7. Кушкумбаев С. Каспий на перекрестке геополитических интересов: Нефть, политика, безопасность / С. Кушкумбаев // Caspian. Ка/ай^п. Almaty. -1999. - P. 18.
8. Сажин В. Каспий 2014: Как разделить пирог? / В. Сажин // Российский совет по международным делам: электронное издание. - Режим доступа: http:// rus-siancouncil.ru/inner/ ?id_4=3627#top, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения: 30 апреля 2014.)
9. Студнева Е. Правовой статус Каспия в пятистороннем формате / Е. Студнева // Международная жизнь: электронное издание. - Режим доступа: http://interaffairs.ru/read.php? item=l 1026, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз.
рус.
«Каспийский регион: Политика, экономика, культура», Астрахань, 2014 г., № 3, с. 90-94.
Е. Ионова,
кандидат исторических наук (ИМЭМО РАН) СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КУРС ДУШАНБЕ
Таджикистан стоит перед угрозой политической и социальной нестабильности, что связано с рядом внешних и внутренних факторов. Резко возросла напряженность на таджико-афганской границе. Внутри страны из-за крайней бедности населения и отсутствия рабочих мест создаются условия для распространения радикального исламизма. Настораживающим фактором является повышение внимания к Таджикистану со стороны США, которые, как свидетельствуют события последних лет в различных регионах мира, стремятся использовать внутреннюю нестабильность отдельных стран для решения собственных внешнеполитических задач.
В этих условиях стратегическим курсом Душанбе становится сближение с Москвой. Оно находит отражение, во-первых, в усилении военно-технического сотрудничества России и Таджикистана, как на двусторонней основе, так и в рамках ОДКБ, и, во-вторых, в интересе, который с некоторых пор руководство республики стало проявлять к интеграции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Как заявил осенью 2014 г. президент Э. Рахмон, «Таджикистан анализирует экономическую базу и правовые документы Евразийского экономического союза и не исключает присоединения к этому союзу»1. Всесторонним изуче-
1 http://berlek-nkp.com/tadzhikistan/3048-tadzhikistan-rassmatrivaet-...
нием возможных последствий присоединения республики к ЕАЭС занимается в настоящее время специальная экспертная группа при президенте РТ, в которую вошли представители Министерства экономического развития и торговли республики, а также Евразийской экономической комиссии1.
Следует иметь в виду, что Таджикистан входил в состав ЕврАзЭС, правопреемником которого стал ЕАЭС, и, соответственно, обладает опытом интеграционного общения на постсоветском пространстве. За время существования ЕврАзЭС было подписано свыше 50 торгово-экономических соглашений, в которых принимал участие и Таджикистан, причем многие из них не потеряли своей актуальности. Вместе с тем вступление республики в ЕАЭС, которое предполагает более высокий уровень интеграции, осложняется рядом факторов.
Во-первых, Таджикистан, так же как и Киргизия, является членом ВТО, что требует дополнительной работы по гармонизации его законодательства с законодательствами других стран -членов ЕАЭС.
Во-вторых, в республике опасаются, что введение единого тарифного регулирования на границе с Китаем будет препятствовать притоку дешевых китайских товаров, заполняющих сейчас внутренний рынок республики. По данным официальной китайской статистики, Поднебесная стала главным торговым партнером РТ, оттеснив Россию на второе место. (Таджикская статистика первое место в товарообороте республики отводит РФ, что свидетельствует о значительных объемах «серого» импорта из КНР, который не учитывается таджикскими таможенными органами.)
В-третьих, на сегодняшний день не сняты до конца противоречия по пограничным вопросам между Таджикистаном и Киргизией, которая де-факто уже вступила в ЕАЭС. Дело доходит до пограничных столкновений, подрывающих отношения Бишкека и Душанбе. Кроме того, незавершенность процесса делимитации таджико-киргизской границы затрудняет определение единого таможенного пространства ЕАЭС. По мнению экспертов, если бы Таджикистан вступил в Таможенный союз и ЕАЭС одновременно с Киргизией (её присоединение к союзу намечено на май текущего года), то в результате создания с ней единого таможенного пространства могли бы быть сэкономлены значительные средства,
1 http://asialive.info/2015/02/posol_rossii_vstuplenie_v_eaes_prineset_tadzhiki stanu ...
которые запросил Бишкек на обустройство своих таможенных границ.
К числу выгод, которые республика может получить от вступления в ЕАЭС, таджикские эксперты относят значительное расширение рынка сбыта местной продукции. В частности, они отмечают, что в связи с введенными Россией ограничениями на поставки продукции европейских сельхозпроизводителей аграрии Таджикистана значительно увеличили свой экспорт на российский рынок1. В дальнейшем они могли бы закрепить за собой эту нишу. Кроме того, снятие таможенных ограничений в рамках ЕАЭС может способствовать развитию и повышению конкурентоспособности таких отраслей экономики РТ, как добыча полезных ископаемых, животноводство и хлопководство. При этом могут существенно возрасти инвестиции из стран ЕАЭС в экономику Таджикистана. В частности, Казахстан проявляет интерес к инвестированию в экономику РТ, учитывая наличие в республике особых экономических зон, в которых действуют налоговые льготы и преференции. Наконец, особое значение для республики могло бы иметь облегчение условий трудовой миграции.
Однако если вопрос о присоединении к ЕАЭС находится пока на стадии самого предварительного обсуждения, то военно-техническое сотрудничество Москвы и Душанбе отличает высокий уровень развития. Военная помощь России особенно актуальна в связи с ростом угроз со стороны таджико-афганской границы. Власти Таджикистана крайне встревожены обострением ситуации на афганских рубежах, которое в Душанбе связывают с выводом основного контингента сил международной коалиции из Афганистана.
В начале февраля текущего года руководители правоохранительных органов страны заявили о скоплении большого количества вооруженных отрядов на афганском берегу реки Пяндж. Как сообщают источники, в 2014 г. таджикские военные зафиксировали более 100 нарушений таджико-афганской границы. В декабре боевики захватили в заложники четырех таджикских пограничников. Вылазки афганских нарушителей продолжались и в этом году, несмотря на то что с 28 декабря 2014 г. Таджикистан перешел на усиленный режим охраны границы2.
1 http://berlek-nkp.com/tadzhikistan/3484-cgi-berlek-edinstvo-tadzhikistan-stal-...
2 http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1422956700
Общая протяженность таджико-афганской границы составляет 1344 км - это 60% бывшей советско-афганской границы. В настоящее время её охраняют 16 тыс. пограничников, что почти в 2 раза меньше, чем во времена СССР. Кроме того, после ухода в 2005 г. российских пограничников значительно ухудшилось техническое обеспечение защиты южных рубежей республики: у таджикских пограничников нет ни авиационной поддержки, ни современных систем охраны. В связи с этим ещё в сентябре 2013 г. на заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ в Сочи Э. Рахмон обратился с просьбой о помощи к партнерам по ОДКБ. Судя по всему, в Душанбе считают, что даже наличие в Таджикистане российской 201-й военной базы не может полностью исключить прорыва боевиков.
В Сочи было принято решение об оказании Таджикистану военно-технической помощи для укрепления пограничных войск республики. Подсчитано, что на обустройство таджико-афганской границы потребуется 45 млн долл. По словам генерального секретаря ОДКБ Н. Бордюжи, государства - члены ОДКБ берут на себя обязательства по оказанию помощи в создании инфраструктуры охраны таджико-афганской границы: строительство застав и контрольно-пропускных пунктов, создание технических заграждений1. При этом Таджикистан и сам немало делает для её укрепления. В частности, несмотря на экономические проблемы, республика вложила значительные средства в строительство новых пограничных застав и укомплектование офицерского состава.
Однако решения, принятые в Сочи в 2013 г., не были выполнены полностью, что вызывало недовольство официального Душанбе. По словам таджикского эксперта по проблемам безопасности К. Джалилова, «если Россия и страны ОДКБ будут тянуть с обещаниями, Таджикистан, скорее всего, вынужден будет обратиться за поддержкой к другим партнерам - Китаю, Индии или Европейскому союзу»2. В декабре 2014 г. на очередном саммите глав стран - участниц ОДКБ в Москве президент РТ вновь поднял вопрос о предоставлении в полном объеме помощи по обеспечению безопасности таджико-афганской границы. Со своей стороны, российский президент указал на другую сторону «афганского» вопроса. По мнению В. Путина, приоритетным является налаживание и расширение связей с правительством Афганистана, что
1 Шр ://Ъег1ек-пкр.сош/шат/ 12914а(17Ык181апи-пеоЪЬо111та-11о81а1;осЬпо-...
2 Шр://^гиглг.сеп1ха81а.ги/пеш8А.рЬр?81=1422956700
должно помочь также скорейшей нормализации обстановки в регионе1. На саммите председательство в ОДКБ перешло от России к Таджикистану.
По словам Бордюжи, была подписана программа перевооружения Вооруженных сил Таджикистана, аналогичная работа ведется с Киргизией. По словам генсека ОДКБ, «все Вооруженные силы, особенно те формирования, которые входят в состав Коллективных сил ОДКБ, должны иметь однотипное, оперативно совместимое современное вооружение, военную технику и связь»2. Свидетельством дальнейшего развития сотрудничества России и Таджикистана в военной сфере стали итоги состоявшегося в конце января текущего года рабочего визита в Душанбе заместителя министра обороны РФ А. Антонова.
Согласно официальному сообщению, «были намечены пути выполнения решений, принятых президентами двух стран, по повышению боевых возможностей Вооруженных сил Таджикистана в противодействии террористическим угрозам с афганской территории в условиях вывода оттуда международных коалиционных сил»3. По словам российского представителя, военное ведомство РФ «сделает все возможное для того, чтобы Вооруженные силы Таджикистана были мощными, квалифицированными и оснащенными современными вооружениями и военной техникой»4.
Помимо внешних угроз, в республике существуют условия для нарастания социальной нестабильности, которая в мусульманских странах принимает окраску радикального исламизма. Его питательной средой является крайняя бедность населения, которая даже по официальным данным охватывает до 32-35% жителей республики. Нехватка рабочих мест, связанная с отсутствием развития реального производства, усугубляется в настоящее время возвращением сотен тысяч мигрантов из России, ставших невъездными в результате ужесточения российского миграционного законодательства. Эксперты не исключают того, что часть бывших гастарбайтеров может примкнуть к экстремистским группировкам.
По данным Всемирного банка, объем денежных переводов таджикских трудовых мигрантов из России сопоставим с 50% ВВП
1 http://berlek-nkp.com/tadzhikistan/3627-cgi-berlek-edinstvo-obitogah-sammita...
2 http://rus.ozodi.org/content/article/26795002
3 http://berlek-nkp.com/tadzhikistan/3868-v-dushanbe-svizitom-nahoditsya-...
4 http://rus.ozodi./content/article/26815607.html
республики. Эксперты считают, что в результате обесценения рубля и ужесточения правил пребывания в России объемы денежных переводов граждан РТ могут сократиться с нынешних 4 млрд долл. до 2 млрд долл.1 Для снижения негативного эффекта в республике разработан антикризисный план, в котором главное место занимает создание 200 тыс. рабочих мест. При этом, как отмечают наблюдатели, расчет делается на китайские инвестиции в реальный сектор экономики. Однако выполнимость этих планов вызывает сомнения, поскольку по условиям таджико-китайских соглашений предусматривается, как правило, привлечение китайской рабочей силы.
В этих условиях весьма настораживающим представляется усиление внимания к Таджикистану со стороны Вашингтона, активизация которого на постсоветском пространстве несёт угрозу социально-политической дестабилизации. В конце первой недели февраля текущего года в Таджикистане находились два помощника госсекретаря США - заместитель госсекретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Д. Розенблум и заместитель госсекретаря по вопросам демократии, прав человека и международной религиозной свободы С. Фельдштейн. По мнению экспертов, эти визиты были связаны с попыткой предостеречь руководство Таджикистана от «интеграционной ошибки» и отражали озабоченность Вашингтона по поводу сближения Душанбе и Москвы в связи с наметившимся курсом на интеграцию в формате Евразийского экономического союза.
К этим визитам было приурочено заседание Координационного совета по развитию при президенте Таджикистана, в состав которого входят 30 многосторонних и двусторонних организаций, а также подразделений ООН. В ходе заседания, в котором приняли участие посол США в Таджикистане С. Эллиот и исполнительный директор Всемирного банка Й. Фриден, партнеры пообещали оказать республике помощь в связи с влиянием экономической ситуации в России на таджикскую экономику2.
Позиция Запада нашла отражение в рекомендациях аналитиков британского центра Center for Eurasian Strategic (CESI), где отмечалось, что «президенту Э. Рахмону необходимо пересмотреть свою внешнюю политику и дальнейший экономический курс, чтобы сохранить стабильность в стране». «Нахождение в зоне влия-
1 http:/rus.ozodi.org/content/article/26827243.html
2 http://rus.ozodi.org/content/article/26839788.html
ния России несет основные риски как для политического режима в Таджикистане, так и для общей системы безопасности страны», -цитирует публикацию СЕ81 эксперт «Независимой газеты» В. Панфилова1.
Усиление внимания Вашингтона к Таджикистану некоторые эксперты связывают также с парламентскими выборами в республике, намеченными на март текущего года. Основная борьба за депутатские мандаты развернулась между правящей Народно-демократической партией Таджикистана (НДПТ) и Партией исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). На предыдущих выборах НДПТ получила 55 из 63 мест в нижней палате парламента, по два депутатских места досталось коммунистам, Партии экономического развития и ПИВТ. Три партии - Демократическая, Социалистическая и Социал-демократическая никогда не получали достаточно голосов избирателей, чтобы иметь хотя бы один депутатский мандат2.
На нынешних выборах ПИВТ приняла меры по увеличению числа своих членов и сторонников за счет трудовых мигрантов из России, с которыми регулярно встречается лидер партии М. Кабири3. На сегодняшний день их число достигает 2 млн человек, что составляет значительную часть электората 8-миллионной страны. Основным козырем в борьбе за власть главного конкурента правящей партии стала разваленная экономика и бедственное положение рядовых граждан. При этом оппозиция солидарна с властью в вопросе возможного вступления в ТС и ЕАЭС. По словам Кабири, «постепенное вхождение в Евразийский союз отвечает чаяниям и ожиданиям таджикского народа, который имеет общую историю, культуру и опыт совместного проживания со всеми
народами, живущими на евразийском пространстве».
Выступая на Втором Казанском общественном форуме «Евразийская интеграция: достижения и проблемы» в ноябре 2014 г., он отметил, что народ Таджикистана, согласно последним опросам, больше всех в регионе поддерживает региональные интеграционные процессы. Касаясь проблемы исламского радикализма, оппозиционный политик подчеркнул, что для предотвращения
1 Шр://^г^иг.сеп1ха81а.ги/пеш8А.рЬр?81;= 1423196820
2 Шр://^г^иг.сеп1ха81а.ги/пеш8А.рЬр?81;=1423170360
3 Шр://,л',л'ш.сеп1ха81а.ги/пе'лг8А.рЬр?81;= 1419600540
роста его влияния необходимо расширять сотрудничество между странами не только в сфере безопасности.
«Сегодня вопрос борьбы с радикализмом волнует всех нас, в том числе политические партии региона. Мы думаем, что одними силовыми методами эту проблему решить невозможно. Необходимо предпринять комплекс мер политического, правового и культурного характера», - заявил М. Кабири1.
«Россия и новые государства Евразии. ИМЭМО РАН»,
М, 2015 г., № 1, с. 109-115.
1 http://www.regnum.ru/news/polit/1871254.html