиссией по натурному обследованию Выборга была проведена огромная работа по учету разрушенных и оставшихся городских строений. В западной части города было зафиксировано 850 малоквартирных деревянных строений среднего качества; в северной - 450 каменных и деревянных строений; в восточной - 2650 деревянных двухэтажных строений; в центральной - 650. Всего в городе насчитывалось 4600 здания разной степени сохранности19.

На основании проведенной работы была подготовлена Картограмма «Домовой фонд», дающая наглядную картину технического состояния жилищного фонда. Картограмма содержит план города и его районов, со схематично изображенным ущербом, нанесенным войной, что позволяет установить степень разрушения отдельных районов Выборга. Так, были частично разрушены районы старого города, район Папулы, в частности правая сторона от Папуланкату (ныне ул. Кривоносова), здание городской тюрьмы; в этом же районе был сильно поврежден парк Папуланпуйста (любимое место отдыха финского городского населения. - Г.Б.) и поселок Карьяла; значительно разрушен был вокзал и привокзальный район, район Калевы (ныне бульвар Кутузова), район Реполы (ныне ул.Вокзальная, ул. Куйбышева); был полностью разрушен жилой массив южной части Выборга - Таликкала, Лепола, Ристимяки - места непосредственного наступления Красной армии. При почти тотальном разрушении в городе оставались и невредимые места - это Выборгская крепость, бойня мясокомбината, гинекологическая больница на Пяттеримяки (ныне Батарейная гора), районы Сауналахти и Пикирукки (Северный и Выборгский поселки).

Разрушения и повреждения в жилищном хозяйстве Выборга указаны в приведенной ниже таблице (данные на 25 июня 1940 г.)20.

Строения Количество строений Полезная площадь, м2 (тыс.)

каменные деревянные

Жилые строения 247 892 407,3

Складские 24 36 49,6

Фабрично-заводские 10 4 24,2

Общественные 41 8 49,2

Прочие 12 19 28,4

Всего 334 959 558,7

Работы по восстановлению домового фонда города начались уже в 1940 г. На восстановление жилого фонда было выделено 9 606 тыс. рублей, общая программа строительных работ составила по городу около 15 млн. рублей 21. Постановлением СНК и ЦК КП (б) КФ ССР на дальнейшие восстановительные мероприятия Выборг получал дополнительно 17,3 млн.рублей 22. Для осуществления строительных работ в Выборге были созданы специальные строительные организации «Выборгстрой», «Ремстройконтора», «Г оркоммунотдел».

После рекогносцировочного обследования домового фонда началась работа по оценке состояния всего коммунального хозяйства. С августа 1940 г. в городе начались работы по электрическому снабжению (восстановлению уличного освещения и трамвайных линий, обеспечению общественных зданий и жилых домов электроэнергией), ремонт канализации, водопровода, водонапорных станций, бань и др.

Так, например, в отчете по рекогносцировочному обследованию отмечалось, что в финском Выборге имелась собственная тепловая электрическая станция, построенная после 1918 г. Она располагалась в центре города, работала на привозном высококачественном каменном угле, который поставлялся из-за границы водным путем. Во время боев за Выборг станция была разрушена, и город потерял собственный энергоресурс. Хотя энергоснабжение Выборга и было подключено к высоковольтной энергосети, идущей от гидроэлектростанции «Раухиала» на реке Вуоксе, план по восстановлению города предусматривал и восстановление собственной электростанции. В задачу комиссии входило составление «Ориентировочной схемы электроснабжения Карельского перешейка»23 как конечного результата работы по рекогносцировке. Такая схема была жизненно необходима при дальнейшем освоении советского Выборга и Карельского перешейка и использовании имеющихся возможностей в снабжении региона электричеством. При ее составлении в большом объеме использовались материалы различных ленинградских учреждений: Гидробума, Бумпроекта, Главного управления бумажной промышленности Карельского перешейка, Теплоэлектропроекта, Ленэнерго24.

Комиссия по натурному обследованию послевоенного Выборга не оставила без внимания ни одного сектора городского хозяйства. Было исследовано состояние речного и морского портов, железнодорожного транспорта25,

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ 2009. Вып. 2

объектов социального назначения: кинотеатров, Драматического театра, городской библиотеки, гостиниц, музеев, радио (первоначально возможности трансляции радиопередач были очень ограничены - всего лишь два часа в день, по выходным дням - до 13 часов)26, школ.

Таким образом, комплексный анализ состояния Выборга послевоенного периода дал позитивное основание предполагать, что присоединенные в результате советско-финляндской войны «новые земли» имели большие возможности дальнейшего хозяйственного использования. Отмеченные факты подтверждали необходимость планового осуществления государственной политики на 1940-1941гг. по обеспечению присоединенной территории рабочей силой для хозяйственного и культурного освоения и дальнейшего развития Выборга как спутника Ленинграда и крупнейшего центра КарелоФинской ССР, в котором планировалось развернуть мощное строительство, создать промышленные предприятия и др. Также специалистами бригады по натурному обследованию27 отмечалось, что для дальнейшего использования имеющегося и формирующегося культурно-исторического потенциала при восстановлении и реконструкции Выборга нужно тщательно оберегать все ценное, характерное и индивидуальное, присущее городу.

Административно-территориальные преобразования, начатые сразу после прекращения военных действий, продолжались в течение всего 1940 г. Так, например, после подписания специальной комиссией 29 апреля 1940 г. протокола описания государственной границы между СССР и Финляндией, согласно статье 2 мирного договора от 12 марта 1940 г., и установления ее на законном основании было принято решение о переносе действующей таможни. Приказом наркома внешней торговли СССР от 3 августа 1940 г. «О перенесении Тираспольской, Снятьской, Залещинской и Белоостровской таможен в Унгени, Аденкате, Рени и Выборге» бывшая Белоостровская таможня была переведена со всем наличным штатом в Выборг, ближе к государственной границе, и переименована в Выборгскую таможню28. Карельский перешеек подвергся территориальному переустройству: Выборг и образованный в августе 1940 г. Выборгский район29 с Кексгольмским и Яскинским районами вошли в состав Карело-Финской ССР, образованной в марте 1940 г. По решению СНК КФССР Выборг должен был стать крупным промышленным, транспортным и культурным центром республики. Поэтому на возрождение города из руин не жалели средств и рабочей силы. Более того, первые переселенцы с энтузиазмом и безвозмездно (по два часа после основной работы. -Г.Б.) трудились на расчистке городских улиц, разбирали разрушенные здания, вывозили мусор, ремонтировали мосты и др.

Мощное переселенческое движение на Карельский перешеек осуществлялось по большей мере через Выборг. На советских людей город производил сильное эмоциональное воздействие. Так, бывший в 1940 г. лейтенантом-пограничником М.И. Тимошенко вспоминал: «Это суровый край. Валуны, гранитные скалы, мелкий еловый лес, озера, покинутые хутора<...>. В центральной части Выборга разрушенных домов мало, в сохранившихся некоторых магазинах и на складах много разного товара. Город с его многочисленными магазинами, домами, театром и кино с вывесками на иностранном язы-

ке, площадями, парком отдыха, мостами через залив, могучей крепостью, башнями, улицами, вымощенными крупным шлифованным брусками - все производило сильное впечатление своей красотой и какой-то мощью»30.

28 мая 1940 г. ЦК ВКП (б) и СНК СССР, а 4 июня и СНК КФССР приняли специальное постановление о восстановлении промышленности, коммунального хозяйства, культурных и лечебных учреждений Выборга31. Так, из 23 предприятий за 1940 г. и неполный 1941 г. было восстановлено 19, из них 9 досрочно. Невосстановленными остались лесопильный, ацетиленокислородный заводы, катушечная и мебельная фабрики. Организовано

13 промысловых артелей. На восстановление предприятий было выделено 11 159 тыс. рублей, освоено 11 098 тыс. Восстановленная промышленность Выборга дала продукции на 10,5 млн. рублей32.

Советские переселенцы, приезжающие на постоянное место жительства в Выборг, делали все, чтобы поскорее сделать город своим, советским, уничтожали и разрушали все, по их мнениию, чуждое, буржуазное. Именно в это время в Выборге погибло много средневековых памятников архитектуры, культовых сооружений, деревянных строений, ценных книг и др. Их разбирали и растаскивали, кто и как мог: дерево шло на отопление жилых помещений, кирпич на ремонт зданий, не учтенные ценности расторопные военные или чиновники также прибирали к рукам, вывозили из Выборга грузовиками33. Новых поселенцев объединяло одно - город должен был стать частью Советского Союза, а значит, их второй родиной. Первые советские жители, возрождая городскую жизнь, устанавливали привычные им традиции и порядки. Поскольку среди переселенцев преобладали крестьяне, в городских квартирах держали домашних животных, а средневековые дворики превращали в загоны для скота и хранения корма для него. Город начал захламляться, в большом количестве стали появляться крысы, мыши, что создавало серьезную опасность эпидемий. Старожилы Выборга вспоминали жуткие картины, когда в утренние часы белых ночей стаи крыс шли к заливу на водопой.

Серьезной проблемой Выборга 1940 г. было состояние городского транспорта и дорожной инфраструктуры. Учитывая плохое состояние дорог и улиц, в декабре 1940 г. было принято дополнение к постановлению Временного управления Выборга «О правилах уличного движения». В протоколе от 26.12.1940 г. говорилось: «Запретить игры и катание на лыжах, коньках, санках по улицам Карельской, Крепостной, Торкели, Папула до моста через залив, улицам Ребольской, Ваазы, Похьяла, на Перешейке, шоссе, ведущем в район Сорвали и Тианхару от Крепостного моста». Нарушителям грозил штраф от 5 до 100 рублей 34

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В финском Выборге с 1912 г. функционировал трамвай. Во время боев за город трамвайный парк сильно пострадал. С ростом численности населения советского города требовалось быстрое восстановление городского транспорта, поэтому к восстановлению трамвайного движения приступили с мая 1940 г. Большую помощь в этом оказали соответствующие службы Ленинграда. Уже в августе был дан первый ток на линии, а с 22 августа 1940 г. по улицам города стали курсировать первые трамваи. Однако трассировка трамвайных путей предусматривала связь лишь отдельных частей центра.

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ 2009. Вып. 2

Окраины и промышленные районы не были обеспечены трамвайным сооб-

щением35.

В Выборг из Ленинграда можно было добраться одним поездом, поэтому в мае 1940 г. к действующему железнодорожному сообщению Виипури-Ленинград добавили еще один пассажирский поезд36, а также было запланировано открытие автобусной линии37.

Количество жителей в городе росло, ежедневно прибывали новые партии переселенцев. Временное управление и НКВД получали десятки и сотни писем граждан с просьбой разъяснить правила переезда и предоставления им работы на новом месте38. Органы внутренних дел и безопасности тщательно контролировали кампанию по заселению приграничной трофейной земли, уделяя особое внимание контролю за настроениями переселенцев.

Большое значение для жизнеобеспечения Выборга имело восстановление систем городского хозяйства: водо-, газо-, электроснабжения. Одновременно нужно было форсировать работы по восстановлению жилищного фонда, асфальтировать тротуары, огораживать парки и пр.

Растущее население Выборга и восстанавливаемые промышленные предприятия требовали воды. Первую насосную станцию восстановили в мае

1940 г. К 25 августа уже была пущена в эксплуатацию вторая станция. Это было большим достижением, так как население снабжалось водой с помощью водоразвозочных бочек, к которым выстраивались внушительные очереди, а предприятия - временных установок. К августу 1940 г. в городе установили водонапорные колонки, что в основном решило проблему с водообеспечени-ем. На 1 декабря было восстановлено 75 км водонапорной сети. Обеспечение жителей водой было доведено до 80-100 л на человека. В середине марта, «на

14 дней раньше срока», была сдана в эксплуатацию третья городская водона-

39

сосная станция .

В октябре 1940 г. был запущен в эксплуатацию газовый завод, сильно пострадавший во время советско-финляндской войны. Завод располагался почти в центре города и выдавал в среднем по 9740 м3. Крупными потребителями газа в 1940 г. являлись хлебокомбинат (50 м3/ч), кондитерская фабрика (20 м3/ч) и другие промышленные объекты. Кроме того, газ стали подавать в 24 жилых дома.

На 1 сентября 1940 г. в городе были предприняты меры по снабжению электричеством не только улиц, но и городских квартир. Было проведено 96,3 км воздушных сетей, насчитывалось 635 точек уличного освещения. С наступлением зимы 1941 г. в городе уже имелось 1030 таких точек, электричество подавалось в 2849 квартир, на 42 предприятия и в общественные организации.

Восстановление инфраструктуры, жизненно важных объектов города улучшило бытовые условия жизни горожан, создавало условия для дальнейшего благоустройства Выборга. 14 мая 1940 г. в числе первых управленческих структур города было создано Управление благоустройства. Управление занималось всем: от расчистки города от грязи и остатков разрушенных зданий до озеленения улиц, скверов и парков. В первую очередь боролись за чистоту. В газете «Виипурский большевик» освещались многочисленные факты ненадлежащего использования горожанами жилищного фонда, прояв-

ления бескультурья со стороны отдельных граждан, превративших свои квартиры в «рассадники» болезней40. Для борьбы с антисанитарией и предотвращения эпидемий организовывали специальные санитарные бригады, которые делали обходы квартир, домов, дворов, призывали жителей к ответственности и порядку. Итоги рейдов освещались в специальных «боевых листках». Не оставалось в стороне от этих проблем и выборгское радио, которое только начинало свою работу, выходя в эфир всего по 3-4 часа в день41.

Освоение культурного пространства города, тем не менее, проходило медленно. Острая нужда ощущалась в рабочих кадрах и строительных материалах.

Социально-культурная сфера требовала внимания и серьезных дополнительных ассигнований. Но как всегда ее финансирование осуществлялось по остаточному принципу. Так, главный архитектор города И. Красоткин писал о состоянии послевоенного Выборга: «Наши дворовые участки, лестницы, тротуары запущены. Во многих дворах образуются свалки мусора. Прекрасные городские бульвары и скверы запущены и разрушаются. Портятся зеленые насаждения и газоны, парковый инвентарь не охраняется. В центральном сквере можно наблюдать, как уничтожаются кусты, ценные деревья. К деревьям привязываются лошади. Улицы и площади города по вечерам погружаются во мрак по мере перегорания ламп. Никто за этим не следит. Мы должны превратить Виипури в культурный и благоустроенный город. ».42

Управлением благоустройства была разработана специальная программа по наведению порядка в городе, утверждена смета соответствующих расходов. Предполагалось выделить: на приобретение оборудования, хозяйственного инвентаря и автотранспорта - 125 тыс. руб.; ремонт дорог, мостовых, набережных - 10 тыс. руб.; восстановление оранжерейного и паркового хозяйства, общественных садов и парков - 10 тыс. руб.; очистку улиц, площадей, садов, приведение в порядок и постройку новых общественных туалетов - 248 тыс. руб.; приведение в порядок трех кладбищ и их консервацию -

20 тыс. руб.; внешнее оформление города - 20 тыс. руб. Для выполнения всего объема работ Управлению благоустройства было выделено 908 тыс. руб. К концу 1940 г. было потрачено 557 тыс. Управление приобрело 16 автомашин,

42 лошади, 3 конюшни и необходимый инвентарь43.

В порядке очистки и уборки города было повалено 3000 печных труб (остатки сгоревших домов). Снято 2000 вывесок на финском языке. Для внешнего оформления города были переведены на русский язык 454 наименования улиц. На улицах также были установлены указатели переходов и вы-

44

вешены ограничительные знаки .

К концу 1940 - началу 1941 г. работы по благоустройству в основном были закончены: приведены в порядок скверы, бульвары, восстановлен питомник и оранжерея. Выборг располагал богатым зеленым фондом: в пяти скверах города насчитывалось 1180 деревьев, 1916 кустарников, 587 погонных метров живой изгороди45. Помимо этого, в пределах городской черты имелись два прекрасных парка - Папула (Парк навсегда был утрачен в ходе боев 1944 г. - Г.Б.) и Монрепо.

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ 2009. Вып. 2

К началу учебного года в 1940 г. в городе было отремонтировано 7 школ, из них две - средние. Школы насчитывали 80 классов с охватом 2495 учащихся, а в 1941-1942 учебном году (до мая 1941 г.) в городе уже было 12 школ с охватом 5865 детей46. Однако работа по организации школ и дошкольных учреждений продолжалась. Так, например, в акте обследования средней школы пригорода Выборга поселке Тиенхара отмечалось, что школа располагается в двух зданиях. В деревянном здании занимаются два первых, второй и третий классы. В каменном здании - 6 классных комнат, предназначенных для старших классов47. В первое послевоенное время не хватало учителей, врачей, других специалистов48. Для подготовки специалистов, в которых нуждался город, в Выборге было открыто педагогическое училище, на первом курсе которого обучались 335 учащихся. Готовились к открытию индустриальный техникум, фельдшерско-акушерская школа, учительский институт. Большой проблемой населения послевоенного Выборга была поголовная неграмотность. Из прибывших в 1940 г. 1246 человек были неграмотны или малограмотны, 190 человек совсем не умели читать. Поэтому в городе проводилась работа по ликвидации неграмотности, но только силами некоторых предприятий, такими, например, как трест «Виипурстрой», «Электроток», мыловаренный и маргариновый заводы, которые нанимали платных учителей и обучали своих работников грамоте. Городской отдел образования этой работой не занимался49.

Государственная публичная библиотека - гордость города начала работу с 1 мая 1940 г. 17 мая жители Выборга впервые посетили кинотеатр «Скала» на 370 мест. 16 июня начал работу кинотеатр «Паллас» (550 мест), а 11 июля - «Кинолинна» (680 мест). Восстанавливался и готовился к открытию Выборгский государственный театр русской драмы. Частыми гостями выборжан в этот период были артисты из Ленинграда, Минска, Москвы50.

По решению СНК КФССР в Выборге началась работа по восстановлению исторического музея, сожженного финнами при отступлении. Научные сотрудники музея приступили к изучению истории Виипури и составлению научной картотеки. Жители способствовали формированию музейных фондов. Первыми экспонатами стали военные трофеи: ручной финский пулемет ЛС-26, финская винтовка, штыки, кинжалы и др. Газета «Виипурский большевик» так писала об участии горожан в формировании музейных коллекций: «Ученик одной из школ города Геня Каплан передал музею большую коллекцию русских и иностранных монет XVIII, XIX, XX вв. Старинная запальная пушка, обнаруженная во время уборки города, в мусорной свалке за городом была доставлена в музей и стала его ценным экспонатом»51.

Выборг советский оставался торговым городом. В городе работало много магазинов, киосков, ларьков. Уже к 15 сентября 1940 г. в Выборге было зарегистрировано 21 торговая организация во главе с «Выборгторгом». Работали 39 продуктовых магазинов, 7 хлебобулочных, универмаг, 3 гастронома, магазин готового платья, керосиновый магазин, два табачных магазина,

24 ларька и киоска, 14 столовых. В хлебобулочных магазинах можно было купить: хлеб формовый, хлеб заварной, булочку тулонскую, батон горчичный

ситный, батон нарезной, халу плетеную, булку французскую, различные бублики, выборгскую сдобу, булочку слоеную, сушки52.

Следует подчеркнуть, что в установлении нового общественного строя, воссоздании жизнедеятельности Выборга между двумя войнами в 1940-1941 гг. большое участие приняли воины Красной Армии.

22 июня 1941 г. мирная жизнь в Выборге прервалась. С нападением на Советский Союз фашистской Германии город Выборг стал жить по закону военного времени. Его главными мероприятиями стали мобилизация в Красную Армию лиц призывного возраста, формирование отрядов народного ополчения, которые поддерживали относительный порядок в то тревожное время, мобилизация для фронта автотракторной техники, конного поголовья, эвакуация населения, предприятий, учреждений в глубь страны, создание истребительных батальонов и другие мероприятия.

По Указу «О военном положении» Президиума Верховного Совета СССР и Приказу начальника Выборгского гарнизона генерал-майора Щербакова 23 июня 1941г. г. Выборг и район были объявлены на военном положении53. Это означало, что город начинает жить по законам военного времени: с 23.00 до 5.00 часов запрещалось движение гражданского населения и работа транспорта; театры, кино, рестораны ограничивалась работой до 22 ч 30 мин; вводилась светомаскировка и др. За нарушение Указа гражданское население привлекалось к строгой ответственности и суровым наказаниям как пособники врага.

26 июня 1941 г. Финляндия объявила СССР войну, которую финны назвали войной-продолжением. Финны попытались взять реванш за свое поражение в советско-финляндской войне и отвоевать Карельский перешеек. Вместе с новой войной советскому населению выпали новые испытания, связанные с поспешной эвакуацией гражданских лиц, материальных ценностей, промышленных предприятий, учреждений в безопасные районы Советского Союза.

Всего 15 месяцев мирной жизни и два месяца в условиях перехода от мира к войне прожил советский Выборг. За этот короткий срок в городе было восстановлено большинство промышленных предприятий, приведено в порядок городское хозяйство, ценой больших усилий благоустроены улицы, скверы и парки, восстановлено значительное количество жилых домов, водопровод и канализация, проведено электрическое освещение. По Выборгу курсировали трамваи и автобусы, функционировали школы, клубы, театр, кино, была налажена железнодорожная связь с Ленинградом, рождались дети -первое поколение советского города.

В результате начавшихся активных боевых действий в конце июля

1941 г. Карельский перешеек с Выборгом вновь на два года и десять месяцев оказался в руках финнов. Окончательно в состав СССР Выборг вошел в июне 1944 г., когда обессиленная и оставшаяся без поддержки Финляндия запросила мира, и боевые действия на Карельском перешейке были остановлены54.

ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ 2009. Вып. 2

ПРИМЕЧАНИЯ

1Кепп Е.Е. Архитектурные памятники Выборга Х111-ХХ. Путеводитель. Л., 1977; Он же. Выборг. Художественные достопримечательности. Краеведческое издание. Выборг, 1992; Страницы выборгской истории. Краеведческие записки. Выборг, 2000; Выборгские истории: сб. ист. статей. Выборг, 2003; Степаков В.Н., Балашов Е.А. В «новых районах». Из истории освоения Карельского перешейка 1940-1941. 19441950гг. СПб., 2001; Граница и люди. Воспоминания советских переселенцев Прила-дожской Карелии и Карельского перешейка. СПб., 2005;. Балашов Е.А. Карельский перешеек - земля неизведанная. Ч. 1. Юго-западный сектор: Кивеннапа - Террийоки [Первомайское-Зеленогорск]. СПб., 2007; Солофненко Н.А. Архитектура и застройка Выборга // Архитектура Ленинграда. 1941. № 2. С. 57-60 и др.

2 Кочкуркина С.И. Древняя корела. Л., 1982; Кочкуркина С.И., Спиридонов А.М., Джаксон Т.Н. Письменные известия о карелах. Петрозаводск, 1992; Сакса А.И. Средневековая корела. Формирование этнической и культурной общности (Карельская земля новгородских летописей) // Вуокса. Приозерский краеведческий альманах. Вып. 2. СПб., 2001. Т. 1; Шаскольский И.П. Где находилось селение «Старый Выборг» // Старый Выборг. 1991. № 2; Он же. Борьба Руси против шведской экспансии в Карелии. Конец XIII - начало Х1Ув. Петрозаводск, 1987.

3Степаков В.Н., Балашов Е.А. Указ. соч; Граница и люди...; Балашов Е.А. Указ. соч.

4 Советско-финская война 1939-1940 гг.: хрестоматия / ред.-сост. А.Е. Тарас. Минск, 1999.

5О заключении мирного договора между СССР и Финляндией // Ленинградская правда. 1940.13 марта.

6Клинге М. Очерк истории Финляндии. Хельсинки, 1996.

1 Степаков В.Н., Балашов Е.А.Указ. соч. С. 10; Граница и люди... С.12. 20; Молчанов А.К. На грани войны и мира. Карельский перешеек и Северное Приладожье в 1930-1948 гг. СПб., 2005. С. 9. 20; Смирнова Е.П. Заселение и освоение новых районов Карело-Финской ССР в 1940-е годы: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Петрозаводск, 2006.

8ЛОГАВ. Ф. р. 5, ОП. 1. Д.161. Л.1.3.; Молчанов А.К. Указ. соч.

9 Неувонен П., Пеюхья Т., Мустонен Т. Выборг. Архитектурный путеводитель. Выборг, 2006. С. 23.

10ЛОГАВ. Ф. Р. 440. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-3

11Там же. Л. 69.

12Там же. Л. 4.

13Там же. Л. 26.

14Там же. Л. 6.

15Там же. Ф. Р. 3. Оп. 1. Д. 7. Л.1.

16Там же. Ф. Р. 440. Оп. 1. Д. 2. Л. 26.

11Там же. Л. 26 (об.)

18Там же. Л. 20 (об.)

19Там же. Л. 22, 23

20Там же. Ф. Р. 440. Оп. 1. Д. 9. Л. 22 (об.).

21 Там же. Ф. . Л. 25 (об.).

22Там же. Ф. Р. 437. Оп. 1. Д. 2. Л. 23.

23Там же. Ф. 440. Оп. 1. Д. 2. Л. 32.

24 Там же. Л. 32.

25 Там же. Ф. Р. 440. Оп. 1. Д. 9. Л. 39, 40.

26Городские новости //Выборгский коммунист. 1941. 26 янв.

27 ЛОГАВ. Ф. Р. 440. Оп 1. Д. 9. Л. 5.

28 Там же. Ф.Р. 3433. Оп. 1. Д. 1. Л. 9.

29Административно-территориальное деление Ленинградской области: справочник. Л., 1990.

30 Тимошенко М.И. Воспоминания / Машинопись.Л., 1996.

31Иванов И.И. Итоги восстановительного периода Виипури // Виипурский большевик. 1941. 7 янв.

32Об итогах работы промышленности в 1940 г. и задачах 1941 г. Из доклада секретаря городского комитета партии т. Седова Г.И. // Виипурский большевик. 1941. 26 янв.

33 Ефремова И. Кто они - выборгские переселенцы? // Выборг. 2007. 25 мая.

34 ЛОГАВ. Ф. Р. 437. Оп. 1. Д. 1. Л. 11.

35Большакова Г.И. Встреча с выборгским трамваем. 1912-1957гг. СПб., б.г.

36 Новости из Виипури // Красная Карелия. 1940. 4 мая.

37 Автобусное движение в Виипури // Красная Карелия. 1940. 21 авг.

38 ЛОГАВ. Ф. Р. 3. Оп. 1. Д. 9. Л. 7, 34, 39, 50.

39 Вода - Выборгу // Виипурский большевик. 1941. 16 марта.

40Козловский Н. Общественный смотр жилищного фонда // Виипурский большевик. 1941. 22 мая.

41 Об итогах работы промышленности в 1940 г. и задачах 1941 г. Из доклада секрета-4р2я городского комитета партии т. Седова Г.И.

2Красоткин И. За культурный и благоустроенный город // Виипурский большевик. 1941. 4 марта.

43 ЛОГАВ. Ф. Р. 437. Оп. 1. Д. 1. Л. 12.

44Там же. Д. 2. Л. 170-183

44 Там же. Ф. Р. 440. Оп. 1. Д. 2. Л. 279.

46 Там же. Ф. Р. 437. Оп. 1. Д. 1. Л. 176.

47 Там же. Ф. Р. 6. Оп. 1. Д. 197. Л. 200.

48 Там же. Д. 27. Л.1.

49 Ликвидируем неграмотность // Виипурский большевик. 1941. 12 февр.

40 Советский город хорошеет // Виипурский большевик. 1941. 14 марта.

41 Музею быть // Виипурский большевик. 1941. 30 янв.

42 ЛОГАВ. Ф. Р. 437. Оп. 1. Д. 1. Л. 259.

43 Там же. Ф. Р. 2. Оп. 2. Д. 2. Л. 1.

44Уткин Н.И. Россия-Финляндия: «Карельский вопрос». М., 2003.

Поступила в редакцию 30.04.09

G.I. Bolshakova, candidate of history, associate professor, doctoral candidate Soviet Vyborg: from the history of the town formation and development in 1940s

This article is devoted to the Soviet stage of development of the former Finnish economical and cultural center - Vyborg. This town changed its state belonging twice during the So-viet-Finnish War and the Great Patriotic War. And finally, Vyborg was separated from the USSR in 1944. In this article the results of research on the post-war Vyborg are analysed. Here the town state is shown after the battle. At that time Soviet Vyborg was populated and developed in the new social and political conditions.

Большакова Г алина Ивановна, кандидат исторических наук, доцент, докторант ГОУВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Г ерцена»

188800, Россия, г. Выборг,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ул. Прогонная, дом 17. E-mail: galina.ist54@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.