Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: КЛЮЧЕВЫЕ ЭТАПЫ, АНАЛИЗ СРЕДЫ И ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНЫХ СТРАТЕГИЙ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: КЛЮЧЕВЫЕ ЭТАПЫ, АНАЛИЗ СРЕДЫ И ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНЫХ СТРАТЕГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
стратегический менеджмент / анализ среды / позиционирование / выработка стратегии / SWOT-анализ / миссия компании / strategic management / environmental analysis / positioning / strategy development / SWOT analysis / Porter's five forces / company's mission

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аннамурадова А. М., Бердиева О. Г., Мурадова А. О.

Статья рассматривает основы стратегического менеджмента, выделяя три ключевых этапа: анализ среды, позиционирование и выработка стратегии. Исследование подчеркивает важность отслеживания внешних и внутренних факторов, воздействующих на компанию, и использование аналитических инструментов, таких как SWOT-анализ. Статья также подчёркивает роль миссии и целей в формировании образа компании и приводит примеры успешных стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC MANAGEMENT: KEY STAGES, ANALYSIS OF ENVIRONMENT AND FORMATION OF SUCCESSFUL STRATEGIES

Article examines the basics of strategic management, highlighting three key stages: environmental analysis, positioning and strategy development. The study highlights the importance of tracking external and internal factors affecting the company and using analytical tools such as SWOT analysis. The article also highlights the role of mission and goals in shaping the company's image and provides examples of successful strategies.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: КЛЮЧЕВЫЕ ЭТАПЫ, АНАЛИЗ СРЕДЫ И ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНЫХ СТРАТЕГИЙ»

УДК 33 Аннамурадова А.М., Бердиева О.Г., Мурадова А.О.

Аннамурадова А.М.

старший преподаватель Туркменский государственный архитектурно-строительный институт

(г. Ашхабад, Туркменистан)

Бердиева О.Г.

старший преподаватель Туркменский государственный архитектурно-строительный институт

(г. Ашхабад, Туркменистан)

Мурадова А.О.

старший преподаватель Туркменский государственный архитектурно-строительный институт

(г. Ашхабад, Туркменистан)

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: КЛЮЧЕВЫЕ ЭТАПЫ, АНАЛИЗ СРЕДЫ И ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНЫХ СТРАТЕГИЙ

Аннотация: статья рассматривает основы стратегического менеджмента, выделяя три ключевых этапа: анализ среды, позиционирование и выработка стратегии. Исследование подчеркивает важность отслеживания внешних и внутренних факторов, воздействующих на компанию, и использование аналитических инструментов, таких как SWOT-анализ. Статья также подчёркивает роль миссии и целей в формировании образа компании и приводит примеры успешных стратегий.

Ключевые слова: стратегический менеджмент, анализ среды, позиционирование, выработка стратегии, SWOT-анализ, миссия компании.

Стратегический менеджмент — это управление ресурсами организации для достижения её целей и задач. Ключевые элементы стратегического

управления: постановка целей, анализ конкурентной среды, отраслевой и организационный анализ, формирование стратегии, её реализация, измерение, мониторинг и контроль.

Компании формируют стратегию на много лет вперед, чтобы оказаться в намеченной точке. Например, увеличить выручку втрое или открыть сеть офисов по всему миру. При планировании обучения или смены карьерного трека также можно обратиться к стратегическому менеджменту.

Основы стратегического менеджмента: 3 этапа стратегического управления.

Вот три ключевых этапа, которые помогают предприятиям реализовать свои стратегии:

1. Анализ среды. Компания не существует вне общества, поэтому одна из задач отдела стратегии — отслеживать политические, экономические, социальные и другие тенденции, которые воздействуют на организацию извне. Например, финансисты компании будут учитывать актуальные законы, изменения ключевой ставки или особенности продажи валюты, анализировать, какие банки стоит использовать для активностей организации.

Кроме этого, существует анализ внутренних сил — как себя чувствуют сотрудники на рабочем месте, владеют ли они необходимыми профессиональными навыками или им требуется обучение. Организации должны изучить, понять и систематизировать, какие внутренние и внешние силы влияют на их цели и что нужно делать, чтобы оставаться конкурентоспособными. На этом этапе могут выручить аналитические инструменты, например SWOT-анализ.

2. Позиционирование. Компания формирует миссию и цели компании — продающие образы, которые помогают бороться за потребителей и сотрудников. Так, благодаря чёткой маркетинговой стратегии покупатель снова выберет Danone, а кандидат предпочтёт работу в компании, которая отвечает его ценностям.

3. Выработка стратегии. На основе результатов анализа разрабатывают стратегию, определив, как именно компания будет достигать своих целей. Выбирают необходимых людей, технологии и другие ресурсы для выполнения задач, определяют, какие показатели производительности нужны, чтобы измерить успех.

На курсе по управлению командой готовят к роли руководителя: учат реализовывать стратегии, делегировать задачи, работать с такими инструментами, как пять сил Портера, SWOT, Gap, PESTEL и четырёхугольный анализ. Среди наставников — руководители с опытом 5+ лет из IT, финтеха, консалтинга, телекома.

Польза стратегического менеджмента.

Стратегический менеджмент приносит компании финансовые выгоды: увеличивает долю рынка и прибыльность компании, сокращает юридические риски и в итоге повышает доходы организации. Разберём на примерах:

Компания А — это стартап, который быстро масштабируется. Руководство нанимает консультанта по стратегии, чтобы тот провёл аудит. В результате проверки оказывается, что компания платит за приложения и инструменты, которыми не пользуется. Чтобы разобраться в потребностях сотрудников, руководство проводит опрос и составляет список из 20 инструментов, которые можно исключить с минимальными потерями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Porter, M. E. (2008). On Competition. Harvard Business Review Press;

2. Kotler, P., & Keller, K. L. (2016). Marketing Management. Pearson;

3. Kaplan, R. S., & Norton, D. P. (1996). The Balanced Scorecard: Translating Strategy into Action. Harvard Business Press.

Annamuradova A.M., Berdieva O.G., Muradova A.O.

Annamuradova A.M.

Turkmen State Institute of Architecture and Civil Engineering (Ashgabat, Turkmenistan)

Berdieva O.G.

Turkmen State Institute of Architecture and Civil Engineering (Ashgabat, Turkmenistan)

Muradova A.O.

Turkmen State Institute of Architecture and Civil Engineering (Ashgabat, Turkmenistan)

STRATEGIC MANAGEMENT: KEY STAGES, ANALYSIS OF ENVIRONMENT AND FORMATION OF SUCCESSFUL STRATEGIES

Abstract: article examines the basics of strategic management, highlighting three key stages: environmental analysis, positioning and strategy development. The study highlights the importance of tracking external and internalfactors affecting the company and using analytical tools such as SWOT analysis. The article also highlights the role of mission and goals in shaping the company's image and provides examples of successful strategies.

Keywords: strategic management, environmental analysis, positioning, strategy development, SWOT analysis, Porter's five forces, company's mission.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.