Научная статья на тему 'Стратегический базис диверсификации экономики республики Казахстан и механизмы ее реализации'

Стратегический базис диверсификации экономики республики Казахстан и механизмы ее реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / МЕТОД / НАПРАВЛЕНИЯ / DEVELOPMENT / ECONOMY / MANAGEMENT / DIRECTIONS / TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Габдуллин Р. Б.

Перманентно изменяющиеся экономические условия ставят перед Казахстаном качественно новые задачи по достижению максимально высоких темпов и показателей социально-экономического развития, направленных на диверсификацию национальной экономической системы. В работе рассматриваются приоритетные направления экономического развития, на которых следует сконцентрировать акценты макроэкономического регулирования, а также предлагаются методы и механизмы, направленные на достижение высоких показателей развития республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC BASIS OF ECONOMY DIVERSIFICATION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AND MECHANISMS OF ITS REALIZATION

The permanently changing economic conditions challenge Kazakhstan with qualitatively new tasks of achieving maximally high tempos and indicators of social-economic development, aimed at diversification of the national economic system. The article views the priority directions of economic development, on which the macroeconomic regulation should be concentrated, and suggests techniques and mechanisms aimed at achieving high development indicators in the Republic.

Текст научной работы на тему «Стратегический базис диверсификации экономики республики Казахстан и механизмы ее реализации»

УДК 338.2 (574)

Р.Б. ГАБДУЛЛИН, кандидат экономических наук, научный сотрудник

Институт экономики Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, г. Алматы

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БАЗИС ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Перманентно изменяющиеся экономические условия ставят перед Казахстаном качественно новые задачи по достижению максимально высоких темпов и показателей социально-экономического развития, направленных на диверсификацию национальной экономической системы. В работе рассматриваются приоритетные направления экономического развития, на которых следует сконцентрировать акценты макроэкономического регулирования, а также предлагаются методы и механизмы, направленные на достижение высоких показателей развития республики.

Ключевые слова: развитие; экономика; управление; метод; направления.

Логика развития экономических процессов адекватно отражает реальные проблемы современности. Признание непрерывной изменчивости внешних и внутренних экономических процессов и качественной устойчивости системы в целом составляют теоретическую основу экономического развития. Другими словами, специфика социально-экономического развития проявляется в единстве устойчивости и изменчивости и соединяет в себе постоянство наиболее существенных параметров при непрерывном диалектическом их развитии [1].

Состояние экономики, ее устойчивость находятся в прямой зависимости от изменения ее составляющих, выступающих как предпосылка и способ сохранения экономики в целом. Устой -чивость экономики обусловлена и порождена изменчивостью ее составляющих (отраслей, сфер, процессов и механизмов). При таком подходе устойчивость и изменчивость явления не параллельные в экономике, а одно из них предполагает другое. Эти философские по своей сути идеи имеют существенное значение для понимания ключевых проблем устойчивого социально-экономического развития и механизмов его регулирования. Устойчивость выступает как единство процессов изменения и стабилизации экономики, основанная на процессах и механизмах регулирования.

Благодаря процессам и механизмам управления и регулирования экономическая система способна осуществлять целесообразное взаимодействие с окружающей средой, координировать и субординировать отношения собственных компонентов, направлять их движение, равно как и всей системы

к запрограммированной цели. В результате экономика страны как единая система сохраняет свою целостность и качественную определенность.

Выбор и обоснование механизмов, обусловливающих социально-экономическое развитие, опирается на внутренние и внешние экономические интересы страны, связанные с реализацией стратегии и приоритетов развития. Экономическая стратегия любого государства определяет трансформацию приоритетов и механизмов государственного вмешательства в экономику для реализации его стратегических целей [2]. Она характеризует направленность действий государства и принципы их реализации в самом общем виде на долгосрочный период.

Казахстану, как и другим странам СНГ, нужна цивилизованная «Стратегия», обеспечивающая прогрессивное развитие общества, определяемая соответствующим уровнем общественных, политических и нравственных отношений. Для чего необходима согласованная экономическая политика, конкретизирующая принципы государственного вмешательства в экономику, соблюдение которых позволит обеспечить реализацию стратегических задач в текущем и перспективном периодах в разрезе взаимосвязанных направлений деятельности государства?

Перед государством стоит задача выбора варианта трансформации социально-экономической системы, ее рынка. Вместе с тем ход глобальных экономических процессов обусловливает необходимость рассматривать вопросы преобразования национальной социально-экономической систе-

мы через призму проблем, исходящих не только из особенностей национальных социально-экономических отношений и рыночных механизмов, но и с учетом требований мировых и глобальных рынков, поскольку, как показывает практика, воздействие глобальных процессов на национальную экономику сводится к подчинению последней законам гло -бального рынка. Процесс интеграции Казахстана в глобальную экономику зависит от того, в какой степени субъекты национальной экономической системы соответствуют или могут противостоять субъектам глобальной экономики, развиваться, не разрушая особенностей экономической этики своих коренных народов, исторически сложившихся общественных и социальных отношений, имеющих четко выраженную национальную специфику. Отсюда возникает необходимость тщательного сопоставления внутреннего потенциала национальной экономической системы, ее целей и социально-экономических задач развития, интересов населения и отдельных субъектов экономики с требованиями глобального рынка, его структуры и механизмов развития, его элементов и свойств.

Основное внимание должно быть уделено учету таких интересов, как соответствие стратегических целей и задач, а также применяемых конкретных мер регулирования по их реализации, потребностям и возможностям экономики в интересах населения.

Для того чтобы экономика дала мощный импульс развития, необходима такая ее модернизация, которая наряду с учетом специфических особенностей страны, ее национального менталитета стала экономической основой для решения социальных проблем, снижения дифференциации населения, устранения бедности.

В связи с этим в настоящее время в Казахстане необходимы масштабные преобразования, являющиеся более существенными, чем однобокий экономический рост за счет сырьевых отраслей экономики, ведущий лишь к проеданию национального богатства и подавлению экономики в целом.

Экономическая политика государства в области освоения природных ресурсов должна исходить из целей эффективного использования полученных доходов для долгосрочного развития конкурентоспособной, сбалансированной экономики на основе роста занятости и предоставления равных социальных возможностей населению все регио-

нов страны. Достижение этих целей - регулируемые процессы, которые должны быть согласованы и гармонизированы. Государство должно задавать направления процессам развития, определять и разрабатывать «Стратегию», выступать как организатор ее реализации и как ответственный за порядок, установление правил игры и являться гарантом их стабильности и выполнения, а также представителем общественных интересов.

Если говорить о государственных стратегических приоритетах, то наряду с сохранением территориальной целостности страны, устойчивостью политической системы государства основное внимание должно быть уделено таким вопросам, как:

- эффективное использование доходов от освоения природных ресурсов для долгосрочного развития конкурентоспособной, сбалансированной экономики на основе роста занятости и предоставления равных социальных возможностей всему населению страны;

- развитие конкуренции и предпринимательской активности во всех секторах экономики;

- динамичное развитие ключевых секторов экономики (инфраструктура, транспорт, связь);

- постоянное улучшение условий жизни - здоровья, образования, культуры и благосостояния всех граждан Казахстана, сохранение окружающей среды, культурных и духовных ценностей народов;

- выработка стабильного внешнеэкономического курса, исходящего из долгосрочных национальных и экономических интересов, ориентированных на высшие стандарты человеческого развития и не подверженных факторам уязвимости субъективного характера, определяемых экономической политикой развитых капиталистических стран.

В соответствии с выбранными приоритетами в центре внимания оказывается макроэкономическое развитие, характеризующееся усложнением взаимосвязей, конкретных количественных пропорций, видоизменением моделей структуры национальной экономики.

При решении вопросов формирования эффективной национальной экономической системы исходят из определения стратегических целей дальнейшего социально-экономического развития. Отсюда возникает объективная необходимость изучения качественных характеристик социально-экономического развития, несомненным условием

которого является выявление благоприятных условий, определение приоритетных перспективных направлений и формирование надежных действенных механизмов обеспечения и реализации.

В первую очередь вопросы качественного преобразования национальной социально-экономической системы связаны с реализацией таких важнейших стратегических целей, как:

- формирование рыночной модели социально-экономического развития, обеспечивающей создание максимально благоприятного инвестиционного климата и условий для программного обеспечения инвестиций;

- проведение качественных структурных преобразований в экономике, активное внедрение результатов научной и изобретательской деятельности в практику, увеличение доли высокотехнологичных отраслей в производстве валового внутреннего продукта;

- обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции (товаров и услуг) на внутреннем и внешнем рынках.

Долгосрочные перспективы должны быть связаны, прежде всего, с ускорением процесса преобразования структуры экономики Казахстана [3]. Структура экономики должна соответствовать целям социально-экономического развития страны и только в этом случае она выступает характеристикой устойчивости, национальной безопасности (экономической, технологической, экологической, оборонной, энергетической и информационной) и определяет перспективность общественного производства (экономическую и социальную). Прошедшая в Казахстане структурная перестройка осуществлялась под влиянием рыночных механизмов, в результате чего большинство отраслей (в основном перерабатывающей и обрабатывающей промышленности) вышли на спросовые ограничения, а опережающее развитие получили отрасли торговли и финансово-банковского сектора, крайне важные для функционирования рыночной экономики, но вместе с тем сохранялась высокая доля неопределенности перспектив развития этих отраслей. Доминирующее положение на рынке закрепилось за отраслями нефтегазового сектора, цветной и черной металлургии, характеризующихся определенной ориентацией на внешний рынок, и в то же время спрос на продукцию этих отраслей

ограничивается относительно невысокими темпами роста экономики развитых стран.

Как показывают аналитические исследования, развитие новых экономических и общественных отношений, в данном случае глобальной экономики, является главным условием обеспечения устойчивых и качественных изменений в обществе. Основанием для такого вывода является усиление влияния научной и инновационной деятельности, наукоемких и информационных технологий на экономику, государство, общество и обретение ими качественно новых характеристик и механизмов функционирования, возросших требований к качественному образованию. Технологическая революция с информационными технологиями в центре заново и ускоренными темпами формируют материальную основу общества. Национальные экономики во всем мире становятся глобально взаимозависимыми. Они активно включаются в процессы интернационализации с различными формами международной интеграции и кооперации, в результате чего рынки становятся более прозрачными. В итоге снижаются издержки выхода на рынках для малого и среднего бизнеса, ломаются устоявшиеся кооперативные связи, крупные корпорации унифицируют свои структуры, устраняя неэффективные подразделения и звенья и тем самым ощутимо повышают свою рентабельность. В своей основе потенциал взаимовыгодной международной интеграции открывает новые перспективы и для казахстанских предприятий по мере того, в каких размерах они окажутся включенными в новые связи.

Однако, как и всякий процесс, интеграция и глобализация формируются на соблюдении принципов единства противоположностей, диалектического противоречия и других, то есть, наряду с плюсами имеются и минусы. В числе минусов - усиление дифференциации. Развитие новых технологий создает объективные условия для перехода на новый инновационно-информационный экономический уклад всем экономическим системам сферам и отраслям без исключения, однако выигрывают, как правило, страны и крупные корпорации, которые уже сегодня контролируют процесс создания новых технологий и предпочитают занимать главенствующие позиции на основных мировых рынках, где реализуется и будет рекомендоваться продукция, созданная с применением новейших технологий.

В условиях международной интеграции и глобализации Казахстану ничего не остается, как только принять на себя риски участия в международном разделении труда, попытаться найти свою нишу в глобальном мире. В связи с этим Казахстан, обладающий мощным экономическим потенциалом (основу которого составляют нефтегазовая и металлургическая промышленность, а также ориентированные на экспорт финансовые, телекоммуникационные, транспортные, торговые и информационные услуги), делает конкретные шаги по налаживанию эффективных связей с мировым сообществом. На первом плане выбор конструктивных направлений, обеспечивающих возможность функционировать в глобальной экономике.

В настоящее время наиболее реальными и возможными, с нашей точки зрения, являются три направления интеграции экономики Казахстана в процессы глобализации.

Первое направление связано с созданием благоприятных внутренних и внешних условий для дальнейшего проведения реформ в национальной экономике и ее выхода на внешний рынок. В числе потенциальных проблем, характеризующих состояние экономики, которые неизбежно возникают в ходе интеграционных процессов - необходимость дальнейшего ее подъема и развития на базе коренного преобразования технико-технологической основы широкого внедрения инновационно-информационных технологий как фундаментальной базы процесса реструктуризации и обеспечения условий для устойчивого социально-экономического развития. Конкретные шаги в этом направлении уже делаются.

Для решения указанных стратегических целей должна быть создана цивилизованная социальная рыночная система. Это возможно при условии согласованной, сбалансированной экономической политики, учитывающей экономические, социальные и политические интересы народов не только Казахстана, но и других государств, связанных обязательствами по совместному решению насущных экономических, социальных и экологических проблем. Поэтому внешняя сторона экономической политики должна быть направлена на укрепление согласия между странами (как ближнего, так и дальнего зарубежья), особенно при решении таких важных проблем, как реструктуризация, укрепление научно-технических и

производственных связей, создание свободного экономического пространства, создание равновыгодного демократически управляемого рынка, создание единой природоохранной системы и др.

Второе направление связано с интеграцией крупных компаний по добыче минерально-сырьевых ресурсов и других отраслей в мировое экономическое пространство. Это самый информационно насыщенный сектор, постоянно обновляющий информационные технологии. В их числе иностранные компании, работающие в нефтегазовом, металлургическом, коммуникационном и транспортном секторах страны, а также национальные компании. В настоящее время они доминируют в экономике Казахстана, но вместе с тем не включают все экономические процессы территории, на которой они расположены, а также человеческие ресурсы данного региона, хотя и оказывают косвенное влияние на всю экономику страны. В то же время минерально-сырьевой сегмент экономики страны в большей степени подвержен структурной нестабильности, поскольку сами процессы глобализации высокодинамичны, эксклюзивны, устойчивы и зависят от конъюнктуры политических решений и экстремальных ситуаций планетарного характера.

Третье направление связано с созданием объективных условий и механизмов усиления региональной и мировой интеграции. В рамках СНГ действуют прогрессивные механизмы интеграции в качестве региональных объединений различных типов. Казахстан входит в состав Евразийского экономического сообщества (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия), Единого экономического пространства (Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина), Таможенного союза, Центрально-Азиатского экономического сообщества (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан).

Исходя из вышеизложенного, формирование системы механизмов реализации стратегии социально-экономического развития осуществляется в следующих направлениях:

- разработка сбалансированной системы механизмов, обеспечивающих эффективное сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования в зависимости от меняющейся экономической ситуации и осуществления экономических процессов в решении текущих и стратегических задач;

- разработка механизмов трансформации социально-экономической системы Казахстана, ее рынка в соответствии с возможностями развития экономики и интересами населения, а также характеристиками глобальной экономики;

- разработка механизмов формирования инновационно-индустриального потенциала, обеспечивающих создание организационно-правовой и финансовой базы трансферта зарубежных новейших технологий, производство высокотехнологичных наукоемких продуктов с высокой добавленной стоимостью;

- разработка системы механизмов, реализующих потенциал взаимовыгодной международной интеграции, открывающих новые перспективы для казахстанской экономики.

Представленный процесс социально-экономического развития носит объективный характер и до известной степени подчиняется определенным закономерностям, правилам и ритмам. Однако в

процессе реализации не исключается возможность определенных отклонений от заданных правил и параметров (в пространстве и во времени), что определяется не только свободой выбора субъектов экономики и поведением в различных экономических ситуациях, но и требованиями внешних (мирового, глобального) рынков. В этих случаях каждое регулирующее воздействие должно быть итогом анализа взаимодействия системы рыночных отношений.

Список литературы

1. Бердонгаров К.Б. Научно-логические размышления о жизнеустройстве человечества в новом тысячелетии. -Т. 2. - Алматы, 2003. - С. 48.

2. Космамбетова Р.И. Организация стратегического управления экономикой в условиях глобализации: теория, методология, механизм. - Алматы, 2007. - С. 98.

3. Послание Президента РК Н. Назарбаева к народу Казахстана, 2012. - URL: www.akorda.kz

В редакцию материал поступил 02.04.12

Информация об авторе

Габдуллин Ренат Булатович, кандидат экономических наук, научный сотрудник отдела проблем управления экономикой, Институт экономики Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан Адрес: Республика Казахстан, 050010, г Алматы, ул. Курмангазы, 29 E-mail: [email protected]

R.B. GABDULLIN,

PhD (Economics), Researcher

Institute for Economics of the Committee of Science of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan, Almaty STRATEGIC BASIS OF ECONOMY DIVERSIFICATION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

AND MECHANISMS OF ITS REALIZATION

The permanently changing economic conditions challenge Kazakhstan with qualitatively new tasks of achieving maximally high tempos and indicators of social-economic development, aimed at diversification of the national economic system. The article views the priority directions of economic development, on which the macroeconomic regulation should be concentrated, and suggests techniques and mechanisms aimed at achieving high development indicators in the Republic. Key words: development; economy; management; technique; directions.

References

1. Berdongarov K.B. Nauchno-logicheskie razmyshleniya o zhizneustroistve chelovechestva v novom tysyacheletii (Scientific-logical contemplation over the living mode of humanity in the new millennium). T. 2. Almaty, 2003, p. 48.

2. Kosmambetova R.I. Organizatsiya strategicheskogo upravleniya ekonomikoi v usloviyakhglobalizatsii: teoriya, metodologiya, mekhanizm (Organization of strategic economy management under globalization: theory, methodology, mechanism). Almaty, 2007, p. 98.

3. www.akorda.kz

Information about the author Gabdullin Renat Bulatovich, PhD (Economics), Researcher of the Department of Economics Management, Institute for Economics of the Committee of Science of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan, Almaty Address: 29 Kurmangazy Str., 050010, Almaty, Republic of Kazakhstan E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.